ТОП 10:

Отмена крепостного права в России и либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.



Первой и самой главной реформой Александра II стала отмена крепостного права в 1861 г. Активная подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г., когда был образован Секретный комитет по крестьянскому делу. В отличие от предшествующих крестьянских комитетов его деятельность развернулась в условиях большей гласности. С конца 1857 г. началось создание губернских комитетов по крестьянскому делу, в связи с чем в феврале 1858 г. было решено преобразовать Секретный комитет в Главный комитет по крестьянскому делу. В феврале 1859 г. для обобщения проектов об отмене крепостного права, поступивших от губернских комитетов, при Главном комитете были учреждены редакционные комиссии. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» и «Положение о крестьянах, вышедших из кре-постной зависимости». По этим правовым актам крестьяне получали личную свободу и общегражданские права и закрепляли за собой земельный надел на правах пользования.

После 1861 развитие капитализма в промышленности шло ускоренными темпами и характеризовалось завершением промышленного переворота в обрабатывающей промышленности, началом широкомасштабного железнодорожного строительства, развитием тяжёлой индустрии (топливно-металлургическая промышленность, машиностроение, отрасли, связанные с военным производством).

Крестьянская реформа 1861 г. была самым крупным социально-экономическим и политическим преобразованием в истории России, повлекшим за собой другие либеральные реформы. Связь этой реформы с последующими подчеркивается ввиду того, что предоставление крестьянам личной свободы требовало создания условий ее осуществления с в социальной, культурной и экономической областях. Эти условия были предоставлены проводимыми либеральными реформами, осуществление которых облегчилось изменением природы Российского государства. В основе взаимозависимости крестьянской реформы с реформами 60-70-х гг. лежит то, что они осуществлялись в едином русле либеральных настроений, необходимость которых назрела после господства политического режима Николая I.

Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и национальных предрассудков, индивидуализм, самоценность личности. Поэтому все реформы были нацелены на преодоление классовой дискриминации по отношению к крестьянству. Земская реформа 1864 г. создала первое подлинно местное самоуправление для всех классов, которые существовали еще с допетровских времен. Крестьянам предоставлялись политические права: избирательное право предполагало участие крестьян в выборах членов земских собраний (выборные от крестьян входили состав третьей курии). В первую курию входили землевладельцы, а во вторую - городские избиратели. Созданные органы местного самоуправления в губерниях (губернские собрания и губернские управы) и уездах (уездные собрания и уездные управы) должны были осуществлять контроль над школами, больницами, почтой, путями сообщения, торговлей, страховой службой, статистикой и др. Городская реформа 1870 г. предполагала проведение мер, похожих по духу на земскую реформу, направленных на усовершенствование городского управления.

Избиратели также делились на три курии. Роль земств во второй половине XIX в. велика. Развитие крестьянского хозяйства поддерживалось и стимулировалось земским ссудно-сберегательными товариществами и различными формами кооперации. Судебная реформа 1864 г., проведение которой возглавил С.И. Зарудный, была направлена на улучшение судебной процедуры. В ходе нее были созданы коронный и мировой суды. Специально для крестьян были созданы волостные суды. Хотя судебная реформа и сохраняла некоторые черты сословность, она способствовала обретению крестьянами права на справедливое судейство, поскольку раньше суд над крестьянами вершили сами помещики, следуя своим интересам, а не букве закона.

Военная реформа 1874 г. вводила всеобщую воинскую повинность. Этот закон по своему духу был глубоко демократическим, поскольку до этого времени введенную Петром I рекрутскую повинность несли лишь податные сословия (крестьяне, мещане и др.). сословные различия в армии и особенно на флоте сохранялись, хотя по заслугам любой солдат мог стать офицером. Финансовая реформа, возглавленная министром финансов либералом М.Х.

Рейтерном, в ходе которой были проведены следующие меры: - отменены винные откупа, откупа на соль, сахар, нефть, введена акцизная система; - провозглашены принципы гласности, законности и контроля за администрацией; - увеличены налоги и уменьшены расходы; - 1859 г. ликвидирована система казенных билетов; - создана разветвленная сеть кредитных учреждений, состоящая из Государственного банка (1860 г.) и частных коммерческих банков. В результате этих действий в 70-х гг. в России начался финансовый и промышленный подъем. Железнодорожная сеть связала южные и северные районы страны и выросла в 11 раз. Получило толчок дальнейшее освоение залежных земель на юге России , уменьшилось малоземелье крестьянства.

