Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассмотрение проекта постановленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сначала с докладом выступает член Правительства РФ — ини- циатор проекта. Затем слово может взять любой член Правитель- ства РФ, руководители иных федеральных органов исполнитель- ной власти. Время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов — до 10 ми- нут, для выступлений в прениях — до 5 минут. Постановление, как правило, принимается при общем согла- сии. На основании предложения члена Правительства РФ по ре- шению председательствующего может быть проведено голосова- ние. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равен- стве голосов решающим является голос председательствующего на заседании. Если кто-либо из членов не согласен с принятым постановле- нием, его особое мнение может быть занесено в протокол заседа- ния.
Подписание постановления Подписание производится Председателем Правительства РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ проставляет дату и ор- ганизует выпуск принятого постановления. Таким образом, процедура принятия подзаконных актов, к раз- новидностям которых относятся правительственные и ведомст- венные нормативные акты, является более оперативной, что свя- зано с характером этих актов.
Типы парламентов и их влияние На законотворческий процесс Назначение парламента в обществе Термин «парламент» происходит от французского parler — гово- рить. Происхождение парламента как социального явления связы- ваютс Англией. Именно там вХШ в. возник сословно-представи-
Однако так бывает не всегда. В 2000 г. на заседании Палаты общин — нижней палаты парламен- та Великобритании речь шла о сокращении летних школьных кани- кул. Законопроект внесло лейбористское Правительство, которое воз- главлял Т. Блэр. От обеих партий поочередно выступали представите- ли и высказывали противоположные мнения. Говорили страстно, приводимые аргументы иллюстрировали конкретными примерами, чтобы вызвать соответствующие эмоции. Одного дня для принятия решения не хватило, и вопрос был перенесен на следующее заседание. Вся Великобритания следила за этим процессом по телевидению.
Континентальный (европейский) Тип парламента Континентальный тип парламента утвердился в странах конти- нентальной Европы, а также в странах, где существует многопар- тийная система. Партии, преодолевшие избирательный барьер, занимают места
в парламенте. Рассаживаются на депутатских скамейках как бы веером, т. е. слева направо: — слева располагаются депутаты от партий, представляющих интересы беднейших слоев (коммунисты, социалисты, социал-де- мократы, лейбористы и др.); — в центре находятся представители партий, выражающих ин- тересы среднего слоя общества (демократы, христианские демо- краты, «зеленые» и др.); — справа — представители имущих слоев общества (либералы, консерваторы и др.); — между ними располагаются партии, политика которых имеет пограничный или промежуточный характер — левые и правые центристы. Обсуждение законопроектов в парламенте позволяет выразить точки зрения различных политических сил и выявить все тонко- сти законопроекта. Как правило, законопроект не отвергается, а в него вносятся многочисленные поправки. В итоге на заключи- тельном этапе законопроект порой может разительно отличаться от первоначального варианта. И в этом следует усматривать нега- тивный момент такого строения парламента.
Континентальный тип парламента позволяет выявить целую
палитру политических взглядов. Чтобы их представить и отразить в 313
§ 9. Стадии законодательного процесса Как мы успели убедиться, создание нормативных актов до- вольно сложно. Особенно этим отличается законодательный про- цесс. Законодательный процесс понимается учеными неоднозначно. Широкое понимание, помимо подготовки, обсуждения, принятия и опубликования законов и вступления их в действие, включает всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона'. Сторонники узкого понимания не считают выявление потребно- сти принятия закона и подготовку законопроекта стадиями зако- нодательного процесса2. Поскольку эта работа все же непременно должна проводиться, рассмотрим данные виды деятельности в од- ном ряду с теми, которые и составляют собственно законодатель- ный процесс.
