Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие уголовной политики и ее цели. Основные направления уголовной политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уголовная политика как одно из направлений деятельности государства проходит в своем развитии те же этапы и те же исторические периоды, что и государство. Соответственно этому содержание уголовной политики меняется в зависимости от социальных условий, что находит выражение в уголовном законе, деятельности государственного аппарата, в правоприменительной практике. Зарождение и формирование основ уголовной политики относится к середине XIX в. - началу XX вв. У истоков науки уголовной политики стояли выдающиеся юристы XIX в. Э.Ферри, Ф.Лист, А.Принс. Впервые понятие «уголовной политики» было сформулировано Францом Фон Листом в 1888 году в работе «Задачи уголовной политики». [49, с. 53]. Уголовная политика понимается в трёх значениях: · государственная деятельность, выраженная в нормативных актах, определяющих цели, задачи и принципы борьбы с преступностью. · особый вид практической государственной деятельности, направленный на реализацию целей, задач и принципов борьбы с преступностью. · научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью. Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. В зависимости от отрасли права уголовная политика структурируется по следующим направлениям: · криминологическая политика; · уголовно-правовая политика; · уголовно-процессуальная политика; · уголовно-исполнительная политика; · политика в сфере оперативно-розыскной деятельности; · административно-правовая политика. Другими словами, уголовная политика – это комплекс различных мероприятий, основных направлений, средств и форм воздействия на преступность посредством властных полномочий государства, закрепленных, прежде всего уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, т.е. отраслями законодательства, сущностью которых является кара или угроза ее применения. [8, с. 45]. В последнее время активно ставится вопрос о рассмотрении в качестве самостоятельной составной части единой уголовной политики – карательной политики, основным содержанием которой следует считать принудительные, карательные аспекты государственной политики в сфере борьбы с преступностью, рассмотрение их с позиций демократичности, гуманизма, или, наоборот, бесчеловечности или жестокости. Целями уголовной политики Республики Беларусь являются обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от угроз, связанных с преступностью, содействие достижению социального благополучия и комфорта на основе реализации идей социальной реабилитации лиц, вовлеченных в конфликт, вызванный преступлением. Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных задач уголовной политики, которые на современном этапе общественного развития состоят в том, чтобы с учетом требований правовой определенности и правовой стабильности нормативно зафиксировать не допускающие расширительного толкования признаки и границы поведения, признаваемого преступным, также обеспечить адекватность уголовного законодательства актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям в развитии преступности. Необходимо добиться полного соответствия уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам прав человека и безопасности. Развивая основу и механизмы гармонизации и унификации уголовного законодательства в рамках международного сотрудничества Республики Беларусь с иными государствами. Основные направления уголовной политики Республики Беларусь состоят в том, чтобы обеспечить соответствие уголовного законодательства Республики Беларусь и практики его применения международным и конституционным стандартам прав человека и безопасности, оптимизировать и привести в соответствие с криминологической ситуацией систему принципов, приоритетов и содержание Уголовного кодекса Республики Беларусь, повысить эффективность механизма уголовно-правового регулирования. Целью уголовной политики является максимально возможное снижение преступности. На сегодняшний день направленность уголовной политики общепризнанно связывается с необходимостью снижения преступности. Это может выражаться в приведении к минимальным показателям состояния и уровня преступности (в целом и отдельных ее видов), в уменьшении степени криминальной интенсивности, в оптимизации структуры преступности путем достижения «выгодного» государству соотношения категорий и удельных весов образующих ее элементов. [9, с. 53]. Уголовная политика является политико-правовой формой реакции государства на преступность, специфической формой признания и разрешения социальных противоречий. Противоречия уголовной политики являются многоуровневыми, комплексными и включают противоречия, характеризующие её сущность, стратегию и целевые установки, механизм, внутреннюю связь и зависимость от социальных основ общества - экономики, политики, идеологии, культуры. Совершенствование законодательства, правоохранительного механизма - ключевые содержательные направления функционирования, развития, системы, механизма уголовной политики. Приоритетный характер этих направлений определяется их сущностью, социальными функциями, местом в системе направлений развития уголовной политики. