Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наименование (заголовок) нормативного актаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяются предмет и круг регулируе- мых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти та- кой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематиза- ции и учета нормативных актов. Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта, так как в процессе создания документа его содержание может час- тично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание всего законопроекта. Различают полное и краткое наименование закона. Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование закона пояснения, заключенные в скобках. Это затрудняет вос- приятие наименования в целом. В науке избирательного права уже ведутся разработки, связанные с кодификацией избирательного законодательства. Избирательный ко- декс как полное наименование закона, регулирующего все выборы на федеральном уровне, является наиболее удачным, так как четко и в лаконичной форме отражает круг регулируемых отношений. Нецеле- сообразно включать в его наименование указание на регулирование именно федеральных выборов, потому что, во-первых, выборы в субъ- ектах РФ и выборы в органы местного самоуправления не могут регу- лироваться федеральным законодательством и, во-вторых, все изби-
рательные кодексы субъектов РФ в обязательном порядке должны включать в наименование указание на название субъекта (например, Избирательный кодекс Свердловской области).
Введение в закон краткого наименования обусловлено неудоб- ством последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое на- именование добавляется в скобках в заголовке после полного на- именования. Если обратиться к процессу законотворчества в Российской Федерации, то следует заметить, что официальная практика до- бавления краткого наименования после полного отсутствует, хотя иногда это необходимо.
Продолжая иллюстрацию данного правила юридической техники на примере избирательного законодательства, можно проанализиро- вать наименование действующего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оно слишком громоздко для вос- произведения, но официального краткого наименования не существу- ет. Вот почему чаще используется неофициальное краткое наименова- ние: Закон об основных гарантиях. Оно более удобно и тождественно полному наименованию. В будущем, если будет принят избиратель- ный кодекс, наименование которого содержит всего два слова, необ- ходимость в кратком наименовании отпадет сама собой.
Дополнительным компонентом наименования является офици- альная аббревиатура — словообразование, состоящее из началь- ных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком иденти- фикации нормативного акта и должна быть уникальной. Что касается наименования индивидуальных актов, то их на- звание содержится опять-таки во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой связке с указанием на орган (или субъ- ект), его вынесший (создавший). Приведу выдержку из судебного определения, где повторено название (тема) определения:
15 января 2006 г. я, судья Самарского областного суда Л. Р. Петро- ва, рассмотрела ходатайство АО «АвтоВАЗ» об обеспечении иска по делу АО «АвтоВАЗ» к профкому АО «АвтоВАЗ» «Справедливость» о признании незаконной забастовки...
Процедурные правила Подготовка и принятие правовых актов является творческим процессом. Однако их главная особенность заключается в том, что, имея повелительный характер, они всегда затрагивают инте- ресы субъектов права. Вот почему их принятие, как правило, фор- мализуется в виде определенной процедуры. Юридические документы бывают разного характера. Однако в целом их можно разделить на два блока: 1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимают- ся при осуществлении таких видов юридической деятельности, как: — правотворческая; — интерпретационная; — правореализационная (заявления, приказы, расписки, дове- ренности и др.); ~~ правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие до- кументы)1; 2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права2. Этот вид докумен- тов опосредует: — применение санкций за правонарушения; — предупреждение правонарушений; — разрешение споров между субъектами права; — устранение коллизий между нормативными актами и т. д. Одним словом, сюда относится любая правоприменительная юрисдикционная деятельность государственных органов, в ре- зультате которой принимается множество правоприменительных документов. Правовые последствия, возникающие в связи с изданием пра- воприменительных юрисдикционных документов, отличаются жесткостью и самым непосредственным образом влияют на пове- Системный взгляд на процессуальную сторону различных видов юридиче- ской деятельности представила А. А. Павлушина. См.: Павлушина А. А. Теория юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы развития. Самара, 2005. Термин «правовая аномалия» ввела в юридическую науку и обосновала его Е. Г. Лукьянова. См.: Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2003
С. 62.
Рациональность (оптимальность, целесообразность) процедуры
Правило рациональности процедуры призвано обеспечить дос- тижение целей быстрого и полного осуществления юридической деятельности с наименьшей затратой сил, средств и времени со стороны государственных органов, должностных лиц и граждан. Правило юридической техники, о котором идет речь, имеет двоякий смысл: 1) это задача органа, установившего процедуру, постоянно ра- ботать над ее усовершенствованием, внося соответствующие из- менения в установленный им порядок принятия правовых актов. На протяжении последних лет демонстрирует постоянное стрем- ление к совершенствованию процедуры выборов Центральная из- бирательная комиссия РФ, предложившая для принятия Государ- ственной Думе не один десяток поправок в избирательное законо- дательство; 2) это задача тех, кто реализует процедурные нормы, поступать при этом рационально. Наглядный пример — принятие Государст- венной Думой Федерального закона от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации». Он был при- нят сразу в первом чтении, хотя по Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятому постановлением Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД, вполне допустимо было провести три чтения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.245.35 (0.012 с.) |