Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и право новейшего времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А.Литература:
1. Абрамов Ю.К., Зубок В.М. Партии и исполнительная власть в США (70–80-е годы). М., 1990. 2. Алексеев Н.А. Палата Лордов Британского Парламента: от Суда Короля Эберта до революции премьера Тони Блэра. 825-2003. М., 2003. 3. Андреев М., Ангелов Д. История болгарского государства и права. М., 1962. 4. Аннере Э. История европейского права. М., 1994. 5. Антонов И.П. Полиция в Германии 1933-1936 гг. // История государства и права. 1999. №1/2. 6. Бернгерт Ф, Колер И. Гражданское право Германии. СПб 1910. 7. Бланк А.С. Старый и новый фашизм. М., 1987. 8. Боботов И.В. Наполеон Бонапарт – реформатор, законодатель. М., 1988. 9. Борисюк В.Н. Политические институты США: история и современность. М., 1988. 10. Брехт А.О. О государственном устройстве Веймарской республики и вопросы её политической системы буржуазных обществ. Свердловск, 1984. 11. Виленкин Г. Государственный и экономический строй современной Японии. СПб, 1908. 12. Гантман В.И. Государственный строй Италии. М., 1961. 13. Городецкий И.Е. Великобритания: выборы, партии. М., 1985. 14. Государство и управление в США. М., 1985. 15. Дженкс Э. Английское право. М., 1947. 16. Дюж. Общие преобразования гражданского права со времен Кодекса Наполеона. М., 1919. 17. Ерещенко М.К. К вопросу о специфике монархо-фашистских режимов в Болгарии и Румынии накануне Второй мировой войны –//Советское славяноведение.1974, №6. 18. Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. М., 1985. 19. Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки. М.,УДН, 1967. 20. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М.,1967. 21. Исаев М. Французский Уголовный Кодекс 1701 –// Советское государство и право, 1941, №4. 22. История фашизма в Западной Европе. М., 1978. 23. Каск Л.Н. Сун Ятсен и временная конституция Китайской республики 1912 г. –// Ученые записки Мгу №255. Серия право. Вып. 10. 1958. 24. Квигли Г. Правительство и политическая жизнь Японии. 1934. 25. Китай в новое и новейшее время. М., 1981. 26. Мальков В.Л. «Новый курс» в США. М., 1980. 27. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984. 28. Мишин А.А. Современный капитализм: политические отношения и институты власти. М., 1984. 29. США глазами американских социологов: политика, идеология, массовое сознание. М., 1988. 30. Круглоголовов М. А. Конституционный совет Франции: организация и правовые аспекты деятельности. М., 1993. 31. Курильски–Ожвэн, Шанталь. Образы права в России и Франции. М., 1996. 32. Кынин Г.П. антигитлеровская коалиция и послевоенное устройство Германии // Международная жизнь. 1995. №8. 33. Лавренов С.А. Война ХХI века: Стратегия и вооружение США. М., 2005. 34. Латышев В.А. Конституционный вопрос в послевоенный Японии. М., 1959. 35. Ливанцев К.Е., Бельсон Я. М. История государства и права США. М., 1983. 36. Лисовский Ю.П. Италия от фашизма к демократии. Трудные пути послевоенной перестройки. М., 1990. 37. Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977. 38. Лопухов Б.Р. Эволюция буржуазной власти в Италии (первая половина ХХ в.). М., 1986. 39. Майоров А.С. Политический механизм Японии. М., 1988. 40. Макаров А.А. Политическая власть в Японии: механизм функционирования на современном этапе. М., 1988. 41. Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права // Вестник МГУ. Сер. Право. 2000. №3. 42. Марченко М.Н. Особенности судебного прецедента в системе романо-германского права // Государство и право. 2006.№8. 43. Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной власти в государственном механизме Германии 30-х гг. // Вестник МГУ. Сер. Право. 1994. №5. 44. Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Империя смерти: аппарат насилия в нацистской Германии. 1933–1945. М., 1988. 45. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 1985. 46. Млечина И.В. Уроки немецкого. Век ХХ. М., 1972. 47. Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987. 48. Нарышкина Р.П. Источники гражданского и торгового права буржуазных стран. М., 1965. 49. Нарышкина Р.Л. США: государство и частный сектор. М., 1976. 50. Нерсесянц В.С. Проблемы универсализации права и государства в глобализующемся мире // Государство и право. 2005. №5 51. Никеров Г.И. Антимонопольное законодательство США6115-летний опыт и его итоги // Государство и право. 