Тема 1. Государство и право древней Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Государство и право древней Руси



Планы семинарских занятий

1 семестр

ВВОДНЫЙ СЕМИНАР (2 ЧАСА)

1. Предмет и метод истории отечественного государства и права, его место среди юридических дисциплин.

2. Периодизация, историография курса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев. И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. - М.: Юрист, 1996.

2. История государства и права России. Учебник. / Под ред.

Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.

 

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

В IX – XI ВВ.

Задачи семинара: Изучение текста Краткой и Пространной редакций Русской Правды как юридических источников; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Древней Руси; усвоение особенностей юридического языка и юридической техники Древней Руси; обоснование оценки Русской Правды как памятника частного права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование).

 

План семинара:

1.Проблема происхождения Древнерусского государства и государственный строй Киевской Руси.

2. Русская Правда как памятник права: происхождение, основные редакции, место в истории русского права.

3. Категории населения по Русской Правде и их правовое положение.

4. Гражданское право: система договоров и наследование.

5. Уголовное право: преступления и наказания, понятия и виды.

6. Процессуальное право: органы правосудия, форма процесса, следственные действия, доказательства.

 

По первому вопросу возможна дискуссия, в ходе которой следует выяснить:

- является ли само по себе происхождение названия страны решающим для оценки генезиса ее государственности?

-сыграли ли варяги какую-то роль в становлении государственности у восточных славян. Если да, то какую?

-почему вопрос о том, как и кем было создано русское государство впервые приобрел политическую остроту при преемниках Петра I, а затем в первой половине XIX, позднее же – в советской и немецкой историографии 30-х годов XX в.?

Аргументировано изложите альтернативные точки зрения исследователей по второму и третьему вопросам дискуссии. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте ее.

 

Методические указания

Готовясь к данному семинарскому занятию, студент, анализируя первый вопрос, должен четко представлять причины появления государства и права феодального типа и возникновения их у разных народов.

Известны два пути становления феодализма и, соответственно, феодального государства и права непосредственно при разложении первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий строй и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли, например, германцы и славяне. Второй путь – формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого строя, превращение рабовладельческого общества в феодальное, а рабовладельческое государство и право. Этот путь характерен, например, для Византии. Следует обратить внимание на такие общие признаки государства, как замена родовых отношений делением по территориальному и имущественному признакам, отделение публичной власти от народа, введение налогов и поборов, которые характерны для образующейся государственности всех народов (в том числе славяне).

Готовя второй вопрос, необходимо уделить внимание изучению экономических и социальных предпосылок возникновения Русской Правды. Анализ этих предпосылок должен показать, что целью феодального государства и права было, в итоге закрепление классового господства феодалов над крестьянами и их эксплуатация.

Феодальное государство и право складывались при упорном и длительном сопротивлении масс не зависимого сельского населения, а также горожан, протестовавших против обременительной военной службы, непосильных налогов и поборов, непомерно высоких процентов за долги, неправосудного взимания штрафов и т.д. А это, в свою очередь, приводило к восстаниям. Классовая борьба мешала установлению более тяжелых форм зависимости, в основном это нашло отражение в Русской правде.

Рассматривая последующие вопросы, нужно обратить внимание на уровень развития раннефеодального права, которое также знает деление на такие отрасли, как право земельной собственности, семейное и наследственное право, включающее различные виды договоров, мены, купли-продажи, личного найма.

Следует обратить особое внимание на способы становления права собственности; субъекты и объекты права собственности, виды феодальной земельной собственности и категории земельных собственников, а также причины и способы усиленной защиты феодальной собственности на землю.

Готовясь к пятому вопросу, студент должен в первую очередь выяснить, как трактовалось понятие «преступление». При тщательном изучении текста РП необходимо выяснить общую теорию уголовного права, состав преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), виды преступлений, а также то, какую цель преследовало наказание. Необходимо найти статьи, подтверждающие, что главным принципом феодального права было право – привилегия.

