Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Государство и право древней РусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Планы семинарских занятий 1 семестр ВВОДНЫЙ СЕМИНАР (2 ЧАСА) 1. Предмет и метод истории отечественного государства и права, его место среди юридических дисциплин. 2. Периодизация, историография курса. ЛИТЕРАТУРА 1. Исаев. И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. - М.: Юрист, 1996. 2. История государства и права России. Учебник. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.
ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ В IX – XI ВВ. Задачи семинара: Изучение текста Краткой и Пространной редакций Русской Правды как юридических источников; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Древней Руси; усвоение особенностей юридического языка и юридической техники Древней Руси; обоснование оценки Русской Правды как памятника частного права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование).
План семинара: 1.Проблема происхождения Древнерусского государства и государственный строй Киевской Руси. 2. Русская Правда как памятник права: происхождение, основные редакции, место в истории русского права. 3. Категории населения по Русской Правде и их правовое положение. 4. Гражданское право: система договоров и наследование. 5. Уголовное право: преступления и наказания, понятия и виды. 6. Процессуальное право: органы правосудия, форма процесса, следственные действия, доказательства.
По первому вопросу возможна дискуссия, в ходе которой следует выяснить: - является ли само по себе происхождение названия страны решающим для оценки генезиса ее государственности? -сыграли ли варяги какую-то роль в становлении государственности у восточных славян. Если да, то какую? -почему вопрос о том, как и кем было создано русское государство впервые приобрел политическую остроту при преемниках Петра I, а затем в первой половине XIX, позднее же – в советской и немецкой историографии 30-х годов XX в.? Аргументировано изложите альтернативные точки зрения исследователей по второму и третьему вопросам дискуссии. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте ее.
Методические указания Готовясь к данному семинарскому занятию, студент, анализируя первый вопрос, должен четко представлять причины появления государства и права феодального типа и возникновения их у разных народов. Известны два пути становления феодализма и, соответственно, феодального государства и права непосредственно при разложении первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий строй и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли, например, германцы и славяне. Второй путь – формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого строя, превращение рабовладельческого общества в феодальное, а рабовладельческое государство и право. Этот путь характерен, например, для Византии. Следует обратить внимание на такие общие признаки государства, как замена родовых отношений делением по территориальному и имущественному признакам, отделение публичной власти от народа, введение налогов и поборов, которые характерны для образующейся государственности всех народов (в том числе славяне). Готовя второй вопрос, необходимо уделить внимание изучению экономических и социальных предпосылок возникновения Русской Правды. Анализ этих предпосылок должен показать, что целью феодального государства и права было, в итоге закрепление классового господства феодалов над крестьянами и их эксплуатация. Феодальное государство и право складывались при упорном и длительном сопротивлении масс не зависимого сельского населения, а также горожан, протестовавших против обременительной военной службы, непосильных налогов и поборов, непомерно высоких процентов за долги, неправосудного взимания штрафов и т.д. А это, в свою очередь, приводило к восстаниям. Классовая борьба мешала установлению более тяжелых форм зависимости, в основном это нашло отражение в Русской правде. Рассматривая последующие вопросы, нужно обратить внимание на уровень развития раннефеодального права, которое также знает деление на такие отрасли, как право земельной собственности, семейное и наследственное право, включающее различные виды договоров, мены, купли-продажи, личного найма. Следует обратить особое внимание на способы становления права собственности; субъекты и объекты права собственности, виды феодальной земельной собственности и категории земельных собственников, а также причины и способы усиленной защиты феодальной собственности на землю. Готовясь к пятому вопросу, студент должен в первую очередь выяснить, как трактовалось понятие «преступление». При тщательном изучении текста РП необходимо выяснить общую теорию уголовного права, состав преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), виды преступлений, а также то, какую цель преследовало наказание. Необходимо найти статьи, подтверждающие, что главным принципом феодального права было право – привилегия. При изучении шестого вопроса необходимо обратить внимание на такие характерные черты раннефеодального процесса, как состязательность, равность и активность сторон, на которые возлагалась обязанность представлять доказательства, на пассивность суда, нерасчлененность процесса от стадии. Однако надо иметь в виду, что хотя в судебном производстве стороны были равноправные, наказания налагались в зависимости от социальной принадлежности виновного и потерпевшего. Нужно изучить виды доказательств. Важно знать, что исполнение судебных и политических функций становится правом привилегий феодалов, а в дальнейшем оно было передано в руки представителей феодальной администрации. Усвоив общий смысл раннефеодального права и текстов Русской Правды, необходимо решить задачи с обязательным обоснованием ответов и ссылками на нормы РП.
