Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История источников византийского (греко-римского) права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Первые кодификации Традиция считает первым опытом кодификации издание в 297 г. Codex Gregorianus. В него вошли акты принцепсов с 196 по 297 гг. Текст этого памятника до нас не дошел. Второй опыт кодификации приходится на начало 4 столетия – Codex Germogenianus. От него сохранились небольшие отрывки в виде цитат в позднейших актах. Более или менее сохранившийся акт – это Codex Theodosianus – 438 г. Это уже акт византийского императора и по праву может считаться вследствие этого первым опытом кодификации византийского права. Этот акт знаменателен тем, что «канонизировал» имена пяти юристов, ссылки на работы которых стали обязательными при цитировании (Павла, Ульпиана, Папиниана, Гая и Модестина).
2. Кодификация Юстиниана Устремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства.
Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого — императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) — создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях.
Первый опыт состоялся в 529 г. с выходом Codex Justinianus, состоявшем из 12 книг. Он содержал конституции в систематизированном и переработанном виде от императора Адриана до самого Юстиниана. Руководство кодификационными работами было возложено на magister officiorum и quaestor sacri palatii Трибониана. Юстиниан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибониана и константинопольского преподавателя права Теофила.
Пока шли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных вопросов, разделявших старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных (до 50) императорских конституций (quinquaginta decisiones). Было еще издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые институты были совсем устранены, другие реформированы.
Второй этап – издание сердцевины кодификаций – знаменитых Дигест или Пандект. Именно Дигесты содержали в себе свод римского права в переработанном виде. Кодификация юридической литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с участием Теофила и беритского профессора Дорофея. Закон о цитировании не связывал комиссии, и она могла привлекать всех iuris auctores. Компиляторы должны были из громадной массы правовой литературы выбирать самое необходимое (непрактичное исключать или переделать, не допускать повторений и противоречий) и обработать для свода законов. Сокращения, добавления и изменения старых текстов были прямо предписаны, с предоставлением компиляторам свободы действий в этом отношении. Этим правом весьма часто пользовались, и множество текстов было «улучшено», как хвастливо уверяет император.
Изменения, или, как их называли, «улучшения», касались не только отдельных технических выражений, относящихся к устаревшим правоотношениям и заменявшихся терминами действующего права (вместо mancipatio ставилась traditio, вместо fiducia — pignus и т. д. Здесь также можно упомянуть, что такое манципация, и что такое традиция, и что вообще такое древнее квиритское право, и чем оно отличается от преторского, и кто такой претор – все это затянет ваш ответ минут на 10 минимум, и скорее всего вам не придется рассказывать п.3 и п.4), но и целые фразы и части фраз вычеркивались, другие переделывались и вводились новые. Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием interpolationes с XVI в. Работа по обнаружению интерполяций ведется и до настоящего времени. От интерполяций следует отличать глоссы, т. е. объяснения непонятных слов и терминов переписчиками и читателями, попадавшие в самые тексты в рукописях и до компиляторов.
Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи (Index Florentinus). План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперед. Материал разделен на 50 книг, которые, кроме 30-32 книг, распадаются на титулы. Книга 1 служила введением, книги 2-46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями, книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу, книга 49 — обжалованию, финансам и военному праву, последняя, 50 книга — муниципальному праву и особым дополнениям.
Применение старых источников (работ римских юристов) было воспрещено, и во избежание контроверз были запрещены также всякие комментарии. Допускались только дословные переводы, краткие указатели содержания отдельных мест (индексы), выдержки и параллельные сопоставления соответствующих текстов (паратитлы). В сомнительных случаях надлежало обращаться за разъяснениями к императору.
Наконец, третий этап – издание в 533 г. специального учебника для изучения Кодекса и Дигест – Институций Юстиниана. Во время работ комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и Дорофея было возложено поручение составить институции для замены устаревших Институций Гая. Результат их работы был опубликован на латинском языке 21 ноября 533 г. Издание этого руководства-закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку законов (tota legitima scientia). По институциям должны были изучать право начинающие студенты тогдашних университетов, которым было дано название Iustiniani novi.
Институции Юстиниана, по существу, составлены по старым институциям. Прототипом были почти целиком использованные Институции Гая, а сам автор, живший в конце II в., называется в VI в. «нашим Гаем». В конце институций прибавлен титул, относящийся к iudicia publica. Однако институции были подновлены и содержали ссылки на современные законы. Таким образом, система этих институций распадалась на введение, часть первую — «лица», вторую — «вещи», и последнюю — права на вещи, наследственное и обязательственное право. Третья книга посвящена искам, система которых захватывала и четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги посвящен публичному праву.
