Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История отечественного государства и права

Поиск

И. П. Климов

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Рабочая учебная программа

 

 

Направление подготовки

030900 «Юриспруденция»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная, заочная

 

Тюмень


ББК 63.3

И89

 

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»). 2011 – 64 с.

 

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «История отечественного государства и права» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлению 030900 «Юриспруденция».

Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

Одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин (протокол № 6 от 15.03.11 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания УМС № 7 от 16.03.11 г.).

 

 

Рецензенты:

Е. В. Пономаренко, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Тюменского государственного университета;

С. В. Горовенко, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин «ТГАМЭУП».

 

 

Автор-составитель д.и.н., профессор И. П. Климов

 

 

© «ТГАМЭУП», 2011

©Климов И.П., 2011

       
 
 
   

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 


Целью изучения дисциплины «История отечественного государства и права» является развитие у студентов юридического мышления, общей и правовой культуры; овладение понятийным аппаратом; воспитание уважительного отношения к праву и закону, прошлому и настоящему отечественного государства и права; подготовка к изучению отраслевых юридических и специальных дисциплин.

 

2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

 

Дисциплина «История отечественного государства и права» является одной из дисциплин базовой части профессионального цикла. Преподаётся на первом курсе, начиная с первого семестра. К её задачам относится: показать общие закономерности и специфические особенности формирования и развития российской государственности на различных этапах российской истории; проследить процесс возникновения и детерминантного развития важнейших отраслей и институтов права; ознакомить студентов с важнейшими памятниками российского права; раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов. В связи с этим дисциплина рассматривается как вводная в системе юридических наук.

Студенты должны:

· Знать основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции.

· Овладеть важнейшими составляющими богатейшего многовекового исторического опыта.

· Уметь использовать определённые стороны историко-правового опыта в современных условиях.

Полученные в процессе изучения учебной дисциплины знания должны способствовать усвоению студентами в дальнейшем отраслевых юридических дисциплин.

 

Очная форма обучения

Лекции – 54 час.

Семинарские (практические) занятия – 90 час.

Самостоятельная работа – 108 час., в т.ч. 36 час. – экзамен.

 

Заочная форма обучения

Лекции – 16 час.

Семинарские (практические) занятия – 18 час.

Самостоятельная работа – 218 час., в т.ч. 36 час. – экзамен.

 

Структура дисциплины

Очная форма обучения

Наименование тем семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая СРС и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Всего Лекции Сем. (практ.) занятия СРС
Введение             опрос
Тема 1. Древнерусское государство и право (IX-XII вв.)   2-3         Опрос, тестирование
Тема 2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)   4-5         Опрос, эссе, решение задач
Тема 3. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV-нач. XVI вв.)   6-8         Опрос, контрольная работа
Тема 4. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI-серед. XVII вв.)   9-12         Опрос, доклады, решение задач, тестирование
Тема 5. Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма (конец XVII-XVIII вв.)   13-18         Опрос, выполнение практических заданий. Зачёт
Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)   19-22         Опрос, выполнение практических заданий
Тема 7. Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)   23-24         Опрос, тестирование, контрольная работа
Тема 8. Государство и право России в начале ХХ в. (1900-февр. 1917 гг.)             Опрос, доклады, решение задач
Тема 9. Государство и право после Февральской революции (февр.-окт. 1917 г.)             Опрос, эссе, выполнение практических заданий
Тема 10. Создание советского государства и права (окт. 1917-серед. 1918 гг.)             Опрос, тестирование
Тема 11. Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.)             Семинар – дискуссия
Тема 12. Советское государство и право в период нэпа (1920-е годы)             Опрос, эссе, выполнение практических заданий
Тема 13. Советское государство и право в период утверждения тоталитарной политической системы (1930-е гг.)             Опрос, тестирование, доклады
Тема 14. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь1941-1945 гг.)             Групповая теоретическая конференция
Тема 15. Советское государство и право в послевоенные годы (1946-нач. 1950-х гг.)             Опрос, выполнение практических заданий
Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (1953-окт. 1964 гг.)             Опрос, тестирование.
Тема 17. Советское государство и право в условиях кризиса социализма (середина 1960-х – серед. 1980-х гг.)             Опрос, решение задач.
Тема 18. Советское государство и право в период перестройки (апр. 1985 – дек. 1991 гг.)             Семинар-пресс-конференция.
Тема 19. Государство и право Российской Федерации (90-е гг. ХХ в. – по настоящее время)             Контрольная работа
ИТОГО 1-2 1-36         Зачёт, экзамен.

