Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цессе которой составляются юридические документы.

Поиск

Теперь разберемся, какие именно наиболее общие закономер-

ности включаются в предмет науки юридической техники.

Можно выделить несколько групп закономерностей или пра-

вил юридической деятельности.

Одной из закономерностей происхождения юридической тех-

ники является то, что правила юридической техники поначалу вы-

рабатывались исключительно в практической деятельности и пере-

давались «из уст в уста». Правда, иногда можно обнаружить их

материальное выражение. Так, в Афинах около Акрополя сохрани-

лись развалины здания Ареопага — древнего судебного органа. На


 
Глава 1. Юридическая техника как учебная дисциплина
 
Общая часть

Общенаучные методы

пример, о том, как формируется судебный прецедент и почему он так мало используется в странах романо-германской системы пра- ва. Или почему закон в Англии становится полноценным лишь то- гда, когда накопится судебная практика его применения? Таким образом, предметом изучения науки, называемой юри- дической техникой, является особый круг вопросов, который в дальнейшем, вполне возможно, будет расширяться.   § 4. Методология юридической техники Методологию в самом общем виде можно назвать способом по- знания. В философском словаре дается такое определение: мето- дология — это область знания, изучающая средства и принципы организации познавательной и практической деятельности.   Методология юридической техники —- это совокупность исход- ных научных подходов, способов и приемов исследования юриди- ческой деятельности, результатом которой является составление юридических документов. Иными словами, речь идет о том, как изучать юридическую технику. Насколько важна методология, отмечал Ф. Бэкон. По его мнению, методология — это «фонарь в руках хромого, который опередит бегущего без дороги». Юридическая техника — новая и потому интенсивно развиваю- щаяся наука, а не собрание готовых истин. И в том, как их добыть, помогает методология. Следует различать принципы (основы, общие подходы) и мето- ды научного познания. Принципами являются, например, объек- тивность познания, историзм. Методы — это инструменты, спосо- бы познания. Существует большое разнообразие методов изучения юридиче- ской техники'. Рассмотрим их по порядку, предварительно прове- дя их классификацию и разбив на четыре группы: общенаучные, логические, лингвистические и технические.

Общенаучные методы — это методы познания, применяемые во

всех либо многих науках, без которых картина тех или иных изу-

чаемых явлений не будет выявлена вообще или по крайней мере

не будет полной.

1. Материалистический метод предполагает:

— связь государства и права с природой человека, условиями, в

которых он живет на том или ином историческом этапе. Приме-

нительно к юридической технике это положение остается в силе.

Например, в древнем обществе нормы права имели устный харак-

тер — письменность только зарождалась и использовалась только

высшими слоями элиты. В сословном обществе письменность бы-

ла распространена гораздо шире, но основная масса людей ею не

владела. Вот почему нормативные акты как форма права в тот ис-

торический период также не доминировали. Дело кардинально

стало меняться лишь в Новое время;

— неотрывность государства и права от других социальных яв-

лений — экономики, политики, морали, обычаев и др. Например,

далеко не все российские суды имеют компьютерное обеспече-

ние. Таково пока экономическое положение России. Вот почему

судьи в основной своей массе используют письменные норматив-

ные источники.

Материалистический метод имеет плюсы и минусы, и поэтому

его нельзя абсолютизировать. Категоричное признание предопре-

деленности государственно-правовых явлений, в частности эко-

номикой, противоречит фактам. Философская наука аргументи-

рованно заставляет признать, что с развитием общества значи-

мость надстроечных явлений, в том числе государства и права,

повышается. Они все более влияют на экономику. Отношение

экономического базиса и государственно-правовых явлений мо-

жет быть охарактеризовано как взаимосвязь, но не как непремен-

ный приоритет одних факторов перед другими.

2. Согласно метафизическому методу правила ведения юриди-

ческой работы, составляющие суть юридической техники, рас-

сматриваются в основном сами по себе, не будучи глубоко связан-

ными с другими явлениями. Такое их отсечение делается порой

 
В. М. Сырых, специально посвятивший исследование методологии, подраз-

сознательно, для того чтобы, изучая средства юридической техни-

деляет все методы исследования в праве: на метод материалистической диалекти- ки, общие, специальные и частные методы (см.: Сырых В. М. Метод правовой нау- ки (основные элементы, структура). М., 1980. С. 13; Он же. Логические основания общей теории права: в 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 368). Существуют и другие точки зре- ния по вопросу о классификации методов юридической науки.

ки в статике и игнорируя их взаимоотношение с другими явления-

ми, глубже выявить их суть и не увязнуть в отвлеченных моментах.

