Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5-6. Развитие российского государства и права в период абсолютизмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задачи семинара: Изучение экономических, социальных и политических предпосылок возникновения абсолютной монархии в России, его характерные особенности; правовое положение основных разрядов российского населения; развитие и реформирование органов центрального и местного управления; наиболее важных фрагментов текстов Артикула Воинского и Краткого изображения процессов и судебных тяжб как юридических источников; реконструкция основных институтов материального и процессуального права первой четверти XVIII в.; выявление терминологических достижений, особенностей юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в первой четверти XVIII в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; обоснование оценки данных памятников как первых отраслевых кодексов в истории российского законодательства.
5а. План семинара: 1. Особенности российского абсолютизма. Статус и власть императора. 2. Состав и правовое положение населения (шляхетство, духовенство, городское население, крестьяне). 3. Источники и особенности права первой четверти XVIII в. 4. Изменения в регулировании имущественных отношений. Развитие права собственности, обязательственные отношения наследование. 5. Воинский устав и воинские артикулы. Общая характеристика. 6. Изменения в уголовном праве по воинским артикулам. Развитие норм общего характера. Понятие преступления. Формирование системы преступлений и наказаний. 7. Суд и процесс в первой половине XVIII в.: укрепление розыскных начал в судебном процессе по Указу 1697 г. и Краткому изображению процессов или судебных тяжеб. Указ «О форме суда»: основные принципы и значение.
5б. План семинара:
1. Принципы правовой системы в Наказе Екатерины II 1766 г. 2. Местное управление. Учреждение для управления губерний Все-российской империи 1775 г. 3. Дворянское самоуправление. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г. 4. Городское самоуправление. Грамота на права и выгоды городов Российской империи 1785 г. 5. Сословный характер судебной системы и судопроизводства.
Методические указания Начиная подготовку, следует дать общую характеристику становления и развития абсолютизма в России: показать причины его возникновения, хронологические рамки и основные этапы, назвать закономерности и особенности российского абсолютизма, сравнить его с абсолютизмом стран Западной Европы. Далее надо подчеркнуть, что при абсолютизме сохраняется сословность социальной структуры как характерная черта феодализма. Однако борьба феодально-крепостнической системы с тенденциями буржуазного развития значительно усложняла классово сословные отношения, постепенно разрушала сословную замкнутость позднефеодального общества в России. На основе самостоятельного анализа Указа 1714г. о единонаследии, Табели о рангах 1722г., жалованных грамот Екатерины II (см.5 вопрос, его можно осветить в начале семинара, чтобы сохранить логику характеристики изменений в структуре российского общества в XVIII веке), других правовых актов, что даст возможность глубже понять существо процесса юридического оформления консолидации различных слоев господствующего класса и усиления эксплуатации крестьян как светскими и духовными феодалами, так и самим государством. Затем необходимо проследить направление эволюции общественного строя, связанное с разложением феодализма и развитием буржуазных отношений: деформация старых классов и сословий, появление социальных слоев и групп, углубляющейся дифференциации крестьянства, начало формирования новых классов – буржуазии и пролетариата. Как на это реагировало законодательство и какое отражение нашли эти процессы в предпринятом реформировании центрального и местного управления (это уже первый вопрос, а также 4-й и 5-й). При этом необходимо проанализировать порядок формирования, компетенцию, структуру высших органов власти, рассмотреть организацию и деятельность созданных в изучаемый период органов гласного и негласного надзора за государственным аппаратом. Следует раскрыть реформы местного управления, обращая внимание на раскрытие дворянского характера преобразований. Рассказывая о реформе армии (второй вопрос), надо раскрыть ее содержание, приведшее к новому порядку формирования армии. Созданию разветвленной системы полицейских органов и судов, всеохватывающей налоговой системы должно быть уделено особое внимание. Ссылкой на соответствующие статьи Воинского артикула и др. документов показать классовый, феодальный характер, объяснить, почему из кодекса военно-уголовного и уголовно-процессуального права он стал кодексом общегражданским, служил утверждению и укреплению абсолютизма.
Ситуационное задание № 6 Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение: «Сей Указ не на прошедшие времена, но сего 1714 года действие своё имеет. И хотя в прошедшие два месяца такие разделы где и сделаны, то оны переделить по сему Указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих разделили, а ныне хотят по сему Указу переделить, и то да будет в их воле». Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа? Раскройте его основные положения. Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?
Ситуационное задание № 7 Сделайте правильный выбор и поясните его:
«Система, при которой каждая социальная группа имела право на существование постольку, поскольку несла определенные обязательства перед государством – это: а) крепостное право; б) абсолютная монархия; в) сословный строй». Когда и в каких законодательных актах были закреплены данные правовые институты?
Ситуационное задание № 8 По мнению ряда исследователей, феодальное право – это возведенная в закон воля класса феодалов или народа (свободных граждан), поддерживаемая и охраняемая государством. Его основные характеристики: а) закрепление частной собственности на орудия труда и средства производства; б) личная зависимость крестьян от феодала и прикрепление их к земле феодальной собственности; в) «кулачное право» (право сильного, богатого); г) «партикулярное право» (не представляло из себя единой системы); д) значительное влияние канонического права; е) сословное право (право – привилегия); ж) крайняя жестокость при наказании правонарушений; з) источниками служили обычаи, религиозные нормы, преобразованные нормы рабовладельческого права. Как Вы думаете, какие признаки феодального права получили наиболее яркое осуществление в правовой системе России XVIII века? В чем своеобразие российской правовой системы XVIII в.? Конкретизируйте каждое из сформулированных положений нормами российского права XVIII века. В каких законодательных актах эти нормы были регламентированы?
Задачи 1. Помещик Скворцов, имевший двоих сыновей от разных жен, свое недвижемое имущество (3 деревни с 600 крестьянских душ) завещал старшему сыну, а младшему сыну выделил 2000 рублей и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и 120 душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд на основании Указа о порядке наследования движимого и недвижимого имущества от 23 марта 1714г.? 2. В 1720 г. двое солдат артиллерийской команды были схвачены караулом при попытке вооруженного грабежа. Какое решение должен вынести суд?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Российское законодательство X – XX веков. Тт. 4-5. – М.:Юрист, 1986 – 1987 гг.-836 с. 2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с. 3. Хрестоматия по истории России с древнейших времен и до наших дней. Учебное пособие / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М.: Проспект, 1999.-542 с. 4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с. 5. История государства и права России. Учебник. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимов Е.В. Петр I: Рождение империи // История Отечества. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М.: Политиздат, 1991.-420 с. 2. Багер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. – М.: Политиздат, 1985.-295 с. 3. Развитие русского права XVII – второй половины XVIII вв. – М.: Юрист, 1992.-280 с. 4. Рогожин А.И., Ярмыш А.Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина XVII – конец XVIII вв.). – Киев: Громада, 1989.-312 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.99 (0.011 с.) |