 

 

Заочная форма обучения

Наименование тем семестр Виды учебной работы, включая СРС и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Всего Лекции Сем. (практ.) занятия СРС
Тема 1. Древнерусское государство и право (IX-XII вв.)            
Тема 2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)     - -    
Тема 3. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV-начало XVI вв.)     - -    
Тема 4. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI-серед. XVII вв.)            
Тема 5. Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма (конец XVII-XVIII вв.)            
Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)       -    
Тема 7. Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)     -     Зачёт.
Тема 8. Государство и право России в начале ХХ в. (1900-февр. 1917 гг.)     -      
Тема 9. Государство и право после Февральской революции (февр.-окт. 1917 г.)     - -    
Тема 10. Создание советского государства и права (окт. 1917-серед. 1918 гг.)     - -    
Тема 11. Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.)       -    
Тема 12. Советское государство и право в период нэпа (1920-е годы)            
Тема 13. Советское государство и право в период утверждения тоталитарной политической системы (1930-е гг.)            
Тема 14. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь1941-1945 гг.)     - -    
Тема 15. Советское государство и право в послевоенные годы (1946-нач. 1950-х гг.)     - -    
Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (1953-окт. 1964 гг.)           Контрольная работа.
Тема 17. Советское государство и право в условиях кризиса социализма (серед. 1960-х – серед. 1980-х гг.)       -    
Тема 18. Советское государство и право в период перестройки (апр. 1985 – дек. 1991 гг.)     - -    
Тема 19. Государство и право Российской Федерации (90-е гг. ХХ в. – по настоящее время)     -      
ИТОГО 1-2         Зачёт, контрольная работа, экзамен.

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет истории отечественного государства и права. Хронологические рамки и периодизация курса, их соотношение с этапами социального, экономического и культурного развития российского общества. Место науки истории отечественного государства и права в системе юридических наук, ее связь с историческими и другими общественными науками. Теоретическое и практическое значение истории государства и права для подготовки юристов высшей квалификации. Методология учебной дисциплины. Исторический и логический методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории государства и права.

 

Тема 3. Образование Русского централизованного государства и его

Образовательные технологии

 

При проведении учебных занятий используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические методы передачи информации, проблемные лекции и др.); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (дискуссии, пресс-конференции, групповые теоретические конференции); контроля и самоконтроля (индивидуального и фронтального, устного и письменного опроса, выдачи индивидуальных заданий, контрольные работы, зачёт и экзамен). Формами организации учебного процесса являются: фронтальная работа (со всеми студентами); групповая работа (с частью студентов); индивидуальная работа (с отдельным студентом). В учебном процессе применяются активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции и семинары с использованием мультимедийного оборудования, решение юридических задач, подготовка творческих рефератов, написание эссе, составление обобщающих схем и таблиц, тестирование, ситуационный анализ, ролевые и деловые игры. Методическое обеспечение интерактивных форм проведения занятий находится в составе учебно-методического комплекса на кафедре.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов осуществляется в разных видах. Прежде всего она включает подготовку студентов к семинарским (практическим) занятиям, в процессе которой студент изучает рекомендованную нормативную, основную и дополнительную литературу, выполняет предложенные юридические задачи и упражнения, работает с понятийным аппаратом. Затем в порядке самоконтроля даёт ответ на тестовые задания, которые приведены в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины». Важной составной частью самостоятельной работы студента является подготовка к зачёту и экзамену. Вопросы к зачёту и экзамену приведены в том же 7-м разделе. Обязательным является подготовка студентом заочной формы обучения контрольной работы.

