МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (XIII-XV вв.) И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (XIII-XV вв.) И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



 

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

 

Политика Московского княжества

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

Уже в XII в. (до вторжения монголов) на Руси стала формироваться идеология великокняжеской власти, которая могла бы преодолеть распад и раздробление Руси. В «Слове» Даниила Заточника рисуется образ сильного и справедливого великого князя.

Князь должен иметь близ себя думцев и опираться на их Совет. Ему нужно большое и сильное войско. Только это может обеспечить самовластие князя и защитить страну от внешних и внутренних врагов.

Идеологи нарождающегося самодержавия осуждают боярское самоуправство, которое порождает неурядицы в державе и ослабляет ее перед грядущим нападением грозного врага.

С XIII в. московские князья и Церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, появляются новые монастыри, крепости и города, покоряется и ассимилируется местное население.

Московские князья (внуки Александра Невского) Юрий и Иван Данииловичи вели ожесточенную борьбу с конкурентами — тверскими князьями, претендовавшими на ведущую роль среди русских княжеств. В 1125 г. московский князь Иван Калита получил титул великого князя всей Руси и ханский ярлык на великое княжение. Из Владимира в Москву переезжает митрополит и Москва становится не только важным Политическим, но и церковным центром.

Еще в XV в. Москва представляла собой небольшое по размерам княжество, граничившее на севере с враждебной Тверью, на востоке по 6ерегу Оки — с территорией, которую контролировали татары, на западе за Можайском — с агрессивной Литвой.

В целом же вся русская земля в этот период распадалась на два больших региона, в каждый из которых входило множество удельных княжеств: ее юго-западная часть находилась под властью Литвы и Польши, а северо-восточная все еще платила дань Золотой Орде.

Когда в составе великого Владимирского княжества выделилось княжество Московское (XII в.), оно, как и другие княжества, считалось вотчиной правивших им князей. Постепенно этот порядок меняется псковское княжество стало считаться не владением одного старшего князя, а родовым, династическим владением, в котором каждый князь имел свою долю. Тем самым, Московское княжество приобретало особый статус среди других русских земель северо-востока.

Представители различных княжеских родов в эпоху раздробленности выдвигали своего великого князя («старшего брата»). Великие князья были у тверских, рязанских, ростовских, ярославских и Других княжеских юных линий. Но уже в XIII в. старейшим из старейших, первым великим князем стал признаваться Московский князь. При Иване Калите Владимирская область становится общим достоянием династии, этот же статус затем переходит к Москве (которая в XIV в. была удельным княжеством).

Не существовало никаких политических и правовых предпосылок в IV в., которые могли обеспечить политическое единство русских земель (междукняжеские договоры о союзе часто оставались лишь добрыми желаниями). Только фактическая реальная сила и гибкая политика какого-либо из политических центров могли решить проблему единства. Таким центром стала Москва.

Способы присоединения русских земель к Москве были разнообразны. Удельные князья подчинялись великому князю по договору, оставаясь хозяевами в своих уделах и как вассалы обязуясь служить Москве.

Многочисленными были случаи покупки уделов великим князем, при этом удельный князь становился пользователем своей бывшей вотчины и выполнял различные служебные функции в пользу Москвы.

Существовал также порядок, напоминавший западноевропейский средневековый «оммаж»: владелец вотчины, удельный князь отказывался от нее в пользу великого князя и тут же получал ее обратно в виде пожалования.

Централизация и объединение русских земель проходили в обстановке непрекращающихся междоусобных войн: по данным В.О. Ключевского с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником (татарами, литовцами и проч.).

К концу XV в. Москве удается справиться со своими наиболее сильными конкурентами: были покорены Тверь и Рязань, Новгород Великий, затем Вятка (в которой формы государственного и политического устройства напоминали новгородские). Несколько позже к Москве будут присоединены Псков и отнятое у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.

