На формирование византийского права значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На формирование византийского права значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях.



Свод Юстиниана из-за огромного объема был очень труден для применения в судебной практике. Положения Кодекса, Институций, Дигест и Новелл в кодификации Юстиниана требовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к социально-политической обстановке после падения Западной римской империи и изменений в развитии Византии. Кроме того, свод Юстиниана был составлен на латыни, а официальным языком Византии был греческий язык.

Студентам следует обратить внимание на то, что основы римского права и правовой культуры не были подвергнуты коренным изменениям, использовались в византийском императорском законодательстве. В то же время императорское законодательство опиралось не только на римское право, но и на нормы обычного права и практику византийских юристов. Появилась необходимость в новой систематизации законодательства и переработки кодификации Юстиниана, которая оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была фундаментом, на котором окончательно сформировалось византийское право.

На рубеже VII-VIII вв. постепенно оживляется законодательная деятельность византийских императоров.

В 726 г., т.е. во второй период истории византийского права по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского соправителя Константина–Копронима происходит переработка свода Юстиниана. Так появилась Эклога – официальный свод византийского права, который представлял собой «избранные законы» или переработку кодификации Юстиниана. Эклога использовалась юристами в качестве законодательного документа и учебного пособия для юристов почти 150 лет. На основе ее византийскими юристами были составлены Частная Эклога и Частная распространенная Эклога. К Эклоге примыкают Устав Земледельческий и Устав Воинский.

Эклога была составлена специальной комиссией по распоряжению императора Льва III. Студентам следует обратить внимание на предисловие Эклоги, где можно найти сведения по составу комиссии, источниках, использованных при составлении сборника. Этот свод был призван отразить изменения права, связанные с развитием феодальных отношение.

Термин «Эклога» означает «извлечение». В ней использован предшествовавший правовой материал, который тщательно отбирался из документов, исправлялся, перерабатывался и дополнялся по содержанию и по формулировкам. Из всей кодификации Юстиниана все составители Эклоги отобрали лишь небольшую часть правого материала. На содержание Эклоги большое влияние оказала христианская религия и мораль. Студентам следует обратить внимание на подзаголовок «Эклоги».

Эклога представляет собой сокращенный, исправленный свод Юстиниана. Она состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального и канонического права. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения. Эклога использовалась не только в Византии, но и в славянских странах, в том числе и на Руси.

В отличие от громоздкого законодательства VI в., изложенного главным образом по латыни, Эклога была написана по-гречески, на языке, доступном для большинства населения Византии.

В ней регламентировались отдельные виды договоров: дарения, купли-продажи, займа, найма. Большое внимание отводилось преступлениям и наказаниям за них, вопросам процессуального права. Первые три титула трактуют об обручении, браке и приданом, IV – VI титулы – о наследовании по завещанию и закону, VII титул – опека и попечительство, VIII – об освобождении от рабства, о вольноотпущенных, IX-XIII титулы рассматривают отдельные виды договоров, XV – мировые сделки, XVI – лагерные пекулии, XVII – наказания за уголовные преступления, XVIII – разделы военной добычи. При рассмотрении этих вопросов законодатели следуют кодификации Юстиниана, но иногда вносят изменения в старые законы, особенно в законы, касающиеся семейно-брачного права.

В третий период развития права (867-1453) в результате преодоления иконоборческой ереси в 868 г. к власти в Византии пришла династия императоров (василевсов) – иконопочитателей. По инициативе императора Василия I Эклога в 868 г. была отменена. Это не означало, что нормы Эклоги утратили свою юридическую силу. Отвергнув Эклогу в целом, в период Македонской династии ее положения включались в официальные юридические сборники. Позднее текст Эклоги вошел в состав сборников византийского церковного права. После принятия христианства славянский вариант Эклоги был известен уже Х в. Он вошел в состав Кормчей книги под названием «Леона, царя премудрого, и Константина верной царю главизны».

Одновременно с отменой Эклоги, написанной иконоборцами, иконочитатели составили свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана, исключив из него устаревшие положения, разъяснив трудные юридические термины и переведя их на греческий язык. Результатом этих законодательных работ было издание в 879 г. Прохирона. Он служил в качестве учебного пособия, одновременно был обличен и силой закона.

После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо проанализировать структуру этого документа, основные рассматриваемые вопросы.

Особое внимание необходимо обратить на приложения к Эклоге в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Нужно дать краткую характеристику каждому из них.

В конце 20-х гг. VIII в. был создан Земледельческий закон. Он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Земледельческий закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, регулирующих отношения крестьянской общины (ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и т.д.).

Важную роль имел Морской закон, который определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Важные значения имел Моисеев закон. Он считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной Римской империи. Он включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Они рассматривались как юридические нормы, применяемые на практике. В тесной связи с религиозными преступлениями в Эклоге рассматриваются государственные преступления. Так, всякое покушение на византийского императора воспринималось как покушение на посланника Бога на земле. Поэтому всякое покушение на него однозначно рассматривалось и как религиозное преступление (ст.3). Необходимо назвать и другие виды государственных преступлений, обозначив установленные за них наказания.

