Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дхармашастра Ману ( «Законы Ману»)

Поиск

и артхашастра Каутильи. (4 часа)

 

Дхармашастры - это произведения, представляющие собой сборники мировоззренческих догматов индуизма, норм индусской морали и права. Большая часть из сохранившихся текстов дхармашастр была создана в эпоху с IV в. до н. э. по V в. н. э. Дхармашастра Ману, называемая в европейской историко-правовой науке "Законами Ману", создавалась во II в. до н. э. по II в. н. э.

Артхашастрами в Древней Индии назывались произведения, посвящённые искусству управления государством. Они содержали рекомендации правителю государства по управлению государственным хозяйством, поддержанию внутреннего порядка в государстве, отправлению правосудия, организации обороны, ведению внешней политики и т.д. В настоящее время сохранилась артхашастра, приписываемая брахману Каутилье (советнику Чандрагупта Маурья). Исследователи датируют её создание I в. до н. э. - III в. н. э. Более точная дата не может быть названа, т. к. на протяжении веков текст этой артхашастры, так же как и тексты многих дхармашастр, постоянно развивался - в него вносились различные изменения или дополнения.

Изучение «Законов Ману» и Артхашастры Каутильи на семинарском занятии позволяет получить студентам представление о религии и культуре Древней Индии, предписаниях религиозной морали и правовых нормах, сложившихся в этот период, структуру древнеиндийского общества, деления общества на варны и касты. Кроме того, студенты должны проанализировать на занятии нормы брачно-семейного права, правовое регулирование имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, уголовное право, организацию судоустройства и правила судопроизводства.

Для достижения указанных целей на семинарском занятии необходимо рассмотреть следующие вопросы:

 

ПЛАН:

1. Источники права в Древней Индии. Общая характеристика Дхармашастры Ману («Законов Ману») и Артхашастры Каутильи.

2. Правовое положение основных групп населения в «Законах Ману» и Артхашастре Каутильи.

3. Институты брачно-семейного права в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

4. Институты вещного права. Виды договоров в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

5. Преступления и наказания в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

6. Суд и судебный процесс в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи опираются на древнеиндийские источники, развивающиеся, по меньшей мере, тысячелетие, истоки которых имеются в священных книгах индуизма - Ведах. В связи с этим, прежде чем обратиться к текстам Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, студентам необходимо рассмотреть всю систему источников права Древней Индии. При этом следует особо выделить Веды, Дхармашастры, артхашастры, обычаи, судебную практику, указы правителей, советы знатоков права, а также произведения народного эпоса («Рамаяна», «Бхагаватгита», «Ригведа» и др. Студенты должны проанализировать эти правовые документы и объяснить их смысл, определить место и роль дхармашастр и артхашастр среди данных источников.

После этого необходимо остановиться на основных вехах истории дхармашастр. Студенты должны кратко охарактеризовать: во-первых, ранние дхармашастры - так называемые дхармасутры (Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны, Васиштхи), создание которых датируется IV-II вв. до н. э.; во-вторых, дхармашастры Ману и Яджнавалкьи, датируемые II в. до н. э. - II в. н. э.; в-третьих, Дхармашастру Нарады, созданную во II-IV вв. н. э.

Характеристику дхармашастр в качестве источников права следует начать с установления значения понятия «дхармашастра».

Дхарма представляет собой необыкновенно сложное, не имеющее никаких аналогов в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно обозначает всеобщий порядок, пронизывающий все живые существа и всю живую материю. В более же узком и распространённом значении дхарма - это долг, обязанности, правила поведения, образ жизни идеально благочестивого, добродетельного индуса. Понятие дхармы означает одновременно и религиозные, и моральные, и правовые нормы. Термин «шастра» обозначает трактат. Поэтому любую дхармашастру можно назвать трактатом о драхме.

Центральное место в содержании дхармашастр занимает концепция «варнадхармы», оформляющая деление древнеиндийского общества на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр), иерархию этих варн, их социальные функции, права и обязанности. С концепцией «варнадхармы» тесно связана теория «ашрамадхармы», согласно которой вся жизнь брахманов, кшатриев и вайшьев подразделяется на четыре – «ашрамы»: 1) стадия ученика, 2) стадия домохозяина, 3) стадия отшельника, 4) стадия аскета. Пребывание на каждой из этих стадий налагает на индуса свои специфические обязанности, требует определённого образа жизни. Кроме того, дхармашастра, как правило, включает в себя дхарму мужа и жены, дхарму о наследовании, дхарму правителя государства, дхарму об эпитимии (покаянии).

