Основные теории происхождения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории происхождения государства



ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства - стали возникать практически одновременно с образованием первых государств. Они отражали уровень развития общества и государства, а также уровень развития общественного сознания. Взгляды на государство (на причины и закономерности его возникновения, сущность и социальное назначение) менялись по мере развития общества, государства, науки.

Существует большое количество теорий, по-разному объясняющих происхождение государства. Причины этого многообразия: 1) в разных регионах мира и в разные эпохи государства возникали по-разному (наряду с общими закономерностями существовало многоспецифических особенностей); 2) авторы этих теорий жили в разные исторические эпохи, придерживались разных философско-методологических подходов и были представителями разных научных школ; 3) историческая наука (прежде всего археология, этнология, история первобытного общества) дает все новые данные, которые позволяют уточнить наши знания о причинах, закономерностях, формах возникновения государства,

I. Теологическая теория

Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен, а также представители современной религиозной мысли. Эта теория была исторически первой, так как исторически первым было мифологическое, религиозное мировоззрение. Она возникла практически одновременно с появлением первых государств на основе религиозно-мифологических представлений людей. Особенность теории: ее представители никогда не ставили перед собой задачу объяснить процесс возникновения государства. Основную задачу они видели в обосновании государственной власти.

Основные положения теории:

1. Государство, как и все сущее в мире, создано Богом, а право есть божественная воля, божественное откровение.

2. Государственная власть вечна и незыблема и зависит только от божественной воли, которая проявляется через церковь.

3. Проникнуть в тайну божественного замысла невозможно, а значит, невозможно постичь природу государства.

4. Каждый обязан подчиняться государству во всем, как власти от Бога.

5. Неподчинение государственной власти есть тяжкий грех, т. к. означает неподчинение Богу.

6. Существующее социально-экономическое и юридическое неравенство людей предопределено божественной волей, и с этим необходимо смириться.

II. Патриархальная теория

Зародилась в Древнем Китае (Конфуций, VI-V вв. до н.э.), Древней Греции (Аристотель, IV в. до н.э.), Древнем Риме. Она была широко распространена в период средневекового абсолютизма (Фильмер). Отголоском дошла до наших дней. В России ее представителями были И.В. Михайловский (вторая, половина XIX в.), ИЗ. Покровский (начало XX в.).

Основные положения теории:

1. Люди - существа коллективные. Они стремятся к общению, что приводит к образованию семьи.

2. Развитие и разрастание семьи, увеличение числа семей приводят к образованию родов, племен, союзов племен, а в конечном итоге — к образованию государства.

3. Власть государя есть продолжение власти отца над членами его семьи, и она является неограниченной.

4. Поскольку власть патриарха (государя) имеет божественное происхождение, подданные обязаны беспрекословно подчиняться государю во всем, а он должен заботиться о своих подданных.

5. Всякое сопротивление государственной власти недопустимо. Лишь отеческая забота государя способна обеспечить человеку и обществу нормальные условия жизни.

Ш. Договорная теория (теория общественного договора)

Зачатки данной теории можно обнаружить в трудах мыслителей древности: Эпикура, Микофона, Фрасимаха (Древняя Греция), Мо-Цзы (Древний Китай), в политической мысли Древней Индии (брахманизм). Расцвет теории приходится на XV7T-XV7II вв. (Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо). В России представителями этой теории были А.Н. Радищев, П.И. Пестель. Сторонники этой теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. По их мнению, власть монарха производна не от Бога, а от самих людей.

Основные положения теории:

1. Государству предшествует естественное состояние общества, которое разные мыслители понимали по-разному: а) царство личной свободы, которое ведет к «войне всех против всех» (Т. Гоббс); б) мирное, идиллическое царство свободы — «золотой век» (Ж.Ж. Руссо).

