Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы государства: понятие, признаки, видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Орган государства - это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями. Признаки государственного органа; 1. Учреждается государством и образуется в порядке, предусмотренном нормами права. 2. Осуществляет от имени государства его задачи и функции. 3. Имеет организационную структуру. 4. Имеет территориальный масштаб деятельности, т.е. его властные полномочия распространяются на определенную территорию. 5. Имеет установленную в нормах права компетенцию (предметы ведения 6. Наделен государственно-властными полномочиями: а) вправе принимать правовые акты, обязательные для исполнения адресатами; б) вправе осуществлять контроль и (или) надзор за реализацией этих актов; в) вправе применять меры государственного принуждения для обеспечения реализации этих актов. Виды государственных органов: 1. По принципу разделения властей: — органы законодательной власти (например, Федеральное Собрание РФ, Законодательное Собрание Нижегородской области); — органы исполнительной власти (например, Правительство РФ, федеральные министерства); — органы судебной власти (например, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Кроме того, имеются государственные органы, не относящиеся ни к одной из ветвей государственной власти (Президент РФ, Генеральная Прокуратура РФ, счетные палаты, избирательные комиссии и ряд других). 2. По принципу федерализма: — федеральные государственные органы (например, налоговые, таможенные органы); — государственные органы субъектов федерации (например, Законодательное Собрание и Правительство области). В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 3. По продолжительности существования: — постоянные (например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, суды); временные (например, Временное правительство, существовавшее в России в 1917 г., Временная администрация Чеченской Республики в 1990-е гг.). 4. По сроку полномочий: — органы с установленным сроком полномочий (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Законодательное Собрание области); — органы, не имеющие срока полномочий (например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, министерства, суды). 5. По характеру компетенции: - органы общей компетенции (например, Правительство РФ, Правительство области); — органы специальной компетенции (например, федеральные министерства). 6. По порядку осуществления полномочий: — коллегиальные (решения принимаются коллегиально, например законодательные органы, Правительство); — единоначальные (решения принимаются единолично, например Президент РФ, федеральные министерства). 7. По порядку образования: — выборные (формируются непосредственно избирателями путем Выборов, например Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ); — назначаемые (население не принимает непосредственного участия в их формировании, например Правительство РФ). Представленная классификация не является единственной и исчерпывающей. В науке существуют и другие классификации государственных органов. Принципы организации и деятельности государственного аппарата: 1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина: а) человек, его права и свободы есть высшая ценность; б) государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; в) права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственных органов и их должностных лиц, обеспечиваются правосудием. 2. Принцип демократизма: а) участие граждан в формировании и деятельности государственных органов; б) осуществление государственной власти в соответствии с волей народа. 3. Принцип законности: полное, точное и неукоснительное осуществление государством, его органами и должностными лицами предписаний правовых норм. 4. Принцип разделения государственной власти и взаимодействия органов разных ветвей власти: а) разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельных и независимых ветви (законодательную, исполнительную, судебную); б) взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении функций государства. 5. Принцип федерализма: а) единство системы государственной власти; б) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. 6. Принцип разграничения компетенции и взаимодействия государственных органов: а) разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между отдельными государственными органами; б) взаимодействие государственных органов в процессе осуществления функций государства. 7. Принцип гласности: открытость деятельности государственных органов, информирование населения об их деятельности. 8. Принцип профессионализма: а) государственная служба осуществляется на профессиональной основе, т.е. постоянно и за плату; б) высокий уровень профессионализма и компетентности государственных служащих. Реализация этих принципов при формировании и в процессе функционирования государственных органов позволяет обеспечить эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге -эффективность государственного управления общественными процессами.
