Ведическое право древней Индии: источники, основные институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведическое право древней Индии: источники, основные институты



Ведическое право древней Индии изложено в Ведах (ваш Кэп). Но правовых норм, в современном их понимании, там достаточно мало. Составителей этих ведических книг интересовали не вопросы правового регулирования, а вопросы толкования дхармы.

Дхарма – ключевое понятие не только индийского права, но и вообще всех их жизни. Дхарма – это что-то вроде греческого логоса, т. е. первоосновы, источника миропорядка. Дословно – «то, что поддерживает [мир]». Но дхарма помимо этого имеет еще тысячу значений; оно буквально может обозначать все, что угодно (добродетель, заслуга, правда, закон и т.п.). в общем смысле, это миропорядок, а в каждом конкретном случае дхарма будет олицетворять этот миропорядок, и проявляться по-своему. дхарма солнца – светить, дхарма огня – жечь. Соответственно, у человека тоже должна быть своя дхарма, т. к. человек – часть этого миропорядка. И эту дхарму можно узнать с помощью ведической литературы.

В иерархическом порядке источники располагаются следующим образом. 1) Веды. Существует четыре Веды: Риг-веда — «Веда гимнов», Яджур-веда — «Веда жертвенных формул», Сама-веда — «Веда песнопений», Атхарва-веда — «Веда заклинаний».

2) Веданта (толкование Вед). Состоит из упанишад, которые излагаются сутрами. Сутра - это небольшое поучение или свод поучений на самые различные темы. Это основы учения брахманизма.

3) Шастры (наставления) и смрити (наставления). К шастрам как раз относятся законы Ману, Артхашастра. Смрити – это «попытка. придания шастрам значения абсолютной истины.

4) Раджасана (царский указ). По форме он должен был представлять собой индивидуализацию дхармы.

5) Вьявахара (частно-правовой договор или судебное решение).

6) Саритра (обычай). Обычное право индоариев формализовывалось в литературе, становясь тем самым писаным обычным правом. Записанный обычай основывается на дхарме и должен ее соответствовать, но имеются и отклонения. Поэтому некоторые постановления шастрпротиворечат Ведам.

III. Институты

1. Вещное право. Древние индийцы разработали достаточно сложное учение о праве собственности. Существовало даже общее понятие права собственности - " сватва ". Конкретное право собственности выражалося понятием " агама " и подкреплялось основаниями приобретения, которые назывались "праманы". Сисиема праманов будет выглядеть следующим образом: likhita - документ, saksi - свидетель, bhukti - пользование. Здесь праманы даны в иерархическом порядке.

Право собственности можно было приобрести: оккупацией, покупкой (у собственника), через дарение, через пользование. Не вели к установлению ПС:находка, залог.

2. Обязательственное право. Учение об обязательствах в Древней Индии касалось в основном вопросов действенности договоров (вьявахара). Вьявахара-мирный или добровольный способ, в отличие от судебного. Поэтому большинство вопросов, исследуемых индийскими юристами, были вопросы пороков воли. Они подразделялись на 2 вида - заключенные в самом субъекте и в самой сути отношений, регулируемых договором. По первому виду считается недействительным договор, заключенный пьяным, безумным, больным, рабом, ребенком, старцем, человеком, не имеющим доверенности. По второму виду считались недействительными следующие договоры: заключенные в нарушение дхармы, ночью, не в своем месте, тайно и т.п., словом все то, что предусматривает незаконное существо обязательства, заключенного в форме договора.

а) договор купли-продаж и. Письменная форма в присутствии свидетелей. Был известен договор комиссии (посредничества при продаже).

б) договор займа. Процент колебался в зависимости от суммы займа. Верхний предел процента в зависимости от варны определялся следующим образом: 2% со ста в месяц для брахмана; 3% - для кшатрия; 4% - для ваишьи; 5% - для шудры.

в) договор поклажи. Срок хранения вещи был неограничен, если иное не обуславливалось договором. Вещь должна была быть возвращена в полном телесном объеме без изменений. В случае недобросовестности как депонента, так ии депозитария, оба они наказывались как воры. Кроме этого уплачивался штраф, равный цене поклажи. Риск случайной гибели лежал на собственнике.

