Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либеральные реформы 60-70-х годов

Поиск

Учреждение земств. После отмены крепостного правапотребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — земские собрания — состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы — земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии — там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы — городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. — Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. — в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа. Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда"; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату — от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора — представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную — в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее — с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет — действительной службы, 9 лет — в запасе. На флоте — 10 лет: 7 — действительной, 3 — в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить "к занятиям различными отраслями промышленности и торговли".

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию — появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию — появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. — в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения — промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.

 

Российская культура ХIХ в.


Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX веке пережила своё возрождение.

XIX век это действительно золотой век русской культуры это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык.

Если сегодня взять Державина предшественники, учителя Пушкина, то, несомненно, ощущается некая сложность в чтении их произведении, а когда берешь произведение Пушкина, несмотря на то, что уже прошло со времени создания этих произведений не менее 200-х лет чувствуется, читая эти стихи некий эпизод соответственно понимая и осознавая их. И уже через 100-80 лет читаем эти стихи совершенно спокойно.

В XIX веке появляются такие явления русской культуры как в прозе Гоголь, Достоевский, Тургенев и т. д.

Огромным событием для русской культуры стали социальные преобразования, неслучайно во второй половине XIX века видим стремление музыкантов художников внести свой вклад в социальное развитие России, отсюда появляются такие произведения как могучая кучка (объединения групп и композиторов), как явление передвижников русских художников (создавших товарищество передвижных художественных выставок), видим огромные явления в русской науке - это прежде всего прохождение вокруг имени Менделеева создавшего периодическую систему и т. д.


1. Культура России XIX века


Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации н европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела н обеспечении единообразия юридических норм.

Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Однако политический строй Российской Империи насквозь был пронизан крепостничеством. В этих условиях бюрократия превратилась во «флюгер», старающийся обеспечить интересы буржуа и дворян, такое же положение сохранилось и позже, в эпоху империализма. Можно сказать, что политический строй России носил консервативный характер, это проявилось и в праве. Последнее представляет собой смешанное право, ибо в нем переплетались нормы феодального и буржуазного права. В связи с развитием буржуазных отношений в 70-е годы прошлого века было принято «Русское гражданское уложение», скопированное с Кодекса Наполеона, в основе которого лежало классическое римское право.

Политический строй и право выражают особенности экономического развития России в XIX в., когда в недрах крепостничества формировался новый, капиталистический способ производства.

Основной сферой, где раньше и интенсивнее формировался новый способ производства, была промышленность. Для России первой половины прошлого века характерно широкое распространение мелкой промышленности, преимущественно крестьянской. В сфере обрабатывающей промышленности, изготавливавшей предметы массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. Развитие крестьянской промышленности преобразовывало экономический облик деревни и самый быт крестьянина. В промысловых селах интенсивнее происходили процессы социального расслоения крестьянства и отрыв его от земледелия, острее проявлялся конфликта между явлениями капиталистического характера и феодальными отношениями. Но так было лишь в наиболее развитом в экономическом отношении центрально - промышленном регионе, в других районах преобладало натуральное хозяйство. И только после 1861 г. в России был совершен промышленный переворот, однако нарождающаяся русская буржуазия зависела от царизма для неё были характерны политическая косность и консерватизм. Все это наложило отпечаток на развитие русской культуры, придало ей противоречивый характер, но, в конечном счете, способствовало ее высокому взлету.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказе «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православное икоцописание.

Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Культурно-исторический процесс в России в XIX - начале XX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т. д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры - официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс («фольклорным» пластом»), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Начиная с XVII в. складывается и развивается «третья культура», самодеятельно-ремесленная, с одной стороны, опиравшаяся на фольклорные традиции, а с другой - тяготевшая к формам официальной культуры. Во взаимодействии этих трех слоев культуры, часто конфликтном, преобладает тенденция к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и национальности. Эти эстетические принципы утверждались в эстетике Просвещения (П. Плавильщиков, Н. Львов, А. Радищев), были особенно важными в эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (К. Рылеев, А. Пушкин) и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется в то, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. Говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза - это чудо; не случайно Ясная Поляна - интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта.

Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтов ского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств».

В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии - этого славянского древнего Рима - как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); по случайно 30-е - 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.

Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в.

Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.014 с.)