Сакральный строй древнего Рима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сакральный строй древнего Рима.



Изначально государственная власть в Риме испытывала на себе громадное влияние религии, что выражалось в институтах сильной жреческой власти. Само господство Рима над остальными народами римляне рассматривали как плату богов за усердие римлян в религии. Жреческая должность была пожизненной и нередко совмещалась с гражданской магистратурой. При достаточно большом видовом разнообразии жрецов для истории права важны только три коллегии: понтификов (pontifices); авгуров (augures); фециалов (feciales).

авгуры разрабатывали вопросы публичного права, одним из главных средств для этого служили так наз. "ауспиции"; понтифики - гражданского, процессуального и божественного права;

фециалы - военного и международного права. Свои наработки они помещали в специальные книги, существование которых подтверждается только у понтификов (libri pontificum), но были они и у фециалов и авгуров. Поскольку жрецы были хранителями права, то они были и его толкователями, в этом они конкурировали с царем.

Поэтому известны следующие виды жреческой работы: составление календаря с определением dies fasti, dies nefasti, dies intercisi; собирание ритуальных предписаний; имена всех божеств с формулой призыва в помощь кого-либо из них; собирание записанных юридических советов, которые жрецы давали по какому-нибудь поводу (commentarii).

Без участия авгуров не могло произойти ни одно существенное событие в жизни римлян как частного, так и публичного свойства. Фециалы как представители римской гражданской общины перед богами чужих гражданских общин должны были уметь отводить от Рима и его граждан беду и несчастья, которые чужое божество могло наслать на них. Фециалы выступали послами, объявляли войну - фециал бросал копье в землю противника, и с этого момента война считалась объявленной.

Rex, его статус и компетенция В древний период царь является высшей властью в государстве. Верховность власти состоит в том, что она была пожизненной и безответственной, Царь:1)командовал войском, 2)был жрецом Януса, 3)осуществлял наиболее важные толкования законов и права, 4)совершал наиболее важные ауспиции, т.к. входил в коллегию авгуров, 5)обладал правом суда над всеми гражданами, 6)право на жизнь и смерть гражданина. 7)Законодательные полномочия царя ограничиваются так наз. leges regiae (особый корпус права). Власть царя в Риме не являлась наследственной, но пожизненной. После смерти прежнего происходили выборы нового.

Стадии процесса избрания царя: Interregnum. По смерти царя 10 сенаторов облекались властью управлять государством и, соответственно, искать подходящую кандидатуру нового царя. Из среды этих десяти сенаторов на каждые пять дней избирался междуцарь (interrex). По истечении 50 дней избирались другие десять сенаторов с правами междуцарей и так до тех пор, пока не подыщут царя.

2) creatio regis одобрение кандидатуры царя народом () в форме голосования кандидатуры нового царя по куриатным комициям. Затем сенаторы посредством auctoritas patrum утверждали избрание царя. Inauguratio - инаугурацией. Эта форма состояла в совершении царем ауспиций об угодности его кандидатуры богам, после ауспиций царь получал, таким образом, жреческие функции. Избрание царя завершалось наделением его куриатными комициями высшей властью imperium regium.

Республика - 510 г. до РХ. Последний царь Тарквиний Гордый.

Система магистратов. Magistratus -должность, на которую лица избираются народным собранием. Должность магистрата - не служба, а почесть - honor, поэтому работают безвозмездныо. Все магистраты избирались сроком на один год, только цензоры - на пять лет. Отличительная черта магистратов - коллегиальность, т.е. магистратов больше, чем 1, все они коллеги, их компетенция разделена, они призываются к исполнению своих должностей поочередно. Магистраты имеют в отношении друг друга право обжалования совершенных актов – интерцессии.. Налагать имущественные штрафы могли все магистраты. + следующие виды наказания: 1) арест – могли налагать только высшие магистраты; 2) штраф – все магистраты; 3) отобрание залога. Ограничение власти магистрата - не только права, но и обязанности перед римским народом, мог быть привлечен к суду за свои действия (кроме диктатора, цензора и трибуна) + право провокации и апелляции, которым обладали римские граждане.

Система права магистратов:

1)Право сношения с богами от имени римского народа - т.е. совершения наиболее важных ауспиций: 2)Право сношения с Сенатом и римским народом, право созывать Сенат, требовать от него заключения по вопросу, внесение в народное собрание проектов законов, издания общеобязат. распоряжений. 3)Право высшего военного командования, в т.ч. право объявлять набор войска; вести войну; распоряжаться военной добычей; осуществлять суд над солдатами и противником; военного командования (для высших магистратов). 4)Право высшей админ. и полицейской власти5)Право суда (iurisdictio): в зависимости от иерархического положения магистрата решение его имело либо окончательный, либо преюдициальный характер. Осуществляли суд гражданский и уголовный.

В зависимости от интенсивности и степени возложенных на магистрата полномочий, подразделялись на: magistratus cum imperio (верховные магистраты) и magistratus sine imperio (низшие магистраты). Магистратуры подразделялись также на ординарные: консул, квестор, трибун, эдил

экстраординарные: междуцарь, префект города, диктатор, начальник конницы и т.п.

