Форма (источник) права: понятие, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма (источник) права: понятие, виды.



Понятие источник права используется в трех основных значениях: I) в материальном смысле (это общественные отношения, которые нуждаются в их правовом урегулировании); 2) в идеологическом смысле (это правосознание и, в первую очередь, правосознание субъектов правотворчества, от уровня развития которого зависит содержание норм права); 3) в формально-юридическом смысле (это форма внешнего выражения правовых норм).

Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны. Они показывают, каким образом государство объективирует (фиксирует) нормы права и каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества.

Форма (источник) права - форма внешнего выражения, закрепления правовых норм.

Формы (источники) права:

1. Правовой обычай — это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами: а) путем нормативной отсылки к обычаю (а не путем его текстуального закрепления в нормативном правовом акте); б) путем восприятия обычая правоприменительной практикой (в первую очередь, судебной), когда решения правоприменительных органов основываются на обычаях.

Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали продолжительную и единообразную общественную практику и соответствовали государственной политике.

Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность.

Правовой обычай — один из основных источников права в рабовладельческих и феодальных государствах. По мере развития общества, государства и права, с появлением других источников права сфера применения правовых обычаев быстро и резко сужается. Правовой обычай вытесняется другими источниками права и играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений.

2. Нормативный правовой акт - это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писаным правом.

В рабовладельческих и феодальных государствах Нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений. По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права (а в государствах романо-германской правовой семьи - основным источником права).

3. Правовой прецедент — это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер.

Виды правовых прецедентов: а) судебный (создается судебными органами); б) административный (создается несудебными органами).

Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», т.е. суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение.

Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость.

Правовой прецедент — древнейший источник права. Путем создания правовых прецедентов право формировалось практически во всех странах. Однако роль и значение правового прецедента как источника права были неодинаковы в различных странах и в разные исторические эпохи. Правовой прецедент широко попользовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права.

В государствах романо-германской правовой семьи на рубеже XVIII-

XIX вв. основным источником права становится нормативный правовой акт, а правовой прецедент перестает признаваться в качестве источника права. В

XX в. в некоторых романо-германских странах прецедентный характер стал признаваться за решениями высших судебных инстанций.

Признание правового прецедента источником права означает признание-наличия у суда правотворческой функции.

4. Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества.

Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве (например, федеративный договор, коллективный договор и др.).

5. Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных: книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций. Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика. Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права.

Религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, являются источниками права и в некоторых современных государствах, которые входят в семью религиозного права (например, в мусульманских государствах основной источник права - Коран; в индуистских странах — Шастры, Веды). Но и в этих странах в последние десятилетия все большее распространение в системе источников права получает нормативный правовой.

6. Юридическая наука (правовая доктрина). Правовая доктрина — это правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

Юридическая наука призвана вырабатывать наиболее рациональные и эффективные правила принятия, толкования и реализации норм права, давать систематические глубокие знания обо всех сторонах юридической действительности. Однако на отдельных этапах развития общества и государства юридическая наука выступала и выступает в качестве источника права. В Древнем Риме в период республики аргументы из сочинений ведущих юристов часто фигурировали в судах и были для них обязательными.

В XIX—XX вв. значение юридической науки как источника права падает, и в большинстве стран она уже не признается в качестве источника.права. Однако в некоторых странах при вынесении судебных решений иногда ссылаются на труды ученых-юристов, используя их в качестве дополнительной аргументации, а не источника права. В большинстве государств романо-германской (за исключением Швейцарии) и англо­саксонской правовой семьи юридическая наука не является источником права.

В государствах религиозной правовой семьи (в первую очередь, в мусульманских) она является одним из основных источников права, так как в основу решений по конкретным делам кладутся не положения Корана непосредственно, а их разъяснения и конкретизация, которые дани ведущими мусульманскими учеными-юристами и богословами. При разрешении конкретного дела суд практически никогда не обращается к Корану или Сунне. Он ссылается на мнение ученого-юриста по данному вопросу, авторитет которого общепризнан.

В России до 1917 г. в решениях судов иногда использовалась научная аргументация, однако она имела бессистемный, случайный характер. Сейчас в Российской Федерации юридическая наука не является источником права, однако она имеет большое значение в процессах правотворчества, толкования и реализации права.

