Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Великая Хартия Вольностей 1215г.»

Поиск

 

Великая Хартия Вольностей 1215 г. принадлежит к числу правовых памятников, сыгравших огромную роль в английской политической и правовой истории. Она появилась в период расцвета феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов – духовных и светских. В модифицированном виде она стала одним из основных документов ее неписанной конституции. В начале XVII в. Великая Хартия Вольностей приобрела более широкое значение – документа конституционного акта, излагающего права и вольности всего населения Англии. И в настоящее время она является одним из конституционных актов страны. В частности, ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой документ, в котором зафиксированы права всех подданных короля, были включены в текст «Петиции о правах» (1628г.). Она оказала влияние на последующее становление и развитие института прав и свобод человека, занимающего центральное место в современных правовых системах демократических обществ. Великая Хартия Вольностей – первый конституционный акт Англии, содержащий в себе основы правового государства. В нем отражены положения, реформирующие государственный механизм, защищающие интересы различных социальных групп, а также принципы деятельности.

Дореволюционный специалист по истории средневекового западноевропейского общества и государства профессор Н. Кареев говорил о Великой Хартии Вольностей как о «фундаменте, на котором было построено все здание английской политической свободы[1]. Подобная характеристика имеется и в современных работах по истории Англии.

В курсе истории государства и права зарубежных стран Великая Хартия Вольностей должна рассматриваться в качестве правового памятника конкретной исторической эпохи. Поэтому студенты на семинарском занятии должны выявить первоначальный смысл ее статей и того значения, которое придавали статьям Хартии ее составители. В соответствии с этим на семинарском занятии, посвященном этому документу, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы.

ПЛАН.

1. История создания Великой Хартии Вольностей. Юридическая природа этого документа.

2. Феодально-сословный характер основных положений Хартии. Статьи, закрепляющие права и вольности основных социальных групп английского общества.

3. «Конституционные» положения Хартии, направленные на упорядочение деятельности административных и судебных органов страны, принципы королевского правосудия, закрепленные Хартией.

4. Историческое значение Хартии.

ПРЕВЫЙ ВОПРОС.

 

По первому вопросу следует обратить внимание на социально-политическую обстановку в Англии к концу XII в., проанализировать причины ее появления. Затем необходимо дать общую характеристику обстоятельств, в которых была подписана Хартия, и ответить на вопрос: Когда она была подписана?

Рассмотрение истории создания Великой Хартии Вольностей позволяет выявить юридическую суть этого документа, первоначальный текст которой вначале состоял из 39 статей, а позже к ним добавилось еще 24.

На основании содержания преамбулы к Хартии и большинства ее статей (в особенности ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. Однако, это не соответствует действительности (см. ст. 61). На семинаре раскройте противоречивость исследователей при оценке этого документа. Используя материалы учебников, следует проанализировать причины, вызвавшие появление Великой Хартии Вольностей.

При рассмотрении указанных событий необходимо выявить причины возникновения в Англии в начале XIII в. острого конфликта между баронами, духовенством, рыцарями и горожанами с одной стороны, и королем Иоанном, с другой стороны. Обратите внимание на то, что данный конфликт усложнялся позицией главы римско-католической церкви папы Иннокентия III. В 1205-1213гг. папа выступал против Иоанна (вплоть до того, что отлучил его от церкви). Летом 1213 г. английский король пошел на уступки римскому папе в ряде важных вопросов, и папа Иннокентий III стал поддерживать его. При анализе взаимоотношений английского короля и папы следует обратить особое внимание на юридическую сторону соглашения, заключенного между ними в октябре 1213 г., по которому король передавал папе Иннокентию III все земли Английского королевства, но тут же получил их обратно, но уже на правах держателя лена. Таким образом, в момент подписания Великой Хартии Вольностей король Иоанн являлся вассалом главы католической церкви. Какие юридические последствия имел этот факт, как отразился он на судьбе указанного документа?