Минимальный возраст для: для квестуры - 30 лет; претуры - 40 лет; консулата - 43 года.

Обязательно получение предварит. одобрения Сената кандидатур магистратов cum imperio.

Избрание магистратов. Номинация - желавший стать магистратом сообщал об этом лицу, созывавшему последнее народное собрание. Между номинацией и народным собранием посвящался проводил агитацию среди народа в свою пользу. Избранный кандидат приносил присягу на верность законам Рима в храме Сатурна. Если избранный магистрат - cum imperio, он должен был получить еще одобрение куриатных комиций, как древний царь. В остальных случаях -с момента своего избрания.

Виды высших магистратур. CONSUL 2 Консула ежегодно избирались в центуриатных комициях. Избрание подтверждалось Сенатом. Власть обоих консулов равна власти царя, кроме религиозных полномочий. Т.к. они были равны, то каждый уравновешивал действия другого. Сначала консулы отправляли свои обязанности попеременно, впоследствии решали дела коллегиально., назначали помощников, 2 квесторов (в т.ч. заведовали казной республики, надзор за уголовным судопроизводством), преторов (надзор за гражданским судпр-вом). Ограничена власть консулов в уголовном праве – право апелляции осужденного к народному собранию с просьбой о помиловании (provocatio).

Полномочия: председательствует в Сенате и на комициях, право вносить проекты их решений;

налагает подушную подать; высшая уголовная юрисдикция, расследование преступлений и поддержание общего порядка в городе;право верховного военного командования.

DICTATOR ИЛИ MAGISTER POPULI В крайних обстоятельствах римский народ (по инициативе Сената) в лице 1 из консулов избирал диктатора. Его власть фактически была ничем ограничена, даже провокацией. Единственное ограничение - срок полномочий 6 мес. нет права распоряжаться гос. казной Помощник - начальник конницы. Все остальные магистраты обязаны подчиняться, исполняя его распоряжения. Только личность трибуна сохраняла неприкосновенность.

ТРИБУН Плебейский трибун - "неприкосновенные магистраты". Обязанности - помощь плебеям против патрициев (вскоре стали защитниками всех римлян). 1)Абсолютное право опротестовывать любое решение любых магистратов за искл. актов диктатора, а потом и цензора. Сначала трибунов было 2, потом 5, потом 10. 2)Право уголовного обвинения любого лица, нарушающего права и свободы плебеев 3)Право руководить плебейскими собраниями при выборах магистратов и прохождении законопроектов 5)Право поставить перед Сенатом вопрос и требовать его разрешения. 7)право veto на решение Сената, если он сам присутствует при прениях. И.т.п.

ПРЕТОР избирали центуриатные комиции. Главная обязанность - поддерживать мир и спокойную жизнь в городе. Помощник консулов, поэтому на него могли быть возложены ими некоторые из их обязанностей (обычно - iurisdictio в области гражданского права). С ростом числа перегринов появляется должность praetor peregrinus. Влияние на гражданское право - право выдавать интердикты и предоставлять исковую защиту по новым видам отношений, не регулировавшимся квиритским правом.

Магистратуры sine imperio ЦЕНЗОР Магистрат минор, но большая фактическая власть. Постепенно становится регулятором римской нравственности и благочиния, держит в подчинении сенат и всадническое сословие, располагая их честью и позором, и получает неограниченную власть отдавать на откуп общественные и частные места и подати римского народа. Право оценивать нравственное достоинство и поведение граждан с правом выписать их за недостойное поведение из списков сословия, лишить чести, составляли списки сенаторов и вычеркивали их. Финансовые права под контролем Сената: председательствовали в комиссиях, отдававших на откуп статьи гос. бюджета (заменили консулов). Избирались центуриатными комициями.

Princeps Причина появления принципата - невозможность полисного управления империей.

Рим, став мегаполисом, требовал качественно иных мер управления. Усыновленный Цезарем Октавиан окончательно установил принципат - образ правления, который практически 300 лет являлся конституционной нормой римской республики. Власть принцепса рассматривается как власть экстраординарная, он пожизненный диктатор, устанавливается путем захвата imperii proconsularis, утверждается решением Сената (или с помощью армии). Власть принцепса является пожизненной, но возможно его смещение принцепса, смерть принцепса означает и уничтожение его магистратуры.

Три отрасли власти принцепса: территориальная ( как проконсул управляет провинциями Рима); трибунская ( позволяет ему служить выразителем интересов народа); священническая, (осуществляет гос.культ). Верховную власть в республике он делит с Сенатом Рима. Исключительное преимущество принцепса перед Сенатом - в том, что он является императором, т.е. Главнокомандующим.

В отношении законодательствования принцепс и Сенат имеют равные полномочия.

Форма правления империей может быть определена как диархия.