Ситуационное задание №1 Исследователи различают следующие основные формы возникновения государства: Ø афинская – классическая (общественное разделение труда и рост его производительности, возникновение семьи, частной собственности и раскол общества на антагонистические классы; государство появляется в виде полисов); Ø римская (вышеуказанные причины, а также борьба плебеев против патрициев); Ø древнегерманская (государство возникло в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами чужих территорий – государств); Ø азиатская (географические условия, создание ирригационных сооружений, требовавших мощного административного аппарата, стало основной причиной государственного строительства). Как Вы думаете, какая из данных форм может быть использована для анализа образования Древнерусского государства – Киевской Руси? Какой комплекс объективных и субъективных факторов, на Ваш взгляд, обусловил образование Древнерусского государства? Можно ли на примере образования Киевской Руси говорить о какой-либо одной форме возникновения государства?
Задачи.
1. В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае, вор, забравшись в клеть с товарами был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней; во втором – смерд. Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате споров из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам? 2. Холоп боярина Ставра совершил на торгу кражу ожерелья из лавки купца. Схваченный с поличным, он был отведен на княжеский двор. Как в этой ситуации должен поступить суд? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Российское законодательство X – XX веков.Т1. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрист, 1984.-309 с. 2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М.: Проспект, 1998.-329 с. 3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 1998.-420 с. 4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций.- М.: Юрист, 1996.-446 с. 5. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с. 6. История отечественного государства и права. Учебник. Ч.1 / Под ред. О.Н. Чистякова. – М.: БЕК, 1997.-456 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. IX – XVI вв.- М.: Изд-во «Книжная палата», 1991.-442 с. 2. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов–на Дону: Феникс, 1995.-620 с. 3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992.-320 с. 4. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть и пошла русская земля? / История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX вв. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.-380 с. 5. Зимин А.А. Правда Русская. – М.: Древнехранилище, 1999.-424 с. 6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т I. Лекция 9. – М.: Мысль, 1998.-226 с. 7. Ловмянский Х. Русь и норманны. – М.: Наука, 1988.-120 с. 8. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. - Л.: Изд-во ЛГУ,1978.-250 с. 9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М.: Наука, 1982.-320 с. 10. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. – М.: Юрист, 1988.-120 с. 11. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально- экономической истории. – Л.: Наука, 1980.-240 с. Методические указания Раскрывая первый и второй вопросы, следует указать что период раздробленности – закономерный результат генезиса феодального строя и выделить особенности этого процесса на Руси, развитие княжеской власти и институтов права в крупнейших в этот период княжествах: Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском. Раскрывая третий вопрос, следует указать, что причины образования республиканского строя в Новгороде и Пскове необходимо искать в особенностях их общественно-экономического развития, в истории их политических отношений с Киевским государством. Характеризуя государственную систему высших органов власти и управления Новгородской и Псковской феодальных республик полезно проследить падение роли вече по мере феодализации, усиление роли осподы, четко определить место князя в ряду высших органов власти республики. Основное внимание следует уделить четвертому вопросу. Начать его рассмотрение следует с происхождения Псковской и Новгородских судных грамот. Необходимо проследить отражение в них основных норм, научиться сравнивать нормы ПСГ с НСГ с соответствующими нормами Русской Правды, объяснить появление во Пскове более высокого уровня правового регулирования.
