Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Основы конституционного права↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цель изучения темы: -формирование у студентов знаний об основах конституционного строя РФ, о взаимоотношениях государства и личности.
Требования к знаниям: -знать основы правового статуса личности, ее основные права, свободы и обязанности; -основы народовластия и формы его реализации; -основные характеристики российского государства; -форму правления, политический режим, территориально-политическое устройство; -основные формы организации и деятельности государственной власти;
Требования к умениям: -характеризовать систему и компетенцию органов законодательной, исполнительной, судебной власти РФ и субъектов РФ, роль Президента РФ системе разделения властей; -уметь ориентироваться в конституционном законодательстве; -владеть навыками применения полученных теоретических знаний, защиты конституционных прав и свобод личности.
Содержание учебной темы Предмет, метод и источники конституционного права. Объекты конституционного регулирования. Форма и структура Конституции 1993 г. Юридические свойства Конституции. Основы конституционного строя РФ. Формы собственности по Конституции РФ. Политическая система РФ. Система органов государственной власти. Федеративное устройство РФ. Понятие и виды субъектов федерации. Федеральная власть в регионах. Судебная система в РФ. Конституционный статус личности. Понятие и структура правового статуса личности в РФ. Содержание конституционных прав и свобод личности в России. Обязанности граждан России. Понятие, виды и способы приобретения гражданства. Защита конституционных прав и свобод. Методические рекомендации Изучение темы следует начать с понятия «конституция», характеристики ее черт (основополагающий характер, реальность, стабильность), свойств (основной закон, верховенство, база законодательства, особый порядок принятия) и видов (писаные и не писаные, жесткие и обычные, реальные и фиктивные). Затем необходимо охарактеризовать Конституцию РФ 1993 года, отразив ее структуру, изначально указав основные вехи конституционного развития России и СССР (назвать акты конституционного характера в Российской Империи и Конституции СССР и РСФСР). Необходимо рассмотреть дефиницию «основы конституционного строя», назвать и дать характеристику таких основ как: демократическое, федеративное, правовое государство, республика, социальное и светское государство, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства, экономическая основа-многообразие форм собственности. Характеризуя Россию как федерацию, необходимо повторить материал темы №1 о формах государственного устройства, назвать субъекты РФ, их правовое положение, принципы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Далее следует рассмотреть конституционные права и свободы граждан, обратив при этом внимание на соотношение понятий «права» и «свободы» граждан. Следует помнить, что права и свободы граждан являются элементом правового статуса личности наряду с гарантиями прав и свобод, юридической ответственностью и законными интересами. Следует охарактеризовать каждый из названных элементов правового статуса личности. Затем привести классификацию прав и свобод, дать характеристику каждой группы прав. Студенты должны подготовить доклады по каждой группе конституционных прав продолжительностью 5-7 минут. Темы докладов: 1.Личные (гражданские) конституционные права и свободы граждан. 2.Социально-экономические и культурные права и свободы граждан. 3.Политические права и свободы граждан. При этом, студент должен проанализировать степень реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Изучая права и свободы граждан, не стоит забывать о гарантиях этих прав, под которыми понимаются совокупность средств и способов обеспечения прав и свобод. Необходимо рассмотреть конституционные обязанности граждан, а также провести анализ статей Конституции РФ относительно возможного ограничения прав и свобод граждан. Приступая к изучению системы органов государственной власти, рекомендуется повторить вопрос «Механизм государства», помнить о делении органов государственной власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также помнить, что государственная власть в России осуществляется федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов. Затем поочередно рассмотреть законодательные, исполнительные и судебные органы, а также правовой статус Президента РФ, порядок его избрания и прекращения деятельности, полномочия, учитывая, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, а занимает особое положение. Изучая органы власти по каждой ветви, не стоит забывать о двухуровневой системе власти: федеральной и региональной. Рассматривая судебную власть РФ изначально необходимо уяснить, что судебная власть осуществляется только судами, охарактеризовать судебную систему, сформулировать понятие судебной инстанции, назвать и охарактеризовать виды судебных инстанций (суд первой инстанции, второй (кассационной) и надзорной инстанции), назвать суды, образующие судебную систему. Далее поочередно охарактеризовать суды всех трех подсистем: конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Назвать и охарактеризовать принципы правосудия. Изучая вопрос о местном самоуправлении, студент должен использовать ФЗ РФ от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «Конституция». Какие бывают виды конституций? 2. Назовите юридические свойства Конституции. 3. Каковы основы конституционного строя РФ? 4. Что называют правовым статусом личности? Перечислите элементы правового статуса личности. 5. Какие виды прав человека вам известны? 6. Каковы конституционные обязанности гражданина России? 7. Перечислите основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. 8. Дайте определение понятия «государственный орган». Какова система органов государственной власти Российской Федерации? 9. Опишите структуру Федерального Собрания РФ. Из каких палат оно состоит? Каковы полномочия этих палат? 10. Какому органу в Российской Федерации принадлежит высшая исполнительная власть? Какими полномочиями обладает данный орган? 11. Охарактеризуйте судебную систему Р.Ф. 12. Какие полномочия имеют органы местного самоуправления
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте таблицу «Конституционные права гражданина РФ».
