Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Австро-Венгрия. Просвещенный абсолютизм

Поиск

Свое наиболее яркое проявление просвещенный абсолютизм находит в Австрии - самом большом для того времени из государств Германской империи. В состав Австрии, король которой удерживал за собой титул императора Германии, входили насильственно присоединенные славянские земли, Венгрия. Австрийский просвещенный абсолютизм нашел свое выражение в реформах королевы Марии-Терезии и еще больше - ее сына Иосифа II (XVIII в.). Иосиф II осуществил ряд мер, имевших целью централизовать государственное управление и суд, упорядочить право (особенно уголовное).Ограниченный характер имела реформа, предписывавшая освобождение крестьянства от крепостной зависимости. Освобождение крестьян -без наделения их землей. За пользование помещичьей землей крестьяне должны были нести прежние феодальные повинности. Ввиду сопротивления дворянства и церкви Иосиф II должен был отменить часть своих реформ, особенно в области государственного управления. Та же участь постигла и реформы, касавшиеся положения крестьян: при жизни Иосифа II помещики их саботировали, а после его смерти попросту перестали с ними считаться.

Испания. Католический абсолютизм

Процесс абсолютизации совпадает с процессом объединения страны. Первым шагом к объединению был брак Изабеллы Арагонской с Фердинандом Кастильским в 1474г.

С 1480 г изабелла стравливает города.Удар по дворянству: у грандов отнимаются их права (чеканить монеты, на частную армию,..).В 1482 г король получает право назначать епископов. Вскоре после победы над грантами уничтожается тайна заседания кортессов. С 16 в. титул гранда только входящим в высший свет. Они чисто номинально заседают в совете и имеют ряд привилегий.Король учреждает должность летардов - советников. Борьба инквизиции против евреев и мусульман сначала и своих потом.Дуализм устройства.

Англия. Незавершенный абсолютизм

Основная особенность английской абсолютной монархии - наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. + сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте.

+отсутствие и крупной постоянной армии. Центральные органы власти: Король, Тайный совет, Парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля.

Тайный совет короля -окончательно сложился в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 года, который приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.

утверждается верховенство королевской властинад английской церковью.

С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в "мятежных" графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия.

 

31. Государственность Англии периода Революции

Общий ход революции

фактически началом революции - посещение королем палаты общин с требованием выдать судей Страффорда. Отказ, король издает прокламацию и с авг 1642г. – гражданская война. Парламент требует остановить сбор войска и требует назначить министров, которых считают нужным. Отказ и П тоже начинает формир армию под начальством графа Эссекского. 5 лет ГВ не в пользу короля. Король бежит. Его выдают, по дороге в Лондон его схватывает армия Кромвеля.

Роль армии Кромвеля. 1645г. акт парламента О самоотречении (запрет быть коммонером и занимать гражд или воен должность) → скорее дипломаты, а не военные → армия П превращается в индепендантов – сектанты, которые выступают за строжайшую веротерпимость. Армия, состоящая из одних религиоз фанатиков. Подчинена она железной дисциплине под волей одного вождя – О.Кромвеля.

Кромвель пытается договориться с королем. Но К ошибается – решает поссорить армию с П. Бежит. Кромвель находит архив переписки короля, подозрение К в гос измене в призыве интервентов (он писал матери француженки, надеялся, что она пришлет войска ему на помощь). – преимущество армии в споре с парламентом, который был против веротерпимости. → 1648г. –

В ответ на ордонанс армия создает Великий Совет (в составе К и наиболее преданные офиц. Требование новых выборов парламент, свободы вероисповедания и суда над Кор. Но парламент в дек 1648г. решает помириться с короной. В ответ – Кромвель отправляет изгнать из П всех голосовавших за примирение – «прайдова чистка». 1.01. 1649г. – Охвостье постановляет предать Кор суду; спец коллегия судей из 150 чел. 4.01. – приним новые принципы гос строя Англии: источник всякой власти после Бога – народ; верх власть принадлежит общинам и избр народ представителям.

Охвостье учреждает формулу присяги на верность республике – «без короля и палаты лордов». 16. 05.1649г. – офиц объявление Англии республикой.

Протекторат Кромвеля

1653г. – Кромвель разгоняет Охвостье. – новый П – Тощий ( по имени спикера ). Не было проведено выборов по совету религиоз общин, а Кр просто сам назначил тех, в чей «святости» не сомневался.