При анализе первого вопроса обратите внимание на то, что недовольство сословий усугублялось неудачной внешней политикой английского короля и финансовым кризисом. На фоне всеобщего недовольства сформировалась антикоролевская оппозиция, объединявшая баронов, рыцарей, городскую и сельскую верхушку. Главным требованием горожан и рыцарей было ограничение королевского финансового и административного произвола. Бароны выдвигали одновременно и требования политического характера, выступая за ограничение королевской власти и перераспределение властных полномочий.

История появления Великой Хартии Вольностей убедительно показывает, что подписание ее королем Иоанном было серьезной уступкой с его стороны требованиям выступивших против него социальных сил. Данный документ был составлен на основе статей, подданных королю Иоанну баронами. Все эти статьи (первоначально 49) вошли с небольшими изменениями в окончательный вариант Хартии, несмотря на несогласие с ними короля. Особое внимание следует обратить на содержание статей 61 и 63. Студентам на конкретном содержании документа необходимо проанализировать, почему против короля активно выступили бароны. Ответьте на вопросы: Только ли интересы баронов отражал этот документ? Экономические и политические интересы, каких слоев, сословных групп английского общества отражала Хартия? Охраняла ли Хартия только интересы баронов и духовных феодалов или всех слоев английского общества? Обратите внимание на то, что королевский произвол затрагивал интересы, прежде всего, крупных землевладельцев, непосредственных вассалов короля, а также других групп населения Англии: духовенство, рыцарей, горожан, и верхушку свободного крестьянства. Каким образом это отразилось в Великой Хартии Вольностей?

Студентам необходимо проанализировать, в чем отличие Великой Хартии Вольностей от других подобных правовых документов, в частности, Хартии Вольностей короля Генриха I, составленной в 1100 году. Раскройте, в чем выражена ее новизна, отличие от предыдущих хартий английских королей?

 

ВТОРОЙ ВОПРОС.

 

При изучении второго вопроса следует проанализировать статьи Великой Хартии Вольностей, касающиеся вопросов закрепления права феодальной собственности на землю, регулирования вассальных отношений, расширения прав феодалов и ограничения королевской власти. Особое внимание необходимо обратить на положения Хартии, касающиеся порядка введения налогов и поборов.

Великая Хартия Вольностей была принята королем Иоанном под давлением широкого социального движения, в состав которого входили бароны, духовенство, рыцари, горожане, представители сельских жителей. При рассмотрении текста документа на семинарском занятии следует, прежде всего, определить, какие ее статьи выражают интересы каждого из названных слоев английского общества в средние века. Какие статьи в Хартии прямо выражают интересы королевской власти?

Обратите внимание на то, что центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов (ст. 12, 14, 21, 32, 34, 61 и др.) и церковных феодалов. Их феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, ограничивались размеры рельефа, выплачиваемого при передаче феода по наследству, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из сеньориальных судов в королевские суды. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями и злоупотребления опекой над несовершеннолетними наследниками феодов, насильственных выдач замуж наследниц феодов против их воли и воли их родных (ст. 9, 34).

Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при:

1) выкупе короля из плена;

2) при посвящении в рыцари его старшего сына;

3) при выдаче замуж старшей дочери от первого брака.

Особое внимание обратите на ст. 16 Хартии. Все эти требования были направлены на восстановление феодальных обычаев и ограничение централизации страны. Проанализируйте ст. 2 – 8.

В отношении других сословий Хартия подтверждала привилегии церкви и духовенства, в частности, свободы выборов церковных иерархов. Обратите внимание на ст. 1 Великой Хартии Вольностей, в которой подтверждались права церкви, провозглашалась незыблемость прав и вольностей английской церкви, хотя в проекте этого документа, представленном королю, данная статья отсутствовала.

