Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расширение территории Московского государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В XVI в. Русь присоединила к себе Казанское и Астраханское ханства, башкирские земли, Западную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск. В XVII в. была присоединена вся Сибирь и произошло воссоединение с Украиной. Многонациональная Россия в XVII в. насчитывала 226 городов. Предпринимались попытки выйти к Балтийскому (Ливонская война) и Черному морям. Развивалась торговля с Западом и Востоком. XVII в. для России — эпоха борьбы с интервенцией Литвы, Польши, Швеции и крестьянских войн (Болотников, Разин). Обосновавшиеся с начала XIII в. в Прибалтике немецкие рыцарские ордена (Тевтонский, Меченосцев, Ливонский) создали в этом регионе государственный плацдарм для своего продвижения на Восток. Первым испытал на себе их удары Новгород. Балтийские народы (латы, литы, эсты) вели затяжную борьбу с немецкими и шведскими рыцарями. В середине XVI в. Россия воспользовалась сложной ситуацией в Ливонии (орденский центр располагался в Риге), где к старым противоречиям между местным населением и рыцарями, присоединились также религиозные конфликты (результат Реформации в Германии) и борьба городов с Орденом. Москва заявила в 1558 г. о своем патронаже над Ливонией и ввела на <е территорию свое войско. За два года это государственное образование распалось, однако отдельные его части были захвачены соседями — Лифляндия Литвой, Эстляндия Швецией, Курляндия попала в ленную зависимость к Польше. С 1560 г. противниками Москвы оказались Литва и Швеция. После взятия русскими Полоцка и осады Вильно, Земский собор 1566 г. высказался за продолжение войны. Кандидатура Ивана IV была даже представлена на избрание на польско-литовский королевский престол, но после избрания королем Стефана Батория (1576) Литва начала активное контрнаступление на Русь — Полоцк был взят и литовско-польские поиска осадили Псков. В 1582 г. после заключения мира, Москва вернула Речи Посполитой нее свои ливонские завоевания и отдала Швеции земли на берегу Финского залива (Иван-город, Орешек, Корелу и др.). Неудача в Ливонии и значительной степени была обусловлена внутриполитическими проблемами Московского государства (опричнина и др.). Более удачной была экспансия Москвы на юге и востоке. С середины XVI в. в южном направлении постепенно начинает продвижение оборонительная система, состоящая из укрепленных пунктов, валов и засек, поставленных против татарских набегов. Весь юг Московии стал представлять собой хорошо организованный военный округ. Руководил этой организаций Общий совет, собравшийся в Москве в 1571 г. Одновременно с установлением новых крепостей на юге, туда продвигалось земледельческое и промысловое население, шла колонизация «дикого поля», ранее всецело контролируемого кочевниками. В 1552 г. Москва завоевывает Казанское, а в 1556 г. — Астраханское ханства. Ранее подвластные Казани мордва и черемисы задерживали русскую колонизацию на востоке. После завоевания ханства, на богатых землях Поволжья строятся укрепленные города и сельские поселении. Захват Казани открывал путь в районы среднего Урала и западной Сибири. Вскоре казачьи отряды, финансируемые уральскими промышленниками Строгановыми двинулись на завоевание Сибирского ханства (1582—1584), их завоевания были закреплены государственной политикой, столицей Сибири был учрежден Тобольск. Захват новых земель и колонизация обеспечивали правящие классы России необходимыми им средствами существования, решалась проблема малоземелья, земли и угодья раздавались в вотчины и поместья боярству и дворянам.
