Тема 8. Основы уголовного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Основы уголовного права



Цель изучения темы:

-приобретение студентами теоретических знаний о современном состоянии уголовного законодательства.

 

Требования к знаниям:

-знать структуру и содержание уголовного закона как основного инструмента уголовно-правового регулирования общественных отношений, действие уголовного закона во вре­мени, в пространстве, по кругу лиц;

- понятие состава преступления, его элементы, стадии совершения преступления, соучастие в преступлении;

- обстоя­тельства, исключающие преступность деяния;

- понятия назначения наказания (его виды), освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания;

- особенности уголовной ответственности несовершен­нолетних.

 

Требования к умениям:

-анализировать и раскрывать содержание понятия уголов­ного закона

-владеть понятийным и категориальным аппаратом, использу­емым в сфере уголовного права.

 

Содержание учебной темы

Предмет и метод уголовного права. Система. Источники. Субъекты правоотношений Преступление: понятие, виды, состав. Отличие преступления от других правонарушений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Цели и виды наказания. Основные и дополнительные ме­ры наказания. Обстоятельства, смяг­чающие и отягчающие ответственность. Освобождение от уголовной ответственности и от уголовного наказания; Особенности уголовной ответственности несовершен­нолетних.

Методические рекомендации

Изучение уголовного права следует начать с анализа его предме­та и метода как отрасли нрава и анализа уголовного закона - кодек­са. Студент должен прийти к выводу, что уголовное право представ­ляет собой систему правовых норм, издаваемых высшим представи­тельным органом федеральной власти, определяющих основания и принципы уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступлениями, виды и размеры наказаний за них, в некоторых случаях основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Студент должен обратить внимание на то, что предмет и метод уголовного права схож с административным, но имеет при этом ряд отличий - уголовное право целиком построено на использовании запретительного метода и основной целью имеет защиту обществен­ных отношений от наиболее опасных противоправных посяга­тельств.

Далее на основе анализа общей части уголовного кодекса необ­ходимо изучить понятие и признаки преступления. В этом случае целесообразно использовать метод сравнения преступления и административного правонарушения, обратив внимание на отличитель­ные признаки первого.

При классификации преступлений следует иметь ввиду, что ст. 15 УК РФ определяет ее основание - характер и степень общественной опасности преступного деяния. При этом уголовное законодательство устанавливает четыре категории преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Нуж­но охарактеризовать каждый вид преступлений.

При анализе состава преступления необходимо проанализировать его элементы: объект преступления, субъект пре­ступления, объективная сторона преступления, субъективная сторо­на преступления. Особо внимательно следует отнестись к вопросу об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность. Следует четко определить возраст, с которого гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, а так же хорошо по­нимать, что такое крайняя необходимость и необходимая оборона, невменяемость лица и основания ее признания.

Изучение вопроса об уголовной ответственности следует начать с определения понятия «уголовная ответственность». Также следуетпомнить, что основной формой реализации уголовной ответственно­сти является наказание. Далее необходимо изучить признаки и цели уголовного наказания, которые определены в ч. 2 ст. 43 УК. Следует определить понятие уголовного наказания, которое формулируется на основе признаков характерных для уголовного наказания.

Рассматривая классификацию, рекомендуется выделить основ­ные и дополнительные наказания, а также наказания установленные ст.44 Уголовного кодекса. Необходимо помнить, что виды наказа­ний, содержащихся в УК РФ расположены в определенном порядке, от менее сурового к более суровому. Перечень наказаний исчерпы­вающий, следовательно, расширенному толкованию не подлежит. Студент должен знать не только виды наказаний, и их характеристи­ку, а также иметь представление о таком последствии применения наказания как судимость.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое уголовное право?

2. Охарактеризуйте принципы уголовного права РФ?

3. Каковы отличия преступлений от других видов правонарушений? Назовите признаки преступления.

4. Назовите категории преступлений.

5. Дайте определение составу преступления. Каковы его составляющие?

6. Дайте понятие уголовной ответственности. Что может служить основанием уголовной ответственности?

7. Дайте определение наказанию. Какие виды уголовных наказаний являются основными, а какие дополнительными?

8. Какие обстоятельства исключают преступность деяния?

9. С какого возраста наступает уголовная ответственность? В чем заключаются особенности привлечения к уголовной ответственности несовершен­нолетних?

Задания для самостоятельной работы

1. Поясните на конкретных примерах основные принципы уголовного права.

2. Составьте развернутую схему видов преступлений на основа­нии классификации, отраженной в Уголовном кодексе.