1999. №6. 52. Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. Судебная доктрина и практика. М., 1991. 53. Новый курс Ф. Рузвельта. Значение для США и России. Сб. статей. М., 1996. 54. Нойштадт, Ричард. Президентская власть и нынешние президенты. М., 1997. 55. Норманн М. Возникновение современного государства и Японии. М., 1934. 56. Остапенко Г.С. Актуальные проблемы общественно-политической жизни Великобритании во второй половине ХХ в. Саратов, 2002. 57. Очерки кодификации и новеллизации современного гражданского права –// Сб. трудов ВЮЗИ. М., 1983. 58. Очерки новейшей истории Японии. М., 1957. 59. Петрова Е.А. Основные исторические этапы развития американского права// История государства и права. 2006. №5. 60. Пеьряев К.Д., Матвеев С.А. Законы о социальном страховании в германском рейхстаге в 1881–1884 –// Ежегодник Германской империи 1971. М., 1973. 61. Политические системы государства и права в буржуазных и развивающихся странах (тенденции и проблемы). М., 1988. 62. Полянский Н.А. уголовное право и уголовный суд в Англии. М., 1969. 63. Попов А.А. США: государство и профсоюзы. М., 1974. 64. Потапенко Т.Г. Политика Консервативной партии Великобритании в отношении ЕЭС в 1945–1992 гг. // Вестник всеобщей истории. 1999. Вып.2. 65. Принципы функционирования двухпартийной системы в США. М., 1985. 66. Пучинский В.К. Английский гражданский процесс. М., 1974. 67. Пучинский В.К. Гражданский процесс США. М., 1980. 68. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик. М., 1980. 69. Самуйлов С.М. Уотергейт: предпосылки, последствия, уроки. М., 1991. 70. Сафонов В.Н. Социальное законодательство США (историко-правовые аспекты) // Государство и право.1999.№1. 71. Семиряга М.И. Тюремная империя нацизма и ее крах. М., 1991. 72. Сивачев Н.В. Правовое регулирование трудовых отношений в США. М., 1972. 73. Сироткин В.Г. История Франции6 Пятая республика. М., 1989. 74. Смирнов В.П. Франция в ХХ в. М., 2001. 75. Современные тенденции развития уголовного законодательства и уголовно-правовой теории // Государство и право. 1994. №6. 76. Современный буржуазный федерализм. М., 1976. 77. Согрин В.В. Британский либерализм: этапы развития и течения // Новая и новейшая история. 1996. №4. 78. Согрин В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы. //Новая и новейшая история. 2004. №2. 79. Согрин В.В. Политическая история США,XVII-XX в. М.,2001. 80. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. 81. Тоталитаризм в Европе ХХ века. Сб. статей. М., 1996. 82. Уайнреб Л. Отказ в правосудии. М., 1986. Уголовное право США.М., 1986. 83. Уилсон Дж. Американское правительство. Пер. с англ. М., 1995. 84. Ушаков В.А. Америка при Вашингтоне. М., 1983. 85. Филатов Г.С. Крах итальянского фашизма. М., 1973. 86. Филлипов С.В. Судебная система США. М., 1980. 87. Фридман Лоуренс. Введение в американское право. М., 1992. 88. Фролов В.П. Проблема «третьей партии» в Великобритании // Новое и новейшее время. 2003. №4. 89. Фурсенко А.А. Критическое десятилетие Америки. М., 1974. 90. Хазова О.А. Брак и развод в буржуазном семейном праве. М., 1988. 91. Цветов И.А. Проблема пересмотра Конституции в политической жизни современной Японии –//Ежегодник 1984. М., 1985. 92. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. М., 1985. 93. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья–Пятая республики М., 1987. 94. Черникова В.В. Регулирование деятельности благотворительных организаций в Великобритании // Государство и право. 1999. №11. 95. Черниловский З.М. От Маршалла до Уоренна (Очерки истории Верховного Суда США). М., 1982. 96. Четвериков С.Б. Кто и как делают политику США. М., 1974. 97. Чибиряев С.А. Закон Маккарэна и борьба за его отмену. М., 1975. 98. Чрезвычайное законодательство ФРГ.М., 1970. 99. Шамшур О.В. США6буржуазное государство и практика национальных отношений (60 – 80-е годы). Киев, 1989. 100. Шарвен Р. Юстиция во Франции. М., 1978. 101. Шинкарецкая Г.Г. Разгром фашизма и перспектива международного правосудия // Государство и право. 2005. №8. 102. Языков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918–1945). Курс лекций. М., 2001. 103. Языков Е.Ф. Обобщающее исследование политической истории США XVIII–XX вв. // Новое и новейшее время. 2002. №2. 104. Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт – человек и политик. М., 1969.
