Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция политического строя России XVII – первой половине XIX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Админ.- пол. реформы XVIII - 1й пол. XIX вв. как отраж. процесса мод-ии Р. a. Период Петровских реформ. «Генеральный регламент» 1720 г. и «Таб. о рангах» о системе высш., центр. и местного управл. Формирование бюрократии. Идеалы регулярного государства в преобразов. Петра. Политические последствия «Акта о престолонаследии» 1722г. b. Екатерина II о форме гос. устройства в Р., перспективах его развития. Губернская и гор. реформы. c. Эволюция режима в правл. А.I. Проекты и практика А. Сперанского. d. Правление Ник. I. Н. I и его полит. ценности. Система управления страной: масштабы центр-ии и милит-ии. Теория офиц. народности и ее роль в формир. гос. идеологии. 2. Проблема абсол. монархии в Р., ее периодизация в отеч. историогр.
1. Медушевский, Анисимов: мод-я – со вр. Петра. Ей в осн. подв. администр. сфера. 1а. Соловьев: реф. П.вызваны истор. необх-ю (народ собрался в дорогу, ждали вождя); Ключевск., Милюков – осн. ф-ром преобр. стала Северная в-на (1700-21)=> воен. и финанс. вопр. Совр. историогр. подчеркивают преемств-ть реф. Петра. Тенд. к усил. самодерж. – еще со вр. А.М. «Вел. посольство»=> реф. Одна из 1х – гор. реф. 1699г. Источник – плачевн. сост. казны и фин. Города, жел. освобод. от воевод, получ самоупр. в обмен на нес. двойного налога. Ч/з год эта реф. стала обязат. Отмен. 2йной налог. Учр. бурмистерские палаты. Бурм.=староста, избр. из гор. насел. и ответств. за сбор нал. То же – в дер. Мало толку. 1708-10. Областая реф. М\у уездами и приказами появ. губернии. Задача губ. – сбор нал., и распр. на полки, закрепл. за губернией. Т.О. – оперативное снабж. армии. Постепенно нач.разруш. вследств. этой реф. сеть приказов – больше не нужны. 1710 – созд. финанс. табели. содерж. распис. статей дох. и расх. Это начало гос. бюджета. Губернаторы подч. царю ч\з переписку=> бесконтр-ть. После введ. подушной сист.- 2ая обл. реф. 1719-22г. Для усиления оперативности сбора нал. ввод новая терр. единица – провинция. Ими упр. воеводы, наз. теперь комендантами. Побочн. явл.: содерж. 1й губ. с бюр. апар. обходится чрезв. дорого. Для упр. гос-вом без участ. царя в 1711г. созд Сенат. Задачи:сбор денег, контроль сбора рекрутов, суд. Строгая регламент. его ф-й. Это – еще 1 толчок в уничтож. приказов. Ввод. инст-т фискалов – должны донос. о финанс. злоупотр. Неэффект. 1718-колежская сист. (12 колл. во главе с презид-тами). Дела вед. с общего совета, д\б приняты единогласно. Регламенты коллегий – регл. все (работа. штат, жалов., ф-ии). 9 колл. имели свои регл., кот.подч. «Генеральному регл.». Колл. имели и суд. ф-ии за искл. полит.прест. Коллегиям подч. губернская,провинц. и уездная адм-я. В основе коллег. – идея ведомств. раздел упр-я, рац-я в раздел. труда: в рамках 1й колл. – принятие реш., обеспеч. пр-ва и безопасности. К выраб. регламентов привлек. иностр. правоведы. Учтен опыт Швеции, Дании. Петр убежден во всесилии з-на. В 1722г. для контр. над д-ю Сената – генерал-прокурор, за д-ю коллег. – прокурор. Они д\б не доносить, а устранять наруш. законности в отл. от фискалов. Внешнее выраж. в Р. абс-ма – принятие в 1721г. Петром титула «Великий». Призн. абс-ма: бюрокр-я аппар. упр. и его центр-я. Админ. реф., сопр-ся созданием иерархии учрежд. и иерархии чинов («Таб. о рангах» 1722 – о воинских, статских и придворных чинах 1ые выше остальных. 