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма осуществляется как единый системный процесс их количественных и качественных изменений, обусловливающий возвышение уровня или меры их эффективности. Изменения объёма, структуры, характера, формы и функций правоотношений, юридических норм, государственно-правовых институтов, средств, методов и гарантий, образующих правоохранительный механизм, являются основой направлений функционирования и развития уголовной политики и достижения её целей. Направления уголовной политики многообразны, носят разноуровневый, иерархичный, системный характер в силу комплексности, сложности и структурности преступности и причин, ее порождающих. Они обусловлены конкретно-историческими экономическими, социально-политическими, духовными процессами данного общества, его противоречиями. [10, с. 63]. Основополагающими направлениями развития уголовного законодательства являются: устранение противоречий в криминализации и декриминализации деяний, реконструкция ряда институтов и норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Республики Беларусь пересмотр системы и видов наказания. Важнейшими направлениями совершенствования правоохранительного механизма являются: расширение и активизация воспитательно-профилактической деятельности среди различных слоев и групп населения с акцентом на профилактику правонарушений несовершеннолетних; строительство и укрепление материальной базы правоохранительной деятельности, повышение её эффективности и профессионализма; координация усилий и взаимодействие государственных, общественных, предпринимательских структур и средств массовой информации в их деятельности по предупреждению и устранению причин и условий преступности; проведение иных организационных мер стабилизации криминогенной обстановки; разработка и реализация научно обоснованной и перспективной системы кадровой политики; организация системной научно-исследовательской работы по всем направлениям борьбы с преступностью и функционирования правоохранительного механизма. Принципы уголовной политики
Наиболее обобщенно уголовную политику в структурном плане можно определить как программу борьбы с преступностью и ее реализации в деятельности государственных и общественных организаций. С точки зрения теории права, Республика Беларусь как основной структурный элемент политической системы общества, проводит определенную социальную политику, цели которой в самой общей форме закреплены в части третьей статьи 1 Конституции нашего государства: «Республика Беларусь защищает свою независимость, территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок». Данная политика проявляется в различных областях, определяя главные направления, задачи и содержание государственной деятельности во всех сферах экономики и права. [48, с. 37]. Одно из таких направлений − уголовная политика (политика в сфере борьбы с преступностью), в которой государство определяет основные векторы деятельности правоохранительных и иных государственных органов, общественных формирований по охране прав граждан, субъектов общественных отношений от криминальных посягательств, предупреждению преступлений и правонарушений, своевременному их пресечению, привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, исполнению наказания и иных мер уголовной ответственности в отношении осужденных. [11, с. 27]. Проводимая государством уголовная политика не произвольна, она жестко обусловлена целым комплексом взаимодействующих факторов, определяющих социальную направленность, основное содержание и перспективы дальнейшего развития системы права. Основными являются следующие факторы: экономическое состояние общества, социальный мир в обществе, стабильность политического развития. Они создают благоприятные условия для успешной реализации уголовно-правовой политики. Неопределенность же и противоречивость целей общественного развития, социальная напряженность и конфликты, экономическая нестабильность оказывают деструктивное влияние на ее формирование и реализацию. Таким образом, сущность уголовной политики в определенной степени заключается в ее принадлежности к общей политике государства, а более конкретно − к правовой и еще конкретнее − правоохранительной политике. Применяя общее понятие к уголовной политике, можно сформулировать, что принципы уголовной политики есть руководящие, базовые идеи, определяющие содержание законодательства и практики его применения, как в целом, так и на уровне отдельных, функций, направлений, средств, способов и методов борьбы с преступностью. Таким образом, принципы как бы «пронизывают» всю структуру уголовной политики, являются ее стержнем и ориентиром деятельности по борьбе с преступностью. [12, с. 49]. Особенностью принципов уголовной политики является их преимущественно нормативный характер. Эти принципы закреплены в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах, регулирующих сферу борьбы с преступностью либо вытекают из них и являются обязательными для всех субъектов уголовной политики. Поскольку принципы уголовной политики имеют общеобязательный характер эталона, то с ними должны соотноситься все решения, разрабатываемые на теоретико-концептуальных уровнях. Соответствие системе принципов уголовной политики, их направленности на реализацию стратегических и тактических задач борьбы с преступностью - необходимое условие принятие решений субъектами уголовной политики. Только в этом случае соответствующее решение может рассматриваться как правомерное, целесообразное, обоснованное в социальном и правовом отношении. [13, с. 52]. Таким образом, можно заключить, что принципы уголовной политики это такие идеи, на основе которых должны разрабатываться законы, подзаконные акты и осуществляться деятельность государственных органов и должностных лиц в сфере борьбы с преступностью. С учетом этих реалий, имеющих методологическое значение, к числу принципов уголовной политики, представляется необходимым отнести: законность; равенство граждан перед законом; демократизм; справедливость; гуманизм; неотвратимость ответственности; научность. Принцип законности обычно принимается как идея, в соответствии с которой преступное деяние, его признаки, наказуемость и иные последствия совершения преступления определяются только законом. Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Значение этого принципа состоит еще в том, что именно он реализует на деле верховенство права, верховенство закона по отношению к другим видам правового регулирования. Законность как универсальный принцип правового государства и демократического общества имеет гуманную, "всечеловеческую" направленность. Она предоставляет исходное начало судопроизводства и поэтому пронизывает все стадии процесса и оказывает направляющее воздействие на всех субъектов уголовно-процессуальных отношений. Принцип равенства граждан перед законом устанавливает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, убеждениям принадлежности к общественным объединениям, и т.