Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в системе государственных органов в годы гражданской войны (1918-1920 гг. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные события Гражданской войны в России пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией; английские, французские, японские, американские и германские войска оккупировали значительную часть территории страны. В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (в ноябре 1918 г. — VI, в декабре 1919 г. — VII, в декабре 1920 г. — VIII). Вопросы, обсуждавшиеся на съездах, касались экономических проблем, проблем укрепления законности и государственного аппарата, «советского строительства». ВЦИК В декабре 1919 г. постановлением Съезда «О советском строительстве» установился сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно), чрезвычайные сессии — по мере необходимости, по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК. При переходе ВЦИК на сессионный порядок работы изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, решал отдельные вопросы в период между сессиями ВЦИК, утверждал или приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК и издавал свои постановления от имени ВЦИК. С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам (разработке федеративного устройства РСФСР, административная комиссия и др.). В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных госорганов. СРКО Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В состав СРКО входили Председатель Революционного военного совета Республики (Реввоенсовета), председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства. СТО В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народно-хозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений. В особых условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркоматам продовольствия, путей сообщения и по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на них задач, использовать вооруженную силу. РКИ В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах. РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ. Профсоюзы могли возражать против избрания в РКИ отдельных кандидатов и предлагать свои кандидатуры. В апреле 1920 г. Съезд профсоюзов принял решение об активном участии в работе РКИ, уже в октябре 1920 г. состоялось I Всероссийское совещание ответственных работников РКИ. Предлагалось провести проверку исполнения декретов СНК и СТО различными государственными учреждениями. Сталин защищал идею о дальнейшем расширении контрольной деятельности нового комиссариата, Троцкий подверг ее критике. В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ и ее органы объединены с органами Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии. Тем самым партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой конституционный контроль за деятельностью государственной администрации. Местные Советы Гражданская война обусловила изменения работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны коммунистической партии. В 1919-1920 гг. конкретизируются правовое положение и компетенция отделов местных Советов как структурных единиц. Проводилась политика вовлечения всех членов местных Советов в работу по управлению государством. В резолюции «О советском строительстве» VIII съезда Советом (1920) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых организовывались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия, государственного контроля, Совет народного хозяйства, здравоохранения, ЧК и др. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структуру правительства. В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы. Ревкомы Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо них) возникали чрезвычайные органы — революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах. Положение о ревкомах, принятое ВЦИК и СРКО в декабре 1919 г., устанавливало три вида ревкомов: местностей, освобожденных от неприятеля; прифронтовой полосы; тыла. Ревкомы первого вида образовывались решением Реввоенсовета армии и после освобождения территории от противника передавали власть исполкомам местных Советов (после выборов в местные Советы). В прифронтовой полосе ревкомы принимали на себя функции исполкомов Советов, которые распускались постановлением Реввоенсовета и члены которых входили в состав ревкомов. Тыловые ревкомы создавались постановлением СРКО на уровне губерний и уездов. Эти ревкомы действовали параллельно с исполкомами местных Советов и их президиумами. Ревкомы принимали на себя только., функции обороны и поддержания порядка. В своей работе ревкомы тыла использовали аппарат местных органов власти. Армия Формирование Красной армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК принял Декреты о выборном начале и об организации власти в армии и об уравнении всех военнослужащих в правах, отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и Советам. Командиры — вплоть до командира полка — избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня — на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация царской армии. В январе 1918 г. СНК издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Целые войсковые части при вступлении в Красную армию связывались круговой порукой и поименным голосованием. Верховным руководящим органом для армии был СНК, органом непосредственного управления — Наркомвоендел. Основой Красной армии стали части Красной гвардии. Порядок формирования армии был изменен апрельским 1918г. постановлением ВЦИК «О порядке' замещения должностей в Рабоче-крестьянской Красной Армии». От принципа добровольности переходили к принципу воинской повинности, от выборов командиров — к их назначению. Несколько позднее при Наркомвоенделе образовано Всероссийское бюро военных комиссаров, направляемых туда политическими партиями большевиков и левых эсеров, возглавившее систему комиссаров воинских частей и подразделений. Комиссары наделялись правами, равными правам командиров. В мае 1918г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повинности, в июле это положение было включено в Конституцию: представители «трудящихся» должны были служить с оружием в руках, «нетрудовых элементов» — в нестроевых частях. С весны 1918 г. развернулось военное строительство в стране. На местах создавались волостные, уездные и губернские комиссариаты по военным делам, решавшие задачи набора, обучения военнообязанных и формирования воинских частей. В сентябре 1918 г. образован Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет). Реввоенсовет руководил работой всех органов военного ведомства и военных учреждений, отчасти дублируя деятельность Наркомвоендела. Для руководства армиями и фронтами Реввоенсовет формировал реввоенсоветы и назначал командующих этими соединениями. В декабре 1918 г. при Реввоенсовете был образован морской отдел. В состав Красной армии входили национально-республиканские подразделения (украинские, белорусские и др.) и «интернациональные части» (немцы, чехи, финны и др.). В Красную армию призывалось большое число военных специалистов — офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров. Созданное весной 1918 г. Всероссийское бюро военных комиссаров осенью 1918 г. преобразовалось в Политуправление Реввоенсовета. С 1918 г. началась массовая подготовка призывников, открывались военные курсы, школы и академии (в том числе Военная академия Главного штаба РККА для подготовки высшего комсостава). Были установлены единая форма одежды и знаки различия, к 1919 г. — первые советские ордена. В структуре вооруженных сил введены унифицированные подразделения: полки, батальоны, роты, дивизии, армии. В ходе этих преобразований по централизации военного управления политически были подавлены выступления «военной оппозиции», защищавшей партизанские и добровольческие традиции Красной армии. Вместе с тем в период Гражданской войны командование РККА широко использовало деятельность партизанских отрядов и формирований. В периоды мирных передышек регулярные части Красной армии использовались в качестве «трудовых армий» для проведения восстановительных и оборонительных работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.008 с.) |