ТОП 10:

Эволюция политического строя России XVII – первой половине XIX вв.



1. Админ.- пол. реформы XVIII - 1й пол. XIX вв. как отраж. процесса мод-ии Р.

a. Период Петровских реформ. «Генеральный регламент» 1720 г. и «Таб. о рангах» о системе высш., центр. и местного управл. Формирование бюрократии. Идеалы регулярного государства в преобразов. Петра. Политические последствия «Акта о престолонаследии» 1722г.

b. Екатерина II о форме гос. устройства в Р., перспективах его развития. Губернская и гор. реформы.

c. Эволюция режима в правл. А.I. Проекты и практика А. Сперанского.

d. Правление Ник. I. Н. I и его полит. ценности. Система управления страной: масштабы центр-ии и милит-ии. Теория офиц. народности и ее роль в формир. гос. идеологии.

2. Проблема абсол. монархии в Р., ее периодизация в отеч. историогр.

 

1. Медушевский, Анисимов: мод-я – со вр. Петра. Ей в осн. подв. администр. сфера.

1а. Соловьев: реф. П.вызваны истор. необх-ю (народ собрался в дорогу, ждали вождя); Ключевск., Милюков – осн. ф-ром преобр. стала Северная в-на (1700-21)=> воен. и финанс. вопр. Совр. историогр. подчеркивают преемств-ть реф. Петра. Тенд. к усил. самодерж. – еще со вр. А.М. «Вел. посольство»=> реф. Одна из 1х – гор. реф. 1699г. Источник – плачевн. сост. казны и фин. Города, жел. освобод. от воевод, получ самоупр. в обмен на нес. двойного налога. Ч/з год эта реф. стала обязат. Отмен. 2йной налог. Учр. бурмистерские палаты. Бурм.=староста, избр. из гор. насел. и ответств. за сбор нал. То же – в дер. Мало толку.

1708-10. Областая реф. М\у уездами и приказами появ. губернии. Задача губ. – сбор нал., и распр. на полки, закрепл. за губернией. Т.О. – оперативное снабж. армии. Постепенно нач.разруш. вследств. этой реф. сеть приказов – больше не нужны. 1710 – созд. финанс. табели. содерж. распис. статей дох. и расх. Это начало гос. бюджета. Губернаторы подч. царю ч\з переписку=> бесконтр-ть. После введ. подушной сист.- 2ая обл. реф. 1719-22г. Для усиления оперативности сбора нал. ввод новая терр. единица – провинция. Ими упр. воеводы, наз. теперь комендантами. Побочн. явл.: содерж. 1й губ. с бюр. апар. обходится чрезв. дорого.

Для упр. гос-вом без участ. царя в 1711г. созд Сенат. Задачи:сбор денег, контроль сбора рекрутов, суд. Строгая регламент. его ф-й. Это – еще 1 толчок в уничтож. приказов. Ввод. инст-т фискалов – должны донос. о финанс. злоупотр. Неэффект.

1718-колежская сист. (12 колл. во главе с презид-тами). Дела вед. с общего совета, д\б приняты единогласно. Регламенты коллегий – регл. все (работа. штат, жалов., ф-ии). 9 колл. имели свои регл., кот.подч. «Генеральному регл.». Колл. имели и суд. ф-ии за искл. полит.прест. Коллегиям подч. губернская,провинц. и уездная адм-я. В основе коллег. – идея ведомств. раздел упр-я, рац-я в раздел. труда: в рамках 1й колл. – принятие реш., обеспеч. пр-ва и безопасности. К выраб. регламентов привлек. иностр. правоведы. Учтен опыт Швеции, Дании. Петр убежден во всесилии з-на. В 1722г. для контр. над д-ю Сената – генерал-прокурор, за д-ю коллег. – прокурор. Они д\б не доносить, а устранять наруш. законности в отл. от фискалов.

Внешнее выраж. в Р. абс-ма – принятие в 1721г. Петром титула «Великий». Призн. абс-ма: бюрокр-я аппар. упр. и его центр-я. Админ. реф., сопр-ся созданием иерархии учрежд. и иерархии чинов («Таб. о рангах» 1722 – о воинских, статских и придворных чинах 1ые выше остальных. 14 классов. Каждому – опр. почести), вооруженных регламентами, уставами и наставлениями, завершили формир. в Р. бюрократии. Для контр. за ними – фискалы и прокуратура.