Ситуационное задание № 2 Заполните таблицу:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Российское законодательство X – XX вв. Т I. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрист, 1984.-309 с. 2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 1988.-380 с. 3. Исаев И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с. 4. История отечественного государства и права. Учеб. Ч.1 / Под ред О.Н. Чистякова. – М.: БЕК, 1997.456с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. – Л.: Наука, 1986.-125 с. 2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. – М.: Прогресс, 1986.-250 с. 3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992.-320 с. 4. Кучкин К.Д. Русь под игом. Как это было. – М.: Прогресс, 1991.-180 с. 5. Мартысевич И.Д. Псковская судная грамота. – М.: Юрист, 1980.-157 с. 6. Мартышин О.В. Вольный Новгород. – М.: Мысль, 1992.-252 с. 7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и Русские княжества. – М.: Наука, 1982.-320 с. 8. Янин В.Л. Новгородские посадники. – М.: Мысль, 1962.-280 с. ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРАВА В XIV – СЕРЕДИНЕ XVI ВВ. Задачи семинара: Изучение текста Судебника 1497 года (т. н. Великокняжеского) как первого крупного общерусского закона; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Судебника; их оценка по сравнению с изученными ранее текстами Русской Правды и Псковской Судной грамоты; выявление эволюции юридического языка и юридической техники общерусского Судебника; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование).
План семинара: 1. Предпосылки и особенности складывания государственного строя Московской Руси. 2. Характеристика Судебника 1497 г. и его место в истории русского права. 3. Правовое положение крестьян и холопов. 4. Преступление и наказание (понятие преступления, формы вины, система преступлений, виды и цели наказаний). 5. Суд и процесс (органы правосудия, формы процесса, доказательства).
Методические указания При раскрытии первого вопроса следует остановиться на предпосылках образования централизованного государства, роли Москвы в объединении русских княжеств в единое государство, его общественном строе (феодалы, городское население), разрядах крестьян, развитии процесса закрепощения, положении холопов и кабальных людей. Далее необходимо рассмотреть государственный строй: усиление власти Великого князя, функции высших органов власти и управления Боярской думы, дворцово - вотчинной системы управления и самоуправления, системы кормлений и военного устройства. Рассматривая второй вопрос, необходимо выяснить причины кодификации русского права в конце XV века. Нужно доказать, что кодификация, создание Судебника 1497 г. были необходимым следствием процесса объединения всех русских земель в централизованное государство, следствием и его непременным условием. Упоминая об источниках Судебника, следует рассказать о предшествующих ему памятниках русского права. Анализ последующих вопросов следует начинать с описания основных институтов права по Судебнику: характеристики его статей, определявших правовое отношение классов в Русском централизованном государстве, особенно феодально-зависимого крестьянства. Исследуя 4-й и 5-й вопросы необходимо найти общее и особенное в Судебнике с предыдущим правовым законодательством и тем самым показать процесс его развития.
Ситуационное задание № 3 Сделайте правильный выбор: Местничество – это: а) закрепление за представителями одного рода определенной должности (места); б) занятие человеком определенной должности (места) по занятости; в) право занятия определенной должности (места) по наследству. Поясните, когда появилось местничество на Руси? Как Вы думаете, какие причины привели к возникновению и сохранению в течение длительного времени системы местничества?
Ситуационное задание № 4 Внимательно изучив ст. 9 Судебника 1497 г., поясните все понятия и термины, которые используются в нем: «А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью» Почему этот законодательный акт регламентирует именно такие нормы? О каких основных изменениях в уголовном праве в этот период по сравнению с периодом Киевской Руси на основании данного извлечения из законодательного акта можно говорить?