Территориальное расширение Московского государства сопровождалось осознанием факта, что на территории Руси нарождается новая единая по духу и крови народность — великорусская народность. Это осознание облегчило дело собирания земель и превращение Московского княжества в национальное великорусское государство.

 

Централизация

Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливавших различные степени феодальной зависимости для разных субъектов.

В договорах и грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность обеих сторон, устанавливался общий порядок административной деятельности (таможенная политика, выдача беглых холопов и т.п.) и государственной политики (совместная оборона границ, военная деятельность).

Для удельных князей, чьи земли входили в состав великого княжества, определялись феодальные иммунитеты, т.е. право осуществлять на своей территории не только хозяйственные и административные, но и государственные функции без вмешательства великокняжеской администрации (собирать налоги и творить суд).

С вхождением удельных княжеств в состав Московского государства, удельные князья были вынуждены либо поступить на службу к московскому великому князю, либо уезжать в Литву. Старый принцип иольной боярской службы теперь утратил свое значение — на Руси был теперь только один великий князь, переходить на службу теперь было не к кому.

Изменилось значение самого понятия «боярин». Вместо служилого человека, недавнего дружинника, под ним понимают теперь члена боярского совета (думы), имеющего право занимать высшие должности в госаппарате и армии. Боярство становится чином, титулом, носители которого составили новый правящий аристократический слой Московского государства.

 

Феодальная иерархия

В xоде централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.

Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, шумных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможность занимать государственные должности с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев», отдельных феодальных родов и семей.

Из среды боярства формируется феодальный совет, играющий важную роль во властной иерархии. Важное значение приобретают должностные лица, входящие в этот совет, — тысяцкий, окольничий, казначей.

Тысяцкий в Московском государстве ведал вопросами финансового н судебного надзора, возглавлял городское ополчение (в конце XIV в. на должность была упразднена).

Окольничий выполнял функции ближайшего великокняжеского соперника в вопросах государственного и дворцового управления.

Казначей был хранителем великокняжеских казны и архива (грамот и ярлыков) и возглавил новое ведомство, сложившееся в середине XV в., — Государственную казну. На Казенном дворе осуществлялось также делопроизводство по ямским, поместным и посольским делам, связанным с вопросами финансирования.

 

Местничество

По новой иерархической лестнице московское боярство размещалось уже не «по уговору» а в соответствии со своим служебным достоинством.

Положение на московской службе бывших владельческих (великих, удельных и т.п.) князей определялось значением «столов», на которых они сидели, т.е. статусом их княжества, стольного города и проч.

Бояре и служилые люди размещались на служебной лестнице в зависимости от того положения, которое занимали дворы, при которых они служили.

В соответствии с таким распределением мест, потомки великих князей стояли выше потомков удельных князей, владетельные потомки удельных князей — выше бояр, московские великокняжеские бояре — выше служилых князей и бояр удельных. Внутри самого московского боярства произошла существенная дифференциация статусов и привилегий.

Старый удельный порядок с его учреждениями и отношениями продолжал существовать под покровительством нового государственного порядка, устанавливаемого Москвой. Даже территориальные формы местного управления (таких городов, как Тверь, Ростов, Нижний Новгород и др.) в лице их высших органов не упразднялись, а переносились в Москву, где действовали параллельно, не сливаясь с центральными Московскими учреждениями.

Бывшие удельные князья, превратившись под властью московского князя в вочтинников-землевладельцев, сохраняли за собой некоторые властные и судебные полномочия на территории собственных уделов. Нередко они (и удельные, и бывшие великие князья) превращались в наместников великого московского князя, осуществляя управленческие и судебные функции в пределах своих владений.

Великие московские князья признавали наследственные владельческие права бывших князей и потомственных бояр, стремились укрепить корпоративный дух этого правящего сословия. Под эгидой Москвы сформировалось аристократическое сословие правителей, каждый из которых связывал свои права с древней традицией, когда Русью управляла целая династия Рюриковичей, свое знатное происхождение каждый московский боярин оценивал как самый веский аргумент в местнических спорах о должностях, чинах и привилегиях.

