Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Государство и право российской империи в период абсолютизма (конец XVII — первая половина XIX В. )

Поиск

 

СТАНОВЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

 

К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства и установления самодержавного строя, так как самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок.

Централизация. Сразу же по завершении «Смуты» правительство попыталось централизовать всю систему управления страной. Централизация коснулась как приказов, так и местных органов управления. Принцип территориального управления, который проводился в реформах середины XVI в. (губные и земские избы, выборность на местах, относительная автономия местных миров и т.п.) должен был уступить место другому принципу.

Уже в первой половине XVII в. земских судей и губных старост почти повсеместно заменяют воеводы. Власть воеводы распространялась на весь уезд (состоявший из волостей и станов и уездного города) и охваты вала военные, полицейские судебные и финансовые сферы. Уезд становился цельной административной единицей и власть в нем осуществлял не выборный, а назначаемый руководитель. В отличие от кормленщиков вое воды не получали кормов, но добровольные приношения не возбранялись.

В XVII в. была расширена компетенция губных изб (кроме дел о разбое и краже, они стали рассматривать также дела об убийствах, поджогах, оскорблении родительской власти, совращении из православия и др.). Губные избы действовали параллельно с приказными избами наместах, которые возглавляли воеводы. Разделение полномочий между губными избами и воеводами не было четким, как не была определенном и политика правительства в отношении губных изб: они то закрывались,

то открывались вновь, то действовали независимо от воевод, то им подчинялись.

Земские избы были подчинены воеводам, их компетенция сужена: судебные функции избы выполняли только в дворцовых и черных крестьянских волостях, повсеместно суд стали вершить воеводы. Земские избы продолжали ведать казенными сборами и местными хозяйственными делами (сборы на местные нужды, распоряжение общинной землей и проч.). Бременем на них ложилась обязанность кормления воевод, приказных людей, дьяков и подьячих.

Приграничные уезды в середине XVII в. соединяются в крупные военные округа в целях совершенствования обороны государства (западная, южная, юго-восточная границы). Округа получили названия разрядов, во главе каждого стоял окружной воевода и ему подчинялись воеводы уездные. К концу века такие округа стали образовываться не только и приграничных, но и в центральных районах (Московский, Владимирский, Смоленский округа). В.О. Ключевский полагал, что эти округа стали основой для губернского деления, проведенного позже Петром I.

Централизация затронула систему приказных учреждений. К концу XVII в. существовало более 50 приказов. Затруднены были разграничение приказной компетенции и контроль за их деятельностью. Централизация осуществлялась двумя способами: путем слияния нескольких приказов в один (укрупнение) или путем подчинения деятельности нескольких приказов одному руководству. Тенденции к укрупнению структур управленческих органов и централизации их работы, приведут позже к замене приказных учреждений коллегиями.

Контроль. Характерный для государственного аппарата централизованного (и абсолютистского) государства признак — это наличие и активная работа контролирующих органов. Счетные палаты, Государственный контроль и т.п. органы появлялись в государствах Западной Европы в период становления абсолютных монархий.

В России XVII в. финансовый контроль был возложен на приказ Счетных дел, который вел учет доходов и расходов по книгам и документации других центральных приказов и областных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов, посылал запросы во все учреждения и т.д.

Другим специальным учреждением стал приказ Тайных дел, в значительной мере выполнявший роль царской канцелярии. Он же был и органом особого царского надзора за управлением, чиновники приказа наблюдали за послами, воеводами и другими высшими государственными чинами. Деятельность приказа осуществлялась тайно от Боярской думы.

Упадок Земских соборов

Земские соборы XVII в. составлялись на выборных и невыборных должностных лиц. В число последних входили члены Боярской думы и Освященного собора в полном составе. Выборная часть Собора формировалась из высших столичных служилых и торговых чинов, уездных дворянских корпораций, объединений служилых «приборных» людей (стрелецких полков, казачьих частей и т.п.). Избирательные округа тяглых людей формировались не по корпоративному, а по территориальному принципу — местные общества, сотни, слободы («черные сотни»).

