Киевская Русь – Русская земля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киевская Русь – Русская земля



Сформировавшееся к середине X в. государственное образование, получившее название «Киевская Русь», представляло собой конгломерат племенных территорий («городовых областей»), объединенных Киевом на основе, выражаясь современным языком, конфедеративного союза.

Нечеткость государственных границ, обусловленная натиском кочевых народностей и экспансией самих славянских племен (присоединение

новых территорий и племенных центров), дополнялась неопределенностью статуса Киева как официальной столицы государства (по преданию кн. Святослав собирался перенести столицу на Балканы или даже ближе к Каспию). Киев был фактическим центром государственного союза территорий, племен, городовых областей и т.п., населенных разными племенами и народностями.

Лишь к XI в. территориальный принцип (основополагающий в процессах государствообразования) побеждает принцип родовой, племенной.

Вместе с тем образование территориального союза не усилило позиций киевского центра. Направляя в периферийные города своих наместников и волостелей, киевские князья вынуждены были предоставлять им широкую автономию. Если же великокняжеские наместники (или посадники) присоединяли к своим владениям новые земли и территории, то киевский князь даровал им в управление эти земли. Наместники получали с них дань в свою пользу (аналогично ленным отношениям в Западной Европе IX в.).

Наместники имели собственные дружины, укрепления и дворы, управляли местным населением, получая с него «корм», и судили его. Некоторые из наиболее влиятельных и сильных присваивали себе титул «великого князя». Киевский же великий князь оказывался первым среди равных, его право старшинства и первенства должно было подкрепляться силой.

К середине XII в. все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространилось на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Расширение территории Киевского государства особенно активно стало осуществляться при правлении сына княгини Ольги, Святослава (походы Святослава — 964—972 гг.). Первый удар он нанес по территории хазар. Были захвачены их главные города на Дону и Волге. Святослав даже планировал обосноваться в этом регионе, став преемником разрушенного им государственного образования.

Затем русские дружины выступили на Дунай, где захватили город Переяслав (ранее принадлежавший болгарам), который Святослав решил сделать своей столицей. Подобные политические амбиции показывают, что киевские князья еще не связывали идею политического центра своей империи именно с Киевом.

Опасность, пришедшая с Востока, — нашествие печенегов, заставила киевских князей больше внимания уделять внутреннему устройству собственного государства.

В 980 г. власть в Киеве захватил кн. Владимир. Одним из важнейших политических действий этого князя было принятие официального религиозного вероисповедания. На выбор были: ислам, исповедуемый волжскими болгарами; католичество, привнесенное миссионерами из Германии, иудаизм, проповедуемый хазарами; греческое православие (константинопольские миссионеры неоднократно предлагали его русским князьям. Кн. Ольга, например, приняла православие еще в 957 г.).

Принятию христианства предшествовала первая религиозная реформа князя Владимира: он существенно сократил численность пантеона языческих богов, выделив приоритет одного из них — Перуна.

Выбор вероучения имел важные политические последствия. Еще более тесными стали связи Руси с Византией. Они подкреплялись браками членов княжеских семей и константинопольских императоров. После крещения населения Руси (988) Церковь приобрела в государстве официальный статус. В связи с этим установился порядок сбора десятины в доход церкви Богородицы в Киеве и был введен статут о церковных судах (1010).

В 1037 г. кн. Ярослав заключил с византийскими властями соглашение о статусе Русской Церкви. Последняя организовывалась как церковная епархия константинопольского Патриарха с митрополитом в Киеве. Епископы назначались по рекомендации киевского князя.

Первым русским по происхождению митрополитом был Илларион (1051). В своем трактате «Слово о Законе и Благодати» Илларион отмечал божественную сущность государства, подчеркивал наследственное происхождение власти, выводя родословную современных князей от «старого Игоря».

В трактате затрагивается ряд проблем о соотношении закона и истины, о роли закона — правды в реализации верховной власти, о правовом статусе верховной власти, ее целях и задачах.

Закон понимается как первая ступень в организации общественной жизни, как приготовление к истине, свет которой он отражает.

