Деятельность Совета министров и местное самоуправление



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность Совета министров и местное самоуправление



С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. произошла его реорганизация — Совет министров стал постоянно действующим органом. Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Совет министров превращался в высшее правительственное учреждение, на которое возлагались задачи по направлению действий ведомств в сфере законодательства и государственного управления.

Совет министров не был кабинетом в «английском» смысле этого понятия. Отдельные министры назначались непосредственно императором, были ответственны перед ним, выступали как независимые перед Советом главы отдельных ведомств. Совет министров играл роль координационного центра и не был органом, осуществлявшим политическую программу, одобренную его членами.

Все законопроекты и административные распоряжения до того, как они передавались царю, должны были рассматриваться в Совете министров, некоторые законопроекты Совет министров мог обсуждать независимо от законодательных палат (Думы и Государственного совета) Часть их поступала непосредственно на утверждение императора (ст. 11 Основных законов) в качестве актов верховного управления, часть принимала форму чрезвычайных указов (ст. 87 Основных законов).

Правительство стремилось путем проведения правовых реформ прекратить революционное брожение: для рассмотрения в Думе был подготовлен большой пакет законопроектов (в день их тогда поступало более 100). Многие из проектов носили определенно либеральный характер Так Министерство юстиции готовило проекты законов об условно м осуждении, защите на стадии предварительного следствия и т.п. Однако большинство проектов подвергались существенным изменениям в самой Думе или Государственном совете.

Целый ряд важных мероприятий был проведен правительством П.А. Столыпина в форме указов и не дожидаясь созыва Думы — о равноправии крестьян, о выходе из общины, о передаче Крестьянскому банку ряда земель и т.п.

Не стал законом проект, по которому предполагалось выделение земствам казенных средств (с одобрения губернатора, губернского совета и Совета по делам местного хозяйства) в случаях, когда им для выполнения своих задач не хватало собственных и бюджетных средств. Подготовленный при участии Столыпина проект был отвергнут Министерством финансов.

В ноябре 1906 г. правительство запрещает лицам, состоящим на государственной службе участвовать в политических партиях, проявляющих стремление к борьбе с правительством. Особым циркуляром правительства давалось разъяснение губернаторам, что «политическая партия может быть запрещена, если цель ее, будучи по форме легальной, недостаточно ясна». Этими актами правительство достаточно определенно выразило свою политическую позицию — «либеральный консерватизм». Эта позиция отразилась и на тактических приемах правительственной политики в Думе — балансировании между двумя думскими фракциями — октябристов и кадетов.

Одной из важнейших функций Совета министров было исполнение государственного бюджета, утверждаемого Думой. Совет министров руководил составлением смет бюджета, открывал кредиты министерствам и проч.

Некоторые ведомства могли обращаться для «высочайшего рассмотрения» своих дел непосредственно к императору, минуя Совет министров (Министерство внутренних дел, военное, морское, удельное ведомства, Комитет финансов и др.). Председатель Совета министров и министры назначались царем и были ответственны перед ним.

Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров частично передавались Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров: с октября 1905 по апрель 1906 г. — Витте, с апреля по июль 1906 г. — Горемыкин, с июня 1906 по сентябрь 1911 г. — Столыпин, с сентября 1911 по январь 1914 г. — Коковцев, с января 1914 г. по январь 1916 г. — Горемыкин.

В период революции оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой — деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906 г. в составе Корпуса жандармов создано Управление полицейской стражи. Тогда же было создано Главное управление по делам печати.

Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеустройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое управление. В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торговли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.

Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация оранов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразд-

нялись районные охранные отделения. Цензурные органы преобразит вались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные присутствия.

С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей фактически упраздненных в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г.,. тогда же ликвидировался институт земских начальников.

Представительные органы на местах все чаще заменяли чиновничьи комитеты: появились биржевые комитеты, различные советы, стали проводиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. С 1911 г. широкое распространение получили землеустроительные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о земле устройстве.

Аграрные проекты

С 1904 г. по инициативе СЮ. Витте началась разработка аграрных реформ. В проекте предполагалось установить порядок принудительного отчужден in (за вознаграждение) частновладельческих земель. Проект обсуждался м январе 1906 г. на заседании Совета министров, однако правительство признало частную собственность неприкосновенной. Проходивший в мае 1906 г. Съезд уполномоченных дворянских обществ также призвал недопустимым принудительное отчуждение помещичьих земель.