Законодательная деятельность земских соборов продолжалась до 1642 г., эпизодически эта деятельность возобновлялась также на соборах 1648 и 1653 гг. Однако систематического и правового закрепления законодательной функции за Собором не существовало, ее оживляли, как правило, чрезвычайные обстоятельства. Неопределенными оставались сроки созыва Собора, его компетенция, состав, взаимодействие с Думой и приказами и т.п. Была представительная процедура (выборы, представительство, совещания, подача мнений и пр.), но не было определенного статуса.

Поводом к созыву соборов оставались только финансовые нужды (введение новых налогов, займов среди денежных слоев населения и пр.) Лишь соборы 1618,1648 и 1650 гг., да избирательные соборы (выбиравшие на царство) прямо не рассматривали вопросов пополнения казны.

Соборы рассматривались как орудие правительственного управления. Воеводы организовывали явку избирателей на избирательные съезды. выборные рассматривали свою соборную деятельность как повинность. Наиболее активная деятельность соборов по времени совпала с упадком местного самоуправления, его подчинением воеводам и приказам. Поэтому соборы становились придатком центрального государственного управления, совещательными собраниями.

К этому добавились социальные противоречия, назревали разногласия, быстро разрастающиеся в обществе. Закрепощение крестьянства вывело эту социальную группу из избирательного соборного корпуса, между уездным местным дворянством и боярской олигархией назревали резкие противоречия. Верхи столичного дворянства занимали изменчивую позицию, попеременно склоняясь то в сторону боярской верхушки. то в сторону земских служилых людей. Дворяне резко выступали против бюрократического московского дьячества, настаивали на пересмотре по рядка обложения (не с размеров земли, а с численности крестьян на ней), на секуляризации церковных земель и имуществ и т.п.

Московское купечество и торговые городовые люди жаловались на злоупотребления воевод, казенных служб, тяжесть налогов. Когда в

1656 г. правительство начало выпускать медные деньги и это привело к финансовому и социальному кризису, на Соборе 1662 г. именно торговые люди просили государя созвать всеземское совещание для решения проблемы, именно Собор мог разрешить острые социальные противоречия. Эта инициатива не была поддержана, а в Москве в 1662 г. прошел так называемый медный бунт.

Земский собор как представительный орган утрачивал связи с теми слоями, которые он когда-то представлял: сначала отпали выборные от духовенства и сельского населения и в Соборе остались служилые и посадские тяглые люди (купцы, «черные сотни»). Уже в 1634 г. на Соборе отсутствуют представители от городового (немосковского) посадского населения. Земский собор опять превращался в собрание столичных служилых и торговых чинов. На Соборе 1650 г. было сужено представительство от столичных торговых кругов. Некоторые важные решения даже на Соборе принимались не всем его составом, а только Представителями отдельных групп (так было принято положение о выслуженных вотчинах, — его приняла Дума, духовенство и служилые люди (представители посадов в обсуждении не участвовали).

Соборы не созывались после 1654 г. Их заменили сословные совещания: в 1672 г. при наступлении турецкого султана государь совещался с Думой и высшим духовенством. За период с 1660 по 1682 г. прошло семь таких совещаний. В 1681 г. вопросы военной реформы обсуждались лишь со служилыми ратными людьми. В 1682 г. Собор (представленный духовенством и служилыми людьми) был собран с одной целью — утвердить на престоле «старшего» царя Ивана и «младшего» царя Петра, в 1698 г. — для осуждения царевны Софьи. В обоих случаях состав соборов был довольно случайным.

Земское представительство (как в центре, так и на местах) угасло в результате централизации и бюрократизации управления, сословного разделения, государственного закрепощения крестьянства и части посадов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.008 с.)