Референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации



1. Участники референдума образуют инициативную группу по про-

ведению референдума.

2. Инициативная группа по проведению референдума должна со-

стоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине

субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу

инициативной группы по проведению референдума (далее — регио-

нальная подгруппа) должно входить не менее 100 участников рефе-

рендума, место жительства которых находится на территории того

субъекта Российской Федерации, где образована региональная под-

группа».

Отвлеченно-обобщенные грамматические формы и конструкции

используются в связи с тем, что нормативные предписания при-

меняются неоднократно, слова в тексте норм права называют не

отдельный предмет либо событие, отличающееся определенно-

стью, а целый класс предметов либо множество событий. Нет ни-

чего удивительного в том, что законодатель использует абстракт-

ные понятия. Иногда подлежащее опускается, и тогда строится


 
 
i 7. Требования к внутренней форме нормативных актов
Особенная часть
имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. 5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок переда- стся на попечение органа опеки и попечительства. 6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести меся- цев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав». В итоге мы получаем очень строгий текст, где мысль не растекает- ся по древу, не перескакивает с одного на другое и не разрывается. Нормативный текст характеризуется беспристрастностью (ней- тральностью) и отсутствием экспрессии (выразительности, прояв- лением чувств). Беспристрастность не отвлекает от нормативного текста. Статья 50 ГК РФ определяет виды юридических лиц: коммерче- ские и некоммерческие. В обществе существует мнение (сохранив- шееся с советских времен), что стремиться к получению прибыли по- стыдно. Несмотря на это, законодатель нивелировал эти чувства и из- ложил нормативное положение нейтрально: Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации «1. Юридическими лицами могут быть организации, преследую- щие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельно- сти (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение при- были в качестве такой цели и не распределяющие полученную при- быль между участниками (некоммерческие организации). 2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организация- ми, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организа- циями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, об- щественных или религиозных организаций (объединений), учрежде- ний, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринима- тельскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дости- жению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) не- коммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов». Таковы особенности стиля нормативных актов.

случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на

одном из определенных жребием избирательных участков, участков

референдума был составлен повторный протокол об итогах голосова-

ния по причине несовпадения в строках 10, 11, 12 и последующих

строках протокола данных, полученных при использовании техниче-

ских средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов».

В данном нормативном предложении 115 слов.

Нормативному тексту присуща строгая последовательность из-

ложения. Эта особенность связана с определенной структурой

нормы права, укладывающейся в формулу «если — то — иначе».

Статья 69 «Лишение родительских прав» СК РФ, в которой излага-

ется гипотеза нормы права, предусматривает:

«Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав,

если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе

при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из

родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения,

воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты насе-

ления или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физиче-

ское или психическое насилие над ними, покушаются на их половую

неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркома-

нией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья

своих детей либо против жизни или здоровья супруга».

Практически следом идет ст. 71, в которой отражается санкция

нормы о лишении родительских прав:

«1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, осно-

ванные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были

лишены родительских прав, в том числе право на получение от него со-

держания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и го-

сударственные пособия, установленные для граждан, имеющихдетей.

2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обя-

занности содержать своего ребенка.

3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и роди-

телей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом

в порядке, установленном жилищным законодательством.

