Правотворчество: понятие, признаки, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, признаки, виды



Правотворчество

Понятия правотворчество и правообразование не тождественны: правообшзование - значительно шире, чем правотворчество.

Правообразование — длительный естественноисторический процесс формирования права. Условно его можно подразделить на три этапа:

1. Развитие общественных отношений; возникновение потребности в их правовом урегулировании.

2. Выработка взглядов и концепций будущего правового регулирования; формирование общего представления о правовых нормах, которые необходимо принять.

3. Подготовка и принятие норм права компетентными субъектами правотворчества и их оформление в виде официального источника права (это и есть правотворчество).

Таким образом, правотворчество - завершающий этап процесса

правообразования.

Правотворчество - это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению и отмене норм права. Сущность правотворчества состоит в возведении общей или индивидуальной воли в форму позитивного права. Содержание правотворчества образует деятельность: 1) по установлению норм права; 2) по их изменению; 3) по отмене норм права.

Формы правотворчества:

1) принятие нормативных правовых актов;

2) заключение нормативных договоров;

3) формирование правовых прецедентов;

4) санкционирование обычаев и иных источников права.

Виды правотворчества:

1. По субъектам правотворчества:

— непосредственное правотворчество народа;

— правотворчество государственных органов;

— правотворчество иных уполномоченных органов;

- правотворчество должностных лиц.

2. По принципу федерализма:

— федеральное правотворчество;

- правотворчество субъектов федерации.

3. По юридической силе актов, принятых в результате правотворчества:

— законотворчество;

- подзаконное нормотворчество.

Черты правотворчества:

1. Представляет собой деятельность активную, творческую.

2. В результате правотворчества устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, и они облекаются в определенную форму.

3. Оно является важнейшим средством управления обществом.

4. Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах их компетенции,

5. Осуществляется в строго установленном порядке.

6. Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм права является показателем правовой культуры общества.

Принципы правотворчества:

1. Принцип демократизма:

а) исключительное право принимать законы принадлежит народу и законодательным органам государственной власти;

б) демократические процедуры подготовки, обсуждения и принятия нормативных правовых актов;

в) обнародование принятых нормативных правовых актов.

2. Принцип законности:

а) нормативный правовой акт принимается уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции;

б) нормативный правовой акт должен соответствовать актам, обладающим большей юридической силой;

в) нормативный правовой акт принимается в строго установленном порядке;

г) нормативный правовой акт принимается в форме, предусмотренной законодательством для данного вида актов.

3. Принцип научности:

а) правотворчество должно отражать объективные закономерности общественного развития;

б) оно должно учитывать достижения юридической науки и передовой юридической практики;

в) оно должно основываться на компетентном мнении ученых-юристов;

г) нормативный правовой акт должен быть совершенен с точки зрения юридической техники.

4. Принцип профессионализма:

а) высокий уровень профессионализма и компетентности субъектов правотворчества;

б) привлечение специалистов к работе над проектами нормативных правовых актов.

5. Принцип гласности:

а) открытость правотворческого процесса, его освещение правотворческой деятельности в средствах массовой информации;

б) публикация проектов наиболее значимых нормативных правовых актов с их последующим обсуждением в средствах массовой информации.

6. Принцип своевременности: правильное определение времени подготовки и принятия нормативных правовых актов с учетом зрелости общественных отношений для их правового регулирования.

7. Принцип исполнимости: учет финансовых, кадровых, организационных и иных условий, необходимых для реализации норм права.

8. Принцип планирования: четкие распределение во времени правотворческой деятельности.

Реализация этих принципов в ходе правотворческой деятельности позволяет повысить ее эффективность, а в конечном итоге обеспечить эффективность правового регулирования общественных отношений.


 

Юридическая техника

Юридическая техника

Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Уровень развития юридической техники — один из показателей уровня правовой культуры общества. Использование правил юридической техники необходимо для адекватного выражения воли уполномоченных субъектов, принимающих правовые акты.

Виды юридической техники:

1. Правотворческая (в том числе законодательная): совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия нормативных правовых актов.

2. Правореализационная (в том числе правоприменительная): совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (в том числе — правоприменительных актов).

3. Интерпретационная (техника толкования норм права): совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов официального толкования норм права.

Важнейшим видом юридической техники является правотворческая техника. Проблемы правотворческой техники получают все более глубокую разработку в современной юридической науке. Вопросы, касающиеся двух других видов юридической техники, наукой разработаны значительно хуже.

В ходе правотворческой деятельности применяются определенные правила юридической техники.

Требования к содержанию нормативных правовых актов:

1. Простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность и исчерпывающая полнота.

2. Единство терминологии, тождественность использования общеупотребительных, специальных и юридических терминов в разных нормативных правовых актах.

3. Использование юридических конструкций в соответствии с определенными правилами.

4. Четкая формулировка норм права, позволяющая избежать пробелов и коллизий как внутри нормативных правовых актов, так и между ними.