3. Составьте список преступлений против несовершеннолетних, за совершение которых могут быть привлечены к ответственности их родители

4. Выясните, обратившись к нормам Уголовно - процессуального кодекса, особенности уголовного судопроизводства над несовершеннолетними.

5. Раскройте содержание понятия «необходимая оборона». При необходимости обратитесь к Уголовному кодексу РФ. Назовите условия правомерности не­обходимой обороны.

6. Напишите эссе на тему «В чем смысл уголовного наказания?». Поясните свою точку зрения относительно данной проблемы. Поразмышляйте над вопросами: зачем нужно наказа­ние? Стоит ли его ужесточать?

Нормативные правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993.- 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 го­да №63-Ф3 (с изм. и доп.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст.2954.


Литература

 

1. Аминов Д. И. Полный курс уголовного права России в табли­цах и схемах Учебное пособие. / Под. ред. В. П. Ревина. - М: Филинъ. 1999.

2. Бусулин. Право и ответственность.// Основы государства и права, №1,4-6, 2002 г.

3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. / Под. ред. Ю. И. Скуратова, В.М. Лебедева. 3-е издание, изменения и дополне­ния. - М.: НОРМА-ИНФРА. 2000

4. Судебная практика по уголовным делам. /Сост. ГЛ. Есаков. М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2005.

5. Уголовное право России. Учебник для^вузов в 2-х томах. Том 1. Общая часть. / Отв. ред. А. Н. Игнатьев, Ю. А. Красиков.- М.: НОРМА-ИНФРА. 2000.

6. Уголовное право России. Части Общая и особенная: учеб. /М.11. Журавлев и др.; под ред. А.И. Рарога. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

7. Уголовное право России. Т. 1. Общая часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. - М.: Норма, 2000.

8. Уголовное право. Общая часть / Под ред. З.А. Незнамовой. - М.:

9. Уголовный кодекс Российской Федерации / Постатейный научно-практический комментарий под ред. А.И. Рарога.- М: НОРМА-ИНФРА 2004.

Понятия

 

1. Крайняя необходимость – обстоятельство, при котором в процессе устранения опасности возникает необходимость причинения вреда для того, чтобы предотвратить наступление большого вреда.

2. Необходимая оборона – защита личности и прав обороняющегося от общественно-опасного посягательства, при котором допускается причинение вреда посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица.

3. Объект преступления – общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые направлено преступное посягательство.

4. Объективная сторона – внешние, независимо от субъекта проявления общественно-опасного деяния.

5. Основание уголовной ответственности – совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.

6. Предмет уголовного права – общественно-опасные деяния, содержащие признаки преступления.

7. Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

8. Состав преступления – совокупность необходимых объективных и субъективных элементов общественно-опасного деяния, характеризующих его как преступление.

9. Соучастие в преступлении – особая форма преступной деятельности, когда несколько лиц объединяют свои усилия для достижения общественно-опасного результата.

10. Субъект преступления – лицо, совершившее общественно-опасное деяние и способное в соответствие с законом отвечать за содеянное.

11. Субъективная сторона преступления – специфическая деятельность лица, непосредственно связанная с преступлением.

12. Уголовная ответственность – неблагоприятные последствия для виновного лица, поведение которого противоречат принятым в обществе нормам права.

13. Уголовное право – одна из основных отраслей права, содержащая нормы, определяющие преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Тема 9. Правовое регулирование образовательных отношений

Цель изучения темы:

- усвоение правовых норм, регламентирующих об­разовательные правоотношения для обеспечения реализа­ции конституционного права граждан на образование, а также осуществления защиты и гарантий их прав, интере­сов и свобод в области образования.

Требования к знаниям:

-знать источники образовательного права, основные элементы системы образования, правовые основы организации образовательного процесса, содержание правового статуса основных субъектов образования, особенности регулирования трудовых отношений в сфере образования.

Требования к умениям

-применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие образовательные отношения;

-владеть навыками по защите прав и законных интересов участников образо­вательного процесса.

 

Содержание учебной темы

Основные начала и це­ли законодательства об образовании. Предмет и метод образовательного права. Система и принципы образовательного права. Источники. Система образования. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Уровни и формы получения образования. Образовательные учреждения. Органы управления образованием.

Нормативно-правовое обеспечение образования. Локальные акты в области образования. Устав образовательного учреждения. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации. Документы об образовании.

Особенности регулирования трудовых отношений в сфере образования. Правовой статус субъектов образования.