Реформа народного просвещения предоставляла университетам широкую автономию: они могли сами решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

Крестьяне, получившие личную свободу, должны были пользоваться правом получения образования, однако финансовые трудности не позволяли им этого делать.

Поэтому Министерство народного просвещения выделяло гимназиям особые фонды для обучения одаренных детей за казенный счет. Поскольку все реформы проводились с целью предоставления всем гражданам равных прав, необходимо было предоставить женщинам возможность получать образование, начало которому было положено в 70-х гг.

Итоги либеральных реформ 60-70-х гг.: - реформы обозначили курс государства на создание третьего сословия сословия мелких собственников.

- формирование в России гражданского общества и правового государства.

 

13. Основные направления в общественно-политической жизни России в пореформенный период (консервативное, либеральное, революционное, народничество).

Либеральное движение 70-х гг. В конце 70-х гг., особенно в связи с окончанием русско-турецкой войны, в результате которой в Болгарии при помощи России был введен конституционный строй, оживилось российское либеральное движение. Либералы, опиравшиеся главным образом на земство, неоднократно обращались к царю, призывая его ввести в России конституцию, подобную болгарской. О необходимости принятия политических свобод и «увенчании здания» земства созданием всероссийского земского органа либералы говорили в ответ на призывы власти к поддержке против революционеров. Либеральные взгляды проповедовали журналы «Русская мысль», «Юридический вестник», «Вестник Европы», газета «Русские ведомости».

Либеральная общественность в целом сочувственно относилась к народнической деятельности. Ее представители помогали революционерам деньгами, предоставляли им явки, хранили у себя нелегальную литературу. Некоторые либералы во главе с видным земским деятелем И. И. Петрункевичем пытались вести переговоры с революционерами-народниками о совместных действиях, но те не согласились прекратить террор. В 1879 г. земские либералы провели в Москве съезд, решивший организовать пропаганду конституционных идей, и образовали Земский союз. Однако развернуть широкую деятельность либералы не сумели.

После 1 марта 1881 г. либеральное движение резко уклонилось вправо, решительно отмежевалось от революционеров, перестало настаивать на дальнейших реформах.

Власть и общество. Вторая половина XIX в. - начало XX в. - это период активного формирования гражданского общества в России. Развитие буржуазных отношений создало необходимые условия для возникновения и становления политических элементов гражданского общества, к которым относятся местное самоуправление, сеть общественных организаций и партийная система.

Всесословные органы местного самоуправления в лице земств, городских дум и управ появились в результате либе-ральных реформ 60 - 70-х гг. XIX в. В центре внимания земств находились народное образование, библиотечное дело, здравоохранение, ветеринария, статистика. Благодаря им увеличилось число врачей, больниц, аптек, создавались фельдшерские и медицинские курсы. Земства устраивали сельскохозяйственные выставки, открывали артели кустарей, содействовали образованию школ и училищ и т. д. Власть с самого начала ревниво относилась к деятельности земств, стремилась ограничить их компетенцию и поставить под свой полный контроль. Однако общественная роль земств была гораздо шире их конкретных управленческих функций. Они стали центрами оппозиционного либерально-конституционного движения. Развернувшись в последней четверти XIX в., оно достигло своего пика в годы, непосред-ственно предшествовавшие первой российской революции. К организационным формам земского движения относились подача земских адресов и ходатайств, проведение полулегальных собраний и съездов, издание брошюр и статей, участие в деятельности различных обществ и комитетов, создание нелегальных политических организаций («Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения» и др.).

Народничество. На рубеже 60 - 70-х гг. на основе нескольких кружков («чайковцев», «долгушинцев» и др.) формируется народническое движение. Народничество обладало рядом специфических признаков. Народники являлись последователями крестьянского социализма Герцена и Чернышевского, полагали, что Россия должна, опираясь на крестьянскую общину, миновать капиталистическую стадию развития и перейти к социализму. В городе они считали необходимым развивать мелкое артельное производство. Народники вдохновлялись идеей «уплаты долга» интеллигенции народу.

В народничестве выделялись либеральное и революционное направления.

По мнению либеральных народников, например Н. К. Михайловского, главная цель интеллигенции состояла в том, чтобы внести в крестьянскую среду социалистические идеи и ценности, показать крестьянству преимущества коллективного ведения хозяйства. По мнению народников-революционеров, путь к социализму лежал через революцию, главной движущей силой которой должно было стать крестьянство. Роль интеллигенции, с их точки зрения, состояла в том, чтобы помочь народу осуществить революцию.