В январе 1906 г. выкупные платежи крестьян были уменьшены вдвое, с января 1907 г. их уплата прекращалась вовсе. Крестьянский поземельный банк устанавливал более льготные условия для получения ссуд малоземельными крестьянами.

В то же время (май 1906 г.) кадетская фракция I Государственной думы внесла законопроект, в котором предполагалось наделение крестьян землей из фондов казенных, удельных, кабинетных, монастырских и церковных земель. Предлагалось также частичное отчуждение за выкуп («по справедливой оценке») помещичьей земли.

Другой проект был представлен фракцией трудовиков. В нем предлагалось отчуждение частновладельческих (в том числе помещичьих) земель, размеры которых превышают «трудовую норму», введение уравнительного землевладения, также по «трудовой норме». Более радикальным предложением фракции было полное уничтожение частной собственности на землю, объявление ее собственностью населения России («проект 33-х»). (Эти идеи получат свое развитие позже — в проектах эсеровской партии и даже в первых аграрных преобразованиях советской власти — Декрет о земле и проч.),

Ширилось кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято Положение об учреждении мелкого кредита, предусматривавшее создание кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, волостных банков и касс. В 1897 г. принят Примерный устав потребительских кооперативных обществ, а в 1898 г. — уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В 1908 г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд, в 1912 г. в Петербурге — съезд представителей кредитной и сельскохозяйственной кооперации.

Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в буржуазную.

Земское движение

Земское движение стало базой для формирования либеральных и демократических политических партий России. Политические тенденции земских органов проявились с самого их возникновения. В 1865 г. Петербургское земское собрание настаивало на создании центрального земского учреждения, в 1867 г. потребовало участия земства в законодательной работе. В 1867 г.правительственный Сенат возложил на губернаторов контроль за личным составом земских органов, а Государственный совет запретил публикацию земских отчетов.

Ограничение деятельности земских органов правительством не давало значительных результатов — движение усиливалось и ширилось. Земские органы проводили свои территориальные съезды, на которых формулировали политические требования. В 1879 г. проходил крупный земский съезд в Москве, образовавший «Общество земского союза и самоуправления» — Земский союз. Земства настаивали на включении их в сеть государственных учреждений.

В 1881г. (после убийства Александра II) Земский союз сформулировал свои основные политические принципы: отрицание правительственного и революционного террора, децентрализация государственного управления, центральное народное представительство (Государственная дума), упразднение самодержавия.

Органом, проводившим в жизнь взгляды земцев, стало Вольное экономическое общество (активизировавшееся в 1895 г.), с 1897 г. земское влияние выходит за пределы земских организаций.

С 1900 г. земская оппозиция, не обращая внимания на правительственные учреждения, регулярно проводит свои съезды. Начались переговоры о создании тайной оппозиционной организации, в 1902 г. возник Союз Освобождения, на основе которого позже организована партия кадетов.

В 1903 г. в Москве состоялся съезд земских конституционалистов, выразивший основные политические устремления либеральной буржуазии. В 1904 г. «Союз Освобождения» уже вполне гласно сформулировал свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение,- демократические политические реформы. Был подан адрес императору, где выражались конституционные пожелания. Одновременно принято решение образовать «Союз Союзов», который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий.

В1905 г. земское движение еще более активизировалось. Выдвинуты требования о замене самодержавия «свободно-демократическим строем», предоставлении прав и свобод, недоверии правительственным учреждениям. В мае 1905 г. в Москве образовался «Союз Союзов». Все проходившие съезды требовали создать представительный центральный орган — Государственную думу, избираемую путем всеобщего, равного и тайного голосования.

Либеральная оппозиция

В 1903 г. вокруг журнала «Освобождение» стали группироваться либеральные круги, поставившие своей целью борьбу с самодержавием. В программу движения были включены вопросы экономического и финансового характера, децентрализации и переустройства местного самоуправления, рабочим вопрос и аграрные преобразования, административные реформы и т.п.

Предполагалось создать комиссию из представителей различных общественных организаций для подготовки избирательного закона в Учредительное собрание, которое подготовит конституцию страны. При этом программа не настаивала на устранении монархии и провозглашении республики.

Тактика «Союза Освобождения» формулировалась следующим образом: не штурм, а блокада. В октябре 1904. г. либералы приняли участие в совещании оппозиционных и революционных организаций. Движение все более склонялось влево: «Союз Освобождения» начал поддерживать политические выступления студентов, аграрные беспорядки, стремление национальных окраин к автономии и даже оправдывать революционный террор.