При изучении шестого вопроса необходимо обратить внимание на такие характерные черты раннефеодального процесса, как состязательность, равность и активность сторон, на которые возлагалась обязанность представлять доказательства, на пассивность суда, нерасчлененность процесса от стадии. Однако надо иметь в виду, что хотя в судебном производстве стороны были равноправные, наказания налагались в зависимости от социальной принадлежности виновного и потерпевшего. Нужно изучить виды доказательств. Важно знать, что исполнение судебных и политических функций становится правом привилегий феодалов, а в дальнейшем оно было передано в руки представителей феодальной администрации.

Усвоив общий смысл раннефеодального права и текстов Русской Правды, необходимо решить задачи с обязательным обоснованием ответов и ссылками на нормы РП.

 

Ситуационное задание №1

Исследователи различают следующие основные формы возникновения государства:

Ø афинская – классическая (общественное разделение труда и рост его производительности, возникновение семьи, частной собственности и раскол общества на антагонистические классы; государство появляется в виде полисов);

Ø римская (вышеуказанные причины, а также борьба плебеев против патрициев);

Ø древнегерманская (государство возникло в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами чужих территорий – государств);

Ø азиатская (географические условия, создание ирригационных сооружений, требовавших мощного административного аппарата, стало основной причиной государственного строительства).

Как Вы думаете, какая из данных форм может быть использована для анализа образования Древнерусского государства – Киевской Руси?

Какой комплекс объективных и субъективных факторов, на Ваш взгляд, обусловил образование Древнерусского государства?

Можно ли на примере образования Киевской Руси говорить о какой-либо одной форме возникновения государства?

 

Задачи.

 

1. В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае, вор, забравшись в клеть с товарами был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней; во втором – смерд. Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате споров из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам?

2. Холоп боярина Ставра совершил на торгу кражу ожерелья из лавки купца. Схваченный с поличным, он был отведен на княжеский двор. Как в этой ситуации должен поступить суд?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Российское законодательство X – XX веков.Т1. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрист, 1984.-309 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М.: Проспект, 1998.-329 с.

3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 1998.-420 с.

4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций.- М.: Юрист, 1996.-446 с.

5. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с.

6. История отечественного государства и права. Учебник. Ч.1 / Под ред. О.Н. Чистякова. – М.: БЕК, 1997.-456 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. IX – XVI вв.- М.: Изд-во «Книжная палата», 1991.-442 с.

2. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов–на Дону: Феникс, 1995.-620 с.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992.-320 с.

4. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть и пошла русская земля? / История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX вв. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.-380 с.

5. Зимин А.А. Правда Русская. – М.: Древнехранилище, 1999.-424 с.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т I. Лекция 9. – М.: Мысль, 1998.-226 с.

7. Ловмянский Х. Русь и норманны. – М.: Наука, 1988.-120 с.

8. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. - Л.: Изд-во ЛГУ,1978.-250 с.

9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М.: Наука, 1982.-320 с.

10. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. – М.: Юрист, 1988.-120 с.

11. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально- экономической истории. – Л.: Наука, 1980.-240 с.

Методические указания

Раскрывая первый и второй вопросы, следует указать что период раздробленности – закономерный результат генезиса феодального строя и выделить особенности этого процесса на Руси, развитие княжеской власти и институтов права в крупнейших в этот период княжествах: Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском.

Раскрывая третий вопрос, следует указать, что причины образования республиканского строя в Новгороде и Пскове необходимо искать в особенностях их общественно-экономического развития, в истории их политических отношений с Киевским государством.

Характеризуя государственную систему высших органов власти и управления Новгородской и Псковской феодальных республик полезно проследить падение роли вече по мере феодализации, усиление роли осподы, четко определить место князя в ряду высших органов власти республики.

Основное внимание следует уделить четвертому вопросу. Начать его рассмотрение следует с происхождения Псковской и Новгородских судных грамот. Необходимо проследить отражение в них основных норм, научиться сравнивать нормы ПСГ с НСГ с соответствующими нормами Русской Правды, объяснить появление во Пскове более высокого уровня правового регулирования.

