Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Уголовное право во второй половине XIX – начала XX века

Поиск

 

План семинара:

1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года

- Общее понятие преступления и проступка (ст. 4, 96 и др.).

- Состав преступления (ст. 5, 8, 13, 142, 174 и др.);

- Система преступлений. Критерии систематизации и виды преступлений.

- Система наказаний.

- Наказания уголовные и исправительные (гл. II отд. 1).

- Социальный критерий наказания (ст. 19 и др.).

- Возмещение ущерба, причиненного преступлением (гл. IIотд. 2).

- Обстоятельства, исключающие ответственность (ст. 98–109).

2. Развитие уголовного права во второй половине XIX века.

3. Уголовное право 1903 года.

а/ общая характеристика Уложения 1903 года;

б/характеристика преступного деяния;

в/ системы и виды преступлений;

г/ система и виды наказаний.

 

Методические указания

Причины разработки «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»(1845 г.). роль правовых норм Соборного Уложения 1649 года и Воинского Артикула 1716 года как источников права до принятия «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» в 1845 г. Дайте характеристику Уложения о наказаниях 1845 г. как Кодекса феодально-крепостнического государства. В чем проявились черты буржуазного права?

Характеристика уголовно-правовых понятий и категорий общей части уголовного права. Преступления и проступок. Отличия. Система и виды преступлений. В чем проявилось усложнение системы и видов наказаний. Деление наказание на уголовные и исправительные. Их характеристика.

Понятие крайней необходимости и необходимой обороны. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Соучастие, покушение. Виды доказательств. Формальная система оценки доказательств (собственное признание, пытка – отмена её в 1801 году и фактическое применение). Предварительное следствие: генеральное и специальное (как отличительный признак инквизиционного процесса).

Дайте характеристику источников уголовного права во второй половине XIX века. Покажите какое влияние на содержание уголовного права оказали Великие реформы Александра II. Как изменилось «Уложение 1845 года»?

 

ТЕМА 11. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX –нач. ХХ вв.

Цель занятия

Целью занятия является изучение содержания наиболее важных либерально-демократических реформ второй половины XIX века, которые стали важным шагом на пути превращения феодального общества и монархии и буржуазные.

План семинара:

 

1. Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений.

2. Вещное право (понятие, владение и собственность, ограничения права собственности по закону, способы приобретения и прекращения права собственности по закону, общая собственность, сервитуты, чиншевое и залоговое право).

3. Обязательственное право (понятие, субъекты и объекты обязательств, изменение лиц в обязательствах, обеспечение и прекращение обязательства, виды договоров).

4. Семейное право (условия заключения и расторжение брака, личные и имущественные отношения в семье, опека и попечительство)

5. Наследственное право (наследование по завещанию и по закону, принятие и утверждение в правах наследования).

 

Методические рекомендации.

Покажите влияние отмены крепостного права на расширение сферы применения гражданского права. Дайте характеристику субъектов и объектов гражданско-правовых отношений.

Проанализируйте влияние развития промышленности и торговли на их правовое регулирование. Последствия изменений в социальной структуре Российской империи на развитие гражданского права во второй половине XIX века.

Дальнейшее развитие вещного права в российском законодательстве в условиях развития буржуазных отношений. Разберитесь в понятиях «собственность» и «владение». Каковы способы приобретения и прекращения права собственности по закону.

Развитие уголовного права во второй половине XIX века. Чиншевое право, его особенности. Особенности земельных правоотношений. Движимое и недвижимое имущество.

 

Задачи:

1. Летом 1878 г. жителю г. Вятки Кружилину было отказано в праве принять участие в выборах городской думы. Кружилин подал жалобу губернатору на действие городской управы. В ней он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, в Вятке проживает с декабря 1877 г. и с марта 1878 г. владеет на праве собственности двумя доходными домами. Какое
решение должен принять губернатор на основании Городового положения от 16 июня 1870 г.?

2. Владелец солеварен в Усольском уезде назначил своего управляющего поверенным на выборах в уездное земское собрание. Однако по требованию уездного предводителя дворянства управляющий был вычеркнут из списка избирателей. Свое требование он обосновал тем, что владелец солеварен не проживает в Усольском уезде и, следовательно, не имеет права
выставлять вместо себя уполномоченного. Правомерны ли действия предводителя дворянства?