Изучая вопрос о том, как эффективнее выстроить законодатель-


 
Общая часть
 
Глава 1. Юридическая техника как учебная дисциплина

 

ный процесс, вряд ли стоит производить экономические подсче-

— интервьюирование; — анкетирование; — наблюдение; — другие. Важно, чтобы выводы делались на основе детального изучения собранного материала, с учетом всех социальных фактов, как по- ложительных, так и отрицательных. Этот метод может (и должен) активно использоваться в законо- дательной технике, поскольку с его помощью повышается эффек- тивность принимаемых законов. Так, если бы в 2004 г. были про- ведены опросы людей, пользующихся льготами, до принятия За- кона о замене льгот денежными компенсациями (в обществе получил название «Закон о монетизации льгот»), действия зако- нодателя не взбудоражили бы общество и не заставили бы пенсио- неров в январский мороз 2005 г. выйти на митинги и пикетирова- ние.   Логические методы Логические методы применяются в юридической технике очень широко1. 1. Метод анализа предполагает условное разделение государст- венно-правовых явлений на отдельные части, выделение в них главных или существенных черт, на основе чего вырабатывается какое-либо правило юридической техники. Например, анализ уго- ловно-правовых запретов дает возможность определить нечто об- щее, свойственное им всем (наличие вины, возраст лиц, нарушаю- щих запреты, и т. п.). 2. Метод синтеза применяется при изучении государственно- правовых явлений путем объединения их частей. На примере Уго- ловного кодекса РФ, объединяя общее, свойственное уголовно- правовым нормам, сосредоточивая их вместе, получаем Общую часть Кодекса. 3. Метод аналогии учитывает опыт других стран и функциони- рования правовых систем. Составляя новые законы, опосредую-

ты. Упрощение и удешевление процедуры принятия законов могут

обойтись экономике и обществу в целом гораздо дороже.

3. Системно-структурный метод, т. е. исследование государст-

венно-правовых явлений как частей единого целого, между кото-

рыми установлены связи, широко применяется в правотворческой

технике, когда проводится классификация и распределение норм

по отраслям права, или при расположении частей нормативного

акта. Например, Кодекс РФ об административных правонаруше-

ниях (далее — КоАП РФ) имеет следующую структуру: все начи-

нается с изложения общих положений, затем идут составы адми-

нистративных правонарушений, классифицированные по видам,

далее определяются органы, уполномоченные рассматривать ад-

министративные дела, и, наконец, излагается порядок назначения

административных санкций. Но обособления элементов структу-

ры (частей Кодекса) недостаточно, важны и связи между ними.

Поэтому независимо от того, какой административный проступок

совершен (разд. II КоАП РФ), необходимо обратиться к разд. III

КоАП РФ и выяснить, какой орган вправе его рассматривать.

Именно связи между элементами Кодекса придают ему качества

единства и целостности.

4. Сравнительный метод заключается в сопоставлении юриди-

ческих понятий, явлений, процессов и в выяснении между ними

сходства или различий. Сравниваемые понятия и явления должны

быть однородны, сопоставимы, т. е. быть объектами одного клас-

са. Сравнительный метод широко используется как в правотвор-

ческой технике (здесь, как правило, идет сравнение с аналогичны-

ми законами других стран), так и в правоприменительной (напри-

мер, сравнивается практика применения законов за определенные

промежутки времени). Так, сравнив практику применения ст. 228

УК РФ, карающую за хранение наркотических средств, до уста-

новления минимальной дозы хранения и после ее установления

(в 1998 г.), обнаружим снижение уровня наказуемости за это опас-

ное деяние. Это стало основанием для внесения предложений о

возвращении к прежней практике.

5. Социологический метод состоит в исследовании государства и

 
В юридической литературе многие авторы пытаются обосновать существова-

права на основе фактических данных. Он включает такие спосо-

ние особого формально-юридического (или догматического, технико-юридиче- ского) метода (см.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 30). На поверку оказывается, что этот метод объединяет многие традиционные логиче- ские способы и приемы. Действительно, особенностью юридической деятельно- сти является то, что практически все ее виды требуют применения прежде всего шания и использования законов логики, а уж потом других средств познания.

бы, как:

— анализ статистических данных;

— опросы населения;

— математические способы обработки материала;