Выявляя типические для дхармашастры признаки, студенты должны на примере «Законов Ману» показать комплексный характер данного рода

произведений, где правовые нормы вплетены в массив религиозно-этических правил.

После рассмотрения системы изучаемой дхармашастры необходимо выявить закономерности в изложении собственно правового материала данного произведения, особенно 8-ую главу «Законов Ману». Следует в частности, обратить внимание на порядок расположения правовых норм, их группировку, особенно терминологию. Даже следует выявить особенности структуры Законов Ману, логику изложения правовых норм, их казуистичность, формализм, связь с религией, моралью.

В тексте Законов Ману имеется уже определенная тенденция к преодолению казуистичности, закономерных для правовых памятников древней истории. В частности, здесь присутствуют элементы простейшего юридического понятийного аппарата. Студентам необходимо ответить на вопрос: какие простейшие юридические понятия можно обнаружить в «Законах Ману»?

Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина «артхашастра». В переводе с санскрита «артха» - это польза. Следовательно, термин «артхашастра» обозначает дословно трактат о пользе. Согласно древнеиндийскому учению, положенному в основание Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни существуют три ценности или цели: 1) артха, 2) дхарма, 3) кама. Названным ценностям должен был, по мнению Каутильи, служить мудрый правитель государства. При этом под служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных богатств, под служением дхарме — поддержание правителем общественного порядка, соблюдение им и его подданными моральных и правовых норм, служение же каме осознавалось автором рассматриваемого трактата как достижение правителем любви к себе со стороны своих подданных. Возводя артху на самое высокое место в иерархии указанных ценностей или целей, Каутилья пояснял, что дхарма и кама основаны на артхе. В дхармашастрах на высшее место ставилась, естественно дхарма. Необходимо обратить внимание студентов на более детальное изложение в Артхашастре Каутильи правил судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения.

Сравнивая текст Артхашастры Каутильи и "Законы Ману", студенты должны определить, в каком из этих двух документов элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС. Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь определить, о каких социальных группах идёт речь в тексте Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Наиболее подробно здесь дан правовой статус варн. Студентам необходимо дать характеристику происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса, иерархию варн. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, необходимо обратить внимание на права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности. При анализе статей, излагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в обществе брахманов. Студенты должны выявить в тексте изучаемых трактатов религиозно-обрядовые правила, моральные и правовые нормы. На основе конкретных статей документов необходимо показать характер взаимоотношений правителя государства с брахманами. Далее следует дать анализ происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса. При характеристике статей, определяющих правовой статус различных варн, необходимо обратить внимание на права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, юридической ответственности.

При рассмотрении правового статуса варн следует также обратить внимание на предписания, закрепляющие обособленное положение шудр к остальным трём варнам. Ответьте на вопрос: «Кто такие “дваждырожденные”?»

После рассмотрения норм, закрепляющих правовое положение варн, следует обратиться к статьям этих двух документов, устанавливающим статус других социальных групп. В частности, необходимо остановиться на статьях, отражающих правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. Следует иметь в виду, что в переводе "Законов Ману" на русский язык для обозначения рабов иногда употребляется санскритский термин "дасью". Студенты должны назвать семь разрядов рабов, выделяемых в указанном произведении. Рекомендуется также сравнить правовое положение рабов с правовым статусом шудр. Необходимо выявить особенности положения рабов. Ответьте на вопрос: Почему рабство в Древней Индии не получило такого широкого распространения как в других странах?

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Институтам брачно-семейного права посвящено

более половины статей 9-ой главы "Законов Ману", где излагается так называемая "вечная дхарма для мужа и жены". Кроме того, статьи, регулирующие брачно-семейные отношения, имеются в других главах указанного произведения (см.: главы II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права выделяются в особую группу статей, которая обозначается как "правила, связанные с браком" (см.: главы 2, 3, 4 книги III). Содержащиеся в "Законах Ману" нормы брачно-семейного права пронизаны духом сословности. Студенты должны показать на примере конкретных статей данного документа, какое значение придаётся в нём варновой принадлежности супругов при заключении брака, при распределении наследства.