 

 

Тематика письменных контрольных работ для студентов

Заочной формы обучения

 

Задание № 1

1. Проанализируйте институты обязательственного и наследственного права в Древнерусском государстве (по «Русской правде»)

2. Решите задачу. В Москве в 1499 г. к судье были доставлены три преступника: первый был уличен в умышленном поджоге, второй – в краже одежды у соседа, а третий – в краже сбруи из торговых рядов. Кроме того, было установлено, что третий преступник ранее уже наказывался за кражу холста из лавки. Какие наказания преступникам должен был вынести суд?

Методические советы

При выполнении первой части задания раскройте нормы обязательственного и наследственного права, изложенные в «Русской правде»

При решении задачи сошлитесь на «Судебник» 1497 г.

 

Задание № 2

1. Подберите соответствующие статьи Псковской судной грамоты и покажите, какое юридическое закрепление получил институт собственности в Псковском государстве.

2. Опираясь на законодательство Екатерины II, дайте ответ на следующие вопросы: а) могла ли дворянка, выйдя замуж за недворянина, лишиться своего состояния и могла ли она сообщить дворянство мужу и детям; б) мог ли дворянин, женившийся на недворянке, сообщить ей дворянское звание; в) кто мог лишить дворянина его дворянства; г) мог ли дворянин отказаться от государственной и военной службы?

Методические советы

При выполнении 2 части задания необходимо изучить «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного дворянства» (21 апреля 1785 г.)

 

Задание № 3

1. Проанализируйте институт судебно-процессуального права в русском государстве (по Судебнику 1497 г.)

2. Решите задачу. В 1787 г. командование воинской части, проходящей через Киевскую губернию, распорядилось расквартировать своих солдат и офицеров не только в крестьянских избах, но и в доме местного помещика. Правомерными ли были действия командования воинской части?

Методические советы

При выполнении первой части задания изучить статьи 1, 4-7, 19, 48, 49, 51, 52, 54, 64, 68 "Судебника" 1497 г.

При выполнении второй части задания изучите нормативные акты, принятые при Екатерине II.

 

Задание № 4

1. Покажите, какие преобразования произошли в механизме российского государства в период правления Александра I.

2. Начертите схему судебной системы, юридически закрепленную в Соборном Уложении 1649 г., и прокомментируйте ее.

Методические советы

При выполнении первой части задания обратите внимание на проект государственных реформ, разработанный Сперанским, и его реализацию.

При выполнении второй части задания изучите главу X Соборного Уложения 1649 г.

 

Задание № 5

1. Проанализируйте текст указа Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» и покажите, какие институты права нашли в нем отражение.

2. Решите задачу. Общинник Мефодий в 1156 г. ночью задержал на своем дворе вора, продержал его до рассвета, намереваясь отвести на княжеский двор, но затем при попытке к бегству убил его, что видели соседи. Должен ли был Мефодий по древнерусскому закону понести какое-нибудь наказание?

Методические советы

При решении задачи отыщите соответствующие статьи пространной редакции «Русской Правды» и сформулируйте ответ.

 

Задание № 6

1. Проанализируйте Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и покажите, какие изменения произошли в гражданском праве по сравнению с первыми годами советской власти.

2. Решите задачу. Крестьянин Порфирий Ворфоломеев в 1864 г. выкупил у помещика свою усадебную оседлость и земельный надел установленных для данной местности размеров. В 1867 г. он решил переехать в город и продать свою усадьбу и надел жителю соседней волости, однако волостной суд той волости, где проживал крестьянин, опротестовал договор купли-продажи. Тогда Порфирий Ворфоломеев, ссылаясь на ст. 33 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», обратился с кассационной жалобой в окружной суд. Какое постановление должен был принять окружной суд?

Методические советы

При выполнении первой части задания изучите «Гражданский кодекс РСФСР 1922 года» и первые декреты Советской власти.

При решении задачи, кроме ст. 33 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», проанализируйте также ст. 37 указанного положения.

 

Задание № 7

1. Дайте характеристику формы правления в российском государстве в годы революции 1905 – 1907 гг.