Петровское го-во получ. назв. регулярного: все начинания на началах регламентации; го-во вмеш. в жизнь своих подданных, закрепл. их местонахожд., возможность жизнеобеспеч., сословный статус. При П.-идея всеобщего блага.

Дело царевича Алексея (сын 1й жены царя Е. Лопухиной, бежавший за границу)=> отсутствие насл. по прямой линии. 1722г. «Устав о наследии престола»: право царя назн. себе преемника, минуя старшего сына. Полит. посл-я - ? о преемнике Петра, полит. перевороты XVIII в. (ноябрь 1740. Свергнут Бирон. Регентшей объявл. Анна Леопольдовна; ноябрь 1741 – возв. гвардией Елизаветы; июнь 1762), возраст. роли гвардии. Претендент - Ек. (с 1712 – офиц. жена, с 1724 императрица), но после уличения ее в связи с В. Монсом – завещ. разорвано. 28 янв. 1725 (см. Петра) генералитет Сената гов., что завещ. нет. Ф. Прокопович, Ушаков, Толстой, Меншиков (полит. рычаги) – за Ек. Канцлер гр. И. Головин: надо обратиться к народу (отвержено стор. Ек.). Долгорукий, Голицыны (вл. в армии), Апраксин, Мусин-Пушкин – за внука ПI – Петра Алексеевича.

1b. Ек. читаа Воьтера, Дидро, Монтескье. Главн. идея – разумная орг. вл. Для Р. возможна только монарх. Цель – сдел. счастл. страну и народ. Источник реф. – самод. вл. Сенат трактов. Ек. как исполнитель, а не творец з-нов. 1767 – «Наказ уложенной комиссии» - программа реформ. Здесь цитаты из евр. соч. и отклики на них. Осн. разделы касс. устр-ва гос-ва и зак-ва. Наказ д\б донести до депутатов Улож. комиссии (во главе утвержден Бибиков, кот. подавл. восст. Пуг. в Ек. и Челяб.) доктрину преобр. – созд. разумных и просвящ. з-нов. Значение Улож. комисс.: легитимация вл. Ек. (хотели преп. Ек. титул премудрой госуарыни и матери Отечества); выясн. политич. позиции подд. по насущным вопросам; публичное оформл. просв. абс-ма. Комис. откр. возм-ть движ. к либер. полит., но консерват. х-р из-за сословного х-ра выборов и обсуждения. Для Ек. права дв-ва не самоцель. Цель-равенство всех перед з-ном.

В 1е гг. правл. Ек. Панин предост. проект учреждения Императорского совета из 6-8 ч-к для устранения влияния фаворитов. Отклонен.=> 1763 – реформа Сената (проект Панина). Из высшего гос. учр. он превращ. в совок-ть ведомств юрид. профиля. Измен. и сист. коллегий. к к. царств. петровские коллег. трансформир. (за искл. иностр. дел, военной и адмиралтейской). Это связ. с губернской реф. 1775 г., смысл кот. – укрепл. местной вл. К к. царств. кол-во губерний увелич. с 23 до 50 и они перестают носить исключит. фискальный смысл (+охранит. ф-ии). Ликв. провинции, промежут. м\у губерниями и уездами. 2-3 губ. составл. область, во главе кот. стоял наместник. Уездная админ. оказ. в руках местного дворянства (уездн. собрания). В уездах и губ. создав. сосл. суды. Т.о. – унификация орг. местн. вл., упраздн. автономии некот. окраин. Ликв. гетманство на Укр., уничт. еще Петром, но потом восстан. Неучет специф. в упр. окраин. Сохр. особенностей назв. «глупостью». Почти вдвое увелич. кол-во городов (+216) – все пункты размещ. уездной и губернской админ. были объявл. гор. Измен. их не только админ., но часто и эк. облик (напр., выросла, стала пох. на гор. Пенза). Горожане получ. свои выборные орг. вл. || ими упр.городничий, назн. првит-вом. 1785 – «Жалов. гр. городам» ввод. новую сист. гор. самоупр.: раз в 3 года «Собрание градского общества». на кот. выборы гор. головы, бургомистров, заседателей магистрата и суда. Исполн. орг. Шестигласная Дума (гор. голова и 6 гласных по 1му от каждого из разрядов гор. насел). Ш. Дума избиралась общей градской думой и вып. хоз. ф-ии. Суд. и админ. ф-ии вып. магистрат.

