Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Государство и право в периодСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ (СЕР. XVI – XVIII ВВ.) Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текста Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года как юридического источника; реконструкция основных институтов материального и процессуального права середины XVII в.; определение источников Соборного Уложения; усвоение особенностей юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в середине XVII в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; обоснование оценки Соборного Уложения как кодекса феодального права; проведение рубежного контроля (тестирование).
План семинара: 1. Государственная форма и политическая сущность сословно-представительной монархии. Власть царя. Боярская дума. Земские соборы. Местное управление. 2. Реформы середины XVI в.: административная, губная и др. 3. Происхождение Соборного Уложения и его место в истории русского права. 4. Социальная структура и правовое положение населения: феодалы, духовенство, крестьяне, посадские люди, хлопоты. 5. Формы феодального землевладения (поместья, вотчины); порядок владения, отчуждения, наследования. 6. Государственное право по Соборному Уложению (институты и полномочия власти). 7. Вещное право, система договоров, семейно-наследственное право. 8. Уголовное право (преступление и наказание: понятие преступления, формы вины и ответственности, виды преступлений, цели наказаний). 9. Процессуальное право по Соборному Уложению: органы судоустройства и судопроизводства; состязательный процесс и его содержание, положение участников; розыскной процесс от возбуждения дела до обжалования. 10. Доказательства в состязательном и розыскном процессе.
Методические указания Отвечая на первый вопрос, необходимо определить внутриэкономические, внутриполитические и внешнеполитические причины, обусловившие создание сословно-представительной монархии в России, рассмотреть появление сословно-представительной формы правления как итог централизации государства. Для более полного и точного определения сущности сословно-представительной монархии, содержания ее основных функций надо показать ее социальную базу, сложные взаимоотношения между классами и сословиями. Следует рассказать о компетенции центральных органов власти, найти место каждого из них в механизме власти в сословно-представительной монархии. Изучая второй вопрос, нужно охарактеризовать систему приказов, обратив внимание на усиление и их организации и деятельности бюрократических методов управления. В центре проблем местного управления должна стоять судебная и земская реформа середины XVI века. Здесь надо обосновать необходимость отказа от системы кормлений и замены ее органами губного и земского управления, раскрыть черты их сходства и различия, их сущность как учреждений сословного представительства. При подготовке третьего вопроса студент должен уяснить причину появления Соборного Уложения 1649, сравнить его с предыдущими сборниками законов, выделив общее и особенное в общих чертах. Анализируя четвертый вопрос, необходимо познакомиться с соответствующими статьями Соборного Уложения, чтобы составить характеристику правового положения различных групп населения, особо выделив произошедшие изменения в этом положении. Ответы на 5-7 пункты плана требует тщательного изучения Соборного Уложения 1649г. Характеризуя изменения в формах феодального землевладения, порядка владения, отчуждения, наследования, необходимо произошедшие изменения обосновать с обязательной ссылкой на соответствующие статьи нормативного акта. Это касается также вещного права, семейно-наследственного права, права государственного. При ответе на восьмой вопрос следует исходить из того, что уголовного права России XVII в. проходило в условиях разного обострения классовой борьбы, поэтому уголовное законодательство принимало все более карательный характер. Этот процесс нашел свое воплощение в Соборном Уложении. Дальнейшее развитие получило понятие «преступление». Дать классификацию преступлений со СУ 1649г. Затем опираясь на нормы Соборного Уложения, следует проанализировать наиболее важные виды преступлений. Готовя 9-й и 10-й вопросы, следует найти в Соборном Уложении статьи, подтверждающие, что при том, что несмотря на ответственность за уголовное всех членов феодального общества, в этом нормативном сборнике сохранен основной принцип феодального права – права привилегий. Особенно четко это появилось в степени наказаний за уголовные преступления. Важно выделить новые цели наказания, которые не были узаконены прежде. Далее нужно найти ответ на вопрос кому по Уложению 1649г. в политическом и уголовном судопроизводстве принадлежала активная роль, выделить новые стадии розыскного процесса и с чем это связано. При анализе системы доказательств важно подчеркнуть, что решающей доказательной силой в розыскном процессе обладало признание вины подсудимого и с этим связано узаконение пыток. Далее надо проанализировать другие виды доказательств – поличное, вещественные доказательства, повальный обыск и т.д. Ситуационное задание № 5 Сделайте правильный выбор и обоснуйте его: сословный строй в России – это результат: а) политики государства по закреплению в законодательном порядке правового положения человека; б) исторического развития экономических отношений в обществе; в) стихийного формирования сословий, положение которых было закреплено законом и передавалось по наследству. Как Вы думаете, отличался ли процесс формирования сословий в России от аналогичного процесса в странах Западной Европы? Если «да» – то почему? Ситуационное задание № 6 Сделайте подборку статей из II и III глав Соборного Уложения 1649 г., регламентирующих правовой статус Царя. Систематизируйте их и изложите в краткой форме, сформулировав основные положения, которые определяют правовой статус Царя. Прокомментируйте каждое из положений, пояснив, какое значение имела данная норма права для формирования сословно-представительной монархии в России. Как Вы думаете, в чем заключается сходство и отличие монарха в периоды Древнерусского государства, Русского централизованного государства и Сословно-представительной монархии?
Задачи 1. Стрелец одного из московских полков Семен Жегов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «какое жалованье, такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!» по указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок приказа Тайных дел. Как будут квалифицированы действия Семена Жегова (по СУ 1649г.)? Какое наказание ожидает стрельца? 2. Посадский человек Кирьян Стрехов занял под 20% годовых у купца Скорина 15 р. Заемная кабала (договор займа) была оформлена с соблюдением всех формальностей на 3 летний срок. По истечении срока, ссылаясь на отсутствие необходимой суммы, Стрехов попросил отложить выплату. Купец Скорин отказал в отсрочке и обратился в суд с иском. Какое решение вынесет суд по данному иску? Какой порядок исполнения решения суда предусматривает в этом случае Соборное Уложение? 3. Помещичий крестьянин Савва Лыков в 1656г. вместе со своей семьей сбежал в село, которое принадлежало монастырю. Там его дочь вышла замуж и родила сына. Через 5 лет беглецы были обнаружены и помещик обратился в суд с иском о возвращении беглецов. Какое решение должен вынести суд на основании Соборного Уложения? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.1. Пособие для семинаров. / Под ред. О.П. Чистякова. – М.: Юрист, 1999.-832 с. 2. Российское законодательство X – XX веков. Т.3. – М.: Юрист, 1985.-216 с. 3. Хрестоматия по отечественной истории и праву X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с. 4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с. 5. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с. 6. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова, - М.: Проспект, 1998.-544 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Буганов В.И. Россия в XVII столетии. – М.: Прогресс, 1989.-216 с. 2. Владимирский–Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-639 с. 3. Головатенко А. Два кризиса российской государственности. Опричнина и смутное время. // Преподавание истории в школе. – 1993. - № 2.- С. 96-102. 4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М.: Высшая школа, 1972.-424 с. 5. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во 2-й половине XVII века. – М.: Наука, 1962.-280 с. 6. Маньков А.Г Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-320 с. 7. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. Становление и развитие русского права. М.: Изд-во МГУ, 1990.-480 с. 8. Цатирова М.К. Русское семейное право XVI – XVIII веков. – М.: Юрист, 1991.-346 с.
2 семестр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.007 с.) |