Шастры различали два вида договоров поклажи: открытую и запечатанную. Открытая поклажа предполагала право у депозитария пользования депозитом и в этом случае напоминала ссуду. Запечатанная таких прав не предоставляла.

г) договор найма. В основном законодатель регулировал в рамках данного института условия труда и ответственность работников. Так, взявший плату, но не исполнивший работу, штрафовался. Особо подчеркивалось, что плата производится за всю работу целиком, по частям она не принимается.

д) договор перевозки. В договоре перевозки обязательно оговаривалось место и срок доставки, цена за перевозку. Нарушение условий о месте и сроке доставки освобождало отправителя от уплаты вознаграждения. Шастры знали и договор морской перевозки.

е) договор поручения. Поручительство применялось в двух случаях: в случае обеспечения явки в суд свидетелей и сторон в споре и в случае обеспечения обязательства. Ответственность по поручительству за явку в суд влекла для поручителя имущественную ответственность, равную сумме иска.

ж) договор дарения. Исчезновение основания вело к исчезновению обязательства, поэтому в оговоренных случаях договор дарения был срочным.

3. Наследственное право. К наследству допускались все наследники независимо от пола. Старший сын получал всегда особую долю, если "соответствовал качествам мужчины", в противном случае - только треть. Поскольку существовала обязаность чтить предков, то в семейном фонде выделялась особая часть, которая не подлежала наследственному разделу в течение четырех поколений, - это аналог слявянской вотчины или дедины. С этой части имущества оплачивались расходы по культу предков; и только в пятом поколении оно подлежало разделу между всеми членами семьи поровну. Наследуемое имущество подлежало очистке от долгов наследодателя. На место наследодателя в обязательствах вступал только старший сын. Однако долги делились поровну между всеми наследниками. Выморочное имущество поступало в пользу царя. Если же в семье были только дочери, то к наследству призывались внуки наследодателя. Таким образом, внуки составляли вторую очередь наследников. В этом они конкурировали в первую очередь с братьями покойного.

4. Брачно-семейное право. моногамный брак, хотя случаи полигамии были нередкими. Брак между людьми с общим предком (сородственниками) запрещался. Жена после брака переходила в род мужа. Власть мужа в семье была большой. В эпоху шастр подверглась значительным ограничениям. стадий было более 20. При разводе, на который требовалось согласие обоих супругов, за исключением законных случаев (болезни, преступлений и т.п.), полагалось проводить имущественную реституцию: муж получал брачный выкуп, жена - свое приданое.

5. Уголовное право. Преступление считалось нарушением дхармы, нарушение дхармы - это уже нарушение вселенского порядка. Поэтому данда, право царя наказывать преступника, было абсолютным. Царь, отказывающийся наказывать преступника, сам подлежал наказанию; грехи преступников переходили к нему. Другой важной особенностью уголовного права было влияние варн. Общим правилом являлось увеличение наказания за содеянное по мере снижения статуса варны. Но чрезмерное наказание нарушало дхарму точно так же, как и само преступление. Шастры разделяют уголовные преступления на преступления против личности и преступления против собственности - грабеж и воровство. Совершенно особый вид составляют религиозные преступления. в Ведах отсутствует право кровной мести. Самое распространенное наказание за убийство - вира, которая исчислялась в коровах.


 

8.государственность древней индии

Территория. Территория обозначалась через термины «племя» и «племенная территория». Границы не были четко определены, но с течение времени они появились.

Территория должна была быть населена, ненаселенная территория не представляла интереса. Территория – вещь приносящая доход.

Исторически каждое государство подразделялось на desa. Она подразделялись на растры. Управление ими осуществляли rastripati. Растры делились на висаи, которых была своя глава. Однако существуют еще другие территориальные деления.

Город находился под управлением градоначальника. Он ведет учет народа, занимается делами города. Однако, в некоторые времена города также управлялись советами – коллегиями из 5 ответственных лиц. Советов было несколько по разным отраслям.

