Древнейшими кормчими являются новгородская кормчая 1280, варсонофьевская и устюжская, которые составляют древнейший извод или извод древнейших кормчих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшими кормчими являются новгородская кормчая 1280, варсонофьевская и устюжская, которые составляют древнейший извод или извод древнейших кормчих.



Все эти документы после принятия христианства использовались на Руси.

Известны три основные концепции, определявшие степень влияния римского права и права Византии на развитие русского права. Это, во-первых, концепция самостоятельного развития российского права независимо от римского права (С.А. Муромцев, Ф. Леонтович); во-вторых, концепция полного заимствования российским правом римского права (К.Д. Кавелин); в-третьих, концепция частичного заимствования российским правом отдельных римских институтов и понятий (А.М.Гуляев).

Исследователи выделяют два этапа воздействия римского права на законодательство Руси: первый, начиная с Х века, когда римское право оказывало воздействие на право России опосредовано через византийское законодательство; второй, начиная c XVIII века, когда воздействие римского права осуществлялось через западноевропейское законодательство (Кодекс Наполеона, Германское гражданское Уложение).

Первое знакомство русских с византийским правом предшествовало принятию христианству. Студенты должны вспомнить материалы договоров Руси с греками, регулировавшие отношения русских и греков. На Руси были известны в славянском переводе оба Номоканона:в 50 титулов и Номоканон в 14 титулов. Первый Номоканон был переведен на славянский язык еще до крещения Руси, в период обращения в христианство болгар. Номоканон в 14 титулов в его древнейшей редакции был переведен на Руси, вероятно при Ярославе Мудром. Одновременно с Номоканонами в Россию проникли и другие памятники византийского законодательства (Эклога, под названием «Главизны премудрых и верных царей Леона и Константина» и Прохирон, под названием «Градского закона, которые входили в состав древних сборников, известных под названием «Закон судный людем», составленные частным лицом в Болгарии, вероятно, до конца IX века. «Закон судный людем» дополнял «Русскую Правду». Источниками для составления Судного Закона были правила Василия Великого, Кодексов Феодосия и Юстиниана, Базилики или царские книги, Прохирон, законы Моисея и др. Он состоял из 32 глав. Студентам на семинаре следует подробно рассмотреть содержание этого документа и проанализировать его влияние на российское законодательство.

Через сербскую Кормчую к нам перешли «Закон Моисеев», некоторые церковные новеллы Алексея Комнина и полный перевод Прохирона. Источником нашего церковного права стал Номоканон, который с 1639 г. печатался при большом Требнике. Впервые этот сборник был напечатан в Киеве в 1620 году под названием: «Номоканон или законное правило». В 1650 году была впервые напечатана в нескольких экземплярах Кормчая под руководством московского патриарха Иосифа.

Она включала в себя пять компиляций различных зарубежных правовых источников, в том числе уголовно-правовой и уголовно-процессуальный направленности. Первая - «От различных титулов, сказанных гранями Юстиниана царя новых заповедей» - собрание древнеримских правовых норм. В ней рассматриваются основания расторжения брака, положения религиозного культа, численность и состав служителей Константинопольской церкви, права и обязанности священнослужителей, в том числе и права наследования их имений, разделы, затрагивающие преступления и наказания.

Вторая – «Избрание от закона Богом данного израильтянином Моисеем» - выборочные нормы из Исхода Левита, содержавшихся в Ветхом Завете.

Третья – «Закон Судный людем» - древнейший памятник болгарского права, основанный на нормах римско-византийского права.

Четвертая – «Закона градского главы». Пятая – Леона Царя премудрого и Константина…». Две последние компиляции являются нормами собственно византийского права.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А.Источники

 

 

Антология мировой правовой мысли. В 5т. Европа V–XVII вв. М., 1999. с.100–128.