14 классов. Каждому – опр. почести), вооруженных регламентами, уставами и наставлениями, завершили формир. в Р. бюрократии. Для контр. за ними – фискалы и прокуратура. Петровское го-во получ. назв. регулярного: все начинания на началах регламентации; го-во вмеш. в жизнь своих подданных, закрепл. их местонахожд., возможность жизнеобеспеч., сословный статус. При П.-идея всеобщего блага. Дело царевича Алексея (сын 1й жены царя Е. Лопухиной, бежавший за границу)=> отсутствие насл. по прямой линии. 1722г. «Устав о наследии престола»: право царя назн. себе преемника, минуя старшего сына. Полит. посл-я -? о преемнике Петра, полит. перевороты XVIII в. (ноябрь 1740. Свергнут Бирон. Регентшей объявл. Анна Леопольдовна; ноябрь 1741 – возв. гвардией Елизаветы; июнь 1762), возраст. роли гвардии. Претендент - Ек. (с 1712 – офиц. жена, с 1724 императрица), но после уличения ее в связи с В. Монсом – завещ. разорвано. 28 янв. 1725 (см. Петра) генералитет Сената гов., что завещ. нет. Ф. Прокопович, Ушаков, Толстой, Меншиков (полит. рычаги) – за Ек. Канцлер гр. И. Головин: надо обратиться к народу (отвержено стор. Ек.). Долгорукий, Голицыны (вл. в армии), Апраксин, Мусин-Пушкин – за внука ПI – Петра Алексеевича. 1b. Ек. читаа Воьтера, Дидро, Монтескье. Главн. идея – разумная орг. вл. Для Р. возможна только монарх. Цель – сдел. счастл. страну и народ. Источник реф. – самод. вл. Сенат трактов. Ек. как исполнитель, а не творец з-нов. 1767 – «Наказ уложенной комиссии» - программа реформ. Здесь цитаты из евр. соч. и отклики на них. Осн. разделы касс. устр-ва гос-ва и зак-ва. Наказ д\б донести до депутатов Улож. комиссии (во главе утвержден Бибиков, кот. подавл. восст. Пуг. в Ек. и Челяб.) доктрину преобр. – созд. разумных и просвящ. з-нов. Значение Улож. комисс.: легитимация вл. Ек. (хотели преп. Ек. титул премудрой госуарыни и матери Отечества); выясн. политич. позиции подд. по насущным вопросам; публичное оформл. просв. абс-ма. Комис. откр. возм-ть движ. к либер. полит., но консерват. х-р из-за сословного х-ра выборов и обсуждения. Для Ек. права дв-ва не самоцель. Цель-равенство всех перед з-ном. В 1е гг. правл. Ек. Панин предост. проект учреждения Императорского совета из 6-8 ч-к для устранения влияния фаворитов. Отклонен.=> 1763 – реформа Сената (проект Панина). Из высшего гос. учр. он превращ. в совок-ть ведомств юрид. профиля. Измен. и сист. коллегий. к к. царств. петровские коллег. трансформир. (за искл. иностр. дел, военной и адмиралтейской). Это связ. с губернской реф. 1775 г., смысл кот. – укрепл. местной вл. К к. царств. кол-во губерний увелич. с 23 до 50 и они перестают носить исключит. фискальный смысл (+охранит. ф-ии). Ликв. провинции, промежут. м\у губерниями и уездами. 2-3 губ. составл. область, во главе кот. стоял наместник. Уездная админ. оказ. в руках местного дворянства (уездн. собрания). В уездах и губ. создав. сосл. суды. Т.о. – унификация орг. местн. вл., упраздн. автономии некот. окраин. Ликв. гетманство на Укр., уничт. еще Петром, но потом восстан. Неучет специф. в упр. окраин. Сохр. особенностей назв. «глупостью». Почти вдвое увелич. кол-во городов (+216) – все пункты размещ. уездной и губернской админ. были объявл. гор. Измен. их не только админ., но часто и эк. облик (напр., выросла, стала пох. на гор. Пенза). Горожане получ. свои выборные орг. вл. || ими упр.городничий, назн. првит-вом. 1785 – «Жалов. гр. городам» ввод. новую сист. гор. самоупр.: раз в 3 года «Собрание градского общества». на кот. выборы гор. головы, бургомистров, заседателей магистрата и суда. Исполн. орг. Шестигласная Дума (гор. голова и 6 гласных по 1му от каждого из разрядов гор. насел). Ш. Дума избиралась общей градской думой и вып. хоз. ф-ии. Суд. и админ. ф-ии вып. магистрат. Т.