В "Правилах, связанных с браком" Артхашастра Каутильи принцип варновости обнаруживается здесь лишь там, где говорится о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, "жёны шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращающихся), должны ждать соответственно: один, два, три и четыре года, если у них нет потомства. Если жёны имеют потомство, то они (соответственно) должны ждать на год больше".

Принадлежность индивида к той или иной варне учитывается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентирующих порядок наследования. В частности по предписаниям Артхашастры, при отсутствиинаследников имущество поступает в пользу правителя государства. Однако для выморочного имущества, принадлежащему умершему брахману, который является знатоком вед, Артхашастра Каутильи устанавливает исключение из данного правила - такое имущество отдаётся не государству, а другим знатокам вед. Если умирающий брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхашастре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки - 3 доли, сын женщины - вайшьи - 2 доли, сын шудрянки - 1 долю.

В Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи раскрываются представления о сущности брака и семьи. В чём заключается суть этих представлений? При подготовке данного вопроса следует обратить внимание на патриархальный и сословный характер брака. Для этого, прежде всего, следует определить правовой статус женщины в древней Индии, противоречия между этическими и моральными нормами. Далее необходимо выявить формы заключения брака в Древней Индии, возможности и условия его расторжения, права и обязанности супругов, возможность межварновых браков и правовые последствия таких браков.

Какие формы брака выделяют указанные правовые памятники?

При рассмотрении правового положения женщины в семье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX "Законов Ману". Студенты должны сравнить содержание, этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее? Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226.233 той же главы "Законов Ману". Не противоречат ли они друг другу?

Для общей оценки установленного "Законами Ману" правового положения женщины и детей в семье большое значение имеет статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье выражает эта статья? При изучении этого вопроса студентам необходимо дать характеристику института наследования в Древней Индии, какие особенности его можно выделить, чем они обусловлены. Необходимо определить формы наследования, круг наследников, распределения доли наследства, основания для лишения наследства или исключения из круга наследников. Знало ли древнеиндийское право наследование по завещанию?

 

ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС. При рассмотрении статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, посвящённых вещным правам, необходимо в первую очередь провести различие между правовыми нормами, отражающими практику, и идеологическими декларациями, выражающими скорее желания автора указанного произведения, нежели действительность. Статей последнего рода особенно много в Дхармашастре Ману. Какие статьи данного трактата можно отнести к разряду идеологических деклараций?

В обоих рассматриваемых произведениях проводится достаточно чёткое различие между институтами права собственности и владения. Студенты должны показать это на примере конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Необходимо выявить формы землевладения, специфический характер земельной собственности в Древней Индии; определить, какие способы приобретения права собственности выделяли «Законы Ману». Студентам следует проанализировать 7 способов возникновения права собственности. Обратите особое внимание на восьмой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет).

Далее необходимо рассмотреть статьи, касающиеся споров по поводу границ земельных участков (статьи 245, 254, 262, 263 главы VIII «Законов Ману»; 8 и 9 главы III Артхашастры Каутильи). Какую роль играет правитель государства в разрешении данных споров? Является ли она ролью только судьи, арбитра или же выражает нечто большее? Какую роль в земельных спорах играла община?

Как регулируется Артхашастрой Каутильи право владения оросительными сооружениями? При характеристике обязательственных отношений следует установить основания возникновения обязательств, формы обеспечения обязательств и ответственность за неисполнение. Как влияли на положение должника и кредитора их варновая принадлежность? Затем следует определить требования, предъявляемые к заключению договора, условия действительности договора, возможности расторжения договоров и варновые ограничения. Обратите внимание на то, что «Законам Ману» были известны обязательства из причинения вреда. Проанализируйте статьи, касающиеся порчи имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного). По общему правилу лицо, причинившее вред имуществу или здоровью другого лица, обязано было возместить его. Так, нормы законов регламентировали ответственность человека за небрежное отношение к ирригационным сооружениям. Если в плотине прошел прорыв ввиду того, что человек поленился укрепить плотину, и водой был смыт земельный участок соседа, то виновный обязан был возместить причиненный ущерб.

Обращаясь к нормам, регулирующим договорные отношения, следует, прежде всего, уделить внимание условиям действительности сделок, а также факторам, которые давали основание признать ту или иную сделку недействительной. При каких обстоятельствах та или иная сделка могла быть признана недействительной в рассматриваемых правовых памятниках?