Вместе с тем значительная часть либеральной буржуазии продолжала двигаться путем эволюционного, реформистского преобразования существующего строя. Основу для создания конституционного строя они видели в земских учреждениях.

С назначением на пост министра внутренних дел князя Святополк-Мирского правительство начало осуществлять либеральный курс преобразований (осень 1904 г.). Земские учреждения стали рассчитывать на сотрудничество с правительством.

Бюро земских собраний в сентябре 1904 г. приняло решение созвать земский съезд. На съезде были сформулированы следующие преобразования либеральной оппозиции: неприкосновенность личности, свобода вероисповеданий и печати, политическое равноправие граждан, предоставление крестьянам равных с другими личных прав, расширение полномочий органов местного самоуправления, создание органа народного представительства, в который необходимо избрать представителей народа для взаимодействия с государственной властью.

В начале декабря 1904 г. Святополк-Мирский поручил разработать законопроект, в котором излагалась программа либеральных реформ. В частности, в нем предусматривалось привлечение избранных народных представителей к законодательной деятельности. В значительной мере проект закона был обусловлен положениями либеральной программы, выработанной земским съездом.

Комитет министров должен был разработать основные начала законопроектов о реформах, окончательная и подробная разработка их поручалась особым совещательным комитетам, назначаемым царем.

Особый совещательный комитет, которому поручалось готовить законы об изменении основ правления, должен был рассмотреть вопрос о преобразовании Сената и административной юстиции. Параллельно работали совещания по пересмотру чрезвычайных законов, вопросам печати, религиозным делам.

Вопрос об отношении государства и Церкви, рассматривавшийся вначале в Комитете министров, был передан на рассмотрение Синода. Члены Синода постановили созвать всероссийский Собор и решить вопрос о восстановлении патриаршества.

Несмотря на поддержку председателя Комитета министров СЮ. Витте, подготовка законопроектов продвигалась с трудом. Этой работе препятствовала также позиция радикального крыла земского движения, отказывавшегося от сотрудничества с государственной властью.

Обострение политического кризиса продолжалось. Расстрел рабочей демонстрации 9 января 1905 г., крестьянские бунты и погромы, поражение в войне с Японией, волна террористических актов дестабилизировали ситуацию.

На этой волне радикализировалось и либеральное движение. Многочисленные земские собрания обращались к царю, требуя созыва народного представительства.

В феврале 1905 г. прошел второй земский съезд, на котором началась разработка плана для созыва народного представительства, порученная организационному бюро земских съездов. Внутри земского движения наметился раскол: одна часть земцев надеялась на союз с правительственной властью, другая поворачивала в сторону революции.

Внутри земского движения выявились серьезные разногласия: конституционный строй или народное представительство с законосовещательными функциями, всеобщие выборы или цензовое голосование, учредительное собрание или пожалование конституции сверху? В дискуссиях на апрельском и майском (1905) земских съездах победу одержало радикальное крыло движения.

Большинство участников земских съездов отвергало сотрудничество с правительством' в деле осуществления государственных реформ.

В июне 1905 г. на очередном съезде был одобрен проект конституции, противопоставленный правительственному (булыгинскому). Многие участники предлагали бойкотировать Думу с законосовещательными (а не законодательными) полномочиями. Было принято обращение к народу с призывом оказывать властям пассивное сопротивление. Настаивали на введении всеобщего избирательного права и отказе от цензовой избирательной системы, повторявшей принципы выборов в органы местного самоуправления (земства и городские органы). Организационно многие участники земских съездов примыкали к Союзу Союзов, ставшему центром либеральной и демократической оппозиции.

Кадеты: левый центр

В сентябре 1905 г. проходит съезд земских и городских деятелей, который наметил программу партии, получившей название конституционно-демократической.

Программа партии конституционных демократов была утверждена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Ее государственно-политические положения сводились к следующему: сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Парламент обязан санкционировать любой законодательный акт и бюджет. В области судоустройства должны быть восстановлены принципы уставов 1864 г., упразднено административное вмешательство в судебные дела, отменена смертная казнь. В финансовой области партия выступала за отмену выкупных платежей для крестьян и развитие прямого обложения, отчуждение (за плату) государственных и частновладельческих земель и наделение ими нуждающихся, развитие аренды земли. В области трудовых отношений отстаивалось право на забастовку, выборные (от рабочих) инспекции труда, 8-часовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде; посредничество в спорах через примирительные комиссии, включающие предпринимателей и рабочих.

Предлагалось обеспечить безземельных крестьян землями, выкупаемыми государством у частных лиц. На крестьян должно было распространяться законодательство о труде, за его применением должна следить сельскохозяйственная инспекция.