 
Глава 1. Юридическая техника как учебная дисциплина
 
 
Поэтому, выполняя какое-либо юридическое действие (проник- новение в жилище, обыск и др.), следует руководствоваться широ- ким пониманием термина «жилище».   Лингвистические методы Использование этих методов связано с тем, что правовое регу- лирование воздействует на сознание людей. Любая мысль (зако- нодателя, толкователя или правоприменителя) имеет лингвисти- ческую форму. Здесь происходит своего рода удваивание познания юридического мира: правовые явления облекаются в языковую оболочку. Какую бы деятельность ни выполнял юрист, он должен владеть искусством речи. Это касается не только составления за- конов, но и процесса их применения, который может протекать как в письменной форме, так и в форме устной речи. Перечислим некоторыелингвистические методы: 1) соответствие терминов понятиям, которые они фиксируют. Например, в последнее время часто употребляется выражение «со- циальная ответственность бизнеса». Оно допустимо в деловой, ли- тературной, обыденной речи, но никак не в законодательстве, по- скольку юристы термин «ответственность» воспринимают специ- фически: как применение санкций; 2) обеспечение компактности юридического документа. Дости- жению этой цели способствует использование таких лингвистиче- ских средств, как минимальное использование определений, уточ- нений, добавлений и т. п. Особенно это важно в деле правотворче- ства. В противном случае цель познания права вряд ли будет достигнута; 3) повышение информативности правового документа. Оно более актуально для правоприменительных актов. Информационный компонент законодательства увеличивается за счет введения в его текст причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения, придаточных предложений и проч.; 4) обеспечение ясности и доступности правовых актов. Без него эффективное использование нормативного материала ставится под вопрос. Отрицательным примером в этом отношении служит Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера- ции». Объемный сам по себе, он содержит множество простран- ных статей. Некоторые из них достигают 10 страниц печатного текста. Проникнуть в их суть мало кому по силам. А ведь он рас-
 
Общая часть

 


щие рыночную экономику в России (законы об обществах с огра-

ниченной ответственностью (далее — ООО), акционерных обще-

ствах (далее — АО) и др.), их авторы справедливо решили, что

основы рыночной экономики едины во всех странах, поэтому рос-

сийские законы в области экономики вполне могут быть похожи

на западноевропейские, но должны отражать российскую специ-

фику.

4. Метод индукции предполагает восхождение от частного (кон-

кретных фактов) к общему правилу. Применяется очень часто при

конструировании законов. В этом отношении очень нагляден

пример, связанный с избирательным законодательством.

Все мы знаем, что свободные выборы — это цель для нашей стра-

ны, вышедшей недавно из тоталитаризма. Но на пути к этой цели об-

наружилось много препятствий. Уже в первые годы рыночных преоб-

разований пышным цветом стали расцветать нарушения избиратель-

ных прав, которые наше законодательство и не знало. Обобщая

конкретные нарушения, законодатель в срочном порядке закреплял

запреты на их совершение. Перечень избирательных проступков в Ко-

дексе РФ об административных правонарушениях поначалу попол-

нялся практически раз в полгода.

5. Метод дедукции распространен в правоприменительной тех-

нике. Суть его в следующем: от общего правила путем умозаклю-

чений делается вывод относительно частного. Метод дедукции

применяется в качестве основного метода в доказывании.

6. Согласно методу образования понятий и формулирования опре-

делений понятие (и определение) будет полным, если в нем содер-

жатся все существенные признаки обобщаемых явлений.

Так, в соответствии со ст. 74 Уголовно-процессуального кодек-

са РФ (далее — УПК РФ) доказательством являются любые сведе-

ния, на основании которых можно сделать вывод о наличии или

об отсутствии фактов. Если же, например, свидетель будет давать

оценку этим фактам, суд это может проигнорировать: оценка фак-

тов доказательством не признается, поскольку выходит за пределы

понятия «доказательства».

7. Метод использования понятий в одном и том же смысле состо-

ит в следующем. Например, в обыденной речи термин «жилище»

употребляется применительно к жилому помещению, предназна-

ченному для постоянного проживания. Но если речь идет о вы-

полнении юридических действий, то жилищем признается и жи-

лое помещение временного проживания (например, гостиница).


 
 
Общая часть I пака 1. Юридическая техника как учебная дисциплина

 
 


ими характер. Вот почему структура курса довольно сложна и со-

стоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части предполагается изучение некоторых вопросов,

имеющих общий характер.

Прежде всего необходимо выяснить, как юридическая техника

вписывается в систему юридической науки. Умозрительное при-

думывание научных идей вне связи с другими, уже занявшими

свое место в науке, вряд ли способно дать положительный заряд.

)то в полной мере относится и к юридической технике.

Немаловажен также вопрос о том, какие методы уместно ис-

пользовать при изучении юридической техники и выполнении

юридической работы. Человек, вооруженный таким инструмента-

рием, способен лучше выполнить стоящую перед ним задачу по

овладению всем арсеналом юридической техники.

Интересна и история развития юридической техники.

Самое главное, что предполагается изучать в Общей части кур-

са, — понятие и содержание юридической техники. Значение этого

раздела велико для всех юристов, независимо от того, в какой сфе-

ре профессиональной деятельности они предполагают применять

спои знания.