Вотчина и поместье
Происходило дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко разделился на феодальную аристократию — бояр и служилое сословие — дворян. Экономическая база первой группы — вотчинное землевладение, второй — поместное. Источниками существования служилого класса в XIV—XV вв. были вотчины, полученные от князя, денежное жалование и кормления, т.е. доходы с государственных должностей. К концу XV в. эти источники становятся недостаточными и государство находит новый — земли пустые или населенные, земли, которые в большом количестве концентрируются в руках правителя Московского государства. Раздачей этих земель в среде служилого сословия, государство, с одной стороны, стремилось обеспечить определенный уровень его существования, с другой — использовать силы этого сословия для оборонных (войско, дворянская конница) и управленческих (дьяки приказов, чиновники) целей. Служилые — землевладельцы должны были расселяться по окраинам государства, создавая живой щит прежде всего против набегов степняков. С середины XV в. начинает складываться целая поместная система. Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер. Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству) собственностью своего владельца. Происхождение поместного землевладения связывают с аналогичным институтом, существовавшим в Византии. Во всяком случае, к середине XV в. поместное землевладение становится определяющей формой хозяйствования в северо-восточной Руси. Слуги вольные, княжеские дружинники сливаются со слугами дворовыми, княжеской челядью на основе поместного землевладения: служба тех и других теперь связывается с земельными пожалованиями от князя, независимо от того какую службу они несли — ратную или дворцовую (такое уравнивание произошло задолго до петровской Табели о рангах). Поземельным устройством служилых людей заведовал Поместный приказ, их военно-служебные отношения регламентировались Разрядным приказом. Как заметил В.О. Ключевский, служилые люди владели землей по месту службы, а служили по месту, где владели землей, отсюда само название «поместье». К середине XVI в. были установлены точные нормы военной (ратной) повинности, приходившейся на служилого человека, в соответствии с размерами выделенной ему земли: со 150 десятин земли, будь то вотчина или поместье, должен был выставляться один экипированный конный ратник. Поместные наделы или оклады назначались по отчеству и по службе т.е. в соответствии с родовитостью служилого человека, занимаемой им должностью и качеством службы. Размер оклада был прямо пропорционален чину служилого человека, размер дачи был обусловлен размером вотчины, которой уже владел претендент (чем больше у него была вотчина, тем меньшую дачу он получал) и сроком его службы. И к окладу, и к даче полагалась еще придача, как премия за выслугу и службу. К земельным окладам иногда добавлялись оклады денежные (ежегодные или разовые, «подъемные» перед походом). В XVI в. дворянская (ратная и дворовая) служба стала сословной и наследственной повинностью. Дворянские дети с 15 лет записывались в слyжбy, становились новиками. Новика верстали поместьем, затем — снежным окладом, и, наконец, он становился полноценным служилым человеком с полным («свершенным») окладом. Если отец молодого дворянина все еще служил, то сына его верстали в отвод, наделяли особым от отца поместьем. Когда отец уже не мог служить, молодого дворянина припускали к нему, т.е. вводили во владение отцовским поместьем. Как правило это был младший из сыновей, иногда «припускались» сразу несколько сыновей. После смерти служилого человека поместье нередко оставляли за недорослями — сиротами (не достигшими 15 летнего возраста). Из поместья выделялись доли на прожиток (пенсии) вдове и дочерям умершего. Если у дочери был жених из служилых людей, «прожиток» могли скрепить за ним. Вдова владела «прожитком» до смерти, нового замужества или ухода в монастырь. Если помещик умирал своей смертью, вдова получала 10% из его поместья, дочери — по 5%; если он погибал в походе, оклады удваивались. В.О. Ключевский полагал, что именно поместное землевладение повлияло на перемену юридического статуса землевладения. В период феодальной раздробленности на Руси служба была делом личным и не связанным с землевладением. До середины XVI в. земли бояр, вольных слуг, дворян, купленные ими у чернотяглых общин (т.е. государственные земли, приобретенные частными владельцами) облагались поземельными повинностями, также как и земли служилого человека, на которых работали его дворовые люди. Только с середины XVI в. часть этих земель, пропорциональная поместному окладу их владельца, «обелялась», т.е. освобождалась от тягла, государственных повинностей и налогов.