Задачи. 1.В начале XVI в. на суд наместника были доставлены 2 преступника. Первый был уличен в краже дороносицы из церкви, а второй - в краже холста из купеческой лавки. Какое решение должен вынести суд в отношении каждого преступника? 2.Житель города Коломны Иван Машков нанялся в работники к купцу Щелканову на хозяйский харч и 3 руб. сроком на год. По истечении 6 месяцев Машков решил уйти и потребовал половину годового жалования. Получив отказ, он подал на Щелканова в суд. Какое решение должен вынести суд по данному иску?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Российское законодательство X – XX вв. Т 2 – М.: Юрист, 1985.-290 с. 2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие./ Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998.-329 с. 3. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с. 4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с. 5. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Альшиц Д.И. Начало самодержавия в России. – М.: Изд-во МГУ, 1992.-370 с. 2. Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов – на - Дону: Изд-во «Феникс», 1995.-620 с. 3. Кобрин Б.В. Власть и собственность в средневековой России (XV – XVI). – М.: Наука, 1985.-218 с. 4. Козлов В.В. Грани российской государственности. М.: Прогресс, 1992.-420 с. 5. Колычева Е.И. Холопство и крестьянство (конец XV – XVI вв.). – М.: Наука, 1971.-250 с. 6. Развитие русского права в XV – первой половине XVIIIвв. / Сб. статей под ред. Чибиряева С.А. – М.: Изд-во МГУ, 1986. 7. Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства. – М.: Изд-во МГУ, 1969.-360 с. 8. Тихомиров М.Н. Российское государство в XV – XVII вв. – М.: Наука, 1973.-620 с. 9. Штамм С.И. Судебник 1497 г. – М.: Прогресс, 1955.-378 с. Методические указания Отвечая на первый вопрос, необходимо определить внутриэкономические, внутриполитические и внешнеполитические причины, обусловившие создание сословно-представительной монархии в России, рассмотреть появление сословно-представительной формы правления как итог централизации государства. Для более полного и точного определения сущности сословно-представительной монархии, содержания ее основных функций надо показать ее социальную базу, сложные взаимоотношения между классами и сословиями. Следует рассказать о компетенции центральных органов власти, найти место каждого из них в механизме власти в сословно-представительной монархии. Изучая второй вопрос, нужно охарактеризовать систему приказов, обратив внимание на усиление и их организации и деятельности бюрократических методов управления. В центре проблем местного управления должна стоять судебная и земская реформа середины XVI века. Здесь надо обосновать необходимость отказа от системы кормлений и замены ее органами губного и земского управления, раскрыть черты их сходства и различия, их сущность как учреждений сословного представительства. При подготовке третьего вопроса студент должен уяснить причину появления Соборного Уложения 1649, сравнить его с предыдущими сборниками законов, выделив общее и особенное в общих чертах. Анализируя четвертый вопрос, необходимо познакомиться с соответствующими статьями Соборного Уложения, чтобы составить характеристику правового положения различных групп населения, особо выделив произошедшие изменения в этом положении. Ответы на 5-7 пункты плана требует тщательного изучения Соборного Уложения 1649г. Характеризуя изменения в формах феодального землевладения, порядка владения, отчуждения, наследования, необходимо произошедшие изменения обосновать с обязательной ссылкой на соответствующие статьи нормативного акта. Это касается также вещного права, семейно-наследственного права, права государственного. При ответе на восьмой вопрос следует исходить из того, что уголовного права России XVII в. проходило в условиях разного обострения классовой борьбы, поэтому уголовное законодательство принимало все более карательный характер. Этот процесс нашел свое воплощение в Соборном Уложении. Дальнейшее развитие получило понятие «преступление». Дать классификацию преступлений со СУ 1649г. Затем опираясь на нормы Соборного Уложения, следует проанализировать наиболее важные виды преступлений. Готовя 9-й и 10-й вопросы, следует найти в Соборном Уложении статьи, подтверждающие, что при том, что несмотря на ответственность за уголовное всех членов феодального