 

Ситуационное задание № 2

Заполните таблицу:

 

Вопросы для сравнения Раннефеодальное княжество Боярская аристократическая республика
Высший орган власти        
Система центральных органов управления, порядок их формирования и компетенция    
Основные должностные лица, порядок их назначения или избрания и компетенция.    
Судебная система    
Система местного управления и самоуправления    

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Российское законодательство X – XX вв. Т I. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрист, 1984.-309 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 1988.-380 с.

3. Исаев И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

4. История отечественного государства и права. Учеб. Ч.1 / Под ред О.Н. Чистякова. – М.: БЕК, 1997.456с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. – Л.: Наука, 1986.-125 с.

2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. – М.: Прогресс, 1986.-250 с.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992.-320 с.

4. Кучкин К.Д. Русь под игом. Как это было. – М.: Прогресс, 1991.-180 с.

5. Мартысевич И.Д. Псковская судная грамота. – М.: Юрист, 1980.-157 с.

6. Мартышин О.В. Вольный Новгород. – М.: Мысль, 1992.-252 с.

7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и Русские княжества. – М.: Наука, 1982.-320 с.

8. Янин В.Л. Новгородские посадники. – М.: Мысль, 1962.-280 с.

ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРАВА

В XIV – СЕРЕДИНЕ XVI ВВ.

Задачи семинара: Изучение текста Судебника 1497 года (т. н. Великокняжеского) как первого крупного общерусского закона; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Судебника; их оценка по сравнению с изученными ранее текстами Русской Правды и Псковской Судной грамоты; выявление эволюции юридического языка и юридической техники общерусского Судебника; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование).

 

План семинара:

1. Предпосылки и особенности складывания государственного строя Московской Руси.

2. Характеристика Судебника 1497 г. и его место в истории русского права.

3. Правовое положение крестьян и холопов.

4. Преступление и наказание (понятие преступления, формы вины, система преступлений, виды и цели наказаний).

5. Суд и процесс (органы правосудия, формы процесса, доказательства).

 

Методические указания

При раскрытии первого вопроса следует остановиться на предпосылках образования централизованного государства, роли Москвы в объединении русских княжеств в единое государство, его общественном строе (феодалы, городское население), разрядах крестьян, развитии процесса закрепощения, положении холопов и кабальных людей. Далее необходимо рассмотреть государственный строй: усиление власти Великого князя, функции высших органов власти и управления Боярской думы, дворцово - вотчинной системы управления и самоуправления, системы кормлений и военного устройства.

Рассматривая второй вопрос, необходимо выяснить причины кодификации русского права в конце XV века. Нужно доказать, что кодификация, создание Судебника 1497 г. были необходимым следствием процесса объединения всех русских земель в централизованное государство, следствием и его непременным условием.

Упоминая об источниках Судебника, следует рассказать о предшествующих ему памятниках русского права. Анализ последующих вопросов следует начинать с описания основных институтов права по Судебнику: характеристики его статей, определявших правовое отношение классов в Русском централизованном государстве, особенно феодально-зависимого крестьянства.

Исследуя 4-й и 5-й вопросы необходимо найти общее и особенное в Судебнике с предыдущим правовым законодательством и тем самым показать процесс его развития.

 

Ситуационное задание № 3

Сделайте правильный выбор:

Местничество – это:

а) закрепление за представителями одного рода определенной должности (места);

б) занятие человеком определенной должности (места) по занятости;

в) право занятия определенной должности (места) по наследству.

Поясните, когда появилось местничество на Руси? Как Вы думаете, какие причины привели к возникновению и сохранению в течение длительного времени системы местничества?

 

Ситуационное задание № 4

Внимательно изучив ст. 9 Судебника 1497 г., поясните все понятия и термины, которые используются в нем:

«А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью»

Почему этот законодательный акт регламентирует именно такие нормы?