3. Земским собранием Сарапульского уезда Казанской губернии в числе мировых судей был избран чиновник уездной оценочной комиссии Поляков. Однако губернатор запретил ему выполнение обязанностей мирового судьи на том основании, что последний не имеет высшего образования. Правомерны ли действия губернатора, если остальным требованиям Поляков отвечает? Какой порядок разрешения разногласий между губернатором и земским собранием предусмотрен законом (Учреждение судебных установлений)?

4. В 1875 г. крестьяне села Березовка Осинского уезда подали в суд иск на скотовладельца Мендубаева. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подверглись потраве. Общий ущерб по оценке уездной земской управы составил 500 рублей. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 70 рублей. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян?

5. Участковый мировой судья г. Саратова принял к своему производству уголовное дело о хищении 275 рублей из средств губернского крестьянского присутствия. Это преступление было совершено делопроизводителем данного присутствия. Правомерно ли поступил мировой судья?

6. В 1896 г. крестьяне с. Воробьи Кунгурского уезда обратились к пермскому губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранного старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника?

7. В местности, объявленной на положении усиленной охраны, губернатор запретил проведение любых общественных собраний. Руководствуясь данным решением, полицмейстер одного из уездных городов разогнал собрание общества трезвости. Председатель и члены правления этого общества были оштрафованы на 25 рублей каждый. Лектор, прибывший из Москвы по приглашению общества, в принудительном порядке был выслан за
пределы губернии. Правомерны ли действия полицмейстера, если собрание проводилось с разрешения городского головы?

8. В 1872 г. в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей слушалось дело по обвинению приказчика Попова в убийстве своей любовницы. Мнение присяжных разделилось поровну. Какой вердикт- должен быть вынесен в этом случае? Какое решение должен принять судья, если присяжные заседатели вынесут оправдательный вердикт, а судья убежден в правоте стороны обвинения? Какое решение должен принять судья, если присяжные вынесут обвинительный вердикт, а судья будет уверен в невиновности подсудимого?

 

ТЕМА 12. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ В 1905 – 1907г. (4 ЧАСА)

 

(подготовить к деловой игре)

Задачи семинара: Изучение законодательства по истории Государственной Думы Российской империи; изучение порядка формирования и работы Государственной Думы; изучение законотворческой деятельности Государственной Думы.

План семинара:

1. Реформы высших органов власти. Дискуссии в историко-юридической литературе о последствиях этих реформ для государственного строя Российской империи:

а/ Создание Государственной Думы. Её статус;

б/ Реформа Государственного Совета. Его компетенция;

в/ Реформа Совета Министров.

2. Аграрное законодательство.

3. Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года. Общая характеристика.

4. Изменения в правовом статусе подданных.

5. Избирательное право.

6. Третьеиюньский переворот. Его сущность и последствия.

 

Методические указания

Изучение первого вопроса следует начать с характеристики правового и фактического положения дворянства (поместного и беспоместного), буржуазии (9мелкой, средней и крупной), рабочего класса (квалифицированного и неквалифицированного), крестьянства (всех слоев до и после аграрной реформы П.А.Столыпина).В заключении второго вопроса необходимо сделать вывод о том, что фактическое и правовое положение разных социальных групп населения не совпадало, так как Россия вступила в стадию бурного индустриального роста, а правовая регламентация общественного строя оставалась по сути феодальной. В этой связи необходимо охарактеризовать события 9 января 1905 г. и последующие за ними, и как результат – выход, в свет Манифеста 17 октября 1905 г.

При рассмотрении второго и третьего вопросов следует обратить внимание на характеристику основных государственных законов в редакции 1906 г.; реформу государственного Совета и новое положение о Совете министров, по которому исполнительная власть становилась автономной от главы государства (двуглавой). Основное внимание следует уделить анализу опыта российского парламентаризма. Изучение Государственной Думы должно быть исключительно в историко-правовом аспекте. Следует иметь в виду, что причины учреждения Государственной Думы неразрывно связаны с характером демократической революции 1905-1907 г.г. в России, с реальной угрозой существованию царизма, тактикой лавирования и политической демагогии, которую царизм широко использовал для борьбы с революцией.