Община

Царь – собственник всей земли, который делит ее с общиной. Община – коллектив собственников, владеющих землей. Земля подлежала купле-продаже, но по факту все равно принадлежала всей общине. Община включала в себя представителей разных каст.

Управляли общиной:

1. Магистрат – должностное лицо

2. Староста. Избирался сабхой общины, а в последующем назначался царем

3. Сборщик податей

4. Деревенский писарь

5. Ночной сторож

Они составляли панчат, который должен был поддерживать мир и спокойствие на территории общины.

Varnasrama

Варнасрама — система варн. Важная штука, так как принадлежность к варне имела для человека сразу эк-е, соц-е, рел-е и юридич. значение.

Понятие дваждырождённого. Д. означает, что под воздействием изучения Вед данное лицо словно второй раз рождается, т.е. у него появляются разум и душа.

Варна — не сословие. Варна замкнутая, есть нормы, регул-е деятельность её членов, цели, ради которых она сущ-т, НО: нет собственных органов, которые бы осущ-ли рук-во ею (старшинство у брахманов зависит от знания, у кштария — от доблести и т.д.). Надзирает же за их деят-ю только царь.

Предназначение варны. Исполнение дхармы. Выражается в первую очередь в исполнении только ей присущих рел-х обрядов + профессии опред-е, опред-й объём изучения Вед

В чём отличие от касты (jaty). О касте в некотором плане как раз таки можно говорить как о сословии, т.к. у неё есть свои кастовые органы управления. Основа касты — рождение + унаследованная от родителей профессия.

Теперь сами варны (это свободное население):

1) Брахманы — дваждырождённые; обучение, изучение Вед, жертвоприношения для себя и для других, раздача и получение милостыни установлены для брахмана; но — это идеал, если нет возможности его воплотить в жизнь, можно заниматься и чем-то другим (кроме деятельности неприкасаемых); а так — странствующие и деревенские жрецы; нельзя, однако, богатеть; будет отвлекать от изучения Вед; денежными операциями может заниматься только через посредников (кроме крайней нужды, но и то — тогда можно торговать только опред.товарами), нельзя брать в руки оружия кроме случая крайней необходимости;, брахману приписываются самые лучшие качества; только они первоначально могли изучать Веды, но очень скоро это положение утратило силу; просто изучали Веды в бОльшей степени, чем остальные; начинали изучение Вед с 8 лет, можно с 5; к 16 нужно было пройти уже весь первонач.курс

2) Кштарии — дваждырождённые; охрана подданных, раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и неприверженность к мирским утехам установлены для кштария; такова дхарма воинов и правителей (царь из этой варны); идеал кштария — смерть на поле боя, начинал изучение Вед с 11 лет, совершеннолетие — 22 года, свои особые виды жертвоприношений (н-р, ж-е коня), кштарии написали «Махабхарату», «Рамаяну»

3) Вайшьи — дваждырождённые; пастьба скота, раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед, торговля, ростовщичество, земледелие установлены для вайшьев; но: производством занимались на самом деле все варны, начинали изучать Веды с 12 лет, совершеннолетие — 24 года, 10-кратная разница в штрафе за убийство вашьи и кштария

4) Шудры — НЕ дваждырождённый; близки к рабам, но юр.свободные; живут своим трудом, служат всем остальным варнам; шудре запрещено изучать Веды (но — слабо соблюдался запрет)

НЕ мог быть судьёй, НЕ мог совершать жертвоприношения, НЕ мог делать подари брахману, подходить к нему близко, в уг.порядке наказывали строже всех

Некоторые учёные ещё выделяют в 5 варнунеприкасаемых — потомков автохтонов тех земель, дасов. Как становились дасами: по рождению; убив брахмана; вступив в рел.секту; варвары, иностранцы; во время нек.обрядов появлялась временная неприк-ть. выполняли самую грязную с обрядовой т.з. работу. одеваться могут только в лохмотья, есть могут только из поломанной посуды, могли служить в армии

