Пророк – главный руководитель народа в Израиле и Иудее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пророк – главный руководитель народа в Израиле и Иудее.



Организация общины имела родовую основу, но в это же время испытывала реорганизацию государства.

Рабы – составляли абсолютное меньшинство. Труд применялся в основном в домашнем хозяйстве. 2 вида рабов: частновладельческие и царские. Практической разницы в их положениях не было, однако, государственный мог занимать высокое положение в обществе, например управлять хозяйством царя. Раб – вещь, наследовался наравне с движимым имуществом. 2 формы рабства: вечное и срочное. На рабов распространялся субботний отдых. Рабы имели свой пекулий. Источники рабства: рождение, плен, покупка, преступление.

Территория

Власть царей в разное время распространялась на разную территорию. В состав израильского царства входили 13 колен (племен) (согласно книге чисел). Каждое из колен владело в Палестине своей областью. Порядок расселения гласит о его военном, захватническом характере. Власть в каждом колене была вручена родовым старейшинам.

Государственная власть

Саул – первый царь, был избран всем народом по совету Самуила. Наследование престола осуществлялось по выбору народа вплоть до времен Соломона., когда утвердился принцип первородства для передачи престола. Сразу после избрания Саул собирает армию и уходит в поход.

Царь занимает особое положение среди жрецов., благодаря богоизбранности.

Ведению царя принадлежит:

· налогообложение подданных

· наложение литургии

· суд над подданными

· командование войском

· владение некоторыми священническими правами

Однако его власть была ограничена законом.

Царь осуществлял свою власть не только с помощью пророков и левитов, у него была своя администрация, в среде которой выделялся первый министр.

Моисеево законодательство

Под Моисеевым законодательством понимается 10 заповедей. Источниками послужили откровения полученные Моисеем и кодекс Хаммурапи. Законодательство состоит из 4 книг (книга завета, Второзаконие, кодекс святости, реформа Ездры)

Частное право

Вещное право было представлено группой норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины. Библия разрешала продавать землю, однако каждые 7 лет происходил земельный передел, а окончательный передел происходил каждые 50 лет. Библия упоминает поселенцев и наемников на земле иудейской общины., вероятно это арендаторы. Их юридический статус ниже, чем статус свободных евреев. Основанием вещного права на землю являлось: право владения, военная служба государству. Недвижимость, находящаяся в чьей-то собственности четко ограничивалась от владений других лиц.

Обязательственное право. Являлось мало разработанным. Евреям были знакомы все виды договоров. Договор купли продажи, договор займа (не знал процентов, но процент допускался в отношении иностранцев), залоговое право. 2 вида обязательств: устные, при свидетелях и письменные.

Брачно-семейное и наследственное право. Существовал моногамный брак. Безбрачие, кастрация и другие виды = детоубийство. В области брака существовал институт левирата (передача жены ближайшему родственнику). Брак регулировался договором кули-продажи и считается совершенным при передаче женихом в семью невесты символа брачного выкупа, после чего составлялся контракт при свидетелях (родственники до третьей степени родства). С военнопленной все было проще, достаточно было просто сожительствовать с ней. Инцест запрещался. Власть мужа была патриархальной. Развод также существовал, инициатором развода могла выступать любая сторона. Наследственное право знало принцип первородства.

Уголовное право. Квалифицировалось убийство преднамеренное и непредумышленное. Наказания за них были разные. Преступления по Моисею квалифицировались на несколько видов:

· Сакральные

· Против личности

· Имущественные

· Против нравственности

· Государственные преступления

Животные также подлежали уголовной ответственности и были субъектами права. Помимо смертной казни применялась уплата пени и телесные наказания, реже – изгнание из общины.

Суд и процесс

Суд – главная функция начальствующего лица. Судья наказывался за пристрастие при отправлении правосудия. Система судебных инстанций была 2-ступенчатая: выбранные население и назначенные властью. Разница в том, что первая не могла самостоятельно привести приговор в исполнение. Верховный судья – пророк, затем царь.

