Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История основных институтов исламского права.

Поиск

 

1) Умма

К одному из главных институтов (точнее, это центральный институт) исламского права принадлежит понятие самого сообщества мусульман, обозначаемого термином «умма». Исламское государство там, где есть сообщество мусульман. Главный лозунг уммы – «править может только Аллах». Этот радикализм распространяется даже на положение Пророка, по сути – создателя уммы. Пророк значительно усложнил примитивную организацию власти в Медине и Мекке, введя ряд новых, неизвестных институтов. Новая организация власти основывается общественным договором (митхак).

На основе этого договора умма делится на сообщества правоверных (мусульмане) и неверных (первоначально - христиане и иудеи), находящихся под покровительством первых. Покровительственное отношение объяснялось надеждой на то, что «люди Писания» когда-нибудь вернутся к первоначальной религии – исламу. Покровительство это заключается в защите от внешних врагов и наличии права на внутреннюю автономию: невмешательство мусульман в дела их религии и независимый суд. За покровительство приходилось платить особую подушную подать (джизия) и поземельный налог (харадж), которые зависели от того, каким было вхождение «людей Писания» в умму: если мирным – то налоги были меньше.

Первоначально мусульмане не знали сословных перегородок. Однако, при втором халифе, вводится диван. Диван – это реестр, фактически ведомость, по которой выплачивается жалование воинам. Критерием суммы, выплачиваемой согласно дивану, было время, когда тот или иной воин присоединился к исламу (раньше - больше). Со временем на основе этого списка возникает среди арабов аристократия. Правда, вскоре она опять исчезает, так как «арабы распрощались с саблей и полюбили комфортную жизнь в городах», и выплату войскам, соответственно прекратились.

Особой группой населения в умме являлись рабы. Формально рабом мог стать только иноверец. Наиболее распространенный источник рабства – военный плен или покупка.

Уголовное право в исламе

Как и в любом религиозном праве, в исламе любое правонарушение есть нарушение установлений Бога, и, как следствие, уже есть грех. Поэтому здесь нет различия между проступком и преступлением. Ислам также не различает понятия соучастия, пособничества и т.п. Все участники преступления наказываются в равной мере.

Классификация преступлений довольно простая. Во-первых, кровавые преступления – это те действия, в результате которых на теле человека проступила кровь. Такие преступления караются выплатой цены крови. И во-вторых, религиозные преступления – все остальные виды, например, прелюбодеяние или кража. Наказываются достаточно жестко.

Частное право в исламе

Вещное право. Ислам признает право частной собственности, но предполагает некоторые ограничения ее абсолютного характера. С собственности платятся налоги, и умма в случае необходимости обладает широким правом экспроприации ее.

Другим своеобразным институтом вещного права является вакф. Вакф появляется очень рано и представляет собой имущественный комплекс, чаще всего землю, которая сдается внаем. Доходы от вакфа идут на благотворительность. Вот, чтобы было понятнее, цитата из вики. Вакуф (вакф, тур. vakıf: остановка, приостановление, удержание) — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Посвящающий своё имущество в вакуф называется учредителем вакуфа.

Что касается обязательственного права, то исламу известны практически все виды договоров, за исключением договора займа. Запрет роста (процента) превращал его в разновидность ссуды.

Наследственное право в исламском мире испытало на себе сильнейшее влияние обычаев тех народов, которые приняли ислам. В общем и целом шариат признает свободу завещаний, устанавливая линии наследников по закону. Знает исламское наследственное право понятие обязательной доли – фарз.

Брачно-семейное право в большей степени отдаляет исламский мир от остального. Цель брака – умножение числа правоверных. Видимо поэтому исламский брак – полигамный (ведь чем больше правоверных – тем лучше). Законными считаются четыре жены, хотя Пророк имел их 13 шт. Институт конкубината узаконен.