4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены

родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помеще-

ние или право пользования жилым помещением, а также сохраняет


 
I лава 7. Требования к внутренней форме нормативных актов
 
Особенная часть

Однако в прошлом (на заре человеческой цивилизации) чувст-
Правовые аббревиатуры Это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих. Они активно употребляются в праве и это не случайно: аббревиатуры способствуют экономии текста и удоб- ству произношения. Существует несколько видов аббревиатур. Повнешней форме различают аббревиатуры1: — состоящие из строчных букв (вуз, загс); они читаются по слогам и склоняются; — образованные из заглавных букв и представляющие собой сокращение имен собственных (УК РФ, АО); — смешанные, т. е. образованные из словосочетания, в состав которого входит однобуквенный союз или предлог, воспроизводи- мый строчной буквой (КоАПРФ). Посфере применения аббревиатуры делятся: — на общепринятые, которые не требуют пояснений, посколь- ку широко распространены и не вызывают затруднений при их ис- пользовании в тексте и правоприменении (ГИБДД, МВД, СМИ); — специальные, т. е. имеющие узкое применение и понимае- мые, как правило, специалистами без дополнительных пояснений (например, УПУ — устройство преграждающее управляемое, ЖК — Жилищный кодекс, СК — Семейный кодекс); — индивидуальные, т. е. имеющие еще более узкое распростра- нение и предполагающие разъяснение даже для специалистов (ОМСУ — органы местного самоуправления, МРОТ — минималь- ный размер оплаты труда). Перечислим правила использования аббревиатур. Они должны: 1) точно воспроизводить начальные буквы словосочетаний; 2) не иметь двусмысленного характера; 3) не быть труднопроизносимыми; 4) быть благозвучными; 5) расшифровываться в тексте.   § 4. Символические приемы Сегодня правовое регулирование имеет сугубо рациональный характер. Причина этого очевидна: повышается сознание людей и они в большей мере руководствуются не чувствами, а разумом.

ва играли большую роль, и тогда существенное значение в право-

вом регулировании имели символы (например, брачующихся свя-

зывали одной веревкой, что означало признание их мужем и же-

ной). Сейчас символы — это вспомогательное средство фиксации,

хранения и передачи правовой информации. Вот некоторые из

них: герб, гимн, флаг, мантия судьи, форма прокурора, весы как

символ правосудия и др.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ

«О Государственном гербе Российской Федерации» следующим обра-

зом описывает этот символ:

«Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является

официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой

четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в

оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым ор-

лом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя ма-

лыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединен-

ными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На

груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на

серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опроки-

нутого навзничь и попранного конем дракона».

Переход от символических приемов воздействия права на сло-

весную форму не случаен.

Во-первых, любой человек усваивает язык с рождения и перво-

начально правовые нормы легко впитывает устно.

Во-вторых, язык позволяет скорее отразить изменения в жизни

и соответственно изменить требования правовых норм.

В-третьих, в языковых формулах можно выразить все нюансы

требуемого поведения.

И, наконец, в-четвертых, по мере усложнения жизни содержа-

ние самих правовых текстов становится трудным для восприятия.

Символы здесь оказываются плохими помощниками.

Подведем итоги. Еще в 60-х гг. прошлого века известный рос-

сийский правовед А. А. Ушаков поставил вопрос о формировании

особого направления в юридической науке — законодательной

стилистики'. С тех пор проведены серьезные исследования в об-

ласти языка права. Конечно, предела исследованию языковых

проблем, так же как, впрочем, и других проблем юридической

См.: Ушаков А. А. Очерки советской законодательной стилистики. М., 2008.
 
См.: Власенко Н. А. Основы законодательной техники. С. 30.


 
Особенная часть

науки, нет. Тем менее уже можно говорить, что это предложение

А. А. Ушакова реализовалось: правовая лингвистика создана и су-

ществует.

 

Литература

Алексеев С. С. Государство и право. М., 2005.

Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2.

Баранов В. М., Кондаков Д. С. Примечания в российском праве:

природа виды, проблемы реализации // Проблемы юридической тех-

ники: сб. ст. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000.

Боголюбов С. А. Стиль правовых актов // Советское государство и

право. 1973. № 10.

Боголюбов С. А. Язык правоприменительных актов // Советская

юстиция. 1973. № 15.

Бокова И. Н., Изосимов С. В., Кондаков Д. С. и др. Примечания в

уголовном законодательстве России: эволюция правовой природы,

модификация функций, техника эффективного использования // За-

конотворческая техника современной России: состояние, проблемы,

совершенствование: сб. ст.: в 2 т. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новго-

род, 2001. Т. 2.

Власенко Н. А. Жаргоны в праве: пределы их использования //

Проблемы юридической техники: сб. ст. / под ред. В. М. Баранова.

Н. Новгород, 2000.

Власенко Н. А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Власенко Н. А. Язык права. Иркутск, 1997.

Власенко Н. А. Языковые и графические средства законодательной

техники // Законодательная техника: науч.-практ. пособие / под ред

Ю. А. Тихомирова. М., 2000.

Губаева Т. В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1994.

Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профес-

сиональной юридической деятельности. 2-е изд. М., 2010.