В Эклоге рассматривается целый ряд преступлений против личности. Этой категории преступных деяний посвящены ст. 42, 45-51 титула XVII Эклоги.

В духе христианских заповедей значительную группу в Эклоге образуют преступления против семьи и нравственности. К ним относятся не только так называемые содомские грехи: скотоложество (зоофилия), мужеложество (гомосексуализм), но и кровосмесительство, прелюбодеяние, двоеженство, изнасилование девушки и др. Эти преступления как наиболее дерзкое попрание христианской морали карались, как правило, смертной казнью или членовредительскими наказаниями.

В период с VI по XIвв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права, а в XIIв. появляются комментарии к ним. По существу номоканоны были источниками церковного права. В византийское право в это время активно проникают воззрения христианской церкви. Номоканоны обладали высшей юридической силой, т.е. содержали нормы канонического права, а так же частные заимствования светского императорского права. Наибольшее значение имели номоканон «Схоластика» VIв. и номоканон VIIв., переработанный патриархом Фотнем в 883 г.

В Древней Руси были известны два номоканона в 50 и 14 титулов в славянском переводе. Первый из них, дошедший до Руси, принадлежащий Иоанну Схоластику (патриарху Константинопольскому) содержал каноны десяти соборов (четверых – вселенских и шести - поместных). Примерно в это же время составляются первые сборники императорских законов по делам церковным.

Содержащийся в Эклоге правовой материал отражался и в более поздних памятниках византийского права. Отдельные положения Эклоги, и прежде всего ее XVII титул были известны славянским народам: в сильно переработанном виде он вошел в состав Закона Судного и в Кормчие книги.

В третий период истории византийского права при Василии были опубликованы в 879 г. Эпаногога и «Прохирон» (под заглавием «Градского закона»). Они входили в состав «Кормчей книги» («Леона царя премудрого и Константина главизны о совещании обручения и о брацех о иных различных вредах»).

«Прохирон» представлял собой краткое учебное пособие для судей. Он был обличен силой закона. «Прохирон» был более полным документом, чем Эклога и содержал в себе нормы Кодификации Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений Эклоги, преимущественно уголовное законодательство. «Прохирон» в последующие века стал важным источником права Византии и оставил заметный след в развитии права славянских государств.

В период между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей – соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога (переработанное повторение), воспроизводившей многие положения Прохирона и Эклоги. Новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства, точность формулировок снискали документу авторитет в Византии. Вместе с Номоканоном они входили в состав Кормчей книги.

В 888-889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики (Базилики), или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Они в себя 60 книг, разделенных на титулы и статьи. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной Римской империи. В «Базилики» не вошли те положения из кодификации Юстиниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения. Из кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые были пересмотрены последующим законодательством.

Каждый титул Василик (Басилик) начинался с фрагмента текста одного из римских юристов, цитируемых в Дигестах, затем следовали соответствующие дополнения из Кодекса, институций и Новелл, даваемых в греческом переводе и комментариев византийских юристов VI в. (Феофила, Дорофея и др.). Большая часть Василик была посвящена вопросам частного права, правовому положению лиц: кн. 46 – о статусе свободных людей; кн. 48 – о рабах; кн. 55 – о крестьянах; кн. 45 – о наследованном праве. К сожалению, Василики не дошли до нас в полном виде(36 книг дошли в более полном виде, 7 с пропусками, а из 17 остальных сохранились только отрывки), а ряд книг (в том числе кн.50 – о праве собственности и владении) сохранились лишь в отрывках.

В Х веке после Василик появляются частные нормативные источники права Византии, которые широко использовали законодательные акты императоров – новеллы и хрисовулы (императорские грамоты), издававшиеся императорами и предоставляющие привилегии отдельным лицам либо монастырям. Некоторые из них содержат в себе положения права, светского и церковного. Так, например, новеллами Льва Мудрого разрешалось государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственных им округах, снимался запрет о взимании процентов и т.п.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали и некоторые частные юридические сборники. Получила известность Книга Эпарха, изданная в Х веке и содержавшая сведения о ремесленно-торговом укладе византийских городов.

Важным источником было Шестикнижие Константина Арменопула, изданное около 1354г., которое являлось частным сборником норм гражданского и уголовного права. На Руси были известны и другие византийские сборники: «Закон Судный людем» (около 845-856гг); Книги законные (XII в.) – компиляции частных лиц.

Студентам на семинарском занятии нужно проанализировать основные источники византийского права, раскрыть влияние и связь византийского права с российским законодательством.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Вещное и обязательственное право.

Вопросы вещного и обязательственного права в византийском законодательстве представлены значительно скуднее, чем в законодательстве Юстиниана. Так, Эклога стоит на позициях постклассического римского права. Это отразилось на ее нормах о договорах купли-продажи, займа, личного и имущественного найма, товарищества, хранения, дарения и др. Однако эти материалы изложены очень кратко. Определенный отход от законодательства Юстиниана проявился, прежде всего, в более формализованном порядке заключения договоров, преобладании письменной формы. Договоры заключались в письменной форме, при участии 5-7 свидетелей. Новелла Льва Мудрого говорила о том, что всякий договор должен быть снабжен условием о неустойке.