Умеренно-прогрессистская партия, близкая к кадетам в области государственной системы, настаивала на «неприкосновенности верховной власти государя» и ответственности министров перед представителями народа. В области государственного устройства она выступала за цельность государства при самостоятельности местного самоуправления, против автономии и федерации. В области труда — против установления 8-часового дня, введение которого могло бы ослабить конкуренцию российской экономики перед Западом.

Всероссийский торгово-промышленный союз выступал за единую империю с конституционным монархом и Кабинетом министров, опирающимся на большинство Думы (английская конституционная модель). Политической целью союза провозглашалось «экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, Государственной думе и правительственных учреждениях».

Октябристы: правый центр

Союз 17 октября полностью базировался на принципах Манифеста 17 октября. Его кредо — «сильная власть выведет страну из хаоса». Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства, конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия, самодержавие признавались умиротворяющим, стабилизирующим фактором. В аграрном вопросе Союз ратовал за отмену исключительных положений и административной опеки над крестьянством, создание земельного фонда из государственных и удельных земель, включение общинных земель в гражданский оборот. В области рабочего законодательства — социальное обеспечение и страхование, регулируемые законом стачки. В сфере местного управления — создание бессословного земства в качестве мелкой территориальной единицы, выборное начало в местной юстиции, невмешательство администрации. В сфере промышленности предлагалось освободить предпринимательство от правительственной опеки (идея «чистого либерализма»).

Партия правового порядка настаивала на сильной власти и единстве России. Автономия территорий отвергалась, но провозглашалось равноправие всех граждан России. Крестьянский вопрос решался через облегчение налогообложения, наделение крестьян землей (с компенсации и владельцев), поощрение перехода от общинного владения к личному. В сфере рабочей — «забота о возможном сокращении рабочего дня и страховании».

Партия монархистов-конституционалистов (царистов) исходила из идей: «царь — отец народа, Россия без царя немыслима», «к данному положению вещей привело олигархическое правление министров». Крестьянский вопрос предлагалось решить переводом землепользования из общинного в подворное и реорганизацией крестьянского банка. Партия выступала против идеи образования государственного земельного фонда. Образование предлагалось перестроить на корпоративных началах, поощряя национализм, организацию землячеств, проведение судов чести. Антисемитизм программы проявился в указании на «опасность политических взглядов еврейства». Политическая установка была сформулирована в положении: «Всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право невозможно на заре парламентаризма».

Черносотенцы

В мае 1906 г. состоялся первый съезд уполномоченных дворянских обществ, на котором был избран Постоянный совет объединенных дворянских обществ со своим уставом. Он стал координационным центром для политических дворянских организаций и движений.

Лозунгом правых партий стал призыв «Православие, самодержавие, народность». «Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Ограничения предлагалось распространить на финнов, поляков, кавказцев и евреев.

Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг. В ноябре 1905 г. возник Союз русского народа, объединивший ряд других черносотенных организаций. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы.

В промышленных центрах действовали черносотенные рабочие организации, например «Патриотическое содружество рабочих», ставившее своей целью «борьбу мирными и законными средствами со всеми видами несправедливого, незаконного и нечестного отношения как работодателей к рабочим и труду, так и рабочих к работодателям и труду». Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России.

Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологии.

Социал-демократы

В 1898 г. представители Союза борьбы за освобождение рабочего класса, групп «Рабочей газеты» и «Бунда» провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической рабочей партии. На II съезде партии, в 1903г., произошел ее раскол на «большевиков» и «меньшевиков», тогда же были приняты программа и устав партии.

В революцию 1905 г. РСДРП вступила со своей программой политического и государственного переустройства. Самодержавие признавалось пережитком и злейшим противником народа. Предлагалось сформировать законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить Церковь от государства. Партия предлагала установить прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, установить уголовную ответственность предпринимателя за нарушение охраны труда, запретить штрафы на производстве, установить промысловые суды (из рабочих и предпринимателей).

Для крестьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих земель. Предусматривалась конфискация церковных, монастырских, удельных и частновладельческих земель с передачей их в распоряжение выборных органов местного самоуправления (муниципализация земли). Предъявлялось требование разрешить судам снижать уплачиваемую крестьянами арендную плату. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию.

Эсеры и близкие им партии

В 1901 г. на политическую арену выходит Партия социалистов-революционеров, считавшая себя идейной преемницей революционной партии «Народная воля». «Социализация земли» — лозунг партии, террор — метод ее деятельности. Установкой партии стала идея, что «развившийся механизм государства парализует производительные силы деревни». Предполагалось, что процесс преобразования России будет идти «под руководством несоциалистических сил».

