Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вотчинный порядок и начало раздробления РусиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для урегулирования подобных коллизий уже в XI — XII вв. начинают заключаться междукняжеские договоры, содержанием которых являлись условия господства-подчинения, организация союзов и военных коалиций. Численное разрастание правящей на Руси княжеской династии, выделение внутри ее конкурирующих фамилий и родов, постоянное нарушение так и оставшегося идеалом «очередного порядка», способствовали генеалогическому (по выражению В.О. Ключевского) раздроблению государства. Одновременно шел процесс территориального раздробления: отдельные земли и области становились все более независимыми от Киева; в городовых областях княжеских посадников, поставленных Киевом, сменяли самостоятельно правившие князья. Вместо уплаты постоянной дани киевскому князю младшие князья стали лишь время от времени давать ему добровольные дары и приношения. Ослабление киевского центра обусловило усиление власти городовых центров, в управлении которыми наряду с местными князьями участвовала аристократическая верхушка города (посада). Городская правящая элита была вынуждена опираться на массу городского населения в своей борьбе за независимость от Киева, местных князей и других крупных феодалов. В связи с этим возрождается и значительно усиливается роль древнего института — народного собрания, веча. В XI—XII вв. города заключали с князьями договоры («ряды»), которые регламентировали и ограничивали княжескую власть на территориях, «землях», центром которых были областные города. В «рядах» оговаривались пределы княжеской власти, его судебные полномочия, размеры получаемого им «корма», договор делал легитимной саму власть князя. Каждая «земля» (область) делилась на ряд волостей и наделов, принадлежавших отдельным князьям из династии, главный («волостной» или вечевой) город в земле был единственным. Ему подчинялись города «младшие» или пригороды, вечевые решения главного города были обязательны для них. Политическая значимость главных городов области оказывалась более высокой, чем у областных, местных князей. В XI—XII вв. княжеские дружинники еще не превратились в землевладельцев. Основными доходами бояр-дружинников были доходы от торговли и жалованье, уплачиваемое им князьями. Поэтому дружинники еще не были в этот период привязаны к земле, к определенной территории, волости. Миграция дружинников (среди которых все еще было много наемников иноземцев, варягов и т.п.), их перемещение из одной земли в другую, переход со службы одного князя к другому было обычным явлением. Если дружинник служил князю-отцу, это не значило, что он останется и на службе у его сына. «Очередной порядок», переход князей из одного города в другой, из одной земли в другую, способствовал обособленному существованию дружины, которая составила особую корпорацию воинов-профессионалов, подобно рыцарскому сословию, живущему по своим обычаям, законам, правилам. Относительное единство этой корпорации обеспечивало сохранение связей между различными частями распадающейся киевской державы. Факторами, способствовавшими единению русских земель в XI— XII вв., были, по мнению В.О. Ключевского, династическая княжеская власть (великий князь являлся «названным отцом» всем младшим князьям династии) и княжеские съезды («свемы»), на которых заключались междукняжеские договоры о союзе, дружбе и единении (съезды 1097 г. в Любиче, 1100 г. в Витичеве и др.). Однако оба фактора были относительно эффективными и не могли остановить процесса распадения Киевского государства. Власть великого киевского князя не была точно определена, не носила личного и наследственного характера: единство обеспечивалось единством династии, княжеского рода, который постоянно разрастался, распадался на ветви, часто враждующие друг с другом. Что касается договоров между князьями, то они соблюдались лишь когда были обеспечены реальной силой. Княжеская верхушка зависела как от поддержки дружинников, так и от позиции населения городских центров, возглавлявших земли и области, которыми они правили. Закрепление «отчины» (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князья в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход со службы. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная, или десятичная, система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).
Община Органом местного, крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. «Вервь» XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин. Волость-община представляла собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община наделялась некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. Феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного «тягла», податных, судебных и административных обязанностей. Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказалась боярщина — институт, основанный на вотчинном землевладении. Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.
Система управления Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-нотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности. Вече В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече. Выросшее из традиции племенных (ходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины). Определяются полномочия веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде этот порядок просуществовал особенно долго). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин). В компетенцию веча первоначально входили все вопросы государственного правления: законодательство, суд, управление, арбитражные дела и споры и т.д. Постепенно этот круг дел сужается и у веча остаются функции только высшего управления (призвание и назначение князей, заключение договоров с ними, контроль за управлением, высший суд, вопросы войны и мира, международные договоры, принятие законов). Вече уже не участвовало в текущих делах суда и вопросах рутинного управления, не созывалось периодически, но лишь от случая к случаю. Текущее управление осуществляли городские и местные общины, сотни и верви, а также княжеская администрация. По инициативе этих структур вече собиралось, через них же оно осуществляло свои решения, не имея для этого собственного исполнительного аппарата. В исключительную компетенцию веча входили: призвание и изгнание князей и вопросы войны и мира. Народное ополчение собиралось лишь по решению веча, однако возглавлял его тысяцкий, назначенный князем. Юрисдикция веча распространялась прежде всего на постоянных членов общины — города, волости, верви и т.п. Все пришлые элементы или люди, потерявшие связи с общинной организацией (изгои, кабальные холопы и др.) попадали под правовую защиту князя. Вечевая регламентация не распространялась также на княжеских людей: его двор, дружину, челядь; для них устанавливался особый правовой режим. Вече в качестве государственного института неоднозначно оценивалось исследователями: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет. По-разному определялась и роль совета (думы) при князе: иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган (В.О. Ключевский), как порождение аристократической родовой традиции (М.Ф. Владимирский-Буданов) или как не орган вовсе, а просто «акт думания», принятия решений (В.И. Сергеевич). Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: установлены пункты («погосты») и сроки сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается «десятина» — налог в пользу Церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы — дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со «двора», князь Владимир — с «плуга», князь Ярослав — «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.
Церковь После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). По мнению А.Е. Преснякова, церковное землевладение первоначально возникло из княжеских земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения. Княжеские пожалования церкви кроме земельных наделов включали также разного рода челядь, страдников и изгоев, лиц, тесно зависимых от собственника передаваемой земли. Формировалось достаточно автономное «церковное общество», защищенное привилегиями (освобождение от уплаты податей и исполнения повинностей, право на получение «десятины») и иммунитетами (особый суд, собственная администрация). Общее право и княжеская власть не вторгались в эту сферу. В качестве митрополии Константинопольского Патриарха русская православная Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий. Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золото-ордынскими ханами. Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.007 с.) |