Крестьянские реформы первой половины XIX в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крестьянские реформы первой половины XIX в.



 

В волостях удельные и государственные крестьяне избирали сельские приказы, в задачу которых входила раскладка, сбор податей и разбор мелких споров и тяжб. Сельские сходы избирали старост и низших полицейских чинов (сотских и десятских).

В 1797 г. проводилась реформа управления государственными крестьянами, подведомственными казенным палатам. Волостные и сельские сословные органы (сходы) избирали свои правления и старшин.

Проведенные преобразования, однако, не могли разрешить главных противоречий, порожденных крепостнической системой. Правительство было вынуждено искать новые способы для решения социальных и экономических проблем в аграрном секторе.

С 1801 г. была запрещена раздача государственных населенных имений в частную собственность. Тогда же было предоставлено право лицам всех свободных состояний приобретать в собственность внегородскую недвижимость без крестьян. Отменялась землевладельческая монополия дворян, землевладельцами становились купцы и государственные крестьяне.

Некоторые крупные дворяне-землевладельцы начали практиковать отпуск на волю с землей своих крепостных. Граф СП. Румянцев предложил оформить это право специальным актом. Отпуск крестьян должен был производиться при обязательном наделении их землей и по взаимному согласию помещика с крестьянами, которое утверждалось государем.

В 1803 г. был принят Указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за 60 лет действия Указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь около 500 договоров об освобождении и вольными хлебопашцами стали около 112тыс. человек. Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участия в обязательствах.

В феврале 1804г. принимаются правила «об устройстве крестьян Лифляндской губернии», по которым запрещалось продавать и закладывать крестьян без земли, вводилось крестьянское самоуправление, предоставлялись личные гражданские права, провозглашалась защита крестьянской собственности, ограничивались размеры барщины (два дня в неделю) и денежные повинности и проч.

В 1805 г. подобные положения были утверждены для Эстляндской губернии.

В начале XIX в. быстро возрастало число земледельческих колонистов, заселявших юг страны (немцев, чехов, южных славян). Колонисты получали значительные налоговые и кредитные льготы. В 1804 г. иностранная колонизация Новороссийского края была взята под правительственный контроль — преимущества стали предоставляться отечественным крестьянам-колонистам из центральных (густонаселенных и малоземельных) районов страны.

Для стимулирования хлебной торговли Юга в Крыму и в Одессе был установлен беспошлинный ввоз иностранных товаров (порто-франко).

Крестьянское сословие постепенно приобретало все новые права, дифференцируясь социально и экономически. Правительство и помещики не могли не учитывать этих тенденций, в течение всей первой половины XIX в. предпринимаются попытки так или иначе приспособиться к новым социально-экономическим условиям.

В царствование Николая I крестьянский вопрос обсуждался постоянно, для этого поочередно были образованы десять специальных секретных комитетов. Специалистом по проблеме был генерал П.Д. Киселев.

В 1827 г. был издан закон, запрещавший помещикам продавать землю без крепостных и тем самым обезземеливать своих крестьян. При нарушении этой нормы, помещичьи земли изымались в казну. В декабре 1826 г. было запрещено отдавать крепостных в горно-заводские работы. В Свод законов также были включены некоторые нормы, ограничивающие эксплуатацию крестьян (например, наказание за нищенство крестьян налагалось на их помещиков и т.п.).

В 1835 г. был образован очередной секретный комитет по крестьянским делам, был поставлен вопрос о ликвидации крепостнических отношений. Процесс освобождения крестьян представлялся разделенным на три этапа: на первом отношения регламентируются нормами Свода законов; на втором вводятся нормы, регламентирующие крестьянские повинности (не только число барщинных детей); на третьем будет произведено личное освобождение крестьян без земли.

На практике реформы начались в государственном секторе: министр финансов Канкрин, возглавлявший также департамент государственных имуществ, решил упорядочить систему взимания налогов с казенных крестьян, которые перешли из общего губернского управления в округа, подвластные должностным лицам министерства финансов.