5. Рациональное использование различных способов изложения норм права в статьях нормативных правовых актов (прямой, отсылочный, бланкетный, абстрактный и казуистический).

6. Краткость и компактность изложения нормативного материала, исключение повторов.

Требования к построению нормативного правового акта:

1. Рациональная рубрикация нормативного правового акта (выделение в нем преамбулы, частей, разделов, глав, статей).

2. Логическая последовательность в расположении нормативного материала внутри нормативного правового акта (в общей части нормативного правового акта излагаются общие нормы, а в особенной — конкретизирующие).

3. Согласованность и непротиворечивость между нормативными правовыми актами, регулирующими однородные общественные отношения.

4. Наличие всех необходимых реквизитов нормативного правового акта (наименование акта; наименование органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт; дата и место принятия; подписи уполномоченных должностных лиц; порядковый номер принятого нормативного правового акта, а в отношении актов, принятых федеральным органом исполнительной власти, — дата государственной регистрации в Минюсте РФ и регистрационный номер).

Систематизация законодательства

Систематизация законодательства — это юридическая деятельность, направленная на упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в стройную и согласованную систему.

Виды систематизации:

1) инкорпорация;

2) консолидация;

3) кодификация.

Инкорпорация - объединение нормативных правовых актов сборники и собрания без изменения их содержания.

Черты инкорпорации:

1) осуществляется как уполномоченными органами, так и любыми организациями и лицами;

2) в результате инкорпорации издаются (публикуются) сборники и собрания нормативных правовых актов;

3) содержание инкорпорируемых нормативных правовых актов не изменяется; нормативные правовые акты инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент инкорпорации;

4) в процессе инкорпорации осуществляется только внешняя обработка нормативных правовых актов;

5) инкорпорируемые нормативные правовые акты сохраняют свою юридическую силу и самостоятельное значение.

Виды инкорпорации:

1. По субъектам:

— официальная (осуществляется только уполномоченными органами и должностными лицами);

- неофициальная (осуществляется любыми субъектами без специальных на то полномочий и контроля со стороны субъектов правотворчества).

2. По принципу объединения нормативных правовых актов:

- хронологическая (нормативные правовые акты инкорпорируются в хронологическом порядке);

— систематическая/предметная/тематическая (осуществляется по предмету правового регулирования).

Инкорпорация является самым простым видом систематизации.

Консолидация — объединение нескольких нормативных правовых актов, регулирующих определенную группу общественных отношений, в единый нормативный правовой акт без изменения содержания этих актов.

Черты консолидации:

1) осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченным субъектом правотворчества;

2) является приемом правотворчества;

3) в результате консолидации принимается новый нормативный правовой акт;

4) ранее действовавшие нормативные правовые акты прекращают своё! действие со дня вступления в силу нового нормативного правового акта;

5) не вносит изменений в правовое регулирование, так как содержаний отмененных актов полностью входит в новый нормативный правовой акт.

Консолидация по своей юридической природе занимает промежуточно положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация — принятие нового нормативного правового акта на основе переработки действующих нормативных правовых актов и создания новых норм права.

Черты кодификации:

1) осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченными субъектами правотворчества;

2) является приемом правотворчества;

3) в результате кодификации принимается новый нормативный правовой

4) вносит существенную новизну в правовое регулирование общественных отношений, так как существенно перерабатываются действующие нормативные правовые акты и принимается новый нормативный правовой акт.

Виды кодификационных актов:

— кодексы;

— основы законодательства (после 1993 г. они не принимаются; действуют те, которые были приняты ранее);

— уставы;

— положения;

— регламенты.

Черты кодификационных актов:

1) сводный характер;

2) широкий охват регулируемых общественных отношений;

3) значительный объем и сложное строение;

4) главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Виды кодификации:

1. Всеобщая (полная кодификация всего нормативного материала по всем отраслям права).

2. Отраслевая (кодификация нормативного материала одной отрасли права).

3. Внутриотраслевая/специальная (кодификация нормативного материала подотрасли или института права).

4. Межотраслевая/комплексная (кодификация нормативного материала комплексных институтов права).


 

Виды толкования норм права

Толкование норм права — деятельность субъектов, направленная на установление (выявление) смыслового содержания правовых норм.

Объектом толкования является норма права, в которой выражена воля субъекта правотворчества. Цель толкования — установление (выявление) содержания толкуемой нормы права.

Толкование норм права включает два этапа: 1) уяснение содержания нормы права (внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании субъекта, толкующего норму права; это деятельность «для себя», она не имеет внешних форм выражения; 2) разъяснение содержания нормы права (деятельность субъекта по изложению и доведению до сведения других лиц познанного содержания правовой нормы; это деятельность «для других», она имеет внешнюю форму выражения: письменную, устную и или конклюдентную).

