Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на правотворческую логику

Поиск

Факторов, влияющих на правотворческую логику, множество.

Их влияние неоднозначно и поэтому неодинаково. Перечислю

лишь некоторые их них:

— социальные условия;

— политика;

— мораль;

— настроения людей;

— их предрассудки;

— общественное мнение;


 
Особенная часть I лава 6. Правила формирования содержания нормативных актов 215

Значение логических правил

5. Отсутствие противоречий между различными правовыми до- кументами. 6. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов. 7. Убедительность правовых документов. Эти общие логические правила правотворческой техники рас- сматривались выше (см. гл. 4). Теперь назовуспецифические логические правила, используемые в процессе правотворчества. 1. Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации). 2. Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства. 3. Однородность правовых обобщений, помещаемых в норма- тивный акт (правило отраслевой типизации). 4. Классификация нормативных предписаний. 5. Регламентирование всех элементов логической нормы права. 6. Обеспеченность нормативных предписаний санкциями. 7. Отсутствие дублирования нормативных предписаний. Уже одно перечисление логических правил, которые требуется выполнить в процессе правотворчества, показывает, что право- творческие субъекты вынуждены выполнять очень сложную ин- теллектуальную работу, к какой относится правотворчество. И это внушает к ним уважение даже при том, что они на этом пути по- рой допускают ошибки. Рассмотрим эти логические правила правотворчества по по- рядку.   Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации) Для общества оптимальным вариантом является ситуация, ко- гда человек как разумное существо строит свое поведение согласно нормам права не под страхом принуждения, а добровольно, пони- мая необходимость такого поведения. В данном случае не надо тратиться на обеспечение контроля над поведением таких граждан и применять аппарат принуждения, если потребуется его коррек- ция. Однако для обеспечения добровольности исполнения закона следует предпринимать определенные меры. Одним из эффектив-

Учет многих факторов в процессе правотворческой деятель-

ности становится нормой при той сложности, какую обрела со-

временная действительность. Упрощенный подход к решению

юридических вопросов и составлению нормативных актов спо-

собен принести реальный и немалый вред, как, например, это

произошло при принятии всем известного Закона о монетиза-

ции.

Каких результатов позволяет достичь использование логиче-

ских правил в правотворческой деятельности?

Юридическая логика дает возможность:

1) выбрать главную цель в ряду тех целей, которые заслуживают

внимания при упорядочении социальной жизни;

2) обеспечить точность в процессе правового регулирования;

3) выработать оптимальное юридическое решение;

4) достичь справедливости при разрешении общих правовых

проблем (в процессе правотворчества) и конкретных юридических

дел (в правоприменении);

5) реализовать принцип гуманизма на деле, а не только его про-

возгласить;

6) сделать реальными права и свободы граждан и обеспечить их

защиту;

7) гарантировать недопущение ошибок в процессе принятия

юридических решений.

Как видим, выигрыш здесь есть и, как оказывается, немалый.

 

Система логических требований (правил) в правотворчестве

Характер юридической логики накладывает отпечаток на логи-

ческие правила, используемые при составлении нормативных ак-

тов. Таких правил достаточно много. Некоторые логические пра-

вила имеют общий характер. Они важны при принятии всех юри-

дических решений (нормативных и индивидуальных) и при

составлении всех правовых документов. Перечислю общие логиче-

Ские правила.

1. Единообразное понимание терминов.

2. Согласованность различных частей правового документа.

3. Согласованность различных правовых документов.

4. Отсутствие противоречий между частями правового до-

кумента.


2!6
Особенная часть

ных способов является указание в самом нормативном акте на

причины, мотивы его принятия, цели и задачи, которые законода-

тель при этом преследует. Не лишним будет назвать и главную

идею закона. Все это составляет информацию для адресатов нор-

мативного акта, ориентирующую и мотивирующую поведение, за-

ложенное в нормативном акте.

Чаще всего мотивировка создания нормативного акта заложена

в его преамбуле. Но это не обязательное правило. Вот пример ино-

го рода, когда законодатель счел необходимым более пространно

изложить мотивы, связанные с принятием нормативного акта, и

посвятил этому отдельную статью.

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что право на

образование является одним из основных неотъемлемых конституци-

онных прав граждан РФ. Это положение уже ориентирует граждан на

то, что речь идет об их свободе (любое право — это мера дозволенно-

го, возможного поведения). Но дальше законодатель подталкивает

граждан к тому, чтобы они непременно им воспользовались, разъяс-

няя, чтб дает образование личности и на каких принципах оно осно-

вывается.

