Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в правовом положении Церкви (XVIII — начало XIX В. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Церковное управление
Еще в 1649 г. был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью подчинить Церковь своей юрисдикции. Борьба была жестокой: в 1677 г. Монастырский приказ упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролировавшим и управлявшим духовенством, церковными вотчинами и их населением. В 1700 г. в России упразднено патриаршество. В1721 г. была создана Духовная коллегия, стоявшая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа — Святейший правительствующий Синод). Однако расширения компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая самостоятельность Церкви сохранялась, особенно на уровне местных органов. В 1726 г. была предпринята неудачная попытка разделить Синод на два департамента: первый, состоявший из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими делами Церкви; второй, состоявший из светских чиновников, должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления. В 1744 г. архиерейские домовые правления (исполнительные органы архиереев в епархиях) были преобразованы в консистории. В них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находились пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода. Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и Церкви требовали правовой регламентации имущества Церкви и правового статуса духовенства. Необходимо было решить вопросы административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 гг. Еще Петр I в 1720 г., закрыв Монастырский приказ, вернул многие земли монастырей в хозяйственное управление архимандритов и игуме- нов. Но 20-летняя практика управления церковными землями, которую осуществлял Монастырский приказ (1770—1720), не прошла даром церковное хозяйственное управление стало восприниматься как производное, осуществляемое с санкции государства и находящееся под его контролем. Готовились предпосылки для секуляризации церковных имуществ. В 1723 г. учреждена Камер-контора Синодального правления, преобразованная в 1726 г. в Коллегию экономии Синодального правления. На нее возлагался сбор недоимок с церковных имений. В1738 г. Коллегия из ведения Синода была передана в ведение Сената, в 1744 г. вновь возвращена Синоду под названием Синодальная канцелярия экономического правления. За этими переменами стоял один факт — хозяином церковных имуществ становилось государство, Синод был лишь управителем.
Секуляризация церковных имуществ Учрежденная в 1757 г. Конференция при Высочайшем дворе начала подготовку се куляризации. Указом, изданным в том же году, предписывалось: передать управление архиерейскими и монастырскими имениями отставным офицерам, «переложить деревни помещичьи оклады», учредить на собранные с церковных имений деньги инвалидные дома и на проценты с них содержать отставных военных. Императрица Елизавета Петровна подчеркивала при этом, что управление имуществами отвлекает церковных иерархов от их основных задач. В 1760 г. Сенат образовал специальную комиссию для разбора крестьянских жалоб на хозяйственную деятельность и управление их духовных господ. Петр III предпринял меры, направленные на углубление церковной реформы: усилился государственный надзор за управлением церковными вотчинами, ограничивались права духовенства в сфере хозяйствования, устранялось участие Синода в сенатских конференциях по разбору жалоб церковных людей. В марте 1762 г. вышел указ о полной секуляризации церковных недвижимостей, коллегия экономии передавалась в ведение Сената. Участки церковных земель, находившиеся в фактическом владении крестьян, отдавались в их собственность. Екатерина II Указом от ноября 1762 г. учредила Особую комиссию, в состав которой вошли духовные и светские лица и которая была призвана осуществить ликвидацию церковных поместий. В качестве исполнительного органа при Комиссии вновь была воссоздана Коллегия экономии, но уже без всякого участия духовенства. Не были включены представители духовенства и в комиссию, созданную для составления проекта нового Уложения (1767).