Методические рекомендации

Приступая к изучению темы, необходимо рассмотреть роль образования в современном обществе, государственную политику в области образования, основы ее правовой регламентации, а также принципы государственной образовательной политики:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспи­тание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам чело­века, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального, культурного и образовательного пространства, учет национальных, региональных культурных традиций и особенностей в ус­ловиях многонационального государства;

3) общедоступность, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Студент должен изучить Концепцию модернизации российского образова­ния до 2010 г., и получить знания о тенденциях мирового развития и социальных требованиях к системе российского образования.

Признавая образовательное право комплексной отраслью права, следует проанализировать специфику тех отноше­ний, которые оно регулирует. Предмет комплексной отрас­ли права не является однородным. В сфере образования имеют место отношения связанные с социальной защитой учащихся, трудовые, административные, имущественные, финансовые, налоговые и собственно педагогичес­кие отношения. Признаками педагогических отношений являются:

· участие в них учащегося;

· отношения складываются в рамках образовательного процесса;

· отношения направлены на обучение и воспитание.

Следующим шагом должен стать анализ источников образовательного права Источники образовательного права - это норма­тивные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования. Среди них особое место занимают международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах, Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ - основа правового регулиро­вания в сфере образования. В ней закреплено право на образование (ст.43). Студент должен знать содержание и принципы его реализации.

Базовым в сфере образования также является Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образо­вании». Данный закон:

· нормирует основы правового регулирования образователь­ных отношений во всех отраслях образования;

· устанавливает структуру систе­мы образования, ее основные элементы;

· определяет общие требования к содержанию образования, орга­низации образовательного процесса, приему граждан в обра­зовательные учреждения;

· закрепляет общие принципы управления системой образования и ее финансирования;

· регламентирует правовое положение участников образователь­ного процесса и т. д.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и пос­левузовском профессиональном образовании» регулирует ана­логичные отношения в сфере высшего и послевузовского про­фессионального образования, поэтому его можно рассматривать как специальный акт по отношению к Закону «Об образова­нии». Отдельные отношения в области образования регулиру­ются и другими законодательными актами. В частности, гаран­тии права ребенка на образование регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Ряд норм, касающихся образовательного процесса, закреплен в Федераль­ном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Студент должен осознавать, что отраслевая структура образовательного законода­тельства неоднородна, поскольку включает нормативные акты, которые являются источниками различных отраслей права (например, Трудовой кодекс, Гражданский кодекс).

Основная доля вопросов в сфере образования урегулирована с помощью подзаконных нормативных актов органов государственной власти и органов МСУ.

Учет особенностей образовательных отношений, которые складываются в конкретных образовательных учреждениях, осуществляется путем принятия локальных нормативных ак­тов. Примерами локальных нормативных актов образовательных учреждений могут служить правила внутреннего распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, по­ложения о стипендиальном обеспечении, об общежитиях и др.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о системе образования. В ст. 8 ФЗ «Об образовании» дается понятие системы образования как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:

· преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

· сети реализующих их образовательных учреждений;

· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Таким образом, в системе образования выделяют три подсистемы: содержательную, функциональную и организационно - управленческую.

Характеризуя содержательную подсистему, которая отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня, студент должен дать понятие о назначении и структуре государственных образовательных стандартов (федеральный компонент, национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения), а также уровнях (основное общее; среднее (полное) общее; начальное профессиональное; среднее; высшее; послевузовское профессиональное образование) и направленности образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные, основные и дополнительные).

Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Студент должен изучить правовой статус образовательных учреждений, типы и виды об­разовательных учреждений и организаций, регламентацию их деятельнос­ти, учредительные документы, права и обязанности, ответственность об­разовательных учреждений, типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганиза­ции и ликвидации, требования к уставу образовательного учреждения, рассмотреть процедуры лицензирования и аккредитации. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществ­лении образовательного процесса, подборе и расстановке кад­ров, научной, финансовой, хозяйственной деятельности. Оно само определяет организационные структуры управления, штатное расписание, правила внутреннего трудового распо­рядка, разрабатывает свой устав. Образовательному учрежде­нию предоставлены широкие возможности выбора содержа­ния образования, организации образовательного процесса.

Организационно-управленческая подсистема включает органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Одним из важнейших принципов, установленных Законом РФ «Об образовании», является демократический, государст­венно-общественный характер управления процессами функ­ционирования и развития образовательного учреждения. В ФЗ «Об образовании» разграничены права и обязанности органов управле­ния различных уровней. Студент должен выяснить содержание понятий: «управление системой образования», «компетен­ции Российской Федерации в области образования», «компетенции субъек­тов Федерации», «компетенция органов местного самоуп­равления в области образования», «децентрализация в управлении».