Уяснять необходимо каждую норму права, в разъяснении нуждаются не все нормы права. Причем в официальном разъяснении нуждаются только те нормы права, которые по причине нечеткости их формулировки не поддаются однозначному уяснению их содержания, т.е. из формулировки вытекает двоякий смысл либо содержание нормы права вообще непонятно.

Разъяснение всегда требует уяснения, но за уяснением не всегда следует разъяснение.

Толкование норм права имеет универсальный характер и большое значение для всех видов юридической деятельности: правотворческой, правореализационной, интерпретационной, научной и учебной.

Способы толкования норм права (совокупность приемов, правил, используемых для уяснения содержания нормы права):

1. Грамматический (языковой, филологический, текстовой, словесный). Основан на уяснении содержания нормы права путем анализа ее словесной формулировки. Выражается в установлении значения отдельных слов, связи слов в предложении, в установлении значения союзов, знаков препинания.

2. Логический. Основан на использовании законов и правил формальной лдййси.

3. Систематический. Основан на установлении связи толкуемой нормы нрава с другими нормами права.

4. Историко-политический. Основан на анализе исторических условий принятия нормы права.

5. Телеологический. Основан на установлении целей принятия нормы права.

6. Специально-юридический. Основан на использовании специальных юридических знаний.

Виды толкования норм права:

По объему толкования:

1) буквальное (содержание нормы права полностью совпадает с ее словесной формулировкой);

2) ограничительное (содержание нормы права уже ее' словесной формулировки);

3) распространительное (содержание нормы права шире ее словесной формулировки).

Абсолютное большинство правовых норм сформулированы таким образом, что они должны толковаться буквально.

По субъекту толкования:

1) Официальное (дается уполномоченными субъектами; содержится в официальном акте; является обязательным):

а) нормативное (дается в ходе интерпретационной деятельности, т.е. специальной деятельности по толкованию; содержится в акте толкования; является общеобязательным, как и толкуемая норма права):

- аутентичное (дается органом, ранее принявшим толкуемую норму права);

— легальное (дается органом, не принимавшим толкуемую норму, но которому предоставлено право давать официальное толкование);

б) казуальное (дается в ходе правоприменительной деятельности при разрешении конкретных юридических дел; содержится в мотивировочной части правоприменительного акта; является обязательным только для данного конкретного случая):

— судебное (дается судебными органами при решении конкретных юридических дел);

- административное (дается несудебными органами при решения конкретных юридических дел).

2) Неофициальное (дается любыми субъектами; не содержится в официальном акте; не является обязательным):

а) обыденное (основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; дается любым грамотным человеком; нередко для него характерны поверхностность суждений, неточности, ошибки, противоречивость мнений);

б) профессиональное (дается юристами и должностными лицами в сфере их профессиональной деятельности; основано на специальных знаниях);

в) научное/доктринальное (дается учеными-юристами, основано на глубоких теоретических знаниях о праве, а также на анализе и обобщения правоприменительной практики).

Не являясь обязательным, неофициальное толкование имеет большое значение, так как оно оказывает существенное влияние на формирование индивидуального и общественного правосознания, на поведение конкретных субъектов, на реализацию права.

Акты толкования

Акт толкования — официальный правовой документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальное разъяснение содержания норм права и порядка их применения. Является одним из видов правовых актов.

Признаки акта толкования:

1. Представляет собой официальный правовой документ.

2. Имеет установленную форму и реквизиты.

3. Принимается уполномоченным субъектом.

4. Принимается в ходе интерпретационной деятельности.

5. Принимается в порядке, предусмотренном нормами права.

6. Содержит официальное разъяснение содержания норм права и порядка их применения.

7. Имеет государственно-властный характер.

8. Адресован правоприменителям, а не субъектам права непосредственно, отношения которых регулируют толкуемые нормы права.

9. Рассчитан на многократную реализацию.

Виды актов толкования:

1. По субъекту толкования:

— акты аутентичного толкования;

— акты легального толкования.

2. По содержанию / отраслевой принадлежности:

— акты толкования конституционно-правовых норм;

— акты толкования административно-правовых норм;

— акты толкования гражданско-правовых норм;

— акты толкования уголовно-правовых норм;

— акты толкования норм других отраслей права.

3. По структурным элементам толкуемой нормы права:

— акты толкования гипотез норм права;

— акты толкования диспозиций норм права;

— акты толкования санкций норм права.

4. По объему толкования:

— акты буквального толкования; ^8 акты распространительного толкования;

— акты ограничительного толкования.

5. По территории действия:

— акты, действующие на всей территории государства;

— акты, действующие на части территории государства.

6. По сроку действия:

— акты с неопределенным сроком действия;

— акты с определенным сроком действия.

7. По юридической силе толкуемых норм права:

— акты толкования законодательных норм;

— акты толкования подзаконных норм.

Данная классификация не является единственной и исчерпывающей. существуют и другие классификации.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.073 с.)