Далее — несвободное население (рабы даса тоже звались, всё по названию тех несчастных автохтонов) рабом НЕ мог быть арий; он мог быть только предметом заклада, но обязательно должен был быть выкуплен. были рабы вечные (по рождению, куплей, получением в дар, по наследству) и срочные (долг, имеющий питание во время голода, военнопленный...) раб-военнопленный освобождал себя работой на господина в половину суммы, полученной от его продажи. рабу до 18 летнельзя без его согласия определить его на чёрную работу. рабыня, родившая господину ребёнка, получала вместе с ним свободу

Varnasamkara

Смешанные браки в Индии запрещались. Муж и жена должны были принадлежать одному варну. Но произошло смешение и появились Varnasamkara. Заключенные браки между представителями разных варн при которых муж был в более высшей варне – anuloma. Такие браки были разрешены. Когда жены выше – не разрешены, т.к. нарушался дхарма.

ВЛАСТЬ. К области гос.власти древние юристы относили: суверен + министры + столица + казна + армия + союзники. Рассмотрим некоторых из них.

Раджа-царь. Драхма царя — в служении трём ценностям: дхарме, артхе, каме (закон, польза, любовь). Он должен наставлять своих подданных, направлять их на истинный путь.

Средство — danda. Высшая власть налагать наказание. Личность царя обожествлялась, хотя и само объяснение его власти было вполне рациональным: не было царя → люди рассеялись во все стороны из страха...царь был создан для охраны этого мира. Царь при этом всём — наполовину божество, наполовину — человек. НО, парадокс: такое понимание царской власти не породило у царя священнических прав; у него были только полит., воен. и суд.полномочия.

Особый был порядок наследования престола в Индии. Во-первых, в целом в Индии приветствовалось единонаследие, НО: бывали случаи диархии. Во-вторых, в целом действовал принцип первородства, НО: решающим являлся тот факт достоинства кандидатуры.

В обязанности царя входили: покорение врагов, защита подданных от них, командование армией, сбор налогов и управление финансами, отправление правосудия и наказание виновных (освобождает от наказания вора — грех переходит на него), правотворчество в виде указов, отправление культа, нек.виды жертвоприношений

Придворный совет и министры цар Министры — сановники при царе. Царь должен был постоянно с ними совещаться. Совещания проходят в таком режиме: царь задаёт вопрос; узнаёт их мнения по отдельности; затем выслушивает всех; затем принимает собственное решение и ставит об этом в известность советников.

Помимо этого советники руководили отдельными отраслями управления. Участвовали они и в осуществлении правотворческой ф-и царя. Главные семь-восемь сановников составляли Придворный совет.