Значительно меньше Хартия дала рыцарству и верхушке свободного крестьянства. По отношению к рыцарям Хартия не позволяла баронам брать со своих вассалов никаких поборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также принуждать к выполнению повинностей больших, чем предусматривают обычаи (см. ст.16 и 60). Всем свободным людям была обещана защита от злоупотреблений королевских чиновников и чрезмерных штрафов (ст. 15). Для них Великая Хартия сохраняла судебные порядки, введенные Генрихом II.

Хартия подтвердила древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе и иноземных, свободно выезжать из страны и въезжать в нее, вести торговлю без каких – либо стеснений. Ответьте на вопрос: были выгодны эти положения горожанам? На сколько они соответствовали интересам английских купцов и предпринимателей?

По отношению к свободному крестьянству в Хартии было зафиксировано обещание не обременять их непосильными налогами и штрафами. В то же время вилланы исключались как зависимые крестьяне из предусмотренных в Хартии привилегий в отношении свободных. Только статья 20 Хартии требовала, чтобы при взыскании штрафов с вилланов оставить неприкосновенным их инвентарь. Но это требование было включено в Хартию прежде всего в интересах самих феодалов. Вилланы, лишенные инвентаря, не могли выполнять феодальные повинности.

Исключительно важным для экономики Англии и горожан было установление Хартией единства мер и весов (ст. 35 и др.).

Значительная часть статей Хартии посвящена регулированию феодальных отношений (ст. 2-8, 16,32,60 и др.). Ряд статей призван оградить население Англии от произвола со стороны королевской власти, королевских должностных лиц (ст. 9,20,28,30,31,39,52 и другие). Причем, от этого произвола защищаются даже низшие слои общества – вилланы (смотри ст. 20).

Обратите внимание на то, что в целом содержание Великой Хартии Вольностей не выходило за рамки феодального строя. Тем не менее, ряд ее статей стал основой для дальнейшей глубокой эволюции политического строя Англии. Студентам следует проанализировать, прежде всего, статьи 12 и 14. Статья 12 утверждала право короля взимать налоги лишь после утверждения их советом королевства, а статья 14 определяла состав этого совета. Здесь намечалось создание в будущем средневекового английского парламента.

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС.

 

При изучении 3 вопроса особенное внимание следует обратить на «конституционные» положения Хартии, направленные на упорядочение деятельности административных и судебных органов страны, принципы королевского правосудия, закрепленные Хартией. Рассмотрите статьи 21 и 34, направленные на ослабление позиций короля в судебной области.

Проанализируйте содержание статей 39 и 40, где говорилось об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении вне закона или изгнании лишь на основании суда равных и согласно законам страны, обращалось на создание справедливого суда для всех. Королевские судьи лишались права постоя, а приговоры судов о штрафах не должны были превышать состояние осужденного (статья 20, 2). Несмотря на то, что эти статьи были обращены к господствующему классу, налицо были первые попытки утвердить неприкосновенность личности, декларировались принципы и гарантии справедливого правосудия.

Охарактеризуйте статьи Хартии, направленные на ограничение произвола короля и его аппарата, введения гарантий для обеспечения соблюдения Хартии. Так, Хартия провозгласила учреждение общего совета королевства (статья 12, 14). В его состав должны были войти крупные духовные и светские феодалы. Хартия предусматривала создание комитета в составе 25 баронов, который был призван контролировать деятельность короля, если тот нарушал вольности и обычаи королевства. В случае нарушения королем Великой Хартии Вольностей, бароны могли начать против него военные действия и захватить его земли и замки (смотри ст. 61).

Ряд положений Хартии был направлен против злоупотреблений королевских чиновников. Обращалось внимание на создание справедливого суда для всех. Королевские судьи лишались права постоя, а приговоры судов о штрафах не должны были превышать состояния осужденного. Особое внимание обратите на ст.18-20, 38-40, 45 и другие.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.