Т.О. правл Ек.: 1й этап просв. либ-ма 60-нач. 70х; 2й – с 75г. – период традиционной монрхии. Это связ. с Пуг. восст.+Фр. рев 1789г. Ек. не справ. с разрывом\у теорией и рос. действ-ю.

1c. АI – продолжатель полит.-адм. реф. П. и Ек. Он поним., что адм. реф. незаверш. На верхних этажах-хаос и произвол, при укрепл. нижнего. За осн. А. взял франц. опыт.+ставка на поэтапность, просчет сбаллансир. рац. сист. упр-я. Все правов. ин-ты должны раб. в четко очерч. правов. пространстве, что должно зашиш. от бюр. произвола и деспот. тенд. Миронов Б.Н. наз монархию А. правомерной, т. к. она основ. на праве.

1й этап – умеренная реформистско-консерв. д-ть.1801-появл. Непременный совет как законосовещ. орг. Нет юрид. статуса. Это место рассужд. о гос. делах=> 1810 его заменит Гос. Совет. Непрем. совет наторож. отнесся к идеям А. провозгл. полит. своб. для всех гражд. и смягчить кр. пр.=> А. опир. на Негласный комитет (1801): Кочубей, Чарторижский, Строганов, Воронцов, Новосильский. Нет единства мнен., совет не торопиться: на 1м этапе д\б админ. реф., после чего можно созд. надежные рычаги упр. и контроля за кач-вом преобр. Только затем думать о трансф. р. мон., конст-ии. В1803 Негл. ком. прекр. сущ. Ал. уже набир. опыта и действ. более выверено: 1802 видоизм. ф-ии Сената. Это главн. место, набл. за правосудием. 1809 – планы Сперанского. Он предлаг. установить для жел. поступить на гос. службу выс. образоват. ценз и отменить «Табель о рангах». А. на последнее не согласился. Экзамен по образов. привел в возмущ. чиновников. Тогда же Сп. созд. «Введение к уложению гос. з-нов»: Р.-часть Евр., д\б принцип раздел. вл., все гражд. должы получ. гражданские права. План реализации: 1810 д\б откр. Гос. совет, реализ. 2й этап министерской реф. (1й-1802-3 под эгидой Новосильцева. Коллегии заменены 8-ю министерствами. Дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Для совместного обс. дел – Комитет министров-совещат. орган) – в 1811 «Общее учреждение министерств», четко опр. их стр-ру и ф-ии. С 1810г. по плану Сп. д\б начаться преобразов. местной вл. на выб. основе. В сент.-окт. д\б пройти выборы в законод. орг. вл. и открыться Гос. Дума. Но это несостоялось, т.к. – возмущение шир. слоев (записка Карамзина). 1810г.-рубежный в реф.А. Весной 1812г. Спер. отпр. в ссылку.

2й этап царств. А. отмечен консерв. тенд. (1815-поздн. осень 25г.). Неоднозн. оценка в историогр.: советск. вр. Фадеев – реакционное вр. У А. – страсть в укрепл. личн. вл., искоренен. вольнодумства. Из этого выводился декабризм. Федоров: нараст. конс.-охр. тенд., угасание реформистских. Более мелкие этапы периода: 15-20гг. - || сущ. реф. и охр. тенд. (+18-20гг. правительственная весна – дарование констит. Польше, публичное обещ. сделать то же в Р. Разработка «Гос-венной уставной грамоты» (рос. должна стать федерат. гос-вом с 2х пал. парламентом), кот. положена под сукно – еще не время). Последние 5 лет – полное отреч. от былых планов.

После Напол. в-н А. ощущ. себя хозяином Евр., разраб. проект созд. христианской Евр. федерации, пытался смягчить разногл. м\у разными хр. ветвями. Забыл про внутр. дела Р.=> ущемлено самолюбие рос. двор. верхов=> «Союз Спасения» - за конституц. монархию, рев. тематика. Александр же, думая о Евр., захотел поднять престиж зап. губерний=>1816-18 ликв. креп. право в Прибалтике, констит. Польше (она-лицо Р. в Евр.)=> «С. благоденствия» без рев. тем.

|| с 1812г. – косерв. тенд. Жел. подтянуть пошатн. дисциплину в армии – воен. поселения+их самоокупаемость=> волнения, в1819 восст. на Укр., волн. в элитных гвард. полках, семеновском полку. 1820-21 – ряд восст. и рев. в ЗЕ (Италия, Греция, Испания)+свед. о тайных общ-вах=волна против вольнодумства. Запрещ. д-ть масонских лож, рос. чиновники пишут расписки о невыступл. против вл., внедр. тайная полиция в армии и гвардии, перлюстрация писем на почтах. Волна проверок, неск-ко суд. проц. над профессурой. Депрессия, уход в мистику.

