Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. История римского уголовного права; уголовный процесс в Древнем Риме

Поиск

Об этой отрасли права квиритов мы знаем очень мало. Отчасти это можно объяснить тем, что уголовное право римлян не стало образцом для подражания у других на­родов, как это случилось с РЧП. Оно не было даже предметом интереса самих римских юристов, в отличие, от гражданского права. Ученые объяс­няют эту «странность» отсутствием формализма в уголовно-правовой сфере. Поэтому те принципы и цели, которые преследует уголовное право римлян, были обусловлены образом их жизни и сознания. Уголовное право было более прагматичным, нежели гражданское (частное) право.

Принципы уголовного права Общим принципом уголовного права римляне считали принцип справедливости, Справедливость во многом отож­дествлялась с понятием равной меры, це­лью древнего уголовного закона было воздаяние должного и равногоза совершенное преступление.

Период принципата привносит в РП принцип устрашения, что связано было с возникновени­ем нового воззрения на государство и власть. Сословие благородных (honestiores) исключалось не только из-под общей юрисдикции уголов­ных судов, но и из-под санкции за многие виды преступле­ний, применение которойк благородным было ограничено. Только убийство собственных родителей являлось для них действенным поводом к осуж­дению.

Помимо этих общих принципов римское уголовное пра­во знает следующие цели наказания:предупреждение;исправление;безопасность общества;польза государства..

Наказания в римском уголовном праве

нет кровной мести,. Но Древний Рим, особенно в эпоху царей, знает очень много разновидностей религиозных преступлений (sacer esto): нарушение межевых знаков (termini), колдовство, похищение или пот­рава посевов и др. Эти виды преступлений наказывались чрезвычайно жестоко. Например, при нарушении меже­вого знака полагалось предать смерти не только пахаря, но и быков, которые волочили плуг (видны следы еще и уголовной ответственности животных). Комиции так­же могли наказать преступника, издав интердикт на огонь и воду, т.е. приняв решение об изгнании преступника из го­рода, при возвращении в Рим он мог быть безнаказанно убит.

Система наказаний: Смертная казнь (supplicium) налагалась по судебному приговору — в древности — царя (reх), затем — магистра­тов cum imperio, трибунов и комиций. Магистраты долж­ны были получить санкцию от комиций на свой приговор. В последующем многие случаи смертной казни были заме­нены интердиктом огня и воды, т.е. изгнанием. Способы казни были разнообразны: ликторы неспроста носили за консулом топоры, трибун мог приговорить сбро­сить осужденного с Тарпейской скалы.

1) Телесные наказания (verbera) тоже были весьма рас­пространенным видом наказания. В основном этот вид наказания при­менялся магистратом в рамках его права coertio и за во­ровство.

2) Продажа в рабство (trans Tiberum) полагалась за ук­лонение от военной службы и от ценза, в раннереспубликанскую эпоху могли продать и за долги.

3) Изгнание (exilium) заменило собой смертную казнь во многих случаях. Осуществлялось оно посредством интердикта огня и воды.

4) Уничтожение памяти (damnatio memoriae) приме­нялось как наказание не только к извергам-императорам по политическим преступлениям, но и к обычным преступникам. Дом преступника могли сжечь, а иму­щество отобрать в казну ввиду того, что caput его имел в данном случае имущественное содержание, т.е. права на вещи, собственником которых был преступник.

5) Штраф (multa) весьма часто применялся в виде нака­зания по имущественным и телесным преступлениям (де­ликтам) по lex Aternia Tarpeia de multa (454 г. до Р. X.).

Cистема наказа­ний сопряжена была в римском уголовном праве с 2 институтами, служившими определенной гарантией против судебного произвола. Это институты провокации и апелляции. Провокация представляла собой обращение к комициям с прошением о помиловании на смертный приговор, вынесенный консулом. Позже провокация до­пускалась на приговоры по несущественным преступле­ниям, например на те, которые наказывались штрафом. Провокация приносилась в трибутную комицию. Апел­ляция (appellatio) предоставляла право обратиться к три­буну с просьбой интерцессировать какой-либо акт магис­трата.

что в Риме не наказывались в уголовном порядке вплоть до времен Октавиана Августа преступления, совершенные на сексуальной почве: изнасилование, сводничество и т.п. Именно Август учредил известный суд quaestio de adulteris, на котором разбирались эти виды преступлений. Можно предположить, что до принципата эти виды пре­ступлений преследовались лишь частноправовыми исками (иск из деликта). Приблизительно подобный порядок нака­зания за такие же виды преступлений существовал в Древ­них Афинах, где изнасилование преследовалось иском dike biaion — о насильственном исторжении и завладении чужим имуществом, а сводничество — иском graphe progogeias — наказывалось очень строго.