Процесс был гласным, совершался при стечении народа. Система доказательств не отличалась развитостью. Главное предпочтение – свидетельское показание под присягой (свидетелей должно было быть не менее двух-трех, лжесвидетельство наказывалось). Ордалии служили доказательством. Особенность процесса – наличие дикой виры, аналогичной той, что была на Руси (измерение расстояния до ближайшего населения и ближайший нес ответственность за совершение очищения, при котором левиты играли самую деятельную роль)


Право и общество Китая

Китай – древняя, автохтонная культурная общность. Китайская форма сознания противоположна европейской и близка традиционным восточным формам

Древнекитайская правовая идеология. Древнекитайская философия может быть представлена тремя великими школами: даосизм, конфуцианство, легизм.

1. Основатель даосизмаЛао-Цзы – буквально «старый ребенок». Основным в учении даосцев является понятие дао – особая практика мудрствования, напоминающая стихийную диалектику: попытку совмещения проблемы бытия с проблемой знания. В основе совершенствования личности он видел принцип сдерживания желаний. Идеал даосцев – чистый младенец, он совершенен потому, что не знает желаний и страстей. Первый шаг к совершенству - распознавание желаний и их сдерживание, второй – следование разумному течению в мире вещей. Главное достижение совершенства – ничегонеделание.

2. Учение Конфуция можно определить как религию. В современном Китае культ Конфуция является несущей опорой государственной идеологии. Основная проблема конфуцианства: «Как учредить совершенное правление?» Главный вопрос для него – совершенство человека, прежде всего правителя, затем подданных. Главное - учение о ритуале как пути исправления существующего неустройства – это единственное средство правления. Ритуал начинается с присвоения правильных имен, названий вещам. Имя должно соответствовать обстоятельствам и условиям сути называемого. Другая составляющая ритуала – почтительность, она важна для действий. Она распадается на гун – почитание себя, цзин – почитание родителей, вэй – боязнь старших и по возрасту, и по должности. Ритуал определяется как способ управления, наведения порядка, реализации человеческого Я. Конфуций и большинство его учеников по общественному положению принадлежали к сословию ши – ученых мужей, которые по служебной иерархии -> за дафу – первыми вельможами государя (вана).

В области практического введения конфуцианства в управление господствуют 2 элемента: налоговая система и забота об устройстве быта крестьян. Именно крестьянство является основной производительной силой страны (бэнь). В налоговой системе – регулирование с помощью государства системы землепользования, при помощи которой устанавливается десятина со всех видов доходов.

3. Легизм – восстановление небесной гармонии в государстве только через фа (закон). Проводить в жизнь законы и заботиться о том, чтобы всем были ясны достоинства правителя – долг сановника. Особо резко критиковали легисты традиционные учения. Расцвет легизма совпал с эпохой централизации страны, наглядным памятником которой является Великая китайская стена.

В Китае были проведены широкие реформы: улучшение земледелия, торговли и управления. Введена частная собственность на землю, что нанесло самый существенный удар по общине- превратилась в обычный орган местного управления. Затем в Китае частную собственность отменили, потом снова вернулись к идеям Шан Яна, в эпоху Тан вопрос о частной собственности не был решен окончательно, но были ограничены размеры надела, в эпоху маньчжурской династии ограничения были сняты.

Внутренняя структура рода была сложна. Выделялись 2 возрастные группы: фу сюн – отцы – старшие братья и цзы ди – сыновья – младшие братья.

Орган управления цзун цзу – сань лао, «совет старейшин» - представители наиболее прямых нисходящих линий от тай цзу (эпонима, который служил своеобразным тотемом объединения, культ одного общего предка). Помимо родового культа их связывала общность имущества, распоряжаться которым могли только фу сюн, но в пределах цзу (рода), общность кровной мести друг за друга, и военное назначение. На поле боя они строились вместе, как родовые клинья германцев.