 

Главное внимание в четвертом вопросе следует уделить анализу оценок Хартии и ее значения в английской истории, имеющиеся в исторической и юридической литературе. Попытайтесь высказать свою личную оценку по данному вопросу. Ответьте на вопрос: Хартия – это реакционный документ или выражение прогрессивных тенденций общественного развития? Какое значение имела Хартия для Англии начала XIII века, для возникновения и развития в XIII-XV веках парламента, для последующей английской истории?

Обратите внимание на то, что Великая Хартия Вольностей не предусматривала гарантии по проведению ее в жизнь. Она обладала юридической силой всего несколько месяцев. В конце августа 1215 года римский Папа, примирившись с королем Иоанном, аннулировал Хартию своей папской буллой. Это дало возможность королю отказаться от соблюдения статей документа, что привело к возобновлению политической борьбы.

Особое внимание обратите на то, что в последующем Хартия неоднократно подтверждалась. Так между 1327 и 1422 годами к этому документу прибегали 44 раза. В дальнейшем Великая Хартия Вольностей постоянно совершенствовалась, ее содержание трактовалось и изменялось в соответствии с новыми политическими условиями.

Второе рождение документа произошло в середине XVII века и было связано с событиями английской буржуазной революции, в результате которой в Англии закрепился конституционный строй. До сих пор Великая Хартия Вольностей является частью неписанной английской Конституции.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А. Источники.

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т.1. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010.

 

Б. Литература.

1. История государства и права зарубежных стран (учебно-методическое пособие (Отв. Ред. Н.А.Крашенинникова)) М.: Норма: ИНФРА – М., 2012.

2. Крашенинникова Н.А. Великая Хартия Вольностей 1215 г. (Современная интерпретация) – // Вестник МГУ; Серия «Право», 2002 г. №3.

3. Памятники истории Англии XI – XIII вв.: Русский и латинские тексты Великой хартии вольностей и других документов. Билингва. Пер. с лат. // Введ. Д.М.Петрушевского. Изд. 2–е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

4. Петрушевский Д.М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIIIв. М. 1918.

5. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 2003.

6. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века) Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. Изд. 3–е, переработанное и дополненное М.: Зерцало. 2007.

 

 

Семинар 8. САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО (2 часа)

 

Саксонское зерцало относится к числу наиболее значительных правовых памятников средневековой Германии. Оно было создано в первой трети XIII в. на территории, называвшейся тогда Остфалией. Данная территория составляла восточную часть распавшегося в конце XII в. Саксонского герцогства, что отразилось в названии рассматриваемого правового памятника. Термином «зерцало» обозначились в Европе книги, содержавшие наставления или поучения в различных науках, или обучавшие навыкам какой-нибудь практической деятельности. Особое место среди книг, именовавшихся «зерцалами», занимали наставления о правилах поведения, предназначенные для различных сословий общества: рыцарей, духовенства, горожан. Были созданы также специальные зерцала для женщин и юношей. В России также по распоряжению Петра I было издано «Юности честное зерцало». Наконец, «зерцалами» назывались в различных европейских странах (Германии, Испании, Италии, Франции и др.) юридические трактаты.

Автором Саксонского зерцала был Эйке фон Репков. По данным немецких исследователей родился он в 1180-1190 гг., а умер вскоре после 1233 г. Будучи выходцем из небогатой рыцарской семьи, он посвятил себя службе представителям феодальной аристократии. Созданный им документ выдает в нем глубокого знатока действовавшего на территории Саксонского права.

Саксонское зерцало включает в свое содержание правовые нормы, действовавшие в XIII в. не только на территории Саксонии, но и в других областях Германии. Оно восприняло ряд положений имперского законодательства, воплощенного в так называемых «конституциях мира», издававшиеся императорами в XII-XIII вв. С другой стороны, данный трактат оказал заметное влияние на право других германских земель, в том числе и на городское право.

Помимо юридических норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также политико-правовые взгляды самого автора.