Студентам необходимо проанализировать основные виды договоров, содержащиеся в титулах IX-XI и XIII Эклоги, сравнив их с соответствующими статьями Институции Гая и Дигест Юстиниана.

Большое внимание в Эклоге уделяется договору купли-продажи. При анализе норм Эклоги, регулирующих данный договор (см. титул IX), необходимо сравнить их с нормами Дигест Юстиниана. Проанализируйте, в чем проявляются отступление Эклоги от норм Кодификации Юстиниана в вопросах регулирования договора купли-продажи? Титул Х Эклоги рассматривает договор займа. Какой порядок взыскания долга установлен в этом титуле?

К сожалению, нормы, регулирующие вещные, имущественные отношения раскрыты неполно. Исключение составляет институт владения. Владение (законное и незаконное) рассмотрено в правовых документах более обстоятельно, чем институт собственности.

В то же время широко ограждались законом право того, кто владел чужим имуществом. Так «Базилики» (L.3.6) предусматривали, что представители власти не имеют права изгнать незаконного владельца в случае отсутствия его лично. И даже имущество, захваченное силой, находилось под защитой закона до тех пор, пока не возбуждалось дело по иску об изъятии незаконного владения и не выносилось решение о передаче его законному собственнику.

Вещные права регулировались Земледельческим законом, а также Прохироном, Новеллами Льва Шестого и другими правовыми документами. Однако в Земледельческом законе принцип частной собственности был раскрыт значительно слабее, чем в римском праве. Закон допускал возможность собственности на деревья, растущие на чужом участке. В IX–X вв. появилось феодальное условное владение на военную службу – прония. Первоначально оно давалось на определенный срок, чаще всего пожизненно. Позднее оно перешло в наследственную собственность. Крестьяне, жившие на этой земле должны были платить оброк и нести барщину.

Характерной особенностью имущественных отношений в Византии являлось сохранение общественных форм собственности. Студентам необходимо проанализировать ст. 81,82 Земледельческого закона. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст.8, предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается также аренде земли и виноградников: в Земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также чрезвычайные налоги (ст. 18-19). Вместе с тем собственность на землю по своей форме могла быть не только общественной, но и индивидуальной (частной), возникающей, например, в случае деления земель села.

Все жители империи были обложены податной податью. Наряду с ней получила развитие поземельная подать, по которой устанавливались различные натуральные повинности. Вся земля, занятая пашнями, лугами, виноградными и оливковыми садами были разделены на податные участки; в состав одного участка могли входить земли, принадлежавшие различным собственникам. Каждый такой участок рассматривался как единое целое, ответственное за внесение податей и выполнение натуральных повинностей. Если это были земли мелких собственников, то они были связаны круговой порукой, образовывали общину, которая имела своего старосту и вносила подати непосредственно в казну. Ответственность за взнос податей и отправление повинностей земледельцами, находящихся на земле крупных собственников (владения которых обычно выделялись в самостоятельные податные участки), возлагалась на землевладельцев.

Непосильная тяжесть податей заставляла сельское население покидать насиженные земли, которые оставались невозделанными. Крупные собственники, не получая никаких доходов также бросали свои владения. В результате государственная казна пустела. При Константине Великом были созданы институты приписки или принудительного присвоения и предпочтительной покупки.

Институт приписки заключался в том, что земля, ставшая бездоходной и в податном отношении неплатежеспособной, принудительным путем приписывалась к доходной земле другого собственника и передавалась ему в собственность с возложением обязанностей вносить за нее подати и повинности.

Позднее для взимания податей стала применяться откупная система, приписка перестала употребляться. Земли крупных землевладельцев обрабатывались мелкими арендаторами. При Константине Великом был запрещен переход от одного землевладельца к другому. Так создавалось крепостное право, или колонат, по которому арендаторы оказались привязанными к земле. В Византии оставалась небольшая часть землевладельцев – мелких собственников, которые оставаясь лично свободными, организовывались в общины. К ним были близки семейные общины славян, которые с первой половины VII века массами оседали на землях Византийской империи.

По Базеликам крестьяне были разделены на две категории: на свободных, на податных крестьян и на крестьян зависимых парики (крепостные). В крепостные превращались даже вольные крестьяне-общинники, которые добровольно переходили под покровительство влиятельных людей.

В XI-XV вв. в Византии возник феодальный институт – прония (от греч. – попечение) – пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территорией. Наибольшее развитие прония получила во второй половине XIIв., когда земельные владения давались на условиях несения преимущественно военной службы. Со временем прония превратилась в наследственное владение. Это сближало ее с бенефицием.

Многочисленные статьи Земледельческого закона устанавливают ответственность за кражу сырого чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т.п. В большинстве случаев кража или порча чужого имущества влекли за собой имущественные санкции, которые имели своей целью, прежде всего, возмещение причиненного вреда, но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся частнособственническим порядкам, весьма широко применялись также членовредительные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого гумна и т.п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого сарая, за большинство краж, совершенных рабами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.036 с.)