Происхождение власти Илларион связывает с Божественным промыслом, лучшим способом ее приобретения он считает наследование престола. Князь, будучи самодержцем, обязан блюсти закон и интересы народа, опираться на совет бояр.

Митрополит рисует образ правителя христианского типа и впервые ставит вопрос об ответственности князя перед подданными.

Он вводит в политике правовую идеологию понятие «правда», юридический термин, включающий в себя нравственную мотивацию. Илларион различает понятие закона как внешнего предписания, регулирующего посредством запретов поведение человека в обществе, и истины, достижение которой придает высокий нравственный статус христианину. При этом становится ненужной регулятивная деятельность закона: последний сравнивается со светом луны, а истина — с лучами солнца.

Политико-правовые идеи Иллариона оказали определенное влияние на созданный при Ярославе (1054) первый писаный свод русского права — Русскую Правду.

КИЕВСКАЯ РУСЬ КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ (Х-ХП вв.)

Киевский центр

Закрепившиеся в Киеве князья под прикрытием русско-варяжских дружин осуществляли регулярные походы. Их целью было, во-первых, сбор дани с подвластного им славянского населения; во-вторых, транспортировка ее на ладьях по Днепру на юг, к Константинополю.

Вместе с имуществом, продуктами на рынки Византии караваны доставляли пленников, которых продавали в рабство.

Ладьи княжеской дружины, отправляясь из-под Киева возглавляли караваны купцов, стремившихся к торговле с греками. Караваны продвигались по территориям, не контролируемым Киевом, требовалась сильная защита от нападений кочевников и местного населения. Это была «часть знаменитого торгового пути «из варяг в греки», начало которого находилось севернее, и который образовался задолго до превращения Киева в столичный город.

Стратегическое положение Киева на торговом пути ставило остальные города Русского государства (древние и вновь возникающие) в зависимость от него. Для киевских князей вскоре этого становится недостаточным, Киев начинает оказывать серьезное давление на Константинополь. Военные походы киевских дружин на Византию кроме чисто военных целей (грабежи, захват, устрашение) имели также цели более мирные — торговые.

Русь, обосновавшаяся в Киеве предпринимала меры для объединения псех соседних с нею славянских племен, понуждения их к походам на юг, на Византию. Военное и политическое давление на границы империи должно было обеспечить с ее стороны уступки и более льготные условия для славяно-русской торговли. Военные и торговые цели и методы смешивались, киевские купцы-разбойники оставались верными себе. Отношения киевских князей и новой русско-варяжской политической и военной элиты с местным населением были достаточно сложными. (В общей форме эти отношения можно представить как взаимодействие городской и сельской культур).

Киев как политический и военный центр вновь образующегося государства силой, убеждениями и договорами стремился подчинить себе соседние славянские племена. В легенде о призвании варягов сформулирован основной мотив и идеология процесса объединения: сами разрозненные славянские племена не могли установить мир и согласие без вмешательства внешней организующей силы.

Однако были вполне конкретные обстоятельства, требовавшие установления единства, это — защита территории и населения от степных кочевников, постоянно угрожавших с юга и востока. Союзниками славян в этой борьбе оказались существовавшие в IX и X вв. на территории Руси варяжские княжества (в Новгороде, на Белом озере, в Изборске, Полоцке, Турове). Варяжские наемники составляли важный элемент киевской дружины. Смешиваясь с местным славянским населением, пришельцы с Севера, расселялись в городских центрах по берегам Балтийского моря и вдоль торгового пути «из варяг в греки» (в бассейне трех рек, соединяющих Балтийское и Черное моря: Днепра, Волхова, Десны).

Племенные территории, населяемые славянами имели своими центрами города, в которых размещались местные племенные элиты (вожди, волхвы, князья, старейшины и проч.). Основную массу населения племенных территорий составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Племенные князья и вожди находились в вассальной зависимости от киевских князей и уплачивали им дань. Племена, проживавшие в стороне от торговых путей (в центре которых стоял Киев), наименее охотно подчинялись власти киевского центра и принуждались к этому силой. Племенные центры, заинтересованные в торговых операциях славянского союза, добровольно подчинялись Киеву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.007 с.)