Общее понятие полиса: содержание понятия, происхождение понятия.
Возникновение. Полис был характерным для античного Запада образованием. С точки зрения сегодняшнего дня, это был классический чифдом – вождество – протогосударственная форма которого служила потом в веках образцом для подражания новым европейским народам. Есть несколько концепция полиса:
1. Н.Д. Фюстель де Куланж. Полис – форма организации общего для нескольких родов религиозного культа. Необходимость управления вызывала потребность во внешней организации, которая назодится в фигуре Царя (басилевса), он же главный жрец. Боги полиса олицетворяли политическую общность соплеменников. Власть богов превращалась в политическую власть, авторитаризм. У граждан воспитывалась обязанность верить в бога.
2. Выработана самими греками. Полис – приобщение к благу, которое дано богами. Полис – организация посредством которой фиксируется истина, согласно которой воспитываются граждане. Сопричастность граждан добродетели достигается общественным воспитанием.
Элементы полиса
Власть – после лишения царя сакрального ореола воспринимается как власть людей, нечто им присущее. Если люди устанавливают законы, значит они устанавливают и власть. Существенным элементов власти, главной ее формой проявления греки считали должность – arche (аналогично магистрату в Риме). В афинах система государственных должностей формировалась под воздействием борьбы низов за право занимать гос.должности. Доступ к отправлению гос. Должностей всегда был связан с имущественным цензом. По мере увеличения дел росло и число гос.должностей, которые подразделялись уже по отраслям.
Главная цель населения полиса – добиться права на участие в народном собрании - такое право называлось исономией. Власть представлялась оформленным в институт агоном - спором, участники которого в зависимости от содержания своих исономий определялись сначала как аристократы, а позднее, когда исономия стала равной для всех, аристократия стала демократией. Именно агон определял степень гражданственности того или иного члена полиса.
Население. По факту в данный элемент возводятся только граждане, т.е. участники агона. Для грека полис и его население – единое целое. Цель существования человека совпадает с целью существования полиса. Община полиса - крепкий коллектив, где все друг друга знали в лицо. Человек становился гражданином посредством обряда докимасии - в филах и фратриях проходила начальная стадия
Территория. Акрополис – центр общины, асти – город до городских стен, чора – пригород. Иногда пригороды могли включать в себя несколько доугих полисов. Экономическая организация полиса держалась на полисном земельном фонде и государственной литургии. Темен – общественный фонд, которым могли владеть только граждане, но они часто сдавали его в аренду метекам. С доходов от теменов происходило покрытие расходов фил и фратрий, формально темены принадлежали филам и фратриям либо посвящались какому-либо святилищу. Ничего похожего на раздел земельного фонда между гражданами, как в Риме, не было.
Экономика. Экономическая организация полиса представляла собой цель государственного регулирования. Именно через систему литургий, распределения государственных доходов и земельного фонда граждане добивались уравнивания в материальном положении. Литургия имела важное значение. Литургия – служение своим имуществом. По сути это налоговые отношения. 3 вида литургии: хорегия (обязанность организовывать театральные представления), триерархия (обязанность оснастить военный корабль), гимнасиархия (устройство спорт. Состязаний). Помимо литургий также существовал военный налог – эйсфора. Позднее литургии стали совмещаться с осударственными должностями.
Полис – не только общий дом, но и средство изменения условий жизни.


 

10. Государственный строй древних Афин

Реформы государственного строя

Первая реформа – реформа Драконта. Постановил, что гражданские права даются лицам, способным иметь тяжелое вооружение. Высшие должности в государстве являлись доступными только для состоятельных граждан. Можно сказать, что Драконт установил цензовую демократию.

Солон усовершенствовал тимократию Драконта. Ввел более четкое деление общества на разряды (пятисотмерники – трехсотмерники – двухсотмерники (все три разряда имели доступ к должностям полиса) – феты (могли учувствовать только в народном собрании)).

Затем Писистрат и его сыновья провели реформирование в разрядах населения. Граждане были распределены по 10 филам, вместо 4. Фила состояла из 3 тритий, которые включались в филу по жребию. Трития состояла из 3 демов. Всего 90 демов (3 вида: прибрежные, горные, равнинные).

Население

Делилось по аристократическому принципу: на благородных – эвпатридов; и на народ – демос, который делился на земледельцев, ремесленников. Их положение было тяжелым и легальных путей его облегчить не было. Права гражданства - по рождению (если оба родителя были гражданами) или путем натурализации. В списки граждан заносились только совершеннолетние афиняне, совершеннолетие наступало в 18 лет. Если человеку не давали гражданства то подавался иск (докимасия), после чего суд проверял возраст и родословную истца (если выиграл заносился в дем, если проиграл продавался в рабство). Прошедший докимасию становился эфебом и в течение 2-ух лет проходил воинскую службу, которая были непременным условием получения положения гражданина. Эфебы до 20 лет были ограничены в правах, их имуществом управляли опекуны. Женщина не была обязано проводить такую службу и просто заносилась сначала в список фратрия, а затем в список дема. Натурализация давалась особым решением экклесии и только за особые заслуги. Происходило на кворуме.

Важное значение для института гражданства имели демы и филы. Демы представляли собой институт местного управления. Каждый дем возглавлялся демархом, который избирался на год. Осуществлял руководство собраниями дема, исполнял некоторые политические функции. При нем состоял писец. Дем являлся еще и военным органом управления (в армии образовывал отдельный отряд). Трития возглавлялась триттиархом. Филы возглавлялись филобасилевсом, но административное управление осуществляли эпимилеты., которые назначались по одному из каждой триттиии. Руководили собраниями филы.

