Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоги работы кодификационной комиссии

Поиск

 

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

1. Утвержденный в 1714 г. и изданный в 1715 г. Артикул воинский, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию.

2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегий, охватывал всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу положен шведский Канцелярский устав 1661 г.

Структура Регламента ориентирована на объекты регулирования: положения об обязанностях и должностях коллегий и государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих, норм административной ответственности.

3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название Пункты о вотчинных делах (1725), был обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, дополнявшим и изменявшим предшествующее законодательство о наследовании.

Опыт кодификационной работы первой половины XVIII в. показал, что развитие права стремилось создать отраслевое деление, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения.

Время вступления нормативного акта в силу, как правило, не устанавливалось. В некоторых актах определялись пространство действия закона и круг лиц, на которых распространялось его действие. Сфера действия правового акта зависела от его формы.

*

* *

В петровский период в среднем в год издавалось около 160 указов. Огромное число нормативных актов, регламентировавших все сферы жизни, нуждалось в систематизации.

В 1695 г. всем приказам было поручено составить выписки из статей, дополнявших Уложение и новоуказные статьи. В 1700 г. издан Указ о составлении нового Уложения. В 1714 г. распоряжение повторилось, однако без результатов.

Новые правовые акты дополняли Уложение 1649 г. и регламенты, в случае разногласий предпочтение отдавалось новым актам. Кодификационные работы вновь активизировались в 1720—1725 гг. За этот период были подготовлены проекты частей Уложения о суде, о процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах, о наказаниях и рассмотрении гражданских дел.

 

Возобновление кодификационной работы

 

В начале царствования Елизаветы создана комиссия для пересмотра всего комплекса ранее изданных указов. В 1754 г. образована центральная комиссия и подчиненные ей ведомственные и губернские комиссии для составления Уложения. Был подготовлен план Уложения, включавший четыре части — о судоустройстве и судопроизводстве, сословных правах, вещных и обязательственных правах, розыске и уголовных наказаниях.

В1754 г. начала работу очередная комиссия, затем в 1760 г. еще одна. Становилось очевидным, что изменения в законодательстве, возникавшие каждое десятилетие, было все труднее сводить в единый внутренне согласованный кодекс. Каждая комиссия (а их было восемь, начиная с петровской и заканчивая екатерининской 1767 г.) вносила новые элементы, принципы и язык в подготавливаемый проект Уложения. Кроме того, выяснялась еще одна необходимая предпосылка для успешного завершения законотворческой работы — необходимо было адекватно выявить реальные общественные потребности в законах, а это могло сделать только некое представительное собрание от всех сословий и социальных групп.

С 1761г. к работе над Уложением подключились выборные от дворян и купцов. Были подготовлены части Уложения о суде, розыскных делах и состояниях подданных вообще.

Манифестом Екатерины II в декабре 1766 г. создана новая комиссия для составления нового Уложения, состоявшая из представителей разных сословий (общее число 573 человека), которая должна была начать работу в 1767 г.

К концу XVII в. «новоуказные статьи» составили полторы тысячи актов, часто зафиксированных лишь в одном списке и не опубликованных. Об их существовании знали только чиновники-приказные. Содержание и форма новоуказных статей оставались архаичными, на уровне юридической техники, свойственной судебникам и Соборному Уложению.

Распространенными приемами оставались: дополнение старой нормы новым положением, замена отдельных терминов и фраз в правовом тексте, группировка норм по хронологическому принципу. В «новоуказных статьях» отсутствовала дифференциация нормы гражданского и уголовного права.

 

Юридическое образование

 

В 1728 и в 1730гг. одна за другой создавались комиссии по систематизации законодательства. В ноябре 1731 г. учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус, в котором среди прочего преподавалось законоведение.

В 1737 г. недоросли-дворяне распределялись между Сенатом, коллегиями и канцеляриями Санкт-Петербурга для прохождения управленческой практики и изучения законов. Это направление подготовки правоведческих кадров существенно расширилось во второй половине XVIII в. в связи с образованием Московского университета.

 

Формы правовых актов

 

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.

Наиболее распространенные формы в первой четверти XVIII в.:

Регламенты (акты учредительного характера) определяли состав, организацию, компетенцию и порядок делопроизводства органов управления (Генеральный регламент 1720 г., Духовный регламент 1721 г.).

Всего в этот период было утверждено семь регламентов — Кригс-комиссариата (о выдаче жалованья в полках, 1711 г.), Штатс-конторы (о государственных расходах, 1719 г.), Коммерц-коллегии (о торговле, 1719 г.), Камер-коллегии (о государственных доходах, 1719 г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий, 1720 г.), Главному Магистрату (о городском устройстве, 1721 г.), Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении, 1721 г.). Регламенты были актами, определявшими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира.

Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, адресованные конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и были, нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания. Адресовывались определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената.

Указами оформлялось учреждение новых государственных органов и должностей (Указ об учреждении губерний 1708 г., Указ о фискалах 1714 г.), введение в действие актов отраслевого законодательства (Указ о форме, суда 1723 г.), назначение на должности (Указ о назначении Позднякова обер-секретарем Сената 1721 г.). Петром I предпринята

попытка разделить указы на временные и постоянные, присоединив последние к уставам и регламентам.

Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716 г. — Воинский устав, 1720 г. — Морской устав, 1729 г. — Вексельный устав).

Уставы издавались для определенного ведомства (Воинский, Морской) или регулирования определенной отрасли права (Устав о векселях, Воинский, Краткое изображение процессов или судебных тяжб).

Для системы правовых источников в целом в данный период характерно очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и обычаем. Законодательная функция ассоциировалась с волей монарха. Обилие норм требовало серьезной работы по их систематизации и кодификации. В 1700—1703 гг. были сформированы Новоуказные книги, состоявшие из актов, принятых после Новоуказных статей.

Попытка синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего Соборного Уложения осуществлялась на протяжении 1714—1718 гг. Необходимость рецепции норм иностранного права, связанная с изменением геополитической ориентации страны, потребовала значительной работы по освоению и переработке иностранных (шведских, германских, французских, датских) кодексов в 1719—1720 гг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.008 с.)