Поскольку цель мусульманского брака заключена в рождении детей, то невозможность их иметь является законным основанием к расторжению. Сам развод в исламском мире знает две формы: срочную и бессрочную. При срочной форме муж, произнося обрядовую формулу (за-е-ба-ла!), отсылает надоевшую ему супругу в дом родителей. По истечении определенного срока она снова может вернуться в дом мужа и брак возобновляется. Бессрочная форма также знает произнесение определенной обрядовой формулы (пошла ты на …), но сам процесс развода должен быть подтвержден у судьи. В этом случае повторное сожительство запрещено; муж обязан уплатить разводные деньги, сумма которых зависит от его благосостояния.Шариат подробно рассматривает взаимоотношения мужа с его женами. Муж обязан общаться с ними в равной мере, не пренебрегая никакой из них. Имущество семьи находится целиком в руках супруга. При разводе никакого раздела его не происходит, и жена покидает дом буквально с тем, что на ней надето (поэтому на мусульманках всегда много украшений, как пишет Исаев).

Суд и процесс в исламе

Главным элементом здесь является суд кадии – судьи – знатока исламского права. Позднейшее влияние Византии привело к усложнению судопроизводства. При кади появляются помощник, а также два адула (нотариуса), свидетельствующих ход процесса. В состав суда входят ауны – приставы и уикил – защитник. Юрисдикция любого кадия абсолютна и таких институтов, как обжалование решений, исламское право не знает. Есть только высший судебный орган в виде совещание уламы, на рассмотрение которого передаются наиболее важные дела.

Особенностью исламского процесса является то, что он совмещает в себе черты состязательности и инквизиции. Судья в заседании буквально не слушает дело, а расследует его, пользуясь при этом системой формальных доказательств, главным из которых являются свидетельские показания. К свидетелям предъявляются особые требования: добрая слава, психическое здоровье и т.п. Свидетельство женщин против мужчин не допускается. Если стороны принадлежат к разным мазхабам, то правом выбора суда пользуется ответчик.


 

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ВАРВАРОВ

Варвар – это понятие не этническое, а скорее культурологическое. Сама этимология этого слова говорит о том, что в основу его положено понятие «неспособности к нормальному общению». Все, что не было затронуто греко-римской цивилизацией, было миром варваров.

I. Предгосударственный строй варваров

Варвары находились на стадии разложения родового строя и становления племенной организации накануне вторжения на территорию Римской империи. Именно на их примере видно, как воздействие соседнего мощного государства влияет на генезис этой надродовой формы организации общества (см. вопрос №2). Общество варваров делилось строго на свободных и рабов. Различие в среде свободных определяется знатностью. Знатность очень часто зависит от военной доблести, но в еще большей степени от владения землей. Рабы играли в хозяйстве германцев (здесь и далее, Исаев описывает варварское общество на примере германцев) значительную роль, хотя характер этого института носил глубоко патриархальный характер. Власть в таком обществе еще очень слабо институциолизирована. В наиболее важных делах обсуждение происходит на народном собрании, предварительную повестку дня которого рассматривает совет старейшин. Окончательное решение предоставлено народу. Царская власть (власть конунгов) пока не является наследственной. Конунга выбирают каждый раз в связи с военной необходимостью. Часто терпевших поражение в бою конунгов германцы убивали. Правосудие у варваров также носит архаичный характер. Оно осуществляется непосредственно на народном собрании или в «пагах» - особых территориальных образованиях. Здесь главный орган – сотня присяжных, состоящая из старейшин и выборных. Это были знатоки родоплеменного права, его обычаев, которые использовали свою память в качестве живого источника права. Доказательства, принимаемые судом, соответствовали форме самого суда: свидетельские показания и Божий суд. Особенностью правового порядка варваров была в его крайнем разноообразии – принципе личного права, согласно которому каждый подчинен только своему правовому порядку. Это приводило к многочисленным коллизиям и трудностям в судебных спорах (по чьему праву судить?).

II. Становление варварских государств

Возникновение варварских государств связано с эпохой переселения народов. Сорванные с насиженных мест обитания одни народы давят на соседние, те в свою очередь на своих соседей, так что вся Европа приходит в движение (эффект домино). Сегодня установлено, что одним из основных факторов, спровоцировавших переселение, стало глобальное изменение климата в масштабах евразийского континента. Повышение уровня мирового океан заставляло прибрежные германские племена уходить вглубь материка (и давить на соседей). Другая причина - это усыхание евразийских степей, которое влекло кочевников вслед за уходящей зеленой травой на Запад. Государственность варваров в процессе переселения подвергалась определенным изменениям. Оседая первоначально на отведенной им земле, если передвижение носило мирный характер, племена заключали федеративные договоры с Империей. Они обязывались нести военную службу, платить некоторые виды податей, взамен получали необходимую землю, и если надо - жалованье. Их предводитель-конунг получал титул magister militum и тем был счастлив. Но очень скоро, видя внутреннюю слабость империи, варвары начинали вести себя иначе. Первыми показали свой норов вестготы. Уже в начале 5 в. они захватывают юг Франции и оседают там по собственному праву. Вместо союзных отношений готы переходят к созданию собственной государственности, не спрашивая при этом римлян. Многие римские города были стерты с лица земли и разграблены. Исаев отмечает, что произошла цивилизационная катастрофа – т. к. уровня развития античной цивилизации Европа достигла только к началу Нового времени.