Б. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Электронные системы «Гарант», «Консультант-плюс».
Образовательные технологии. При реализации программы дисциплины «История государства и права зарубежных стран» используются разнообразные образовательные технологии: Интернет-ресурсы и электронные системы «Гарант», «Консультант-плюс». При проведении практических занятий – официальные сайты органов государственной власти.
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплин и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
В течение изучения курса «История государства и права зарубежных стран» в качестве промежуточной аттестации используются такие формы, как индивидуальные контрольные собеседования, дискуссии по наиболее проблемным вопросам теории и истории государства и права. В течение семестра в качестве интерактивных форм обучения студентам в первую и вторую контрольную неделю предлагается решать судебные казусы в соответствии с правовыми документами, которые изучаются в семестрах, к третьей контрольной неделе студенты обязаны представить реферат по одной из тем учебной дисциплины. По итогам обучения в конце семестра проводится экзамен
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины На кафедре теории и истории государства и права имеется учебная, монографическая литература по темам программы, а также определенное количество хрестоматий по дисциплине «История государства и права зарубежных стран», учебная и научная литература методического кабинета факультета, библиотеки университета. ПК с электронными поисковыми правовыми системами «Гарант», «Консультант-плюс».
Реализация основной образовательной подготовки бакалавра должны обеспечиваться доступом каждого студента к книгам по содержанию основной образовательной программы, наличием учебно-методической литературой по истории государства и права зарубежных стран и смежных дисциплин. На кафедре теории и истории государства и права имеется соответствующая база: учебники, хрестоматии, сборники нормативно-правовых актов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация (степень) «Бакалавр»
9.Методические рекомендации по организации учебного процесса.
Главными формами изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются: а) лекции, б) семинарские занятия, в) самостоятельная работа. Лекция (от лат. Lectio – чтение) является основной формой изучения курса. Именно в лекции излагаются наиболее важные, трудные для усвоения темы курса, дается анализ важнейших проблем и вопросов, спорные аспекты. К лекции следует готовиться - заранее прочесть соответствующие главы учебника, учебно-методического пособия. В процессе лекции нужно фиксировать её ключевые моменты-вести конспектирование, то есть записывать сокращенно, выделяя главное – новые термины, понятия, определения. Важной формой обучения являются семинары (от латинского seminarium-рассадник). Семинарские занятия по истории государства и права зарубежных стран посвящены углубленному изучению правовых документов, важнейших теоретических проблем. По теме каждого семинара разработан перечень основных вопросов и даны методические рекомендации по каждому вопросу. На семинаре могут рассматриваться и быть предметом обсуждения и другие аспекты темы (по указанию преподавателя). Тщательная подготовка и выступление на семинарах являются обязательными для всех студентов. На семинарском занятии студент должен показать: 1. Знание научной и учебной литературы по теме; 2. Знание нормативно-правового документа; 3. Умение применять свои знания при решении казусов; 4. Приобретение навыков ведения полемики, публичных выступлений. При подготовке к семинарам нужно: 1. Ознакомиться с соответствующими главами в учебнике; 2. Проанализировать конспект лекции по данной теме. 3. Изучить нормативно-правовой документ по хрестоматии, где приведены правовые документы. При подготовке к семинару следует не только хорошо изучить рекомендованную литературу, но и принять участие в обсуждаемых вопросах, дополнить ответы, высказать свое мнение. Сообщения делаются устно, разрешается обращаться к конспекту во время выступления. Семинарские занятия могут проходить в различных формах: 1. Развернутая беседа-обсуждение (дискуссия) всей учебной группы по теме семинарского занятия с максимальным участием студентов в обсуждении; 2. В виде “круглого стола”, использования докладной