2. Опираясь на материалы средств массовой информации и доклад Уполномоченного по правам человека о состоянии прав человека, выскажите свое мнение о соблюдении прав человека в Российской Федерации 3. Составьте схему: «Органы государственной власти в РФ». Найдите материал в средствах массовой информации о конкретных формах работы парламента страны, правительства или судов за последнее время. Сопоставьте эту информацию с нормами права 4. Заполните таблицу «Виды субъектов Российской Федерации»:
В чем, по Вашему мнению, проявляется равенство в конституционно-правовом статусе субъектов Федерации? Как реализуется на практике принцип равноправия субъектов? В какой статье он закреплен? 5. Составьте список вопросов, которые уполномочены решать органы местного самоуправления.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. № 237. 25.12.1993. 2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № I-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. № 138 - 139. 23.07.1994. Российская газета. №247. 20.12.2001. 3. Закон Российской Федерации от 26.06.1992. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. №170.29.07.1992. 4. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. в ред. от 13 января 1996 г. «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1797. 5. Закон Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г. № 5242. 6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»// Собрание Законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032. 7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»//Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 11. Ст. 2091.
Литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Проспект. 2006. 2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Р.Ф. – М.:ТК Велби, 2006. 3. Ген НЛ. Специфика конституционных норм и особенности их реализации // Журнал российского права. №11. 2001. 4. Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Конституционное право _ СПб.: Питер, 2004. 5. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2000. 6. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. 7. Козлова Е.И., Кутафин О.К. Конституционное право России: Учебник. М: Юридическая литература. 2001 8. Чиркин В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Норма. 2001. 9. Яценко И.С. Конституционное право России: Учебник. - М.: Норма. 2005.
Понятия
1. Государственный орган – организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. 2. Местное самоуправление – система организации самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов данного государства. 3. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти в РФ. 4. Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. 5. Конституция РФ – основной закон российского государства, закрепляющий основы общественно-политического и экономического строя страны, форму правления и государственного устройства, основы правового положения граждан, принятый всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяющийся на всей территории РФ. 6. Конституционное право – отрасль права, нормы которой регулируют наиболее важные отношения в сфере устройства и функционирования государственной власти, территориального устройства государства и правового положения граждан. 7. Государственная Дума РФ – в соответствии с Конституцией РФ 1993 года – это нижняя палата Федерального Собрания – парламента РФ, основными полномочиями которой является принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контролем за деятельностью правительства РФ. 8. Государственное устройство – способ территориальной организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления; складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. 9. Гражданство РФ – устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом; представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принципы гражданства РФ и регулирующих отношения по поводу гражданства. 10. Президент РФ – согласно Конституции РФ 1993 года (ст. 80) выборный глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. 11. Конституционные обязанности гражданина РФ – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания РФ к поведению граждан РФ не зависимо от места их нахождения. 12. Конституционные права гражданина РФ – закрепленные в Конституции РФ, совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина. 13. Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть конституционного производства. 14. Разделение властей РФ – один из основополагающих принципов конституционализма, закрепленный в статье 10 Конституции РФ 1993 года, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти. 15. Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения; наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. 16. Совет Федерации РФ – верхняя палата Федерального Собрания; участвует в законодательной деятельности путем рассмотрения (с последующим одобрением или отклонением) федеральных законов, принятых государственной думой, а также путем совместного с государственной думой принятия федеральных конституционных законов. 17. Федеральное Собрание – Парламент РФ – представительный и законодательный орган (Парламент) РФ, состоящий из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу кругу полномочий и способа формирования. 18. Гарантии прав человека и гражданина – система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.012 с.) |