Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие конституционной монархии в Англии. 4 часа

Поиск

ПЛАН.

1.Предпосылки революции в Англии. «Петиция о праве» 1628 г. «Великая ремонстрация». Характер, основные этапы и особенности английской революции. Протекторат Кромвеля. «Орудие управления 1653 г.

2. Законодательное оформление конституционной монархии. Основные конституционные акты: «Хабеас Корпус Акт» 1679 г.: «Билль о правах» 1689 г.; «Акт об устроении»1701 г.

3. Развитие конституционной монархии в Англии XVIII-начала XIX вв. Конституционные прецеденты. Кабинет министров. Ответственное правительство.

Методические указания

По первому вопросу необходимо разобраться в основных причинах, этапах и характере Английской буржуазной революции. Анализируя предпосылки революции, следует ознакомиться и с текстом «Петиция о праве» 1628г. Выделяя основные этапы английской революции, студент должен обратить внимание на первые законодательные акты Долгого парламента: «Трехгодичный акт», «Акты об уничтожении чрезвычайных судов»; ознакомиться с текстом «Великой ремонстрации» 1642 г. и др. и определить историческое значение этих документов.

Изучая «Великую ремонстрацию» 1641 г., обратите особое внимание на ст. 197 этого документа, ставшую главным камнем преткновения между королем и парламентом, что предопределило их открытое противостояние, приведшее в 1642 г. к началу гражданской войны. Кому была адресована «Великая ремонстрация»? Почему король и подписал «Великую ремонстрацию»?

При характеристике последнего этапа английской революции, когда была установлена диктатура Кромвеля, следует особое внимание уделить анализу «Орудия управления»(16 декабря 1653 г.) - единственной в истории Англии писаной конституции. Анализируя этот документ, обратите внимание на процедуру формирования и полномочия: парламента, государственного совета и лорда протектора. Студенты на семинарском занятии должны продумать следующие вопросы: Как определить форму правления в период лорда-протектора Кромвеля? Это республика или монархия? В чем принципиальное отличие диктатуры Кромвеля от монархии Стюартов?

При изучении этого документа нужно усвоить и понять, что законодательная власть принадлежала в тот период лорду- протектору и народу в лице Парламента. При этом избирательный ценз был установлен на уровне 300 ф. ст., что в сотни раз выше, чем имущественный ценз по выборам в дореволюционный парламент, который составлял не более 40 шиллингов. Исполнительная власть также вручалась лорду- протектору.

При изучении этого документа студенту следует обратить особое внимание на ст. II,III,IV,VI,XII,XXIV, касающихся высоких полномочий лорда.

При изучении второго вопроса разберитесь в процессе законодательного оформления конституционной монархии в Англии. Что англичане понимают под своей конституцией? Особое внимание обратите на документ «Хабеас Корпус Акт 1679 г.», где впервые в истории определяются права арестованного. Его изучение необходимо начинать с причин принятия, затем перейти к характеристике основных положений- праве арестованного требовать выдачи приказа Хабеас корпус, сроках сообщения об аресте, сроках доставки в суд, полномочиях судьи в отношении доставленного к нему арестованного. Нужно рассмотреть также санкции, налагаемые на должностных лиц в случае нарушения закона, а также границы его применения. Почему этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержаний до сих пор рассматривается английскими юристами как краеугольный камень свободы личности в Англии? Какие демократические принципы, вошедшие в мировую практику, были заложены в Habeas Corpus Act?

При анализе этого документа студенты должны выявить его ограниченный характер. Студенты должны выявить: кто обладал правом быть отпущенным под залог? Выясните, кем определялся размер залога? На основе анализа текста документа попытайтесь выявить, существовала ли возможность приостановления действия данного закона и кому она принадлежала? Так, с просьбой о выдаче приказа «Habeas Corpus Act» не мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении (п.2). Возможностью быть отпущенными под залог, размер которого определялся самими судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме того, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны.