В 1834 г. эта система была распространена на 12 губерний, а организация реформы передана П.Д. Киселеву. Крестьянские дела были сосре-

доточены в пятом отделении Собственной Его Величества Канцелярии. В 1837 г. было учреждено специальное Министерство государственных имуществ, ведавшее казенными землями, лесами, горными заводами. На местах были созданы палаты государственных имуществ, в уездах — окружные управления, сами же крестьяне формировали собственные органы самоуправления. Реформа оказалась частной и по-прежнему бюрократической.

 

Начало освобождения

 

Новый секретный комитет был создан в 1839 г. в результате его деятельности появилось Положение об обязанных крестьянах 1842 г. предусматривавшее возможность передавать помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. На положение «обязанных» крестьян было переведено лишь около 27 тыс. крестьян, проживавших в имениях всего шести помещиков. Недоимки с крестьян взимали через полицию «губернские управления».

Земля оставалась собственностью помещиков, передавая ее в аренду крестьянам, они требовали взамен исполнения барщины или уплаты денежного оброка, установленных договором. (Аналогичные отношения были установлены в Прибалтике еще в 1804—1805гг.) Предложение об обязательном переводе крепостных в состояние «обязанных», сделанное в Государственном совете, было отвергнуто царем, что мотивировалось защитой дворянской собственности. Освобождение крестьян оставалось делом личной воли помещика.

Более решительно правительство действовало в Западном крае (после польского восстания 1831г. оно было раздражено поведением дворянства этих областей). Были установлены размеры земель, которые помещики обязывались передавать крестьянам, и размеры крестьянских повинностей. В 1847 г. новые правила вводились в Киевской, Волынской, Подольской губерниях, Белоруссии. Установление этих правил в Литве натолкнулось на серьезное сопротивление литовского дворянства и затянулось до середины 50-х гг.

В 1848 г. эти (так называемые инвентарные) правила вводятся в Царстве Польском, где личную свободу крестьяне получили еще в 1807 г. по декрету Наполеона, не приобретя земельных прав. Новые правила закрепили за крестьянами обрабатываемые ими земли на правах аренды.

В 1847г. издается указ, по которому российские крестьяне (ранее это было установлено для Грузии) получали право целыми селениями выкупаться на свободу в случаях продажи с торгов помещичьих имений. Министр государственных имуществ получил право приобретать помещичьих крестьян за счет казны: Киселев представил также проект выкупа всех крепостных, принадлежавших однодворцам южных губерний, которые и сами были податным сословием.

В марте 1848 г. принимается закон, согласно которому крестьянам разрешалось приобретать недвижимость.

Эти частичные реформы не решали вопроса об изменении экономических отношений в сельском хозяйстве, хотя и наметили механизм аграрной реформы (выкуп, состояние «временной обязанности», отработки), которая осуществилась в 1861 г.

Более радикальными были правовые меры, принятые в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях: в 1816—1819 гг. крестьяне этих регионов освобождались от крепостной зависимости без земли, переходили на отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь помещичьему суду.

Мерой, направленной на изменение крепостнических отношений, стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне. К1825 г. их число достигло 400 тыс. человек. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая государству) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась Воинским уставом. (Эта мера не могла дать свободных рабочих рук для развития промышленности, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут использованы государством значительно позже, уже в XX в.)

Стремление усилить армию и одновременно уменьшить ее численность (из финансовых, политических и др. соображений) породило идею создания милиционных или резервных воинских частей (небольшая постоянная армия плюс многочисленный запас). В этом отношении ценным был прусский опыт, а также идея пограничных военных поселений, пришедшая из Франции и подхваченная графом Аракчеевым.

По проекту о военных поселениях часть государственной территории передавалась из ведения гражданских властей военным властям. Население этих территорий освобождалось от податей и повинностей, но обязывалось из своего состава комплектовать и содержать воинские подразделения. Реализация проекта началась в 1810—1811 гг. в Могилевской губернии.

Коренное население военных поселений должны были составлять семейные солдаты, по их домам квартировали холостых солдат-батраков.

В1816 г. опыт с военными поселениями был возобновлен в Новгородской губернии, где все жители одной из волостей превращались в солдат, а сельский быт подвергался военной регламентации. К 1825 г. численность военных поселений возросла за счет включения в зону эксперимента украинских поселений. (Следует заметить, что военные поселения Аракчеева в значительной мере повторили опыт организации стрелецких слобод XVI—XVII вв. и предвосхитили модель «трудовых армий» Троцкого 1919-1920 гг.)

