Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие собственных санкций

Поиск

Анализ корпоративных нормативных норм показывает, что в

них, как правило, нет санкций, установленных самой организаци-

ей. Но это не значит, что корпоративные нормы не обеспечены

мерами государственного принуждения. Санкциями за их неис-

полнение чаще всего выступают меры принуждения, установлен-

ные законодательными актами. Рассмотрим пример.

Работники, ответственные за расчет дивидендов, неправильно их

начислили акционеру. При отсутствии в уставе АО либо в положении

о порядке выплаты дивидендов нормы, предусматривающей меры от-

ветственности, акционер может обратиться в суд, который на основе

Гражданского кодекса РФ постановит возместить акционеру причи-

ненный имущественный вред.

Одним словом, в законодательстве практически всегда можно

найти своего рода универсальные санкции и использовать их за

совершение корпоративных проступков.

Указанная особенность корпоративных норм связана с тем, что

корпорация — это образование, производящее социальные блага,

и задача корпоративных норм — отрегулировать, причем как мож-

но лучше, этот созидательный процесс. Корпорации считают из-

лишним тратить энергию на установление охранительных норм.

Кроме того, закон имеет всегда больший авторитет, нежели кор-

поративный акт.

Однако в корпоративных актах можно встретить положения,

устанавливающие правила лишения или непредоставления льгот,

привилегий, благ, прав, которыми могут пользоваться члены кол-

лектива предприятия. Многие ученые не считают это санкциями,

приводя в качестве аргумента следующее: санкции — это всегда

лишение того, что отдельное лицо или структурное подразделение

уже имело. Льготы же предоставляются при наличии определен-

ных условий, показателей, достижение или недостижение кото-

рых лежит в сфере возможностей самого субъекта. По этому во-

просу спор в науке продолжается. Но надо признать: лишение или

непредоставление корпоративных льгот, благ все же оказывает

воспитательное и стимулирующее влияние. Именно это и являет-

ся целью всякой юридической санкции.


 
Глина 9. Правотворческая процедура
 
 
Особенности правовой процедуры Правовой процедуре присущи следующие черты: — она четко изложена в нормативных актах (например, поря- док принятия в вузы прописан в правилах приема в них); — она касается выполнения юридической деятельности (за- ключение брака, назначение пенсии, регистрации предприятия и ДР.); — ее нарушение, как правило, влечет наступление неблагопри- ятных последствий (например, нарушение порядка приема в вуз влечет отмену приказа о зачислении); — она ориентирована на достижение определенной цели (на- пример, регистрация предприятия преследует цель выявить ново- го налогоплательщика); — она гарантирует результативность юридической деятельно- сти.   Правовая процедура — это нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, направленный на реа- лизацию норм материального права и охраняемый от нарушений санкциями. § 2. Требования к правотворческой процедуре Г. Ф. Шершеневич подчеркивал: «Признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке»1. Этот признак представлялся ему весьма значительным, он предла- гал в зависимости от его реализации определять политический ре- жим государства. Значение правотворческой процедуры исключительно велико. Ее нарушение связано с возможностью отмены нормативных пра- вовых актов2. Чтобы этого не произошло, она должна отвечать оп- ределенным требованиям.
 
Особенная часть

 


Процедуры в праве

Значение процедуры в праве

Процедура заключается в последовательности актов или опера-

ций, которые обычно должны быть осуществлены в определенном

порядке в присутствии определенных представителей власти или

частных лиц с целью добиться исполнения того или иного юриди-

ческого акта1. Если в этой последовательности операций был про-

пущен какой-либо акт или элемент, то в обычных условиях весь

процесс должен быть начат заново.

Некоторые из этих процедур иногда кажутся притеснительны-

ми, громоздкими и дорогостоящими, но почти всегда они «работа-

ют» на благо субъектов права:

— способствуют достижению ими своих целей;

— устраняют препятствия на пути удовлетворения их интере-

сов;

— защищают интересы лиц, заинтересованных в принятии

юридического документа.