Население. В Китае население делилось на 2 большие группы: юридически свободных и несвободных. Свободные в зависимости от развитости институтов государства подразделялись на бюрократию, военных и крестьянство с горожанами. Горожане подразделялись на городской патрициат, торговое сословие и городское ремесленное население.

Чиновничество никогда не составляло замкнутой группы, но наследственность профессий была желательной. Основной принцип – получение ранга знатности только за заслуги. Но сын чиновника имел больше шансов стать чиновником, чем сын крестьянина. Самые главные посты в Китае – дафу и ши.

Воины. Воинство делилось на 2 класса: профессиональные воины, которые больше ничем не занималось, и воины по набору - народное ополчение – армия милицейского состава, которая набиралась регулярно для обучения.В иньский период военная и гражданская службы не совпадали, а в последующие эпохи стали совпадать. (Принцип взаимозаменяемости).

Крестьяне и ремесленники. Народ минь (простой народ) состоял из крестьянства и ремесленников. Ремесленники жили в 3х квадратах города под наблюдением чиновников. Город делился на 21 сян (типа районов). Самоуправление корпоративных групп не было в чести у китайцев, предпочтение отдавалось централизации.

Рабы. Рабство в Китае сохраняло черты патриархальности. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Не существовало общего термина для обозначения понятия раб (тун, це, ну).

Основной источник рабства в Китае – плен или торговля неханьцами. Но идеальным источником рабства считалось воспроизводство, а не их приобретение на стороне. В циньскую эпоху выделялась особая категория таких рабов: нучань-цзы – «сын, рожденный от раба», этот порядок встречается и в эпоху Тан (10 век по Р.Х.), цзячаньну – раб, рожденный в семье. Уголовное наказание служило традиционным источником рабства уже с эпохи Шан. Возникновение рабства через залог при договоре займа было достаточно сложно осуществимо, но эта форма все же была. Рабство как термин было уничтожено в Китае в 9 г. По Р.Х., реформой Ван Мана было запрещено употреблять слово «раб».

Правопонимание по-китайски

В основе китайской системы права лежит постулат, согласно которому объективное право вступает в силу только тогда, когда не действуют нормы морали. Право в Китае считали атрибутом варваров, которым не доступно понимание моральных ценностей (ли). Но были и моменты в развитии Китая, когда нормы были «повреждены», именно исправление поврежденных нравов считается пафосом легистов и конфуцианцев. Легисты прибегают в этом случае к методу фа.

Черты китайского права: 1.Стабильность 2.Отсутствие систематики – китайское право – это способ достижения добродетельного правления (о публичном праве), осознание вины – в уголовном праве, достижение благополучия и зажиточности – частное право 3.Архачность форм (каузальна, трудно обобщать и применять аналогию) 4.Мало юридического материала (приходится применять метод филиации)

Источники права 1. Форм выражения права было несколько. Первые три – Дао (путь), Ли (ритуал), Фа (формальный закон). (Выше про это говорилось в описании конфуцианства и т.д.)Эти формы неотделимы от морали, но легисты всё же пытались это сделать (закон фа).2.Произведения Конфуция, других философов служили источником для решений по судебным и административным делам.3. Мин – формальный приказ сюзерена исполнить что-то определенное, который он отдавал вассалу. (С эпохи Чжоу).4. Прецеденты – бОльшую роль играли в сфере администрации.5. Обычай, ряд фольклорных произведений – «Шу цзин»

Вещное право китайцев. Абстрактное понятие собственности – глагол ю «иметь собственность». Начиная с циньской эпохи собственность разделялась на движимую и недвижимую.

Недвижимость – все, что прикреплено корнями к земле.

Собственность подразделялась в зависимости от статуса ее субъекта – частная (сы) и государственная (гун).

Во время сделки купли-продажи недвижимости необходимо было присутствие родственников продавца – свидетелей – они подтверждали отказ от права семейного (родового) выкупа.