При анализе статей, посвящённых отдельным видам сделок, необходимо уделить главное внимание наиболее разработанным в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи разновидности договора, например - договору купли-продажи, договору займа, договору найма. Тексты указанных документов зафиксировали некоторые специфические черты указанных договоров, отражающих уровень развития древнеиндийского общества и государства в ту эпоху, когда создавались Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи. Какие это черты?

 

ПЯТЫЙ ВОПРОС, Приступая к изучению указанного вопроса, необходимо в первую очередь выяснить, какие деяния трактуются в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи в качестве преступлений? Какие наказания полагаются за эти деяния?

Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что имеющиеся в «Законах Ману» и Артхашастре Каутильи представления о сущности преступления и наказания несут на себе заметный отпечаток общих мировоззренческих установок и религиозно-этических принципов индуизма. В большей степени это касается Дхармашастры, в меньшей – Артхашастры. С другой стороны, указанные представления отражают соответствующий этап исторической эволюции древнеиндийского общества и государства.

В чём конкретно - в каких статьях «Законов Ману» и Артхашастры Каутильи - проявляется влияние индусской философии и религиозной этики на понятия преступления и наказания?

Как отразились на содержании норм уголовного права, рассматриваемых правовых памятников сословность древнеиндийского общества, неразвитость функционировавшего в его рамках аппарата государственной власти?

В поисках ответа на поставленные вопросы следует обратиться, прежде всего, к седьмой и восьмой главам «Законам Ману», но при этом нельзя игнорировать содержание и других глав данного документа: тема преступления (нарушения дхармы) и наказания за него - стержневая тема любой дхармашастры.

В Артхашастре Каутильи преступлениям и наказаниям специально посвящены главы 17, 18, 19 и 20 книги III.Однако отдельные статьи, устанавливающие наказания за совершённые правонарушения, встречаются и в других разделах данной книги. Далее следует определить классификацию преступлений, дать характеристику квалифицирующих признаков: форм вины, обстоятельств и способов совершения преступления, рецидива, соучастия.

Дайте конкретный анализ содержащихся в указанных произведениях уголовно-правовых норм. В процессе этого анализа следует определить, выделяются ли в них различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии, различаются ли преступления умышленные и неосторожные. Далее необходимо определить правила или принципы, по которым в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи назначается то или иное наказание за совершённое преступление, выделить обстоятельства, смягчающие или оттягчающие наказания, а также исключающую уголовную ответственность? Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает сословный (варновый) статус преступника и потерпевшего?

Студенты должны научиться отличать в тексте «Законов Ману» уголовно-правовые нормы от простых деклараций или призывов.

Юридическая норма ближе к практике, она конкретна - декларация или призыв носят предельно общий характер. К примеру, статья 358 главы VIII «Законов Ману», устанавливающая что «брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жёны (всех) четырёх варн всегда должны быть охраняемы», или ранее идущая статья 350, разрешающая «убивать, не колеблясь, нападающего убийцу - (даже) гуру, ребёнка, престарелого или брахмана, весьма учёного в Веде», более похожи на юридические нормы, нежели статья 380 той же главы, гласящая: «Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений». В последнем случае перед нами лишь призыв. Таким же призывом является и статья 102 главы VIII, заявляющая, что «к брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к (брахманам) - ремесленникам, актёрам, слугам и ростовщикам надо относится, как к шудрам».

Последняя статья противоречит своим содержанием выше цитированной статье 380, но в этом ничего удивительного нет - различные призывы или декларации часто противоречат друг другу, поскольку они отражают более желания их авторов, нежели общественную практику.

При рассмотрении отдельных видов преступлений и наказаний следует, прежде всего, обратить внимание на то, что в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи предпринимаются отдельные попытки дать определения преступлений. Наиболее очевидные случаи - статья 332 главы VIII «Законов Ману" и первые по счёту статьи глав 17, 18, 19 книги III Артхашастры Каутильи.

 

ШЕСТОЙ ВОПРОС. Текст «Законов Ману» даёт лишь самое общее представление о суде и судебном процессе. Тем не менее, на основе анализа конкретных статей данного произведения можно сделать определённые выводы относительно характера суда, его состава, видов, процедур судебного разбирательства и т. д. (См., например: статьи 16, 31, 140, 141 главы VII и статьи 1, 2, 3, 8, 20, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 63, 64, 65, 66, 70, 73 главы VIII и др.)