7. Правосознание это правовые позиции субъектов

правоприменительной деятельности, которые кладутся в основу решений по конкретным делам. Правосознание не является источником права, хотя играет существенную роль в правоприменительной деятельности. Однако на отдельных этапах исторического развития правосознание может выступать в качестве источника права (после Октябрьской революции 1917 г. в России правосознание признавалось источником права).

Из всех перечисленных источников права в Российской Федерации признаются в качестве таковых нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Однако основную роль в регулировании общественных отношений играет нормативный правовой акт, являющийся в силу этого основным источником права.

 

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт - это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

«Нормативный правовой акт» и «правовой акт» — понятия не тождественные. Нормативный правовой акт является одним из видов правовых актов.

Виды правовых актов:

1. Нормативный правовой акт (принимается в ходе правотворческой деятельности и устанавливает, изменяет или отменяет нормы права).

2. Правоприменительный акт (принимается в ходе правоприменительной деятельности и содержит индивидуально-конкретные предписания).

3. Акт толкования норм права/интерпретационный акт (принимается в ходе деятельности по толкованию норм права и содержит официальное \ разъяснение норм права и порядка их применения).

Признаки нормативного правового акта:

1. Представляет собой официальный правовой документ.

2. Имеет установленную форму и реквизиты.

3. Принимается уполномоченным субъектом правотворчества.

4. Принимается в ходе правотворческой деятельности.

5. Принимается в порядке, предусмотренном нормами права.

6. Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

7. Имеет государственно-властный характер и обязателен к исполнению.

8. Распространяет свое действие на широкий круг лиц.

9. Рассчитан на многократную реализацию.

Нормативный правовой акт является основным источником права в государствах романо-германской правовой семьи и играет существенную роль в системе источников права стран, входящих в другие правовые семьи. Роль и значение нормативного правового акта как источника права возрастает.

Виды нормативных правовых актов;

1. По юридической силе:

— законы (обладают высшей юридической силой);

— подзаконные нормативные правовые акты (их юридическая сила меньше: они должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона).

2. По сфере действия:

— акты внешнего действия (действуют на всей или части территории государства);

— акты внутреннего действия (действуют внутри какой-либо организации).

3. По сроку действия:

— бессрочные (не имеют срока действия и действуют до их отмены);

— срочные (действуют в течение установленного срока).

4. По субъекту правотворчества:

— акты, принятые народом на референдуме;

— акты, принятые государственными органами;

— акты, принятые иными уполномоченными органами;

— акты, принятое должностными лицами.

5. По объему и характеру действия:

— акты общего действия (их действие распространяется на всю совокупность отношений определенного вида и на всех лиц);

— акты ограниченного действия (их действие распространяется только на определенную часть территории и на определенный круг лиц);

-акты исключительного (чрезвычайного) действия (рассчитаны на действие при наступлении исключительных и чрезвычайных обстоятельств).

6. По содержанию (по предмету правового регулирования / по отраслевой принадлежности):

— отраслевые (содержат нормы одной отрасли);

— межотраслевые/комплексные (содержат нормы, входящие в несколько отраслей права).

Закон - принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1. Закон — это нормативный правовой акт.

2. Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти.

3. Принимается в особом порядке (референдумном или законодательном).

4. Обладает высшей юридической силой.

5. Регулирует наиболее важные общественные отношения.

Стадии законодательного процесса:

1) законодательная инициатива;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона.

Закон не подлежит утверждению никакими органами или должностными лицами и вступает в действие одновременно на всей территории, если иное не установлено самим законом. Закон может быть изменен или отменен только органом, его принявшим (конституционный (уставный) суд может признать закон или отдельные его положения неконституционными, и они прекращают действие).

Виды законов:

1. По субъектам законотворчества:

— законы, принятые народом на референдуме;

— законы, принятые органами законодательной власти.

2. По принципу федерализма: - федеральные законы;

— законы субъектов федерации.

3. По юридической силе:

- Конституция РФ;

- законы РФ о поправках к Конституции РФ;

- федеральные конституционные законы; - федеральные законы.

Отличия федеральных конституционных законов и федеральных законов:

1. По предмету правового регулирования:

Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются обыкновенными, т.е. федеральными законами.

2. По порядку принятия:

Федеральные законы принимаются абсолютным большинством голосов депутатов (50% + 1 голос).

Федеральные конституционные законы принимаются

квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации).

