Вопрос 15. История римского частного права; история гражданского процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. История римского частного права; история гражданского процесса



Вещное право Квириты не знали абстрактного понятия собственности, которым мы пользуемся сегодня. Исторически вещное право в Риме имело несколько форм, которые появлялись в отдельные периоды, последовательно сменяя и дополняя друг друга. В ранний период своей истории квириты сохранили в полной мере пережитки родовой (коллективной) формы имущественных отношений (например, familia – семейное имущество, не подлежащее отчуждению; ager publicus – общественная земля, которая перераспределялась между гражданами через известные промежутки времени; res gentilica – родовое имущество). + Архаизм права проявлялся за счет такой формы собственности, как mancipium (букв. «что находится под рукой», «осязаемо ею»). Совокупность этих видов имущественных прав + дальнейшее их развитие (установление свободы завещаний, возможность отчуждения, хоть и в строгой форме манципации, освобождение лица от бремени ответственности за долги и перенесения его исключительно на имущество по lex Pappiria) составляет такую историческую форму собственности, как dominium ex iure quritium – квиритскую собственность. По своему объему квиритская собственность была наиболее полная форма собственности, ограниченная лишь сервитутами. Ее защита осуществлялась виндикационными и негаторными видами исков.

По мере развития римской общины и слияния ius civile с ius gentium появляется собственность перегринов. По своему объему она совпадала с квиритской. Различие было только в субъектах.

По мере развития такого источника права, как преторский эдикт, появляется бонитарная собственность, защищаемая от претензий эксцепциями и публикановым иском (смысл действий заключался в оспаривании претензии истца как лица недобросовестного).

Владение (possessio) как вид вещных прав приобретает самостоятельный характер в римском праве относительно поздно, несмотря на то, что Дигесты утверждают: «Собственность берет начало от естественного владения». В то же время признается, что «собственность (proprietas) ничего общего не имеет с владением». Поздний характер формирования института права собственности в РП объясняется тем, что владение позднее, чем собственность, получило исковую защиту. 1-ым по времени способом защиты владения стал поссесорный интердикт. Со временем интердикты подверглись классификации: охрана владения от посягательств, восстановление нарушенного владения, возвращение владения. Усложнилась и структура самого института владения. В классическую эпоху в понятии possessio начинают выделять corpus possessionis, (фактическое обладание вещью) и animus possessionis (отношение владельца к вещи как к своей, стремление удерживать ее как свою). Само владение уже классифицируется на добросовестное (possessio bonae fidei) и недобросовестное (possessio malae fidei). Защитой, однако, пользуются оба владельца.

Историческим изменениям были подвержены и способы приобретения права собственности. К старой манципации, распространявшейся на манципирируемые вещи, прибавляется цессия (in iure cessio). С течение времени сюда добавляется традиция (traditio), представляющая собой простой акт передачи вещи (применялась к неманципируемым вещам). К довольно древнему способу приобретения вещных прав относится давностное владениеusucapio. Эпоха домината приносит новые сроки давности – от 10 до 40 лет. Знало РП также завладение (occupatio rei nullis), переработка вещи (specificatio) и ее приращение (accessio).

Архаизм РП сказывался также а классификации вещей. Наиболее древняя классификация – деление вещей на манципируемые и неманципируемые (res mancipi et res nec mancipi).

Развитие торгового оборота приводит к появлению вещей res extra commercium и res in commercio. Со временем совершенствуется система классификации, классическая эпоха знает их деление на движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles), телесные (res corporalis) и бестелесные (res incorporales). Смысл классификации вещей заключается в различных способах укрепления прав собственности на них или в их субъектах. Бестелесные вещи, например, могли быть объектом только личного права (ius in personam), а религиозные вещи могли принадлежать только храмам.

Сервитуты (ius in re aliena) относились к одному из видов вещных прав. Законы 12 таблиц уже знали этот вид прав. В позднюю эпоху утверждается ряд принципов, которые стали фундаментом этого института:

1) Свои вещи не могут быть объектом сервитута

2) Сервитут не может заключаться в исполнении

3) Сервитут должен быть полезен участку

Древнешая эпоха знала сервитуты личные и предиальные, а в республиканский период возникает деление сервитутов на городские и сельские. Исторически сервитуты устанавливались посредством завещательного отказа, договором (цессией), в силу давности. Но в 3 в. до Р.Х. lex Serbonia упразднил давность как основание возникновения сервитута.