Орудие Управления – единственный опыт писаной конституции в Англии: создание единого П (400 мест – А; по 30 для Ш и Ир; 240 – графства, а ост за крупными городами). Членом П мог быть богобоязненный джентльмен с имуществом не менее 200 фунтов. Сторонники короля отстранялись от выборов на 12 лет. Созыв П на 3 года. Право назначать налоги и законод-вовать.

Исполнит вл – лорд-протектор (избирается Госсоветом на пожизн пост) + 15 чл Госсовета (его членов избирает П). У ЛП право вето на законопроекты, принятые парламентом; он созывает и распускает П;

Новый П собрался 3 сент 1654г. Но вскоре начинаются раздоры между Кр) разделение суверенитета между 2 ветвями; срочность П полномочий и бессрочность для ЛП,

Реставрация Стюартов

Генерал Монк в 1660г. – захват Лондона и обращение к королю с просьбой вернуться. Народ – вздох облегчения после полиции Кр. Реставрация под условием амнистии и религиоз свободы Первый парламент КII действ 18 лет. К часто давал взятки членам П, брал под собств защиту провинившихся министров; обеспечивал предавит-во даже самых ничтож местечек

Glorious revolution – славная революция

Нет наследника. Герцог Йоркской – католик. Английская аристократия решает посадить на трон незаконорожд сына – герцога Монмутского. Заговор раскрыт, король помиловал. 1685г. – после смерти К – герцог И (Яков 2). Попытка снова посадить незаконорожд – заговорщиков и претендента повесили. Но народ не доволен королем, у кото даже нет сына протестанта. 1688г – новый заговор с целью низвергнуть Якова – претендентом выбран внук Карла I – Вильгельм III Оранский (штатгальтер Нидерландов и женат на дочери Якова II). – протестант, Н враждуют с истор врагом А – Фр. → нояб 1688г. – П приглашает В совершить завоевание А. Его встречают как освободителя, а Я бежит на континент.

6.02. 1689г. – П издает постановление о вакантности трона. В янв созывается Нац конвент, чтобы решить? о престолонаследии. Споры. – в итоге решено ввести на престол Орнаского и его жену Марию, а их наследницей объявить Анну (сестру М). + издается Билль о правах. – бескровный гос переворот, заложены основы современного британского констит строя. За королем остается только право отлагат вето, его законодат полномочия огранич, министры ответст перед П в порядке процедуры импичмента, без согласии П кор не может собирать войско и вмешиваться в дела англ церкви. П: законод-во, устанавлив налоги и сборы, займы только с его согласия. Должен созываться «достаточно часто». Свободны выборы.

 

32. Становление парламентского правления в Англии: ХVIII – XIX вв.

В 1689 - принятие Билля о правах. Подвел итог под революцией.

Наячался процесс с формирования парламентской монархии. 1701 – Парламент принимает Акт об устроении. Личная уния между Англией и Ганновером, контрассигнация актов Тайного Совета, запрет королю миловать тех, кто попал под импичмент.

1706 – установление первого принципа парламентаризма: член Правительства может быть членом Палаты Общин.

1707 – реальная уния между Англией и Шотландией. Возникает Великобритания.

1709 – проворовался лорд Мальборо. Был вынужден подать в отставку. Вслед за ним ушел весь кабинет. Установлен принцип солидарной ответственности Правительства.

1713 – устанавливается принцип, согласно которому король не присутствует на собраниях Правительства.

Огромную роль играло общественное мнение. Создаются СМИ – четвертая власть. Для этого необходима свобода слова.

1695 – акт, по которому Вильгельм Оранский отменил монополию лондонцев на издание печатных продукций.