III. Королевства варваров

Территория. Показательно, что эта какая-нибудь terra francorum имеет исключительно этнический оттенок. Королевство (государство) там, где в данный момент находится король со своим народом. Этот кочевой элемент территориальной власти крайне характерен для данной эпохи. Основная административно-территориальная единица – это сотня. Сотня является судебным округом: «В каждой сотне должны проходить собрания, согласно древним обычаям, в присутствии графа». Положение несколько изменяется к лучшему в эпоху господства Каролингов. Карл Великий устанавливает вместо сотен новое территориальное деление в виде пагов (надо полагать, что это уже другие паги, а не те, которые упоминались в ч. 1), во главе которых он ставит назначенных им чиновников высшего провинциального административного и судебного управления – графов. Паг включал в себя несколько сотен. Если граф наделялся еще и военной властью, он, соответственно, именовался уже герцогом. Одновременно с местным епископом он надзирал за сбором налогов, которые при Каролингах начинают постоянно собираться.

Население. Само понятие государства в его абстрактном значении было варварам недоступно. В основе идеи государства лежит понятие gens – народа, объединенного общностью происхождения и языка. Не случайно хронисты варваров описывают с невероятной дотошностью родословие своих королей. Усложнилась дифференциация общества. Варварские правды теперь знают разряды знатных, свободных, римлян, зависимых и рабов. Разница между ними заключена в размере виры, уплачиваемой за их убийство. Наличие института государственной власти в лице короля (теперь король, а не конунг) также отражается на появлении особого слоя людей – приближенных короля, в круг которых входят как слуги, придворные, так и его дружинники. Составляя ближайшее окружение короля и состоя в отношениях личного к нему услужения, они находились под его защитой и покровительством, что выражалось в усиленной защите от посягательств на их жизнь. Особенностью правового положения личности в обществе варваров являлось наличие принципа личного права, упомянутого в ч.1. Ничего не изменилось – куча местных правовых порядков.

Власть. Власть олицетворена фигурой короля. Почти повсеместно у варваров королевское достоинство наследуется. Эта власть гораздо сильнее власти племенного конунга, но вместе с тем ограничена народным собранием и аристократией. Многое зависело и от личности короля: так некоторые короли могли вести себя вольно в отношении своих подданных, а другие – позволяли узурпировать свою власть членами своего двора. Усиление королевской власти мы наблюдаем при Каролингах, особенно в связи с возникновением и развитием так называемого банного права короля. Банн (от нем. der Bann) означает «ссылку», «наказание». Банн означал право короля издать приказ и требовать от адресата этого приказа исполнения под страхом наказания. Со временем вырабатывается несколько общих видов банного права короля, среди которых выделяются: королевский банн – право казнить ослушника приказа, военный банн – право собирать ополчение и командовать им, судебный банн – право высшего суда короля, кровавый банн – право налагать наказания. Аппарат королевской власти начинает формироваться в основном за счет его собственного двора. Одной из центральных фигур этой системы является мажордом короля («правая рука» короля). Затем можно выделить такую должность, как тезаурарий, иначе казначей короля. Характерно, что варвары считали сокровищницу короля одним из элементов собственной государственности. Также особый вес при дворе имеет сенешал (конюший), т. к. кавалерия была наиболее боеспособной частью варварских войск.

Король все свое время посвящает непрерывным разъездам по стране. Его власть должна быть ощущаема подданными буквально и конкретно. Разумеется, поскольку король не мог присутствовать в разных местах одновременно, его заменяют при этом личные представители, облеченные им властью творить, прежде всего, суд от его имени.

23. Основные институты частного и уголовного права по Leges Barbarorum

УГОЛОВНОЕ ПРАВО (УП)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.011 с.)