Студенту необходимо четко уяснить характер процедуры Хабеас Корпус Акт, правовых гарантий её соблюдения, прав и обязанностей лиц, лишенных свободы и лиц, содержащихся под стражей (ст. II, III, V, VI, VII),а также выявить определенную ограниченность этих гарантий (ст. VIII,XXI и др.) При изучении этого документа проанализируйте: Почему этот акт называют одним из важнейших конституционных документов Англии? Какие демократические принципы, вошедшие в мировую практику, были заложены в «Хабеас Корпус Акте»?

Акт стал важнейшим в мировой истории права документом, оказавшим значительное влияние на становление многих правовых систем. В нем были заложены основополагающие принципы правового государства, господство права над волей королей, администрации, судей.

Основными идеями в этом плане были: 1)Воля короля не закон; 2)Закон выше воли короля (и кого бы то ни было); 3)Король действует и управляет по закону; 4)Администрация действует по закону; 5)Суд действует по закону; 6)Для задержания любого поданного необходимо предписание судьи с указанием нарушенного закона; 7)Задержание может быть произведено только по закону; 8)Виновные в нарушении законов наказываются; 9)Возможен отпуск под залог в соответствии с возможностями арестованного.

Без его выполнения невозможна и незаконна деятельность полиции или милиции любой страны, если она действует в рамках закона, а не силы.

Рассматривая «Билль о правах» 1989 г., необходимо сказать о сущности «Славной Революции» и причинах, приведших к принятию «Билля о правах», раскрыть основные положения этого документа, в котором в 13 пунктах устанавливается ограничение королевской власти по отношению к парламенту. Студент должен главным образом проанализировать пп 1, 2, 4, 6, 9, 13 этого правового документа, устанавливающие ограничение королевской власти по отношению к парламенту, пп 5, 7, 8, устанавливающие права подданных, и пп 3, 10, 11, 12, направленные на совершенствование судебной системы. Статья 1 ликвидировала суспенсивное право короля, ст.2 – его диспенсивное право, ст. 3 лишала короля права взимания налогов без согласия парламента, ст. 6 запрещала набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, ст. 8, 9 касались свободы выборов и слова в парламенте, гарантий суда присяжных и защиты от чрезвычайных и жестоких, необычных наказаний, ст. 13 провозглашала частный созыв парламента.

Анализируя Билль о правах, студенту необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на значительные ограничения королевской власти, Билль о правах сохранил за королем значительные полномочия, в том числе и право вето на законы, принятые парламентом, что говорит о том, что в Англии в этот период утверждается дуалистическая монархия как переходная форма правления от абсолютной к конституционной монархии.

Билль о правах был дополнен постановлением палаты общин «О цивильном листе королю» от 30 марта 1689 г.

Затем студенту следует перейти к вопросу о причинах разработки «Акта об устроении» 1701 г., в котором рассматриваются вопросы престолонаследия.

Акт «Об устроении» 1701 г. содержал требования, которыми должно обладать лицо, вступающее на английский престол: а) обязательная принадлежность к английской церкви; б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

Помимо этих положений акт закрепил три очень важных конституционных принципа: а) несменяемость судей; б) отрицание права короля на помилование осужденного, если в отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента; в) правило контрассигнатуры.

Главное внимание при характеристике обоих законов следует уделить установлению верховенства парламента и статьям, вводящим определение политического права и свободы, положениям, регулирующим занятие высших должностей в государстве и устанавливающим независимость судей.

Переходя к третьему вопросу, следует рассмотреть причины, обусловившие формирование конституционной монархии в XVIIIв. и конституционные обычаи и прецеденты, которые стали определять отношения короля и парламента, короля и кабинета министров, деятельность кабинета министров.

Оценивая особенности развития конституционной монархии в XVIII в., следует выявить, какие изменения произошли во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей в это период. Определите, каким образом шел процесс формирования ответственного правительства в Англии. Как возникли кабинет министров и двухпартийная система?

