Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цессе которой составляются юридические документы.↑ Стр 1 из 67Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь разберемся, какие именно наиболее общие закономер- ности включаются в предмет науки юридической техники. Можно выделить несколько групп закономерностей или пра- вил юридической деятельности. Одной из закономерностей происхождения юридической тех- ники является то, что правила юридической техники поначалу вы- рабатывались исключительно в практической деятельности и пере- давались «из уст в уста». Правда, иногда можно обнаружить их материальное выражение. Так, в Афинах около Акрополя сохрани- лись развалины здания Ареопага — древнего судебного органа. На
Общенаучные методы
Общенаучные методы — это методы познания, применяемые во всех либо многих науках, без которых картина тех или иных изу- чаемых явлений не будет выявлена вообще или по крайней мере не будет полной. 1. Материалистический метод предполагает: — связь государства и права с природой человека, условиями, в которых он живет на том или ином историческом этапе. Приме- нительно к юридической технике это положение остается в силе. Например, в древнем обществе нормы права имели устный харак- тер — письменность только зарождалась и использовалась только высшими слоями элиты. В сословном обществе письменность бы- ла распространена гораздо шире, но основная масса людей ею не владела. Вот почему нормативные акты как форма права в тот ис- торический период также не доминировали. Дело кардинально стало меняться лишь в Новое время; — неотрывность государства и права от других социальных яв- лений — экономики, политики, морали, обычаев и др. Например, далеко не все российские суды имеют компьютерное обеспече- ние. Таково пока экономическое положение России. Вот почему судьи в основной своей массе используют письменные норматив- ные источники. Материалистический метод имеет плюсы и минусы, и поэтому его нельзя абсолютизировать. Категоричное признание предопре- деленности государственно-правовых явлений, в частности эко- номикой, противоречит фактам. Философская наука аргументи- рованно заставляет признать, что с развитием общества значи- мость надстроечных явлений, в том числе государства и права, повышается. Они все более влияют на экономику. Отношение экономического базиса и государственно-правовых явлений мо- жет быть охарактеризовано как взаимосвязь, но не как непремен- ный приоритет одних факторов перед другими. 2. Согласно метафизическому методу правила ведения юриди- ческой работы, составляющие суть юридической техники, рас- сматриваются в основном сами по себе, не будучи глубоко связан- ными с другими явлениями. Такое их отсечение делается порой
сознательно, для того чтобы, изучая средства юридической техни-
ки в статике и игнорируя их взаимоотношение с другими явления- ми, глубже выявить их суть и не увязнуть в отвлеченных моментах. Изучая вопрос о том, как эффективнее выстроить законодатель-
ный процесс, вряд ли стоит производить экономические подсче-
ты. Упрощение и удешевление процедуры принятия законов могут обойтись экономике и обществу в целом гораздо дороже. 3. Системно-структурный метод, т. е. исследование государст- венно-правовых явлений как частей единого целого, между кото- рыми установлены связи, широко применяется в правотворческой технике, когда проводится классификация и распределение норм по отраслям права, или при расположении частей нормативного акта. Например, Кодекс РФ об административных правонаруше- ниях (далее — КоАП РФ) имеет следующую структуру: все начи- нается с изложения общих положений, затем идут составы адми- нистративных правонарушений, классифицированные по видам, далее определяются органы, уполномоченные рассматривать ад- министративные дела, и, наконец, излагается порядок назначения административных санкций. Но обособления элементов структу- ры (частей Кодекса) недостаточно, важны и связи между ними. Поэтому независимо от того, какой административный проступок совершен (разд. II КоАП РФ), необходимо обратиться к разд. III КоАП РФ и выяснить, какой орган вправе его рассматривать. Именно связи между элементами Кодекса придают ему качества единства и целостности. 4. Сравнительный метод заключается в сопоставлении юриди- ческих понятий, явлений, процессов и в выяснении между ними сходства или различий. Сравниваемые понятия и явления должны быть однородны, сопоставимы, т. е. быть объектами одного клас- са. Сравнительный метод широко используется как в правотвор- ческой технике (здесь, как правило, идет сравнение с аналогичны- ми законами других стран), так и в правоприменительной (напри- мер, сравнивается практика применения законов за определенные промежутки времени). Так, сравнив практику применения ст. 228 УК РФ, карающую за хранение наркотических средств, до уста- новления минимальной дозы хранения и после ее установления (в 1998 г.), обнаружим снижение уровня наказуемости за это опас- ное деяние. Это стало основанием для внесения предложений о возвращении к прежней практике. 5. Социологический метод состоит в исследовании государства и
права на основе фактических данных. Он включает такие спосо-
бы, как: — анализ статистических данных; — опросы населения; — математические способы обработки материала;