2. Выполните упражнение. Какие формы собственности юридически закреплялись в «Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик» 1961 г. и Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.?

Методические советы

При выполнении первой части задания необходимо использовать «Свод основных государственных законов» (23 апреля 1906 г.), «Учреждение государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), «Манифест об изменении учреждения Государственного Совета…» (20 февраля 1906 г.).

При выполнении упражнения сошлитесь на соответствующие статьи.

 

Задание № 8

1. Покажите, как изменилась судебная система советского государства по декретам №1 – 3 о суде по сравнению с судебной реформой 1864 г.

2. Решите задачу. Кузнец тюменского завода «Механик» Загвоздин В.Ф. в 1940 г., ссылаясь на семейные обстоятельства, подал заявление об увольнении с предприятия, но не получил согласия администрации. Тогда он, отработав 30 дней, самовольно покинул предприятие и уехал на жительство в д. Каменку. Должен ли был Загвоздин В.Ф. понести какое-либо наказание?

Методические советы

При выполнении первой части задания необходимо изучить декреты о суде №1 – 3 и сопоставить их основные положения с «Учреждением судебных установлений» от 20 ноября 1864 г.

При решении задачи сошлитесь на указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.

 

Задание № 9

1. Проанализируйте наиболее существенные изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в период хрущевской «оттепели».

2. Решите задачу. Студенты Казанского университета Наташа и Станислав в ноябре1918 г. вступили в брак, совершенный по религиозным обрядам. Но затем, встретившись с материальными трудностями и не видя путей их преодоления, Станислав решил разорвать брачный союз и обратился в местный суд с просьбой о расторжении брака, не получив согласия Наташи. Какое постановление должен был принять местный суд?

Методические советы

При выполнении первой части задания, кроме учебника, используйте Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г., Уголовный кодекс РСФСР 1960 г., а также соответствующие Указы Президиума Верховного Совета СССР.

При решении задачи используйте «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» от 22 октября 1918 г.

 

 

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите

Контрольной работы

 

В течение учебного года студент по учебному плану должен выполнить одну контрольную работу. Целью контрольной работы является усвоение изученного материала и умение анализировать важнейшие правовые акты.

Тематика контрольной работы, как правило, не совпадает с формулировкой учебных тем курса и рассчитана, прежде всего, на творческое применение полученных знаний, что имеет существенное значение для подготовки будущего специалиста к практической деятельности.

Задание по выполнению контрольной работы состоит из двух частей. Первая его часть включает задания теоретического характера, выполнение которых рассчитано на усвоение учебного материала, изученного студентом дистанционной формы обучения самостоятельно, а также на умение, опираясь на полученные теоретические знания, анализировать правовые акты соответствующего периода российской истории. Вторая часть задания предусматривает решение задач и выполнение упражнений практического характера.

Для того чтобы контрольная работа была зачтена, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Номер задания должен быть выбран по последней цифре номера зачетной книжки.

2. Контрольная работа должна иметь титульный лист с указанием следующих реквизитов: фамилии, имени, отчества студента, специальности, курса, номера зачетной книжки и группы, домашнего адреса, места работы и занимаемой должности автора.

3. В начале работы рекомендуется обозначить номер задания и его составные части. Работа должна быть написана грамотным литературным языком, четко и аккуратно, страницы пронумерованы. Необходимо указать дату ее выполнения, оставить на каждой странице поля для замечаний рецензента. При использовании в тексте цитат, цифр, других фактических сведений необходимо внизу страницы (как в монографиях) делать ссылки на источник их получения. В конце работы к основному тексту прилагается список используемой литературы. Объем работы не должен превышать 10-12 страниц. Работу следует представить на кафедру в установленный срок. В случае его несоблюдения работа не рецензируется и к защите не допускается. Указанные в рецензии замечания необходимо устранить. Если работа не зачтена, ее нужно переделать и представить на рецензию повторно.

4. При выполнении контрольной работы необходимо, прежде всего, прочитать соответствующий раздел учебника или учебного пособия, затем ознакомиться с нормативным материалом и литературой, рекомендованной к теме. Лишь после этой предварительной подготовки можно приступить к написанию текста.