Государство и Церковь
После смерти Петра I контроль над Синодом стал осуществлять Верховный тайный совет. В 1726 г. этот совет своим манифестом разделил Синод на два департамента. Первый, состоявший из архиреев, управлял духовными делами, второй, состоявший из светских чиновников, — судом, хозяйством и администрацией патриарших вотчин, отчитываясь не перед Синодом, а перед Сенатом. Тогда же из названия Синода было изъято слово «правительствующий», а вместо обер-прокурора надзор за Синодом стал осуществлять просто прокурор. В царствование Анны Иоанновны (1730—1740) Синод подчинили Кабинету министров, заменившему Тайный совет. В 1738 г. второй департамент Синода преобразовали в Коллегию экономии, сугубо бюрократическую структуру. В это время идеолог петровской реформы Ф. Прокопович инициировал целый ряд судебных процессов против православных священников. Правительство находившееся под сильным влиянием немецкой лютеранской партии во главе с Остерманом, отбирало в казну монастырские имущества, сами монастыри закрывались, множество церковных людей отдавались в рекруты и крепостные. Ситуация изменилась при Елизавете Петровне (1741—1760). Была объявлена амнистия духовным лицам, Синоду возвращаются права управления церковными имуществами и суда, в его составе создается Канцелярия синодального экономического правления. Восстанавливается должность обер-прокурора и возрастает его роль. В епархиях создается система консисторий, в которых решающую роль стали играть секретари, назначаемые обер-прокурором, власть последнего весьма усиливается. Вместе с тем в 1765 г. при дворе императрицы создается специальная Конференция, начавшая подготовку секуляризации церковных земель. Предполагалось эти имущества передать в управление чиновникам, церковные деревни передать в помещичьи оклады, изъять с монастырей средства на содержание отставных военных, инвалидных домов и т.п. Проект не был реализован, секуляризация не состоялась, но церковные крестьянские дворы были обложены постоянной податью. За монастырями сохранились некоторые прежние права и льготы (освобождение от постоев и полицейских повинностей, восстановление права постригаться в монашество разным категориям лиц и пр.). В царствование Петра III (1761—1762) проводится окончательная секуляризация церковных земель, издаются указы о государственном контроле за церковными вотчинами, об ограничении вотчинных прав духовенства. В марте 1762 г. император подписал указ о полной секуляризации церковных недвижимостей. Екатерина II (1762—1796) сразу же после восшествия на престол создала комиссию по учету доходов церковных вотчин. По материалам комиссии в феврале 1764 г. был издан манифест об упразднении поместного землевладения церковных учреждений, церковные земли передавались в ведение сенатской Коллегии экономии. Архиерейские дома (епископские кафедры) передавались на государственное жалование. Резко сокращалось число монастырей, сократилась юрисдикция церковного суда (у него были изъяты дела о богохульстве, нарушение литургии, колдовстве и суеверии). Екатерина II отвергла концепцию «симфонии властей» (духовной и светской) и довела секуляризационную политику Петра I до ее завершения. Многие этические, нравственные принципы, содержавшиеся в церковной практике и законодательстве, были переложены в рамки полицейского управления и полицейское законодательство (Наказ управе благочиния 1782 г.), которым и поручалось воспитание народа. При Павле I (1796—1801) положение Церкви было облегчено. Указами 1797 и 1799 гг. увеличиваются оклады приходскому священству, оно было освобождено от телесных наказаний, прекратился набор духовных лиц в армию, были увеличены размеры выделяемых архиерейским домам земель и угодий, в особое ведомство было выделено военное духовенство. Во время правления Александра I (1801—1825) государственная регламентация церковной жизни усилилась. Только теперь она переместилась в сферу идеологии: много внимания уделялось профессиональной подготовке священнослужителей, была сделана попытка слияния государственной политики и религиозно-мистических ценностей (Александр I был инициатором создания Священного союза совместно с австрийским императором и прусским королем, Союза, целью которого было осуществление христианской политики в Европе), проведения теократических государственных идей в жизнь. Мистическая, прокатолическая ориентация императора затрудняла существование православной Церкви.