2. Государство возникло в результате заключения общественного договора. С точки зрения Гоббса, люди эгоистичны, недоверчивы, но все равны. Каждый имеет право на все. Каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе. Следовательно, люди находятся в постоянной вражде и страхе. В обществе нет места трудолюбию, так как плоды труда не гарантированы от захвата. Следовательно, в обществе нет справедливости, так как нет закона. Нет закона, так как нет общей власти, которая устанавливает закон. Ради мира и благополучия люди заключают общественный договор и создают государство как новую социальную организацию. При этом они отказываются от части личной свободы в обмен на гарантии личной безопасности, которые обязано обеспечить им государство.

С точки зрения Руссо, в естественном состоянии все люди равны, свободны, нет частной собственности. Причины возникновения государства коренятся в способности людей к совершенствованию и в порче нравов.

Человек изобретает и совершенствует орудия труда, затем переходит к оседлости, земледелию. Потом появляется частная собственность, которой способствует не только совершенствование орудий труда, но и порча нравов. Результатом этого стал захват безнравственными людьми общественных земель. Появляется общественное неравенство. Богатые, не имея достаточных сил для защиты от массы бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться, образовать государство и установить «правила справедливости и мира».

3. По мнению Руссо, соглашение людей — это основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников формирования данной воли.

4. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные выражать и защищать волю народа. Так как источником власти является народ, то народ вправе сменить монарха.

5. Народ, с точки зрения Руссо, имеет естественное и неотчуждаемое право на сопротивление тиранам, так как государственная власть может быть основана только на общественном договоре. По мнению Руссо, власть монарха держится уже не на договоре, а на насилии: монархи нарушили общественный договор, узурпировав власть (передавая ее по наследству), тем самым они нарушили право народа. Поэтому на насилие народ вправе ответить насилием и свергнуть монарха.

IV. Органическая теория

Возникновение теории связано с успехами естествознания в XIX в. и в первую очередь с появлением теории естественного отбора Чарльза Дарвина. Виднейшими представителями этой теории являются: английский ученый, один из основоположников науки социологии Герберт Спенсер, швейцарский юрист Блюнчли, французский социолог Вормс.

Основные положения теории:

1. Человек как существо и человечество как общность возникли в результате эволюции материи от низшего к высшему.

2. Социальная эволюция -^разновидность биологической эволюции.

3. Дальнейшее развитие привело в объединению людей в результате естественного отбора в единый организм — государство.

4. Государство - это социальный организм, подобный биологическому. Как организм животного состоит из клеток, так и государство состоит из людей. Подобно живому организму государство рождается, увеличивается в размерах, усложняется в строении, стареет и гибнет.

5. Государство возникает и развивается вследствие борьбы общества против других обществ.

6. В государстве есть мозг (правители), кровеносная система (железные дороги, линии связи), руки (рабочие, крестьяне) и т.д.

7. Для того чтобы познать строение и функции государства, достаточно изучить строение и функции биологического организма и провести аналогию.

VI. Патримониальная теория

Теория возникла в первой половине XIX в. Основоположник - француз Галлер. Он жил и творил во время политической реакции после Великой французской буржуазной революции. Галлер надеялся на восстановление

феодального монархического строя, поэтому своей теорией он оправдывал монархическую власть.

Основные положения теории:

1. Государство возникло из поземельной собственности.

2. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным, человек также обладает им, но в более обостренной степени.

3. Издавна между общинами происходили стычки за территорию, которая была основой для пропитания в эпоху присваивающей экономики. С переходом общества к производящей экономике человек оказался накрепко привязанным к земле, так как производящая экономика предполагает оседлый образ жизни.

4. В первобытном обществе земля принадлежала общине и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (старейшин), а значит, появляется возможность распоряжения землей. Постепенно земля переходит в собственность государства, а государь становится властителем земли.

5. Таким образом, государственная власть проистекает не от народа и не от кого-либо другого. Она производна от власти собственника над живущими на его земле. Именно из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей.

6. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией. Вся земля переходит монарху, который передает ее своим подданным. Таким образом, образуется феодальный сюзеренитет.

7. Государственная территория выходит из государевой земли, а государственное хозяйство и финансы образуются постепенно из частного хозяйства вождя, который становится государем. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Должности составляют частное достояние, поэтому они продаются, как и вся собственность. Военная служба не считается повинностью, а основывается на договоре.