  1. Земледельческий закон Византии // Сб. документов по социально–экономической истории Византии. (Перевод Е.Э.Липшиц) М., 1951.
  2. Кормчая (Номоканон). Отпечатана съ подлинника Патриарха Иосифа. Издание третье, стереотипное. СПб. Воскресение. 1998.
  3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т1: Древние мир и Средние века. М.: Нома: ИНФРА–М., 2010.
  4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. 2–е издание, дополненное / Составитель проф. В.А.Томсинов. М.: Издательство «Зерцало», 2004.С.526–549.
  5. Эклога. Византийский законодательный свод VIII в. (под редакцией Е.Э.Липшиц) Л., 1961.

 

Б.Литература.

  1. Азаревич Д.И. История византийского права. Т.1. ч.1. Ярославль 1876; ч.2.Ярославль 1877.
  2. Глухов В.А, Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X–XI вв. – // Российская юстиция, 2006, N3. С.54–58.
  3. Каждан А.П. Василики как исторический источник. // Византийский временник. Т.IV.М., 1958
  4. Каждан А.П. К вопросу об особенностях феодальной собственности в Византии VIII–X вв. // Византийский временник. Т. XIV. М., 1958
  5. Куликовский Ю.А. История Византии. Т.III. 602–717 годы. СПб., 1996
  6. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Антология мировой правовой мысли. В 5–ти т. Т.5. Россия. Конец XIX–XX в. М., 1999
  7. Липшиц Е.Э. Византийское право в период между Эклогой и Прохироном. (частная распространенная эклога). – // Византийский временник. Т.36 М., 1974. С.45–73.
  8. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX–XI вв. Л.,1981
  9. Липшиц Е.Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике. – // Византийский временник. Т.XIV.М., 1958 С.77–80.
  10. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV–VIII вв. Л., 1976
  11. Милов Л.В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции. – // Древнее право. 1998, N 1(3)
  12. Панченко Б.А. Крестьянская собственность в Византии. Земледельческий закон и монастырские документы. София., 1903. С.57–87.
  13. Рубаник В.Е, Византийская, западная и восточнославянская традиции правового регулирования отношений собственности в политико–правовой мысли и законодательной практике. – // Государство и право. 2005, N 2. С. 92–99.
  14. Салогубова Е.В, Римский гражданский процесс. М., 1997
  15. Сюзимов М.Я. Василики как источник для внутренней истории Византии. – // Византийский временник. Т.XIV. М., 1958
  16. Сюзимов М.Я. О социальной сущности законодательства «Василик». – // Временник. Т.VI.1953
  17. Сюзимов М.Я. Книга Эпарха. Уставы византийских цехов X века. – Ученые записки. Гос.уч. – пед. изд. 1949
  18. Сюзимов М.Я. О характере и сущности византийской общины по Земледельческому закону. – // Византийский временник. Т.X. М., 1956. С. 27–48.

 

 

Семинар 11.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО (2 часа)

ПЛАН.

1. Источники права.

2. Регулирование имущественных отношений.

3. Семейное и наследственное право.

4. Уголовное право и судебный процесс.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Отвечая на данный вопрос необходимо отметить конфессиональный характер этой правовой системы, непосредственную связь правовых и религиозных норм, всеобъемлющий характер правового регулирования шариата. Эти черты обусловили приоритетное значение Корана и Сунны среди источников мусульманского права. Необходимо рассмотреть историю создания Корана, его структуру, содержание, нормативное значение. При характеристике Сунны следует обратить внимание на ее содержание и расхождения в мусульманском мире в отношении полноты признания хадисов, отметить ее нормативное значение. Затем следует дать характеристику таким источникам, как иджма и фетва, отметить, в чем состоят сходства и различия этих источников. Далее необходимо остановиться на противоречиях в использовании такого источника, как кияс, объяснить, с чем это связано. Следует также выяснить роль правовых обычаев и законодательства как источников права, какие требования к ним выдвигает мусульманская доктрина.

В заключение необходимо остановиться на причинах возникновения и роли в правовом регулировании различных правовых школ (направлений).

ВТОРОЙ ВОПРОС. При характеристике имущественных отношений следует подчеркнуть, что на их регулирование определяющее влияние оказывают религиозные воззрения. Это выражается, прежде всего, в классификации вещей, где выделяются группы дозволенных для обладания правоверными и запрещенные.