Каким образом сформировался принцип партийной принадлежности премьер- министра, членов кабинета министров и какую роль он сыграл в оформлении политической системы Англии? Каково было значение процедур вотума недоверия и роспуска палаты общин?

Подумайте, почему изменения в принципах функционирования государственных властей происходили в основном в результате утверждения конституционных соглашений, а не путем принятия новых актов? На что были направлены указанные конституционные соглашения, проанализируйте основные из них.

При рассмотрении данного вопроса проанализируйте как в тех или иных исторических обстоятельств король лишался и своих важнейших государственных прерогатив.

Уже в первой половине XVIII в. в Англии устанавливается правило, что правительство формируется партией, получившей большинство мест на выборах в палату общин, а министры ответственны перед парламентом за все правительственные действия. К министрам переходит значительная часть прерогатив короны. Студент должен знать, как сформировался в Англии Кабинет министров, как определялось его место по отношению к парламенту, как утверждался принцип парламентаризма в середине XIX.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А. Источники:

 

1.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х томах (отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А.Крашенинникова). Т.2 Современное государство и право. М.: изд-во НОРМА, 2003

2.История государства и права зарубежных стран. Учебник (Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой) ч.2. М.,1998

 

А. Литература:

 

1.Айзенштат М.П.Шаги к демократии: Английский парламент XVII-XX вв. Парламент и правительство. -//- Британия и Россиия.М.,1997

2.Английская буржуазная революция XVII века. Т.1,т.2. Ростов-на-Дону «Феникс»,1996

3.Английская революция 1640-1660.Всемирная история, Т.13, Мн.: Литература, 1996.

4.Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании. М.,1996

5.Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., Юдовская А.Я. Вопросы и задания к курсу «Новое время 1640-1870 годы» - Преподавание истории в школе», 1996,№4.

6.Барлова Ю.Е. «Гнилые листочки в истории Англии». Вопросы истории, 1999,№6,с. 150-155.

7.Бацер М.И. От нарратива к теории. Англо- американская историография Английской революции XVII в.- новая и новейшая история, 1997,№5,с.42-57

8.Бромхэд П. Эволюция британской Конституции М., 1978

9.Виппер Р.Ю. История нового времени. Киев,1997.

10.Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский. История нового времени. Республика. М., 1995

11.Всемирная история. М.,1997

12.Всемирная история. В 24-х томах. Т.13,14,15,16,18. Минск,1997.

13.Всеобщая история государства и права. Уч. пособие.Ч.2 (под ред. КН.Батыра). «Манускрипт». М.,1993(далее ко всем темам семинаров).

14.Гизо Ф. История английской революции. Т.1, т.2. «Феникс». Ростов-на-Дону,1996.

15.Дмитриева О.В. У истоков английского парламентаризма -//-Британия и Россия. М.1997. С.17-31

16.Дмитриевский Н.П. Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.-Л.,1946

17.Дюприе Л. Государство и роль министров в Англии. СПБ,1906

18.Из истории европейского парламентаризма. Великобритания. М.,1995

19.ИльинА.В., Морозова С.А. Из истории права. Санкт- Петербург, 1996

 

Семинар 2.

Формирование современного избирательного права в Англии. 2 часа

ПЛАН:

1. Избирательные реформы 1932 и 1867 гг. Органы центрального и местного управления в первой половине ХIХ в.

2. Изменение в государственном строе Англии. Избирательные реформы 1884-1885 гг.

3. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948, 1969 г.

4. Акт о парламенте 1911 г. Реформа парламента в 1969 г.

5. Изменения в системе государственного управления и суда. Закон о местном управлении 1929 г.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

Литература:

1. Аннес Э. История европейского права. М., «Наука», 1994.

2. Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании. М., 1996.

3. Барлова Ю.Э. «Гнилые местечки» в истории Англии – Вопросы истории, №6, 1999.