О. правл Ек.: 1й этап просв. либ-ма 60-нач. 70х; 2й – с 75г. – период традиционной монрхии. Это связ. с Пуг. восст.+Фр. рев 1789г. Ек. не справ. с разрывом\у теорией и рос. действ-ю. 1c. АI – продолжатель полит.-адм. реф. П. и Ек. Он поним., что адм. реф. незаверш. На верхних этажах-хаос и произвол, при укрепл. нижнего. За осн. А. взял франц. опыт.+ставка на поэтапность, просчет сбаллансир. рац. сист. упр-я. Все правов. ин-ты должны раб. в четко очерч. правов. пространстве, что должно зашиш. от бюр. произвола и деспот. тенд. Миронов Б.Н. наз монархию А. правомерной, т. к. она основ. на праве. 1й этап – умеренная реформистско-консерв. д-ть.1801-появл. Непременный совет как законосовещ. орг. Нет юрид. статуса. Это место рассужд. о гос. делах=> 1810 его заменит Гос. Совет. Непрем. совет наторож. отнесся к идеям А. провозгл. полит. своб. для всех гражд. и смягчить кр. пр.=> А. опир. на Негласный комитет (1801): Кочубей, Чарторижский, Строганов, Воронцов, Новосильский. Нет единства мнен., совет не торопиться: на 1м этапе д\б админ. реф., после чего можно созд. надежные рычаги упр. и контроля за кач-вом преобр. Только затем думать о трансф. р. мон., конст-ии. В1803 Негл. ком. прекр. сущ. Ал. уже набир. опыта и действ. более выверено: 1802 видоизм. ф-ии Сената. Это главн. место, набл. за правосудием. 1809 – планы Сперанского. Он предлаг. установить для жел. поступить на гос. службу выс. образоват. ценз и отменить «Табель о рангах». А. на последнее не согласился. Экзамен по образов. привел в возмущ. чиновников. Тогда же Сп. созд. «Введение к уложению гос. з-нов»: Р.-часть Евр., д\б принцип раздел. вл., все гражд. должы получ. гражданские права. План реализации: 1810 д\б откр. Гос. совет, реализ. 2й этап министерской реф. (1й-1802-3 под эгидой Новосильцева. Коллегии заменены 8-ю министерствами. Дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Для совместного обс. дел – Комитет министров-совещат. орган) – в 1811 «Общее учреждение министерств», четко опр. их стр-ру и ф-ии. С 1810г. по плану Сп. д\б начаться преобразов. местной вл. на выб. основе. В сент.-окт. д\б пройти выборы в законод. орг. вл. и открыться Гос. Дума. Но это несостоялось, т.к. – возмущение шир. слоев (записка Карамзина). 1810г.-рубежный в реф.А. Весной 1812г. Спер. отпр. в ссылку. 2й этап царств. А. отмечен консерв. тенд. (1815-поздн. осень 25г.). Неоднозн. оценка в историогр.: советск. вр. Фадеев – реакционное вр. У А. – страсть в укрепл. личн. вл., искоренен. вольнодумства. Из этого выводился декабризм. Федоров: нараст. конс.-охр. тенд., угасание реформистских. Более мелкие этапы периода: 15-20гг. - || сущ. реф. и охр. тенд. (+18-20гг. правительственная весна – дарование констит. Польше, публичное обещ. сделать то же в Р. Разработка «Гос-венной уставной грамоты» (рос. должна стать федерат. гос-вом с 2х пал. парламентом), кот. положена под сукно – еще не время). Последние 5 лет – полное отреч. от былых планов. После Напол. в-н А. ощущ. себя хозяином Евр., разраб. проект созд. христианской Евр. федерации, пытался смягчить разногл. м\у разными хр. ветвями. Забыл про внутр. дела Р.=> ущемлено самолюбие рос. двор. верхов=> «Союз Спасения» - за конституц. монархию, рев. тематика. Александр же, думая о Евр., захотел поднять престиж зап. губерний=>1816-18 ликв. креп. право в Прибалтике, констит. Польше (она-лицо Р. в Евр.)=> «С. благоденствия» без рев. тем. || с 1812г. – косерв. тенд. Жел. подтянуть пошатн. дисциплину в армии – воен. поселения+их самоокупаемость=> волнения, в1819 восст. на Укр., волн. в элитных гвард. полках, семеновском полку. 