Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Семейные правоотношенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Цель изучения темы: -овладение знаниями в области правового регулирования семейных отношений. Требования к знаниям: -знать действующие нормы семейного права о порядке и условиях заключения и прекращения брака, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, алиментных обязательствах членов семьи.
Требования к умениям: -применять нормы семейного права к конкретным жизненным ситуациям. -владеть навыками: по защите прав и законных интересов детей.
Содержание учебной темы Предмет и источники семейного права. Брак. Условия действительности, порядок заключения. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный и договорный режим имущества. Ответственность супругов по обязательствам. Прекращение брака. Правоотношения родителей и детей. Личные права и обязанности родителей и детей. Имущественные отношения родителей и детей. Лишение родительских прав. Алиментные обязательства. Осуществление и защита семейных прав. Методические рекомендации Приступая к изучению темы необходимо рассмотреть понятие и предмет семейного права, обратить внимание на особенности брачно-семейных отношений, а также рассмотреть принципы (ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ)). Здесь же следует дать понятие брачно-семейных отношений, затем перейти к понятию семьи и брака. При определении понятия «семья» стоит учесть наличие определения «семья» в социальном и юридическом смысле. Далее студент должен рассмотреть условия вступления в брак (ст. 12 СК РФ) и условия, препятствующие вступлению в брак (ст. 14 СК РФ), рассмотреть порядок заключения брака. При изучении вопроса о недействительности брака необходимо указать случаи признания его недействительным, а также значение и правовые последствия признания брака недействительным (гл.5 СК РФ). Относительно вопроса о прекращении брака, студент должен рассмотреть основания его прекращения (ст. 16 СК РФ), существующие ограничения при расторжении брака (ст. 17 СК РФ) и порядок его расторжения. При этом необходимо знать о возможности расторгнуть брак в органах ЗАГС или в суде, необходимо определить случаи расторжения брака в этих органах, порядок расторжения брака и момент прекращения брака (ст. 25 СК РФ). При расторжении брака в органах ЗАГС существует обычный и упрощенный порядок расторжения. Изучая порядок расторжения брака в суде, следует обратить внимание на вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака (ст. 24 СК РФ). Рассматривая права и обязанности членов семьи необходимо разграничивать личные и имущественные права и обязанности. Правам и обязанностям супругов посвящен третий раздел СК РФ. Изучая имущественные права и обязанности, студент должен знать о существовании двух режимов имущества супругов: договорного (согласно брачному договору) и законного (режим общей совместной собственности). Кроме того, не стоит забывать о том, что правила СК РФ распространяются лишь на лиц, состоящих в законном браке. Следует рассмотреть правила раздела имущества, в том числе вопрос об определении долей (ст. 39 СК РФ). Особенное внимание необходимо уделить изучению брачного договора (гл. 8 СК РФ), как цивилизованному способу определения режима имущества супругов и способу бесконфликтного раздела имущества. При этом, следует учесть, что в брачном договоре могут быть регламентированы лишь имущественные права супругов. Далее необходимо изучить права и обязанности родителей и детей (раздел VI СК РФ), вопрос об установлении происхождения детей (гл. 10 СК РФ), особо обратить внимание на осуществление, защиту и лишение родительских прав (ст. 65, 68-79 СК РФ). Приступая к изучению алиментных обязательств членов семьи следует учесть, что алименты выплачиваются не только родителями в пользу детей, но и детьми в пользу родителей, а также братьев, сестер, внуков, бабушек и дедушек и других членов семьи, кроме того, алименты могут быть взысканы и в пользу бывших супругов, (раздел V СК РФ). Необходимо обратить внимание, что алименты в пользу детей могут быть взысканы не только после прекращения брака, но и в любой момент в период брака. При изучении необходимо обозначить случаи выплаты алиментов, их размеры, порядок взыскания и уплаты, а также возможность заключения соглашения об уплате алиментов. Затем следует рассмотреть ответственность по семейному праву, в частности, возможность лишения родительских прав.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику семейного права. 2. Каковы условия и порядок заключения брака? 3. При каких условиях брак может быть признан недействительным, каковы последствия такого признания? 4. Опишите порядок расторжения брака? 5. Назовите личные права и обязанности супругов 6. Перечислите пути регулирования имущественных отношений супругов. 7. Перечислите права и обязанности родителей. Охарактеризуйте основания лишения родительских прав.