Далее рассматриваются общие требования к организации образовательного процесса. Предметом рассмотрения в частности становится вопрос о требованиях к приему граждан в ОУ. Порядок приема в школы определяется Законом Российской Фе­дерации «Об образовании», а в части, не урегулированной Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. При приеме ученика администрация школы обязана ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом шко­лы, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со сви­детельством о государственной аккредитации образовательного учреж­дения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществ­лять на конкурсной основе. Родители (законные представители) обучающихся имеют право выби­рать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, однако не могут настаивать на реализации каких-либо образователь­ных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в устав данного учреждения. Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления. Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Для зачисления ребенка в 1 класс родители представляют в обще­образовательное учреждение заявление о приеме, медицинскую карту ребенка, справку о месте проживания ребенка. После окончания приема заявлений зачисление в общеобразова­тельное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения родителей.

Организация процесса обучения в школе регламентируется учеб­ным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календар­ным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

При исполнении профессиональных обязанностей педагогичес­кие работники имеют право на свободу выбора и использования мето­дик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебни­ков в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспи­танников, педагогов. Применение методов физического и психичес­кого насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не до­пускается. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обу­чающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность оз­накомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а так­же с оценками успеваемости обучающихся.

Школа осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных но­сителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) госу­дарственным органом управления образованием (ст. 15).

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. Перевод учеников в следующий класс производится по решению органа управления образовательного учреждения. Ученики, не освоившие образовательную программу предыдуще­го уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (ст. 17).

Обязательным при рассмотрении вопроса об организации образовательного процесса, является изучение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации 25 ноября 2002 г. и введенных в действие с 1 сентября 2003 г.

В заключении изучения данного вопроса рассматриваются нормативные акты о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, особое внимание следует обратить на ЕГЭ. Образовательные учреждения, имеющие государственную акк­редитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учрежде­ния (ст. 27).

Изучая образовательное право, студенту важно усвоить сущность правового положения участников образователь­ного процесса. Круг участников образовательного процесса обозначен в ФЗ «Об образовании» (гл. 5), а также в Типовых положениях об образовательных учреждениях.

ФЗ «Об образовании» за­крепляет основные конституционные пра­ва и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования (например, право на уважение человеческого досто­инства, право на свободу информации). Ряд прав обучающихся, отражающих кон­ституционное право на объединение, сво­боду труда, в ФЗ «Об образовании» раскрываются через введение запрети­тельных норм (например, не допускается принужде­ние обучающихся, воспитанников к всту­плению в общественные, общественно-политические организации (объедине­ния), движения и партии).

Значительный массив прав обучающихся определен ФЗ «Об образовании» (например, право на выбор образовательного учреж­дения и на выбор формы получения обра­зования, право на обучение в соответствии с госу­дарственными образовательными стан­дартами; право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государст­венных образовательных стандартов и т.д.). Типовое положение об общеобразователь­ном учреждении, утвержденное постанов­лением Правительства РФ от 19 марта2001 г. № 196, подтверждает права уча­щихся, закрепленные в законе «Об обра­зовании».

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляется ряд мер и гарантий по защите прав ребенка в области образования (например, учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объе­динений, создаваемых политическими партиями и религиозными организация­ми), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию; учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учрежде­ний и учреждений начального общего образования, имеют право самостоя­тельно или через своих выборных пред­ставителей ходатайствовать перед адми­нистрацией о проведении с участием вы­борных представителей учащихся дис­циплинарного расследования деятель­ности работников образовательных уч­реждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка и т.д.).

Право на образование и его реализация уча­щимися связаны с выполнением обязанностей (например, соблюдать устав общеобразовательного учреждения, уважать честь и достоинство других обу­чающихся и работников образовательно­го учреждения и т.д.)

Согласно ФЗ «Об обра­зовании», права и обязанности обучающих­ся образовательного учреждения определя­ются уставами и иными локальными акта­ми, предусмотренными уставом образова­тельного учреждения.

Таким образом, студенту, для того чтобы иметь полное представление о правовом статусе учащегося необходимо обратиться к нормам всех названных выше нормативных актов. Эти же нормативные акты, а также Семейный кодекс РФ, регламентируют правовой статус родителей.

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Родитель­ские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолет­них детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми пол­ной дееспособности до достижения совер­шеннолетия. За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную и уголовную и иную ответственность

Далее студент знакомится с правовым положением педагогических работников.

Общепризнанные права человека, закреп­ленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распростра­няются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вме­сте с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой ка­тегории работников.

Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необходимое об­разование и соответствующую педагогиче­скую квалификацию, определяемые зако­ном, независимо от национальной принад­лежности, пола, языка, социального проис­хождения и вероисповедания.