общества, в этом нормативном сборнике сохранен основной принцип феодального права – права привилегий. Особенно четко это появилось в степени наказаний за уголовные преступления. Важно выделить новые цели наказания, которые не были узаконены прежде. Далее нужно найти ответ на вопрос кому по Уложению 1649г. в политическом и уголовном судопроизводстве принадлежала активная роль, выделить новые стадии розыскного процесса и с чем это связано. При анализе системы доказательств важно подчеркнуть, что решающей доказательной силой в розыскном процессе обладало признание вины подсудимого и с этим связано узаконение пыток. Далее надо проанализировать другие виды доказательств – поличное, вещественные доказательства, повальный обыск и т.д. Ситуационное задание № 5 Сделайте правильный выбор и обоснуйте его: сословный строй в России – это результат: а) политики государства по закреплению в законодательном порядке правового положения человека; б) исторического развития экономических отношений в обществе; в) стихийного формирования сословий, положение которых было закреплено законом и передавалось по наследству. Как Вы думаете, отличался ли процесс формирования сословий в России от аналогичного процесса в странах Западной Европы? Если «да» – то почему? Ситуационное задание № 6 Сделайте подборку статей из II и III глав Соборного Уложения 1649 г., регламентирующих правовой статус Царя. Систематизируйте их и изложите в краткой форме, сформулировав основные положения, которые определяют правовой статус Царя. Прокомментируйте каждое из положений, пояснив, какое значение имела данная норма права для формирования сословно-представительной монархии в России. Как Вы думаете, в чем заключается сходство и отличие монарха в периоды Древнерусского государства, Русского централизованного государства и Сословно-представительной монархии?
Задачи 1. Стрелец одного из московских полков Семен Жегов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «какое жалованье, такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!» по указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок приказа Тайных дел. Как будут квалифицированы действия Семена Жегова (по СУ 1649г.)? Какое наказание ожидает стрельца? 2. Посадский человек Кирьян Стрехов занял под 20% годовых у купца Скорина 15 р. Заемная кабала (договор займа) была оформлена с соблюдением всех формальностей на 3 летний срок. По истечении срока, ссылаясь на отсутствие необходимой суммы, Стрехов попросил отложить выплату. Купец Скорин отказал в отсрочке и обратился в суд с иском. Какое решение вынесет суд по данному иску? Какой порядок исполнения решения суда предусматривает в этом случае Соборное Уложение? 3. Помещичий крестьянин Савва Лыков в 1656г. вместе со своей семьей сбежал в село, которое принадлежало монастырю. Там его дочь вышла замуж и родила сына. Через 5 лет беглецы были обнаружены и помещик обратился в суд с иском о возвращении беглецов. Какое решение должен вынести суд на основании Соборного Уложения? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.1. Пособие для семинаров. / Под ред. О.П. Чистякова. – М.: Юрист, 1999.-832 с. 2. Российское законодательство X – XX веков. Т.3. – М.: Юрист, 1985.-216 с. 3. Хрестоматия по отечественной истории и праву X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с. 4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с. 5. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с. 6. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова, - М.: Проспект, 1998.-544 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Буганов В.И. Россия в XVII столетии. – М.: Прогресс, 1989.-216 с. 2. Владимирский–Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-639 с. 3. Головатенко А. Два кризиса российской государственности. Опричнина и смутное время. // Преподавание истории в школе. – 1993. - № 2.- С. 96-102. 4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М.: Высшая школа, 1972.-424 с. 5. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во 2-й половине XVII века. – М.: Наука, 1962.-280 с. 6. Маньков А.Г Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-320 с. 7. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. Становление и развитие русского права. М.: Изд-во МГУ, 1990.-480 с. 8. Цатирова М.К. Русское семейное право XVI – XVIII веков. – М.: Юрист, 1991.-346 с.
