Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация России – реформы Петра I.

Поиск

В конце XVII в. наметились тенденции европеизации России:

активизация внешней политики и дипломатической деятельности;

интенсивное развитие внутренней и внешней торговли (принятие "Уставной таможенной грамоты" и "Новоторгового устава");

переход к мануфактурному производству;

тенденция к абсолютизму – ликвидации деятельности Земских соборов, включение в царский титул слова "самодержец";

оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательств;

реорганизация и совершенствование вооруженных сил – создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;

размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;

появление национально-консервативного и западнического течений.

 

Вместе с тем Россия отставала от Европы:

кризис в политике – борьба различных группировок за престол;

экономическое отставание;

отсутствие современной европейской армии;

отсутствие национальной медицины – нет ни одного русского врача, на всю страну одна царская аптека.

Но несмотря ни на что, Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации.

Правление Петра Великого открыло в русской истории новый период - имперский.

 

Основные реформы Петра I:

1. Создание армии нового типа:    
  – формирование армии путем рекрутских наборов:  
  • с определенного количества крестьянского населения брался один рекрут, который нес службу как рядовой, пока был здоров;
  • позже срок службы ограничивался 25 годами;
  офицерский состав комплектовался из дворян;
  профессиональная воинская службы была единственным занятием солдат и офицеров;
  замена технического обеспечения армии (разнокалиберной артиллерии орудиями строго установленного образца); соединение холодного и огнестрельного оружия (к ружью примкнули штык);
  создание военно-морского флота.
2. Реформирование государственного аппарата:
  в 1708-1710 гг. учреждение нового административного деления – страна поделена на 8 губерний во главе с губернаторами, обладавшими исполнительной и судебной властью на местах и назначаемыми императором;
  в 1711 г. создание высшего органа государственной власти России – Сената (заменил Боярскую Думу). Сенаторы во главе с генерал-прокурором назначались царем;
  в 1718-1721 гг. ликвидация приказов и учреждение коллегий; порядок их работы определялся специальным регламентом;
  – проводится налоговая реформа. Вместо подворной подати вводится подушный налог;
  в 1721 г. происходит реформа церковного управления. Создается Святейший Синод. Патриаршество фактически ликвидируется. Светская власть окончательно подчиняет себе духовную, превратив церковь в одно из госучреждений, обслуживающее государственные интересы;
  в 1721 г. царь провозглашается императором. Россия становится одной из величайших держав Европы;
  – в 1722 г. проводится реформа бюрократического аппарата. Разрабатывается "Табель о рангах" – теперь благополучие не знатность, а служба. Устанавливается 14 ступеней служебной лестницы. Получая 14 ранг можно смело продвигаться по чиновничьей лестнице вплоть до 1 ранга – фельдмаршала или канцлера. 8 ранг давал право на потомственное дворянство. Они освобождались:
  от подушной подати;
  • от рекрутской повинности;
  • от телесных наказаний;
  • могли участвовать в работе сословных органов.
  Служба была пожизненной. Чтобы побудить дворян служить в 1714 г. был принят указ "О единонаследии", запретивший дробить имения при передаче их по наследству. Принцип "годности по службе" Петр I распространил и на самого себя и на членов своей семьи. Начав службу бомбардиром, он получал очередные звания за конкретные успехи.
3. Реформирование экономики
  развивались металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность; железное и оружейное производство развивалось в старых металлургических центрах (Карелия, Тула, Липецк, Кашира, Урал);
  развивалась легкая промышленность. В 1696 г. создан Хамовный двор (ткал парусное полотно); Канатные, Портупейные, Кожевенные, Шляпные, Суконные дворы – самые передовые мануфактуры.
4. Реформирование быта и культуры  
  – бритье бород;
  – обязательное ношение венгерского или немецкого платья;
  – введение ассамблей, которые покончили с затворничеством женщин;
  – учеба дворян стала обязательной;
  – в 1714 г. был издан указ, запрещавший дворянам женится, если они не окончили хотя бы начальной школы;
  – печатаются книги новым шрифтом;
  – появляется газета "Ведомости";
  – проведение реформы летоисчисления – начало года стали исчислять не с 1 сентября, а с 1 января. Отсчет лет теперь шел не от Сотворения мира, а от Рождества Христова;
  – все поместья превращались в вотчины, т.е. в земли, находящиеся в частной собственности.
               

Специфика петровских реформ в России

1. Реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом.

2. Реформаторская деятельность Петра I имела насильственный характер. Темпы преобразования зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством.

3. Одни преобразования неизбежно влекли за собой другие.

