Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство в политической системе обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая система общества В юридической науке длительное время идет дискуссия о соотношении политической системы и политической организации общества. Сформировались два основных подхода в решении этого вопроса: 1. Политическая система общества шире по содержанию, чем политическая организация общества Политическая система общества — это совокупность всех политических явлений, существующих в обществе. Элементы политической системы общества: — политическая организация общества (совокупность социальных институтов, участвующих в политической жизни общества и осуществляющих политические функции); — политические нормы (регулируют политические отношения и процесс осуществления политической власти); — политическое сознание, включающее политическую идеологию и политическую психологию (совокупность чувств, эмоций, идей, взглядов, теорий, выражающих отношение людей к политике, политическим явлениям и процессам); — политическая культура (совокупность всех политических ценностей, созданных обществом, совокупный политический опыт); — политическая деятельность (охватывает действия конкретных субъектов политики); — политические отношения (складываются в результате совокупной политической деятельности всех субъектов политики). 2. Политическая система и политическая организация тождественны Политическая система общества — это совокупность социальных институтов, участвующих в политической жизни общества осуществляющих политические функции. Элементы политической системы общества: — государство; — политические партии; — общественно-политические движения; — общественные объединения и др. В теории государства и права главное внимание при изучении политической системы общества уделяется ее структурным элементам (социальным институтам), в то время как политология исследует все элементы политической системы общества, их многочисленные взаимосвязи, место и роль в политической системе общества. Причем теория государства и права из всех структурных элементов исследует в первую очередь государство, его взаимодействие с другими структурными элементами (и, главным образом, такое взаимодействие, которое опосредовано правом). Все структурные элементы политической системы общества можно подразделить на две большие группы: • собственно политические институты (к ним относятся государство, политические партии и общественно-политические движения, представляющие политические интересы общества в целом или больших социальных групп, непосредственно осуществляющих политическую власть или оказывающих на нее влияние и в силу этого занимающих особое место в политической системе общества); • социальные институты, не являющиеся по своей природе собственно политическими (к ним относятся общественные объединения, в некоторых случаях — трудовые коллективы, религиозные объединения и некоторые другие, которые не рассматривают осуществление политической власти в качестве основной цели их деятельности, однако при реализации своих функций участвующие в политической жизни общества). Одна из основных тенденций в историческом развитии политической системы общества состоит в усложнении ее структуры. В основе этой тенденции лежит усложнение самого общества, его социальной структуры. Функции политической системы общества — это обусловленные ее социальным назначением и выражающие ее сущность основные направления деятельности элементов политической системы общества, посредством которых осуществляется управляющее воздействие на общество. Функции политической системы; 1. Выявление и представление интересов больших социальных групп и общества в целом. 2. Осуществление политической власти в интересах социальных групп и общества в целом. 3. Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для управления обществом. 4. Легитимизация политической власти, т.е. обеспечение ее поддержки со стороны большинства членов общества. 5. Интеграция общества, создание необходимых условийдля взаимодействия различных его элементов. 6. Политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание и политическая культура. Исследование функций политической системы общества позволяет увидеть не только ее статическое состояние, но и ее динамику, роль и значение в жизни общества. Место и роль государства в политической системе общества Государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство составная часть политической системы общества, поскольку в нее входят и иные социальные институты. Государство занимает центральное место и играет ведущую роль в политической системе общества, придавая ей качества целостности и устойчивости. Центральное место и ведущая роль государства в политической системе общества обусловлены следующими основными факторами: 1. Государство является единственной универсальной, всеобъемлющей политической организацией общества, так как оно объединяет весь народ, всех граждан, а другие элементы политической системы общества - членов политических партий, общественных объединений и т.п. 2. Государство — единственный официальный представитель всего общества и принимает от его имени решения властно-политического характера. 3. Государство как организация политической власти обладает территорией и распространяет свою власть на всю территорию страны и на все ее население. 4. Государство — обладатель и носитель особой политической публичной власти, которая находит свое выражение в государственных органах и осуществляется ими. 5. Государство — единственный носитель суверенитета, который выражается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. 6. Государство обладает исключительным правом установления и санкционирования правовых норм. 7. Государство обладает исключительным правом установления и взимания налогов, необходимых для осуществления его функций. 8. Государство обладает исключительным правом на применение легализованного принуждения, которое от его имени осуществляют уполномоченные им органы и должностные лица. 9. Политическое сознание и политическая культура общества во многом зависят от сущности государства, форм и методов осуществления государственной власти. 10. Государство легализует все другие структурные элементы политической системы общества, обеспечивает их организационное и функциональное единство, регламентирует их деятельность. 11. Государство является самым стабильным, постоянным элементом политической системы общества. Любой другой структурный элемент существует на том или ином историческом этапе, может возникать и быть ликвидирован. Государство в силу своей социальной природы существует на всем протяжении политической истории. 12. Государство обеспечивает существование общества, определяет основные направления его развития. Таким образом, государство — единственная полновластная организация на территории страны. Государство является собственно политической организацией и частью политической системы общества, занимая в ней центральное место и играя ведущую роль. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы общества Воздействие государства на другие элементы политической системы общества: 1. Государство устанавливает правовой режим деятельности других элементов политической системы общества. 2. Государство регистрирует их в установленном законом порядке. 3. Государство определяет их место и роль в политической системе общества. 4. Государство осуществляет контроль и надзор за их деятельностью, за соответствием ее нормам права и уставам этих организаций. 5. Государство ликвидирует организации, деятельность которых противоречит нормам права и их уставным целям. Воздействие других субъектов политической системы общества на государство: 1. Участвуют в формировании органов государственной власти. 2. Участвуют в формировании политического курса государства. 3. Влияют на правотворческую деятельность государственных органов. 4. Информируют государство и его органы о состоянии дел в обществе. 5. Осуществляют общественный контроль за государством и его органами, за процессом государственного управления обществом. Таким образом, государство тесно связано с другими элементами политической системы общества, взаимодействует с ними, обеспечивая единство, целостность и устойчивость политической системы, эффективное управление обществом.