(!!!) В целях включения вновь изданных во время кодификационных работ конституций и согласования leges с собранным в Дигестах ius приступлено было к новой редакции Кодекса Юстиниана. Опять была образована комиссия из пяти членов под председательством Трибониана. Новое произведение было опубликовано 16 ноября 534 г. под именем Codex repetitae praelectionis — второй исправленной редакции, отменившей старый кодекс. До нашего времени дошла только эта редакция, состоявшая из 12 книг, распадающихся на титулы.
Окончив издание этой грандиозной работы, Юстиниан совершенно справедливо посчитал, что если впоследствии изменчивая природа вещей создаст что-то новое, требующее императорского утверждения, то будут изданы новые конституции. Отсюда новые конституции василевсов после Юстиниана закрепляется новое название – «новеллы». Последняя такая новелла была издана Юстинианом в 565 г. Формально новеллы Юстиниана к его кодификации не относятся, они были включены в Corpus iuris civilis.
В дальнейшем новеллы издавались всеми императорами. Новелла представляла собой распоряжение императорской власти по какому-нибудь общему и важному вопросу. Поэтому формально они могут быть сопоставимы с конституциями римских принцепсов.
3. Кодификация Льва III Исавра Важное изменение происходит в начале 7 в., когда латынь уходит из канцелярий, а на ее место приходит византийское койнэ. Судья или администратор теперь совсем не обязательно знает латынь, и соответственно, не может читать аутентичные тексты. Это неудобство понуждает Льва Исавра к первой после Юстиниана кодификации чисто византийского права.
В 740 г. император Лев III Исавр издает знаменитую Ecloga legum в 17 титулах. В значительной степени источниками Эклоги явилось каноническое право православной церкви и законодательный материал, начиная с Юстиниана. По своему объему это был довольно небольшой акт, посвященный вопросам уголовного и брачно-семейного права, некоторые его титулы рассматривали вопросы обязательственных отношений, вещного права.
Ввиду лапидарности (сжатости) самого текста Эклоги в середине 8 в. к ней издаются знаменитые приложения - Appendix Eclogae Leonis et Constantin, куда входят: а) Nomos georgikos (leges rusticae) – земледельческое право; b) Nomos nauticas (leges navales) – морское право; c) Nomos stratiokos (leges militares) – военное право; d) Nomos Mosaikos – законы Моисея.
Основной источник для этих актов, за исключением законов Моисея, - Дигесты Юстиниана и обычай народов, переселившихся в Империю. Несмотря на дурную славу Льва Исавра, плод его кодификационной работы имел необыкновенную популярность в самой Византии и странах ее влияния: Балканы, Южный Кавказ, и конечно Россия.
4. Кодификация Василия I Македонянина Удрученные состоянием юридического образования в империи, изменившимися условиями жизни, император Василий I Македонянин и его сын соправитель Лев IV Философ издают в 878 г. свою знаменитую «Ручную книгу законов», именуемую часто «Прохирон». По жанру – это подражание Институциям Юстиниана.
Прохирон рассматривался законодателем как подражание Юстиниану, следовательно, необходимо было продолжение работ согласно частям Юстинианова законодательства. В полной мере поэтому восстановление права эпохи Юстиниана могло состояться при издании акта, соразмерного с Дигестами. Это происходит только в 892 г. при издании Львом IV Философом знаменитого «Царского закона» (Basilika). По своей систематизации и обработке материалов Василики далеко ушли вперед по сравнению с Дигестами Юстиниана. Сам памятник состоял из 60 книг: 1 – положения о Святой Троице и правила православия; 2 – принципы права; 3-5 – каноническое право; 6-9 – публичное право; 10-53 – частное право; 54-57 – военное право; 58 – право сервитутов; 59 – право погребений; 60 – уголовное право.
Кодификации Македонской династии справедливо считаются вершиной развития юридической мысли Византийской Империи. Последовавшая после нее эпоха – это эпоха упадка, довершенная падением Константинополя в 1204 (крестоносцы). 5. Свод гражданского права (Corpus iuris civilis) Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuris civilis — свод гражданского права. Состоит оно из четырех основных частей: (1) Institutiones — в четырех книгах; (2) Digesta (Pandectae) в составе 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 отдельных фрагментов; (3) Codex — в 12 книгах, представлявший свод важнейших императорских указов (constitutiones) от Адриана до Юстиниана; (4) Novellae (leges) — 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции кодекса.