В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что государ-

ственная политика в области образования основывается на следую-

щих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечелове-

ческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития

личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,

семье;

2) единство федерального культурного и образовательного про-

странства. Защита и развитие системой образования национальных

культур, региональных культурных традиций и особенностей в усло-

виях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образова-

ния к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,

воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муници-

пальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер

управления образованием, автономность образовательных учрежде-

ний.

Согласимся, что мотивировка получения образования весьма вну-

шительна.

I нмна 6. Правила формирования содержания нормативных актов 2Г7 Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства Основополагающим среди общих принципов системы законо- дательства является принцип законности. Это означает, что ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции РФ и нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Чтобы воплотить принцип демократизма в законотворчестве, депу- таты парламентов (как федерального, так и региональных) должны поддерживать тесную связь со своими избирателями, знать их ну- жды и чаяния. Принцип научности в правотворчестве обеспечива- ется привлечением ученых для проведения экспертизы подготов- ленных проектов законов. Однако необходимо признать, что со- трудничество с научными силами лучше начинать на более ранних этапах прохождения законопроектов. Принцип реальности застав- ляет законодателей «держать руку на пульсе» и не отрываться от действительности. Одним словом, принципы, пронизывающие всю систему зако- нодательства, — это «маяки» для каждого нормативного акта в от- дельности и по ним надо выверять все законодательные акты.   Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации) На сегодняшний день специализация норм права достигла вы- сокого уровня. Давно ушло время, когда, как в Русской Правде, в одном нормативном акте можно было найти уголовно-правовые, гражданско-правовые и семейно-правовые нормы. Комплексные нормативные акты, в которых содержатся нормы, относящиеся к различным отраслям права, вне всякого сомнения, являются ана- хронизмом. В нормативный акт должны помещаться нормативные обобщения, регулирующие однородные отношения, и в силу этого сами нормы должны иметь одинаковые родовые признаки и структурный тип. Применительно к «старым» отраслям права, где существуют кодифицированные акты, это правило, в принципе, соблюдается. Хотя, например, Семейный кодекс РФ вторгается в область граж- данско-процессуального права (см. ст. 67—71). К сожалению, это правило часто нарушается при упорядочении какой-либо относи- тельно новой области общественной жизни, еще не подвергав- шейся детальной правовой регламентации. Причем делается это


 
 
I и.ша 6. Правила формирования содержания нормативных актов
 
 
ческие лица; правоспособные и неправоспособные), классифика- ции субъективных прав (вещные, личные и интеллектуальные права; имущественные и неимущественные права), классифика- ции вещей и имущества и т. д. Существуют также различные клас- сификации юридических актов, обязательств, правонарушений и мер ответственности, видов ущерба и способов его возмещения. Есть классификации преступлений и наказаний в Уголовном ко- дексе РФ. Все эти классификации представляют большой интерес как в плане ясности норм права, так и в плане их юридического анализа и применения. Классификации являются определяющим элементом развития и совершенствования системы права в целом. Классификации должны быть выстроены так, чтобы выявля- лись регулятивные и охранительные свойства права. В них должна просматриваться связь между регулятивными и охранительными правовыми предписаниями. В конечном счете правильно сделан- ные классификации всегда позволяют мысленно сконструировать логическую норму права.   Регламентирование всех элементов логической нормы права Основное правило логики, которое необходимо соблюдать в правотворческой работе, гласит, что в нормативном акте логиче- ская норма права должна быть представлена в полном составе. От- сутствие хотя бы одного ее элемента свидетельствует о ее неполно- ценном правовом регулировании и непрофессионализме разра- ботчиков законодательного акта. Логическая норма права — это мысленное построение норма- тивного материала по схеме: «Если — то — в противном случае». Эта обобщенная схема впоследствии может быть разбита на дроб- ные элементы. Количество элементов в нормативном акте разнит- ся в зависимости от характера регулируемых им общественных от- ношений. Приведем примерный, но далеко не полный перечень элементов, которые могут составлять правило поведения: — субъекты правоотношения; — объекты правоотношения; — субъективные права; — юридические обязанности; — льготы; — условия, при которых правило поведения действует; — меры поощрения; — санкции;
Особенная часть

 


из самых благих побуждений: собрать все нормы права воедино и

облегчить адресатам пользование нормативным актам.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональ-

ном образовании» в гл. 5, посвященной экономике системы высшего

и послевузовского профессионального образования, содержит нормы

гражданско-правовые (об имуществе вузов), финансовые (о финанси-

ровании вузов), трудовые (об оплате труда работников вузов и их ста-

же). Инородность этих норм очевидна: они практически повторяют

нормы других нормативных актов, к которым все равно придется об-

ращаться, поскольку в них эти вопросы регулируются более детально

и специализированно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.007 с.)