4. Виппер Р.Ю. История Нового времени. Киев, 1997.

5. Всемирная история. В 24 томах. Т. 16, 17,18,22. Минск, 1997.

6. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов (под ред. проф. К.И.Батыра). М., 2000.

7. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии в 1813-1917 гг. М., 1959

8. Ефимов А.В. Новая история. Ч.I. М.,1981.

9. Историография истории нового времени стран Европы и Америки 1918-1945. Высшая школа. М.., 1990.

10. История буржуазного государства и права 1640-1917 гг. М., 1964.

11. История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983.

12. История государства и права зарубежных стран. Т. II. «Юрид. литература». М., 1969.

13. История. Мир и новое время 1640-1870 гг. СПб., 1996.

14. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945 гг. «Высшая школа», М., 1989.

15. Конституции буржуазных государств. «Юрид. литература». М., 1982.

16. Конституции зарубежных государств. М., 1997.

17. Новая история 1871-1917 гг. «Просвещение». М., 1984.

18. Новейшая история 1945-1993 гг. Ч. II М., 1994.

19. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка 1917-1945. «Просвещение». М., 1989.

20. Полякова Е.Ю. Из истории ирландского парламента – Россия и Британия. Вып. 2. М.: Наука, 2000.

21. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2001.

22. Романова М.Н. Парламентская реформа 1832 года в Англии и её последствия - // Новая и новейшая история, 2005, №4.

23. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. М., «Высшая школа», 1989.

24. Трухановский. Новейшая история Англии. М.,1985.

25. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд-е 2-3, переработанное и дополненное. Изд-во Ленинского ун-та. Ленинград, 1977.

26. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 2.

Ростов-на-Дону,1994.

27. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.,1983.

28. Юдовская А.Э. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII-XIX вв.) С-Пб., 1996.

29. Яковлев Н.Н. Монарх, кабинет и парламент Великобритании в конце XVII века – Россия И Британия. Вып. 2. М.: Наука, 2000.

Семинар 3

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ США (4 часа)

ПЛАН:

1. Война английских колоний за независимость. «Декларация независимости» 1776г. «Статьи конфедерации» 1781г.

2. Конституция США 1787г. и система высших органов государственной власти: история создания, основные конституционные принципы.

3. Билль о правах 1791г.

4. Развитие конституционного права США в ХIХ –начале ХХ вв.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А.Источники:

1. Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993г.

2. Федералист // Антология мировой правовой мысли: В 5т. Т. III. М., 1999г.

Б.Литература:

1. Борисюк В.И. и др. Политические институты США. История и современность. М., 1988 г.

2. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982 г.

3. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997 г.

4. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. М., 2004 г.

5. Государство и управление в США. М., 1974 г.

6. Козенко Б.Д., Севостьянов Г.Н. История США. Самара, 1994 г.

7. Конституции буржуазных государств. М., Юридическая литература, 1982 г.

8. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998 г.

9. Лексин В. Две конституции. – «Свободная мысль». 1995 г. № 3.

10. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984 г.

11. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1984 г.

12. Мишина Е. Миссисипи против Джонсона как судебное зеркало президентского иммунитета //Рос.юстиция. М., 1998 г. № 1С.45-48.

13. Оболонский А.В. Государственная служба США: История и современность // Государство и право. 1999 г. № 4 С.103-111.

14. Политические институты США: история и современность. М., 1988 г.

15. Савельев В.А. Легислатуры и политика штатов // «США: экономика, политика, идеология», 1990 г. № 5.

16. Сафонов В.Н. Права человека и социальное законодательство в США: (Историко-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. М., 1998 г. № 4 С. 10-23.

17. Современные зарубежные конституции. М., 1992 г.

18. Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983 г.

19. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1987 г.

20. Фостер Уильям З. Очерк политической истории Америки. М., 1995 г.

21. Харелл Мэри Энн. Верховный суд в жизни Америки. М., 1995 г.

22. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно–процессуального права. Санкт-Петербург. 1995 г.

23. Черниловский З.М. От Декларации независимости до «Билля о правах»//Труды ВЮЗИ. Т. 32. М., 1977 г.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. При анализе важнейших конституционных документов, выработанных в период борьбы североамериканских колоний Англии за независимость и их объединение в федеральное государство следует выявлять особенности государственного строительства США с момента объявления независимости Североамериканских колоний. С этой целью необходимо проанализировать основные документы, созданные в этот период - Декларацию Независимости 1776 г. и Статьи Конференции 1781 г.

При изучении «Декларации независимости» необходимо обратить внимание на её разработку, на принципы нового государства и права, которая она провозгласила, на то, как они сформированы, дать оценку «Декларации».

Проанализируйте содержание Декларации независимости и определите:

1. Какие нарушения были вменены в вину британской короне?

2. Какие причины отделения приводятся в декларации?

3. Кто, согласно декларации, является носителем суверенитета?

4. Какие права и в силу каких причин декларация провозглашает неотчуждаемыми?

5. Какие политические права приобретают независимые штаты?

6. Каково отношение колонистов к населению метрополии?

7. Предпринимались ли колонистами попытки разрешить противоречия, не прибегая к отделению от Англии?

8. Какая аргументация в пользу независимого существования содержались в документе?

При рассмотрении в Декларации США неотчуждаемых прав, какими в документе указаны жизнь, свобода, стремление к счастью обратите внимание на то, что в этом перечне нет права частной собственности, т.к. её автор Т. Джефферсон считал, что собственность возникла в процессе развития человеческого общества. Обратите внимание на положение в Декларации США, что для обеспечения естественных прав «люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых». Эта формула полностью порывала с божественной теорией происхождения государств. Чьи идеи заимствовал Джефферсон при составлении Декларации? Почему действия английского короля оцениваются как тиранические?

Статьи Конфедерации 1781 г. были призваны решить вопрос о государственном единстве североамериканских колоний. Необходимо дать характеристику этого акта, уяснить, какими полномочиями обладали Конгресс и отдельные Штаты. Дайте оценку «Статей конфедерации» и конфедеративного государства.

Нужно ответить на вопрос, почему конфедеративная форма государственного устройства США очень рано обнаружила свою неэффективность в решении насущных задач, стоящих всеми штатами.

Проанализируйте содержание этих двух документов и влияние их на последующую конституционную историю.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС. При характеристике Конституции 1787 г. нужно проанализировать её цели, задачи, характер и структуру. Нужно помнить, что эта конституция является действующей и её изучение актуально в политическом и юридически-теоретическом отношении.

Рассмотрение истории создания американской конституции неотделимо от тех острых дискуссий, которые вели ее основатели при разработке как между собой, так и с ее критиками. В ходе указанных дискуссий определялись решения по таким важным вопросам, как пределы власти главы американского федерального государства – президента, необходимости двухпалатного (за счет создания сената) законодательного органа – конгресса, закрепление в американской конституции прав и свобод американцев и пр. Поэтому при работе над данным вопросом следует познакомиться с политическими взглядами видных американских деятелей: Александра Гамильтона (1775 - 1804), Джеймса Мэдисона (1751 - 1836), Джона Джея (1745 - 1829), изложенными в серии газетных статей, составивших содержание сборника «Федералист».

Какие основные конституционные принципы нашли отражение в Конституции 1787 г.? В чем заключается своеобразие американской Конституции?

В основу Конституции был положен принцип разделения властей, поэтому целесообразно выяснить избирательную систему и полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти и их взаимосвязь. Система сдержек и противовесов действует в настоящее время. США по форме правления – президентская республика, по форме государственного устройства – федерация, по политическому режиму – демократия.

Представление о ныне действующей Конституции США нельзя получить и без знания основных направлений деятельности Верховного суда США, касались ли они прав американских граждан, компетенции федерального конгресса или легислатур штатов, экономических полномочий центральной власти и пр. Особое внимание обратите, на каких основаниях Верховный суд США получил право конституционного надзора.