Принятие решения о подготовке законопроекта Сделать это может Государственная Дума, Президент, Прави-
тельство при составлении плана подготовки законопроектов. Ка- ждый правотворческий орган готовит свой план проектных работ. Возможно совместное составление целевой комплексной про- граммы. При этом учитываются предложения заинтересованных органов и субъектов РФ, депутатов, научных учреждений, а также мнения граждан и их объединений, высказанные в печати или письмах. Идея о принятии того или иного закона возникает по-разному. Иногда она рождается в общественной дискуссии. Но сегодня это является редкостью. Политические партии, стремясь донести свои идеи до масс, могут оформить их в виде предложения принять ка- кой-либо закон. Во многих случаях законопроекты продвигаются эономически влиятельными группами или их лоббистами (стра- ховщиками, банкирами, риелторами и т. п.). Иногда идея рожда- ется спонтанно. Так, в апреле 2006 г. академик Е. П. Велихов выступил на заседа- нии Общественной палаты об исключении доллара как счетной еди- ницы из экономической практики и использовании в расчетах только См., например: Тихомиров Ю. А. Теория закона. М., 1972. С. 182; Исаков В. Б. Стадии подготовки проектов законов. См., например: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2004; Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2 т. М., 2005. Т. 2.
рубля. Чем была вызвана эта идея? Он объяснил это возникшим у не-
го желанием принять меры к укреплению рубля. Предложение сразу было принято Государственной Думой на рассмотрение.
Сбор необходимой информации Информация служит базой всей законотворческой работы. Сейчас законопроект редко пишется «с чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевре- менной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Ю. А. Тихомиров указывает следующие виды инфор- мации1: — о фактическом состоянии регулируемой сферы обществен- ных отношений, тенденциях и перспективах их развития (инфор- мация правовая, социологическая и т. д.); — состоянии законодательства в данной области; — зарубежном опыте правового регулирования данной сферы; — научная; — расчетная (экономическая, финансовая, демографическая, техническая и проч.); — прогнозная (о возможных последствиях действия закона); — социальная (общественное мнение). Методы сбора информации могут быть самыми различными2: — анализ литературных источников (книги, сборники, перио- дика, архивные документы и т. п.); — составление поисковых вопросов, обращенных к ведомст- вам, предприятиям, учреждениям, специалистам, ученым и др.; — направление запросов в государственные структуры, обла- дающие в силу выполняемых ими функций специальной инфор- мацией; — исследование исторической информации; — анализ нормативных правовых аналогов, как российских, так и зарубежных. Главное, чтобы полученная информация была достаточной и комплексной. И лишь когда собрана и обобщена необходимая ин- формация, можно приступать к формированию идеи законопроекта. См.: Общая теория государства и права: академический курс: в 2 т. М, 1998. Т. 2. С. 168-173. См.: Власенко Н. А. Законодательная технология: Теория. Опыт. Практика. С. 19-25.
тов их работы позволяет увидеть сильные и слабые его стороны и
тогда либо выбрать наиболее удачный вариант, либо сделать но- вый с учетом положительных сторон каждого проекта.
Проведение экспертизы Экспертиза призвана дать оценку соответствия законопроекта: — общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции РФ и другим законам; — всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы: — пояснительная записка; — перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с вступлением в силу данного закона; — финансово-экономическое обоснование (если предполага- ются материальные затраты); — заключение Правительства РФ.
Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы) Составить свой законопроект и предложить его законодатель- ному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются пра- вом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять его за основу и направить на доработку). В каждой стране круг субъектов законодательной инициативы неодинаков. Общим же является их официальное установление. Конституция РФ (ст. 104) предоставляет право законодатель- ной инициативы следующим наиболее информированным и ком- петентным в решении социальных вопросов органам и должност- ным лицам: — Президент РФ; — Совет Федерации; — члены Совета Федерации; ипиа 9. Правотворческая процедура
тельной инициативы, органов государственной власти, общест-
венных объединений, научных учреждений, эксперты и специали- сты. Если законопроект затрагивает несколько комитетов, может быть создана совместная рабочая группа. Не бездействует и Аппа- рат Государственной Думы: его Правовое управление готовит за- ключение после проведенной им правовой и лингвистической экспертиз. И лишь после этого законопроект направляется в Совет Госу- дарственной Думы для вынесения его на пленарное заседание.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.009 с.) |