Классификация нормативных предписаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация нормативных предписаний



Ее суть состоит в распределении правового материала по клас-

сам (группам, видам) в соответствии с избранным критерием1. Эта

работа заключается в упорядочении юридических норм на основе

аналогий и различий.

Классификация позволяет установить логический порядок,

четкое и даже геометрическое разграничение правовых явлений,

при необходимости — формальную иерархию понятий, феноме-

нов и ситуаций права. Классификация сведет воедино отличаю-

щиеся на первый взгляд одно от другого явления, которые будут

поставлены в определенном порядке с целью облегчить их рас-

смотрение, анализ и толкование.

Классификация должна осуществляться по следующим прави-

лам:

1) при делении правовых норм надо использовать одно и то же

основание;

2) объем частей множества должен равняться объему всего

классифицируемого множества (правило соразмерности деле-

ния);

3) члены множества должны взаимно исключать друг друга;

4) подразделение на множество должно быть непрерывным,

т. е. нельзя перескакивать через ближайшее подмножество2.

Право применяет большое число классификаций. Например,

существуют различные классификации лиц (физические и юриди-
 

См.: Баранов В. М., Чуманов Е. В. Классификация в российском законода-

тельстве. Н. Новгород, 2005. С. 53.
 

См.: Сивицкий В. А. Систематизация конституционно-правовых норм Рос-

сийской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 13.


Особенная часть
 
 
I i.i (>. Правила формирования содержания нормативных актов

— способы разрешения конфликтов;
3) ставка налога — размер денежных отчислений, размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения (например, 5 руб. за одну лошадиную силу автомобиля). Процентные ставки устанавли- ваются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется де- нежная единица (например, 25% суммы от реализации горючесмазоч- ных материалов); 4) способы уплаты налога. В Российской Федерации существуют следующие основные способы уплаты налога: а) уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах). Обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; б) уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) предше- ствует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного нало- говым агентом; в) кадастровый способ уплаты налога. При уплате налогов на ос- нове кадастра их размер исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом полу- чения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении недвижимости; 5) сроки уплаты налога. Сложно говорить об установленном нало- ге, если в законе отсутствует определенность в вопросе о сроке его уп- латы. Вот почему срок — это необходимый элемент любого закона о налогах; 6) ответственность за нарушение налогового законодательства. Можно с большой долей уверенности утверждать, что уплата нало- гов — нежелательная для каждого обязанность, в результате многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. Именно поэтому закон о налоге не может существовать без системы мер ответственности, гарантирующей уплату налога. В целом к лицу, совершившему налоговое правонарушение, воз- можно применение мер уголовной, административной и финансовой ответственности. Нормы, предусматривающие финансовую ответст- венность за нарушение налогового законодательства, сконцентриро- ваны в Налоговом кодексе РФ. Он предусматривает меры ответствен- ности за конкретные правонарушения;

— механизмы поддержки санкций (их исполнения).

Рассмотрим пример налогового правоотношения.

Известно, что только представительный орган власти может уста-

навливать налоги. Однако что значит установить налог? Вероятно, не-

достаточно в Налоговом кодексе РФ просто провозгласить, что в Рос-

сийской Федерации устанавливается налог на рождение первенца.

Чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен со-

держать некоторый набор информации, который сделает налог опре-

деленным. Это, например, сведения о лице, обязанном уплачивать

налоги, об обстоятельствах, при наличии которых возникает эта обя-

занность, о размере налогового обязательства, порядке его исполне-

ния. Данная информация называется элементами закона о налоге.

Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу,

основу закона о налоге. Конкретное же содержание элементов опре-

деляет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Обычно в законе о налоге содержатся следующие элементы:

1) субъект налога (налогоплательщик) — лицо, которое в соответ-

ствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет

(юридический налогоплательщик). Юридического налогоплательщи-

ка следует отличать от фактического налогоплательщика, т. е. лица,

которое хотя непосредственно налог и не уплачивает, но в конечном

счете принимает на себя его бремя (например, покупатель товара в

отношении косвенных налогов). Когда мы говорим о субъекте налога,

то имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Иногда исполнение обязанности уплатить налог возлагается не на

самого налогоплательщика, а на налогового агента, уплачивающего

налог из средств налогоплательщика. Так, подоходный налог чаще

всего уплачивается предприятием, производящим выплату граждани-

ну. Соответственно, налогоплательщик получает выплаты за исклю-

чением суммы налога. Налоговый агент не является налогоплатель-

щиком;

2) объект налогообложения — материальные предметы либо их ха-

рактеристика (стоимостная, количественная или физическая), а также

операции (юридические действия) с данными предметами, с наличи-

ем (совершением) которых законодательство связывает возникнове-

ние налоговой обязанности. Соответственно, объектом налогообло-

жения признаются доходы, стоимость определенных товаров, отдель-

ные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование

природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц,

передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг

и др.;


 
 
i 6. Правила формирования содержания нормативных актов
Особенная часть
Однако административные правонарушения из Кодекса РФ об административных правонарушениях давно стали разноситься по специальным актам. И это правильно: в специализированном нормативном акте в таком случае мы находим логические нормы в полном составе. Таким актом удобно пользоваться. Если бы этого не происходило, Кодекс стал бы необозримым, если учесть, что сложность общественной жизни влечет усиление работы исполни- тельных органов власти. Постоянно растет число административ- ных правонарушений и санкций, налагаемых за неисполнение ад- министративных распоряжений. Относительно установления санкций в нормативном акте дей- ствуют следующие правила: - санкции должны быть соразмерны тяжести правонаруше- ний; - должна быть определена процедура наложения санкций; - должно содержаться указание на механизм их исполнения. Отсутствие дублирования нормативных предписаний Следует понимать суть механического дублирования, т. е. си- туации, когда по недосмотру разработчики помещают в норматив- ный акт тождественное или аналогичное нормативное предписа- ние. Эту ситуацию можно смело квалифицировать как правотвор- ческую ошибку. Обратим внимание на допустимое, но нежелательное дублиро- вание нормативных предписаний. Согласно ст. 606 ГК РФ «по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендато- ру (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользо- вание или во временное пользование». Если бы законодателем не был применен прием юридической тех- ники вынесения за скобки одинаковых положений, касающихся мно- гих статей нормативного акта (они обычно сосредоточиваются в об- щей (первой) части нормативного акта или в разделе «Общие положе- ния»), то данная статья выглядела бы примерно следующим образом: «По договору аренды арендодатель (дееспособный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, или организация, являющаяся юридическим лицом, т. е. имеющая обособленное имущество и отве- чающая по своим долгам, способная от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а также выступать в суде) обязуется предоставить арендатору (дееспособному гражданину, дос- тигшему возраста восемнадцати лет, или организации, являющейся

7) льготы по налогу. Как правило, в любом законе о налоге устанав-

ливаются те или иные льготы по налогу в форме освобождения от на-

лога, права уменьшения налоговой базы на определенные суммы, ус-

тановления налогооблагаемого минимума и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.65.174 (0.016 с.)