Первая редакция данного документа была написана на латыни, а затем позже изложена и на немецком языке. По мнению специалистов, тем самым были заложены основы немецкого юридического понятийного и терминологического аппарата, а указанный трактат стал отправным пунктом в развитии в средневековой Германии национальной юриспруденции.

Изучение Саксонского зерцала на семинарском занятии имеет целью ознакомление студентов с основными понятиями, институтами и нормами феодального права. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

 

1. Источники права в средневековой Германии. История создания Саксонского зерцала. Общая характеристика памятника.

2. Правовой статус основных групп населения по Саксонскому зерцалу.

3. Правовое регулирование имущественных отношений.

4. Преступления и наказания.

5. Суд и судебный процесс.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС.

При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что с конца XI – начала XII в. и в течение XIII в. на территории Германии шел процесс усиления местных властителей-курфюстов (князей) или герцогов, сопровождавшийся ослаблением центральной государственной власти. Формально Германия продолжала оставаться единым государством - «Священной Римской империей германской нации» - во главе с императором, выступавшим в качестве верховного судьи и носителя высшей законодательной власти. Однако фактически Германия уже в XIII в. превратилась в конгломерат самостоятельных государственных образований, в рамках которых складывалась независимая от имперской системы управления администрация и собственное право.

С другой стороны, самостоятельными политическими образованиями являлись на территории Германии многие города. «Государство в государстве» представляла собой местная организация римско-католической церкви.

Право Германии дробилось на множество самостоятельных систем. Наряду с системой имперского права здесь существовали многочисленные местные правовые системы, действовавшие в рамках отдельных курфюств или герцогств. В городах также формировалось свое-городское-право. Так, городское право германского города Магдебурга имело авторитет в этот период не только в Германии, но и в других европейских странах. Его нормы признавали в качестве действующих, например, в городе Минске, входившем в состав Великого княжества Литовского. Самостоятельной правовой системой являлось в Германии, как и в других западноевропейских странах, каноническое право. Нормы канонического права имели прямое действие на территории Германии. Вместе с тем отдельные положения канонического права включались в ряде случаев в законодательные акты, издаваемые светскими властями.

Начиная с XV в. немаловажную роль в Германии стало играть «римское право». Оно представляло собой совокупность доктрин, принципов и норм, выработанных в итальянских университетах на основе сохранившихся римских правовых текстов (Кодекс Юстиниана, Дигесты Юстиниана).

Наиболее распространенным источником права в Германии было, как и в тогдашней Европе, обычное право. Источником германского права было ленное право, нормы и концепции которого вошли в состав Саксонского зерцала в качестве самостоятельной части, обособленной от земского права.

Таким образом, право Германии в средние века представляло собой совокупность многочисленных и разнообразных правовых систем.

Раскрывая общую характеристику Саксонского зерцала необходимо рассмотреть структуру документа, его состав. Что побудило Эйке фон Репкова создать Саксонское зерцало? Каким целям призван был служить этот трактат?

Из каких частей состоит Саксонское зерцало? Что представляет собой земское право, с одной стороны, и ленное право, с другой? В чем заключаются различия между ними?

Какова система изложения материала в первой части Саксонского зерцала, посвященная земскому праву? По какой системе излагается в данном документе ленное право?

Есть ли какая-нибудь взаимосвязь между земским и ленным правом? Прослеживается ли эта взаимосвязь в тексте Саксонского зерцала? Если да, то в чем она выражается.

Особое внимание обратите на статью/4 книги 1 части I Саксонского зерцала. Данная статья показывает, что правовое регулирование ленных отношений по земскому праву отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым регулированием данных отношений в сфере ленного права.

Саксонское зерцало зафиксировало в своем тексте целый ряд норм имперского государственного права. В ряде статей Саксонского зерцала воспроизводятся положения «конституций мира» императоров Германии. Например, статья 66 книги 2 части I содержит нормы «конституции мира», принятой 1 сентября 1221 г. В тексте Саксонского зерцала говорится о выборах короля и императора, его полномочиях, статусе и полномочиях курфюстов. Какие различия приводятся в анализируемом трактате между королевской и императорской властью?