В ханьскую эпоху появляется и договор аренды (арендатор вступает и в частноправовые и в публично-правовые отношения, т.к. государственные повинности несет он, а не собственник).

Защита права напоминает деликтную ответственность с перенесением ответственности не только на имущество, но и на личность деликвента.(Включение телесных наказаний)

Залог применялся как к движимым (включая рабов и членов семьи), так и недвижимым вещам. Обозначений залоговых отношений много: чжи, дянь, те. Для того, чтобы залог привел к праву собственности необходима была формальная сделка по купле-продажи.

Обязательственное право. 1. Обязательства заключались в письменной форме, но иногда разрешалась устная форма при свидетелях. Если стороны были неграмотны, то использовался отпечаток пальца.2. Несвободный характер обязательств.

Договор займа – процентный и беспроцентный. При процентном займе различали бэнь (основная сумма долга) и ли (рост). Этот вид обязательства обеспечивался поручительством.

Договор ссуды - выдавалась казной или частными лицами.

Договор купли-продажи – долго сохранял форму мены, т.к. покупательная цена исчислялась в натуральных продуктах.

Договор найма – нанимаясь на работу или в услужение, наймит (юнке) сохранял личную свободу. Кауза договора – продажа труда.

Наследственное право. К наследованию допускались все, независимо от пола, даже наложницы. Только незаконнорожденные могли претендовать на 1\2 от обычной доли. При несовершеннолетии наследников имуществом управляла вдова, если она была мертва, то ближайший агнат. При вторичном выходе замуж необходим передел имущества.

К наследованию не допускались замужние дочери. Старший сын мог наследовать и общественное положение отца. Приданое, которое брала с собой дочь, являлось символическим выкупом ее права наследования сначала общеродового, потом семейного имущества.

Брачно-семейное право. В ранние эпохи рабы также входили в семью. Считалось обязательным, чтобы все носили одну и ту же фамилию. У главы семьи власть была неограниченной.

Китайский брак был лишен религиозной формы. Китаянка могла свободно выходить замуж за иностранца. Был запрет инцеста. По форме брак регулировался договором купли-продажи. Обязательным элементом было сыюе – заключение формального соглашения между сторонами. Договор был консенсуальным. Расторжение договора наказывалось телесно, причем только невесту. Китайский брак был полигамным. (Включая конкубинат). Китайский брак знал развод. Прежде всего по взаимному согласию сторон. Жена могла потребовать развод, если только муж нарушил долг (причинение побоев деду, бабке жены, убийство дяди по отцу и т.д.)

Муж мог потребовать развод, если: 1. не было детей 2.прелюбодеяние жены 3.ссоры со свекром и свекровью 4.болтливость жены 5.воровство 6.ревность жены 7.неизлечимое заболевание жены

Если жена не: 1.была в трауре по свекрови и свекру 2.если в браке они разбогатели 3.жене не к кому было уйти.

Уголовное право. Различались гу и – преднамеренные и гоши – непреднамеренные преступления. Первые квалифицировались, если обнаруживался прямой умысел.Различали сговор, покушение на преступление (шан дао).

Преступления подразделялись по объектам на государственные и частные. Государственные преступления – преступления, направленные против императора, вана, представителя власти, их жизни и здоровья. Различались заговор и бунт. Наказанием за эти преступления было уничтожение виновных. Преступления частные: преступления против личности и собственности. Преступление против личности: убийства – гоши ша - убийство по ошибке, гу ша - преднамеренное убийство, причинение телесных повреждений. Имущественные преступления: квалифицировались на кражи – цедао – незаконное приобретение имущества и разбой цзян дао – похищение чужой вещи с помощью угрозы или силы. Наказание смягчались или ужесточались в зависимости от статуса потерпевшего или преступника, в зависимости от объекта преступления. Похищение храмовых, ритуальных вещей наказывалось естественно строже.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.035 с.)