О каких основных изменениях в уголовном праве в этот период по сравнению с периодом Киевской Руси на основании данного извлечения из законодательного акта можно говорить?

 

Задачи.

1.В начале XVI в. на суд наместника были доставлены 2 преступника. Первый был уличен в краже дороносицы из церкви, а второй - в краже холста из купеческой лавки. Какое решение должен вынести суд в отношении каждого преступника?

2.Житель города Коломны Иван Машков нанялся в работники к купцу Щелканову на хозяйский харч и 3 руб. сроком на год. По истечении 6 месяцев Машков решил уйти и потребовал половину годового жалования. Получив отказ, он подал на Щелканова в суд. Какое решение должен вынести суд по данному иску?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Российское законодательство X – XX вв. Т 2 – М.: Юрист, 1985.-290 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие./ Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998.-329 с.

3. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с.

4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

5. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Альшиц Д.И. Начало самодержавия в России. – М.: Изд-во МГУ, 1992.-370 с.

2. Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов – на - Дону: Изд-во «Феникс», 1995.-620 с.

3. Кобрин Б.В. Власть и собственность в средневековой России (XV – XVI). – М.: Наука, 1985.-218 с.

4. Козлов В.В. Грани российской государственности. М.: Прогресс, 1992.-420 с.

5. Колычева Е.И. Холопство и крестьянство (конец XV – XVI вв.). – М.: Наука, 1971.-250 с.

6. Развитие русского права в XV – первой половине XVIIIвв. / Сб. статей под ред. Чибиряева С.А. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

7. Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства. – М.: Изд-во МГУ, 1969.-360 с.

8. Тихомиров М.Н. Российское государство в XV – XVII вв. – М.: Наука, 1973.-620 с.

9. Штамм С.И. Судебник 1497 г. – М.: Прогресс, 1955.-378 с.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, необходимо определить внутриэкономические, внутриполитические и внешнеполитические причины, обусловившие создание сословно-представительной монархии в России, рассмотреть появление сословно-представительной формы правления как итог централизации государства. Для более полного и точного определения сущности сословно-представительной монархии, содержания ее основных функций надо показать ее социальную базу, сложные взаимоотношения между классами и сословиями. Следует рассказать о компетенции центральных органов власти, найти место каждого из них в механизме власти в сословно-представительной монархии.

Изучая второй вопрос, нужно охарактеризовать систему приказов, обратив внимание на усиление и их организации и деятельности бюрократических методов управления.

В центре проблем местного управления должна стоять судебная и земская реформа середины XVI века. Здесь надо обосновать необходимость отказа от системы кормлений и замены ее органами губного и земского управления, раскрыть черты их сходства и различия, их сущность как учреждений сословного представительства.

При подготовке третьего вопроса студент должен уяснить причину появления Соборного Уложения 1649, сравнить его с предыдущими сборниками законов, выделив общее и особенное в общих чертах.

Анализируя четвертый вопрос, необходимо познакомиться с соответствующими статьями Соборного Уложения, чтобы составить характеристику правового положения различных групп населения, особо выделив произошедшие изменения в этом положении.

Ответы на 5-7 пункты плана требует тщательного изучения Соборного Уложения 1649г. Характеризуя изменения в формах феодального землевладения, порядка владения, отчуждения, наследования, необходимо произошедшие изменения обосновать с обязательной ссылкой на соответствующие статьи нормативного акта. Это касается также вещного права, семейно-наследственного права, права государственного. При ответе на восьмой вопрос следует исходить из того, что уголовного права России XVII в. проходило в условиях разного обострения классовой борьбы, поэтому уголовное законодательство принимало все более карательный характер. Этот процесс нашел свое воплощение в Соборном Уложении. Дальнейшее развитие получило понятие «преступление». Дать классификацию преступлений со СУ 1649г.

Затем опираясь на нормы Соборного Уложения, следует проанализировать наиболее важные виды преступлений.