Никитин А. В. Правовые символы: автореф. дис.... канд. юрид. на-

ук. Н. Новгород, 1999.

Справочник по нормотворческой технике. Пер. с нем. / под общ.

ред. Т. Ф. Яковлева. 2-е изд. М., 2002.

Ушаков А. А. Очерки советской законодательной стилистики. М.,

2008.

Философский словарь. 22-е изд. Пер. с нем. / под ред. Г. Шишкоф-

фа.М., 2003.

Хижняк С. П. Правовая терминология и проблемы ее упорядоче-

ния // Правоведение. 1990. № 6.

Хижняк С. П. Юридическая терминология: формирование и со-

став. Саратов, 1997.

Язык закона / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1990.
Глава 8. Техника создания корпоративных нормативных правовых актов 271 Глава 8 ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В этой главе вы узнаете: • что такое корпоративное право; • на каких принципах основано создание корпоративных актов; • каковы достоинства и недостатки корпоративных актов.   § 1. Понятие и признаки корпоративного права Иначе корпоративное право можно назвать внутриорганизаци- онным или внутрифирменным правом.   Корпоративное право — это система правил поведения, уста- навливаемых органами управления корпорации, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного при- нуждения, а при его недостаточности — силой государственного принуждения. Корпоративное право, составляя целый пласт права, имеет свои особенности. Рассмотрим его основные признаки. 1. Корпоративное право состоит из норм, т. е. из правил пове- дения, общего характера. Нормативность означает, что, во-пер- вых, корпоративные нормы регулируют распространенные, типич- ные, часто встречающиеся в организациях отношения и, во-вторых, они распространяются на всех или многих членов организации. Например, положения о режиме рабочего времени на предприятии касаются всех работников. Однако правила относительно установле- ния корпоративных пенсий (доплат к государственной пенсии) рас- пространяются лишь на работников корпорации, которые ушли на за- служенный отдых. 2. Корпоративное право — это система норм, которые специа- лизируются на регулировании отдельных сторон деятельности кор- порации. Можно выделить, по крайней мере, четыре блока корпо- ративных норм: финансовые, административные, трудовые и граж- данско-правовые. В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные от- ношения на предприятии, например нормативные положения,


касающиеся
Глава 8. Техника создания корпоративных нормативных правовых актов 273 сти собственных средств воздействия вполне возможно обраще- ние за защитой к судебным органам. Например, если объявлен размер дивиденда, но АО по каким-либо причинам не выплачивает их акционеру, многократно обращавшему- ся в АО с этой просьбой, обращение в суд с требованием о взыскании дивидендов будет вполне уместным и оправданным.   § 2. Принципы создания корпоративных нормативных актов Философская основа разработки корпоративных актов Бизнес, бывший агрессивным на первоначальном этапе его по- явления, когда получение прибыли выдвигалось в качестве глав- ной цели, постепенно становится цивилизованным. Такова общая закономерность, неумолимо проявившая себя и в европейских странах, и в развитых странах Азии. К цивилизованному этапу раз- вития подойдет несколько позднее предпринимательство и в Рос- сии. Три принципа помогают определить цивилизованность биз- неса: 1) утилитаризм. Правильное или неправильное корпоративное решение предлагается — зависит от того, принесет ли оно макси- мальную пользу большинству людей, занятых в корпорации. Если участники корпорации это почувствуют и поймут, они приложат максимум усилий для практического выполнения данного реше- ния. Следовательно, менеджеры вместо жесткого давления на сво- их подчиненных должны предлагать работникам несколько аль- тернативных вариантов и отвергать варианты, которые отвечают интересам ограниченного круга людей, связавших свою судьбу с корпорацией; 2) соблюдение прав человека (не обманывать, не хитрить, ува- жать мнение коллег и подчиненных, не заставлять их действовать против своих интересов, уважать их право на тайну частной жиз- ни, не заставлять поступать вразрез с их религиозными и этиче- скими представлениями, не подвергать их наказанию без честного и беспристрастного суда, не нарушать их право на безопасные ус- ловия труда и т. п.); 3) справедливость. Она базируется на обеспечении равных прав при распределении ответственности и благ. Это означает, что ко
Особенная часть

обеспечения конфиденциальности информации,

коммерческой тайны и др. Довольно интенсивно развиваются кор-

поративные нормы, связанные с социальным обеспечением работни-

ков. Наметились и контуры блока корпоративных норм процессу-

ального характера.