Саксонское зерцало является одновременно и памятником политической и правовой мысли. В его содержании нашли отражение многие характерные для средневекового западноевропейского общества политические и правовые концепции. В чем заключается суть этих концепций? В чем проявляется влияние христианской религии на содержание саксонского зерцала?

 

ВТОРОЙ ВОПРОС.

Саксонское зерцало раскрывает сложившуюся к началу XIII в. в германском обществе сословную структуру. Для средневекового права характерна тесная связь тех или иных прав и обязанностей индивида с его сословным статусом. Принадлежность индивида к тому или иному сословию определяет в средневековом обществе характер и объем его правомочий по владению и распоряжению земельными угодьями, способы защиты его прав, степень его правовой защищенности и т.п.

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, прежде всего, на статью 16 книги 1 часть I Саксонского зерцала. В §1 указанной статьи говорится: «Никто не может приобрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права». В чем смысл процитированного параграфа?

Описанию сословной иерархии посвящен §2 статьи 3 книги 1 части I Саксонского зерцала. Вместе с тем различные аспекты правового статуса тех или иных групп населения затрагиваются и в других статьях данного трактата. В книге 1 части 1 – это, например, статья 2 §3 статьи 5, §1 и 8 статьи 20, статьи 25,54 и др. В книге 2 той же части рекомендуется обратить внимание на §2 статьи 27, В книге 3 следует специально рассмотреть статьи 3,19,42,§1 статьи 45, §1 статьи 58, статьи 59,64,65 и др.

Статья 2 книги 1 части I Саксонского зерцала делит свободных людей на три рода в соответствии с тем, в каком суде они участвуют. Однако, с другой стороны, здесь отмечается, что участие свободных людей в том или ином суде связано с их землевладением.

Нормы земского права, изложенные в части I Саксонского зерцала, закрепляли правовой статус тех групп населения, которые являлись лично свободными, но не отличались знатностью. В отличие от них, нормы ленного права, которым целиком посвящена часть II Саксонского зерцала, фиксировали правовой статус высших групп средневекового германского общества – господ, знати. При анализе текста этой части следует обратить внимание на статью 2 главы I, в которой возможность индивидуума стать ленником увязывается с его принадлежностью к одному из высших сословий.

Различия в правовом статусе индивидов определяется в Саксонском зерцале не только принадлежностью их к различным сословиям, но и в определенной степени также этническим и религиозным факторами. Так согласно норме, изложенной в статье 29 книги 1 части I данного трактата, сакс утрачивает свои права относительно земельного участка, «если не заявляет о них в течение тридцати лет и одного года и одного дня. Государство и шваб никогда не утрачивает право собственности, поскольку они могут его доказать свидетелями». В каких еще случаях этнический фактор обусловливает различия в правовом статусе индивидов, согласно нормам Саксонского зерцала?

В качестве примера влияния религиозного фактора на правовой статус индивидов можно привести статью 7 книги 3 части I рассматриваемого правового памятника. В ней идет речь о различиях в правовом статусе приверженцев иудаизма и христианства.

Автор Саксонского зерцала, излагая нормы, закреплявшие неравенство различных групп населения, заявляя при этом в статье 42 книги 3 части I: «Бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого. Ему бедный так же близок, как и богатый». И далее: «По правде говоря, мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого».

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС.

Правовые нормы, регулирующие имущественные отношения, составляют основное содержание Саксонского зерцала. Особое значение имеют нормы, закрепляющие права на землю.

При анализе этих норм следует особо выделить такие вещно-правовые институты, как, «наследственная земельная собственность», что в «Салической правде» называлось аллодом, а также лен, с одной стороны, и различные формы держания земельных наделов, с другой. К последним относились: чиншевое держание, аренда, служебное землевладение министериала и т.п.