Права граждан. Самыми главными правами были политические: исономия и исогория. Право участия в народном собрании получали с 20 лет, выбирались на магистратские должности с 30. Только граждане имели право владеть недвижимостью в городе и Аттике. Бедные получали социальную помощь. Убийство гражданина наказывалось строже, чем убийство метека или раба. Гражданина нельзя было подвергать пытке, так же как телесным наказаниям. Самое строгое наказание – лишение гражданства). Граждане были обязаны нести литургию и военную службу.

Метеки – иностранцы, приезжавшие по делам в Афины. Позднее к ним относились и вольноотпущенники. Чтобы стать метеком нужно было прожить в Афинах месяц. юридически свободны. платили государству подушную подать. Были обязаны записаться в список метеков, иначе он мог быть продан в рабство. Платили прямой налог с имущества + за право торговли. Не имели права владеть недвижимостью. Несли военную службу. Личные права не ущемлялись, но не могли иметь брак с афинянкой. Афинянин мог иметь брак с женщиной-метеком-становилась частично правоспособной. Процессуальные права не ограничены, но можно было пытать. Не имели политических прав.

Рабы 2 вида раба: личные и государственные.Личный раб являлся имуществом наравне с домашними животными. Господин мог распоряжаться ими как угодно, не мог лишь безнаказанно убить. Убийство чужого раба наказывалось штрафом. Если раб убивал кого-то то его передавали в суд для совершения расправы. Раб мог выступать в суде только по делам об убийстве. Раб обладал сакральными правами, что и свободные

Государственные рабы составляли особую часть населения. Наиболее известная категория – городская полиция. Следили за правопорядком на народном собрании. Затем рабочие, которые строили и ремонтировали общественные дороги. Рабы передававшиеся гражданам осуществлявшим литургии. В подчинении магистратов были рабы. Все гос. рабы получали жалование и одежду. Обладали процессуальными правами и могли иметь собственное имущество. В армии составляли вспомогательные отряды. Отпуск раба мог быть осуществлен как господином, так и государством. Нужно было лишь публично (через глашатая) объявить о отпуске раба. Вольноотпущенники были обязаны оказывать былому владельцу услуги, а за невыполнение могли быть снова обращены в рабство.

Демократия в Афинах

Народное собрание (эклессия) – высший орган гос. власти. Решения имели силу закона. Местом проведения был холм – Пникс. На собраниях афиняне сидели, речь оратор держал со специального места. Сначала проводилось 10 собраний в год, затем число возросло до 40. Обычно первое собрание в году посвящалось выбору архонтов. Председательствовал начальник – эпистат пританов.

Во времена Демосфена афиняне также избирали особую коллегию проэдров из 9 человек, избирались жребием. К ним в помощь назначалась коллегия силлогетов (вручали гражданину на входе особый знак участия в совещании) и лексиархов (проверяли человека является ли он гражданином при получении знака). Также известны глашатаи, которые объявляли день заседания и повестку. Секретарь собрания – зачитывал оф. документы. Последней коллегией магистратов, присутствовавших на собраниях была коллегия номофилаков. Они сидели в президиуме и следили чтобы псефисма не противоречила законам Афин. Собрание начиналось очистительной жертвы. После глашатай читал молитву. Оратор надевал на голову венок при выступлении. Ограничение по кол-ву не было. После того как все высказались принималось решение путем голосования.

Компетенция. Экклесия выбирала главных магистратов, следила как чиновники исполняют свои обязанности. Во время проверки чиновников любой гражданин мог выдвинуть обвинение против чиновника. Экклесия объявляла войну и мир, принимала послов. Поначалу осуществляла контроль за гос. казной, но позже это было исключено из ее ведения. Законодательные полномочия делила вместе с буле и гелией, фесмосфетами и номофетами. Закон был выше, чем народное собрание, но по факту обычно решения и становились законом, обычно эти решения просто пересматривали старый закон.

Совет 500 Совет 500 по реформе Клисфена сменил совет 400. Формировался по 50 членов от каждой филы. Пританы избирались на собраниях фил жребием. После избрания булевиты проходили докимасию и приносили присягу. Затем булевиты делились на 10 комиссий и призывались к исполнению поочередно. Работа пританов была публичной. Для общего руководства сроком на 1 день и только раз избирался эпистат пританов. Полномочия пританов были определены тем, что она действовали в качестве постоянной комиссии народного собрания, куда оно посылало свои решения для доработки, с другой стороны собственными административными полномочиями Совета.