3. Корпоративные нормы обязательны для участников корпора-

ции (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работни-

ков). Это означает, что они должны исполняться указанными ли-

цами независимо от того, нравятся они им или нет, одобряют они

их существование или не одобряют — одним словом, независимо

от субъективного к ним отношения. Однако количество участни-

ков корпорации, не одобряющих корпоративные нормы, как пра-

вило, незначительно, поскольку большинство этих норм прини-

мается с участием лиц, обязанных им затем подчиняться.

4. Корпоративные нормы находят письменное выражение. В ор-

ганизациях выделяется несколько уровней корпоративных актов в

зависимости от их юридической силы, это нормативные акты:

— общих собраний акционеров, вкладчиков, персонала;

— корпоративных контролирующих органов (например, сове-

тов директоров);

— представительных органов (например, советов персонала);

— коллективных исполнительных органов (правлений);

— руководителей корпораций и др.

Чтобы предотвратить противоречия между ними, осуществля-

ется четкое распределение компетенции между субъектами право-

творческой деятельности той или иной корпорации.

5. Корпоративные нормы — это нормы коллективного волеизъ-

явления. Даже когда нормативные решения принимаются не об-

щими собраниями акционеров или собраниями (конференциями)

персонала, а иными органами управления корпорации, они долж-

ны быть по своему содержанию согласованы (иногда утверждены

соответствующими вышестоящими органами управления корпо-

рации) или по крайней мере не должны противоречить решениям

общих собраний, на которых урегулируются принципиальные во-

просы жизни корпорации. Эти принципиальные решения задают

тон всем остальным, принимаемым в корпорации.

6. Корпоративные нормы обеспечиваются принуждением. Со

стороны кого? Прежде всего на нарушителя воздействует сама ор-

ганизация в лице ее органов управления, используя запреты, санк-

ции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточно-


 
1 лава 8. Техника создания корпоративных нормативных правовых актов 275 чтобы повлиять на «зарвавшихся» руководителей, не желающих считаться с его волей. Принцип гуманизма, т. е. человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для ее нормально- го существования и развития. Корпоративные нормы, детально регулирующие условия применения труда, получение вознаграж- дения за труд и другие вопросы, позволяют наполнить этот общий тезис о человеколюбии конкретным содержанием. Например, если в корпоративном акте для матерей, имеющих ма- лолетних детей и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, преду- сматривается выплата вполне приличных пособий за счет средств предприятия, то это свидетельствует о заботе со стороны корпорации не только о матерях — работницах предприятия, но и о подрастающем поколении. Принцип равноправия выражается в том, что все члены корпора- ции независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют рав- ные права и в одинаковой мере должны нести ответственность. Этот принцип нельзя понимать упрощенно. Его реализация зави- сит от квалификации работника, стажа его работы и других кон- кретных обстоятельств. Так, в корпорации «Микрохирургия глаза», созданной академиком С. Н. Федоровым, полученная в процессе деятельности прибыль рас- пределялась в качестве вознаграждения за труд в следующей пропор- ции — 1 (технический персонал): 2 (медсестры): 3 (врачи): 4 (руково- дители). К сожалению, не всегда принцип равноправия реализуется на практике. На многих предприятиях по вопросу о премировании издаются два корпоративных акта: один касается рабочих, сумма премий которых, как правило, определяется в процентном отно- шении к средней заработной плате, другой — руководящих работ- ников, сумма премий которых находится чаще всего в кратном от- ношении к средней заработной плате. Налицо дискриминация од- ной из категорий корпорации — рабочих. Принцип законности, т. е. точное соблюдение законодательных норм. Корпоративные нормы не могут противоречить законодатель- ным, они должны находиться с ними в отношениях подчиненно- сти, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос. Это ак- сиома.
Особенная часть

всем людям следует относиться одинаково, нельзя нарушать уста-

новленные правила, тот, кто нанес ущерб, должен непременно от-

вечать за него и возмещать его. Справедливое решение — это бес-

пристрастное и разумное решение, соответствующее данной си-

туации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.43.215 (0.198 с.)