20. История источников исламского права
Строгая иерархическая лестница источников права. 1. Коран аль-Куран, от арабского «чтение вслух» – все остальные источники не должны ему противоречить.Составлялся несколько десятилетий. Кананизирование и состтавление окончательной редакции — при халифе Османе(644 - 656 гг). В самом Каране — правовая значимость - «арабский судебник». Каран предписывает покинуть «обычай отцов» в пользу правил ислама. Состоит из 114 глав (сур) расчлененных на 6219 стихов(аятов).Большая часть стихов — мифологический характер, лишь 500 стихов — предписания, относящиеся к правилу поведения мусульман, не более, чем 80 из них имеют правовую основу — относятся в большей степени к браку и семье. Казуальный характер, конкретные толкования, данные пророком в связи с конкретными случаями. 2. Сунны ас-Сунна, от арабского «обычай», «традиция», «пример» - предания о решениях и поступках Пророка. Эти предания составлялись табигами – теми кто непосредственно видел и слышал Пророка. Самый авторитетный табиг – его жена. Состоял из Хадисов. Составлены ассарами – предания о первых решениях пророка и решениях первых трех халифов. Сахих - полностью достоверные предания Мантуг - не полностью достоверные, т.к. нет других свидетелей Мурсал - являются шатким свидетельством, т.к. нет первого табига. Например, 772 г. В Багдаде казнен (сожжен) Ибн Абу Ауга, который издал книгу сунн в 4 томах, большинство из которых придумал сам. Наиболее авторитетный сборник - «Муваттаг» - 2000 сунн, обнародован в 890 г. Маликом Ибн Анассом. 3. Иджма – согласие всей мусульманской общины на принятие нормы права, истина которой считается равной Корану, т.е. не противоречит Корану и Суннам. Состоит из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда(общее число — около 100 человек).Позволяла правящей верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы. Хадис – множество мусульман не может заблуждаться. 4. Тевсир/Фетфа – толкование корана и сунн наиболее авторитетным богословом. В основном текстуально-грамматическое толкование, т.к. через 800 лет уже не понимали этот язык и тексты апеллировали к окружающей действительности, а т.к. в то время было язычество, которое уже уничтожено, то язык традиций забыли.В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер. 5. Амал – юриспруденция и работа юристов по толкованию источников права. Основной ее прием: Кияс – умозаключение по аналогии. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями. Т.к. с 8 в. знакомы с греческой культурой (через Византию) – формальная логика – кияс. Но в 11 в. абсолютно запрещен, поэтому кияс не может быть сделан на кияс. Следовательно право остановилось в развитии. В основном киясом занимались мучтахиды – ученые правоведы. 6. Адат/урф – обычное право народа принявшего ислам, которое не противоречит Корану. 7. Фикх – закон формируемый в виде установлений светской власти. В основном - технические нормы. 8. Фирманы — производный от шариата источник мусульманского права, указы и распоряжения халифов. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением. Мазхаб – юридическая школа ислама. Разная трактовка источников права и решение вопросов права. Существовали 4 основных мазхаба. 1. Ханифитский мазхаб (наиболее распространен) – основатель Абу Ханифа ибн Сабид (699-767 гг.) - самый либеральный из исламских течений, т.к. для него главным был смысл, а не буква учения. Следовательно надо учитывать местные условия. Очень любил кияс. Например, в Коране запрещено убийство. Но убийство неверных и правоверных – разные вещи. Убийство неверных может быть поощрено. Но! Т.к. и правоверных и неверных создал аллах, их жизнь должна быть защищена в равной мере. Например, В Коране за кражу – отсечение руки. Абу – т.к. вся собственность правоверного одновременно принадлежит общине, то кража – есть кража у самого себя, следовательно не должна так жестоко наказываться. 2. Шафиитский мазхаб – основатель Ахмед ибн Идрис Асшафия (767-820 гг.) – ученик Ханифы и Малика ибн Анасса. Систематизировал учение и ввел понятие – наука о принципах – «ильму-ль-усуль». На основе формальной логики Аристотеля - нормы толкования/применения права к конкретным случаям. Все крупные кодификаторы – Шафииты. 3. Ханбалитский мазхаб – основатель – Ахмад ибн Ханбал Ас Шеймани (помнил миллион сунн наизусть). Стремление очистить ислам от наносного, вернуться к основам. Более радикальная школа – отвергает кияс вообще, считали главным букву, а не дух. В основном в Саудовской Аравии (в основном ваххабиты). 4. Маликитский мазхаб – основатель Малик – систематизировал хадисы, использовал формальную логику. (Среднее между Ханифитским и Шафиитским).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.014 с.) |