Готовя 9-й и 10-й вопросы, следует найти в Соборном Уложении статьи, подтверждающие, что при том, что несмотря на ответственность за уголовное всех членов феодального общества, в этом нормативном сборнике сохранен основной принцип феодального права – права привилегий. Особенно четко это появилось в степени наказаний за уголовные преступления. Важно выделить новые цели наказания, которые не были узаконены прежде.

Далее нужно найти ответ на вопрос кому по Уложению 1649г. в политическом и уголовном судопроизводстве принадлежала активная роль, выделить новые стадии розыскного процесса и с чем это связано. При анализе системы доказательств важно подчеркнуть, что решающей доказательной силой в розыскном процессе обладало признание вины подсудимого и с этим связано узаконение пыток. Далее надо проанализировать другие виды доказательств – поличное, вещественные доказательства, повальный обыск и т.д.

Ситуационное задание № 5

Сделайте правильный выбор и обоснуйте его:

сословный строй в России – это результат:

а) политики государства по закреплению в законодательном порядке правового положения человека;

б) исторического развития экономических отношений в обществе;

в) стихийного формирования сословий, положение которых было закреплено законом и передавалось по наследству.

Как Вы думаете, отличался ли процесс формирования сословий в России от аналогичного процесса в странах Западной Европы? Если «да» – то почему?

Ситуационное задание № 6

Сделайте подборку статей из II и III глав Соборного Уложения 1649 г., регламентирующих правовой статус Царя. Систематизируйте их и изложите в краткой форме, сформулировав основные положения, которые определяют правовой статус Царя.

Прокомментируйте каждое из положений, пояснив, какое значение имела данная норма права для формирования сословно-представительной монархии в России.

Как Вы думаете, в чем заключается сходство и отличие монарха в периоды Древнерусского государства, Русского централизованного государства и Сословно-представительной монархии?

 

Задачи

1. Стрелец одного из московских полков Семен Жегов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «какое жалованье, такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!» по указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок приказа Тайных дел. Как будут квалифицированы действия Семена Жегова (по СУ 1649г.)? Какое наказание ожидает стрельца?

2. Посадский человек Кирьян Стрехов занял под 20% годовых у купца Скорина 15 р. Заемная кабала (договор займа) была оформлена с соблюдением всех формальностей на 3 летний срок. По истечении срока, ссылаясь на отсутствие необходимой суммы, Стрехов попросил отложить выплату. Купец Скорин отказал в отсрочке и обратился в суд с иском. Какое решение вынесет суд по данному иску? Какой порядок исполнения решения суда предусматривает в этом случае Соборное Уложение?

3. Помещичий крестьянин Савва Лыков в 1656г. вместе со своей семьей сбежал в село, которое принадлежало монастырю. Там его дочь вышла замуж и родила сына. Через 5 лет беглецы были обнаружены и помещик обратился в суд с иском о возвращении беглецов. Какое решение должен вынести суд на основании Соборного Уложения?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.1. Пособие для семинаров. / Под ред. О.П. Чистякова. – М.: Юрист, 1999.-832 с.

2. Российское законодательство X – XX веков. Т.3. – М.: Юрист, 1985.-216 с.

3. Хрестоматия по отечественной истории и праву X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с.

5. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

6. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова, - М.: Проспект, 1998.-544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буганов В.И. Россия в XVII столетии. – М.: Прогресс, 1989.-216 с.

2. Владимирский–Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-639 с.

3. Головатенко А. Два кризиса российской государственности. Опричнина и смутное время. // Преподавание истории в школе. – 1993. - № 2.- С. 96-102.

4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М.: Высшая школа, 1972.-424 с.

5. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во 2-й половине XVII века. – М.: Наука, 1962.-280 с.

6. Маньков А.Г Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-320 с.

7. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. Становление и развитие русского права. М.: Изд-во МГУ, 1990.-480 с.

8. Цатирова М.К. Русское семейное право XVI – XVIII веков. – М.: Юрист, 1991.-346 с.