VII. Психологическая теория

Теория появилась в XIX в. Представители: российские юристы I I.M. Корку нов, Л.И. Петражицкий, французский социолог Г. Тард, австрийский врач-психиатр 3. Фрейд, американский социолог Мейтленд-Джонс.

Истоки теории можно обнаружить в трудах римских юристов. Цицерон считал, что первопричиной объединения людей в государство является их врожденная потребность жить вместе.

Н.М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью людей в психологическом единении, с коллективным сознанием, с необходимостью разграничения интересов. Он считал, что государство возникло в результате осознания массой людей своей зависимости от власти.

Л.И. Петражщкий полагал, что первопричиной образования государства являются психические правовые переживания людей.

Г. Тард связывал возникновение государства со стремлением людей к подражанию, а также с зависимостью сознания и воли большинства людей от сознания и воли меньшинства. *

3. Фрейд исходил из существования первоначальной патриархальной орды. Ее деспотичный глава еще на заре истории будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами (эдипов комплекс). Для подавления в дальнейшем агрессивных инстинктов человека и понадобилось создать государство, право и цивилизацию вообще.

Мейтленд-Джонс считал, что независимые государства в Африке возникли вследствие сознательно-волевой деятельности сильных личностей.

VIII. Теория насилия

Теория является одной из самых распространенных на Западе. Ее виднейшими представителями были Л. Гумплович, К. Каутский.

Основные положения теории:

1. Причины происхождения государства коренятся в военно-политических факторах.

2. Государство возникло в результате завоевания одних племен другими, более сильными и воинственными. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает его землю и затем принуждает систематически работать на себя, платить дань.

3. Вследствие такого завоевания появилось деление общества на классы. Племя победителей становится господствующим классом, а побежденное племя — угнетенным и эксплуатируемым классом.

4. Для удержания в повиновении порабощенных народов и организации их жизни необходим специальный аппарат управления и принуждения. Таким образом, создаются государственные органы, которые принимают законы, и возникает государство.

5. Государство более необходимо слабым племенам, чем сильным, так как оно становится средством защиты завоеванных земель от возможных захватов со стороны других сильных племен. Кроме того, государство определяет объем предъявляемых требований со стороны завоевателей по отношению к завоеванным. Победителям государство дает возможность спать спокойно и пользоваться выгодами своего положения.

6. В ходе дальнейшего развития государство постепенно трансформируется в инструмент достижения всеобщей гармонии, т.е. превращается в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых.

Ix. Расовая теория

1. Теория обращает внимание на роль биологического фактора в возникновении государства. Представители: Ж. Гобино, Ф. Ницше.

Основные положения теории:

1. Человеческие расы неравны и различаются в физическом, Психологическом, умственном и других отношениях.

2. Все расы можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют Превосходство над низшими. Поэтому они, как создатели цивилизации, могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире.

3. Высшие расы призваны господствовать, навязывать свою волю низшим расам, которые не способны к созданию цивилизации и поэтому должны выступать объектом господства.

4. Государство возникает и необходимо для обеспечения постоянного господства высших рас над низшими. «Только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы людей» (Ф. Ницше).

5. Вся социально-политическая история есть история борьбы двух воль к власти: воли сильных и воли слабых.

6. Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в условиях высокой культуры.

Впоследствии эта теория была использована для идеологического обоснования национал-социалистических, 'фашистских и расистских режимов.

X. Ирригационная теория

Основатель теории - немецкий ученый Карл Виттфогель (XX в.), он Исследовал происхождение государств в странах Древнего Востока и пришел к выводу, что основной причиной образования этих государств явилась потребность в организации труда огромных масс людей при строительстве, эксплуатации и охране ирригационных сооружений. Это было под силу специально поставленным людям, которые занимались бы осуществлением только управленческих функций.

Xl. Теория инцеста

Теорию выдвинул французский социолог К. Леви-Стросс. Отправной точкой в выделении человека из мира животных было установление запрета инцеста. Необходимость в поддержании этого запрета требовала наличия особой группы людей. В дальнейшем эта группа людей стала выполнять и другие управленческие функции.