Они не были оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух пар­тий за право формировать «Правительство Его Величества». Английская конституция приобрела благодаря этому уникаль­ную форму и не менее уникальное содержание. Помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, важ­нейшее значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи, име­нуемые иначе «конституционные конвенции» => превратились в правила политического поведения, фактически обязательные для применения не только в силу традиции, но и вследствие того, что их соблюдение было необходимо для под­держания политической стабильности. В XIX веке вводится кабинетный образ правления. Юридически это было собрание высших чиновников под председательством корол я. Но в XIX веке премьер-министр стал собираться с ближайшими министрами и решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики => Тайный совет лишь штамповал заранее найденное решение. Демократизация избирательной системы, появлялись «гнилые местечки» с большим количеством голосов. Период демократизации закончился в 1911 году принятием Билля о всеобщем избирательном праве. Главными на­правлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в. были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнитель­ной и законодательной власти — становление системы «ответ­ственного правительства». Монарх продолжал оставаться главой государства, но посте­пенно превращался лишь в номинального главу исполнитель­ной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, воз­никли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при коро­лях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться на практике с 1707 г. Король Георг I (1714—1727), не знавший английского языка:), перестал являться на заседания Кабинета, что повлекло за собой важные политические послед­ствия. Прежде всего такое «отчуждение» короля от Кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству Ка­бинетом в руках премьер-министра. Кабинет формально дейст­вовал «от имени Его Величества», но практически самостоя­тельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику Кабинета нередко быва­ло очень значительным, а фактически утраченные королем пре­рогативы юридически оставались в его распоряжении. Параллельно с переходом прерогатив монарха в руки Каби­нета решался вопрос об ответственности исполнительной вла­сти в лице Кабинета перед парламентом, а точнее, перед его избираемой Палатой общин. По сравнению со средневековой судебной процедурой импичмента должностных лиц это была принципиально новая форма ответственности — политическая. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотно­шений Кабинета и парламента были акты о должностях 1705— 1707 гг., которые, отменив соответствующие положени я Актаоб устроении 1701 г., открыли министрам возможность изби­раться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней Кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования Кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась си­туация, когда Кабинет не мог долгое время находиться у вла­сти, не имея поддержки (доверия) большинства в Палате об­щин. Победившая на выборах партия, имеющая такое боль­шинство, формировала Кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый «Те­невой кабинет». Однако в первой половине XVIII в. поддержка большинства Палаты общин требовалась пока еще не Кабинету в целом, а только его первым лицам. В конце XVIII в. начина­ют устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты Кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог обра­титься к королю с предложением распустить Палату общин и назначить новые выборы. При этом вопрос о доверии ставился перед Палатой общин самим Кабинетом в связи с прохождени­ем правительственного законопроекта.

Первый случай коллективной отставки Кабинета имел место в 1782 г. из-за поражения Британии в войне с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты по инициативе Кабинета, использовавшего прерогативу Короны распускать парламент, — в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек Палаты общин и Кабинета, в условиях которой последний дол­жен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух политических решений. В связи с установлением принципа «ответственного прави­тельства» процедура импичмента членов королевской админи­страции вышла из практического употребления, а затем в конце XIX в. актом парламента были отменены и билли об опале. Таким образом, в течение XVIII в. сформировались в прин­ципе такие черты будущей системы британского парламента­ризма, как «партийное правление» и регулярная смена Кабине­та в зависимости от одобрения его политики Палатой общин. Кабинет становился своего рода «партийным комитетом» пар­ламента, имеющим парламентское происхождение и несущим перед последним коллективную ответственность. Взаимоотношения между Кабинетом и Палатой общин приобрели перво­степенное значение для английской политической системы и конституционного развития Великобритании. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической неизбираемой Палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама систе­ма формирования Палаты общин имела феодальный характер и обеспечивала земельной аристократии командные посты в ру­ководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламен те позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей пользоваться средневековым правом посылать в Палату общин депутатов, фактически назна­чавшихся Короной или местным лендлордом. К рупные города, выросшие в период промышленного переворо­та, вообще не имели своего представительства. Деятельность парламента была, по существу, закрыта от общества, между членами палат существовали отношения патронажа, процвета­ли подкуп и продажа мест в парламенте (в начале XIX в. сред­няя цена такого места была выше 5 тыс. ф. ст.). Законы против подкупов, с определенной периодичностью принимаемые с конца XVII в., практически не работали. Право голоса также не было унифицировано и зависело от многих факторовуплаты налогов, семейного положения, имущественного ценза и мно­гих других обстоятельств, которых насчитывалось несколько сотен. Для права быть избранным имущественный ценз был го­раздо выше, чем для активного избирательного права. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, ко­торые имели от земельной (недвижимой) собственности годовой доход в графствах 600 ф. ст. и в городах 300 ф. ст. При этом указанный закон мог быть обойден с помощью фиктивных сде-юк приобретения недвижимости, что часто происходило на практике, тем более что в отдельных городах в начале XIX в. па покупку только одного голоса избирателя уходило до 100 ф. ст. Изменить такую избирательную систему были призваиы избирательные реформы XIX в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.014 с.)