 

 

2 семестр

Методические указания

Начиная подготовку, следует дать общую характеристику становления и развития абсолютизма в России: показать причины его возникновения, хронологические рамки и основные этапы, назвать закономерности и особенности российского абсолютизма, сравнить его с абсолютизмом стран Западной Европы. Далее надо подчеркнуть, что при абсолютизме сохраняется сословность социальной структуры как характерная черта феодализма. Однако борьба феодально-крепостнической системы с тенденциями буржуазного развития значительно усложняла классово сословные отношения, постепенно разрушала сословную замкнутость позднефеодального общества в России.

На основе самостоятельного анализа Указа 1714г. о единонаследии, Табели о рангах 1722г., жалованных грамот Екатерины II (см.5 вопрос, его можно осветить в начале семинара, чтобы сохранить логику характеристики изменений в структуре российского общества в XVIII веке), других правовых актов, что даст возможность глубже понять существо процесса юридического оформления консолидации различных слоев господствующего класса и усиления эксплуатации крестьян как светскими и духовными феодалами, так и самим государством.

Затем необходимо проследить направление эволюции общественного строя, связанное с разложением феодализма и развитием буржуазных отношений: деформация старых классов и сословий, появление социальных слоев и групп, углубляющейся дифференциации крестьянства, начало формирования новых классов – буржуазии и пролетариата. Как на это реагировало законодательство и какое отражение нашли эти процессы в предпринятом реформировании центрального и местного управления (это уже первый вопрос, а также 4-й и 5-й).

При этом необходимо проанализировать порядок формирования, компетенцию, структуру высших органов власти, рассмотреть организацию и деятельность созданных в изучаемый период органов гласного и негласного надзора за государственным аппаратом. Следует раскрыть реформы местного управления, обращая внимание на раскрытие дворянского характера преобразований.

Рассказывая о реформе армии (второй вопрос), надо раскрыть ее содержание, приведшее к новому порядку формирования армии. Созданию разветвленной системы полицейских органов и судов, всеохватывающей налоговой системы должно быть уделено особое внимание.

Ссылкой на соответствующие статьи Воинского артикула и др. документов показать классовый, феодальный характер, объяснить, почему из кодекса военно-уголовного и уголовно-процессуального права он стал кодексом общегражданским, служил утверждению и укреплению абсолютизма.

 

Ситуационное задание № 6

Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение:

«Сей Указ не на прошедшие времена, но сего 1714 года действие своё имеет. И хотя в прошедшие два месяца такие разделы где и сделаны, то оны переделить по сему Указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих разделили, а ныне хотят по сему Указу переделить, и то да будет в их воле».

Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа?

Раскройте его основные положения.

Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?

 

Ситуационное задание № 7

Сделайте правильный выбор и поясните его:

 

«Система, при которой каждая социальная группа имела право на существование постольку, поскольку несла определенные обязательства перед государством – это:

а) крепостное право;

б) абсолютная монархия;

в) сословный строй».

Когда и в каких законодательных актах были закреплены данные правовые институты?

 

Ситуационное задание № 8

По мнению ряда исследователей, феодальное право – это возведенная в закон воля класса феодалов или народа (свободных граждан), поддерживаемая и охраняемая государством. Его основные характеристики:

а) закрепление частной собственности на орудия труда и средства производства;

б) личная зависимость крестьян от феодала и прикрепление их к земле феодальной собственности;

в) «кулачное право» (право сильного, богатого);

г) «партикулярное право» (не представляло из себя единой системы);

д) значительное влияние канонического права;

е) сословное право (право – привилегия);

ж) крайняя жестокость при наказании правонарушений;

з) источниками служили обычаи, религиозные нормы, преобразованные нормы рабовладельческого права.

Как Вы думаете, какие признаки феодального права получили наиболее яркое осуществление в правовой системе России XVIII века? В чем своеобразие российской правовой системы XVIII в.?