системы. Доклады могут быть поручены не одному, а нескольким студентам. Важным элементом обучения является самостоятельная работа. Основными видами самостоятельной работы являются: конспектирование нормативно-правового акта, ведение записей на лекциях и семинарах, изучение научной и учебной литературы, участие в научной работе. Наиболее распространенной формой самостоятельной работы является конспектирование. Лучшей формой конспектирования считается запись содержания своими словами. Однако не следует отказываться от дословного изложения особенно терминов, основных понятий. Важную роль в самостоятельном изучении программы курса занимает подготовка письменного реферата. Реферат. Примерная тематика письменных рефератов определяется кафедрой по всем разделам курса. Темы рефератов избираются студентами, как правило, на добровольной основе, в начале семестра. Каждый студент должен написать реферат и выступить с ним на семинаре или других видах работы. Объем реферата 15-20 машинописных страниц. Реферат должен представлять собой самостоятельную разработку актуальной проблемы истории государства и права зарубежных стран на основе изученной научной и учебной литературы (монографии, научные статьи и т.д.), памятников права, справочно-информационного материала. Основные этапы подготовки реферата: 1) выбор темы; 2) консультации научного руководителя; 3) подготовка плана реферата; 4) сбор материала, работа с первоисточниками; 5) написание текста реферата; 6) оформление рукописи и представление её научному руководителю; 7) защита реферата. Оценка за реферат, в соответствии с рейтинговой системой, учитывается на экзамене по итогам изучения курса. Реферат не должен стать механическим переписыванием одного или нескольких научных произведений. При работе над рефератом необходимо предварительно глубоко изучить относящиеся к избранной теме научные работы, другие материалы. Студенту необходимо проанализировать рассматриваемые проблемы, представить свои комментарии, оценки, предложения. Реферат должен состоять из следующей структуры: - План, где излагаются основные аспекты содержания; - Введение. Кратко представляет цель работы, основные источники, историографию рассматриваемой темы и т.п.; - Главы. Основной текст, разбитый на разделы, параграфы; - Заключение. Краткая характеристика исторического значения исследуемой проблемы, её место и роль в курсе истории государства и права зарубежных стран; - Библиография; - Список использованной литературы, составленный в алфавитном или хронологическом порядке; - Приложение. Иллюстрации, таблицы, указатели имен, диаграммы и т.д.
Оформление реферата. Титульный лист должен содержать: 1) наименование учебного заведения, факультета и кафедры; 2) фамилию, имя, отчество автора, номер студенческой группы; 3) название работы; 4) фамилию, имя, отчество руководителя, ученое звание; 5) место (город), время (год). На изложение основных положений реферата даётся обычно 15-20 минут, при этом предпочтительнее не зачитывать текст реферата, а пересказывать его. После доклада студенту задаются вопросы, на которые он должен дать краткие ответы, также высказываются мнения, предложения и замечания. Преподаватель подводит итог: оценивает содержание реферата, выступление докладчика и оппонентов. При оценке реферата, прежде всего, учитываются его содержание, теоретическая и методическая убедительность аргументации, правильность обобщений. Большое внимание уделяется умению представить свою работу, а также уровню и манере поведения на защите.
Рубежный контроль знаний. Проверка усвоения изученного материала всей учебной группой осуществляется во время рубежного контроля и в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят, как правило, 10-15 минутные письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по отдельным вопросам изучаемой на семинаре темы. Результаты контрольных работ учитываются в журнале успеваемости. По итогам изучения крупных разделов программы курса в соответствии с рейтинговой системой по дисциплине может проводиться рубежный контроль в форме письменных контрольных работ по вопросам пройденных тем (не менее 2-3 раз в семестр). Кроме того, в процессе контроля знаний можно использовать решение судебных казусов по отдельным разделам учебного плана. По окончании первого и второго семестров студенты сдают экзамены по данной дисциплине.
10. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» (1 семестр).
Изучение правовых памятников призвано способствовать формированию у студентов первичных навыков юридического мышления. Рассматривая на семинарских занятиях нормативно-правовые документы древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, будущие юристы знакомятся с тем, как зарождалась и развивалась правовая мысль, правовые институты, как постепенно складывался понятийный и терминологический аппарат. Цель семинарского занятия – закрепить знания студентов по наиболее значимым темам; развить навыки анализа нормативно-правовых актов, правильно формировать мысль, использовать юридическую терминологию, вести научную дискуссию; аргументировать свои выводы. Поэтому основное место в планах семинаров занимает анализ соответствующих исторических правовых документов. Кроме вопросов, указанных в плане семинара предлагается примерный перечень рекомендованных рефератов, докладов. При подготовке к семинарам студентам необходимо использовать основную литературу к каждой теме, а также рекомендованную дополнительную литературу. Семинар 1. Законы Хаммурапи (4 часа).
ПЛАН: 1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи». 2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона. 3. Вещное и обязательственное право. 4. Семейное и наследственное право. 5. Преступления и наказания. 6. Суд и судебный процесс.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1.ИСТОЧНИКИ. 1. Законы вавилонского царя Хаммурапи /Хрестоматия по истории Древнего мира. Ч. I, М., 1980 2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2т. ред. Н.А.Крашенинникова Том I. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М. 2010 (ко всем темам). 2.ЛИТЕРАТУРА. 1. Авдиев З.И. История Древнего Востока. М.: 1970 2. Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М.: 1914 3. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М.: 1982 4. Дьяков И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М.: 1959 5. Емельянов В.В. Древний Шумер. СПб: 2001 6. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. (Предисловие, перевод и комментарии под ред. И.М. Дьяконова) - «Вестник древней истории», 1952 №3-4 10 Ю.История государства и права зарубежных стран. (Под ред. О. А.Жидкова и Н.А. Крашенинниковой) М.: 1998 7. История Востока в шести томах. Том I. Восток в древности. М.: 2000 8..История государства и права зарубежных стран. Учебно-методическое пособие. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова М.: Норма: ИНФРА – М., 2012 9. Крамерс. История начинается в Шумере. / Пер. с англ. 2-е изд. М.: 1991 10. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М.: 1994 11. Оппенхейм Н. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: 1980 12. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века). Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. М.: Зерцало, 2000 13. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории, 1981, №4 14. Якобсон В.А. «Кража» и «грабёж» по законам Хаммурапи - Палестинский сборник. Вып. 26. М.: 1978 ПЕРВЫЙ ВОПРОС. При подготовке первого вопроса сначала необходимо обратить внимание на то, что «Законы Хаммурапи» были созданы в период могущества древневавилонского общества. Они отразили в себе правовой материал предшествовавших государственных образований существовавших на территории Месопотамии (царства Ларсы, Инна (XX в. до н.э.)) и др. Их основные юридические нормы оказали значительное влияние на разработку этого правового памятника. Обратите особое внимание на влияние Законов Хаммурапи предшествующего законодательства (Законы Ур-Намму, Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны). Изучение «Законов Хаммурапи»' на семинарском занятии позволяет студентам усвоить правовую культуру Вавилонского общества, основные институты, особенности развития права в Древнем Вавилоне. Рассматривая общую характеристику «Законов Хаммурапи», следует, прежде всего, обратить внимание на историю находки этого документа, его структуру, принятую ныне большинством учёных. Особо необходимо подчеркнуть, что приводимый в хрестоматиях или сборниках данный документ является результатом последующей научной обработки текста (разбивка на статьи, восстановление утраченного текста). Подобная структура документа была характерна и для предшествовавших правовых памятников Древней Месопотамии («Законы Шульги» (2093-2046 гг. до н.э.), «Законы Эшнуны» (около 1790 г.)). Важными источниками сборника были казусы - случаи из судебной практики; нововавилонское законодательство. Далее необходимо рассмотреть структуру документа, выделить три самостоятельные части, а именно: введение (пролог), основной текст, разбитый позднее на 282 параграфа и заключение (эпилог). Особо обратите внимание на введение, где, как правило, даются представления о функциях государственной власти, о предначертании верховного правителя. Студенты должны разъяснить основные положения, которыми Хаммурапи характеризует свою деятельность. При этом проанализируйте заключение этого документа, где царь развивает эти идеи. Анализ пролога и эпилога позволяет выявить идеологические концепции государственной власти, её функции, истоки правопорядка в государстве, роль Хаммурапи в создании данного судебника в жизни Древнего Вавилона. Обращаясь к основному тексту Судебника Хаммурапи, необходимо проанализировать порядок расположения правовых норм, внутреннюю их логику. Изучая основной текст «Законов Хаммурапи» дайте анализ формы их изложения, формализм, казуистичность этого документа. Ответьте на вопрос: Прослеживается ли связь этого документа с религией, моралью? Являются ли они результатом исключительно правотворчества Хаммурапи, записью норм обычного права, фиксацией судебных прецедентов. Обратите особое внимание на то, что это первый известный сборник законов, освещавших рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранения принципа талиона, применения ордалий.