Законы о Церкви При Николае I (1825—1855) православное вероисповедание стало носить официальный характер и считалось основой самодержавной власти. Влияние христианской идеи отразилось в составление Свода законов Российской империи (1832) и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845). Указы и законы, относившиеся к Церкви, помещались в I томе Свода законов. В области семейного права закон устанавливал запрет для православных вступать в брак с иноверцами (нехристианами) и ограничения при вступлении в брак с инославными (представителями других христианских неправославных конфессий). Иноверцам запрещалось усыновлять христиан, торговать иконами и другими предметами культа. Раскольники и евреи могли отводиться от дачи свидетельских показаний под присягой, на них распространялись ограничения при сделках с недвижимостью. С XVIII в. в юридической практике использовался термин «злодейство», под которым понимались: богохульство, церковный мятеж, хула на государя, разбой, убийство, кража с поличным. По Уложению о наказаниях (1845) преступления против веры делились на чисто религиозные (богохульство, оскорбление святыни, совращение и пр.) и смешанного характера (святотатство, убийство священнослужителей, лжеприсяга, вскрытие могилы и проч.). Во втором случае религиозный момент играл роль отягчающего обстоятельства. За богохульство и совращение полагалось наказание в виде каторжных работ разных сроков (за совращение в другие христианские религии или раскол — ссылка). Имущество самих совращенных поступало под опеку, прерывалась их родительская власть (совращенные в нехристианство лишались прав состояния). Принадлежавшие к еретическим «изуверским и фанатическим» (в современной нам терминологии — тоталитарным) сектам лишались прав состояния и ссылались в Сибирь. По Уложению наказывались также ложные чудеса, религиозное самозванство, колдовство, кликушество и святотатство (кража церковных предметов). Уложение предусматривало применение церковных наказаний в качестве дополнительных (публичная епитимья, внушение). Священнослужители были подсудны церковному суду при нарушении ими духовных обязанностей, что было предусмотрено Уставом духовных консисторий. В царствование Николая I велась активная антираскольническая и антисектантская политика: духоборы, молокане и другие сектанты подвергались высылке в Закавказье и Восточную Сибирь. Все раскольники и сектанты были распределены по трем группам: раскольники, «приемлющие священство»; беспоповцы, «признающие брак и молящиеся за царя»; раскольники, не признающие брака и не молящиеся за царя, и все сектанты (духоборы, молокане, хлысты, скопцы и др.). В ходе реформ Александра II (1855—1881) был поставлен вопрос о церковной реформе, предполагалось созвать Поместный Собор русской Церкви. В1865 г. обер-прокурор Синода Д. А. Толстой предложил перестроить церковные суды на основах гражданского, светского судопроизводства. В светском ключе была проведена реформа церковных школ. Указами 1867 и 1868 гг. ликвидировалась наследственность церковных мест, в 1869 г. дети священников зачислялись в светское звание (дворянское, мещанское или сельское). С 1842 г. Министерство внутренних дел усилило преследование раскольников (запрет строить молитвенные дома, занимать общественные должности, записываться в купеческие гильдии и т.п.). В 1853 г. был образован особый отдел по делам о раскольниках. Правительство Александра II смягчает эту политику: были разрешены браки раскольников, сокращено число всевозможных административных ограничений. При Александре III (1881—1894) государство оказывало существенную материальную помощь духовенству и церковным учреждениям, особенно военному духовенству. Началось возрождение церковно-приходских школ и внедрение религиозных основ в общее образование, широко развивалось церковно-издательское дело. С 1883 г. раскольникам было разрешено выдавать паспорта, заниматься промыслами и торговлей, Занимать общественные должности и совершать религиозные службы.
Империя и Церковь
Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе: император стал источником и носителем высшей власти в православной Церкви, власть Церкви стала производной от государственной; император осуществлял свою власть в Церкви в рамках государственного законодательства; Святейший Синод стал органом распорядительной власти императора; церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Государственная власть монарха была поставлена над Церковью. Разработка положений о Церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью. Правовой статус других вероисповеданий и церквей полагался ограниченным, их проповеди (не вероисповедание) запрещались.. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства. Приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. Они облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось. В области брачно-семейных прав православные получали определенные Привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались православными. Наступление государства на имущественные права Церкви выразилось в ограничении прав собственности Церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше 900 тыс. душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии. Из 26 епархий только три оставались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только пятая часть доходов с прежних земель отводилась на содержание Церкви. В Наказе Екатерины II (1766) наряду с тремя общественными слоями (дворянство, «средний род людей», крестьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался принцип свободы вероисповедания. Ограничено было и участие духовных лиц в работе Уложенной комиссии, высказывались даже предложения о полном упразднении Синода и замене его чисто государственным органом по делам церковного управления. Сокращалось влияние церковных судов и давалась четкая регламентация их полномочий, чисто юридические принципы вытесняли нормы церковные и нравственные. Многие правонарушения, касавшиеся Церкви, приравнивались к должностным, общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. Зато причастность духовного лица к преступлению рассматривалась как отягчающее обстоятельство.
Церковное право и суд
Проекты, выработанные в Уложенной комиссии, определили дальнейшее развитие законодательства о Церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь. На «разборе» 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должности и священно- и церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет, призвали и армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священности жителей. С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. отменены телесные наказания для духовных лиц. В начале XIX в. правительство стремилось создать собственным идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в Центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создано Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. Министерство ликвидировалось. Во второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Синода переданы некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-х гг. в непосредственное ведение обер-прокурора перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. созданы особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления был изолирован от местного аппарата, утратив хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе Церковь, сохранив ее в качестве центра идеологической системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.016 с.) |