Первая часть задания должна быть более объемной в текстовом изложении, ибо при ее выполнении требуется показать, как умение анализировать конкретные нормативные акты, так и знание теоретического материала, например, о форме государства, о сущности государства, о соответствующей отрасли права, институте права и т.д. Решение задач или выполнение упражнений должно содержать в себе две части: резолютивную, т.е. само решение, и мотивировочную, состоящую из ссылок на конкретные статьи закона.

 

 

Глоссарий

А

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА – в царской России удаление без суда в отдаленные губернии по распоряжению царя, органов Министерства внутренних дел.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – право избирать, право участвовать в выборах.

АЛТЫН – денежная единица, равная трем копейкам.

АРКИБУЗИРОВАНИЕ – расстрел.

АРТИКУЛ – статья.

АЩЕ, АЖЕ – если.

Б

БЕГЛАЯ ГРАМОТА – документ на право розыска и возвращения беглого холопа его владельцу.

БЕЗ НАПРАЗДНЬСТВА – по своей вине.

БЕЗ РУКОПИСАНИЯ – без завещания.

Безсудная грамота – судебное решение, вынесенное «без суда», т. е. судебного рассмотрения дела в связи с неявкой одной из сторон в суд.

БЕЛОМЕСТЦЫ – лица, освобожденные от государева тягла.

БОБЫЛЬ – бездворовый, обедневший крестьянин, живущий и работавший у феодала.

БОРТЬ – пчельник, первоначально просто дупло для держания пчел.

БОЯРЕ – в X-XVII вв. высший слой светских феодалов, которые занимали в государственном управлении ведущее место после великого князя.

БОЯРСКАЯ ДУМА – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе).

БРАТАНЬ – двоюродный брат.

БРАТУЧАДО – племянник.

БРАТЧИНА – объединение соседей для решения хозяйственных вопросов либо для организации общественных пирушек вскладчину.

В

ВАРЯГИ – на Руси X-XII вв. так назывались скандинавы, преимущественно шведы.

ВЕКСЕЛЬНЫЕ УСТАВЫ – сборники законов (1729, 1832 и 1902 гг.), регулировавших обращение векселей на территории Российской империи.

ВЕРВЬ – община.

ВЕРХНЯЯ РАСПРАВА (а также НИЖНЯЯ расправа) – судебное учреждение, состоявшее из двух инстанций, для однодворцев и государственных крестьян, введенное Екатериной II по губернской реформе 1775 г.

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730 гг., которое сосредоточило в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики.

ВЕРШИ – хлеб, жито.

ВЕЧЕ – народное собрание у восточных славян.

ВЗАКЛИЧЬ СОЧИТЬ – требовать свой долг с кого-либо публично перед народом.

ВИДОК – свидетель, очевидец.

ВИРА – штраф за убийство, выплачиваемый в пользу князя.

ВОЛОСТЕЛЬ – в русских княжествах (с XI в.) и в Русском государстве (до середины XVI в.) должностное лицо, управлявшее волостью от имени великого или удельного князя.

ВЯТШИЙ БРАТ – старший брат.

Г

ГОВЯДО – бык, рогатый скот.

ГОЛОВНАЯ ТАТЬБА – в русском государстве XVI – XVII вв. преступление, заключавшееся в похищении людей.

ГОЛОВНИЧЕСТВО – денежная компенсация родственникам убитого (плата за голову).

ГОНЕНИЕ СЛЕДА – третья стадия судебного процесса в Древней Руси, заключавшаяся в поисках доказательств и преступника.

ГОСТЬ – иностранный, приезжий купец.

ГОСУДАРЬ – по «Псковской судной грамоте» – хозяин, собственник имущества.

ГРАМОТА НЕ В ГРАМОТУ – признание документа недействительным.

ГРАНИ ССЕЧЕТ – уничтожит межевые знаки.

ГРИДИН (гридь) – младший княжеский дружинник.

ГУБА – губная изба, административная единица Пскова.