Поместное землевладение С утверждением поместной системы получал развитие принцип: кто владеет землей, тот должен служить. Этот принцип стал распространяться и на вотчинное землевладение, обусловив два следствия: ограничивался круг лиц, имевших право приобретать вотчины; ограничивалось право распоряжения вотчинами. Вотчинное землевладение тем самым, превращалось в привилегию служилого сословия, нельзя было оставаться вотчинником, не неся государственной (ратной, дворцовой, приказной и т.п.) службы, непосредственно и лично или через своих вооруженных слуг и ратников. Чтобы поддержать служебную годность отдельных лиц и целых семейств, государство разработало ряд мер, гарантирующих оставление или переход вотчин в нужные руки. В 1562 и 1572 гг. изданы царские указы, запретившие отчуждение княжеских и боярских вотчин. Можно было продать при крайней нужде лишь часть родовой вотчины, но и эта процедура стеснялась правом выкупа родовых вотчин родичами продавца. Вотчинникам запрещалось отказывать свои вотчины «по душам в монастыри». Эти правила, ограничивая вотчинную собственность, приближали ее по форме к поместному владению. С конца XVI в. от старинных, родовых вотчин отделяется группа жалованных вотчин, которые по смерти владельца могли быть возвращены в казну; по своей юридической форме этот тип землевладения весьма походил на поместное. К концу XVI в. поместное землевладение количественно намного превзошло вотчинное. Во второй половине XVII в. процесс сближения вотчины с поместьем ускорился, пути его были многообразными. Поместное владение могло превратиться в вотчинное путем выслуги, иногда уже при пожаловании поместья, часть оклада сразу передавалась в вотчину. Помещикам разрешалось покупать у казны поместные земли в вотчину. Поместное землевладение проявляло явное стремление превратиться и наследственное, т.е. вотчинное землевладение. По установившейся традиции поместье либо делилось между сыновьями помещика после его смерти; либо оставалось за младшим, вступающим в службу; либо переходило к малолетним детям в виде пенсии («на прожиток»). С начала XVII в. поместья нередко прямо завещаются детям и женам, как вотчины. (Появляется специальный термин «родовое поместье».) Другими видами распоряжения поместьями были мена, сдача поместий в аренду с обязательством содержать сдатчика пожизненно, с 1674 г. отставные помещики получили право сдавать поместье за деньги, т.е. фактически их продавать. Поначалу в поместную раздачу поступали земли дворцовые, а также ранее конфискованные (у опальных бояр, у Новгорода и т.п.). Затем в раздачу пошли земли черные, государственные, казенные. С XVI в. поместные выделы заменяют кормления, помещики стремятся получить земли окультуренные и населенные крестьянами. Увеличившееся число земельных раздач, миграция сельского населения в районы Дона и Среднего Поволжья (после победы над Казанью и Астраханью) и его уход из центральных районов Руси, поставили проблему помещичьего малоземелья. Официально выделенные оклады на практике часто не совпадали с реальными наделами. Развитие поместной системы, создание массы поместных мирков со своими дворами, ремесленниками, собственным домашним производством, отток массы населения из городов в поместья и сельскую местность, повели к ослаблению городской торгово-промышленной культуры, оскудению городов северо-восточной и центральной России. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Как правило, вотчины по своим размерам превышали поместные дачи. Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские «отходы» чаще происходили из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки. В середине XVI в. была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем. Устанавливался единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида (вотчина или поместье) хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия — боярство и дворянство. Одновременно расширились права владельцев поместий: были даны разрешения на обмен поместья на вотчину, передачу поместья в приданое, наследование поместий; с XVII в. царским указом поместья могли преобразовываться в вотчины. Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимущества в судебном процессе и права занимать чиновничьи должности.
Города Городское население в XVII в. Получило устойчивое наименование посадские люди. Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Гости («сурожане» и «суконники») объединились в корпорации, стали пользоваться привилегиями, осуществляя финансовую службу: заведовали таможнями, распределяли статьи доходов и расходов, занимали места городских голов и дьяков в присутственных местах, были распорядителями при сборе пошлин и податей, взимали торговые пошлины с иностранных купцов, торговали государственными товарами. Торговые люди гостиной и суконной сотен служили сборщиками при таможнях и перевозах, старостами торговых ларьков. Они не освобождались, как «гости», полностью от тягла, но и не несли общих для посадских людей повинностей. «Черные» посадские люди проживали на земле, являвшейся собственностью государственной казны, и в полной мере несли государственное тягло, налагаемое на городскую общину. Принадлежавшие им земельные участки они могли продавать или закладывать только другим «чернотяглым» людям. Однако большая часть посадских земель захватывалась и скупалась церковными, светскими феодалами и служилыми людьми из приказной системы.