Пританы заведовали военными, дипломатическими делами. Скрепляли договоры, выслушивали доклады послов и т.д. Широкие полномочия в административной области. Осуществляли контроль за действиями чиновников, принимали на них доносы и судили. Наиболее важная сфера деятельности – распоряжение государственными финансами. Пританы устанавливали литургии, заведовали откупами и проч. На пританах лежала забота о государственном культе.

Почти все обязанности исполняли через подчиненных. Получали жалование за свою деятельность.

Ареопаг – один из самых древних органов гос. власти. Состоял из бывших архонтов. По факту за ним сохранились только полномочия суда по делам об умышленных убийствах и сакральных преступлениях. Состоял из 175 членов.

Система магистратов. Пританы исполняли свою должности вместе с магистратами. Магистраты были разделены по отраслям: Административная – одна коллегия проверяла отчетность чиновников, покидающих посты. Другая избиралась по филам для заведования ремонтом храмов, деньги получали из гос. казны. Третья надзирала за лицами свободных профессий. Четвертая – рыночные надзиратели, портовые надзиратели и др. Финансовая – избирались 10 казначее города. Казначеи заведовали главной святыней Афин и гос. казной. Еще одна устанавливала аукционы конфискованного имущества. Третья заведовала регистрацией государственных доходов и расходов. Судебная – суд диэтов. Также комиссия, осуществляющая надзор за местами заключения. Также имели 9 архонтов (архонт-басилевс, полемарх, архонт-эпоним, шесть фесмофетов). Избирались жребием. Архонт-эпоним не ответственность за сохранение гражданского мира и собственности. Архонт заведовал делами общегородского культа. Суду архонта-басилевса принадлежали дела о непредумышленных убийствах, уголовные где сторонами были метеки и рабы. Гражданские дела таких лиц судил полемарх. Архонты-фесмофеты следили за соблюдением законов в Афинах, определяли порядок судебного заседания. Также в Афинах были: казначей воинской казны, заведующий городским водопроводом, коллегия каталогизаторов, коллегия аллофетов, иеропеев и жрецов.

Афины. Система источников права

1) Главной формой выражения права греки считали закон – nomos.

· Первоначально его отождествляли с обычаем, а НЕ с формальным законом.

· главный элемент обычая - понятие справедливости – dike

2) В качестве весьма своеобразного, но всё же источника права мы также назовём так называемое «право природы» (естеств.право) – physis, или даже саму природу.

Дело в том, что во многих явлениях природы греки видели знамения, которые считали основой своих действий. Жрецы (мантики), соответственно, эти знамения толковали, результаты же толкования подлежали неукоснительному соблюдению. Чем природа тогда не источник права? Все признаки налицо.

Вербальные формы такого закона должны были отличаться определенными особенностями. Самая главная из них – стихотворная форма мифа, легенды, в которую облекалась норма права греков. В последующем миф как форма выражения права был оставлен, но стихотворная форма законов сохранилась.

3) Псефисма – являлась источником права в узком значении этого слова. это постановление народного собрания, но важно то, что это чистейший lex specialis, ограниченный очень узким действие по узкому кругу лиц

4) Thesmos– «принятый формальный закон» (самый важный источник права)

· это уже настоящая норма права, а НЕ обычай, норма, имеющая своим источником волю законодателя; этот закон обязательно облекался в письменную форму.

· этот источник права был самым важным: в Афинах имел место культ письменного закона. ОДНАКО присяга гелиастов (члены гелиэи) разрешала им обращаться к собственному сознанию и пониманию сути дела тогда, когда не было подходящей нормы.

