Сословное законодательство конца XVIII — первой половины XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сословное законодательство конца XVIII — первой половины XIX В.



 

Формирование сложной сословной структуры характерно для эпохи «просвещенного абсолютизма», ставившего целью сохранить порядок, и котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и уравнивание прав с этой точки зрения понимались как «общее смешение», которого не следует допускать.

Процесс правовой консолидации дворянства начался еще в петровскую эпоху. Указ о единонаследии подготовил единство имущественной базы этого сословия и специально подчеркнул его служебную функцию, ставшую обязательной (дворяне были вынуждены служить).

 

О дворянстве

Манифест Петра III О вольности дворянской (1762), подтвердив особое положение дворянского сословия в обществе, отменил обязательность тяготившей дворянство службы. В нем были намечены новые сферы приложения дворянской инициативы (кроме государственной и военной службы) — торговля и промышленность.

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала Жалованная грамота дворянству (полное название: Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства) 1785 г.

Еще в 1771 г. в результате работы Уложенной комиссии был подготовлен проект, ставший основой Жалованной грамоты дворянству. В проекте все население разделялось на три класса, первый из которых именуется «благородный». Проект развивал положения екатерининского Наказа об особом статусе и предназначении дворянства.

Привилегии дворянства определялись достаточно широко: прежде всего, закреплялось положение Манифеста 1762 г. «О вольности дворянской» о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать судей для дворянских судов.

Жалованная грамота дворянству состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 статьи). В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения дворянского звания.

Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявились моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели права открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.

Еще в 1754 г. при Сенате был создан Дворянский (с 1786 г. — Государственный) заемный банк и Купеческий (коммерческий) банк. С 1769 г. при Сенате действовал государственный ассигнационный банк.

При Сенате действовала межевая экспедиция, в 1794 г. преобразованная в Межевой департамент, ведавший межеванием земель и рассмотрением межевых споров.

Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только равный ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.

Сословное самоуправление дворянства, регламентированное Жалованной грамотой, выглядело следующим образом: дворяне создавали общество, или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих). У Собрания были определенные политические права: оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору по вопросам «общественной пользы».

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц (существовало около 20 правовых оснований для причисления к дворянству).

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства как сословия завершилась.

Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти: регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений.

Борьба с сословными привилегиями, начавшаяся при императоре Павле I (1796—1801) потребовала разработки основных законов, отсутствие которых обеспечивало приоритетное значение дворянства.

В апреле 1797 г. был принят закон о престолонаследии, устанавливавший твердый порядок престолонаследия ив этой связи взаимоотношений между членами императорской фамилии.

Далее были отменены положения Жалованный грамоты дворянству, обеспечивающие преимущества одного сословия. Дворянское выборное управление Павел попытался заменить чиновничеством, ограничивая право дворян избираться на различные губернские должности.

Были ликвидированы губернские дворянские сословные собрания: выборы губернских предводителей и других выборных должностных лиц проводились только на уездных собраниях. Уровень корпоративных дворянских организаций был существенно понижен, была децентрализована вся система дворянских обществ (1799—1800). В 1797 г. было отменено право дворян непосредственно обращаться к императору с жалобами и предложениями, в том же году в отношении привилегированных сословий (дворянства, духовенства и купцов I и II гильдий) были восстановлены телесные наказания.

В апреле 1797 г. был принят закон, определивший точную меру крестьянского труда в пользу землевладельца: три дня в неделю. Вместе с тем

Павел продолжал раздачу казенных земель частным лицам. Многие его реформы и начинания были просто негативной реакцией на преобразования его предшественницы — матери.

 

О «среднем сословии»

 

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовало издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.

В 1769г. был разработан проект положения «О среднем роде людей», или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); лица, занятые торговлей и промыслами (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).

«Средний род» людей располагал полнотой личных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владеть городскими и загородными домами, неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество и наследование. Они получали право владеть промышленными заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них), организовывать банки, конторы и проч.

При подготовке Жалованной грамоты городам (полное название: Грамота на права и выгоды городам Российской Империи), которая началась в 1780 г., кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники — Цеховой устав (1722), Устав благочиния (1782), Учреждение для управления губерний (1775), шведский Цеховой устав, Положение о маклере (1669), прусский Ремесленный устав (1733), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.

Жалованная грамота городам была опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.

Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это вполне согласовывалось с идеей создать «средний род людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией (с особыми же административными системами управления и видами занятий населения).

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственной, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству — не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (приводился полный перечень деяний).

Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относилось право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб., II — от 5 тыс. до 10 тыс. руб., III — от 1 тыс. до 5 тыс. руб.);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 тыс. руб., оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и Уставом о цехах.

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации.

Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее 50 руб.) и возрастным цензом (не моложе 25 лет).

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

В городе создавалась общая городская Дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).

Общая городская Дума образовывала свой исполнительный орган — Шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

В компетенцию городской Думы входило обеспечивать в городе тишину, согласие и благочиние, разрешать внутрисословные споры, наблюдать за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской Думы — их решали судебные органы.

В 1796—1797гг. изменилась система городского управления: городские думы и управы благочиния ликвидировались. С 1798 г. повсеместно образованы городские правления (ратгаузы), объединявшие в своей деятельности административно-политические, финансово-хозяйственные и судебные функции. В городах им были подчинены городовые магистраты и ратуши. Ратгаузы возглавляли назначаемые правительством чиновники-президенты и директора экономии (заведующие городским хозяйством).

С 1799г. в губернских и уездных городах стали создаваться ордонансгаузы, военно-полицейские органы управления, возглавлявшиеся полицмейстером, городничим или комендантом.

От начатков сословного городского самоуправления режим очень скоро отказался, повернув в сторону военно-полицейского администрирования.

 

О крестьянах

 

В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты — Сельского положения. Документ касался положения только государственных крестьян, утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и

крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей Сельское общество получало права корпорации. Сельские «обитай ли» могли избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, избирали сословный суд и выходили с представлениями к местном администрации. Лишение сословных прав могло осуществляться только по суду.

Предполагалось разделить все сельское население по аналогии с городским на шесть категорий с учетом объявленного капитала, т.е. по имущественному цензу. Две первые категории (с капиталом более одной тысячи рублей) освобождались от телесных наказаний.

Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьянства достаточно ясно определилась.

Крестьянское население подразделялось: на «государственных поселян», принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства; свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору. Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых и рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.

Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены.

Государственные и свободные крестьяне имели право на защиту в суде и на полное владение, но не распоряжение предоставленными землями, на полную собственность в движимом имуществе.

Крепостное состояние в XVIII в. превратилось в частную зависимость крестьян от владельцев (перестав быть государственным, сформированным по фискальным соображениям, институтом). Прежнее холопство (всех родов) поглотилось крепостным состоянием, в нем различные виды зависимости слились.

По мнению некоторых исследователей (М. Владимирский-Буданов), подобное состояние возникло из узаконений о ревизиях и законов, которыми утверждался статус дворянского сословия, т.е. косвенным образом. Вместе с тем и в XVIII в. основанием крепостного права считалась не личная, а поземельная зависимость крестьян (они приписывались не к личности владельца, а к земле).

Массу крепостных крестьян составляли различные категории: владельческие и посессионные крестьяне, полные и кабальные холопы, вес зависимые люди, проживавшие на земле владельца и уплачивавшие по-

душную подать (малолетние неизвестного происхождения, незаконнорожденные, подкидыши, «вольные гулящие люди» и т.д.).

Источниками крепостной зависимости оставались: брак (до 1781 г.), кабальный договор займа с инородцем (до 1743 г.), покупка инородцев и иностранцев азиатского происхождения (до 1776 г.), наем в услужение («ключничество»), плен (до 1776 г.), совершение преступления. Все эти источники были связаны с возникновением холопской зависимости и затем перешли в область крепостнических отношений. Однако с 1780 г. новое установление кабальной и иной зависимости в отношении свободных людей отменялось, «крепостное сословие» становится закрытым.

 

О крепостном праве

Крепостное право устанавливалось двумя способами: припиской и пожалованием.

Еще по петровскому указу лица, не состоявшие в определенном сословии и обществе, были обязаны записаться для уплаты подушного оклада в какое-либо общество или за какого-либо господина. Если они этого не делали, их записывали в обязательном полицейском порядке. По переписям 1741 и 1762 гг. в крепостное состояние попало много лиц без определенного статуса: незаконнорожденные, бродяги, вольноотпущенники, приемыши, пленные инородцы и т.п. Насильно приписанным запрещалось жаловаться на действия администрации.

При пожалованиях вместе с землей помещик получал право использовать труд приписанных к тяглому сельскому обществу крестьян. Постепенно это право помещика на крестьянский труд становится наследственным, также как и землевладение. Поместные дачи (временные и условные) сменились пожалованиями (вечными и наследственными). Важную роль в этом превращении сыграл мартовский закон 1731 г. окончательно сливший поместные права с вотчинными. В пожалование частным лицам раздавались казенные и дворцовые земли с крестьянами.

Права помещика над крепостными расширялись в XVIII в. как по линии усиления личной власти помещика над крестьянами, так и по линии все большей хозяйственной эксплуатации труда крепостных.