4. Экономические реформы определялись учением меркантилизма, поощрявшего развитие промышленности и накопление средств за счет активного баланса внешней торговли (т.е. преобладание вывоза товаров за границу над ввозом). Основной частью политики являлся протекционизм – экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальную экономику от иностранной конкуренции посредством введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары.

Таможенный тариф 1724 г. был протекционистский. Чем больше товаров выпускали российские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе аналогичных товаров из-за границ

5. Мануфактуры, основанные на крепостном труде, к концу XVIII в. стали тормозом экономического развития.

6. Комплекс административных реформ позволил централизовать систему управления страной. Ее структура, функционирование, бюрократия остались неизменными вплоть до начала XX в.

7. В процессе проведения податной реформы было образовано новое сословие государственных крестьян – черносошные крестьяне Севера, кошенные люди Сибири, ясачные люди Среднего Поволжья.

8. Реформы подтвердили привилегированное положение дворянского сословия, но и оно испытало на себе всю тяжесть госпреобразований.

9. Церковная реформа поставила церковь под контроль государства.

10.Реформы позволили обществу развиваться более быстрыми темпами навстречу Европе, однако было создано "регулярное" государство, т.е. государство бюрократическое, основанное на слежке, шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, возрастает роль монарха, его влияние на общество. Формируется идеология и практика этатизма.

Итак, цель нашей контрольной работы достигнута, нами были отражены основные этапы реформистской политики Петра 1 и роль реформ в модернизации.

Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.

Одни считают, что “реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил." Другие полагают, что он “насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России”. Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.

Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое использованное им орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса и модернизации. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I - великим государственным деятелем.

18) Основные черты внутренней политики Екатерины Великой:

1. «Просвещенный абсолютизм» – политика смягчения законов и гуманизации общества при сохранении самодержавной власти. Сама Екатерина переписывалась с лучшими европейскими философами того времени – Вольтером, Дидро и др. и финансировала их, чем обеспечила себе блестящую рекламу в глазах европейского общественного мнения. При этом попытка серьезных либеральных реформ, с целью которых Екатерина в 1767 г. созвала выборную Уложенную комиссию от представителей всех свободных сословий, вызвала сопротивление дворянства и не осуществилась.

2. Окончательное превращение дворянства в исключительно привилегированное сословие, основными вехами которого стали манифест «о вольности дворянства» 1762 г., отменивший обязательную службу дворян, и предоставление дворянству с 1785 г. выборного корпоративного самоуправления в губерниях и уездах во главе с выборными предводителями дворянства. Не случайно дворяне прозвали царствование Екатерины «золотым веком». Ряд крупных историков (С.М. Соловьев и др.) рассматривали эти шаги как прогрессивное явление и начало либерализации общественной жизни; однако одним из результатов этого стало постепенное превращение дворянства в паразитическое сословие, жившее за счет труда крепостных крестьян.

3. Реформы местного управления (1775–1785), упорядочившие административно-территориальное деление страны и положившие начало выборному городскому самоуправлению по сословному признаку.

4. Секуляризация (конфискация в пользу государства) земель церкви (1764).

5. Пик крепостного права (юридическая власть помещиков над крестьянами, запрет крестьянам жаловаться на помещиков, массовое раздаривание государственных земель фаворитам любвеобильной императрицы), и как следствие – крупнейший казацко-крестьянский бунт самозванца Е. Пугачева (выдававшего себя за убитого Петра III) на Волге и Урале 1773–1774 гг.

6. В промышленности – наоборот, рост числа мануфактур, основанных на наемном труде, что означало вызревание капиталистических отношений в недрах феодализма.

7. При внешнем блеске двора и столицы, затмившем всю Европу, – падение придворных нравов, практически открытый разврат и фаворитизм, чему задавала тон сама императрица.

8. Зарождение дворянского либерализма – общественно-политического направления, ставившего целью развитие свободных начал в экономике, политике и культуре (среди первых представителей – граф Н.И. Панин, драматург Д.И. Фонвизин и др.).

 

 

19) Что представлял собой крестьянский вопрос в XIX в.? Как он решался

 

Правительственное решение крестьянского вопроса в первой половине XIX века

В первой половине XIX в. Россия еще оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне, большинство которых принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и, следовательно, их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство менее эффективным. Назревшая необходимость изменения существующего положения стала очевидной уже во второй половине XVIII в. В начале XIX в. правительство попыталось прикрыть наиболее порицаемые обществом формы крепостничества. Так, было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных, в 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах.