Кроме знатности происхождения для принадлежности к боярскому сословию требовалось обладание чином боярина, он мог быть пожалован конкретному лицу только самим великим князем московским.

Боярство было верхним слоем формировавшейся правящей элиты Московского государства. Идея служебности всех социальных групп и

классов власти великого князя только начинает укрепляться в конце XV в., ее реальную социальную опору составили также новые общественные группы, складывающиеся в этот период: дворянство, ратные люди (профессиональные военные), казачество и др.

 

Дворянство

Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже выросло дворянство, были «отроки», или «гриди», младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи «дворные» слуги, или «слуги под дворским», в состав которых м ходили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединялись и группу «детей боярских», так и не доросших до бояр и «княжих мужей», но составивших социальную базу дворянства.

Укрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

В состав формирующегося дворянского сословия наряду с бывшими пильными слугами удельных и великих князей вошло большое число торцовых слуг (тиунов, дьяков, подьячих, конюхов, писарей и проч.) приказные и ремесленные люди князей и бояр. Очень скоро эта категория служилых людей сливается с военно-служилыми людьми, получает от великого князя земельные наделы и облагается служебными обязанностями.

В состав военно-служилого класса уже в XV в. активно вливались различные иностранные элементы: из Литвы, из западно-русских княжеств в Москву на службу приезжало большое число ратных людей. Земли по Оке московское правительство раздавало служилым людям из казанских и поволжских татар (многие татары принимали крещение, становились русскими помещиками, сливались с русскими служилыми людьми).

В XVI в. около тысячи служилых фамилий составили основу московского служилого класса — столбового дворянства. В его составе собственно великорусских фамилий насчитывалось лишь около трети, польско-литовские и западнорусские служилые люди составляли четверть, дворяне западно-европейского происхождения — четверть, татары и другие «степняки» — остальную часть служилого класса (В.О. Ключевский).

Иерархия служебных чинов составила три основных разряда: чины п/иные (бояре, окольничие, думные дворяне), чины служилые московские (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы), чины городовые или уездные (дворяне выборные, дети боярские дворовые, дети боярские городовые).

Многонациональный служилый класс Московского государства в XV в. еще не оформился как особое сословие, лишь в XVI в. дворянство консолидировалось на системе установленных для него прав и обязанностей. Особую роль в этой консолидации сыграло поместное землевладение и обязанность военной службы.

 

Казачество

Как особая социальная группа казачество появляется в XV в. во время падения Золотой Орды (по-татарски «казак» означает «свободный человек», «искатель приключений», «человек с границы»).

Казаки появились на окраинах Московии и Литвы, летопись впервые упоминает о них в середине XV в. С конца века казачьи отряды стали поступать на службу литовскому или московскому князю. При этом власти разрешали им образовывать органы самоуправления, сохранять собственные традиции и порядки.

Численность украинского казачества резко возрастает после передачи Литвой части украинских провинций Польше по Люблинской унии (1569) и установления на этих землях крепостного права.

На территории восточно-русских земель казачьи общины быстро стали пополняться беглецами после принятия Москвой законов, ограничивавших перемещение крестьян (Юрьев день, заповедные годы, переписи и т.п.).

В конце XVI в. сформировались четыре основных региона размещения казачьих общин (районы «казацких войск»): украинские, запорожские казаки на Днепре, донские, яицкие и терские (на Северном Кавказе). Административные центры и укрепленные пункты казаков создавались в речных долинах (в целях оборонительных, экономических и транспортных).

Высшим органом управления у казаков было собрание (совет или круг), в котором на равных правах участвовали все казаки. Собрания избирали должностных лиц, включая гетмана (у украинских казаков) или атамана (у восточнорусских казаков). Собрание было высшим судом.

Московское правительство использовало казаков в борьбе с турками и татарами, для продвижения и экспансии на юг и на восток. Конфликты между Москвой и казаками в значительной мере были обусловлены независимой политикой последних: одна из причин — невыдача казаками беглых подданных московского князя (по принципу «с Дона выдачи нет»).

