ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЦЕРКВИ (XVIII — начало XIX в.)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЦЕРКВИ (XVIII — начало XIX в.)



Церковное управление

 

Еще в 1649 г. был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью подчинить Церковь своей юрисдикции. Борьба была жестокой: в 1677 г. Монастырский приказ упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролировавшим и управлявшим духовенством, церковными вотчинами и их населением.

В 1700 г. в России упразднено патриаршество. В1721 г. была создана Духовная коллегия, стоявшая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа — Святейший правительствующий Синод). Однако расширения компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая самостоятельность Церкви сохранялась, особенно на уровне местных органов.

В 1726 г. была предпринята неудачная попытка разделить Синод на два департамента: первый, состоявший из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими делами Церкви; второй, состоявший из светских чиновников, должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления.

В 1744 г. архиерейские домовые правления (исполнительные органы архиереев в епархиях) были преобразованы в консистории. В них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находились пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.

Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и Церкви требовали правовой регламентации имущества Церкви и правового статуса духовенства. Необходимо было решить вопросы административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 гг.

Еще Петр I в 1720 г., закрыв Монастырский приказ, вернул многие земли монастырей в хозяйственное управление архимандритов и игуме-

нов. Но 20-летняя практика управления церковными землями, которую осуществлял Монастырский приказ (1770—1720), не прошла даром церковное хозяйственное управление стало восприниматься как производное, осуществляемое с санкции государства и находящееся под его контролем. Готовились предпосылки для секуляризации церковных имуществ.

В 1723 г. учреждена Камер-контора Синодального правления, преобразованная в 1726 г. в Коллегию экономии Синодального правления. На нее возлагался сбор недоимок с церковных имений. В1738 г. Коллегия из ведения Синода была передана в ведение Сената, в 1744 г. вновь возвращена Синоду под названием Синодальная канцелярия экономического правления. За этими переменами стоял один факт — хозяином церковных имуществ становилось государство, Синод был лишь управителем.

 

Секуляризация церковных имуществ

Учрежденная в 1757 г. Конференция при Высочайшем дворе начала подготовку секуляризации. Указом, изданным в том же году, предписывалось: передать управление архиерейскими и монастырскими имениями отставным офицерам, «переложить деревни помещичьи оклады», учредить на собранные с церковных имений деньги инвалидные дома и на проценты с них содержать отставных военных. Императрица Елизавета Петровна подчеркивала при этом, что управление имуществами отвлекает церковных иерархов от их основных задач. В 1760 г. Сенат образовал специальную комиссию для разбора крестьянских жалоб на хозяйственную деятельность и управление их духовных господ.

Петр III предпринял меры, направленные на углубление церковной реформы: усилился государственный надзор за управлением церковными вотчинами, ограничивались права духовенства в сфере хозяйствования, устранялось участие Синода в сенатских конференциях по разбору жалоб церковных людей.

В марте 1762 г. вышел указ о полной секуляризации церковных недвижимостей, коллегия экономии передавалась в ведение Сената. Участки церковных земель, находившиеся в фактическом владении крестьян, отдавались в их собственность.

Екатерина II Указом от ноября 1762 г. учредила Особую комиссию, в состав которой вошли духовные и светские лица и которая была призвана осуществить ликвидацию церковных поместий. В качестве исполнительного органа при Комиссии вновь была воссоздана Коллегия экономии, но уже без всякого участия духовенства. Не были включены представители духовенства и в комиссию, созданную для составления проекта нового Уложения (1767).

 

Государство и Церковь

 

После смерти Петра I контроль над Синодом стал осуществлять Верховный тайный совет. В 1726 г. этот совет своим манифестом разделил Синод на два департамента. Первый, состоявший из архиреев, управлял духовными делами, второй, состоявший из светских чиновников, — судом, хозяйством и администрацией патриарших вотчин, отчитываясь не перед Синодом, а перед Сенатом. Тогда же из названия Синода было изъято слово «правительствующий», а вместо обер-прокурора надзор за Синодом стал осуществлять просто прокурор.

В царствование Анны Иоанновны (1730—1740) Синод подчинили Кабинету министров, заменившему Тайный совет. В 1738 г. второй департамент Синода преобразовали в Коллегию экономии, сугубо бюрократическую структуру. В это время идеолог петровской реформы Ф. Прокопович инициировал целый ряд судебных процессов против православных священников. Правительство находившееся под сильным влиянием немецкой лютеранской партии во главе с Остерманом, отбирало в казну монастырские имущества, сами монастыри закрывались, множество церковных людей отдавались в рекруты и крепостные.