Задания для самостоятельной работы
1. Поясните, что представляет собой система норм, устанавливающих порядок заключения и расторжения брака. При каких обстоятельствах не разрешается заключать брак в государственных органах записи актов гражданского состояния? 2. Что такое брачный договор? Какие взаимоотношения супругов он регулирует? Составьте проект брачного договора. 3. Приведите пример сложной жизненной семейной ситуации из литературы или кино и прокомментируйте его с точки зрения морали и семейного права. 4. Какие нормативные акты содержат нормы о правах ребенка? Какими правами наделен ребенок в нашей стране? Сталкивались ли вы с фактами нарушения прав детей? Поясните их причины. 5. Составьте таблицу: «Правовой статус родителей» по Семейному кодексу РФ.
Нормативные правовые акты:
1. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. Ст. 16; Российская газета. 27.01.1996. 2. Федеральный закон РФ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.11.1997. № 47. Ст. 5340; 3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802; 4. Постановление Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» от 18.07.1996 г. № 841 // Собрание законодательства РФ. 29.07.1996. № 31. Ст. 3743; 5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 05.11.1998 г. №5 // Российская газета. 18.11.1998. № 219; 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 27.05.1998 г. № 10//Российская газета. 10.06.1998. № ПО.
Литература
1. Антоколъская МВ. Семейное право, М.: Юристъ, 2003. 2. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. М.: «Бератор», 2004. 3. Гуль Н.В. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних//Журнал российского права. 2005. № 3. 4. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М. «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. 5. Косова О. Соглашение об уплате алиментов: вопросы содержания и применения//Российская юстиция. 2004. № 2. 6. Куницын А.Р. Образцы заявлений и жалоб в суд (с комментариями законодательства и судебной практики). Практическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 7. Муратова С.А. Семейное право: Схемы, комментарии. Учеб. пособ. М.: Новый юристъ, 1998. 8. Нечаева A.M. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ 1998. 9. Пчелинцева Л М. Семейноо право России. Учебник. - М.: Норма Инфра-М, 1998. 10. Скловский К., Скловский И. Для тех, кто в браке// Юрист.2004. № 13. 11. Тихомирова Л.В. Алименты: практическое пособие. М.: Издание «Тихомирова М.Ю.», 2004.
Понятия
1. Семейные правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, в котором его участники связаны имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями и которые возникают из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Алиментные обязательства – обязанности трудоспособных членов семьи отчислять часть заработанных средств на содержание нетрудоспособных членов семьи. 3. Брак - добровольный и равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью создания семьи при соблюдении условий и порядка, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. 4. Брачный договор - это соглашение лиц, вступающих в брак(или уже состоящих в браке), определяющее права и обязанности супругов в браке, а также аналогичные права и обязанности в случае расторжения брака. 5. Личная собственность – собственность, приобретенная до брака, а также имущество, полученное одним из супругов во время в дар, в порядке наследования или по другим безвозмездным сделкам. 6. Лишение родительских прав– крайняя мера, применяемая к недостойным родителям в тех случаях, когда не удалось заставить их должным образом относиться к выполнению ими своих родительских обязанностей. 7. Общая, совместная собственность – имущество, нажитое супругами во время брака. 8. Опека и попечительство - временные формы семейного воспитания. Опека устанавливается над детьми, не достигшими четырнадцати лет. Попечительство – над детьми от четырнадцати до восемнадцати лет. 9. Семейная правоспособность - это способность гражданина иметь личные неимущественные и имущественные семейные права и нести семейные обязанности. 10. Семейное право - отрасль права, регулирующая личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения между супругами, родственниками, родителями (усыновителями) и детьми. 11. Семья -это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.011 с.) |