Более детально регламентируется судоустройство и судопроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить внимание на главу I книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: статья 1 главы 8, статья 15 главы 9, статьи 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 1 1, статьи 17, 19, 20 главы 19, статьи 17, 22 главы 20 и др.).

После рассмотрения статей, которыми регулируются все перечисленные аспекты судоустройства и судопроизводства, необходимо обратиться к нормам, юридически санкционирующим самоуправство (см. например: статьи 48, 49, 50 главы VIII «Законов Ману» и другие). Студенты должны проанализировать их и установить, в каких случаях и каким лицам «Законы Ману» разрешают применять внесудебные средства восстановления нарушенного права. Имелись ли процессуальные различия между гражданским и уголовным процессом? Особое внимание обратите на основания возбуждения судебного процесса, его характера, форм, возможности обжалования и пересмотра судебного решения. Необходимо также выявить какие виды доказательств использовались в судебном процессе, какие требования к свидетелям выдвигались для участия в судебном процессе, критерии оценки доказательств.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А. Источники.

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т1. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века / составитель – проф. В.А. Томсинов. М.: Издательство Зерцало», 2012 с. 36–78.

 

3. Артхашастра или Наука политики / Перевод с санскрита А.И. Вострикова, Е.Е. Обермиллера, Б.В. Семичева. М.-Л., 1959 и М., 1993.

4. Вишну-смирити. Главы II–VII (Перевод А.А. Вигасина // Практикум по истории древнего мира. Вып. I. Древний Восток. М., 1989.

5. Дхармашастра Нарады / Перевод с санскрита и комментарий А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева. М., 1998.

6. Законы Ману./ ПереводС.Л. Эльмановича, исправленный и дополненный Г.Ф. Ильиным. М.,1960.

7. Самозванцев А.М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994.

 

 

Б. Литература.

1. Бонгард–Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

2. Вигасин А.А. Юридическая тематика в композиции дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.

3. Вигасин А.А. «Меры против воров» в Нараде–смирите // Древняя Индия. Язык, культура, текст. М., 1985.

4. Вигасин А.А. Наём в Древней Индии // Вестник древней истории. 1989, №3.

5. Вигасин А.А. «Устав о рабах» в Артхашастре Каутильи // Вестник древней истории. 1976, №4.

6. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

7. Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов //Вестник древней истории. 1950, №2.

8. История государства и права (учебно–методическое пособие). Отв. ред. Н.А.Крашенинникова М.: Норма: ИНФРА – М., 2012.

9. Калинина Э.А. История рабовладельческого государства и права. Государство и право Древнего Востока. Египет, Вавилон, Индия, Китай.М., 1997.

10. Калинина Э.А. Источники индийского права // Правоведение, 2010, №1.

11. Крашенинникова Н.А. История Востока. М., 1994.

12. Романов В.Н. О социальной значимости дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.

13. Романов В.Н. К вопросу о жанре дхармашастр // История и культура Центральной Азии. М, 1983.

14. Самозванцев А.М. Артхашастра и Дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров. // Вестник древней истории. 1984, №2.

15. Самозванцев А.М. Правовой текст дхамашастры. М., 1991.

16. Самозванцев А.М. Теория собственности в Древней Индии. М., 1978.

17. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям. М., «Зерцало», 2007.

 

Семинар 3.

Тема 3. Законы XII таблиц. (2 часа)

Законы XII Таблиц – уникальный памятник древнейшего периода истории римского права. Изучение его на семинарском занятии позволяет получить студентам представление о становлении, развитии древнего римского права, понимание закономерностей эволюции римского права на ранних ступенях его развития, сведения об архаичном римском праве. Законы ХII Таблиц вплоть до кодификации Юстиниана, т.е. на протяжении целого тысячелетия, занимали исключительное положение в римской юриспруденции. Римские граждане в школах изучали их наизусть. Они не были отменены даже тогда, когда фактически утратили свое значение в качестве правового документа.

Изучение этого первого дошедшего до нас письменного правового документа римского государства – необходимый этап в процессе познания римского права.