Сама система наказаний зависела от характера преступ­ления, т.е. было ли это преступление частного (delictum privatum) или публичного (delictum publicum) характера. Преступления частного характера рассматривались как ущемление интересов частного лица, поэтому преследова­ние преступника осуществлялось пострадавшим — отсюда развитость системы деликтов в общем корпусе частного права. Преступления публичного характера преследовались государством в лице тех или иных магистратов, но только в поздний период, в эпоху республики, обвинение в го­сударственном преступлении выдвигало частное лицо, а не магистрат ex officio.

Уголовный процесс уголовные дела решались скорее всего посредст­вом частноправового иска legis actio sacramento, возможно, in personam и состояли в истребовании денежного штрафа за причиненный вред.

Уголовный процесс не сильно отличался от гражданского. Этим объясняется отсутствие санкций за нематериальный вред преступлений, а в более широком смысле — непризнание преступлением тех действий, которые стали таковыми считаться по leges Corneliae. Судьями в этих случаях вы­ступали комиции, позже, когда они не могли разобраться в сложностях дела, учреждаются особые судебные коллегии quaestiones extraordinarae, о которых мы имеем сведения с начала II в. до Р. X. Назначались они посредством особых senatusconsulta и были взяты за основу позднейших сулланских судебных учреждений.

в Риме фактически до середины 2 в. до Р.Х. господствовал инквизиционный процесс

Система инстанций

в 149 г. до Р. X. учреждается 1-ый суд — quaestio de repetimdis — суд по делам о политических преступлениях (взятки, вымогательства должностных лиц, подкуп избирателей); Сулла ввел все остальные суды, до­полненные после него только Августом. Смысл создания таких судов заключается в установлении санкции и орга­на, осуществляющего эту санкцию. Все судебные комиссии обвинителей учреждались особым законом, в этом можно видеть его жесткую связь с уголовной санкцией nulla poena sine lege. Отсюда получается, что уголовное право в виде обычая почему-то было очень слабо известно римлянам, что, в свою очередь, может быть объяснено двояко:

а) ис­кусственностью римской гражданской общины — сброд­ным характером ее составления, когда в действительности невозможно складывание устойчивого обычая

б) благодаря известной склонности римского мировоззрения к форме (что может быть скрытым пережитком какой-то борьбы в древности с чем-то превосходящим) сложилось требование об обяза­тельном применении только формального права — объек­тивированного в законе, в постановлении сената, изречении юриста, ауспиции.

Известно, что Сулла увеличил число преторов с 6 до 8, из которых 2 (претор перегринов и пре­тор города (квиритов)) сохранили былое свое значение, но 6 других преторов praetores quaestitores были уч­реждены специально для того, чтобы председательствовать в одной из созданных судебных комиссий. Помимо претора в состав этой комиссии входило определенное число iudias selecti (присяжных), количество которых колебалось в за­висимости от сложности дела от 32 до 75 человек. Претор избирался обычным образом сроком на 1 год, присяж­ные — жребием из особого списка, составлявшегося из се­наторов и всадников. Но по lex Sempronia (123 г. до Р. X.) право быть присяжным оставалось только за всадниками.

Эта комиссия quaestio судила только особый вид преступлений. Так, по lex de sicariis et veneficiis учреждался quaestio de sicariis et veneficiis — суд по делам об убийствах, совершенных при помощи оружия или яда; по lex testamentaria nummaria учреждался quaestio de falso — суд по делам о подлоге завещаний, по фальшивомонетчеству; по lex maiestatis учреждался quaestio de maiestate — суд по государственным преступлениям (оскорбление величия римского народа и т.п.); по lex repetundaram (еще по закону Кальпурния) учреждался quaestio de repetundis и т.д. Август к этой системе добавил особый суд quaestio de adulteriis — суд по делам о сексуальных преступлениях. Он же распространил на провинции эту сулланскую систе­му уголовных судов. В последующую эпоху в связи с вве­дением cognito extra ordinem и расширением прав принцепсов появляются и другие органы уголовного суда: praefectus urbi (для Рима) и praefectus praetorio для провинций, где они конкурируют с правом уголовного суда наместников провинций. Описание одного из процессов у проконсулов провинции мы находим в знаменитых письмах Плиния Младшего.