Разновидностью личного сервитута в РП был узуфрукт. Дигесты определяют его так: «Узуфрукт – это право пользования чужой вещью и извлекать плоды из нее, сохраняя вещь неизменной».

В поздний республиканский период возникает такой вид личного сервитута, как суперфиций. Суперфиций уже может быть переда по наследству, отчужден дарением. Суперфиций был возмездным правом пользования, поскольку суперфициар платил «поземельную плату». Аналогом суперфиция в сельской местности стал эмфитевзис, возникший в РП под влиянием греческого. Со временем эмфитевзис стал разновидностью договора дарения.

Право залога в РП первоначально было представлено довольно архаичным институтом fiducia, когда долг обеспечивался вещью, уступленной кредитору с правом обратного выкупа ее. Другой архаичной формой залога был захват вещи в целях обеспечения долга – pignoris capio. В древности также различали ручной залог или заклад – pignus. Развитие оборота не могло не сказаться на обогащении этого института, его развитии.

Обязательственное право

Этот вид отношений классифицировался римскими юристами как категория ius in personam, т.е. объектом его могли быть действия людей, а не вещи. Но в древнейший период техническое выражение in personam следовало понимать буквально, т.к. кредитор обла­дал непосредственной властью над личностью должника (по законам 12 таблиц).Вплоть до издания lex Poetelia Pappirie (326 г. до Р. X.) неисправного должника можно было продавать в рабство.

Другой архаичной чертой обязательственного права римлян был усложненный формализм, как в заключении до­говоров, так и в классификации их оснований. Но в конце классической эпохи было сформулировано общее определение обязательства, отражавшее высокий уровень техники РП: «Обязательство есть око­вы (iuris vinculum), в силу которых мы по необходимости должны выполнить известное действие согласно законам нашего государства».

Древнейшим видом обязательств были отношения, связанные с деликтами (in iurio). Другим древнейшим видом обя­зательства был nexum, который также упоминается в ран­них источниках РП. Архаичность этого обязательства видна из его первоначальной формы заключения: per aes et libram. Ненадлежащее исполнение долга вело к утрате свободы должником.

Институции Юстиниана подводят итог развитию своеобразных черт obligationes, подраз­деляя их на цивильные и преторские. Основанием воз­никновения цивильных обязательств (и их защиты) служили законы, для преторских — преторская юрисдикция. Классическая эпоха знает следующие способы возникновения обязательств: ex contractu, ex quasi contractu, ex maleficio, ex quasi maleficio.

Co време­нем договорные обязательства подразделяются на реальные, вербальные, литеральные и консенсуальные. Такая своеобразная классификация обязательств отражала высокий уровень развития товарно-денежных отношений в империи. Впрочем, экономическая история Рима эпохи домината — это история перманентного кризиса и постепенного замещения денег как средства платежа натуральным обменом.

Система договоров, выработанная РП, стала классической и до сих пор служит основой для аналогичной классификации в континентальной системе права.

Брачно-семейные отношения «Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (Модестин). Это классическое определение хорошо выражает суть цивилизованных брачных от­ношений вообще. Однако римляне пришли к этой форме не сразу. Помимо таких филиаций архаичной формы брака, как gens enubere (эндогамный брак — особенно среди пат­рициев), древний римский брак знал такую форму, как cum manu, когда супруга, дети, домашние находились под dominium домовладыки (pater familias), власть которого не знала ограничений.

Брак cum manu совершался несколькими способами, из которых один, а именно coemptio, свидетельствует об архаичности его формы, хотя более примитивной была форма умыкания. Для создания брака cum manu необходимы были условия:

1) достижение брачующимися брачного возраста: 12 лет для женщин и 14 для мужчин

2) наличие ius conubii. поскольку до 345 г. до Р. X. (до lex Canuleia) воспрещались браки патрициев с плебеями.