При подготовке следует учитывать, что вопрос об основных принципах Конституции 1787 г. неразрывно связан с анализом системы высших органов государственной власти и основ их взаимодействия.

Определите, каким образом закреплялась структура государственного аппарата в Конституции 1787 г.

На основе анализа статей Конституции 1787 г. необходимо обосновать особенности формы правления США – президентской республики. Какое значение имел факт провозглашения народа источником власти?

Авторы Конституции США 1787 г. отказались от такого принципа английского конституционализма, как принцип парламентаризма, от английского варианта принципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа - парламента. С какой целью это было сделано?

Далее необходимо рассмотреть содержание и значение механизма «сдержек и противовесов»? в каких статьях и разделах Конституции раскрывается действие этого механизма? Какой конституционный принцип был сформулирован в решении Верховного суда США 1803 г. (Суд Маршалла).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что все ветви власти имеют по Конституции США 1787 г. различные источники формирования и различные сроки осуществления своих полномочий. Какое это имело знание?

Каким образом в Конституции устанавливалась предметная компетенция федеративного союза. Важнейшее значение для понимания федерации вообще и американской в частности как «прочного союза» имеет ст. 6 Конституции 1787 г., закрепившая принцип верховенства федерального права по отношению к правовым нормам, установленным штатами.

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС. При рассмотрении вопроса необходимо, прежде всего, изучить историю Билля о правах – первых десяти поправок к американской конституции. Почему первоначальный текст Конституции не содержал статей, посвященных правам и свободам граждан? При ответе на этот вопрос необходимо учитывать тот факт, что с защитой прав человека сторонники принятия Конституции связывали не столько Билли о правах, которые уже имели место в самих конституциях штатов, сколько механизмы защиты самой демократической конституции, реализацию принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов».

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Изучение содержания поправок, принятых в XIX – начале XX вв., поможет составить более четкое представление о ныне действующей Конституции США, а также о направлениях развития конституционного права США вXIX – начале XX вв. Следует уяснить содержание поправок XIII, XIV,XV в контексте целей и последствий гражданской войны XIX в. между Севером и Югом страны, а также поправок, принятых в XX в., касающихся высших органов государственной власти и демократизации избирательного права:XVII (1913 г.), XIX (1920 г.).

 

Семинар 4.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1804г. (Кодекс Наполеона) (4 часа)

 

ПЛАН:

 

1. Общая характеристика ФГК (1804г.): источники, структура, история возникновения.

2. Субъекты частного права. Статус физических лиц по ФГК.

3. Вещное право.

4. Обязательственное право.

5. Семейное и наследственное право.

БИБЛИОГРАФИЯ:

А.Источники:

1. Гражданский кодекс 1804г. //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время (сост. проф. Н.А. Крашенинникова М.: «Зерцало», 2000)

 

Б.Литература:

1. История государства и права зарубежных стран /

Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова М.1998

2. Жидков О.А. История буржуазного права. М.,1971

3. Лерда М. Старое и новое право. К столетию кодекса Наполеона. М.-СПб., 1907

4. Морандьер Ж. Гражданское право Франции. М.,1960

5. Очерки кодификации и новеллизации буржуазного гражданского права. М.,1983

6. Соньяк Ф. Гражданское законодательство Французской революции 1789-1804 гг.М., 1928