ХП. Диффузионная теория

Представителем этой теории является Гребнер. Теория была выдвинута как результат осмысления процессов государствообразования в XIX-XX вв.; Согласно этой теории, государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов другим. Это вполне реально и было в истории, но откуда опыт взялся первоначально?

Таким образом, существует достаточно большое количество теорий, по-разному объясняющих процесс образования государства. Это связано, прежде всего, с тем, что в разных регионах мира и в разные исторические эпохи эти процессы протекали во многом по-разному, в них проявлялись как общие закономерности, так и специфические особенности.


 

Типология государства

Типология государства

Понятие тип государства — одно из важнейших в теории государства и права. Тип государства отражает совокупность общих, наиболее устойчивых черт различных государств одной классификационной группы. Типология государства - это классификация государств, предназначенная для их разделения на такие группы, которые дали бы возможность раскрывать их социальную сущность.

Типология государств основывается на обобщении большого фактического материала. Первые попытки типологии государств были предприняты еще в древности. Значительный вклад в типологию государств был внесен мыслителями Нового и Новейшего времени. При этом единства взглядов на эту проблему не было выработано. В настоящее время в юридической науке используются два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход к типологии государства

Разработан в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. До конца 80-х гг. XX в. ОН признавался в нашей стране в качестве единственно возможного и научного, так как выражал классовый подход к решению вопроса о сущности государства и его типологии. В его основу положено учение К. Маркса и Ф. Энгельса об общественной формации.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, характеризуемом уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Этот уровень, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Производительные силы и производственные отношения составляют экономический базис общества, Базису соответствует определенная надстройка (идеология, политика, Государство, право, религия, наука, искусство).

1 Переход от одной общественно-экономической формации к другой Проходит в результате смены старых, отживших форм производственных отношений новыми, более прогрессивными. Качественные изменения в экономическом базисе закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций.

Изменения в способе производства, основанные на возникшей частной собственности, появление общественных классов и различных социальных Групп с несовпадающими экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства.

 

Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс сделали вывод о решающей роли Материальных производственных отношений, т.е. экономического базиса, в развитии общества.

В развитии человеческого общества было выделено пять общественно-экономических формации: 1) первобытно-общинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) буржуазная (капиталистическая); 5) коммунистическая (первой фазой которой было социалистическое общество).

Подразделение истории общества на пять общественно-экономических формаций получило официальное признание после издания в 1938 г. Краткого курса истории ВКП(б) И.В. Сталина. В итоге в отечественном обществоведении на многие годы утвердилось подразделение истории развития общества на пять общественно-экономических формаций,

В основу подразделения истории общества положена идея естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Причем каждая последующая формация логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки для перехода к новой, более высокоорганизованной формации.

Общественным экономическим формациям соответствуют определенные типы государства. Понятие исторического типа государства стали связывать с установлением зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, господствующих в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, которая обусловлена господством определенного типа собственности на средства производства.

Тип государства определяется на основе того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе государство приобретает ярко выраженную классовую определенность, оно выступает в качестве политической диктатуры экономически господствующего класса.

Согласно формационному подходу четырем общественно-экономическим формациям соответствуют четыре типа государстве рабовладельческое; феодальное; буржуазное (капиталистическое); социалистическое государство, которое существует на первой фазе коммунистической формации — в социалистическом обществе.

Рабовладельческое, феодальное и капиталистическое государства в советской науке характеризовались как эксплуататорские, а социалистическое государство - как неэксплуататорский тип государства. При этом оно рассматривалось как некое «полугосударство» или «государство не в собственном смысле слова», которое постепенно будет «затухать» и в итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового общества Социалистическое государство будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Цивилизационный подход к типологии государства

Цивилизационный подход пользуется большой популярностью на Западе и получает все большее распространение среди российских ученых. Он ориентирован на исследование особенностей развития государства через различные формы человеческой деятельности: производственную, трудовую, Политическую, социальную, культурную, религиозную и т.д. При этом государство определяется не столько материальными (экономическими), сколько географическими, культурными, религиозными, психологическими и иными факторами.