Особенная часть состоит из следующих разделов:

правотворческая техника. Это очень большая и сложная

часть курса. Здесь, помимо понятия и значения правотворческой

техники, детально и прицельно надо разбираться с правилами

формирования, содержания и структуры нормативных актов, ис-

пользования языка при их формулировании, а также процедуры

их принятия;

техника опубликования нормативных актов. Здесь речь пой-

дет об источниках, о сроках, языке опубликования, об ограничи-

тельных грифах, о правилах вступления нормативных актов в дей-

ствие;

техника систематизации юридических документов. Здесь

важно понять, чем отличаются друг от друга виды систематизации

(кодификация, инкорпорация, консолидация), чтобы умело ими

пользоваться. Иногда (если это необходимо по роду профессио-

нальной деятельности) юристу самому придется выполнять эту ра-

 
См.: Исаков В. Б. Современные информационные технологии в законотвор-

боту. Если знать, в каком порядке расположены нормативные ак-

честве // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. ст.: в 2 т. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2001 Т 1. С. 34-46.

ты, их можно легко найти и тем самым увеличить производитель-

ность своего профессионального труда;


 
Общая часть
 
I папа 1. Юридическая техника как учебная дисциплина

интерпретационная техника (техника толкования). Ее зна-

жений отраслей права и положений законодательства. Предпола- гается, что молодой юрист придет на работу и освоит практические навыки, необходимые для выполнения занимаемой им должности. Гак, начинающий судья испытывает серьезные затруднения при написании приговора: он не знает, кратко или пространно изла- гать в нем фабулу дела, какие параметры должна иметь мотивиро- вочная часть. Помощь опытного судьи-коллеги здесь крайне необ- ходима. В российской глубинке дело обстоит куда серьезнее. Порой су- дья единолично представляет судебную власть в районе, у него нет возможности обратиться за помощью к коллегам. Значит, приоб- ретение практических навыков, например выполнения судейской работы, крайне необходимо. Итак, юридическая техника дает возможность: — приблизить теорию права к практике;приобрести практические навыки выполнения юридической ра- боты; — определиться с практическим уклоном в юридическом образо- вании. 2. Юридическая техника является важнейшим условием и сред- ством исправления и предупреждения юридических ошибок. Конеч- но, она не панацея от всех бед. В частности, она не позволяет объ- яснить, почему при выполнении одинаковой работы одни судьи допускают ошибки, а другие — нет. Если судья не совершает ошибки, это не означает, что он обладает высоким профессио- нальным уровнем. На результаты рассмотрения дела могут оказы- вать влияние различные по своей природе факторы: полнота про- веденного предварительного расследования, качество подготовки дела к судебному разбирательству, способность судьи к познава- тельной деятельности непосредственно в ходе судебного разбира- тельства и др. Все это говорит о том, что не надо на юридическую технику возлагать все надежды и объявлять недочеты в практиче- ской деятельности юриста исключительно ее незнанием. Однако игнорирование юридической техники и ее недооценка не способ- ствуют искоренению юридических ошибок1. 3. На приобретение хотя бы минимального практического опы- та у молодого юриста уходит не менее года. Понятно, что в тече-

чение порой недооценивают, а в результате мы имеем неэффек-

тивные законы, неправильные правоприменительные акты, по-

рой грубо нарушающие права субъектов права. Чтобы избежать

этого, юристам, чем бы они ни занимались, необходимо изучить

правила толкования. Эти правила многочисленны и довольно

сложны;

правореализационная техника. Здесь речь идет о правилах

создания индивидуальных актов в области добровольной и бес-

препятственной реализации прав (т. е. о нормальной, ничем не

отягощенной реализации субъектами права своих прав и обязан-

ностей). Договорные отношения, реализация своего права на труд,

образование, собственность и др., передача своих прав (поруче-

ния, расписки) — все это присутствует в нашей жизни, поэтому

так важно соблюдать определенные правила;

правоприменительная техника. Область правоприменения в

нашем государстве по сравнению с европейскими государствами

всегда была довольно значительна. Поскольку в будущем просмат-

ривается возрастание регулирующей роли государства, можно

спрогнозировать и увеличение правоприменительной деятельно-

сти. Как грамотно ее вести? Задача непростая. Решить ее поможет

введение курса «Юридическая техника», в содержании которого

этот раздел выглядит довольно внушительно. Особое место зани-

мают правила судебного правоприменения. Они весьма различа-

ются в зависимости от вида судопроизводства. Сравнение и изуче-

ние специфики каждого из них способно дать дополнительный

профессиональный заряд любому юристу.

Таким образом, изучение перечисленных вопросов, составляю-

щих структуру учебной дисциплины «Юридическая техника»,

профессионально обогатит любого юриста независимо от того, ка-

кое направление деятельности он выберет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.30 (0.013 с.)