По lex Iulia de martandis ordinibus (18 г. до Р.Х.) вводится понятие неподобающего брака, когда запрещаются браки сенаторов с вольноотпущенни­ками и римских граждан (ingenii) с «бесчестными жен­щинами», опекунам запрещалось вступать в брачные отношения с подопечными и т.п. Препятствием к браку служило кровное родство.

Новая форма брака sine manu (т.е. без утери права и дее­способности замужней женщиной) по свидетельству уче­ных возникает во II в. до Р. X. В этом браке уже существует раздельный режим собственности супругов вплоть до того, что между ними запрещено даже дарение. Однако прида­ное супруги (dos) поступало в распоряжение мужа.

Развод был известен обеим формам брака, но при cum manu инициатором его мог быть только муж, в браке sine manu инициатором могли быть обе стороны.

Считается, что со временем древняя форма брака вышла из употребления ввиду ее непопулярности. Familia, семья древних римлян представляла собой изначально особый институт, участники которого были связаны взаимными правами и обязанностями. Впрочем, права были в основном у ее главы, обязанности — у всех остальных. С течением времени картина меняется, смягчаются нравы. Домовладыка теперь имеет только право легкого наказания домочадца. Древнее ius vitae ас necis (право распоряжаться жизнью и смертью) постепенно сходит на нет. Появ­ляется отдельная правоспособность домочадцев обязывать главу семейства своими сделками. Одновременно усилива­ются алиментные обязательства: обязанность детей содер­жать престарелых родителей.

Семейному праву римлян были известно усыновление и эмансипация. Опека и попечительство в равной мере име­ли широкое распространение. Языческий брак знал такой институт, как конкубинат.

Ситуация в области брачно-семейных отношений резко меняется с торжеством христианства: запрещается развод, форма брака становится исключительно церковной, запре­щаются браки между христианами и язычниками, исчезает конкубинат и т.п.

Наследственное право Дигесты: «Наследо­вание есть не что иное, как преемственность во всей сово­купности прав (successio in universum ius), которым обладал умерший».Определение исходит из универсальной теории преемства, согласно которой умершего во всех его отношениях сменяет новое лицо — наследник. Однако свойственный римскому менталитету индивидуа­лизм очень рано приводит к появлению сингулярного пре­емства. Легат не давал лицу, в пользу ко­торого он был назначен, обязанности наследника. Он имел только права.

Возможность назначения отказов в эпоху зако­нов 12 таблиц указывает на то, что в это время римляне уже знакомы с завещанием (testamentum). На­следование по закону осуществляется согласно принципу агнатского родства. При отсутствии таковых родственников имущество наследуется в пределах рода. Впоследствии римляне стали часто прибегать к переда­че наследства посредством усыновления.

Дальнейшее развитие наследственного права квиритов проходило в преторской форме наследования в рамках bonorum possessio. Как и в других случаях преторской за­щиты, владелец имел только nudum ius Quritium. Причиной появления такого способа наследования стал строгий формализм цивильного права, когда наследс­твенная масса становится выморочной (bonum vacans) при отказе агната от ее принятия, тем самым погашались права другой очереди, или когда к наследованию не допускались эмансипированные сыновья.

Помимо легатов в РП наследования разли­чали фидеикомиссы. Отличие последних от легатов заклю­чалось в простом их оформлении и в том, что они могли бытьвозложены на наследников по закону, а не по завеща­нию. В самом начале принципата фидеикомиссы получили строгую форму и исковую защиту. В позднереспубликанский период и период принципата государство начинает ограничивать право завещательных отказов. Наиболее яр­кий пример этой законодательной борьбы lex Falcidia (40 г. доР. X.), которым объявлялись незаконными все отказы (ipso iure), превышавшие ¾ наследственной массы. Фальцидиев закон дал толчок к развитию учения в римской цивилистике об обязательной доле (portio debita).

Суд и процесс по гражданским делам Нигде в такой степени, как в сфере судопроизводства, не сказался весь формализм мышления римлян.

А) Органы суда В древнейшую эпоху судьей выступал царь или то лицо, которое он назначил.

В раннюю рес­публиканскую эпоху право суда переходит к консулам, позднее при появлении права провокации по lex Valeria Poplicolae 509 г. до Р.Х. — к комициям. Сами судьи со­гласно iurisdictio магистратов cum imperio представляли собой назначенных ими лиц. Последние вступали в про­изводство дела на стадии in iudicio, тогда как магистрат решал дело в стадии in iure. Этот дуализм участия магистрата и судьи в процессе сохранял­ся все время существования легисакционного и форму­лярного процессов.