Конкретизируйте каждое из сформулированных положений нормами российского права XVIII века. В каких законодательных актах эти нормы были регламентированы?

 

Задачи

1. Помещик Скворцов, имевший двоих сыновей от разных жен, свое недвижемое имущество (3 деревни с 600 крестьянских душ) завещал старшему сыну, а младшему сыну выделил 2000 рублей и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и 120 душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд на основании Указа о порядке наследования движимого и недвижимого имущества от 23 марта 1714г.?

2. В 1720 г. двое солдат артиллерийской команды были схвачены караулом при попытке вооруженного грабежа. Какое решение должен вынести суд?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Российское законодательство X – XX веков. Тт. 4-5. – М.:Юрист, 1986 – 1987 гг.-836 с.

2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

3. Хрестоматия по истории России с древнейших времен и до наших дней. Учебное пособие / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М.: Проспект, 1999.-542 с.

4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

5. История государства и права России. Учебник. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов Е.В. Петр I: Рождение империи // История Отечества. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М.: Политиздат, 1991.-420 с.

2. Багер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. – М.: Политиздат, 1985.-295 с.

3. Развитие русского права XVII – второй половины XVIII вв. – М.: Юрист, 1992.-280 с.

4. Рогожин А.И., Ярмыш А.Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина XVII – конец XVIII вв.). – Киев: Громада, 1989.-312 с.

 

Задачи семинара

Изучение наиболее важных фрагментов текста первого гражданского уголовного кодекса в истории российского законодательства; реконструкция основных институтов Общей части уголовного материального права и их оценка; выявление особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации уголовно-правового материала во второй четверти XIX в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях;

1. История систематизации российского законодательства.

2. М. М. Сперанский и «План государственных преобразований». Роль Сперанского в развитии права.

3. Полное собрание законов Российской империи, общая характеристика.

4. Свод законов Российской империи. Принципы построения,

структура, характеристика основных разделов:

а) основные государственные законы;

б) законы о состояниях;

в) законы гражданские;

г) законы уголовные.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо остановиться на анализе общего кризиса феодально-крепостнического строя, обострении классовой борьбы и революционной ситуации 1859 – 1861 г.г., на предпосылках Великих реформ 60-70-х г.г. XIX в., на их общей характеристике.

Далее целесообразно проанализировать причины отмены крепостного права в России, подготовку и проведение крестьянской реформы 1861 г., ее содержание, и сущность и значение. Характеристику 2-го, 3-го, 4-го вопросов выстраивать необходимо с привлечением соответствующих реформе нормативных актах (см. хрестоматию).

 

Ситуационное задание № 9

Сделайте правильный выбор.

Волостной сход имел права:

а) избирать волостного старшину без согласования с губернатором;

б) решать хозяйственные вопросы без согласования с помещиком;

в) избирать волостной суд;

г) определять размер земельного надела, передаваемого в пользование крестьянину.

А какие полномочия входили в компетенцию волостного схода?

Каков был порядок формирования схода и порядок его деятельности?

Задачи

1. В 1785 г. крестьяне с.Кудинова Московской губернии подали в суд иск на скотовладельца Бронштейненко. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подвергались потраве. Общий ущерб по оценке земской управы составил 500 руб. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 25 руб. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян?

2. В 1882 г. крестьяне с. Кудинова обратились к московскому генерал-губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранных сельским сходом старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Российское законодательство X – XX вв.Т.7. – М.: Юрист, 1989.-280 с.

2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 г. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

3. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Прогресс, 1998.-329 с.

4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

5. История государства и права России. Учебник. / Под ред. А.Н. Чибиряева. – М.: Прогресс, 2002.-456 с.

6. Рогов В.А. История государства и права России. Учебник. – М.: Юрист, 1995.-315 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М.: Наука, 1968.-215 с.

2. Сафроненко К.А. Аграрное законодательство в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). – М.: Прогресс, 1981.-370 с.

 

Методические указания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.173 с.)