· своеобразна была классификация законов: греки группировали их НЕ в зависимости от предмета регулирования, а в зависимости от магистрата, которому поручено их исполнение. Поэтому часто законы, регулировавшие одно и то же дело, подлежали ведению разных магистратов, и это приводило к ужасной путанице

· законы писались на спец. четырехгранных барабанах, вращавшихся вокруг своей оси, - кирбах. Вращение облегчало чтение. Позже афиняне стали устанавливать стелы из камня с надписями законов, а ещё позже законы стали писаться на папирусах

· законы пытались время от времени кодифицировать, но все попытки оказались неудачными (единого свода законов так и не создали) (но новшеством всех попыток кодификаций стало то, что законы стали писать на папирусах, что облегчало доставку

Вещное право

Понятие собственности исчерпывалось словом possessio. Владеть землей и вообще недвижимостью в Афинах могли только граждане. Они имели право дарить, продавать и покупать, менять как движимое так и недвижимое имущество. Оно также могло быть сдано в аренду или под залог. Некоторые объекты вещного права подлежали государственному регулированию (шахты, рудники, вода).

Вещное право защищалось рядом исков:

· неготорный иск (истец должен был быть собственником, факт нарушения прав подлежал доказательству. Лучшее доказательство было предыдущее решение суда)

· Виндикация осуществлялась через ряд других вещных исков.: общий вещный иск (duke ousias), который распадался на несколько других, в зависимости от основания спора:

Залоговое право не отличалось большое сложностью. Залог устанавливался по договору займа. Залог равнялся сумме долга с процентами. 3 вида залогов:Залог недвижимости Залог движимости Ипотека

Различий между ними в принципе не было, кроме предмета. По сути, залог – срочный договор купли-продажи, при котором покупается наличность. Вещь переходила залогодателю в собственность, но временно. По истечении обязательства залогодатель становился собственником.

Обязательственное право

Афиняне знали следующие виды договоров:

· Договор купли-продажи. Не знали продажи в кредит. Условие покупки – выплата покупной цены. Скрытый недостаток приводил к расторжению сделки. Форма договора – устная, но для продажи земли и недвижимости – письменная (договор передавался архонту на рассмотрение)

· Договор займа. Обеспечивался залогом и заключался в письменной форме.

· Договор дарения. мб совершен только собственником, полностью дееспособным

· Договор найма. Существовал в письменной форме. Договор был срочным. Часто наймодателем выступало государство (архонт сдавал участки храмов в аренду). Несколько видов? Dike enoikion – наем жилого помещения и dike karpou – аренда земли.

· Договор поручительства. Существовал, но форма неизвестна.

Нарушение всех видов договоров преследовалось по общему иску о причинении вреда.

Брачно-семейное право

Глава семьи – муж. Нес ответственность за жену и детей, они находились в его полной власти. В случае смерти супруга жена с детьми переходила под опеку кира, назначенного в опекуны. Муж распоряжался имуществом семьи, включая приданное супруги. Сделки заключенные женой – недействительны (кроме сделок меньше 1 медимна ячменя). Глава семьи – глава семейного культа (совершал обряды и т.д.).

Брак считался законным, если родители имели гражданство города, браки с метеками и иностранцами вели умаление статуса детей. Обязательным условием было заключение брачного контракта (отключение жены из-под одной власти под власть мужа).

Развод был известен. Инициатором могли быть обе стороны, но муж имел больше свободы. Муж был обязан вернуть приданое. Детей всегда оставляли с мужем.

Инцест не был запрещен. Безбрачие преследовалось. Существовала проституция (статус проституток мог быть как свободным так и несвободным). Дети наложниц наследниками не являлись.

Наследственное право

К наследованию допускались все сыновья в равных долях без различия старшинства. Раздел осуществлялся жребием. Завещание было известно, но по нему запрещалось отстранять кого-либо от наследства. При отсутствии наследников мужского пола, наследником считался будущий внук. При отсутствии вообще прямых наследников, призывались боковые (1-я очередь – братья умершего, 2-я сестры, 3-я другие агнаты отца, 4-я когнаты и нисходящие).

Споры о наследстве разбирал архонт – для граждан и полемарх – для метеков. Иск подавался в письменном виде. Законные наследники вступали в право владения сразу же, усыновленные же должны были доказать право на наследование.

Уг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.081 с.)