Вотчинный порядок и начало раздробления Руси 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вотчинный порядок и начало раздробления Руси



Для урегулирования подобных коллизий уже в XI — XII вв. начинают заключаться междукняжеские договоры, содержанием которых являлись условия господства-подчинения, организация союзов и военных коалиций.

Численное разрастание правящей на Руси княжеской династии, выделение внутри ее конкурирующих фамилий и родов, постоянное нарушение так и оставшегося идеалом «очередного порядка», способствовали генеалогическому (по выражению В.О. Ключевского) раздроблению государства.

Одновременно шел процесс территориального раздробления: отдельные земли и области становились все более независимыми от Киева; в городовых областях княжеских посадников, поставленных Киевом, сменяли самостоятельно правившие князья. Вместо уплаты постоянной дани киевскому князю младшие князья стали лишь время от времени давать ему добровольные дары и приношения.

Ослабление киевского центра обусловило усиление власти городовых центров, в управлении которыми наряду с местными князьями участвовала аристократическая верхушка города (посада). Городская правящая элита была вынуждена опираться на массу городского населения в своей борьбе за независимость от Киева, местных князей и других крупных феодалов. В связи с этим возрождается и значительно усиливается роль древнего института — народного собрания, веча.

В XI—XII вв. города заключали с князьями договоры («ряды»), которые регламентировали и ограничивали княжескую власть на территориях, «землях», центром которых были областные города. В «рядах» оговаривались пределы княжеской власти, его судебные полномочия, размеры получаемого им «корма», договор делал легитимной саму власть князя.

Каждая «земля» (область) делилась на ряд волостей и наделов, принадлежавших отдельным князьям из династии, главный («волостной» или вечевой) город в земле был единственным. Ему подчинялись города «младшие» или пригороды, вечевые решения главного города были обязательны для них. Политическая значимость главных городов области оказывалась более высокой, чем у областных, местных князей.

В XI—XII вв. княжеские дружинники еще не превратились в землевладельцев. Основными доходами бояр-дружинников были доходы от торговли и жалованье, уплачиваемое им князьями. Поэтому дружинники еще не были в этот период привязаны к земле, к определенной территории, волости.

Миграция дружинников (среди которых все еще было много наемников иноземцев, варягов и т.п.), их перемещение из одной земли в другую, переход со службы одного князя к другому было обычным явлением. Если дружинник служил князю-отцу, это не значило, что он останется и на службе у его сына.

«Очередной порядок», переход князей из одного города в другой, из одной земли в другую, способствовал обособленному существованию дружины, которая составила особую корпорацию воинов-профессионалов, подобно рыцарскому сословию, живущему по своим обычаям, законам, правилам. Относительное единство этой корпорации обеспечивало сохранение связей между различными частями распадающейся киевской державы.

Факторами, способствовавшими единению русских земель в XI— XII вв., были, по мнению В.О. Ключевского, династическая княжеская власть (великий князь являлся «названным отцом» всем младшим князьям династии) и княжеские съезды («свемы»), на которых заключались междукняжеские договоры о союзе, дружбе и единении (съезды 1097 г. в Любиче, 1100 г. в Витичеве и др.).

Однако оба фактора были относительно эффективными и не могли остановить процесса распадения Киевского государства. Власть великого киевского князя не была точно определена, не носила личного и наследственного характера: единство обеспечивалось единством династии, княжеского рода, который постоянно разрастался, распадался на ветви, часто враждующие друг с другом.

Что касается договоров между князьями, то они соблюдались лишь когда были обеспечены реальной силой. Княжеская верхушка зависела как от поддержки дружинников, так и от позиции населения городских центров, возглавлявших земли и области, которыми они правили.

Закрепление «отчины» (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князья в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход со службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная, или десятичная, система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

 

Община

Органом местного, крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. «Вервь» XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин.

Волость-община представляла собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община наделялась некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. Феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного «тягла», податных, судебных и административных обязанностей.

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказалась боярщина — институт, основанный на вотчинном землевладении.

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

 

Система управления

Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-нотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.

Вече

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече. Выросшее из традиции племенных (ходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяются полномочия веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде этот порядок просуществовал особенно долго). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

В компетенцию веча первоначально входили все вопросы государственного правления: законодательство, суд, управление, арбитражные дела и споры и т.д. Постепенно этот круг дел сужается и у веча остаются функции только высшего управления (призвание и назначение князей, заключение договоров с ними, контроль за управлением, высший суд, вопросы войны и мира, международные договоры, принятие законов).

Вече уже не участвовало в текущих делах суда и вопросах рутинного управления, не созывалось периодически, но лишь от случая к случаю. Текущее управление осуществляли городские и местные общины, сотни и верви, а также княжеская администрация. По инициативе этих структур вече собиралось, через них же оно осуществляло свои решения, не имея для этого собственного исполнительного аппарата.

В исключительную компетенцию веча входили: призвание и изгнание князей и вопросы войны и мира. Народное ополчение собиралось лишь по решению веча, однако возглавлял его тысяцкий, назначенный князем.

Юрисдикция веча распространялась прежде всего на постоянных членов общины — города, волости, верви и т.п. Все пришлые элементы или люди, потерявшие связи с общинной организацией (изгои, кабальные холопы и др.) попадали под правовую защиту князя. Вечевая регламентация не распространялась также на княжеских людей: его двор, дружину, челядь; для них устанавливался особый правовой режим.

Вече в качестве государственного института неоднозначно оценивалось исследователями: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет.

По-разному определялась и роль совета (думы) при князе: иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган (В.О. Ключевский), как порождение аристократической родовой традиции (М.Ф. Владимирский-Буданов) или как не орган вовсе, а просто «акт думания», принятия решений (В.И. Сергеевич).

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: установлены пункты («погосты») и сроки сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается «десятина» — налог в пользу Церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.

Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы — дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со «двора», князь Владимир — с «плуга», князь Ярослав — «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

 

Церковь

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).

По мнению А.Е. Преснякова, церковное землевладение первоначально возникло из княжеских земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения.

Княжеские пожалования церкви кроме земельных наделов включали также разного рода челядь, страдников и изгоев, лиц, тесно зависимых от собственника передаваемой земли. Формировалось достаточно автономное «церковное общество», защищенное привилегиями (освобождение от уплаты податей и исполнения повинностей, право на получение «десятины») и иммунитетами (особый суд, собственная администрация). Общее право и княжеская власть не вторгались в эту сферу.

В качестве митрополии Константинопольского Патриарха русская православная Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий.

Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золото-ордынскими ханами.

Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.)