«Белые» слободы Значительная часть дворов в городе, принадлежавших духовным и светским феодалам, освобождалась от государственного «тягла» (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и назывались «белыми» слободами. Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных» слобод квалифицированную рабочую силу. Горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «беломестцами» городских имуществ. С 1550 г. началась политика сокращения «белых» слобод. В 1584 г. церковно-земский Собор принял решение об ограничении земельных приобретений «белослободцев», в 1600—1602 гг. были установлены критерии, выделявшие коренное посадское население из общей массы городских жителей: необходимость иметь посадское происхождение и заниматься торговой или промысловой деятельностью. На «посадских» распространялись «заповедные лета», в течение которых им запрещалось покидать посад. В 1613 г. был принят указ, по которому предписывалось возвращать посадских, ушедших из Москвы. С 1619 г. «закладчиков», ушедших из посада в «белые» слободы, предписывалось возвращать на посад, в тягло. Срок сыска равнялся 10— 25 годам, задачи сыска осуществлял Сыскной приказ. Проблема взаимоотношений посада и «белых» слобод сохранялась длительное время. Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые» слободы и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, запрещался переход из посада в посад.
Крепостное право Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема Крестьян. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер «пожилого» (платы за проживание крестьянина на земле господина) зависел от mm, находился ли двор в степной или лесной полосе, и от срока проживания. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. Составлявшиеся в 50—90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца VI в. начали издаваться указы об урочных летах, устанавливавшие роки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. К середине XVII в. почти все землевладение «черных» (государственных) волостей в центральных уездах страны было в руках феодалов, и жившие в них крестьяне превратились в крепостных. В отличие от черносошных владельческие крестьяне (принадлежавшие вотчинникам, помещикам, монастырям и дворцу) все повинности несли непосредственно в пользу владельца.
Старожильцы и новоприходцы
Прикрепление развивалось двумя путями — внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты). После завоевания Казани и Астрахани, началось интенсивное переселение земледельческого населения на новые земли. Помещики, получавшие земли в этих регионах бывшего «дикого поля», нуждались и прикрепленных рабочих руках для освоения «нови» (целины). Вместе с тем уже с середины XVI в. правительство в силу финансовых и полицейских соображений начинает ограничивать свободу крестьянского перехода. Старым тяглецам («старожильцам»), записанным в писцовые книги, было запрещено переходить в другие земли, их велено было возвращать в покинутые ими деревни. Члены же их семей («не записанные»), проживавшие в составе крестьянского двора — братья, племянники, дети и пр., — сохраняли право перехода. Оседая на новых землях и устанавливая там «починки» (новые деревни), они превращались в «новоприходцев», обязанных своим хозяевам-помещикам ссудами и кредитами. Для обзаведения поместьями в новых районах государства (за Окой) помещики получали от государства значительные денежные суммы, которые они ссужали крестьянам. Именно здесь «новоприходцы» попадали и серьезную кабальную зависимость от обустраивающихся помещиков, это были первые шаги по пути установления крепостного права. Земли, на которых проживали крестьяне по типу землевладения делились на три категории: церковные, принадлежавшие церковным учреждениям, служилые или боярские, принадлежавшие служилым людям, и государевы, делившиеся в свою очередь на дворцовые, приписанные к дворцу, и черные, т.е. собственно государственные. Крестьян-собственников не существовало, крестьяне четко отличали принадлежавшее им право владения, от права собственности, принадлежавшего другому (государству, государю, боярину, помещику, церкви). Свобода крестьянина включала его право перехода и право заключать арендный договор («подряд», запись) с землевладельцем. Новоприходец должен был в установленные сроки поставить дом и освоить землю, Н случае неисполнения обязанностей он платил неустойку. Само принятие ионоприходца в хозяйство требовало поручительства со стороны третьих лиц (крестьян той же деревни или посторонних).