д. Этот принцип образует фундамент правового статуса граждан в правовом государстве и демократическом обществе. [14, с. 73]. Равенство всех перед уголовным законом означает равную ответственность всех и каждого за совершенное преступление, т.е. равенство оснований уголовной ответственности. Однако такое равенство не означает уравнительность в наказании виновных за одинаковые деяния. Принципы справедливости и гуманизма предполагают тщательную индивидуализацию наказания. При этом в расчет берется не только тяжесть преступления, но и личностные качества виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Принцип демократизма означает широкое участие граждан и их объединений в реализации задач уголовной политики. В управлении правовых основ государственной и общественной жизни необходимы как прямое участие граждан, так и их воздействие на деятельность государственного аппарата, органов уголовной юстиции с помощью гласности и максимально возможной открытости, этой деятельности, постоянного учета общественного мнения, развития гражданского контроля. [50, с. 42]. Принцип справедливости устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу совершившее преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже преступление. [47, с. 36]. Принцип справедливости имеет два аспекта: справедливость уголовного закона и справедливость наказания, назначаемого судом за преступление. Справедлив закон, который отвечает требованию социальной обоснованности криминализации деяний и преступлений. Не отвечающий этим требованиям закон обречен на бездействие как не отражающий правосознания общества и не защищающий его интересов. Принцип справедливости наказания реализуется в нормах о системе и видах наказания, назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности и наказания. Лицу, совершившему преступление, суд должен назначить такое наказание, которое явилось бы необходимым и достаточным для его персонального исправления. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, смягчающие или отягчающие наказание обстоятельства, а так же влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Принцип гуманизма гласит, что уголовное законодательство обеспечит безопасность человека и что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. В уголовной политике он реализуется, прежде всего, путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря - его безопасности от преступных посягательств. Рациональная основа гуманизма в уголовной политике проявляется в том, что с одной стороны, применяются строгие наказания к опасным преступникам, а с другой - более мягкие меры к тем, кто впервые совершает не столь тяжкие деяния. Принцип неотвратимости ответственности означает, что всякое лицо, совершившее преступление, должно нести за него ответственность. Тем самым, конкретизируя более общие по содержанию принципы законности и равенство граждан перед законом. [49, с. 53]. Реализация этого принципа требует эффективной работы органов уголовной юстиции по раскрытию и расследованию преступлений. Следует учитывать, что неприменение уголовного закона на практике бывает, связано с тем, что законодатель хотя и исходил из объективных потребностей борьбы с тем или иным антиобщественным явлением, но не учел правила криминализации, выработанные уголовно- правовой нормой. В этом аспекте принципа равенства можно говорить и о правовом требовании неотвратимости ответственности. Вместе с тем, принцип неотвратимости ответственности, как и принцип равенства граждан перед законом, не должен рассматриваться изолированно, отдельно от других принципов уголовной политики. Руководствуясь только принципом неотвратимости ответственности и не учитывая принципы справедливости и гуманизма, невозможно было бы в полной мере использовать такие институты уголовного права, как освобождение от уголовной ответственности и наказания (освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим, амнистию, помилование и т.д.). Принцип научности заключается в том, что при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью исходить из объективных закономерностей, фактического положения дела и реальных возможностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов в борьбе с преступностью. Реализация принципа научности позволяет правильно «переводить» цели уголовной политики, определяемые общественными закономерностями и социальной ситуацией, в юридически обоснованные и соответствующие действующему законодательству выводы и оценки, а затем принимать оптимальные правовые и управленческие решения. Совокупность названных принципов являются системой, среди них нет основных и вспомогательных. Сопоставительный анализ расположения и содержания отдельных принципов свидетельствует о том, что они, не будучи связанными иерархической зависимостью, являются взаимодействующими звеньями, образуют определенную целостность, подкрепляют и дополняют друг друга. [15, с.62]. Полная реализация названных выше принципов уголовной политики как идеальной модели содержания и применения законодательства уголовно-правового цикла, конечно, является длящимся процессом, связанным с реформированием белорусского общества. В частности, многое зависит от надлежащего ресурсного, кадрового, организационного обеспечения правоохранительной деятельности, от формирования в обществе атмосферы доверия и поддержки по отношению к деятельности субъектов уголовной политики. Уголовная политика играет значительную роль по отношению к другим частям проводимой государством политики, она в данном случае выступает в роли иммунитета, который вырабатывается государством для устранения преступности как барьера, мешающего созданию условий для свободного и достойного развития общества. В качестве главного инструмента, посредством которого и реализуется данная политика, служит уголовный закон, который создает базу для формирования всей системы мер преодоления в стране острейших антиобщественных явлений. И поэтому, можно сказать, что реализация уголовной политики с помощью ее различных средств является отражением легитимной власти любого государства.
ГЛАВА 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.013 с.) |