Конституция Российской Федерации педа­гогическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных долж­ностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государствен­ной службе.

Весь комплекс прав учителей условно мож­но разделить на две группы:

1) права и дополнительные гарантии учите­ля как работника;

2) права и свободы, связанные со специфи­кой педагогической деятельности.

Студент должен определить права учителя, изучив нормы Трудового кодекса РФ и ФЗ «Об об­разовании».

Должностные обязанности педагогических работников дополнительно отражены в тарифно-квалифи­кационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образо­вательного учреждения.

Педагогические работники обязаны:

· уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, под­держивать дисциплину на основе уваже­ния человеческого достоинства метода­ми, исключающими физическое и пси­хическое насилие по отношению к уче­никам;

· соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

· осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого пред­мета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

· реализовывать образовательные про­граммы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требовани­ям государственного образовательного стандарта;

· способствовать социализации, формиро­ванию общей культуры личности, осоз­нанному выбору и последующему освое­нию профессиональных программ;

· стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональ­ной деятельности;

· проявлять готовность к участию с учащи­мися и родителями в мероприятиях, вы­ходящих за рамки плана образовательно­го учреждения.

Студенту также следует разобраться в вопросах оплаты труда педагогического работника в зависимости от педагогического стажа работы и квалификационной категории, в основных социальных гарантиях и льготах, предоставляемых педаго­гическим работникам ОУ.

Изучая вопрос правовом статусе студента НТГСПА, необходимо изучить ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Устав НТГСПА, Правила внутреннего распорядка НТГСПА.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте образовательное право как комплексную от­расль права.

2. Охарактеризуйте политику государства в сфере образования.

3. Охарактеризуйте источники образовательного права.

4. Дайте определение системы образования и назовите ее основные элементы.

5. Охарактеризуйте понятие, признаки и структуру государствен­ного образовательного стандарта.

6. Охарактеризуйте правовой статус образовательного учреж­дения?

7. Как разграничиваются полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области управления образованием?

8. Дайте определение образовательного процесса. Назовите локальные нормативные акты, регулирующие органи­зацию образовательного процесса

9. Перечислите формы получения образования.

10. Каков порядок приема в общеобразовательные учрежде­ния?

11. Какие виды аттестации учащихся вы знаете? В чем их юриди­ческое значение? Назовите документы, подтверждающие уровень образования.

12. Что такое единый государственный экзамен?

13. Охарактеризуйте права учащихся по Закону «Об образовании».

14. Охарактеризуйте правовой статус родителей.

15. Какие ограничения для занятия педагогической деятельностью установлены законом?

16. В чем особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников?

17. Укажите факторы, влияющие на величину заработной платы учителя.

18. Каковы права и обязанности педагогических работников по отношению к иным субъектам образовательных отношений?

Задания для самостоятельной работы

 

1. В соответствии с текстом Конституции РФ и ФЗ «Об образовании» составьте список гарантий реализации права на образование.

2. Охарактеризуйте основные направления преобразований в сфере образования. Воспользуйтесь текстом «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»

3. Дайте характеристику международно-правовых источников об­разовательного права. В чем вы видите их значение?

4. Сформулируйте определение образовательной услуги. Является ли деятельность образовательного учреждения по ока­занию платных образовательных услуг предпринимательской? Используя ФЗ «Об образовании», укажите, разрешенные для ОУ, виды предпринимательской деятельности.

Охарактеризуйте правовой статус студента. Для выполнения работы используйте ФЗ «О высшем и послевузовс­ком профессиональном образовании» № 125-ФЗ, а также Устав НТГСПА, Правила внутреннего распорядка НТГСПА.

Нормативные правовые акты:

1. Конвенция ООН о правах ребенка / Сб. международных и российских законодательных актов. - М., 1999

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

3. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. Ст. 16; Рос­сийская газета. 27.01.1996.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-2-3 // Рос­сийская газета. - 1994. - 8 декабря; - 1996. - 6, 7, 8 февраля; - 2001. - 28 ноября.

5. Трудовой кодекс РФ, глава 52. «Особенности регулирования труда педагогических работников».

6. «Об образовании» Федеральный закон от 10 июля 1992 г.. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1797.

7. «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, заня­тым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей», Федеральный закон от 29.02.1996 г. № 21-ФЗ

8. «О высшем и послевузовс­ком профессиональном образовании», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

9. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 10.01.03)

10. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 20.07.00)

11. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 13.01.01)

12. «Об утверждении Примерного положения о попечительском со­вете общеобразовательного учреждения» Постановление Правитель­ства РФ от 10.12.1999 г. № 1379



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.105 с.)