3. По праву вето Президента:

Право вето Президента РФ распространяется только на федеральные законы и не распространяется на федеральные конституционные законы.

4. По юридической силе:

федеральные законы должны соответствовать федеральным конституционным законам.

Виды и порядок принятия законов субъектов Российской Федерации устанавливается конституциями (уставами) субъектов РФ.

Подзаконный нормативный правовой акт — это принятый на основании и во исполнение закона нормативный правовой акт, обладающий меньшей юридической силой.

Признаки подзаконного нормативного правового акта:

1. Это - нормативный правовой акт.

2. Принимается на основании и во исполнение закона (он детализирует нормы закона либо принимается в отсутствие закона для регулирования общественных отношений, которые должны регулироваться законом, и действует до вступления в силу соответствующего закона).

3. Обладает меньшей юридической силой, чем закон (он должен соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона).

4. Принимается широким кругом уполномоченных субъектов правотворчества.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

1.Акты палат Федерального Собрания РФ (постановления Государственной Думы и Совета Федерации).

2. Указы Президента РФ.

3. Постановления Правительства РФ.

4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Я других федеральных государственных органов.

5. Акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (указы и постановления президентов республик, губернаторов иных субъектов РФ).

6. Акты государственных органов субъектов Российской Федерации (например, постановления законодательных органов и высших органов исполнительной власти субъектов РФ).

7. Акты, принятые населением муниципального образования на местном референдуме, и акты органов и должностных лиц местного самоуправления (например, решение городской думы, постановление главы г. Н.Новгорода).

8. Локальные (внутриорганизационные) акты (акты, принятые в организации в целях регулирования внутриорганизационных отношений; они действуют в пределах данной организации в отношении ее работников).

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Все нормативные правовые акты имеют временные и территориальные пределы своего действия, а также их действие распространяется на определенный круг лиц. Установление пределов действия нормативных правовых актов необходимо для правильного их понимания и правильной; реализации.

1. Действие нормативных правовых актов во времени

Нормативный правовой акт вступает в действие;

1.В порядке, установленном этим актом или специальным актом о введении в действие этого акта:

а) с момента принятия;

б) со дня официального опубликования;

в) с даты, указанной в нем;

г) с наступлением обстоятельств, предусмотренных этим актом;

д) поэтапно.

2. По общему правилу (оно применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлен порядок его вступления в действие):

а) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ вступают в действие одновременно на всей территории РФ по истечении! 10 дней после дня их первого официального опубликования;

б) акты Президента РФ и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в действие по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования;

в) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательным государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и вступают в действие после их регистрации по истечении 10 дней после дня их первого официального опубликования.

По общему правилу действие нормативного правового акта распространяется на будущее, т.е. на те общественные отношения, которые возникнут после его вступления в юридическую силу. Это является гарантией правовой стабильности, так как субъекты права должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено новым нормативным правовым актом «задним числом». Однако иногда нормативный правовой акт имеет обратную силу, т.е. его действие распространяется на те общественные отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.

Нормативный правовой акт имеет обратную силу в двух случаях:

1) если он отменяет или смягчает юридическую ответственность;

2) если в самом акте установлено, что он имеет обратную силу.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, если он устанавливает либо усиливает юридическую ответственность.

Нормативный правовой акт прекращает действие в результате:

1) прямой отмены;

2) принятия нового нормативного правового акта большей или равной юридической силы;

3) истечения срока, на который был принят акт;

4) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт;

5) признания в установленном порядке нормативного правового акта противоречащим акту большей юридической силы.

Иногда используется приостановление действия нормативного правового акта. Это осуществляется актом органа, принявшего этот акт или актом иного уполномоченного органа (например, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ или федеральному закону до решения этого вопроса соответствующим судом).

Иногда имеет место также «переживание закона», т.е. нормативный правовой акт, утративший юридическую силу, продолжает действовать в какой-то своей части по специальному указанию, которое содержится в новом нормативном правовом акте.

2. Действие нормативных правовых актов в пространстве

Нормативный правовой акт действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его принявшего, если иное не установлено этим актом.

3. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актом. Иногда действие нормативного правового акта распространяется на определенную категорию лиц, очерченную по какому-либо признаку (профессиональному, должностному, возрастному, состоянию здоровья и т.д.).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.437 с.)