Основные теории правопонимания Правопонимание представляет собой научную категорию, отражающую процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающую в себя понимание права, его оценку и отношение к нему как к целостному социальному институту. Теологическая теория права Теологаческие взгляды на право - это исторически первое объяснение сущности права, возникшее ещё в древности. Так, в законах Хаммурапи записано: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Map духа». Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно даётся человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны и с мировыми религиями: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом. В книге «Исход» Библии записано: «Господь '^позвал Моисея на Синайскую гору и передал скрижали, содержащие закон, писанный перстом Божиим». В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Иоанну свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира. Мусульманское право, содержащееся в священных книгах ислама, является откровением Аллаха и вдохновленными Аллахом изречениями пророка Мухаммеда. Современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное. Крупнейшим представителем теологической теории права был идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.). Он разработал особую теорию закона. Закон определяется им как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него. Фома Аквинский выделяет 4 вида законов, которые связаны между собой нитями субординации. Вечный закон — это «сам божественный разум, управляющий миром»; он заключён в Боге, существует сам по себе, и от него производны иные виды законов; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Божественный закон (божественный положительный). Он дан в Библии и необходим по двум причинам: 1) человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло; 2) из-за несовершенства человеческого разума люди не могут прийти к правде. Библия должна помочь им достичь этого. Естественный закон (человеческий естественный). Он есть отражение вечного закона в человеческом разуме. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Он предписывает стремиться к поиску истины (Бога) и уважать достоинство людей. Человеческий закон (человеческий положительный). Это есть право, созданное государством, выражающее требование естественного закона и подкрепленное государственным принуждением. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах разные. Однако человеческий закон не должен противоречить естественному закону. А поскольку естественный закон понимался только как правила общежития, сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному закону означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение. Таким образом, практически суть этой концепции сводится к тому, что предписания человеческого закона в конечном счете вытекают из разума и воли Бога. Поэтому нарушение человеческого закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом. Правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. В 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых. В 1879 г. схоластическая система Фомы была объявлена папой Львом XIII единственно истинной философией католицизма. Это положило начало неотомизму. Неотомизм (современная католическая теория права) воспринял идею «возрождения естественного права», сложившуюся вне теологии. Теологическое направление в правопонимании господствовало до XVII в., когда оно стало уступать место светлим теориям правопонимания. Теория естественного права Истоки естественно-правовых взглядов содержатся в трудах античных мыслителей - Демокрита, Сократа, Платона, предпринявших попытки выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека. Основной смысл идеи естественного права с самого начала зарождения этой доктрины состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (положительного права). Ещё Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право». В завершенном виде теория естественного права сложилась в XVII-XVffl вв., в эпоху буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке. Основателем теории i считаете Гуго Гроций (15Ш-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера, англичан Гоббса, Локка и др. В России её сторонником являлся А.Н. Радищев. Теория исходит из дуализма (двойственности) права и нетождественности права и закона. Основные положения теории: 1. Наряду с позитивным правом, создаваемым государством, существует высшее, настоящее, естественное право, свойственное человеку от природы. 2. Под естественным правом понимается совокупность естественных и неотчуждаемых прав человека, которыми каждый человек обладает от природы в силу факта своего рождения; право на жизнь; право на свободу; право на собственность; равенство; право на стремление к счастью; право на революционные выступления против правительства, попирающего эти 3. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека. Естественные права человек приобретает от рождения. Они не могут быть дарованы государством. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать естественные права человека. 4. Право и закон не тождественны. Естественное право возникает до государства и независимо от него. Позитивное право создается государством или иными субъектами по уполномочию государства. Естественное право является критерием оценки права позитивного. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественному праву, естественным правам человека. С этой точки зрения не всякий закон является правовым, содержит в себе право. 5. Право и мораль отождествляются. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процесс. Теория естественного права стала идеологическим оружием буржуазии в борьбе против феодально-абсолютистских порядков, так как принципы новых общественных и государственных порядков она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе. Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Её идеи впервые получили нормативное закрепление в содержании Декларации независимости США (1776 г.) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.) После утверждения в Западной Европе и Северной Америке буржуазных отношений роль теории естественного права упала. Первое место заняли позитивистские представления о праве. В XX в. идеи школы естественного права вновь были востребованы обществом и выдвигались на первый план всякий раз, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от тоталитарных и авторитарных режимов к демократическим. Однако если для классического учения XVII-XVIII вв. было характерно понимание естественных прав как вечных и неизменных, раз и навсегда установленных природой человека как биологического существа, то в XX в. естественные права стали уже увязываться с природой человека как существа социального, как субъекта социальных связей. Они получили своё дальнейшее выражение в форме политических, экономических, социальных и культурных прав. При этом немецким юристои Р. Штаммлером была выдвинута идея «естественного права с изменяющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовался теорией «возрождённого естественного права» (сейчас данный термин вышел из употребления). С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям: I) Неотомистская теория (новейшая интерпретация учения Фомы Аквинского). Представители: Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер. Согласно этой теории источником естественного закона является Бог. Учение Ж. Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. 2. «Светская» доктрина. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерно признание в качестве основы «Правильного», «законного» права некой естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом. Особое значение института прав и свобод в его естественно-правовой трактовке признано сегодня всеми основными направлениями и школами правовой мысли, в том числе и враждебными ранее доктрине естественного права. С расширением каталога основных прав и включением в него социально-экономических и культурных прав потерял остроту и старый спор о том, чего больше в неотъемлемых правах — «естественного», обусловленного природой человека, или «социального», обусловленного природой общества. С принятием Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых знаний пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты и во многих случаях утратили интерес к теории естественных прав личности. В 70-е гг. В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлением о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права. В 80-е гг. идеи естественного права продолжали разрабатывать религиозные философы (Дж. Финнис), последователи религиозного персонализма. Историческая школа права В логически завершенном виде теория сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Её основателями были видные немецкие юристы: профессор Геттингенского университета Густав Гуго (1764-1844 гг.); профессора Берлинского университета Фридрих Карл Савиньи (1779-1861 гг.) и Георг Фридрих Пухта (1798-1846 гг.), Они выступили с критикой теории естественного права и свойственной эпохе Просвещения веры во всесилие закона. Основные положения теории: 1. Естественного права не существует, а есть лишь позитивное право, которое имеет свой законы развития, не зависящие от разума. 2. Право есть историческое явление, оно представляет собой выражение духа народа. Оно не Устанавливается договором и не вводится по чьему-либо указанию, а, подобно языку, формируется постепенно, незаметно, стихийно и независимо от государства. 3. Законодатель не может творить право по своему усмотрению. Он лишь «открывает право», фиксирует в законе то, что уже сложилось в обществе в виде обычаев. Право - это, прежде всего, обычаи. Законы производны от обычного права, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания. Законным является лишь то, что ранее установилось и существует. 4. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в обществе нормы. 4 Позитивистская теория права Теория сложилась в середине 19 в. и вплоть до начала XX в. занимала господствующее положение в юридической науке. В результате буржуазных революций в развитых странах Западной Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. Этим были обусловлены отказ большинства теоретиков от идей естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права. Представители теории: Джон Остин (1790-1859 гг.), издавший в 1832 г. книгу «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права»; немецкий юрист К. Бергбом, написавший книгу «Юриспруденция и философия права» (1892 г.); Адемар Эсмен (1848-1913 гг.), французский государствовед, представитель школы государствоведений. Основные положения теории: 1. Право и закон тождественны; право не делится на позитивное и естественное; оно существует только в виде позитивного права. 2. Действительным правом признается любая по содержанию норма права, закрепленная в нормативном правовом акте. 3. Исследовать закон с позиций его соответствия естественной природе человека бессмысленно, так как всегда будет просматриваться субъективизм исследователя. 4. Источник прав человека находится в законодательстве, которое создается государством. Субъективные права производны от созданного законодателем права в объективном смысле. Таким образом, права человек получает от государства-законодателя. судья - это не более чем «уста, произносящие слова закона». 5. Право есть закрытая система, содержащая все необходимые данные в себе самой. Философские, нравственные, социально-экономические и иные оценки права исключены. Сущность права непознаваема. Она не нуждается в иных фактах, кроме факта своего существования. 6. Задача юридической науки состоит исключительно в исследовании текстов нормативных правовых актов. Основным методом исследования является формально-догматический описательный метод.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.009 с.) |