При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Крестьяне выражали свое недовольство волнениями (как отмечает Корнилов, за время царствования Николая I насчитывают не менее 556 крестьянских волнений, часто – целых сел и волостей[1]), большую часть которых пришлось усмирять не простыми полицейскими средствами, т. е. путем выезда полицейского начальства и порки крестьян, а путем вызова воинских команд, часто кровопролитием. Это показывает, что действительно спокойно на эту ситуацию смотреть нельзя было даже с точки зрения государственной безопасности. Поэтому крестьянский вопрос занимал далеко не последнее место в царствование Николая I. Для поиска средств к улучшению положения крестьян несколько раз созывались Секретные комитеты, членами которых были высшие государственные чиновники по выбору императора, связанные подпиской о неразглашении сведений о своих занятиях. Император ставил перед Секретными комитетами вопросы, связанные как с выработкой общих принципов переустройства деревни, так и с созданием частных законодательных актов. Комитеты возникали по усмотрению императора, и деятельность большинства из них была бесплодной.

Следует обратить внимание на отношение самого Николая I к данной проблеме. Крестьянский вопрос император понимал, прежде всего, как вопрос об отмене крепостного права, об освобождении крестьян. При этом опыт показывал, что освобождение крестьян не сопровождаемое наделением их землей в значительной мере ухудшает их экономическое положение. Крестьян можно было освободить только в том случае, если они будут наделяться частью земель, принадлежащих помещику. Однако Николай I был убежден в том, что земля является частной собственностью дворян по закону, а нарушить закон император не мог, т. к. считал это несовместимым с достоинством монарха.

В итоге главным инструментом смягчения социальной напряженности при Николае I стала мелочная регламентация отношений между помещиками и крепостными крестьянами. При нем было издано больше указов для защиты крестьян от помещиков, чем при его предшественниках: всего 108 с 1826 по 1855 гг. Таким образом, на протяжении его царствования выстраивалась система законодательных запретов, призванная показать правительственную заботу о крестьянах и ограничить помещичий произвол. Например, было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был принят закон, запретивший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права покупать крестьян. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», продолживший линию, намеченную указом 1803 г.[2], но при этом новый указ сохранил рекомендательный характер. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности, т. е. работать на барщине или платить оброк. Правительство также пыталось вмешаться во взаимоотношения помещиков и крестьян. В западных губерниях вводились инвентари, регламентировавшие размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян.

В целом же политика правительства в области крестьянского вопроса при Николае I значимых результатов не принесла.

Крестьянская реформа 1861 года

 

Указы и законы о крестьянах, изданные в первой половине XIX века, были необязательны для помещиков и находили крайне ограниченное применение. Для того чтобы правительство вплотную приступило к отмене крепостного права, необходимо было такое крупное потрясение как Крымская война 1853 – 1856 гг.

Крымская война способствовала углублению существующего кризиса, придав ему всеобъемлющий характер, показала, что именно крепостное право является главной причиной экономической и военно-технической отсталости страны. Перед Александром II, вступившим на престол в 1855 году, встали острые экономические и политические задачи: разрешить острые социальные проблемы, выйти из тяжелого экономического кризиса и сохранить положение России как одной из ведущих держав мира. О том, что крепостное право в России необходимо искоренить, заявляли и иностранцы. Так, в июне 1857 года прусский экономист Август Гакстгаузен подал министру иностранных дел России А. М. Горчакову записку, в которой писал: «Вопрос освобождения крестьян, будучи специальным вопросом для России, есть вместе с тем и политический, и притом самый важный не только в отношении России, но и для всей Европы»[3]. И далее: «Я говорю это, дабы напомнить, что России нельзя останавливаться на полпути, что невозможно важнейшие вопросы народного существования предоставить их собственному развитию, но что правительство обязано первое принять в них обдуманное и деятельное участие, дабы события, опередив его, не завладели браздами и не вырвали от него уступок, которые повлекли бы его к падению»[4]. Мы видим, что опасность крестьянской («социальной») революции была столь велика, что о ней говорили не только в России, но и за ее пределами. Именно поэтому медлить с проведением реформы освобождения крестьян было нельзя.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. В этой речи император, упомянув о нежелании дать свободу крестьянам сейчас, вынужден был заявить о необходимости в принципе приступить к подготовке реформы их освобождения, заметив, что отменить крепостное право лучше «сверху».