2 семестр Методические указания Начиная подготовку, следует дать общую характеристику становления и развития абсолютизма в России: показать причины его возникновения, хронологические рамки и основные этапы, назвать закономерности и особенности российского абсолютизма, сравнить его с абсолютизмом стран Западной Европы. Далее надо подчеркнуть, что при абсолютизме сохраняется сословность социальной структуры как характерная черта феодализма. Однако борьба феодально-крепостнической системы с тенденциями буржуазного развития значительно усложняла классово сословные отношения, постепенно разрушала сословную замкнутость позднефеодального общества в России. На основе самостоятельного анализа Указа 1714г. о единонаследии, Табели о рангах 1722г., жалованных грамот Екатерины II (см.5 вопрос, его можно осветить в начале семинара, чтобы сохранить логику характеристики изменений в структуре российского общества в XVIII веке), других правовых актов, что даст возможность глубже понять существо процесса юридического оформления консолидации различных слоев господствующего класса и усиления эксплуатации крестьян как светскими и духовными феодалами, так и самим государством. Затем необходимо проследить направление эволюции общественного строя, связанное с разложением феодализма и развитием буржуазных отношений: деформация старых классов и сословий, появление социальных слоев и групп, углубляющейся дифференциации крестьянства, начало формирования новых классов – буржуазии и пролетариата. Как на это реагировало законодательство и какое отражение нашли эти процессы в предпринятом реформировании центрального и местного управления (это уже первый вопрос, а также 4-й и 5-й). При этом необходимо проанализировать порядок формирования, компетенцию, структуру высших органов власти, рассмотреть организацию и деятельность созданных в изучаемый период органов гласного и негласного надзора за государственным аппаратом. Следует раскрыть реформы местного управления, обращая внимание на раскрытие дворянского характера преобразований. Рассказывая о реформе армии (второй вопрос), надо раскрыть ее содержание, приведшее к новому порядку формирования армии. Созданию разветвленной системы полицейских органов и судов, всеохватывающей налоговой системы должно быть уделено особое внимание. Ссылкой на соответствующие статьи Воинского артикула и др. документов показать классовый, феодальный характер, объяснить, почему из кодекса военно-уголовного и уголовно-процессуального права он стал кодексом общегражданским, служил утверждению и укреплению абсолютизма.
Ситуационное задание № 6 Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение: «Сей Указ не на прошедшие времена, но сего 1714 года действие своё имеет. И хотя в прошедшие два месяца такие разделы где и сделаны, то оны переделить по сему Указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих разделили, а ныне хотят по сему Указу переделить, и то да будет в их воле». Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа? Раскройте его основные положения. Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?
Ситуационное задание № 7 Сделайте правильный выбор и поясните его:
«Система, при которой каждая социальная группа имела право на существование постольку, поскольку несла определенные обязательства перед государством – это: а) крепостное право; б) абсолютная монархия; в) сословный строй». Когда и в каких законодательных актах были закреплены данные правовые институты?
Ситуационное задание № 8 По мнению ряда исследователей, феодальное право – это возведенная в закон воля класса феодалов или народа (свободных граждан), поддерживаемая и охраняемая государством. Его основные характеристики: а) закрепление частной собственности на орудия труда и средства производства; б) личная зависимость крестьян от феодала и прикрепление их к земле феодальной собственности; в) «кулачное право» (право сильного, богатого); г) «партикулярное право» (не представляло из себя единой системы); д) значительное влияние канонического права; е) сословное право (право – привилегия); ж) крайняя жестокость при наказании правонарушений; з) источниками служили обычаи, религиозные нормы, преобразованные нормы рабовладельческого права. Как Вы думаете, какие признаки феодального права получили наиболее яркое осуществление в правовой системе России XVIII века? В чем своеобразие российской правовой системы XVIII в.? Конкретизируйте каждое из сформулированных положений нормами российского права XVIII века. В каких законодательных актах эти нормы были регламентированы?