1820-21 – ряд восст. и рев. в ЗЕ (Италия, Греция, Испания)+свед. о тайных общ-вах=волна против вольнодумства. Запрещ. д-ть масонских лож, рос. чиновники пишут расписки о невыступл. против вл., внедр. тайная полиция в армии и гвардии, перлюстрация писем на почтах. Волна проверок, неск-ко суд. проц. над профессурой. Депрессия, уход в мистику. Рез-ты: мощные адм. реф., возводящие здание Р. империи, прос. до 1917г. Никто больше не рискнет на такие масшт. преобр. в полит-адм. сфере. Реф. Ал-ра – черта под возожностями адм. реф., не посяг. на сущность императ. власти. После см. А. – династический кризис. Только неск-ко ч-к знали, что в 23г. А. передал престол Николаю, а не Константину (он женился на Иоанне Грудзинской – полячке нецарских кровей). 1d. НI – конс.-охранит., авторитарный, воен.-бюр. режим. Пайпс: восстан. вотчинные основы в упр. империей. В осн. гос. пол. Н. – его собств. предст. о гос-ве. Чужды конституц. идеи и реформы в евр. духе. Р. И Евр. – самост., сущ. на большом расст. миры. Задача- очищ. Р. от зап. заразы. Для эт. надо упрочить гос. вл., отказ от заимств. Этатизм, патернализм. Боготв. Петра I, за то, что он созд. гос-во, где император-отец. Ник.- законник. Все должны жить в четко релам. правовом пространстве. Поэт. в стр-ре Личной канцелярии орг-ся 2ое кодификац. отделение (во гл. со знатоком права Балугьянским, и раб. лошадкой Сперанским) – 15томн. свод действующих з-нов, начало раб. над угол. кодексом. Но новых з-нов нет – только наведен порядок. Рос. истор. судьба уникальна=> покр-во Уварову, кот. реглам. воспитание по пр-пу «самод., прав., нар-ть». Призван вростить в рус. сознание ярко выраженный националистический стержень. Забота об укрепл. народной нравственности. Критерий нравств-ти для Ник. – следов. з-нам. В стенах школ нужно воспит. патриотов. Важно утв. за Р. статус великой державы. Во внешней доктрине – жандарм Европы=> Крымская в-на 1853 – 1856 гг. в Евр. воспр. на «Ура!». Н. считал себя ответственным за укрепл. самодерж. перед Богом. Охранение религии (гонения на старообр., сектантов. При Н. – бюрократизация упр. В 30х появился устав гражданской службы. Н. лично контр служебн. д-ть чиновников (облавы, подсматр. кто когда прих., как выглядит). Процесс милитаризации упр. (х-но для всей Евр. Образец – Пруссия): на всех важн. постах – генералы, отставные военн. Н. сравнивал жизнь гос-ва с ж. казармы, себя видел командиром воинск. части.+ тенд. централизации вл. Усилив. все рычаги личного возд. императора на жизнь страны. Этим рычагом стала Личная канцелярия. В 26г. она приобр. новый законод. статус. Ник. руков. ей лично. 1ое отдел. ведало службой и чиновничеством, 2ое – стистем-я и ревизия законод. актов, с 1845г. – 3е отдел. полит. сыска (Бенкендорф), 4е – благотв. (Мария Фед.). В рамках канцелярии соз-сь врем. комитеты, ч\з кот. осущ. подг. реформ. Т.о. роль Личн. К. резко возрастает. При Н. – протест интеллект. элиты, появл. славяноф. и зап-в. Формируется разрыв м\у гос. вл. и обществом. 2. 60-70е гг. ХХ в. – дискуссия в ж. «Ист. СССР» и «ВИ» о термине «абс. мон.». После нее выпущ. ряд раб., объясн. осн. ресурсы абс. мон. (по бюр. – Демидова, Троицкий, финанс. сист. – Троицкий, Юхт, законод. – Омельченко, по всему – Медушевский). Они сравн. Р. монарх. и мировые ее формы. Т.о. утв. сравнит.-истор. подход. Ек. II, Ал-рI – просв. абс-м (призн. равенства всех перед з-ном,? о роли монарха в разраб. разумных з-нов, кот. должны противост. соц. стихиям, дезорг., деспотизму) + Миронов: А.I – правомерная монарх. Павел I – авторитарный абс-м.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.009 с.) |