Литовское правительство во второй половине XVI в. попыталось преобразовать вольные казачьи общины в территориальные воинские подразделения, подчиненные властям. Речь Посполитая выплачивала служилым (реестровым) казакам жалованье, однако органы самоуправления, вольные казачьи отряды и их укрепленные пункты при этом сохранялись.

 

Церковь

Серьезной политической силой становится Церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва — третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник Божий»).

Духовенство подразделялось на «белое» (служителей Церкви) и «черное» (монастырское). Церковные учреждения (приходы и монастыри) были землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами, Церковь имела собственные военные формирования.

Церковная колонизация (создание скитов, монастырей, поселений и т.п.), обращение в христианство племен и народностей, бывших язычниками (на северо-западных, восточных окраинах Руси, в Поволжье и т.д.), активное участие церковных иерархов в государственном управлении, законодательстве, внешних сношениях государства — все это делало церковь важным союзником укреплявшегося московского самодержавия.

Государство жаловало монастырям земельные участки и угодья, деревни и починки. Другим основным источником церковного землевладения были «вклады по душе»: передача монастырям имущества и земель, предназначенных в уплату за молитвы, которые монахи будут произносить за упокой души или во спасение души вкладчика.

Другой формой вкладов были вклады для пострижения, взносы, обеспечивавшие пожизненное содержание постриженного в монастыре. (Численность постригающихся постоянно возрастала в связи с установившимся обычаем постригаться в старости перед смертью).

Наконец, источником церковного землевладения, были купли. Проблема церковного землевладения весьма скоро будет подвергнута оживленной и жесткой дискуссии в полемике нестяжателей и иосифлян.

Важнейшим церковно-политическим актом стал переезд митрополита (в самом конце XIII в.) из Киева во Владимир. Духовный и религиозно-культурный центр переместился на северо-восток, придав особое идеологическое значение той верховной власти, которая собирала вокруг себя русские земли.

 

Города

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, рабочие руки, против бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов («белых» слобод) в городах.

Падение роли вечевых городских собраний в XIV—XV вв. привело к исчезновению городской демократии (последними оплотами оставались некоторое время Новгород, Псков и Вятка). Власть в городах перешла к местной аристократии, верхушке посадского населения — выборным, купцам, домовладельцам, цеховым мастерам, ростовщикам и проч.

Значительный сектор городского хозяйства составляло землевладение (и домовладение) феодалов — бояр, дворян, служилых людей, духовенства. Освобожденные от личных податей и повинностей, эти лица устраивают на посадах свои дворы и лавки. Их дворовые и мастеровые люди селились в селах, рядом с городом — посадом («белые слободы»), деятельность этих слобод вызывала острое недовольство коренных горожан.

Княжеские дворы в городах становились административными центрами, из которых наместник, посадник или воевода осуществляли контроль, вершили суд, проводили налоговые акции и т.п.

Установившееся с середины XV в. правило, гласило, что все землевладельцы со своих земель должны нести воинскую повинность. Включая жителей бывших вольных городов в состав служилого сословия, московские власти проводили массовое их переселение в центральные уезды Московского государства, наделяя их вотчинами и поместьями в Муроме, Ростове, Боровске и др.

Землями наделялись и представители городской бюрократии — дьяки и подьячие. Как все землевладельцы, они обязывались ратной службой, но вместо себя выставляли наемных или крепостных ратников.

В складывающейся политической ситуации все три социальные силы — феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.

 

Государственный аппарат

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной держаны, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского Патриарха (к этому времени Византийская империя нала).

Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказ по воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

В течение XV в. московские великие князья из князей-вотчинников становились монархами централизованного государства. Усиление их власти происходило за счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов. Формировалась самодержавная, т.е. политически независимая, власть. С идеологических позиций эта власть представлялась в качестве обязанности общегосударственного, державного служения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.025 с.)