Задачи 1. Помещик Скворцов, имевший двоих сыновей от разных жен, свое недвижемое имущество (3 деревни с 600 крестьянских душ) завещал старшему сыну, а младшему сыну выделил 2000 рублей и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и 120 душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд на основании Указа о порядке наследования движимого и недвижимого имущества от 23 марта 1714г.? 2. В 1720 г. двое солдат артиллерийской команды были схвачены караулом при попытке вооруженного грабежа. Какое решение должен вынести суд?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Российское законодательство X – XX веков. Тт. 4-5. – М.:Юрист, 1986 – 1987 гг.-836 с. 2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с. 3. Хрестоматия по истории России с древнейших времен и до наших дней. Учебное пособие / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М.: Проспект, 1999.-542 с. 4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с. 5. История государства и права России. Учебник. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимов Е.В. Петр I: Рождение империи // История Отечества. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М.: Политиздат, 1991.-420 с. 2. Багер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. – М.: Политиздат, 1985.-295 с. 3. Развитие русского права XVII – второй половины XVIII вв. – М.: Юрист, 1992.-280 с. 4. Рогожин А.И., Ярмыш А.Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина XVII – конец XVIII вв.). – Киев: Громада, 1989.-312 с.
Задачи семинара Изучение наиболее важных фрагментов текста первого гражданского уголовного кодекса в истории российского законодательства; реконструкция основных институтов Общей части уголовного материального права и их оценка; выявление особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации уголовно-правового материала во второй четверти XIX в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; 1. История систематизации российского законодательства. 2. М. М. Сперанский и «План государственных преобразований». Роль Сперанского в развитии права. 3. Полное собрание законов Российской империи, общая характеристика. 4. Свод законов Российской империи. Принципы построения, структура, характеристика основных разделов: а) основные государственные законы; б) законы о состояниях; в) законы гражданские; г) законы уголовные. Методические указания При ответе на первый вопрос необходимо остановиться на анализе общего кризиса феодально-крепостнического строя, обострении классовой борьбы и революционной ситуации 1859 – 1861 г.г., на предпосылках Великих реформ 60-70-х г.г. XIX в., на их общей характеристике. Далее целесообразно проанализировать причины отмены крепостного права в России, подготовку и проведение крестьянской реформы 1861 г., ее содержание, и сущность и значение. Характеристику 2-го, 3-го, 4-го вопросов выстраивать необходимо с привлечением соответствующих реформе нормативных актах (см. хрестоматию).
Ситуационное задание № 9 Сделайте правильный выбор. Волостной сход имел права: а) избирать волостного старшину без согласования с губернатором; б) решать хозяйственные вопросы без согласования с помещиком; в) избирать волостной суд; г) определять размер земельного надела, передаваемого в пользование крестьянину. А какие полномочия входили в компетенцию волостного схода? Каков был порядок формирования схода и порядок его деятельности? Задачи 1. В 1785 г. крестьяне с.Кудинова Московской губернии подали в суд иск на скотовладельца Бронштейненко. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подвергались потраве. Общий ущерб по оценке земской управы составил 500 руб. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 25 руб. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян? 2. В 1882 г. крестьяне с. Кудинова обратились к московскому генерал-губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранных сельским сходом старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Российское законодательство X – XX вв.Т.7. – М.: Юрист, 1989.-280 с. 2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 г. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с. 3. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Прогресс, 1998.-329 с. 4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с. 5. История государства и права России. Учебник. / Под ред. А.Н. Чибиряева. – М.: Прогресс, 2002.-456 с. 6. Рогов В.А. История государства и права России. Учебник. – М.: Юрист, 1995.-315 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М.: Наука, 1968.-215 с. 2. Сафроненко К.А. Аграрное законодательство в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). – М.: Прогресс, 1981.-370 с.
Методические указания Освещение первого вопроса следует начать с освещения основных черт судоустройства и судопроизводства в России накануне реформ, а затем перейти к анализу причин подготовки Судебной реформы, определить принципы, положенные в ее основу, сказать о взаимодействии судебной, крестьянской и
|
||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.016 с.) |