Далее следует остановиться на делении вещей, находящихся в обороте и выведенных из оборота, движимых и недвижимых и т. д. Затем следует определить виды имущественных прав, обращая особое внимание на право собственности. Дать характеристику различным формам земледелия и институту вакфа (вакуфа).

При характеристике обязательств необходимо указать на основания их возникновения, гарантии исполнения и ответственность за неисполнение. Далее следует определить требования к форме заключения договора, условиям его действительности, охарактеризовать отдельные виды договоров, особенности их правового регулирования.

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС. При ответе на данный вопрос необходимо определить характер брака в мусульманском мире, условия его заключения и расторжения, права и обязанности супругов, ответственность за их нарушение, правовое положение детей.

Далее следует рассмотреть способы приобретения наследства, круг наследников, распределение долей в наследственной массе, основания для исключения из числа наследников, особенности наследования долговых обязательств.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. При подготовке данного вопроса необходимо подчеркнуть, что ислам первоочередное внимание уделяет обязанностям человека перед Аллахом, и все поступки человека подразделяются на несколько категорий от строго предписанных до запрещенных под угрозой санкций. Кроме того, ислам выделяет ряд приоритетных ценностей, покушение на которые рассматривается как покушение на интересы всей мусульманской общины в целом. Исходя из этого, следует установить, что понимается под преступлением с точки зрения шариата, дать классификацию преступлений, используемую в шариате, выявить, чем она определяется. Далее следует определить цель и виды наказаний, основания для смягчения или устранения уголовной ответственности.

Характеризуя судебный процесс, следует выделить органы правосудия, порядок их формирования, основания для возбуждения судебного процесса и его характер, виды доказательств, возможность обжалования и пересмотра судебного решения.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А.Источники.

1. Коран / Пер. и комментарий И.А.Крачковского. М., 1963

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т1. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века / составитель – проф. В.А. Томсинов. М.: Издательство Зерцало», 2012 с. 36–78.

 

Б.Литература.

1. Асадов А.И. Об источниках мусульманского права // Ученые записки Азербайджанского государственного университета им. С.М.Кирова. Серия юридических наук. N 2. Баку, 1968.

2. Беляев В.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем средневековье. М., 1966

3. Воробьёв М.В, Ислам и семья. М., 1980

4. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984

5. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978

6. Климович Л.И. Ислам. М., 1965

7. Маргинани, Бурхануддин. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2ч. ч.I. Т.I–II / Пер. с англ. под ред. Н.И.Гродекова; Отв. ред. авт. предисл., вступит. ст. и науч. комм. проф. А.Х.Саидов. – М.: Волтерс Клувер, 2008

8. Маргинани, Бурхануддин. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2 ч. Т. III–IV / Пер. с англ. под ред. Н.И.Гродекова; Отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. Комм. проф. А.Х.Саидов. – М.: Волтерс Клувер, 2008

9. Массе Л. Ислам. Изд. 3–е. М., 1982.

10. Муллаев М. Происхождение и реакционная сущность шариата. Душанбе, 1967

11. Мусульманское право (структура и основные институты). Л., 1984

12. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968

13. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986

14. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Отв. ред. В.А.Туманов. М., 1986

15. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско–правовая культура. М., 1997

16. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай и закон: координаты правового бытия российского мусульманина // Человек и право. М., 1999

17. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996, N 8.

18. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика // Отечественные записки. 2003. N 2.

19. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

Семинар 12.Право Древнего и феодального Китая. (2 часа)

ПЛАН.

1. Источники права в Средневековом Китае.

2. История создания и общая характеристика сборника «Уголовные установления Тан (Тан люй шу и)».

3. Основные черты уголовного права в «Тан люй шу и».

4. История создания и общая характеристика сборника «Законов Великой династии Мин».

5. Основные понятия и принципы уголовного права в «Законах Великой династии Мин».

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А.Источники.

1. Законы Великой династии Мин // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века/ Сост.проф. В.А. Томсинов. М.: издательство «Зерцало»,2007.

2. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений / Перевод с китайского, исследование примечания и приложения Н.П.Свистуновой М., 1997.

3. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и».) Цзюани 1–8 // Перевод, введение и крмментарий В.М,Рыбакова. СПб.,1999.

4. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и».) Цзюани 9–16 // Перевод и комментарий В.М.Рыбакова. СПб., 2001.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т1. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века / составитель – проф. В.А. Томсинов. М.: Издательство Зерцало», 2012 с. 36–78.

 

 

Б.Литература.

 

1. История Востока: В 6 т. Т.2 Восток в средние века. М..1995.

2. История государства и права зарубежных стран /под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.,1998.Ч.1.

3. История государства и права зарубежных стран: учебно-методическое пособие/ отв.ред, д.ю.н. проф. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма: ИНФРА – М., 2012.

4. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права VII-XIII вв. М.,1996.

5. Попов В.С. Краткий исторический очерк уголовного законодательства Китая с древнейших времен до второй половины X века. Спб.,1880.

6. Рыбаков В.М. Правовые привилегии и понятие «тени» (по материалам Танского кодекса («Тан люй шу и»)// Общество и государство в Китае. М.,1981.

7. Рыбаков В.М. Танское законодательство о преступлениях против имущества // Петербургское востоковедение. Вып.1.Спб,1992.

8. Танское законодательство о преступлениях против имущества /Перевод с китайского, вступление и комментарий Рыбакова В.М. Ч.1 // Народы Азии и Африки. 1985. №6.

9. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века) Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. Изд. 3–е, переработанное и дополненное М.: Зерцало. 2007.

 

 

Семинар 13. Право Средневековой Японии. (2 часа)

ПЛАН.

1. Источники права.

2. Основные принципы «Конституции Сетоку».

3. Общая характеристика «Манифеста Тайка».

4. Общая характеристика свода законов «Тайхоре».

5. Основные понятия и принципы уголовного права в своде законов «Тайхоре».

БИБЛИОГРАФИЯ.

А.Источники.

1. Уложение / Конституция / Сётоку // Нихон сёки – Анналы Японии. Т.2. / Перевод со старояпонского и комментарии Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Спб.,1997.

2. «Указ о реформах» (Манифест Тайка) // Нихон сёки – Анналы Японии. Т.2. / Перевод со старояпонского и комментарии Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб.,1997.

3. Конституция Сётоку // Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии/ Перевод с японского. Вступительная статья. Комментарий.М.,1984.

4. Манифест Тайка // Попов К.А. законодательные акты средневековой Японии/ Перевод с японского. Вступительная статья. Комментарий. М.,1984.

5. Свод законов «Тайхорё» 702-718гг. кн.1: I-XV законы. Вступительная статья, перевод с древнеяпонского и комментарий К.А. Попова. М.,1985.

6. Свод законов «Тайхорё» 702-718гг. кн.2: XVI-XXX законы. Вступительная статья, перевод с древнеяпонского и комментарий К.А. Попова. М.,1985.

7. Свод законов «Тайхо рицурё». 702-718 гг. Рицу (Уголовный кодекс) / Вступительная статья, перевод с древнеяпонского и комментарий К.А. Попова. М.,1985.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т1. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века / составитель – проф. В.А. Томсинов. М.: Издательство Зерцало», 2012 с. 36–78.

 

 

Б.Литература.

1.Воробьёв М.В. Японский кодекс «Тайхо ёро рё» (VIIIв._ и право раннего Средневековья. М.,1990.

2. Попов К.А. «О Конституции Сётоку» // Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии /Перевод с японского. Вступительная статья. Комментарий. М.,1984.

3. Попов К.А. «О Манифесте Тайка» // Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии /Перевод с японского. Вступительная статья. Комментарий. М.,1984.

4. Толстогузов А.А. Япония в VII-X вв. // Истории Востока в томах. Том 2. Восток в Средние века. М.,2000.

 

II. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» (2 семестр).

Семинар 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.049 с.)