Процедуры используются в частном праве, но еще большее

применение находят в праве публичном.

В частном праве четкие процедуры определяют принятие мно-

гих важных актов. Так, в предпринимательском праве применя-

ются процедура учреждения АО, процедура банкротства и т. д.

В трудовом праве приходится иметь дело с различными процеду-

рами увольнения служащих, разрешения трудовых конфликтов

и т. п.

В публичном праве достаточно большое количество юридиче-

ских актов может быть принято только после проведения четких и

весьма кропотливых процедур. В административном и финансо-

вом праве процедуры очень важны, поскольку основное внимание

уделяют защите прав и свобод граждан, контролю над деятельно-

стью государственных органов. В конституционном праве наибо-

лее важной является правотворческая процедура. Она и будет в

дальнейшем предметом пристального рассмотрения.

 
 
Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. Т. 1. Вып. 2. С. 520.

В гл. 4 речь шла о разделении правового процесса на две части: 1) нормы, ре-

 
С. В. Бошно приводит в качестве примера дело о признании Верховным Су-

гулирующие нормальный ход реализации материального права, составляющие

дом РФ незаконными и недействующими положений Банка России в части под- писания нормативных правовых актов. См.: Бошно С. В. Развитие признаков нор- мативно-правового акта в современной правотворческой практике // Журнал рос- сийского права. 2004. № 2.

юридическую процедуру, или процедурное право; 2) нормы, с помощью которых

разрешаются правовые аномалии, объединяющиеся в понятие «юрисдикционный

процесс», или собственно процессуальное право. В данной главе будет рассмотре-

на правотворческая процедура как разновидность правовой процедуры.


Особенная часть
Гиава 9. Правотворческая процедура
 
 

 

Опережающее установление правотворческих процедур

сказанное в большей мере касается принятия законов. Постанов- ления и особенно ведомственные нормативные акты принимают- ся в узком аппаратном кругу. В некоторых иностранных пар- ламентах практикуется даже присутствие публики на парламент- ских дебатах.   Надежность и простота процедуры Эти качества важны для достижения цели, ради которой про- цедура и устанавливается. Однако если просмотреть Регламент Государственной Думы, то практически в каждой ее статье можно обнаружить внесенные изме- нения и дополнения. Конечно, это можно объяснить постоянным со- вершенствованием Регламента. Тем не менее о реализации данного требования применительно к законодательной процедуре можно го- ворить с натяжкой.   Гарантированность выполнения процедуры Гарантированность — наличие обеспечительных мер для вы- полнения процедуры. Меры защиты разнообразны: — позитивные, т. е. содержащие стимулы к надлежащему вы- полнению процедуры. Например, в Регламенте Государственной Думы может быть установлено правило, согласно которому опре- деленное количество прошедших в месяц поправок в законопро- екты дает их авторам-депутатам право на надбавку; — негативные, т. е. содержащие ограничения или другие небла- гоприятные последствия. Допустим, пропуск за месяц депутатом какого-либо количества заседаний парламента влечет определен- ный вычет из его месячного вознаграждения.   § 3. Планирование правотворческой деятельности: его значение и виды планов Значение планирования Важным правилом правотворческой юридической техники яв- ляется планирование правотворческой работы, поскольку она имеет целенаправленный характер. Планы в подготовке и приня- тии нормативных актов помогают построить правотворческую деятельность наиболее рационально, избежать поспешности, не- согласованности, дублирования.

Необходимо, чтобы процесс принятия нормативных актов тем

или иным правотворческим органом продумывался заранее и на-

ходил отражение в специальном акте этого органа. И лишь затем

он может приступать к принятию нормативных актов, отнесенных

к его компетенции. В противном случае правотворческая деятель-

ность будет иметь бессистемный характер, что может сказаться на

качестве нормативного акта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.38 (0.007 с.)