Уголовное производство

Процесс в комициях выглядел следующим образом. Ма­гистрат узнавал о совершившемся преступлении либо сам, либо по жалобе потерпевшей стороны. Затем он доводил до сведения подозреваемого обвинение и назначал сторонам день явки на комиции для проведения следствия. В случае необходимости обвиняемый должен был выставить поручи­телей (vades) в том, что он явится, если он их не выставлял, его сажали под арест. Сам процесс проходил в течение 4 дней, был состязательным, стороны перед собранием приводили свои доводы, доказательства и свидетелей. Тут можно видеть следы греческого влия­ния в том, что пока комиции не вынесут обвинительного решения или вообще не приступят к голосованию по делу, обвиняемый имел право беспрепятственно отправиться в изгнание. Решение принималось большинством голосов.

Суд присяжных (quaestiones perpetuae) изменил неко­торым образом процедуру. Как самостоятельная стадия появилось следствие, производимое по делу магистратом. Здесь он выслушивал стороны и составлял обвинительный акт. Само судебное следствие выглядело следующим обра­зом: процесс начинался с прений сторон, вместо них могли выступить их представители или адвокаты. Далее стороны обменивались вопросами друг к другу (это напоминало пе­рекрестный допрос) и представляли доказательства своей правоты. После окончания прений председательствующий приглашал присяжных составить свое мнение. Здесь была очень важная деталь: если присяжные не могли уяснить суть дела, определиться в своем окончательном решении, то суд, следствие повторялись вновь на другой день по вы­шеупомянутому порядку. Lex Aurelia (70 г. до Р.Х.) отме­нил эту процедуру. Голосование в суде присяжных было тайным. Провокации на него уже не допускались, поэтому они фактически со времен Суллы перестали применяться.

Исполнение решения суда осуществлял преторпред­седатель суда посредством своего права coertio. В эпоху домината процесс приобрел инквизиционные черты, начи­нают повсеместно применять пытку, судоговорение стано­вится письменным.

 


 

Понятие Церкви
1. Догматическое понятие в русском языке слово «церковь» произошло от немецкого die Kirche, ведущего свое происхождение через посредство готского языка от греческого kyriakon, что означает «дом Господень». В узком значении церковь - Особое сооружение, здание, предназначенное для отправления культа. В широком смысле - особого рода установление, смысл которого раскрывается средствами богословия. Это второе значение в греческом передавалось словом ekklesia — сообщество всех верующих, их единение в вере. Это единое сообщество, для которого нет национальных различий. Его составляет «народ Божий», постоянно пребывающий в общении с Богом. Церковь как экклесия есть постоянное общение верующих, ни на минуту не прерывающих связь с Богом. вне Церкви, вне церковного общения невозможно достижение цели Церкви, цели христианства как религии — достижение новой жизни, спасения.
Достижение этой цели возможно только исполнением догматов (таинств) христианства, посредством чего естественная природа человека перерождается, и таким образом он становится новым человеком, homochristianus. А церковь есть средство такого перерождения.
2. Модернистское понятие Церкви За свою двухтысячелетнюю историю догматическое понимание Церкви пережило ряд метаморфоз. Наиболее осязаемый пример такой модернизации — католический догмат о Церкви, установленный II Ватиканским собором. В принципе признавая древнее догматическое понимание Церкви, католики, тем не менее, утверждают, что Церковь есть сложная реальность, соединяющая в себе человеческие и Божественные элементы. Человеческого в ней то, что она — communio fedelium — община верующих, объединенных Таинством евхаристии (причащения), Божественного в ней — дар Святого Духа, получивший в современном западном богословии форму учения о charisma (харизме). Под харизмой понимается способность верующего воспринимать силу Святого Духа, способность нести свой долг в Церкви.
Основополагающий догмат - не всякому дано спастись, но сама возможность спасения через искупление грехов дает такой шанс даже закоренелому грешнику. Крайняя форма развития этого догмата о предопределении, когда возможность или невозможность спасения уже предопределена свыше, с рождения, и человек не в силах ничего изменить, представлена протестантизмом во всем многообразии составляющих его сект.
3. Юридическое понятие: церковь – универсальное юридическое лицо, которое противопоставляется государству и не может быть его частью. Отношение Х к государству закреплено в новелле Юстиниана: принцип симфонии – церковь поддерживает государство в той степени, в которой само государство живет по принципам церкви, государство поддерживает существующие устои церкви, защищая ее от еретиков, единство государства и церкви.
Организация церкви
Древнейший догмат связывал структуру церкви с аналогией "тела Христа". Организация древней церкви была простой: сама церковь, состоящая из ряда общин, управлялась Апостолами, приобретшими статус епископов. Со временем появляется и особая иерархия епископов. Степень иерархии - степень в познании Бога. В церкви возникают чины архиепископов (митрополитов, пап, патриархов, кардиналов и др.). Высшая власть принадлежит Вселенским соборам. Что касается положения Императора, то до падения византийской империи он осуществлял высшую полицейскую власть в церкви.
Католическая церковь: верховная власть принадлежит Папе, первый по рангу орган - Вселенский собор, далее - Римская курия или коллегия кардиналов, институт папских легатов, а также ряд институтов, оказывающих понтифику необходимые услуги. Наиболее важные - конгрегации - комиссии из нескольких епископов под председательством кардинала. Имеют отраслевой характер. Судебные полномочия папы осуществляет Апостольская пенитенциария - 12в., суд Рота Романа, а также Верховный суд апостольской сигнатуры.
В Ватикане действует Папская академия наук, учрежденная в 1603г.
Протестантская церковь: глава - светское лицо, монарх или министр по делам церкви. Синодальная структура признается не у всех лютеран, множество их организовано в секты. Протестантизм заходит чрезвычайно далеко: рукоположение женщин(даже в сан епископа), либеральное отношение к содомитам и многое другое.
Церковный суд.
Языческий суд был неприемлем для христианина, приравнивался к идолопоклонству - этим вызвано стремление христиан судиться у своего епископа. Самостоятельная судебная власть появляется в 319г. Высшая судебная власть принадлежит императору, но постепенно оставили только полицейские и административные функции надзора церкви. Законом 333 года в ведомство церковного суда переходит большинство светских дел.
Институт инквизиции – (от лат. inquisitio - розыск) - в римско-католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился инквизиционный процесс, широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные нередко приговаривались к сожжению на костре. Боролся с членами различных сект.
Каноническое право