С 1762 г. были отменены все ограничения перевода помещиками крестьян из одной деревни в другую, закон не запрещал продажи крестьян в розницу или семьями, с землей или без земли. Постепенно укреплялся взгляд на крестьянское имущество, как на созданное и поддерживаемое помещиком-землевладельцем.

Закон не регламентировал (в первой половине XVIII в.) размеров и видов повинностей и оброков, которыми землевладелец облагал своих крестьян.

Проблемы в законодательстве о крестьянах приводили к быстрому усилению крепостного гнета, к выработке у помещика взгляда на крестьянина как на свою полную собственность. Заполнение этих юридических пробелов было одной из важнейших задач и Уложенной комиссии и правотворческой практики второй половины XVIIIв.

При Екатерине II раздача казенных земель частным лицам продолжалась, особенно в широких размерах это происходило в Малороссии. С1763 г. «посполитые», свободные ограничиваются в своем праве перехода, после переписи 1783 г. все свободные украинские крестьяне закреплялись за теми владельцами, за которыми их застала ревизия (губернии Киевская, Черниговская, Полтавская и Новгород-Северская). Вместе с этим на казацкую малороссийскую старшину распространялись права российского дворянства.

В 1760 г. помещикам было предоставлено право ссылать крестьян на поселение в Сибирь без возврата. В 1765 г. помещики получают право ссылать крестьян на каторгу на любой срок с правом возврата. В 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться в госучреждение на своих помещиков.

В 1771 г. было запрещено продавать крестьян без земли за долги помещиков, однако в 1792 г. это право крепостников было восстановлено.

В Жалованной грамоте дворянству 1785 г. крестьяне не выделялись из состава недвижимого дворянского имущества.

Крепостное право проделало в XVIII в. длительную эволюцию. По определению В.О. Ключевского, первой формой крепостного права была личная зависимость крестьян от землевладельцев по договору (до середины XVIIв.). По Соборному Уложению и законодательству Петра I оно превращается в потомственную зависимость крепостных от землевладельцев по закону (что было связано с обязательной службой помещиков-землевладельцев). После отмены обязательной дворянской службы крепостное право превратилось в полную зависимость крепостных, ставших частной собственностью землевладельцев.

Основным источником роста массы крепостных людей стали пожалования государственных населенных земель частным лицам (раздачи), активно осуществлявшиеся вплоть до 1801 г. Полицейскими мерами по запрету бродяжничества пресекался переход крестьян от одного владельца к другому.

Правовое положение казенных (государственных) и частновладельческих крестьян существенно различалось. Вторые были фактически лишены каких-либо имущественных прав. В 1730 г. им запрещалось приобретать недвижимость в городах, в 1731 г. — вступать в подряды и откупа, в 1761 г. — обязываться векселями, простые займы разрешались с согласия владельцев. На частновладельческих крепостных распространялись многие положения, ранее касавшиеся холопов.

На практике закрепилось положение о том, что крепостная зависимость крестьян носит вечный характер. К владельцам перешли права бывших господ, распоряжавшихся судьбой холопов: крепостных возможно было продавать, обменивать поштучно и отдельно от семей (запрещено лишь в 1843 г.). Помещик не был ограничен масштабами хозяйственного использования труда крепостных вплоть до Указа 1797 г., по которому число рабочих барщинных дней было ограничено тремя в неделю (на практике это часто не соблюдалось).

Владелец мог передавать свою власть над крепостным по договору об аренде или лично, на срок, во временное пользование любому контрагенту (кроме лиц, которым закон воспрещал владение крепостными).

Помещик мог переводить крестьянина с полевых работ на дворовые, переселять его с одной земли на другую (с разрешения Камер-коллегии, а позже — земского суда).

Принудительно решалась брачная судьба крепостных, законодательная попытка (в 1724 г.) ограничить права помещика в этом вопросе не удалась. Помещики могли ссылать своих крепостных на каторгу (это право отменено только в 1807 г.), отсылать в смирительные дома и арестантские роты, направлять на поселение в Сибирь (в чем было заинтересовано и правительство, проводившее политику колонизации Сибири).

Уход крестьянина в армию лишь на время освобождал его от крепостной зависимости, по возвращении помещик мог истребовать его обратно (Указ 1764 г.). Дети, рожденные от солдата-отца во время его службы, принадлежали военному ведомству.

Личное желание помещика освободить крепостного не имело значения вплоть до 1775 г., освобождение крестьян с землей было разрешено законом в 1801 г.

Донос крепостного на своего владельца, совершившего преступление, давал лишь временное освобождение крепостному — он должен был в течение года приискать себе нового владельца.

Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в «розницу».

Свободными людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома — от

постоя. Устанавливалось единообразное и особое военно-административное управление казачьими войсками: войсковая канцелярия, руководство которой назначалось правительством, а члены избирались казаками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.043 с.)