Ситуация изменилась при Елизавете Петровне (1741—1760). Была объявлена амнистия духовным лицам, Синоду возвращаются права управления церковными имуществами и суда, в его составе создается Канцелярия синодального экономического правления. Восстанавливается должность обер-прокурора и возрастает его роль. В епархиях создается система консисторий, в которых решающую роль стали играть секретари, назначаемые обер-прокурором, власть последнего весьма усиливается.

Вместе с тем в 1765 г. при дворе императрицы создается специальная Конференция, начавшая подготовку секуляризации церковных земель. Предполагалось эти имущества передать в управление чиновникам, церковные деревни передать в помещичьи оклады, изъять с монастырей средства на содержание отставных военных, инвалидных домов и т.п. Проект не был реализован, секуляризация не состоялась, но церковные крестьянские дворы были обложены постоянной податью. За монастырями сохранились некоторые прежние права и льготы (освобождение от постоев и полицейских повинностей, восстановление права постригаться в монашество разным категориям лиц и пр.).

В царствование Петра III (1761—1762) проводится окончательная секуляризация церковных земель, издаются указы о государственном контроле за церковными вотчинами, об ограничении вотчинных прав духовенства. В марте 1762 г. император подписал указ о полной секуляризации церковных недвижимостей.

Екатерина II (1762—1796) сразу же после восшествия на престол создала комиссию по учету доходов церковных вотчин. По материалам комиссии в феврале 1764 г. был издан манифест об упразднении поместного землевладения церковных учреждений, церковные земли передавались в ведение сенатской Коллегии экономии. Архиерейские дома (епископские кафедры) передавались на государственное жалование. Резко сокращалось число монастырей, сократилась юрисдикция церковного суда (у него были изъяты дела о богохульстве, нарушение литургии, колдовстве и суеверии). Екатерина II отвергла концепцию «симфонии властей» (духовной и светской) и довела секуляризационную политику Петра I до ее завершения. Многие этические, нравственные принципы, содержавшиеся в церковной практике и законодательстве, были переложены в рамки полицейского управления и полицейское законодательство (Наказ управе благочиния 1782 г.), которым и поручалось воспитание народа.

При Павле I (1796—1801) положение Церкви было облегчено. Указами 1797 и 1799 гг. увеличиваются оклады приходскому священству, оно было освобождено от телесных наказаний, прекратился набор духовных лиц в армию, были увеличены размеры выделяемых архиерейским домам земель и угодий, в особое ведомство было выделено военное духовенство.

Во время правления Александра I (1801—1825) государственная регламентация церковной жизни усилилась. Только теперь она переместилась в сферу идеологии: много внимания уделялось профессиональной подготовке священнослужителей, была сделана попытка слияния государственной политики и религиозно-мистических ценностей (Александр I был инициатором создания Священного союза совместно с австрийским императором и прусским королем, Союза, целью которого было осуществление христианской политики в Европе), проведения теократических государственных идей в жизнь. Мистическая, прокатолическая ориентация императора затрудняла существование православной Церкви.

 

Законы о Церкви

При Николае I (1825—1855) православное вероисповедание стало носить официальный характер и считалось основой самодержавной власти. Влияние христианской идеи отразилось в составление Свода законов Российской империи (1832) и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845).

Указы и законы, относившиеся к Церкви, помещались в I томе Свода законов.

В области семейного права закон устанавливал запрет для православных вступать в брак с иноверцами (нехристианами) и ограничения при вступлении в брак с инославными (представителями других христианских неправославных конфессий). Иноверцам запрещалось усыновлять христиан, торговать иконами и другими предметами культа.

Раскольники и евреи могли отводиться от дачи свидетельских показаний под присягой, на них распространялись ограничения при сделках с недвижимостью.

С XVIII в. в юридической практике использовался термин «злодейство», под которым понимались: богохульство, церковный мятеж, хула на государя, разбой, убийство, кража с поличным.

По Уложению о наказаниях (1845) преступления против веры делились на чисто религиозные (богохульство, оскорбление святыни, совращение и пр.) и смешанного характера (святотатство, убийство священнослужителей, лжеприсяга, вскрытие могилы и проч.). Во втором случае религиозный момент играл роль отягчающего обстоятельства.