Повинности По договору крестьянин обязывался выполнять повинности за пользование землей: бар щину («издолье») и оброк (денежный и хлебный). Государственные повинности («тягло») падали в XV—XVI вв. не на личность крестьянина (еще не существовало особого крестьянского сословия с соответствующими ему правами и обязанностями), а на тяглую землю, кто бы ею не владел, и кто бы ее не обрабатывал. Поземельные и личные обязанности разделялись: служилый человек осуществлял свою службу, но платил подати с земли, на которой сидел; крестьянин выполнил обязательства по заключенному с господином договору и платил подати за землю и т.п. Для уплаты податей и отбывания повинностей крестьяне объединяюсь в административные округа, называемые волостями и станами. Они и составляли крестьянские «миры», связанные круговой порукой при уплате податей. Эти миры самоуправлялись сходами и исполнительными управами (возглавляемыми старостой или сотским). Кроме разверстки повинностей и податей выборные крестьянские органы решали вопросы о разделе пустующих участков «новоприходцам», выступали в суде от имени и в интересах всей общины, ходатайствовали о ее интересах перед властями. Назначаемая на общину сумма податей определялась числом окладных единиц, установленным по переписи. Эта сумма разверстывалась общиной по отдельным тяглым дворам, в соответствии с их размерами. За лиц, ушедших из деревни или неспособных платить подати (бобылей и др.) вплоть до следующей переписи подати была обязана платить община. Это был древний принцип круговой поруки. С раздачей земель частным владельцам (служилым людям и церковным учреждениям) происходило разрушение волости. Вотчиники, помещики, церковные учреждения приобретали иммунитеты и льготы, предоставлявшие им право самостоятельно судить и осуществлять полицейский надзор над своими крестьянами. Село такого привилегированного землевладельца выделялось из состава волости в качестве особого судебно-административного округа. Особую категорию составляли пашенные холопы-страдники, принудительно селившиеся на господских землях, получавшие земельные наделы для исполнения работ и находившиеся под полной хозяйственной и административной властью землевладельцев. Основная же масса свободных крестьян попадала в зависимость от владельцев земли, на которую они садились, через кабалу, получение ссуды или подмоги (хлебом, деньгами, скотом), что напоминало более древнюю форму закупничества. В XV—XVI вв. денежная ссуда называлась издельным серебром, крестьянин за нее должен был работать на хозяина. Такой долг отличался от ростового серебра, т.е. займа с уплатой роста, процентов. «Новоприходцы» часто получали льготы по государеву тяглу, т.е. освобождение от казенных податей, и по господским повинностям, освобождаясь на срок от уплаты оброков и барщинных отработок. Крестьянские повинности составлялись из: государева тягла деньгами, натурой (продуктами, сырьем) и трудом (выполнение работ). Кроме того крестьянин уплачивал владельцу земли денежный и натуральные (продуктами) оброки и выполнял работы на земле и по двору господина. (Позже, с установлением крепостного права, государево тягло преобразуется в подушную подать.) Тяжесть повинностей лишала крестьянина стимула расширять свой окладный надел, подспорье он находил в неуловимых для тяглового обложения угодьях — лесах, водах, лугах. Свободный переход крестьян ставил служилых землевладельцев и затруднительное положение: их земли часто оставались без рабочих рук и не обеспечивали их владельцев необходимыми для существования и исполнения службы средствами. Первым юридическим актом, наметившим прикрепление крестьян к земле (если не считать положение Судебника 1497 г. о сроках перехода, о Юрьеве дне) был указ 24 ноября 1597 г. (принятый как раз в Юрьем день). В нем речь шла об обязательном возвращении беглых крестьян, срок бегов которых не превышал 5 лет; Эта мера должна была навести порядок в судебных исковых делах о беглых крестьянах. Однако даже в начале XVII в. крестьяне все еще заключали ряды с землевладельцами и, следовательно, обладали свободой перехода и отхода, оформленных в законном порядке (в срок и с уплатой пожилого).