Цивилизационный подход к исследованию общества разрабатывали В.Гумбольдт, Н.Данилевский, К.Леонтьев, О.Шпенглер, А.Тойнби, и др. Цивилизация рассматривалась ими как социокультурная система, включающая как социально-экономические, так и этнические, религиозные, культурные условия жизни общества. Каждая цивилизация имеет определенные пространственные и временные границы. В науке отсутствует единое понятие «цивилизация», которого бы придерживались все или большинство ученых — сторонников цивилизационного подхода.

Основные принципы и подходы в изучении истории общества на основе понятия «цивилизация» разработаны английским историком Арнольдом Тойнби в книге «Постижение истории». Понятие цивилизации А. Тойнби сформулировал следующим образом: «Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков». А.Тойнби выделил в мировой истории 21 цивилизацию (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская, Ирпнская, сирийская, мексиканская и др.).

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом,разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри каждой отдельной цивилизации. Цивилизации являются, с точки зрения А.Тойнби, как бы ветвями одного дерева. Они существуют рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизации является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. А. Тойнби видел исторический прогресс в духовном совершенствовании поколений людей.

Л Тойнби разработал типологию общества, однако он не ставил задачу осуществить на этой основе типологию государства. Если попытаться выделить тип Государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типология государства может и не получиться. Для этого необходимо учитывать не столько цивилизации, сколько типы цивилизаций. Тем не менее А. Тойнби отмечал, что каждая цивилизация придает устойчивую общность Всем государствам, существующим в ее рамках.

В целом, в юридической науке отсутствует четко разработанная типология государства на основе цивилизационного критерия. Выделяют, главным образом, цивилизации и их типы. При этом практически не проводятся различия между обществом и государством. При характеристике цивилизационного подхода к типологии государств необходимо иметь в виду, что исторический процесс привел к формированию свыше двух десятков цивилизаций.

Кроме формационного и цивилизационного, в науке используются и другие подходы к типологии государства.


 

Теологическая теория права

Теологаческие взгляды на право - это исторически первое объяснение сущности права, возникшее ещё в древности. Так, в законах Хаммурапи записано: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Map духа». Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно даётся человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны и с мировыми религиями: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.

В книге «Исход» Библии записано: «Господь '^позвал Моисея на Синайскую гору и передал скрижали, содержащие закон, писанный перстом Божиим». В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Иоанну свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира.

Мусульманское право, содержащееся в священных книгах ислама, является откровением Аллаха и вдохновленными Аллахом изречениями пророка Мухаммеда.

Современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

Крупнейшим представителем теологической теории права был идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.). Он разработал особую теорию закона. Закон определяется им как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него. Фома Аквинский выделяет 4 вида законов, которые связаны между собой нитями субординации.

Вечный закон — это «сам божественный разум, управляющий миром»; он заключён в Боге, существует сам по себе, и от него производны иные виды законов; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Божественный закон (божественный положительный). Он дан в Библии и необходим по двум причинам: 1) человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло; 2) из-за несовершенства человеческого разума люди не могут прийти к правде. Библия должна помочь им достичь этого.

Естественный закон (человеческий естественный). Он есть отражение вечного закона в человеческом разуме. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Он предписывает стремиться к поиску истины (Бога) и уважать достоинство людей.

Человеческий закон (человеческий положительный). Это есть право, созданное государством, выражающее требование естественного закона и подкрепленное государственным принуждением. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах разные. Однако человеческий закон не должен противоречить естественному закону. А поскольку естественный закон понимался только как правила общежития, сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному закону означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение. Таким образом, практически суть этой концепции сводится к тому, что предписания человеческого закона в конечном счете вытекают из разума и воли Бога. Поэтому нарушение человеческого закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом.

Правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.

В 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых. В 1879 г. схоластическая система Фомы была объявлена папой Львом XIII единственно истинной философией католицизма. Это положило начало неотомизму. Неотомизм (современная католическая теория права) воспринял идею «возрождения естественного права», сложившуюся вне теологии.