Правильное представление о порядке формирования Государственной Думы можно составить лишь при тщательном анализе избирательных законов в Думу. Изучить их рекомендуется по следующему плану:

1. классы, пользовавшиеся правом избирать;

2. лица и классы, лишенные избирательного права и основания лишения их избирательных прав;

3. норма представительства от классов, пользовавшихся избирательным правом;

4. порядок выборов в Государственную Думу.

 

Следует выявить антидемократическую сущность этих законов, показать нарастание реакционных положений в Законе от 3 июля 1907 г., по сравнению с законом от 11 декабря 1905 г.; сравнить классовый и партийный состав Думы четырех созывов. При описании компетенции Государственной Думы надо показать, как царизм постоянно ограничивал ее, стремясь полностью подчинить своему влиянию.

Изучая четвертый вопрос следует осветить роль Государственной Думы в эволюции самодержавия, далее подробно рассмотреть такое сложное явление, как третьеиюньская монархия в России, так как Дума была его ограничной составной частью.

 

Задачи:

1. Съезд уполномоченных от рабочих избрал в числе выборщиков И. Колыхалова. Однако городской голова, председательствовавший на съезде, потребовал признать избрание И. Колыхалова недействительным. Свое требование он мотивировал тем, что к моменту окончания баллотировки из охранного отделения поступили сведения причастности И. Колыханова к экспроприации денежных средств лесопромышленной конторы боевиками партии эсеров. Правомерны ли действия городского головы?

2. Статья 33 Указа «Учреждение государственной Думы» от 20 февраля 1906 г. гласила: «Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону Правительствующему Сенату, с запросами о таких последовавших действиях сторон подведомственных им лиц, какие представляются незакономерными». Означало ли содержание данной статьи, что Государственная Дума обладала полномочиями контроля за деятельностью отдельных министерств в пределах своей компетенции?

Ситуационное задание № 11

Манифест 17 октября 1905 г. («Манифест об усовершенствовании государственного порядка» или «Манифест свобод») сводился к трем обещаниям:

а) даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организаций;

б) не откладывая выборы в Думу, обеспечить участие в них трех слоев населения, которые согласно указу от 6 августа 1905 г., были лишены права голоса; новый законодательный орган должен был впоследствии разработать принцип всеобщих выборов;

в) ввести за непременное правило, чтобы ни один закон не мог войти в силу без согласия Думы, дабы избранники народа смогли на деле участвовать в контроле за законностью действий государя.

Поясните, какие законодательные акты были приняты для осуществления данных обещаний? Насколько полно они, на Ваш взгляд, отражали содержание Манифеста 17 октября 1905 г.?

Как Вы думаете, какие обещания и почему Николай II не осуществил?

 

Ситуационное задание № 12

В оценке характера государственного строя России в думский период существуют различные точки зрения. Среди них такие:

А. «Россия осталась абсолютной монархией. Государственная дума – это безвластное учреждение в системе государственных органов».

Б. «Россия думского периода – это полицейское государство».

В. «Россия – это парламентарная монархия со специфической ролью русского самодержавия».

Приведите аргументы «за» и «против» каждой из данных оценок.

Как Вы думаете, какая из точек зрения более правомерна. Почему?

Как бы вы оценили характер государственного строя России в этот период?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Российское законодательство X – XX вв. Т. 9. – М.: Юрист, 1994.-309 с.

2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

3. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998.-329 с.

4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

5. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. Т.1. V – начало XX вв.. – М.: Норма, 2003.-732 с.

6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России. XIX – XX вв. Учебное пособие. / Под ред. Е.И. Дулимова. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2000.-477 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный строй Российской империи накануне крушения. – М.: Издательство МГУ, 1995.-340 с.

2. Давыдович А.М. Самодержавие в эпоху империализма. Классовая сущность и эволюция, - М.: Наука, 1975.-416 с.

3. Демин В.А. Государственная дума В России. (1906 – 1917). – М.: Проспект, 1996.-372 с.

4. Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной думе и в Государственном совете 1906 – 1911гг. «Нам нужна великая Россия…». – М.: Молодая гвардия, 1991г.-380 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.008 с.)