Однако в течение всего 1856 года в указанном направлении практически ничего сделано не было, кроме того, что были предприняты попытки выяснить отношение дворянства к предстоящей реформе и добиться инициативы последних в намечаемом деле. В конце 1856 года император писал великой княгине Елене Павловне, которая заявила о своем намерении освободить крестьян в принадлежавшем ей имении Карловка Полтавской губернии: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян»[5]. Стоит отметить, что подавляющее большинство российского дворянства было крепостнически настроенным и выступало против каких-либо серьезных реформ. Поддержку императору оказывала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения. В 1855 – 1857 гг. эти люди выступили с различными проектами отмены крепостного права, предусматривавшими разные условия освобождения крестьян, что определялось в значительной мере различием интересов самих помещиков в зависимости от конкретных местных условий ведения помещичьего хозяйства. Несмотря на все различия, объединяло эти проекты стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков, самодержавный политический порядок, но с учетом новых социально-экономических процессов. Главной же целью подобного рода проектов было предотвращение новой «пугачевщины» в стране: опасность крестьянского восстания рассматривалась как один из важных аргументов проведения реформы освобождения крестьян.

Разработка практических основ крестьянской реформы была поручена сначала Министерству внутренних дел. Летом 1856 года А. И. Левшин[6] представил «Записку» с изложением принципов этой реформы: за помещиком сохранялось право собственности на всю землю в имении, включая крестьянскую; при освобождении земля предоставлялась крестьянам, за что они должны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка. Иными словами, крестьяне по реформе должны были получить личную свободу и в пользование (а не в собственность) – землю.

3 января 1857 года по указанию Александра II был образован Секретный комитет[7], которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако сама идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков, комитет же, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа. Членам Секретного комитета было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам император вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях. При этом он, как и ранее, стремился добиться от помещиков, чтобы те сами проявили инициативу в деле подготовки реформы. Первыми изъявили свое согласие помещики трех губерний – Виленской, Ковенской и Гродненской. 20 ноября 1857 года последовал рескрипт генерал-губернатору этих губерний В. И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губернских комитетов и одной общей комиссии для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В основу рескрипта Назимову, а вскоре и последовавшего циркуляра министра внутренних дел были положены принципы, изложенные ранее в «Записке» А. И. Левшина и одобренные Александром II. Аналогичные рескрипты в течение 1858 года были даны и остальным губернаторам.

16 января 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством Александра II. 4 марта 1859 года при комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. Одна из комиссий должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах…», другая – «местные положения» об их поземельном устройстве применительно к крупным регионам с учетом их особенностей. Фактически же обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование – Редакционные комиссии.

Данный орган, формально числясь при Главном комитете, фактически пользовался самостоятельностью, поскольку подчинялся непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. Председателем комиссий был назначен Я. И. Ростовцев[8], а после его смерти в 1860 году – министр юстиции В. Н. Панин[9].

Обилие разнообразной документации, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 года при Центральном статистическом комитете министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем отдела был назначен уже упоминавшийся выше Левшин, позже – Н. А. Милютин, один из деятелей, позже сыгравших немалую роль и в Редакционных комиссиях.

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные личными интересами местного дворянства: высказывались предложения ввести бессрочное временнообязанное состояние крестьян, пожелания в случае прекращения данного состояния вернуть помещикам крестьянские наделы. Редакционные комиссии не пошли навстречу данным притязаниям дворянства, хотя и в самих комиссиях не было единства: не утихала борьба по вопросам о конкретных размерах наделов и повинностей, функциях крестьянского самоуправления. Кроме того, депутаты Редакционных комиссий сами являлись помещиками, и это также приводило к противоречиям. Ростовцев писал 23 октября 1859 года Александру II: «Главное противоречие состоит в том, что у комиссий и у некоторых депутатов разные точки исхода: у Комиссий государственная необходимость и государственное право; у них право гражданское и интересы частные. <…> Смотря с точки гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима.

Огромное число врагов реформы, не уясняя себе этой неотложной необходимости, обвиняет, и словесно и письменно, Редакционные комиссии в желании обобрать дворян, а иные даже и в желании произвести анархию, называя некоторых из членов Комиссий красными»[10]. Далее Ростовцев сообщает: «Желать обобрать дворян было бы мыслью и бесчестною и бесцельною, тем более что 8/10 из членов Комиссий суть сами помещики, а некоторые из них весьма богаты»[11].

В августе 1859 года проект «Положений о крестьянах» был Редакционными комиссиями в целом подготовлен. В конце августа 1860 года в Петербург были вызваны 36 депутатов от 21 губернского комитета, в феврале 1860 года – 45 депутатов от остальных 25 комитетов для обсуждения подготовленного проекта. При этом активность вызванных депутатов была практически запрещена: им запретили подавать коллективные прошения, представления и даже сообщаться между собой, за чем следила полиция. Тем не менее, вызванные депутаты подвергли деятельность Редакционных комиссий резкой критике, считая размеры крестьянских земельных наделов завышенными, повинности – заниженными. Мнения эти были учтены при подготовке окончательного проекта реформы.