Согласно статье 43 книги 2 части I Саксонского зерцала, индивид, объявляющий имение своей наследственной собственностью, обладает более веским правом на него по сравнению с тем индивидом, который объявляет данное имение леном. В соответствии с §3 статьи 44 лен при определенных условиях мог стать аллодом, то есть наследственной земельной собственностью.

Раскройте различия между институтом наследственной земельной собственности и леном. Особо обратите внимание на §2 статьи 38 книги 1 части I Саксонского зерцала и сопоставьте ее с нормами статей 8 и 34 книги 1 части I, с одной стороны, и нормой, изложенной в §2 статьи 9 этой же книги.

При более детальном анализе института лена следует определить круг субъектов ленного права, раскрыть содержание правомочий и обязанностей, вытекающих из обладания леном, выявить способы приобретения лена, выделить разновидности данного института.

Саксонское зерцало проводит различия между духовными и светскими ленами. Согласно §1 статьи 60 книги 3 части I, «император передает в лен все духовные княжеские лены при помощи скипетра, все светские знаменные лены он передает при помощи знамени. Ни один знаменный лен он не может оставлять вакантным более года и дня». В чем заключается смысл указанных различий между двумя видами ленов?

Важнейшие нормы, закрепляющие правомочия и обязанности чиншевика, изложены в статье 54 книги 1 части I, в статьях 21, 48, 53, 58 книги 2 части I Саксонского зерцала. В чем состоят указанные правомочия и обязанности чиншевика, с одной стороны, и арендатора, с другой?

Большое значение Саксонское зерцало уделяет обязательственному праву, в том числе договорам купля-продажа, заем, аренда, найм, хранение и т.д.

Вместе с тем, в тексте документа нашли свое отражение некоторые специфические разновидности договоров, характерные только для средневекового общества. Одним из таких договоров является так называемый «договор чести», предусмотренный в статье 7 книги 1 и в §1-3 статьи 11 книги 2 части I Саксонского зерцала. В чем заключается сущность указанного договора? В каких случаях он применяется?

Какие способы обеспечения исполнения обязательств по договорам предусматривает Саксонское зерцало?

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.

Нормы, посвященные преступлениям и наказаниям, изложены в статьях 13-17, 26-28, 34-40 книги 2 части I Саксонского зерцала.

В них идет речь о правонарушениях трех типов:

1) правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания смертную казнь или какое-либо телесное наказание,

2) правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания возмещение (вергельд) материального ущерба,

3) правонарушения, за которые наряду с вергельдом может быть установлено одновременно уголовное наказание в виде штрафа. Так, согласно §10 статьи 32 книги 3 части I Саксонского зерцала судья имеет право получить штраф с того правонарушителя, который платит потерпевшему вергельд или возмещение в суде.

Правонарушения первого типа являются по своей юридической природе уголовными преступлениями. Правонарушения второго типа можно отнести к категории деликта. Правонарушения третьего типа имеют смешанную природу – это деликт и преступление одновременно.

Знает ли Саксонское зерцало такую категорию преступных деяний, как государственные преступления? О каких категориях преступления идет речь в данном трактате?

При анализе норм Саксонского зерцала о преступлениях следует определить, выделяются ли здесь стадии совершения преступлений, формы соучастия в преступлении, формы вины и т.д.

Статьи 14 книги 2 и §3 статьи 84 книги 3 части I Саксонского зерцала говорят об убийстве в условиях необходимой обороны. При каких обстоятельствах такое убийство не наказывается смертной казнью? Какое наказание взамен смертной казни полагается тому, кто совершил убийство в условиях необходимой обороны?

Как в Саксонском зерцале отражен феодальный характер уголовного права? Проследите это на основании §2 статьи 84 книги 3 части I. Согласно ему, убийство ленником своего господина влечет за собой в качестве наказания за это деяние лишение жизни, чести и того имения, которое ленник-убийца имел от убитого. Такому же наказанию подвергался и господин в случае, если он убивал своего ленника. Какие имеются еще статьи, раскрывающие феодальный характер уголовного права? Как наказания влияют на сословную принадлежность преступника или потерпевшего?