Типология государства Типология государства Понятие тип государства — одно из важнейших в теории государства и права. Тип государства отражает совокупность общих, наиболее устойчивых черт различных государств одной классификационной группы. Типология государства - это классификация государств, предназначенная для их разделения на такие группы, которые дали бы возможность раскрывать их социальную сущность. Типология государств основывается на обобщении большого фактического материала. Первые попытки типологии государств были предприняты еще в древности. Значительный вклад в типологию государств был внесен мыслителями Нового и Новейшего времени. При этом единства взглядов на эту проблему не было выработано. В настоящее время в юридической науке используются два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Формационный подход к типологии государства Разработан в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. До конца 80-х гг. XX в. ОН признавался в нашей стране в качестве единственно возможного и научного, так как выражал классовый подход к решению вопроса о сущности государства и его типологии. В его основу положено учение К. Маркса и Ф. Энгельса об общественной формации. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, характеризуемом уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Этот уровень, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Производительные силы и производственные отношения составляют экономический базис общества, Базису соответствует определенная надстройка (идеология, политика, Государство, право, религия, наука, искусство). 1 Переход от одной общественно-экономической формации к другой Проходит в результате смены старых, отживших форм производственных отношений новыми, более прогрессивными. Качественные изменения в экономическом базисе закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций. Изменения в способе производства, основанные на возникшей частной собственности, появление общественных классов и различных социальных Групп с несовпадающими экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства.
Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс сделали вывод о решающей роли Материальных производственных отношений, т.е. экономического базиса, в развитии общества. В развитии человеческого общества было выделено пять общественно-экономических формации: 1) первобытно-общинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) буржуазная (капиталистическая); 5) коммунистическая (первой фазой которой было социалистическое общество). Подразделение истории общества на пять общественно-экономических формаций получило официальное признание после издания в 1938 г. Краткого курса истории ВКП(б) И.В. Сталина. В итоге в отечественном обществоведении на многие годы утвердилось подразделение истории развития общества на пять общественно-экономических формаций, В основу подразделения истории общества положена идея естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Причем каждая последующая формация логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки для перехода к новой, более высокоорганизованной формации. Общественным экономическим формациям соответствуют определенные типы государства. Понятие исторического типа государства стали связывать с установлением зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, господствующих в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, которая обусловлена господством определенного типа собственности на средства производства. Тип государства определяется на основе того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе государство приобретает ярко выраженную классовую определенность, оно выступает в качестве политической диктатуры экономически господствующего класса. Согласно формационному подходу четырем общественно-экономическим формациям соответствуют четыре типа государстве рабовладельческое; феодальное; буржуазное (капиталистическое); социалистическое государство, которое существует на первой фазе коммунистической формации — в социалистическом обществе. Рабовладельческое, феодальное и капиталистическое государства в советской науке характеризовались как эксплуататорские, а социалистическое государство - как неэксплуататорский тип государства. При этом оно рассматривалось как некое «полугосударство» или «государство не в собственном смысле слова», которое постепенно будет «затухать» и в итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового общества Социалистическое государство будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Цивилизационный подход к типологии государства Цивилизационный подход пользуется большой популярностью на Западе и получает все большее распространение среди российских ученых. Он ориентирован на исследование особенностей развития государства через различные формы человеческой деятельности: производственную, трудовую, Политическую, социальную, культурную, религиозную и т.д. При этом государство определяется не столько материальными (экономическими), сколько географическими, культурными, религиозными, психологическими и иными факторами. Цивилизационный подход к исследованию общества разрабатывали В.Гумбольдт, Н.Данилевский, К.Леонтьев, О.Шпенглер, А.Тойнби, и др. Цивилизация рассматривалась ими как социокультурная система, включающая как социально-экономические, так и этнические, религиозные, культурные условия жизни общества. Каждая цивилизация имеет определенные пространственные и временные границы. В науке отсутствует единое понятие «цивилизация», которого бы придерживались все или большинство ученых — сторонников цивилизационного подхода. Основные принципы и подходы в изучении истории общества на основе понятия «цивилизация» разработаны английским историком Арнольдом Тойнби в книге «Постижение истории». Понятие цивилизации А. Тойнби сформулировал следующим образом: «Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков». А.Тойнби выделил в мировой истории 21 цивилизацию (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская, Ирпнская, сирийская, мексиканская и др.). А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом,разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри каждой отдельной цивилизации. Цивилизации являются, с точки зрения А.Тойнби, как бы ветвями одного дерева. Они существуют рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизации является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. А. Тойнби видел исторический прогресс в духовном совершенствовании поколений людей. Л Тойнби разработал типологию общества, однако он не ставил задачу осуществить на этой основе типологию государства. Если попытаться выделить тип Государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типология государства может и не получиться. Для этого необходимо учитывать не столько цивилизации, сколько типы цивилизаций. Тем не менее А. Тойнби отмечал, что каждая цивилизация придает устойчивую общность Всем государствам, существующим в ее рамках. В целом, в юридической науке отсутствует четко разработанная типология государства на основе цивилизационного критерия. Выделяют, главным образом, цивилизации и их типы. При этом практически не проводятся различия между обществом и государством. При характеристике цивилизационного подхода к типологии государств необходимо иметь в виду, что исторический процесс привел к формированию свыше двух десятков цивилизаций. Кроме формационного и цивилизационного, в науке используются и другие подходы к типологии государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.008 с.) |