Цель семинарского занятия - изучение Законов ХII Таблиц - древнейшего памятника римского права, в котором нашли отражение вопросы становления его основных институтов. Приступая к изучению римского права, надо усвоить его периодизацию. Римское право лишь в процессе длительного развития превратилось в наиболее совершенную форму права, «покоящуюся на частной собственности». Оно пережило падение Рима, будучи рецепировано в феодальной Европе, а также применялось и легло в основу гражданских кодификаций периода капитализма.

Законы XII таблиц как отражение начального этапа в эволюции римского права регулировали правовые отношения римских граждан в первый период - период становления и развития римской рабовладельческой республики. При обсуждении законов на семинарском занятии целесообразно проанализировать следующие вопросы.

 

ПЛАН:

1.История составления и источники Законов XII таблиц. Их общая характеристика, структура.

2. Правовое положение основных групп населения в Древнем Риме.

3. Вещное право по Законам XII таблиц. Право собственности: квиритская и бонитарная собственность, права на чужие вещи

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Брачно-семейное и наследственное право.

6. Суд и процесс.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. При подготовке к этому вопросу необходимо изучить историю возникновения государства в Древнем Риме. В середине V в. до н.э., когда составлялись Законы XII таблиц, Рим представлял собой античный полис, в котором шел бурный процесс социальной дифференциации и борьба плебеев за свои права. В связи с этим необходимо вспомнить содержание реформы Сервия Туллия и ее значение в становлении рабовладельческого государства. Необходимо охарактеризовать механизм издания законов, его источники и структуру. Давая общую характеристику Законов XII Таблиц, обратите внимание на то, что данный документ сохранился не полностью, он является реконструкцией, осуществленной в XVI – XVII вв. на основе произведений античных авторов.

Важнейшими источниками Законов были обычаи и судебная практика. При характеристике Законов надо отметить наличие пережитков родового строя и незавершенность процесса развития рабовладельческих отношений (таблицы III и IV), формализм норм и влияние религии на право (таблицы 1,VI,Х, ХП).

 

ВТОРОЙ ВОПРОС. Основными социальными группами в Древнем Риме изучаемого периода были патриции, плебеи, клиенты и рабы. Кроме того в Риме проживали и иностранцы, так называемые перегрины. При освещении этого вопроса необходимо:

а) выявить происхождение этих групп;

б) объяснить их правовое положение;

в) указать на источники рабства.

При анализе правового статуса рабов следует проанализировать ст. 12 Таблицы VII, ст.14 таблицы VIII и ст. 28 таблицы XII. Ответьте на вопросы: Мог ли свободный римский гражданин утратить по Законам XII Таблиц свою свободу? Кто назывался «подвластным»? Чем их правовой статус отличался от статуса раба? Каков правовой статус вольноотпущенников?

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Рассматривая вопрос о вещном праве (собственность и владение) необходимо уяснить различие между этими понятиями, а также определить значение деления вещей на движимые и недвижимые, манципируемые и неманципируемые и т.д., которое играло большую роль и при заключении договоров, и при установлении сроков давностного владения, а также деления на манципируемые и неманципируемые вещи, что имело значение для способов их отчуждения. Студенты должны на фактическом материале раскрыть, что представляла собой процедура манципации. Для приобретения каких категорий имущества она использовалась?

Для уяснения понятий: собственность и владение - студенты должны проанализировать содержание пп. 1, 3, 4, 5б, 7, 8 таблицы VI, а также пп. 4, 8б, 9, 9б, 11 таблицы VII.

Особое внимание следует уделить вопросу о собственности на землю и уяснить правовые различия ее форм в связи с длительным существованием в Риме так называемой общественной земли, провинциальной собственности и др.

Следует также уяснить институт сервитута (таблица VII), который представлял собой определенное ограничение, стеснение прав собственника.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Рассматривая обязательства по Законам XII таблиц, студентам необходимо:

а) четко уяснить содержание понятий договора и деликта;

б) при этом следует учитывать, что в эпоху составления Законов XII таблиц товарно-денежные отношения в Риме были развиты еще слабо.

Для характеристики обязательственного права необходимо определить, какие способы возникновения обязательств предусматривали Законы XII Таблиц, чем обеспечивалось исполнение обязательств, какая ответственность устанавливалась за их неисполнение. Далее следует рассмотреть отдельные виды договоров, какие выдвигались формальные требования к их заключению.