Прикрепление Хотя в начале XVII в. не было издано какого-либо общего правового акта, прикреплявшего крестьян к земле, вся экономическая, административная, юридическая практика вела к этому результату. К началу XVII в. было осуществлено прикрепление старожильцев к их местам проживания — в этом были заинтересованы и землевладельцы, и община (круговая порука перелагала на оставшихся в общине членов недоимки и платежи за ушедших из нее крестьян). Именно в отношении старожильцев устанавливаются заповедные лета, определившие срок давности, дававший тяглому человеку звание «старожильца» (В.О. Ключевский). Государственные и дворцовые крестьяне. прикреплялись к земле, образовав особое сословие, в их среду не допускали владельческих крестьян. Принцип круговой поруки проявился здесь в обособлении определенных категорий крестьян и представлял собой чисто полицейскую меру. Прикрепление владельческих крестьян было в значительной мере связано с экономическими, кабальными, долговыми отношениями. Землевладельцы (вотчинники, помещики, церковые учреждения) являлись посредниками между государевым тяглом, казной и крестьянами, они несли ответственность за казенные платежи своих крестьян, часто уплачивая за них государственные подати. В финансовую зависимость от землевладельца попадали прежде всего старожильцы, костяк и опора владельческого хозяйства. Вотчинник и помещик стремились удержать крестьян ссудами, льготами и кредитами. К концу XVI — началу XVII в. свободный переход для большинства крестьян сводился к трем основным формам: побег, своз и сдача. Под сдачей понималось замещение ушедшего крестьянина другим. Своз означал переход крестьянина от одного господина к другому, новый хозяин плачивал за него пожилое прежнему хозяину (часто свозы осуществлялись насильственно), возвращал выплаченную ему ссуду и т.п. В 1601г. был издан указ, по которому своз разрешался лишь мелким землевладельцам, крупные вотчинники, церковные учреждения и черные волости такого права на перевод крестьян лишались. Нередко, отягощенные долгами, ссудами и тяглом крестьяне, переходилив холопство. В этом случае для казны как тягловые люди (платящие налоги) они были потеряны. В 1606 г. Лжедмитрий I своим указом запрещает переход крестьян в холопство, многие, из холопов возвратились в прежнее состояние. Тогда же устанавливается пятилетняя исковая давность для дел о крестьянских побегах. В марте 1607 г. издается указ, закреплявший порядок розыска и возврата беглых крестьян, осуществляемого местными властями, независимо от частных исков землевладельцев, от которых бежали крестьяне Розыск становится не частным, а государственным делом. Срок давности удлинялся до 15 лет. В указе подчеркивалась не поземельная, а личная привязанность крестьянина: он возвращался тому владельцу, в поземельных описях (писцовые книги 1592—1593 гг.) которого он был записан. Запрещения перехода крестьян требовали договоры русских бояр с королем Сигизмундом в период «смуты» (1610) и приговоры первого ополчения (Ляпунова) в 1611 г., о личном закреплении крестьян говорилось в монастырских грамотах и духовных (завещаниях) начала XVII и. До середины XVII в. не было единого правового акта, который при крепил бы до этого момента юридически свободных крестьян к земле или к личности ее владельца. Однако целый ряд экономических, полицейских. и административных акций уже подготавливали такое прикрепление. В период «Смуты» закон 1607 г. прикреплявший крестьян к земле по писцовым книгам, утратил силу, крестьяне по-прежнему пользовались, правом свободного перехода. Но практика прикрепления крестьян (через ссуды, кредиты и пр.) сближала эту категорию населения с холопством, которое также все шире базировалось на кабальных, заемных отношениях. Господа стали заключать с холопами, которых они сажали на пашню, особый договор или ссудную запись (вторая половина XVI в.). В XVII в. эта группа крестьян становится довольно многочисленной и получает название «задворных людей». Задворные люди выходили из разных категорий холопства (прежде всего кабального), с 1624 г. своим имуществом они стали отвечать за своп преступления и проступки. Вместе с тем в этот же период усилилось личное закабаление крестьян: те, из них, кто не мог вернуть ссуду господину, закреплялись за хозяйством господина навечно. Вскоре условие о «вечной крестьянской крепости» стало обязательным условием всех ссудных записей (и для вольных, и для холопов). Еще на Земском соборе 1619 г. было принято решение переписать и разобрать тяглых обывателей, беглецов вернуть на старое место жительства, а закладников вернуть в тягло. Тогда эта попытка не удалась. В 1627—1628 гг. правительство провело новую перепись населения. Эта акция должна была помочь распределить и прикрепить податное население к определенным местам, т.