 

ПЯТЫЙ ВОПРОС.

В нем отражены нормы, определяющие организацию суда и ход судебного процесса. Большинство их анализируется земским правом. Но и в разделе, посвященном ленному праву имеется глава, посвященная порядку судопроизводства.

В статье 1 книги 1 части I Саксонского зерцала говорится о двух основных видах суда – церковном суде и светском суде.

В §1 статьи 55 книги 1 части I Саксонского зерцала раскрывается особенность светской судебной власти: «Всякий светский суд имеет своим началом избрание. Поэтому судьей не может быть назначенный судья и никто иной, если он не был судьей по рождению или по своему лену». Если на должность судьи избирался на длительный срок человек, не имевший лена, граф или маркграф должен был наделить его леном. Об этом прямо говорится в §1 статьи 58 книги 1 части I.

Юридическая природа светского суда раскрывается и в статье 2 книги 1 части I Саксонского зерцала. Какие выводы о сущности судебной власти можно сделать из содержания указанной статьи?

Из материалов Саксонского зерцала видно, что суды в Германии строились на основе сословной иерархии. Раскройте, какие категории судов описываются в Саксонском зерцале? Определите подсудность и подведомственность судебных споров, рассмотрите порядок возбуждения судебного разбирательства.

Проанализируйте разграничения сферы юрисдикции церковного и светского судов (см. §1 статьи 87 книги 3 части I). Обратите внимание на то, что допускается повторное рассмотрение дела, уже рассмотренного в светском суде, в суде церковном или наоборот, хотя в Саксонском зерцале говорится о том, что никто не платит штраф дважды за одно и то же правонарушение. Однако, в случае, если правонарушитель нарушил мир, он платит за свое преступление отлучением от церкви и платит штраф и по решению светского суда и по постановлению суда церковного (см.§4, статьи 53 книги 1).

При анализе Саксонского зерцала, посвященных королевскому суду, особое внимание следует уделить §1 статьи 26, статье 33, §2 статьи 52 книги 3 части I. В чем заключаются зафиксированные в тексте Саксонского зерцала отличия королевского суда от других категорий судов?

Как образуется и действует, согласно нормам Саксонского зерцала, суд графа, суд маркграфа? Каковы рамки их юрисдикции?

Что представляет собой ленный суд, согласно нормам Саксонского зерцала? Какова его организация? Каков порядок рассмотрения дел в ленном суде, согласно нормам, изложенным в главе 2 части II Саксонского зерцала?

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А.Источники

 

1. Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования. (Отв.редактор В.М. Корецкий. М.1985).

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. (Отв.редактор д.ю.н., профессор Н.А.Крашенинникова. т.1: Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010).

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века (составитель – профессор В.А.Томсинов. М.: Изд-во «Зерцало», 2007).

Б. Литература

1. Аксенюк Г.А., Кикоть В.А. «Саксонское зерцало» и его автор в свете новых исследований. //Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования. (Отв.редактор В.М.Корецкий. М., 1985).

2. Берман Дж.Г. Западная традиция права: эпоха формирования, М., 1998.

3. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии М., 1963

4. Дембо Л.И. «Саксонское зерцало» - выдающийся памятник истории германского феодального права. // Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования.(Отв.редактор В.М.Корецкий, М. 1985).

5. Конринг Г. О происхождении права Германии // Антология мировой правовой мысли. Том 2. М.1999.

6. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям. М., «Зерцало», 2000.

Семинар 9.

Каролина - памятник уголовного и уголовно-процессуального права средневековой Германии. (2 часа)

Уголовно-судебное уложение Священной Римской империи, известное также как уложение императора Карла V или Каролина, было принято в 1532 г. Оно стало самым известным сводом норм уголовного и уголовно-процес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 5060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.017 с.)