Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Государство и право в период

Поиск

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

(СЕР. XVI – XVIII ВВ.)

Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текста Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года как юридического источника; реконструкция основных институтов материального и процессуального права середины XVII в.; определение источников Соборного Уложения; усвоение особенностей юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в середине XVII в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; обоснование оценки Соборного Уложения как кодекса феодального права; проведение рубежного контроля (тестирование).

 

План семинара:

1. Государственная форма и политическая сущность сословно-представительной монархии. Власть царя. Боярская дума. Земские соборы. Местное управление.

2. Реформы середины XVI в.: административная, губная и др.

3. Происхождение Соборного Уложения и его место в истории русского права.

4. Социальная структура и правовое положение населения: феодалы, духовенство, крестьяне, посадские люди, хлопоты.

5. Формы феодального землевладения (поместья, вотчины); порядок владения, отчуждения, наследования.

6. Государственное право по Соборному Уложению (институты и полномочия власти).

7. Вещное право, система договоров, семейно-наследственное право.

8. Уголовное право (преступление и наказание: понятие преступления, формы вины и ответственности, виды преступлений, цели наказаний).

9. Процессуальное право по Соборному Уложению: органы судоустройства и судопроизводства; состязательный процесс и его содержание, положение участников; розыскной процесс от возбуждения дела до обжалования.

10. Доказательства в состязательном и розыскном процессе.

 

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, необходимо определить внутриэкономические, внутриполитические и внешнеполитические причины, обусловившие создание сословно-представительной монархии в России, рассмотреть появление сословно-представительной формы правления как итог централизации государства. Для более полного и точного определения сущности сословно-представительной монархии, содержания ее основных функций надо показать ее социальную базу, сложные взаимоотношения между классами и сословиями. Следует рассказать о компетенции центральных органов власти, найти место каждого из них в механизме власти в сословно-представительной монархии.

Изучая второй вопрос, нужно охарактеризовать систему приказов, обратив внимание на усиление и их организации и деятельности бюрократических методов управления.

В центре проблем местного управления должна стоять судебная и земская реформа середины XVI века. Здесь надо обосновать необходимость отказа от системы кормлений и замены ее органами губного и земского управления, раскрыть черты их сходства и различия, их сущность как учреждений сословного представительства.

При подготовке третьего вопроса студент должен уяснить причину появления Соборного Уложения 1649, сравнить его с предыдущими сборниками законов, выделив общее и особенное в общих чертах.

Анализируя четвертый вопрос, необходимо познакомиться с соответствующими статьями Соборного Уложения, чтобы составить характеристику правового положения различных групп населения, особо выделив произошедшие изменения в этом положении.

Ответы на 5-7 пункты плана требует тщательного изучения Соборного Уложения 1649г. Характеризуя изменения в формах феодального землевладения, порядка владения, отчуждения, наследования, необходимо произошедшие изменения обосновать с обязательной ссылкой на соответствующие статьи нормативного акта. Это касается также вещного права, семейно-наследственного права, права государственного. При ответе на восьмой вопрос следует исходить из того, что уголовного права России XVII в. проходило в условиях разного обострения классовой борьбы, поэтому уголовное законодательство принимало все более карательный характер. Этот процесс нашел свое воплощение в Соборном Уложении. Дальнейшее развитие получило понятие «преступление». Дать классификацию преступлений со СУ 1649г.

Затем опираясь на нормы Соборного Уложения, следует проанализировать наиболее важные виды преступлений.

Готовя 9-й и 10-й вопросы, следует найти в Соборном Уложении статьи, подтверждающие, что при том, что несмотря на ответственность за уголовное всех членов феодального общества, в этом нормативном сборнике сохранен основной принцип феодального права – права привилегий. Особенно четко это появилось в степени наказаний за уголовные преступления. Важно выделить новые цели наказания, которые не были узаконены прежде.

Далее нужно найти ответ на вопрос кому по Уложению 1649г. в политическом и уголовном судопроизводстве принадлежала активная роль, выделить новые стадии розыскного процесса и с чем это связано. При анализе системы доказательств важно подчеркнуть, что решающей доказательной силой в розыскном процессе обладало признание вины подсудимого и с этим связано узаконение пыток. Далее надо проанализировать другие виды доказательств – поличное, вещественные доказательства, повальный обыск и т.д.

Ситуационное задание № 5

Сделайте правильный выбор и обоснуйте его:

сословный строй в России – это результат:

а) политики государства по закреплению в законодательном порядке правового положения человека;

б) исторического развития экономических отношений в обществе;

в) стихийного формирования сословий, положение которых было закреплено законом и передавалось по наследству.

Как Вы думаете, отличался ли процесс формирования сословий в России от аналогичного процесса в странах Западной Европы? Если «да» – то почему?

Ситуационное задание № 6

Сделайте подборку статей из II и III глав Соборного Уложения 1649 г., регламентирующих правовой статус Царя. Систематизируйте их и изложите в краткой форме, сформулировав основные положения, которые определяют правовой статус Царя.

Прокомментируйте каждое из положений, пояснив, какое значение имела данная норма права для формирования сословно-представительной монархии в России.

Как Вы думаете, в чем заключается сходство и отличие монарха в периоды Древнерусского государства, Русского централизованного государства и Сословно-представительной монархии?

 

Задачи

1. Стрелец одного из московских полков Семен Жегов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «какое жалованье, такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!» по указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок приказа Тайных дел. Как будут квалифицированы действия Семена Жегова (по СУ 1649г.)? Какое наказание ожидает стрельца?

2. Посадский человек Кирьян Стрехов занял под 20% годовых у купца Скорина 15 р. Заемная кабала (договор займа) была оформлена с соблюдением всех формальностей на 3 летний срок. По истечении срока, ссылаясь на отсутствие необходимой суммы, Стрехов попросил отложить выплату. Купец Скорин отказал в отсрочке и обратился в суд с иском. Какое решение вынесет суд по данному иску? Какой порядок исполнения решения суда предусматривает в этом случае Соборное Уложение?

3. Помещичий крестьянин Савва Лыков в 1656г. вместе со своей семьей сбежал в село, которое принадлежало монастырю. Там его дочь вышла замуж и родила сына. Через 5 лет беглецы были обнаружены и помещик обратился в суд с иском о возвращении беглецов. Какое решение должен вынести суд на основании Соборного Уложения?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.1. Пособие для семинаров. / Под ред. О.П. Чистякова. – М.: Юрист, 1999.-832 с.

2. Российское законодательство X – XX веков. Т.3. – М.: Юрист, 1985.-216 с.

3. Хрестоматия по отечественной истории и праву X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с.

5. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

6. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова, - М.: Проспект, 1998.-544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буганов В.И. Россия в XVII столетии. – М.: Прогресс, 1989.-216 с.

2. Владимирский–Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-639 с.

3. Головатенко А. Два кризиса российской государственности. Опричнина и смутное время. // Преподавание истории в школе. – 1993. - № 2.- С. 96-102.

4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М.: Высшая школа, 1972.-424 с.

5. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во 2-й половине XVII века. – М.: Наука, 1962.-280 с.

6. Маньков А.Г Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-320 с.

7. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. Становление и развитие русского права. М.: Изд-во МГУ, 1990.-480 с.

8. Цатирова М.К. Русское семейное право XVI – XVIII веков. – М.: Юрист, 1991.-346 с.

 

 

2 семестр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.007 с.)