Этот термин часто отождествляется с термином «церковное право». Церковное право охватывает все позитивные законы, созданные государством. В основном эта отрасль законодательства определяет порядок взаимодействия государства с религиозными объединениями. Каноническое же право - свод правил и положений, имеющих исключительно божественное происхождение. У католиков каноническое право – «совокупность норм, обеспечивающих сохранение идентичности церкви и символа веры через попечение о сущностной истине Таинства и Слова Божьего». У протестантов – одна из отраслей ius publicum, церковное право в самом узком смысле.
Источники церковного (канонического) права (классификация Исаева):
Каноническое право Востока
1. Священное Писание - книги Ветхого и Нового Завета
2. Дидахе - наиболее ранний памятник христианской письменности - «Учение Господа народам чрез 12 апостолов»
3. Правила Вселенских Соборов – всего 182, с 7 соборов
4. Правила соборов поместных церквей
5. Правила, выработанные патристикой - трудами отцов церкви, наиболее выдающимися ее представителями.
6. Номоканоны - сборники постановлений императоров по различным вопросам церковной жизни. Наибольшую известность получил Номоканон Схоластика (VI в.) и Номоканон VII в., переработанный патриархом Фотием в 883 г. Переводы Номоканонов получили большое распространение на Руси и оказали существенное влияние на развитие древнерусского права (Русская Правда).
7. Новеллы императоров
8. Труды средневековых канонистов: Аристона, Зонара, Вальсамона (все -12 век), Властаря - 14 в. И др.
9. Томосы - постановления патриархов православных поместных церквей.
Каноническое право на западе.
1. Библия в редакции 4в.
2. Опосредованно - дидахи и правила Вселенских соборов.
3. Кодификация церковных актов- последняя - 1983г, редакция Corpus iuris canonici. 1917 - 5 книг - общие каноны, книга о лицах, о вещах, о процессах, о наложении санкций. 1983г - 7 книг.
4. Акты папы: 1) буллы - по общим вопрросам; 2) бреве-"письма" папы по частным вопросам; 3) рескрипты; 4) энциклики - основной папский документ по тем или иным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции
5. С 15 в - издание правил апостольской канцелярии
6. Конкордат - соглашение национального государства с папой о правилах существования католической церковной организации в границах нац. Государства.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.01 с.)