Полномочия: 1)император, т.е. главнокомандующий, объявляет войну и заключает мир, союзы, договоры, награждает ветеранов землями; 2)дает перегринам права римского гражданства, управляет провинциями Империи; 3)право созывать комиции, и право рекомендовать комицшш избрать к-л лицо магистратом; 4)ius referendi в отношении Сената, представляет Сенату кандидатуры для назначения в магистраты; 5)неограниченная высшая юрисдикция по уголовным и гражданским делам; 6)присваивает себе наследства наиболее состоятельных граждан; 7)как трибун он лицо неприкосновенное, обладает правом вмешиваться в действия любого магистрата,пользуется трибунской властью с правом неограниченной интерцессии;8)верховный понтифик, авгур, цензор.

АППАРАТ ВЛАСТИ ПРИНЦЕПСА Огромная власть физически не могла быть единолично исполнима. Поэтому создается совещательный орган consilium principis, в состав которого входят консулы, по одному представителю от других магистратов и 15 сенаторов, избранных жребием на комициях. С течением времени из канцелярии принцепса формируется имперская бюрократия, в основном за счет его вольноотпущенников, а затем значение приобретает и двор первого по важности и значению должностного лица республики. До реформы Клавдия, установившего основы бюрократического строя, принцепсы назначали Legati Augusti - правителей тех провинций, которые доставались им в управление. При принцепсе появляется канцелярия, состоящая из его вольноотпущенников. Появились три главные канцелярии, которыми управляет начальник канцелярии: " относительно писем ", " относительно жалоб "," относительно финансов ", С течением времени появляется более усложненный бюрократический аппарат. Весь чиновный корпус подразделяется на чиновников 3 рангов и вспомогательный состав. Отрасли управления - окончательный вид при Диоклециане:

Придворное управление: управляющий делами дворца, заведующий изданием юр.актов императора, казначей; управляющий императорским имуществом. Канцелярией императора продолжает заведовать magister officiorum. При императоре состоит Придворный совет, куда входят все эти лица и по специальному приглашению - другие чиновники. Территориальное управление: начальники адм.-территориальных единиц империи. Военное управление: magister militum и др. военно-командные должности.

СЕНАТ. был советом родовых старейшин, право назначения которых подлежало власти царя; в эпоху республики сначала это право было у консулов, затем у цензоров. Звание сенатора было пожизненным. Официальным титулом сенаторов был patres, т.е. "отцы". В царский период роль Сената была чисто совещательной, кроме того, он выполнял роль interrex'a. В период республики состав Сената профессионализируется, в него входят nobiles, занимавшие магистратуры cum imperio.сенаторов назначает цензор, поскольку только ему доверено проверять, достоин ли человек сенаторской тоги или нет. Полномочия: 1) В области законодательной: сначала - право утверждать/отвергать законы, принятые комициями, позже - одобрял законопроекты до их формального вынесения на рассмотрение комиций. Право (с респ. до домината) издавать собственные акты - сенатусконсульты. 2) В области управления: утверждал выборы всех магистратов cum imperio, решение о проведении выборов диктатора; в судебных делах мог установить мораторий в процессе, побудить магистрат выдвинуть обвинение против лица, определить подведомственность дела магистрату. Значительная финансовая власть. В военной области: мог назначить высших военачальников (отнять командование у консула); разрешал набор войска (самим набором руководил магистрат). 5)Р уководил внешними сношениями республики: объявлял войну (мог делить это правос комициями), заключал договоры, союзы и перемирия, принимал иностранных послов и назначал собственных. 6 )Управлял Италией и некоторыми провинциями.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ Собрание народа в Риме - куриатная комицией (народ группировался на форуме по куриям). В эпоху царей куриатные комиции имели право избирать царя и решать практические вопросы, которые перед ним ставились высшим магистратом (царем). С. свидетельствовало завещания частных лиц, усыновление; решало вопросы приема в римское гражданство; право объявления наступательной войны; судило некоторые уголовные преступления (гос.измена или наиболее отвратительные и жестокие преступления - предумышленное убийство матери, например). Голосование - по куриям. Голос 1 курии считался за один голос. Обсуждение вопроса при этом проводить было нельзя (только "да" или "нет"). С установлением республиканского строя:. Структура народного собрания усложняется, появляются центуриатные комиции, но куриатные, продолжают сохраняться. Центуриатные комиции - внесословный характер, а на куриатные допускаются по-прежнему только патриции. На них проходят выборы всех магистратов, кроме высших (их продолжают избирать куриатные комиции с сохранением права Сената одобрения кандидатуры на должность магистрата). Согласно lex Hortensia (286 г. до Р.Х.) появляется такая форма народного волеизъявления, как плебисцит. После первой сецессии для охраны личности трибуна появились Совещания плебеев. Здесь же проходили выборы трибунов и плебейских эдилов. Голосование было простым - по трибам. Председательствовал консул, решение носило форму закона После 449 г. до Р.Х. собрания плебеев преобразовались в трибутные комиции. Председательствовал трибун, решение совещания носило форму плебисцита. Ведению трибутных комиции подлежали дела, связанные со штрафами, выборы низших магистратов -sine imperio, выборы квесторов и эдилов, которые были магистратами cum imperio. Выборы магистратов на трибутных комициях не требовали одобрения Сената. Законодательную власть они делили с центуриатными комициями.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.012 с.)