Рез-ты: мощные адм. реф., возводящие здание Р. империи, прос. до 1917г. Никто больше не рискнет на такие масшт. преобр. в полит-адм. сфере. Реф. Ал-ра – черта под возожностями адм. реф., не посяг. на сущность императ. власти. После см. А. – династический кризис. Только неск-ко ч-к знали, что в 23г. А. передал престол Николаю, а не Константину (он женился на Иоанне Грудзинской – полячке нецарских кровей).

1d. НI – конс.-охранит., авторитарный, воен.-бюр. режим. Пайпс: восстан. вотчинные основы в упр. империей. В осн. гос. пол. Н. – его собств. предст. о гос-ве. Чужды конституц. идеи и реформы в евр. духе. Р. И Евр. – самост., сущ. на большом расст. миры. Задача- очищ. Р. от зап. заразы. Для эт. надо упрочить гос. вл., отказ от заимств. Этатизм, патернализм. Боготв. Петра I, за то, что он созд. гос-во, где император-отец. Ник.- законник. Все должны жить в четко релам. правовом пространстве. Поэт. в стр-ре Личной канцелярии орг-ся 2ое кодификац. отделение (во гл. со знатоком права Балугьянским, и раб. лошадкой Сперанским) – 15томн. свод действующих з-нов, начало раб. над угол. кодексом. Но новых з-нов нет – только наведен порядок.

Рос. истор. судьба уникальна=> покр-во Уварову, кот. реглам. воспитание по пр-пу «самод., прав., нар-ть». Призван вростить в рус. сознание ярко выраженный националистический стержень. Забота об укрепл. народной нравственности. Критерий нравств-ти для Ник. – следов. з-нам. В стенах школ нужно воспит. патриотов. Важно утв. за Р. статус великой державы. Во внешней доктрине – жандарм Европы=> Крымская в-на 1853 – 1856 гг. в Евр. воспр. на «Ура!».

Н. считал себя ответственным за укрепл. самодерж. перед Богом. Охранение религии (гонения на старообр., сектантов.

При Н. – бюрократизация упр. В 30х появился устав гражданской службы. Н. лично контр служебн. д-ть чиновников (облавы, подсматр. кто когда прих., как выглядит). Процесс милитаризации упр. (х-но для всей Евр. Образец – Пруссия): на всех важн. постах – генералы, отставные военн. Н. сравнивал жизнь гос-ва с ж. казармы, себя видел командиром воинск. части.+ тенд. централизации вл. Усилив. все рычаги личного возд. императора на жизнь страны. Этим рычагом стала Личная канцелярия. В 26г. она приобр. новый законод. статус. Ник. руков. ей лично. 1ое отдел. ведало службой и чиновничеством, 2ое – стистем-я и ревизия законод. актов, с 1845г. – 3е отдел. полит. сыска (Бенкендорф), 4е – благотв. (Мария Фед.). В рамках канцелярии соз-сь врем. комитеты, ч\з кот. осущ. подг. реформ. Т.о. роль Личн. К. резко возрастает.

При Н. – протест интеллект. элиты, появл. славяноф. и зап-в. Формируется разрыв м\у гос. вл. и обществом.

2. 60-70е гг. ХХ в. – дискуссия в ж. «Ист. СССР» и «ВИ» о термине «абс. мон.». После нее выпущ. ряд раб., объясн. осн. ресурсы абс. мон. (по бюр. – Демидова, Троицкий, финанс. сист. – Троицкий, Юхт, законод. – Омельченко, по всему – Медушевский). Они сравн. Р. монарх. и мировые ее формы. Т.о. утв. сравнит.-истор. подход. Ек. II, Ал-рI – просв. абс-м (призн. равенства всех перед з-ном, ? о роли монарха в разраб. разумных з-нов, кот. должны противост. соц. стихиям, дезорг., деспотизму) + Миронов: А.I – правомерная монарх. Павел I – авторитарный абс-м.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.55 (0.008 с.)