При характеристике деликтов определите различия между деликтом и преступлением. Почему в состав деликтов включены: кража, нанесение телесных повреждений, обида (оскорбление), как определялась и в чем выражалась ответственность по деликтам.

Сохранившиеся отрывки из Законов XII таблиц дают возможность выяснить, что в Древнем Риме существовали уже различные виды договоров: займа(таблицы III пп.1-б), купли-продажи (таблица VII п.1,11), хранения (таблица VIII п.1а), товарищества (таблица VIII п.27). По-видимому, были и другие виды договоров, но о них сведения крайне неопределенны.

Необходимо более подробно остановится на договоре займа, который часто заключался в виде самозаклада должника кредитору для обеспечения исполнения договора (таблица III). Следует рассмотреть вопрос о размере процентов и их ограничении, имущественной и личной ответственности должника.

В эпоху составления Законов XII таблиц основанием для значительного числа обязательств оставались деликты. Деликт - противоправное причинение вреда имуществу или личности. В законах XII таблиц еще не было проведено четкого разграничения между деликтом и преступлением. К частным деликтам были отнесены кража, нанесение телесных повреждений, неумышленное повреждение чужого имущества и др. (таблицы VI, VIII), к публичным - лжесвидетельство, убийство, умышленный поджог и др.

 

ПЯТЫЙ ВОПРОС. Раскрывая этот вопрос, студент должен проанализировать регулирование брака и семейных отношений в древнейшем римском праве (по Законам XII таблиц). Ответьте на вопросы: Что из себя представлял брак с властью мужа (сum mаnu таб. Ш) и без власти мужа (зine manu таб. Ш)? Какова была власть мужа над женой и отца над детьми? Рассмотрите формы заключения брака, способы наследования имущества - по закону и по завещанию. Какой порядок наследования закрепляется в этих нормах?

 

ШЕСТОЙ ВОПРОС. Древнейшей формой процесса в Риме были легисакционный процесс. Его характерными чертами были: строгий формализм и деление процесса на две стадии. При освещении этого вопроса студент должен проанализировать пп. 1-3, 7, 8 таблицы I, пп.1,2 таблицы II, пп. 1, 2, 5а таблицы VI и п.22 таблицы VIII.

Законы XII таблиц регулировали порядок вызова в суд, рассмотрение дела перед магистратом и перед судьей, а также точное перечисление доказательств.

 

Литература.

1. Бартошек М. Римское право (понятие, термины, определения).М., 1989.

2. Галанза П.Н.Государство и право Древнего Рима. М., 1963.

3. Законы XII Таблиц (перевод Л.Л. Кофанова) М., 1996

4. Кофанов Л.Л. Владение и собственность в Законах XII Таблиц–// Древнее право jus antiquum. 2000, №6.

5. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. М., 1994.

6. Никольский Б.В. Система и текст XII Таблиц. Исследования по истории римского права. СПб 1897.

7. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1972.

8. Покровский И.А. История римского права. М., 1998.

9. Португалов И.В. Законы XII Таблиц. Саратов, 1895.

10. Савельев В.А. История римского частного права. М, 1986.

11. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. М., 1994.

 

 

Семинар 4.

Институции Гая (4 часа)

Цель занятия - изучение классического литературного источника римского права - своеобразного учебника по римскому праву знаменитого римского юриста II в. н.э. Гая, содержание которого вошло в переработанном виде в (Свод Римского гражданского права) (VI в. н.э.). Этот источник римского права в период его наивысшего развития дает представление об эволюции основных правовых институтов Рима. В то же время в Институциях Гай описывает и отдельные нормы древнего квиритского права, Законов XII таблиц.

Особое место при изучении данной темы должно быть отведено характеристике преторского права, его значению, роли формулярного процесса в закреплении норм преторского права.

 

ПЛАН:

1. Источники римского права по Институциям Гая.

2. Статус физических лиц и правовое положение различных групп населения.

3. Право собственности: квиритская и бонитарная собственность.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Брак и семья по Институциям Гая.

6. Суд и процесс.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Студент должен охарактеризовать названные Гаем источники права (Гай. книга 1, пп.2-7), указав период их появления в истории развития римского государства. При этом надо выявить место каждого источника в том или ином периоде, проследив прямую связь между изменением формы правления и системой источ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.021 с.)