е. носила финансово-полицейский характер. По ходу разрешались поземельные споры, фиксировались отношения помещиков и крестьян, вольные и бродячие люди записывались за определенными местами и владельцами. «Старожильцы» заключают с господином договор, по которому обязуются не уходить от него. Поземельные отношения землевладельца и крестьянина превращаются в отношения личной крепостной зависимости. Прикрепление крестьян проходило в двух направлениях: к земле и к личности землевладельца. Крестьяне заключали с помещиками крепостные соглашения, в которых обязывались жить в определенной деревне, или на определенном участке, или «за данным господином», или «где господин укажет». Крестьянские повинности и сроки крестьянской крепости также устанавливались по соглашению сторон. Единых установленных норм и сроков закон не предусматривал, все это отдавалось на усмотрение дворянства. Срок урочных лет после Смуты был вновь сокращен до пяти (в 1607 г. он достигал 15 лет). В 1641 г. дворяне обратились к царю с просьбой отменить урочные годы, вместо этого был просто продлен срок сыска — для беглых 10 лет, для вывезенных (другими хозяевами) — 15 лет. В 1646 г. в ходе новой переписи было обещано прикрепить крестьян без урочных лет, навсегда. Это обещание было выполнено в Уложении 1649 г., узаконившем возвращение беглых крестьян, занесенных в писцовые книги 1627—1628 гг. и переписи 1646—1647 гг. Теперь иски по крестьянским делам не подлежали давности, равно как иски о холопах. Прикреплялись не отдельные лица, а целые дворы — домохозяева с нисходящими и боковыми родственниками. Тем самым формировался наследственный принцип крестьянского прикрепления и постепенно исчезал личный характер зависимости. Вместе с тем поначалу на закрепощение крестьян смотрели как на временное мероприятие, как на достояние (по аналогии с поместным iпадением), принадлежащее государству, но временно уступленное частным лицам. Такое мнение основывалось на длительной практике посредничества помещиков между крестьянами и государством. Уже в XVI в. землевладелец часто платил подати за крестьян, проживавших на его к-мле, в XVII в. этот порядок стал повсеместным. Помещик уже давно осуществлял судебные (по маловажным делам) и полицейские функции в отношении крестьян, выступал посредником в крестьянских поземельных спорах и т.п. Теперь с прикреплением крестин, на помещика ложилась обязанность отвечать за исправное исполнение тягла крестьянами, что превращало его в государственного «податного агента». (Помещик уплачивал вплоть до новой переписи подати и за беглых крестьян.) Фискальные интересы государства и землевладельческие интересы помещиков совпали в ходе осуществления крепостнической реформы.
Переписные книги Основным документом, закрепившим права землевладельцев на беглых крестьян и бобылей (одиноких безземельных крестьян), стали переписные книги 1626 г. Закрепление крестьян и бобылей без права перехода позже был< > зафиксировано в ряде актов: в Наказе писцам 1646 г., Соборном приговоре 1649г. об отмене «урочных лет» и в гл. XI Соборного Уложения. Землевладельцам запрещалось принимать не только крестьян, записанных в писцовые книги, но и членов их семей по прямой нисходяще и (вплоть до четвертого колена — правнуков) и по боковой нисходящей до третьего колена — детей племянников), включая жен и мужей. Крепостное состояние стало наследственным, а сыск беглых — бессрочным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по широкому кругу дел (кроме татьбы, разбоя и убийства), несли имущественную ответственность по долгам своих господ.
Холопы Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: были ограничены источники холопства (отменено холопство по городскому ключничеству, запрещено холопить «детей боярских»), участились случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного холопа кабальный не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Выделялась особая категория больших, или докладных, холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства, — ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных. В имениях своих господ они выполняли регулярные функции: административные, финансовые, судебные и полицейские (приставы, доводчики и т.п.). Эти функции часто приобретали наследственный характер. Оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей и т.д. Вся процедура называлась «докладом». Значительная часть «больших» холопов переходила в разряд свободных людей, а в конце XVI в., в период опричнины некоторые из них садились на прежние земли бояр, получив наименование «новых худородных господ». Юридическое оформление докладного холопства сократилось в начале XVII в. Сокращение холопства осуществлялось разными путями. В 1550 г. холопам-родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе. С1589 г. ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV—XVI вв. в качестве источников холопства уже не упоминали наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство (как это было в Русско
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.019 с.) |