Д

ДИКАЯ ВИРА – вира за чужую вину. Штраф, который платят сообща члены общины за убийства, происшедшие на ее территории.

ДОСКА – простой письменный документ.

ДУХОВНАЯ ГРАМОТА – завещание.

ДЩЕРЬ – дочь.

Ж

ЖЕЛЕЗНОЕ – испытание железом в форме ордалий.

ЖИВОТ – движимое имущество, жизнь.

ЖИВОТА НЕ ДАТИ – казнить.

ЖИТЬИ – средние феодалы

ЖИУЧИ В ОДНОМ ХЛЕБЕ – ведущие совместное хозяйство.

З

ЗА СЛЮБЛЕНО – по договору, полюбовно.

ЗАДНИЦА – наследство.

ЗАЖИГАЛЬНИК – поджигатель.

ЗАКУП – вид сельского зависимого населения по «Русской правде».

ЗАЛОЖИТЬ ВЕСНУ – заложить будущий весенний улов.

ЗАПИСЬ (в Пскове) – письменный документ, копия которого хранилась в архиве Троицкого собора.

ЗБЛЮДЕНЬЕ – хранение.

И

ИЗБРАННАЯ РАДА – неофициальный совет при Иване IV в 1547–1560 гг., который обсуждал вопросы внутренней и внешней политики.

ИЗВЕТНИК – должностное лицо для поручений при суде.

ИЗОРНИК – зависимый крестьянин-пахарь.

ИМУТСЯ – станут предъявлять иск.

ИСПОЛОВНИК – крестьянин, работавший «исполу», т.е. из расчета половины урожая.

ИСТОПИТЬСЯ – потерпеть кораблекрушение.

К

КЛЕПАТИ – выдвигать необоснованные требования.

КЛЕТЬ (жилое помещение) – дом, хозяйственная постройка, амбар, кладовая.

КОРМЛЯ – имущество на праве пользования, но не распоряжения.

КОЧЕТНИК – зависимый человек, рыболов.

КРАМОЛА – измена, бунт.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО – совокупность правовых норм, оформляющих и закрепляющих (средствами государственного принуждения) право феодала – помещика (либо государства) на труд, имущество и личность крестьянина.

Л

ЛЕШЕЯ ЗЕМЛЯ – 1) лесной участок; 2) земля, очищенная от леса.

ЛИЧНОЕ ДВОРЯНСТВО – институт, созданный Петром I с целью ослабить замкнутость дворянского сословия и дать к нему доступ людям низших классов. По ст. 15 “Табели о рангах” всякий дослужившийся на военной службе до обер-офицер-ского звания и на гражданской – до чина 8го класса, приобретал дворянское достоинство, которое потом переходило и на детей.

ЛОНЬЩИНА – животное, родившееся в прошлом году.

М

МАЙОРАТ – институт наследования, по которому недвижимость (вотчина, поместье) нераздельно переходила к старшему лицу в роде или семье.

МЕЖНИКИ – должностные лица, производившие размежевание земель.

МЕЧНИК – княжеский дружинник, судебный служитель.

МЕЩАНЕ – особый разряд городского населения, впервые введенный в русское законодательство манифестом от 17 марта 1775 г. и обозначавший «городских обывателей, не записанных в купечество».

МЫТНИК – чиновник, собиравший торговые пошлины и следивший за соблюдением правил торговли.

Н

НАМЕСТНИК – должностное лицо в Древней Руси и Русском государстве, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление.

НЕ ДОИСКАЛСЯ – проиграл дело.

НОВОКАНОНЫ (греч.) – византийские сборники канонического (церковного) права. В Древней Руси на их основе создавались кормчие книги.

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Впервые была выдвинута немецким историком Г.З. Байером.

О

о РАСПРОСЕ С ПРИСТРАСТИЕМ – допрос с угрозой применения пытки.

ОБЕЛЬ – полный холоп.

ОБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ – применение уголовной ответственности без вины (напр., наказание членов семьи изменника Родины).

ОГНИЩАНИН – старший дружинник, боярин, приближенный князя.

ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление, учрежденное при СНК СССР в 1923 г. «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом».

ОКОЛЬНИЧИЙ – второй после боярина придворный чин.

ОТКАЗ – уход крестьянина от одного феодала-землевладельца к другому.

ОТМОРЩИНА – наследование по закону.

П

ПАКИ – вновь, опять, еще, также.

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – право быть избранным.

ПЕРЕВЕТ – измена, переход на сторону врага.

ПЕРЕОРЕТ, СОРЕТ – перепашет.

ПОДАТИ – в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения. Во второй половине XIX в. были заменены системой налогов, охватывавшей все население России.

ПОЖИЛОЕ – в Русском государстве конца XV – XVI вв. пошлина, которую должен был уплатить крестьянин при уходе от своего феодала за неделю до и после Юрьева дня.

ПОЖНИ – луга, пастбища.

ПОКЛЕП – ложное обвинение.

ПОКОН, ПОКЛОН – устав, обычай, порядок.

ПОЛЕТНАЯ ГРАМОТА – грамота об уплате долга в рассрочку.

ПОЯТИ – поймать, схватить.

ПРАВАЯ ГРАМОТА – судебное решение.

ПРАВДА ДАТИ – принести присягу.

ПРИКАЗНОЕ – наследование по завещанию.

ПРИРОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, ранее совершавший противоправные деяния.

ПРОДАЖА – денежный штраф (в «Русской правде» за имущественные преступления).

ПРОФОС – воинский служитель, убирающий нечистоты; он же – палач.

Р

РАТЬ ВОЗЬМЕТ – потеряет имущество в результате военных действий.

РОСПУСТ – развод супругов без разрешения церковного суда.

РОТА – присяга, клятва.

РУКОПИСАНИЕ – письменное завещание.

С

Салф кондукт – повестка о явке в суды.

САЧИТЬ, СОЧАТ – предъявлять иск.

СРОЧНАЯ ГРАМОТА – грамота, в которой указывался срок явки в суд.

СТРЯПЧИЙ – в России в 1775 – 1864 гг. – название некоторых судебных чиновников.

СУД С ГОЛОВЫ – право на повторное рассмотрение дела.

СУПЛЕТКА – договор.

Т

ТАТЬ – вор.

ТАТЬБА – кража.

ТИУН – домоуправитель, дворецкий.

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ – битье кнутом на торгах, площадях и иных скоплениях народа.

ТЫСЯЦКИЙ – на Руси военачальник, возглавлявший городское ополчение («тысячу»). В Новгороде занимался также вопросами торговли и торгового суда.

У

УРОК – по «Русской правде» возмещение ущерба, которое получал потерпевший из общей суммы штрафа.

УРОЧНЫЕ ЛЕТА – регламентированные государством сроки поиска феодалом беглого крестьянина.

Ф

ФОРМАЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – в XVI – XIX вв. система оценки доказательств в уголовном процессе, при котором сила и значение каждого доказательства определены законом.

Ч

ЧЕЛОБИТНЫЕ – в делопроизводстве Русского государства XV – начала XVIII вв. прошения, жалобы, доносы и пр.

ЧЕРНЕЦ, ЧЕРНИЦА – монах, монахиня.

ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ – жители города и деревни, не попавшие в непосредственную зависимость от светских и духовных феодалов, подданные князя, затем царя.

ЧЕТВЕРТЬ – половина десятины.

Ш

ШЕЛЬМОВАНИЕ – вид позорящего наказания для дворян, суть которого заключалась в объявлении преступника шельмой, вором и лишении его всех прав состояния.

Я

ЯБЕТНИК – 1) княжеский приказчик, тиун; 2) судебное должностное лицо.

 

 

Задания для семинарских и практических занятий

 

Тема 3. Образование Русского централизованного государства

И расцвета абсолютизма

Занятие 1.

Законодательство Петра I

Контрольные вопросы

1. Изменения в регулировании имущественных отношений. Развитие права собственности. Обязательственные отношения.

2. Уголовное право: а) специфические особенности; б) поняти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.252.16 (0.014 с.)