В политической сфере эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей или всеобщим избирательным правом и заменой армии ополчением, в области производства — на установлении минимума заработной платы и государственном страховании, и сфере аграрной — на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должно было способствовать расширение прав общины на экспроприацию частных земель, конфискация дворцовых и монастырских земель, развитие кооперации и общественных служб (образование, медицина). Партия предупреждала: «Рабочим класс против того "государственного социализма", который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей». Целями партии были борьба с самодержавием и созыв Земского собора (Учредительного собрания).

Эсеры настаивали на федеративной форме государственного устройства, на широком использовании законодательного референдума.

Близкая к эсерам Народно-социалистическая партия провозглашала необходимость создать народное государство, в котором будет проведено обобществление всех средств производства и учреждено социалистическое общественное распределение. Предполагалось ввести самоуправление с широкими правами, учредить однопалатное народное представительство и выборный суд.

Между эсерами и кадетами стояла Радикальная партия, желавшая вместе с социалистами «проводить принцип демократии в чистом виде», предлагая выборы однопалатного парламента и создание «Соединенных штатов России» (политическая и административная автономия). В рабочем вопросе предлагалось предоставить трудящимся право надзирать за условиями труда и обеспечивать минимум социальных программ, в аграрном вопросе — безвозмездная экспроприация государственных, удельных и монастырских земель и возмездная — частновладельческих, установление максимального размера частных земель. Армия должна формироваться на принципах милиционной системы. Политическая цель — созыв Учредительного собрания.

Еще правее стояла Партия свободомыслящих, настаивавшая на проведении «гуманных и общеклассовых реформ», единении всех партий. В качестве государственной модели она выдвигала «представительный образ правления с монархом», предлагала ограничивать избирательное право цензом оседлости, ввести автономию у «неразвитых народов» В судебной сфере — возврат к положениям реформы 1864 г., в финансовой — попытка сгладить неравенство в распределении доходов. В производственной сфере партия настаивала на ограничении монополий (трестов и синдикатов), на посредничестве между рабочими и предпринимателями в бюро и третейских судах.

Аграрная программа предусматривала экспроприацию частновладельческих земель на основе выкупа и безвозмездную экспроприацию удельных и монастырских земель, образование государственного фонда этих земель, из которого они распределяются в аренду. Община сохраняется там, где ее существование выгодно для крестьян. При этом следует развивать систему мелкого кредита. В политической области партия считала, что «крестьянство и массы в России чужды республиканской идее», так же как и «идее всякой диктатуры». Политическими целями партии являлись проведение своих депутатов в парламент и пропаганда своих идей.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Народное представительство

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 г. принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, эсеры, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

Избирательное право

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже 11 декабря 1905г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издан Указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу, которым значительно расширился круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Для контроля за ходом выборов создавались губернские и городские комиссии по делам о выборах, в которых председательствовали чиновники Министерства юстиции (председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и т.п.). В составе Министерства внутренних дел создавалось делопроизводство по выборам в Думу, которое руководило деятельностью комиссий.

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков вгубернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем — на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупных городов.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

Государственная дума

20 февраля 1906г. вышел акт об учреждении ггосударственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Государственный совет

Одновременно с актом об учреждении Думы принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину — члены «по высочайшему назначению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, от дворянских обществ, торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственной думы и Государственного совета.

В конце 1905 —- начале 1906 г. появился ряд Временных правил: «О повременных изданиях», «Для непериодической печати», «Об обществах и союзах», «О собраниях», действовавшие до 1917 г.

Разработка Конституции

Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст неоднократно упоминавшихся Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

19 октября 1905 г. председателем Совета министров был назначен Витте. Кабинет вначале не собирался составлять новые Основные законы. Однако вскоре стало ясно, что старые законы (в редакции 1832 г.) не могут существовать параллельно с Манифестом 17 октября.

Издать Основные законы предполагалось до созыва Государственной думы. Тем самым власть надеялась сохранить широкие правомочия, приняв консервативную конституцию и не вводя парламентаризм и России.

Подготовленный специальной комиссией проект Основных законов и феврале был передан в Совет министров. В конце марта он поступил царю, который созвал Особое совещание (под своим председательством) для окончательной доработки. Это Особое совещание выполнило роль, которую должен был выполнять Государственный совет.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.023 с.)