За богохульство и совращение полагалось наказание в виде каторжных работ разных сроков (за совращение в другие христианские религии или раскол — ссылка). Имущество самих совращенных поступало под опеку, прерывалась их родительская власть (совращенные в нехристианство лишались прав состояния). Принадлежавшие к еретическим «изуверским и фанатическим» (в современной нам терминологии — тоталитарным) сектам лишались прав состояния и ссылались в Сибирь.

По Уложению наказывались также ложные чудеса, религиозное самозванство, колдовство, кликушество и святотатство (кража церковных предметов).

Уложение предусматривало применение церковных наказаний в качестве дополнительных (публичная епитимья, внушение). Священнослужители были подсудны церковному суду при нарушении ими духовных обязанностей, что было предусмотрено Уставом духовных консисторий.

В царствование Николая I велась активная антираскольническая и антисектантская политика: духоборы, молокане и другие сектанты подвергались высылке в Закавказье и Восточную Сибирь. Все раскольники и сектанты были распределены по трем группам: раскольники, «приемлющие священство»; беспоповцы, «признающие брак и молящиеся за царя»; раскольники, не признающие брака и не молящиеся за царя, и все сектанты (духоборы, молокане, хлысты, скопцы и др.).

В ходе реформ Александра II (1855—1881) был поставлен вопрос о церковной реформе, предполагалось созвать Поместный Собор русской Церкви. В1865 г. обер-прокурор Синода Д. А. Толстой предложил перестроить церковные суды на основах гражданского, светского судопроизводства. В светском ключе была проведена реформа церковных школ.

Указами 1867 и 1868 гг. ликвидировалась наследственность церковных мест, в 1869 г. дети священников зачислялись в светское звание (дворянское, мещанское или сельское).

С 1842 г. Министерство внутренних дел усилило преследование раскольников (запрет строить молитвенные дома, занимать общественные должности, записываться в купеческие гильдии и т.п.). В 1853 г. был образован особый отдел по делам о раскольниках.

Правительство Александра II смягчает эту политику: были разрешены браки раскольников, сокращено число всевозможных административных ограничений.

При Александре III (1881—1894) государство оказывало существенную материальную помощь духовенству и церковным учреждениям, особенно военному духовенству. Началось возрождение церковно-приходских школ и внедрение религиозных основ в общее образование, широко развивалось церковно-издательское дело.

С 1883 г. раскольникам было разрешено выдавать паспорта, заниматься промыслами и торговлей, Занимать общественные должности и совершать религиозные службы.

 

Империя и Церковь

 

Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе:

император стал источником и носителем высшей власти в православной Церкви, власть Церкви стала производной от государственной;

император осуществлял свою власть в Церкви в рамках государственного законодательства;

Святейший Синод стал органом распорядительной власти императора;

церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Государственная власть монарха была поставлена над Церковью.

Разработка положений о Церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

Правовой статус других вероисповеданий и церквей полагался ограниченным, их проповеди (не вероисповедание) запрещались.. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства.

Приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. Они облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.

В области брачно-семейных прав православные получали определенные Привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались православными.

Наступление государства на имущественные права Церкви выразилось в ограничении прав собственности Церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше 900 тыс. душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии.

Из 26 епархий только три оставались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только пятая часть доходов с прежних земель отводилась на содержание Церкви.

В Наказе Екатерины II (1766) наряду с тремя общественными слоями (дворянство, «средний род людей», крестьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался принцип свободы вероисповедания. Ограничено было и участие духовных лиц в работе Уложенной комиссии, высказывались даже предложения о полном упразднении Синода и замене его чисто государственным органом по делам церковного управления. Сокращалось влияние церковных судов и давалась четкая регламентация их полномочий, чисто юридические принципы вытесняли нормы церковные и нравственные. Многие правонарушения, касавшиеся Церкви, приравнивались к должностным, общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. Зато причастность духовного лица к преступлению рассматривалась как отягчающее обстоятельство.

 

Церковное право и суд

 

Проекты, выработанные в Уложенной комиссии, определили дальнейшее развитие законодательства о Церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.

На «разборе» 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должности и священно- и церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет, призвали и армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священности жителей.

С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. отменены телесные наказания для духовных лиц.

В начале XIX в. правительство стремилось создать собственным идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в Центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создано Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. Министерство ликвидировалось.

Во второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Синода переданы некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-х гг. в непосредственное ведение обер-прокурора перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. созданы особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору.

Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления был изолирован от местного аппарата, утратив хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе Церковь, сохранив ее в качестве центра идеологической системы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.019 с.)