Вместе с тем, при подготовке реформы нельзя было не учитывать мнения и самих крестьян, выражавших свое нетерпение затянувшимся решением крестьянского вопроса. Большое впечатление на правительство оказало так называемое «трезвенное движение»[12] в 1859 году. На одном из заседаний Редакционных комиссий Ростовцев заявил: «Если у нас за бутылку полугара происходили бунты, то что же произойдет, если мы отрежем десятину?»[13].

10 октября 1860 года Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где обсуждался до 14 января 1861 года. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков (это выразилось в понижении норм крестьянских наделов для некоторых местностей и увеличении оброка в промышленных местностях). 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение Государственного совета. Открывая заседание Госсовета, император указал на необходимость скорейшего завершения реформы. Наконец, 19 февраля «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» были подписаны Александром II и получили силу закона. Одновременно император подписал Манифест об освобождении крестьян[14], обнародование же подписанных документов происходило с 5 марта (в Москве и Петербурге) до 2 апреля (на местах).

По Манифесту крестьяне получили личную свободу, которой добивались в течение долгого периода времени. При этом в Манифесте указывалось, что «дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей»[15]. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись права по надзору за поведением крестьян, вышедших из крепостной зависимости, «с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов»[16].

Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю: «Земли, дома и вообще недвижимые имущества, приобретенные крестьянами в прежнее время на имя их помещиков, укрепляются за крестьянами или их наследниками окончательно»[17], говорится в «Положении…», но только «по утверждении за ними сих имуществ самими помещиками или решением мирового учреждения, на основании особых правил, при сем приложенных»[18].

В течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки: до истечения этого срока крестьянам и дворянам предписывалось «пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности»[19]. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние.

Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. При этом цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Для того чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 годах реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к Манифесту об отмене крепостного права отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений.

 

20) значение восстания декабристов и его влияние на внутреннюю политику Николая I.

Движение декабристов стало первым революционным движением в России. По социальному составу декабристы были дворянами - наиболее образованным, политически зрелым социальным слоем России того времени. В основе их взглядов лежало неприятие крепостного права и самодержавия. Бурный рост политического самосознания будущих революционеров происходил в период Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Офицеры- декабристы видели героизм своего народа. За рубежом они познакомились с революционными традициями Европы, с идеями Просвещения.

В России же последовал период реакции, утверждался режим аракчеевщины с её военными поселениями, бессмысленной муштрой и побоями в армии, насаждением религии в образовании, репрессиями против свободомыслящих людей.

Первая декабристская организация - " Союз спасения " - возникла в 1816 году. Среди её членов были А.Н.Муравьёв, С.И. и М.И.Муравьёвы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушин, П.И.Пестель. Основная цель общества - уничтожение крепостного права и введение конституции. Уже в 1817 году члены "Союза" планировали переворот и цареубийство, однако ограниченность сил побудила их к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 году в Москве был создан " Союз благоденствия ", насчитывавший около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий. Но ни тот, ни другой не устраивали радикально настроенных членов тайного общества, тем более, что правительству стало известно о существовании "Союза". В январе 1821 года общество было распущено.

В том же году возникли две тайные декабристские организации. На Украине возникло " Южное общество ", во главе которого стал герой Отечественной войны 1812 года Павел Пестель. Он составил программный документ "Русскую правду". " Русская правда " требовала провозглашения России республикой, уничтожения сословий, введения представительного строя. Документ гарантировал демократические свободы, провозглашал независимость Польши. Земельный вопрос предполагалось решить за счёт передачи в общественный фонд церковных и казённых земель. Крестьяне освобождаются с наделением их землёй. Высшая законодательная власть принадлежит "Народному вече". Объявлялись гражданские свободы: слова, собраний, печати и так далее.

В Петербурге было образовано " Северное общество ", имевшее отделение в Москве. "Северное общество" возглавляла Дума из трёх человек: Н.М.Муравьёва, С.П.Трубецкого, Е.П.Оболенского. С 1823 года активную роль в обществе играл К.Ф.Рылеев. Программный документ "Северного общества" - "Конституцию" - составил Никита Муравьёв.

" Конституция " была ещё умереннее "Русской правды". По ней в России вводилась конституционная монархия. Высшая законодательная власть при



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.220 (0.014 с.)