ВТОРОЙ ВОПРОС. При обсуждении правового положения основных групп населения по «Законам Хаммурапи» необходимо в первую очередь проанализировать социальные группы, которые имелись в вавилонском обществе, их правовое положение, обратив особенно внимание на следующие три социальные группы: «авилум», «мушкенум» и «вардум». Проанализируйте термин «человек», используемый в русском переводе текста «Законов Хаммурапи». Рассматривая правовой статус таких категорий вавилонского общества как: «редумы», «баирумы», «тамкары» раскройте их обязанности по отношению к государству, их особенности в правовом статусе. Обратите внимание на то, что наиболее характерно заметны различия в правовом отношении различных социальных групп при анализе наказаний за те или иные преступления однотипного порядка. Обратите особое внимание на связь социальной структуры Древнего Вавилона с многоукладным характером его экономики. Особое внимание необходимо обратить на положение рабов, раскройте их правовой статус, различные категории рабов и в чём они заключались (см. ст. 7,146,171, 175, 176, 247, 205,213,214,231, 251, 252,278-282). Какие выводы о правовом положении рабов можно сделать из анализа указанных статей.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Рассматривая нормы вещного и обязательственного права, обратите особое внимание на институт собственности, владения, держания (пользования). Особо проанализируйте правовое положение земельной собственности, которая является основным средством производства и объектом вещного права (см. ст. 39-42). Обратите внимание на то, что «Законы Хаммурапи» регулируют, главным образом, отношения в царско-храмовом хозяйстве, не касаясь внутриобщинных отношений, хотя земля принадлежала и общине в целом (ст. 9, 25, 53, 39, 60, 65 и др.). В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская, храмовая, общинная, личная. Раскрывая институт собственности, проанализируйте институт служебного держания, по которому земли давались правителем за государственную службу (имущество «илку» ст. 26, 27,29). Какой режим устанавливался для такого имущества? Опираясь на «Законы Хаммурапи» рассмотрите другие объекты права собственности помимо земельных участков, на которые распространялось вещное право. Какие способы приобретения можно выявить на основе анализа «Законов Хаммурапи». После анализа институтов вещного права необходимо проанализировать основные аспекты обязательственных отношений, обратив особое внимание на договоры. Необходимо установить какие виды договоров нашли отражение в тексте данного документа. Раскройте условия действительности договоров, которые упоминаются в судебнике наиболее часто (купля-продажа, аренда, найм, займ, хранение и др.), ответственность за их невыполнение (личная и имущественная). Проанализируйте, как государство вмешивалось в договорные отношения частных лиц, ограничивая их свободу в выборе условий договоров определёнными рамками. В чём конкретно проявлялось вмешательство государства в эту сферу? На конкретном материале проследите имущественную ответственность должника перед кредитором. В чём заключалась указанная ответственность? Какие ограничения власти кредитора Законы Хаммурапи устанавливали над должником? В чём состоит суть этих ограничений? Обратите внимание на стремление Судебника оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком, как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Проанализируйте также обязательства, возникающие из деликтов (правонарушений). Ответственность несёт тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Однако в случае отсутствия вины ответственность за причинение ущерба не наступила.
ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС. Анализируя брачно-семейное право, - которому в «Законах Хаммурапи» отведено почти четверть статей (со 128 по 193 статью). Сюда же можно отнести ст. 194 и 195, где рассматриваются наказания за преступления по данному составу. «Законы Хаммурапи» раскрывают природу и цель брака. Судебник рассматривает определённые условия заключения брака. Студентам следует проанализировать, какие это условия? При каких обстоятельствах возможен развод супругов? Какова судьба задатка (брачного дара) в случае отказа от свадьбы, не выполнения условий брачного договора. После ответа на указанные вопросы следует, основываясь на конкретных статьях документа, определить права и обязанности супругов. На основе, изученного материала проанализируйте статус замужней женщины в вавилонском обществе, какие она имела гарантии материального содержания. При анализе имущественных прав и обязанностей супругов обратите внимание на ст. 159-164, где рассматривается вопрос о брачном выкупе и приданном супруги, а также на ст. 150, где говорится об имуществе, перешедшем от мужа к жене по договору дарения. Какова юридическая природа этих категорий имущества? Как меняется статус приданого в различных обстоятельствах? «Законы Хаммурапи» содержат нормы, регулирующие взаимоотношения родителей и детей. При анализе конкретных статей рассмотрите, какова была власть родителей и какие были ограничения её. Раскройте правовое положение детей, порядок наследования детьми имущества их родителей. Каково правовое положение приёмных детей? К нормам, регулирующим семейные правоотношения, тесно примыкают нормы, определяющие вопросы наследования (см. ст. 150). Необходимо проанализировать порядок наследования, круг наследников, распределения долей в наследстве, возможности и основания для лишения наследства, установленные Судебником.
ПЯТЫЙ ВОПРОС. Рассмотрение вопроса о преступлениях и наказаниях по «Законам Хаммурапи» следует начать с того, что в них отсутствует строгая грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Как понимается преступление в «Законах Хаммурапи»? Студенты должны привести конкретные статьи «Законов Хаммурапи», отражающие характеристику преступления и наказания. После этого проанализируйте основные виды преступлений и наказаний, встречающихся в документе. Ответьте на вопрос: Почему Судебник Хаммурапи практически не затрагивает преступления против государства и религиозных преступлений. Особое внимание следует уделить факторам, определяющим назначение того или иного наказания. Попытайтесь установить, рассматривает ли Судебник фактор вины правонарушителя, различаются ли между собой умышленные и неосторожные преступления, выделяются ли различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии. Необходимо также обратить внимание на назначение наказания в зависимости от принадлежности преступника и потерпевшего к той или иной социальной группе, тяжести содеянного. Обратите внимание на то, как Судебник Хаммурапи трактует принцип талиона при назначении наказания. В чём смысл данного принципа? В каких случаях он применяется по «Законам Хаммурапи»? Можно ли считать принципом талиона принцип, применённый при назначении наказания в статье 230? Определите принцип ответственности, условия отягчающие, смягчающие и освобождающие от ответственности, цель и формы наказания.
ШЕСТОЙ ВОПРОС. После этого студенты должны проанализировать статьи «Законов Хаммурапи», рассматривающие организацию суда и судебного процесса в древнем Вавилоне. Им посвящено около десяти статей (3-5, 9-13). Однако в них можно проследить различные уровни судов, ответственность судей за нарушение правил судопроизводства Текст «Законов Хаммурапи» зафиксировал порядок привода ответчика и свидетелей в суд, различные способы доказательств. Раскройте основания возбуждения судебного процесса, его характер, основные виды доказательств. Существовала ли возможность пересмотра - судебного решения? Наступала ли ответственность за лжесвидетельства, ложное обвинение и неправомерные действия со стороны судьи? Следует выявить, имелись ли процессуальные различия между уголовным и гражданским процессом. Особое внимание обратите на статью 2 «Законов Хаммурапи», где даётся описание так называемого «божьего суда». В чём состоит цель и смысл такого «суда»?
Семинар 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.012 с.) |