В среде революционного народничества можно выделить три идеологических направления.

Первое - пропагандистское, лидером которого являлся П. Л. Лавров. Он полагал, что революция будет иметь смысл лишь тогда, когда и народ, и сама революционная молодежь будут подготовлены к ней, когда благодаря пропаганде будут усвоены социалистические взгляды.

Второе - бунтарское, идеологом которого был один из основателей анархизма М. А. Бакунин. В отличие от Лаврова, он полагал, что русский крестьянин - «стихийный социалист», а потому нужно не убеждать его в правоте социализма, а непосредственно призывать к бунту. Свергнув существующую власть, народ построит свободное коллективистское общество без всякой власти. Политическую борьбу Бакунин, по существу, отрицал, считая, что народу демократические свободы ничего не дают.

Третье направление - заговорщическое. Его идеолог - П. Н. Ткачев. Он утверждал, что единоборство интеллигенции с режимом вполне реально, так как самодержавие не имеет опоры - «висит в воздухе». Последователей Ткачева иногда называли «русскими бланкистами» по имени знаменитого французского революционера-заговорщика О. Бланки. Ткачев считал, что революционная интеллигенция должна своими силами свергнуть существующий режим и, создав диктатуру, обеспечить проведение социальных преобразований.

Все эти теории сосуществовали в народнической среде, причудливо переплетаясь. Однако в целом вначале преобладали романтические бунтарские взгляды, затем они сменились надеждами на пропаганду, а на поздних этапах своего развития революционное народничество склонилось к заговору и индивидуальному террору.

«Земля и воля» 70-х гг. В 1876 г. народники основали тайную организацию, которую в 1878 г. назвали «Земля и воля», подчеркивая преемственность с движением 60-х гг. Организаторы и активные участники второй «Земли и воли» - С. М. Кравчинский (Степняк), А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Н. А. Морозов, А. И. Желябов, С. Л. Перовская и др.

1878 год ознаменовался постепенным поворотом народничества к террористическим методам борьбы с режимом. Первоначально террористические акты совершались в отместку за казни революционеров. Внутри «Земли и воли» усилилось противостояние сторонников и противников террора. В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации. Сторонники политической борьбы и террора взяли название «Народная воля», сторонники пропагандистской деятельности назвали свою организацию «Черный передел». «Черный передел» не успел развернуть серьезной деятельности - он был разгромлен полицией в 1880 г., его лидеры эмигрировали. В 1881 г. после покушения на Александра II часть членов примкнула к «Народной воле». Программа «Народной воли» сочетала социалистические требования с провозглашением демократических свобод. Народовольцы считали необходимым захват власти силами революционной организации и созыв Учредительного собрания.

В 1880-х - начале 1890-х гг. русские марксисты действовали в тесном контакте с народовольцами. Одновременно в среде демократической интеллигенции усилилось влияние т. н. легального народничества, идеологи которого (Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко и др.) выступали сторонниками мирных социальных преобразований. Значительное распространение получила выдвинутая публицистом Я. В. Абрамовым теория «малых дел», призывавшая интеллигенцию идти на службу в земства и заняться конкретной работой по улучшению положения крестьянства.

Своеобразным феноменом русской общественной мысли начала 1890-х гг. стал т. н. легальный марксизм, последователи которого (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков и др.) выступили в легальной печати с резкой критикой экономических и социальных идей народничества. К середине 1890-х гг. в марксистских кружках наметились тенденции к переходу от пропаганды к агитации (первым эту идею выдвинул А. И. Кремер в брошюре «Об агитации», изданной в 1894). В 1895 члены ряда петербургских кружков (В. И. Ленин, Л. Мартов, А. Н. Потресов и др.) создали единую организацию, названную позднее «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Во 2-й половине 1890-х гг. подобные «Союзы» возникли и в других городах. В 1898 участники съезда в Минске провозгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Тенденция к консолидации прослеживалась и в народовольческих кружках. В конце 1890-х гг. оформились т. н. Южная партия социалистов-революционеров, Северный союз социалистов-революционеров, Рабочая партия политического освобождения России и другие крупные организации. Во 2-й половине 1890-х гг. активизировалось земское и либеральное движение.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.006 с.)