Методические указания.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Отвечая на данный вопрос, следует осветить социально-политические, экономические условия принятия кодекса и историю его разработки и принятия. Определите, почему развитие французского права пошло по пути систематизации права и почему комплексная кодификация стала возможной только при Наполеоне. Необходимо рассмотреть источники, на которых базировался кодекс: римское право, кутюмы (обычное право) некоторых местностей Франции, законодательство периода революции. Проанализируйте, в чем заключатся особенность институционной системы построения кодекса по образцу Институции Гая (Три книги учебника - о лицах, о вещах, о сделках, которым предшествует вводный титул). Книги в свою очередь длятся на титулы, главы на статьи. Обратите внимание на возможность и порядок внесения поправок и комментариев в кодекс, вступления кодекса в силу и территориальные пределы действия.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Анализируя содержание гражданского кодекса, необходимо выявить субъекты права, определить, почему в период принятия кодекса юридические лица не выделяются в качестве субъектов права. Характеризуя статус физических лиц, следует подчеркнуть важность закрепления принципа юридического равенства, связь гражданства с наделением личности определенными правами, раскрыть условия приобретения и утраты гражданства, дать характеристику правоспособности и дееспособности граждан. О правоспособности и дееспособности говорит первая книга кодекса «О лицах». Глава I ст. 7-8 провозглашают одно из величайших завоеваний революции - равенство всех французов перед законом. При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на положения о лишении гражданских прав, об ограничении дееспособности физических лиц. Следует особо отметить факт отсутствия в кодексе института юридического лица, что связано с уровнем капиталистических отношений во Франции в начале Х1Хв.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. При ответе на данный вопрос, необходимо опираясь на статьи гражданского кодекса, дать классификацию вещей, применяемую французским правом, определить виды вещных прав. Следует дать характеристику праву собственности. Особо обратите внимание на ст. 544, которая дает классическое определение права собственности как права пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, ограничение которого возможно лишь на основе закона и регламента. Это право распространяется и на земельную собственность, включающую в себя и «собственность на то, что находится сверху и на то, что находится снизу». Рассмотрите правомочия собственника, основания возникновения и утраты права собственности, возможности его ограничения. Также следует рассмотреть такие виды вещных прав, как владение и права на чужие вещи (узуфрукт, право пользования, право проживания и.т.д.), основания возникновения и утраты этих прав. Необходимо рассмотреть различные виды имуществ и различные способы их защиты, обратив внимание на преимущественную защиту интересов собственника недвижимости.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Основные институты обязательственного права сосредоточены в книге третьей кодекса «О различных способах, которыми приобретается собственность», испытавшей сильное влияние римского права. Для характеристики обязательственного права, прежде всего, следует определить основания возникновения и прекращения обязательств. Особое внимание необходимо уделить характеристике договорных отношений, принципов свободы договора, равенства лиц в договорных отношениях, придания сделкам силы закона. Необходимо раскрыть понятие договора, условия его действительности, рассмотреть виды договоров, их отличительные черты, обстоятельства, делающие обязательства ничтожными.

ПЯТЫЙ ВОПРОС. Нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, рассмотрены в 1 и 3 книгах кодекса. Студент должен выявить противоречивость этих норм. Они носят прогрессивный светский характер, провозглашая гражданскую форму брака, право на развод (в том числе по инициативе жене). С другой стороны, они закрепляют неравноправие женщины в браке, сильную отцовскую власть над детьми, вплоть до заключения под арест последних, ограничение прав внебрачных детей и т. д. При характеристике семейных правоотношений необходимо определить характер брака, условия его заключения и расторжения, при этом, следует объяснить причину изменений, имевших место в XIX в., права и обязанности супругов, правовое положение детей.

При характеристике наследственного права следует установить виды наследования, порядок приобретения наследства, в чем заключается принцип единства наследственной массы, круг наследников и очередность призвания к наследству, распределение долей в наследственной массе, институт обязательных наследников, основания ограничения наследственных прав. При ответе на этот вопрос рассмотрите те существенные изменения, которым подверглись наследственное право в XIX — XX вв.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

Литература:

1. АннерсЭ. История европейского права. М., "Наука". 1994.

2. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., "ЕАВ", 1994.

3. История ХIХ века. М., 1958

4. История государства и права зарубежных стран. М., Юрид. литература, 1995.