В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которому поручалось управление государственными крестьянами; упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян, закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход — волостное управление — сельский сход — сельский староста. Эта модель самоуправления будет еще долго использоваться в системе общинной (как и будущей колхозной организации), став, однако, фактором, сдерживающим отход крестьян в город и процессы имущественной дифференциации крестьянства.

Новые экономические отношения требовали изменений в правовом положении сельских обывателей. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны в первой половине XIX в. Уже в 1801г. государственным крестьянам разрешено покупать землю у помещиков. В 1818 г. принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Указ об обязанных крестьянах предоставил помещикам право личного освобождения крестьян без земли; в 1843г. запрещено продавать крепостных без земли, в 1848г. крестьянам с согласия помещика разрешалось покупать землю.

Потребность в свободном наемном труде сделала неэффективным использование труда посессионных крестьян на фабриках и заводах: в 1840г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных людей и оброчных крестьян.

В городах параллельно с сословием мещан и цеховых (мастера, ремесленники, подмастерья) стала формироваться социальная группа «рабочих людей».

Несмотря на формализм, часто неприменимость законов о крестьянах, принятых в первой половине XIXв., эти законы изменили взгляд на крестьянина, в котором помещики видели элемент своей частной собственности. Был подчеркнут тот факт, что крестьянин прежде всего подданный государства (рекрут, плательщик подати и- т.п.) и субъект права. Эти законы подготовили последующую крестьянскую реформу 1861года.

О вещных правах

 

Развитие права собственности проходило в русле Правовой консолидации этого сословия. Еще в Манифесте о вольности дворянской расширялось понятие недвижимого имущества, впервые введенное в оборот Указом о единонаследии. К. недвижимости были отнесены дворы, фабрики и заводы.

Закон 1730 г. (декабрь) признавал поместья наравне с вотчинами полной наследственной собственностью дворян, что обусловило их закрепление на своих земельных владениях в провинции. Манифест 1762 г. привел к оттоку массы дворян из центра в провинцию.

Установленная в 1719 г. монополия государства на недра и леса отменяется в 1782 г., помещики получают право собственности на лесные угодья. Еще в 1755 г. была установлена помещичья монополия на винокурение, с 1787 г. дворянам разрешена повсеместная свободная торговля хлебом. В этой области никто не мог конкурировать с помещичьими хозяйствами.

Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упростилась: все имения стали подразделяться на два вида — родовые и благоприобретенные. Упростился порядок наследования помещичьих имений, расширилась свобода завещателя. В 1791 г. бездетные помещики получили полную свободу передавать по наследству недвижимость любым лицам, даже не относящимся к членам рода наследодателя.

Жалованная грамота дворянству закрепила право дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности. Дворяне обладали неограниченным правом собственности на имения любого типа (благоприобретенные и родовые). В них они могли осуществлять любую не запрещенную законом деятельность. Им предоставлялось полное право распоряжения имениями, они имели полную власть над крепостными, по собственному усмотрению могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на любых работах.

 

О предпринимательстве

 

В первой половине XIX в. во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. Сельское хозяйство определенно ориентировалось на рынок: его продукция производилась с целью сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, размеры барской запашки. В ряде районов развивалась месячина: перевод крестьян на оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку. В поместьях появлялось все большее число промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. Происходила дифференциация крестьянства: разбогатевшие вкладывали свои капиталы в промышленность и торговлю.

В промышленности возрастало применение наемного труда, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 30—50-х гг. мануфактуры превращались в капиталистические фабрики, основанные на машинной технике (уже в 1825 г. более половины занятых в обрабатывающей промышленности рабочих были наемными, преимущественно оброчными крестьянами). Быстро возрастал спрос на свободную рабочую силу. Ее пополнение возможно было осуществлять только из крестьянской среды, для чего следовало провести определенные правовые преобразования в положении крестьянства.

В конце XVIII в. изменилась система управления удельными и государственными крестьянами и землями. В районах их расположения создавался местный аппарат Департамента уделов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.012 с.)