Судьи представляли собой коллегию iudicies centumviri (коллегию из 100 судей), которая просуществовала до 3в. до Р. X., и decemviri litibus iudicandis (коллегию из 10 су­дей). Помимо коллегий судей в Риме цензорами составлялись списки присяжных (iudicies) из числа сенаторов, а потом и всадников. Судьи и присяжные призывались к отправле­нию своих обязанностей магистратом по завершении ста­дии litis contestatio. В формулярном процессе назначение судей происходило в самом начале посредством составле­ния формулы: «iudex esto» или «recuperatores sunto».

В эпоху принципата развитие получает экстраорди­нарный процесс (cognito extra ordinem), полностью вы­теснивший процесс «по формуле» к началу домината, подтверждением чему служит одна из конституций им­ператора Диоклетиана 294 г. Согласно принципам экс­траординарного процесса судебные функции теперь полностью находятся в руках магистрата, так что разделение процесса на стадии in iure и in iudicio утрачивает смысл. Одновременно с этим устанавливается строгая иерархия судебных магистратов во главе с самим императором. Суд 1-ой инстанции представлен теперь дефенсорами (plebis и civitates), которые выбираются населением дио­цезов (крупная административная единица, в состав которой входило несколько (до 16) провинций). Именно в эту эпоху окончательно вырабатывается критерий распределения юрисдикции инстанций по прин­ципу ratione materiae: территориальной и деловой подчи­ненности.

Первоначально римский суд знал институт представи­телей, но со временем они замещаются профессиональной адвокатурой.

В) Процесс Гражданский процесс знал за свою историю несколько форм, каждая из которых начиналась с вызова ответчи­ка в суд (in ius vocatio). Древнейший, легисакционный процесс состоял из нескольких видов производств: « в сакраментальной форме, посредством требования назначить особого судью для разбора дела, посредством кондиции, наложения руки и посредством захвата какой-либо вещи должника». Различие в этих формах объяснялось не только разницей в процессуальных действиях, производимых в их рамках, но и в видах исков, рассматри­вавшихся при их помощи. Сакраментальная форма служила для рассмотрения как личных, так и вещных исков, форма в виде наложения руки — для взыскания долговых обязательств, отобрание вещи — истребование недоимок, выплаты жалования, кондиции — для требова­ний, вытекавших из обязательств.

Процесс «по формуле» приходит на смену строго фор­мализованному производству согласно lex Aebutia во 2 в. до Р. X. В начале принципата этот вид процесса становит­ся единственным. Сердцевина его — составление формулы в ходе производства in iure. В зависимости от вида иска претор составлял ту или иную формулу. Су­дья, назначенный магистратом, обязан был следовать пред­писаниям данной ему формулы.

Экстраординарный процесс появился в самом начале до­мината и заключал в себе подлинные инквизиционные черты. Производство по нему страдало либеллярным характе­ром, знал он только систему формальных доказательств.

С) Виды исков По количеству и видам исков РП очень похо­же на греческое.

Общая классификация исков согласно классическому определению Гая включает иски вещные и личные: actio in rem et en personam. Личные иски возникали из обязательств и долговых отношений, когда ответчик принуждается к тому, «чтобы передать или сделать, или предоставить что-нибудь». Вещный иск имел своим предметом различные виды вещ­ных прав.

В дальнейшем вкачестве критерия классификации бралось конкретное правоотношение, вызвавшее спор. Иск (actio) являлся в данном случае средством обеспечения защиты правопритязания добросовестной стороны. Здесь мы встречаем огромнее количество таких исков: actio ad exemlum (иски по аналогии); actio aedilicae (споры о скрытых пороках проданных животных); actio hereditariae (споры о наследстве); actio noxales (споры об имущественномвреде, нанесенном лицами alieni iuris); actio populares (споры по защите государственного ин­тереса, напоминавшие процессы сикофантов в Афинах) и т.д. Помимо исковой защиты римский гражданский процесс знал средства преторской защиты, такие как интердикт и реституция.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.027 с.)