5. Матьеш Альберт. Французская революция. Ростов-на-Дону. "Феникс". 1995.

6. Тарле Е.В. Наполеон. М., "Наука".1991.

7. Чельцов-Бебутов МА. Курс уголовно-процессуального права. Санкт-Петербург, 1995.

Семинар 5.

Гражданское и Торговое право Германии по ГГУ 1896г. и ГТК 1897г. (4 часа)

ПЛАН:

1. Создание ГГУ и ГТК, их источники, система и соотношение.

2. Субъекты права.

3. Вещные права: виды, способы приобретения и защиты.

4. Обязательственное право, особенности торговых сделок.

5. Семейное и наследственное право.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

А. Источники:

1. Гражданское уложение 1896г.// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время/Сост. Проф. Н.А. Крашениникова. М.: «Зерцало», 2000.

2. Торговое уложение 1897г. //.// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время/Сост. Проф. Н.А. Крашениникова. М.: «Зерцало», 2000.

 

Б. Литература:

1. Бернгефт Фр. Гражданское уложение Германской империи в процессе его образования. СПб., 1910

2. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2004.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967

4. Дернбург Г. Пандекты. Т.II СПб., 1911

5. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н.А. Крашениниковой, О.А. Жидкова. М., 1998 Ч.2.

6. История государства и права зарубежных стран. Под ред. П. Галанзы. Т. II. М., 1969.

7. Колер И. Современное гражданское право Германии.// Гражданское право Германии./ Под ред. В.Н. Нечаева. СПб, 1910

8. Жидков О.А. История буржуазного права. М., 1971.

9. Покровский И. Основные проблемы гражданского права. П. 1917.

10. Раевич С.П. Гражданское право буржуазно-капиталистического мира М., 1929.

11. Савельев В.Н. Германский гражданский кодекс. М., 1995.

12. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в области частного права. М., 1995.

13. Шершеневич Г. Новейшая кодификация гражданского права в Германии. Казань, 1889.

14. Эннекцерсус А.А Курс германского права. Т 1. М., 1950.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Отвечая на данный вопрос, необходимо рассмотреть социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Германии накануне принятия кодификаций и оказавшие влияние на их содержание, дать характеристику состояния частного права Германии до создания кодексов. Необходимо показать проблемы разработки и принятия Уложения. Особое внимание следует уделить характеристике источников права, положенных в основу кодификаций, их структуры и системы изложения. Целесообразно определить отличия «пандектной» системы ГГУ и «институционной» ФГК, особенности юридической техники, порядок вступления в силу и территориальные границы действия. Также следует определить исторические судьбы этих кодификаций.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС. Ответ на данный вопрос целесообразно начать с характеристики юридических лиц как субъектов права. Необходимо выявить виды юридических лиц, особенности их правового статуса, основания для лишения их правоспособности, дать понятие неправоспособных обществ.

Особое внимание следует уделить специальным субъектам права. Необходимо раскрыть понятие лица, основания приобретения и утраты этого статуса, перечислить виды торговых товариществ и определить основные различия между ними, дать характеристику понятию прокуратуры и правомочий прокурора.

Следует также выявить нормативные акты, регулирующие правовое положение отдельных видов юридических лиц и требования, предъявляемые законодательством к их образованию и функционированию

Далее следует дать характеристику физических лиц как субъектов права, раскрыть содержание правоспособности и дееспособности, основания их приобретения, изменения и утраты.

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС. При ответе на данный вопрос необходимо, опираясь на статьи гражданского кодекса, рассмотреть классификацию вещей, применяемую германским правом, виды вещных прав. Далее дать характеристику праву собственности, его содержанию, основаниям возникновения и утраты права собственности, возможности его ограничения. Особое внимание следует уделить праву собственности на недвижимость. Далее следует проанализировать такой вид вещных прав, как владение, выявить различия между непосредственным» и «посредственным» владельцем, содержание правомочий владельца и возможности им защиты своих прав. Характ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.015 с.)