щие рыночную экономику в России (законы об обществах с огра- ниченной ответственностью (далее — ООО), акционерных обще- ствах (далее — АО) и др.), их авторы справедливо решили, что основы рыночной экономики едины во всех странах, поэтому рос- сийские законы в области экономики вполне могут быть похожи на западноевропейские, но должны отражать российскую специ- фику. 4. Метод индукции предполагает восхождение от частного (кон- кретных фактов) к общему правилу. Применяется очень часто при конструировании законов. В этом отношении очень нагляден пример, связанный с избирательным законодательством. Все мы знаем, что свободные выборы — это цель для нашей стра- ны, вышедшей недавно из тоталитаризма. Но на пути к этой цели об- наружилось много препятствий. Уже в первые годы рыночных преоб- разований пышным цветом стали расцветать нарушения избиратель- ных прав, которые наше законодательство и не знало. Обобщая конкретные нарушения, законодатель в срочном порядке закреплял запреты на их совершение. Перечень избирательных проступков в Ко- дексе РФ об административных правонарушениях поначалу попол- нялся практически раз в полгода. 5. Метод дедукции распространен в правоприменительной тех- нике. Суть его в следующем: от общего правила путем умозаклю- чений делается вывод относительно частного. Метод дедукции применяется в качестве основного метода в доказывании. 6. Согласно методу образования понятий и формулирования опре- делений понятие (и определение) будет полным, если в нем содер- жатся все существенные признаки обобщаемых явлений. Так, в соответствии со ст. 74 Уголовно-процессуального кодек- са РФ (далее — УПК РФ) доказательством являются любые сведе- ния, на основании которых можно сделать вывод о наличии или об отсутствии фактов. Если же, например, свидетель будет давать оценку этим фактам, суд это может проигнорировать: оценка фак- тов доказательством не признается, поскольку выходит за пределы понятия «доказательства». 7. Метод использования понятий в одном и том же смысле состо- ит в следующем. Например, в обыденной речи термин «жилище» употребляется применительно к жилому помещению, предназна- ченному для постоянного проживания. Но если речь идет о вы- полнении юридических действий, то жилищем признается и жи- лое помещение временного проживания (например, гостиница). ими характер. Вот почему структура курса довольно сложна и со- стоит из Общей и Особенной частей. В Общей части предполагается изучение некоторых вопросов, имеющих общий характер. Прежде всего необходимо выяснить, как юридическая техника вписывается в систему юридической науки. Умозрительное при- думывание научных идей вне связи с другими, уже занявшими свое место в науке, вряд ли способно дать положительный заряд. )то в полной мере относится и к юридической технике. Немаловажен также вопрос о том, какие методы уместно ис- пользовать при изучении юридической техники и выполнении юридической работы. Человек, вооруженный таким инструмента- рием, способен лучше выполнить стоящую перед ним задачу по овладению всем арсеналом юридической техники. Интересна и история развития юридической техники. Самое главное, что предполагается изучать в Общей части кур- са, — понятие и содержание юридической техники. Значение этого раздела велико для всех юристов, независимо от того, в какой сфе- ре профессиональной деятельности они предполагают применять спои знания. Особенная часть состоит из следующих разделов: — правотворческая техника. Это очень большая и сложная часть курса. Здесь, помимо понятия и значения правотворческой техники, детально и прицельно надо разбираться с правилами формирования, содержания и структуры нормативных актов, ис- пользования языка при их формулировании, а также процедуры их принятия; — техника опубликования нормативных актов. Здесь речь пой- дет об источниках, о сроках, языке опубликования, об ограничи- тельных грифах, о правилах вступления нормативных актов в дей- ствие; — техника систематизации юридических документов. Здесь важно понять, чем отличаются друг от друга виды систематизации (кодификация, инкорпорация, консолидация), чтобы умело ими пользоваться. Иногда (если это необходимо по роду профессио- нальной деятельности) юристу самому придется выполнять эту ра-
боту. Если знать, в каком порядке расположены нормативные ак-
ты, их можно легко найти и тем самым увеличить производитель- ность своего профессионального труда;
— интерпретационная техника (техника толкования). Ее зна-
чение порой недооценивают, а в результате мы имеем неэффек- тивные законы, неправильные правоприменительные акты, по- рой грубо нарушающие права субъектов права. Чтобы избежать этого, юристам, чем бы они ни занимались, необходимо изучить правила толкования. Эти правила многочисленны и довольно сложны; — правореализационная техника. Здесь речь идет о правилах создания индивидуальных актов в области добровольной и бес- препятственной реализации прав (т. е. о нормальной, ничем не отягощенной реализации субъектами права своих прав и обязан- ностей). Договорные отношения, реализация своего права на труд, образование, собственность и др., передача своих прав (поруче- ния, расписки) — все это присутствует в нашей жизни, поэтому так важно соблюдать определенные правила; — правоприменительная техника. Область правоприменения в нашем государстве по сравнению с европейскими государствами всегда была довольно значительна. Поскольку в будущем просмат- ривается возрастание регулирующей роли государства, можно спрогнозировать и увеличение правоприменительной деятельно- сти. Как грамотно ее вести? Задача непростая. Решить ее поможет введение курса «Юридическая техника», в содержании которого этот раздел выглядит довольно внушительно. Особое место зани- мают правила судебного правоприменения. Они весьма различа- ются в зависимости от вида судопроизводства. Сравнение и изуче- ние специфики каждого из них способно дать дополнительный профессиональный заряд любому юристу. Таким образом, изучение перечисленных вопросов, составляю- щих структуру учебной дисциплины «Юридическая техника», профессионально обогатит любого юриста независимо от того, ка- кое направление деятельности он выберет.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.013 с.) |