Теологическое направление в правопонимании господствовало до XVII в., когда оно стало уступать место светлим теориям правопонимания.

Теория естественного права

Истоки естественно-правовых взглядов содержатся в трудах античных мыслителей - Демокрита, Сократа, Платона, предпринявших попытки выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.

Основной смысл идеи естественного права с самого начала зарождения этой доктрины состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (положительного права). Ещё Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право». В завершенном виде теория естественного права сложилась в XVII-XVffl вв., в эпоху буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке. Основателем теории i считаете Гуго Гроций (15Ш-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера, англичан Гоббса, Локка и др. В России её сторонником являлся А.Н. Радищев.

Теория исходит из дуализма (двойственности) права и нетождественности права и закона.

Основные положения теории:

1. Наряду с позитивным правом, создаваемым государством, существует высшее, настоящее, естественное право, свойственное человеку от природы.

2. Под естественным правом понимается совокупность естественных и неотчуждаемых прав человека, которыми каждый человек обладает от природы в силу факта своего рождения; право на жизнь; право на свободу; право на собственность; равенство; право на стремление к счастью; право на революционные выступления против правительства, попирающего эти

3. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека. Естественные права человек приобретает от рождения. Они не могут быть дарованы государством. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать естественные права человека.

4. Право и закон не тождественны. Естественное право возникает до государства и независимо от него. Позитивное право создается государством или иными субъектами по уполномочию государства. Естественное право является критерием оценки права позитивного. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественному праву, естественным правам человека. С этой точки зрения не всякий закон является правовым, содержит в себе право.

5. Право и мораль отождествляются. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процесс.

Теория естественного права стала идеологическим оружием буржуазии в борьбе против феодально-абсолютистских порядков, так как принципы новых общественных и государственных порядков она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе. Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Её идеи впервые получили нормативное закрепление в содержании Декларации независимости США (1776 г.) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.) После утверждения в Западной Европе и Северной Америке буржуазных отношений роль теории естественного права упала. Первое место заняли позитивистские представления о праве.

В XX в. идеи школы естественного права вновь были востребованы обществом и выдвигались на первый план всякий раз, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от тоталитарных и авторитарных режимов к демократическим. Однако если для классического учения XVII-XVIII вв. было характерно понимание естественных прав как вечных и неизменных, раз и навсегда установленных природой человека как биологического существа, то в XX в. естественные права стали уже увязываться с природой человека как существа социального, как субъекта социальных связей. Они получили своё дальнейшее выражение в форме политических, экономических, социальных и культурных прав. При этом немецким юристои Р. Штаммлером была выдвинута идея «естественного права с изменяющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовался теорией «возрождённого естественного права» (сейчас данный термин вышел из употребления).

С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям: I) Неотомистская теория (новейшая интерпретация учения Фомы Аквинского). Представители: Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер. Согласно этой теории источником естественного закона является Бог. Учение Ж. Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

2. «Светская» доктрина. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерно признание в качестве основы «Правильного», «законного» права некой естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Особое значение института прав и свобод в его естественно-правовой трактовке признано сегодня всеми основными направлениями и школами правовой мысли, в том числе и враждебными ранее доктрине естественного права. С расширением каталога основных прав и включением в него социально-экономических и культурных прав потерял остроту и старый спор о том, чего больше в неотъемлемых правах — «естественного», обусловленного природой человека, или «социального», обусловленного природой общества.

С принятием Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых знаний пошло на убыль.

Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты и во многих случаях утратили интерес к теории естественных прав личности. В 70-е гг. В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлением о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права.

В 80-е гг. идеи естественного права продолжали разрабатывать религиозные философы (Дж. Финнис), последователи религиозного персонализма.

Историческая школа права

В логически завершенном виде теория сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Её основателями были видные немецкие юристы: профессор Геттингенского университета Густав Гуго (1764-1844 гг.); профессора Берлинского университета Фридрих Карл Савиньи (1779-1861 гг.) и Георг Фридрих Пухта (1798-1846 гг.), Они выступили с критикой теории естественного права и свойственной эпохе Просвещени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 14180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.069 с.)